Как царь хаммурапи превратил вавилон в могущественную империю план урока

Обновлено: 07.07.2024

Данный урок истории в 5 классе по теме Двуречье. На уроке предусмотрена работа с фрагментом документа в группах. В конце урока учащиеся пишут синквейн. Методика написания синквейна прилагается.

ВложениеРазмер
vavilonskiy_tsar_khammurapi.docx 28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная: воспитывать интерес к истории древних цивилизаций, способствовать формированию у учащихся навыков правовой культуры, гражданской ответственности.

I. Организационное начало. Актуализация знаний.

1.Знакомство учащихся с темой и целями урока

II. Объяснение нового материала.

2.Вавилонское царство и его расцвет.

3.Личность в истории-Хаммурапи.

4. Как нашли законы царя Хаммурапи.

III. Самостоятельная работа учащихся с документом

5.Работа с текстом законов по группам:

I.Трудовое население страны и законы.

II.Преступления и наказания по законам Хаммурапи.

III.Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми.

6.Ответы на вопросы. Написание синквейна.

V.Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке .

Давайте вспомним, с историей какой страны вы начали знакомиться на прошлом уроке? На доске зашифровано название этой страны – ЕМОПТОАЯИЕС (Месопотамия). Как еще называют эту страну?

Учитель: А почему её так называют

Сегодня мы познакомимся с государством, которое впервые дало нам первый свод записанных законов.

-Ребята, кто из вас может объяснить, что такое закон? Что вы знаете о законах? Зачем нам эти правила поведения? Для чего они создаются? Какие правила, принятые в обществе вы еще знаете? Какие бывают законы?

Обобщаем вместе с учащимся, обращая внимание на то, что правила регулируют отношения людей в обществе. По правилам живет любая страна мира. С помощью определенных мер государство принуждает человека выполнять эти правила. Так появляется необходимость в создании законов, по которым должны жить люди в любой стране. Вместе с учащимися формулируем значение понятия закон:

Закон-это строгое непререкаемое предписание, правило, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства.

II. Объяснение нового материала.

2. Вавилонское царство и его расцвет.

Долгое время города Двуречья воевали за право быть главным городом. Около 1750 г. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи по очереди покорил соседних правителей и создал империю, охватывавшую почти всю Месопотамию - от Персидского залива до Ассирии включительно (демонстрируется на карте).

-Назовите самые крупные города Вавилонии. (Ур, Урук, Ниппур, Киш) .Все они подчинились Вавилонскому царю.

Выгодное положение Вавилона давало возможность вести активную торговлю, сюда шли торговые корабли, здесь пересекались торговые пути.

3.Личность в истории-Хаммурапи.

Хаммурапи был самым знаменитым и могущественным царем Вавилона. Его послы ездили в Сирию, Финикию, Египет, царство хеттов. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Он назначал правителей областей и городов, руководил войском. Однако в отличие от фараонов, вавилонский царь богом не назывался, а получал власть от богов и, управляя страной, выполнял их волю. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. По приказу Хаммурапи было вырыто много новых каналов для очистки земель от накопившейся соли, которая лишала землю плодородия. Хаммурапи был выдающимся государственным деятелем, хитрым дипломатом и мудрым законодателем.

4. Как нашли законы царя Хаммурапи.

В 1901 году французские археологи при раскопках восточнее Вавилона нашли стелу- двухметровый столб из черного базальта. (Работа с иллюстрацией в учебнике). В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом Солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия вручает царю судейский жезл и кольцо. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом, и когда ученые расшифровали его, перед ними предстал свод законов царя Хаммурапи. Созданные по его приказу, законы вступили в силу уже под конец его правления.

III. Самостоятельная работа учащихся

Сегодня, изучая эти законы, мы узнаем, как жили древние вавилоняне. Рассказывают, что это были очень суровые законы, например, и за то, что сын ударил своего отца, ему отрубали руку. Верите ли вы в это?

Верите ли вы, что законы, созданные Хаммурапи защищали бедняков? Поверите ли вы, что законы заставляли людей хорошо выполнять свою работу? Ответить на эти вопросы вы сможете, изучив текст законов.

5.Работа с текстом законов.

