Создать мини проект на тему организация системы текущего мониторинга в детском саду
Обновлено: 07.07.2024
Как правильно подготовиться к ответам педагогу? О чем рассказать родителям? Какие вопросы требуется не упустить в беседе, чтобы составить полную картину о подготовки и проведении мониторинга в детском саду.
Используемая литература в работе при организации мониторинга в детском саду
И все же главной задачей перед педагогом встает вопрос объяснения значения мониторинга. Возникают вопросы и проблемы в недопонимании или, наоборот, в превышении требований к своим детям со стороны родителей.
Обязательно требуется фиксация об ознакомлении с новыми требованиями со стороны родителей.
Какое же разнообразие методов можно использовать при работе с детьми?
Вариативность оценивания педагог выбирает сам-это и балловая система, и система диаграмм, и цветовые клетки и т.д.
Но обязательно вся эта система должна быть зафиксирована приказами и другими локальными документами учреждения.
Представлен один из вариантов оценивания.
Как результат работы – представление аналитической справки интегративных качеств.
Работа с семьями воспитанников:
- реализация инновационного подхода в воспитании и обучении ребенка в детском саду и дома;
- формирование ответственного подхода к воспитанию и образования дошкольников;
воспитатель МКДОУ Конёвский детский сад
Новосибирская область, Краснозёрский район
На мой взгляд, наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.
В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно — лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития.
Таким образом, по результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Управление образования администрации г.Шахтерска
Консультация для педагогов
Дошкольное детство – сенситивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса.
Однако до настоящего времени в системе ДОУ доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты.
Не разработана система средств слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов.
Не учитывается индивидуальность физического состояния ребенка, что является основным фактором для качественного восприятия и полноценного развития ребенка.
Отсутствует единая форма отслеживания физического здоровья и достижений ребенка, простая в ведении и для восприятия каждого педагога, что немаловажно в организации образовательного процесса.
Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса.
Данная проблема приобретает дополнительную актуальность: как же обеспечить свое будущее, как создать спрос, как удовлетворить многообразные запросы родителей.
Эффективным способом решения данной проблемы можно рассматривать мониторинг как систему получения данных о состоянии ДОУ.
Для того, чтобы система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, необходимо проделать большую аналитическую работу, в результате которой определятся проблемные зоны, появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее.
Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.
Мониторинг помогает отработать систему взаимодействия всех субъектов образовательного процесса детского сада.
Создание системы мониторинга позволила бы решить ряд основных задач по улучшению качества образовательного процесса и проведению целенаправленной аналитически-обоснованной работы по его совершенствованию с учетом возможностей каждого субъекта образовательного процесса.
В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на её изменения в работе своего учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения.
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Мы считаем, что решать проблему повышения качества образовательного процесса необходимо на основе диагностического достоверного подхода в оценке качества образования с учетом конечных результатов.
Систематические мониторинговые исследования позволят: определить проблемные зоны, появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее, своевременно отслеживать динамику качественных изменений в детском саду, выявить трудности при организации работы детского сада в инновационном режиме.
Использование мониторинга позволяет поставить перед коллективом принципиально новые задачи по совершенствованию образовательной деятельности, переосмыслить пути решения традиционных задач и напрямую управлять качеством работы дошкольного образовательного учреждения.
Мы считаем, что мониторинг в нашем случае – это инноватика, так как он обеспечивает переход от обычной системы контроля к анализу и прогнозированию, и в, конечном итоге обеспечивает процесс перехода ДОУ от режима функционирования в режим развития.
Таким образом, актуальность использования мониторинга заключается в следующем:
Определении успешности и результативности протекания образовательного процесса
Обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе
Осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса
Прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса
Цель мониторинга –
сохранение особенностей системы ДОУ, обеспечение режима развития в современных условиях
Цель и задачи мониторинга
Обеспечение режима развития в современных условиях и
сохранение особенностей системы ДОУ.
Для достижения поставленной цели мы решаем такие задачи:
Идет подбор разработка нормативно-диагностических материалов, методик изучения качества воспитательно-образовательного процесса;
Разработано положение о мониторинге, которое включает в себя: субъекты, объекты, цели, функции, концепцию, процессы и результаты мониторинга;
Ставиться также задача: своевременно выявлять изменения в воспитательно-образовательном процессе и разрабатывать необходимые коррекционные меры;
Немаловажная задача - координация деятельности всех участников педагогического процесса по достижению цели.
Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются:
Командное взаимодействие – помогает избежать необъективного подхода к процессу мониторинга.
Коллегиальность - сотрудничество с методической службой города и старшими воспитателями ДОУ – запушен цикл семинаров, на которых идет разработка единых измерителей.
Стабильность. Оперативность. Долгосрочность
Структура мониторинга
В связи с ориентацией на повышение качества образования мы пришли к выводу, что одноразовые срезы, и обычная система контроля не столь эффективна, поэтому попытались разработать систему мониторинга, включающую в себя определение уровня профессиональной подготовки педагогов, уровень развития детей и анализ среды как условия развития,
Мы думаем, что данная структура позволит судить о состоянии педагогического процесса в любой момент времени, систематически оценивать и корректировать образовательную ситуацию, обеспечит эффективность упр авления, и будет ориентировать педагогический коллектив на повышение качества образования.
Мониторинг качества образования в ДОУ
1.Профессиональная компетентность педагогов
2.Уровень развития воспитанников
3.Влияние окружающей среды.
Мониторинг педагогов.
Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации педагогического мониторинга как эффективного метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогов.
В таблице обозначены объекты мониторинга, методы и цели. Для педагогического мониторинга мы разработали профессиограммы, технологические карты, тесты, анкеты для анализа и самоанализа. А так как педагоги сами участвуют в мониторинге, то умение рефлексировать, процессы самоанализа развивается намного быстрее.
В итоге, намечен переход от обычных планов по самообразованию к программам саморазвития. У педагогов развивается деятельность по составлению портфолио.
Я коротко представлю опыт работы нашего детского сада.
Если вас что-то