Учащиеся делятся на три группы и получают тексты с фрагментами свода законов Хаммурапи и вопросы для работы. Они должны изучить предложенные статьи законов и ответить на вопросы к ним. (Приложение 1)

I группа. Трудовое население страны и законы.

Вопросы к группе:

1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам? (Соседские общины земледельцев)

2.Какой труд поощряли законы? (Честный, кропотливый)

3.Предположите: каким было отношение в Вавилонии к частной собственности? (Законы поощряли и защищали частную собственность)

4.Чьи интересы защищает закон? (В первую очередь интересы собственников, простых земледельцев закон защищал от разорения)

5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны? (Разорившиеся граждане, обедневшие земледельцы не смогут платить в казну налоги, это приведет к упадку страны)

II группа. Преступления и наказания по законам Хаммурапи.

1.За какие преступления наказывали в Вавилонии? (За кражу, убийство, за бездоказательное обвинение, за оскорбление, порчу имущества)

3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?

4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?

5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?

III группа. Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми.

1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Вавилонии люди стремились хорошо выполнить свою работу? (Среди населения были: земледельцы, лодочники, пастухи, строители, лекари. За некачественную работу ремесленники строго наказывались).

2.Как относились в Вавилонии к рабам? Какое вознаграждение полагалось вавилонянину за поимку раба? (Рабы были как слуги, им нельзя было помогать. Никто не имел права укрывать беглого раба. За поимку раба полагалась награда - две меры серебра)

3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.(Законы наказывали за похищение детей, не разрешали отвергать детей от наследства, приемные дети оставались у приемных родителей, если были обучены мастерству .За оскорбление родители могли оставить детей без наследства)

4.Кого защищали законы царя Хаммурапи?

6. Написание синквейна.

Что я узнал сегодня нового по данной теме?

Что меня более всего удивило, заинтересовало?

V. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке . С комментариями учителя оценки выставляются в дневники учащихся.

VI. Домашнее задание. Домашнее задание: §14 в учебнике А.А.Вигасин. Подготовить развернутые ответы о жизни, обычаях и занятиях жителей вавилонского общества.

Термины:
Закон – это обязательные правила поведения, за
нарушение которых полагается суровое наказание.
Чиновник – человек, который находится на службе
государству и правителю.
Иерархия – порядок подчинения вышестоящему.

Занятия жителей Вавилона
Главным занятием жителей
Вавилона было земледелие.
Здесь получали большие урожаи
зерновых культур.
Для полива полей жители рыли
длинные каналы.
Кроме земледелия жители
Вавилона занимались
скотоводством. Держали коров,
овец, коз.
Также занимались ремеслом и
торговлей.

Самым могущественным царем
Вавилонии был Хаммурапи (17921750 годы до н. э.).
Хаммурапи создал сильную и
многочисленную армию.
После этого начал войну с
соседями. В результате он
объединил всю Месопотамию в
большое государство.

Власть Хаммурапи была
неограниченной.
Он распоряжался всеми
землями государства.
Мог забрать имущество у
любого подданного или
казнить его.

Хаммурапи был первым царем,
который приказал записать свои
законы и выставить на всеобщее
обозрение.
Законы Хаммурапи были выбиты на
каменном столбе, и каждый
грамотный человек мог ознакомиться
с ними.
Хаммурапи утверждал, что получил
власть от богов.
Примерно сто лет назад археологи
нашли этот камень, который со всех
сторон был покрыт ровными рядами
клинописи.
Mbzt

В верхней части камня находилось такое
изображение: на троне восседает бородатый
бог в высокой короне, а перед ним, ростом
пониже, в почтительной позе стоит царь. Это
бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл
—знак власти над людьми. Солнце видит все,
что совершается на небе и на земле. Шамаш
— небесный судья и владыка, а Хаммурапи —
земной.
На этом камне (стеле) были выбиты законы
царя Хаммурапи. Теперь судьи должны были
судить народ не по своему произволу, по
законам царя Хаммурапи. Жители Вавилона
теперь знали, что за нарушение закона их
ждет суровое наказание. Все должны
соблюдать законы, потому, что они даны
царю Хаммурапи богами, иначе их ждет гнев
богов.

Споры между людьми
стали разбираться по
одинаковым для всех
правилам.
А не так, как считали
разные судьи (жрецы,
старейшины,
наместники).

Правление Хаммурапи
Ремонт оросительных каналов, постройка хороших
дорог.
Реформы и
улучшения
Назначение чиновников (следили за сбором налогов,
набором в армию, работами).
Облегчение жизни людей (упорядочение повинностей,
отмена старых долгов).
Издание справедливых законов, для того чтобы
обеспечить порядок в стране.

В Вавилоне жили две категории
людей: свободные граждане и
рабы.
Рабом мог стать не только
военнопленный, но и свободный
человек, проданный в рабство за
долги и преступления.
Зажиточная семья имела двухтрёх рабов, богатая — десятки.
Раба клеймили, стригли наголо
или обозначали другим
способом.

Бог Солнца Шамаш
Бог–покровитель
Вавилона Мардук
Храм Мардука — самый
большой храм в Вавилоне.
Зиккурат —
многоступенчатое культовое
сооружение в Древней
Месопотамии.
Жители Вавилонского царства верили во множество богов, и у
каждой деревни был свой бог-покровитель.

Неравенство среди свободных вавилонян
Очень богатые
Очень бедные
Владели полями и садами с
финиковыми пальмами
Не имели ничего, кроме клочка
земли и хижины
Снаряжали караваны и корабли в
другие страны
Содержали семью, которую нужно
было чем-то кормить

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Образовательные:

дать представление о древней стране Вавилонии, о значении деятельности царя Хаммурапи

определить, в чьих интересах были составлены законы Хаммурапи

Развивающие:

совершенствовать навыки самостоятельной работы с историческими документами и понятиями

Воспитательные:

воспитывать чувство уважения к законам как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми.

Планируемые результаты:

давать образную характеристику Хаммурапи;

объяснять причины создания законов;

применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения законов Хаммурапи

изучать и систематизировать информацию различных исторических источников

метапредметные УУД:

пытаться принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою

выделять существенную информацию из текстов разных видов

обобщать результаты исследовательской работы

высказывать аргументированные суждения

личностные УУД:

обрести мотивацию к изучению нового материала

осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Тип урока: урок открытия новых знаний.

I.Огранизационный момент

Страна под названием Междуречье лежит между двумя реками … и …
В Древнем Междуречье было особое письмо – …
Жителям страны приходилось строить насыпи вдоль рек, чтобы … не смыло … на полях.
Государство возникло более … лет до н.э.
В Древнем Вавилоне с … по … год до н.э. правил царь ………. который создал первые …

(Тигр, Евфрат, клинопись, наводнением, посевы, 1792–1750 , 5000, Хаммурапи, законы)

II.Мотивационно-целевой этап

В 1901 г. французская археологическая экспедиция обнаружила в г.Сузах (ныне – Иран) на территории Междуречья, необычный предмет – черный базальтовый столб.

- Как вы думаете, чем уникален этот столб?

- Почему текст написан на двухметровом базальтовом столбе?

Вы правильно предположили, что данный столб уникален благодаря надписям, которые сделаны на нем.

- Интересно ли вам узнать, о чем этот текст и кому он посвящен?

План урока

1.Город Вавилон становится главным в Двуречье.

2.Хаммурапи и его законы.

Проблемный вопрос. Почему появились законы? Какие из них можно назвать справедливыми, а какие – нет?

III.Работа по теме урока

1.Город Вавилон становится главным в Двуречье

- Рассмотрите карту на с.70 учебника (в атласе) и расскажите, где располагался город Вавилон.

Вы готовы поближе познакомиться с Вавилоном и его жителями? Тогда в путь, но не забывайте делать записи в путевых дневниках.

Слайд 1. Вавилон был расположен в удобном месте, где реки Тигр и Ефрат близко подходят друг к другу. Здесь находился перекресток речных и сухопутных дорог. Цари Вавилона богатели в результате торговли.

Слайд 2.В речном порту Вавилона множество судов. Деревянных кораблей совсем мало, так как лес был очень дорогой. Зато много больших лодок из тростника с загнутым носом и кормой.

Слайд 3. Вот пристает к причалу плот. Однако он сделан не из бревен, а из кожаных мешков, надутых воздухом. Вавилоняне связывали несколько мешков между собой, а поверхность плота выстилали тростником. Такой плот мог перевезти тяжелый груз.

Слайд 4. А вот видны круглые суда. Их каркас сделан из тростника и обтянут кожаным чехлом. Чтобы вода нет проникала внутрь чехла, швы промазывали асфальтом – природной смолой, которую добывали из земли. В Вавилонском порту шумно и людно: одни суда разгружаются, другие нагружаются.

- Применив свои знания о природных и климатических условиях Двуречья, предположите, что продавали и что покупали купцы, приплывшие в Вавилон?





Что ввозили? Вавилон Что вывозили?







Строительный лес, Зерно, овечья шерсть.

2. Хаммурапи и его законы

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хамму­рапи, правившем с 1792 по 1750 г. до н. э. Он проявил себя опыт­ным и умелым дипломатом, законодателем, мудрым правителем.

Как вы думаете, что значит быть мудрым правителем?

Что ж, проверим, насколько справедливы ваши предположения.

Итак, Хаммурапи был умным и энергичным правителем. Он заботился о процветании царства. Гордился тем, что строил хра­мы во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы достаточно было воды на полях. Царь стремился к тому, чтобы все жители страны жили по одним и тем же правилам. Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.

Как вы можете объяснить слово законы?

(Ученики высказывают предположения, а затем записывают новое понятие в словари.)

Законы — это правила, обязательные для всех жителей страны.

Часть каменной плиты с текстом законов изображена на с. 71 учебника. Рассмотрите эту иллюстрацию.

На переднем плане стоит владыка Вавилонского царства. Кто осмелился сидеть в его присутствии? Это Шамаш, бог Солнца и справедливого суда, он вручает царю жезл — знак власти.

Получается, что Хаммурапи правит и судит по воле бога. Над­пись на каменном столбе гласит, что законы должны установить справедливость в стране, чтобы сильный не притеснял слабого.

Проблемный вопрос. Как вы понимаете смысл этой надписи?

Царь стремился к тому, чтобы в Вавилонском царстве был порядок и отсутствовал произвол. Это означало, что отныне судьи должны строго следовать закону, а не поступать по своей прихоти, не своевольничать.

Теперь вам предстоит выполнить задание.

Кого и что защищали законы Хаммурапи?

Как они сказывались на развитии страны и хозяйства?

Были ли они справедливы для всех членов вавилонского общества?

(Ученики делятся на пять групп, каждая получает рабочий материал.)

Рабочий материал для первой группы

7. Если человек купит из руки сына человека (полноправного жителя Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и до­говора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек — вор, его должно убить.

42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.

53. Если человек поленился крепить плотину своего поля и вслед­ствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соот­ветствии с урожаем его соседей.

233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою рабо­ту, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.

Вопросы для первой группы

Что объединяет все эти законы?

Что вы узнали о хозяйстве Древней Вавилонии?

Какой труд поощряли законы?

Почему в царских законах проявлена столь большая забота о системе орошения?

Рабочий материал для второй группы

59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) сру­бит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить I /2 мины (мина — 0,5 кг) серебра.

237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шер­стью, маслом, финиками или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.

245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.

Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей (сикль — 8,4 г) серебра.

Если человек украл сошник или же борону, то он должен запла­тить хозяину 3 сикля серебра.

Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров (гур — 252,6 л) зерна в год.

Вопросы для второй группы

Что использовалось в Древней Вавилонии в качестве платы за работу или компенсации ущерба?

О чем это свидетельствует?

Можно ли утверждать, что приведенные законы поощряли и защищали частную собственность?

Рабочий материал для третьей группы

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или ра­быню дворца, или раба, или рабыню мушкенума (свободного, но непол­ноправного подданного), то его дблжно убить.

19. Если человек держит беглого раба в своем доме и потом раб будет схвачен в его руках, то этого человека должно убить.

Если человек имеет за человеком долг хлебом или серебром и бу­дет держать его заложником, а заложник умрет в доме взявшего в залог по своей судьбе, то это не основание для претензии.

Если заложник умрет в доме взявшего в залог от побоев или дурного обращения, то хозяин заложника должен изобличить. и, если взятый в залог — сын человека, должны казнить его [ростовщика] сына.

117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или заимодавца три года, на четвертый год должно отпустить их на свободу.

Вопросы для третьей группы

Какой общественный строй существовал в Древней Вави­лонии, судя по данным статьям?

Как вы думаете, кто чаще всего попадал в долговую кабалу?

Кого глава семьи мог отдать в долговую кабалу?

Приведенные статьи были написаны в интересах должни­ков или ростовщиков?

Рабочий материал для четвертой группы

128. Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина не жена.

177. Если вдова, имеющая малолетних детей, вознамерится войти в дом другого, то она не может войти без ведома судей. Когда она входит в дом другого, судьи должны исследовать дело дома ее первого мужа, передать дом ее первого мужа в заведование ее второму мужу и этой жен­щине и взять с них документ. Они должны хранить дом, а также воспи­тывать малолетних детей.

Если человек усыновит малолетнего, находившегося в пренебре­жении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по суду.

Если человек усыновит малолетнего и, лишь когда его усынови­ли, он узнает своего отца и свою мать, то этот воспитанник может вер­нуться в дом своего отца.

Вопросы для четвертой группы

Докажите, что законы царя Хаммурапи защищали права детей.

Почему законы требовали от подданных официального за­ключения брака?

Рабочий материал для пятой группы

1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего дблжно убить.

6. Если человек украдет достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

14. Если человек украл малолетнего ребенка другого человека, то его должно убить.

Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.

Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

200. Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

Если человек ударил по щеке человека, высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.

Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить ему одну мину (0,5 кг) серебра.

205. Если раб человека ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

Вопросы для пятой группы

Как вы считаете, предлагаемые наказания за преступления слишком суровые или нет?

Почему в статьях 202,203,205 за одно и то же преступление предусмотрены разные наказания?

Группы презентуют работы.

IV. Применение нового знания

А теперь проверим, насколько хорошо и правильно мы поня­ли суть данных законов.

Представьте, что мы присутствуем на заседании суда в Ва­вилоне. Оно проходит у городских ворот, прямо под открытым небом, в тени пальм. Хмурые стражники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зева­ки. Идет разбор жалоб. Наблюдайте внимательно и будьте готовы ответить на вопросы.

Жрец с бритой головой привел тощего бедняка, которого обвиняет в краже.

Судья. Это ты похитил одежду богини Иштар?

Судья. Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, указует: если кто-либо украдет имущество храма и царя, то.

Предположите, какому наказанию согласно законам царя Хаммурапи подвергнется несчастный бедняк. (Бедняка каз­нят, так как за кражу достояния бога по законам полагалась смерть.)

Некий купец, приплывший на торговом корабле с севера, привез в Вавилон строевой лес, выгодно его продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идет он по улице и видит: в тени пальм стоит молодой раб.

Купец. Что ты тут делаешь?

Раб. Мой господин зашел в корчму выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться.

Купец. Ты смышленый и послушный раб, но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на тво­ей спине! Неужели от удара? Выгодное дельце предлагаю: мне надо от­плывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.

Раб соглашается. Купец уводит раба с собой, оба садятся на корабль и отплывают.

Какое наказание ждет купца, если его поймают? (Смерть.)

Почему за кражу раба и за кражу вещи - покрывала боги­ни — наказывают одинаково? (По законам Хаммурапи раб- чужеземец был приравнен к вещи.)

Идет заседание суда.

Земледелец. Вот этот человек нанял у меня вола, чтобы распахать поле. Я пожалел соседа, дал ему на день вола. Тогда он вместе с сыновь­ями вспахал и засеял свое поле, потом привязал вола и ушел отдыхать. Да, видно, плохо привязал! Вол сорвался с привязи, забрался в огород и все там вытоптал. А этот неразумный, чем рассердиться на самого себя, бросился на моего красавца и ударом мотыги рассек ему жилу на затылке. Я побежал, но было поздно.

Как разрешится эта ситуация? (Сосед должен полностью возместить пострадавшему его потерю.)

Справедлив ли закон, наказывающий за убийство чужого вола? (Да, справедлив: если ты не сберег то, что тебе дали на время, за это надо отвечать.)

V. Подведение итогов урока

Как вы считаете, какое значение законы Хаммурапи имели для жителей Вавилона?

Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в XXI в.?

Давайте сформулируем ответ на проблемный вопрос. Почему появились законы? Какие из них можно назвать справедливыми, а какие – нет?

VI.Рефлексия.

Что понравилось на уроке .

Что было трудно .

Что хотелось бы .

Всем спасибо за работу!

Домашнее задание

§ 14. Дифференцированное задание:


Урок рассказывает о самом могущественном государстве Двуречья – Вавилоне. Дается характеристика времени правления царя Хаммурапи. Анализируются древнейшие в истории человечества законы, принятые Хаммурапи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Вопросы занятия

· Вавилон – самое могущественное государство Двуречья

· Правление царя Хаммурапи

Вавилон – самое могущественное государство Двуречья.

Вы уже знаете, что в Двуречье было множество городов. К XIX веку до нашей эры самыми крупными из них были Киш, Эшну́нна, Вавило́н, Ла́рса, Уру́к. Долгое время города воевали между собой. Они никак не могли решить кому быть главным.


Победителем из этой борьбы вышел Вавилон. Город находился в очень выгодном месте Двуречья. Там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. Это помогало вавилонской торговле. Ведь по вавилонским землям проходили самые важные в Передней Азии сухопутные и речные торговые пути. Торговля приумножала богатства Вавилона.

В основном сюда привозили дерево, металлы (медь, серебро, свинец), рабов. Вывозили: зерно, шерсть, масло, финики.


В Вавилоне жило более ста тысяч человек. Для того времени это было очень много – равносильно огромному современному городу. Например, такому как Москва.

Правление царя Хаммурапи.

Самым знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммура́пи. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры. Царь создал сильную и многочисленную армию. После чего начал войну с соседями. Через 20 лет Вавилон покорил почти все Двуречье.


Власть Хаммурапи была неограниченной. Он распоряжался всеми землями государства. Мог забрать имущество у любого подданного или казнить его. Но Хаммурапи был мудрым правителем. Он многое сделал для развития страны. По его приказу были отремонтированы оросительные каналы, построены хорошие дороги.

В управлении государством царю стали помогать чиновники (они следили за сбором налогов, набором в армию, общественными работами). Хаммурапи облегчил жизнь простых людей (упорядочил повинности, отменил старые долги).

Законы Хаммурапи.

Но самое главное, для того, чтобы обеспечить порядок в стране, издал справедливые законы. Закон – это правило обязательное для всех жителей страны. По правилам живут все государства мира. Все люди должны соблюдать законы.

Законы Хаммурапи были приняты около 3750 лет назад. Только известно о них стало не так уж и давно. Немногим больше 100 лет назад, французские археологи проводили раскопки на месте древнего города Сузы. Там они нашли большой столб из твердого черного камня.


Посмотрим на него поближе. В верхней части камня вырезаны две фигуры. Одна изображает царя Хаммурапи. Вторая – бога солнца Шамаша, восседающего на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо – символ власти над людьми. Вся остальная поверхность столба покрыта клинописью. Это и есть знаменитые законы Хаммурапи.

Столб с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы, старейшины, наместники).

Жители Вавилонии знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание. Ведь на черном камне было написано, что Хаммурапи получил власть от богов. А воля богов неколебима и гнев их очень суров.

Но иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к богам напрямую. Происходило это так. Обвиняемого вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый чист перед богами и невиновен.

В Вавилонском царстве преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли своей жертве.


Например, если раб оскорблял свободного человека, то ему отрезали ухо. Заметьте, не язык и не руку, а именно ухо. Это делалось для того, чтобы не лишить раба возможности трудиться и отвечать на вопросы господина. Кроме того, такой раб уже не мог убежать: все знали – это невольник, при этом непокорный.

В Древнем Вавилоне рабы были в первую очередь ценной рабочей силой. Случалось, что по чьей-либо вине чужой раб погибал. За это виновный платил цену раба его хозяину или отдавал своего невольника.

Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но когда семья бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и рабы, богатые и бедные.

А теперь давайте повторим все то, что мы сегодня узнали.

· После долгих войн Вавилон стал самым могущественным государством Двуречья.

· Хаммурапи был справедливым и мудрым правителем. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры.

· Законы царя были справедливыми для того времени. Они защищали имущество богатых людей, а также свободных жителей Вавилонии от обращения в рабство.

Читайте также: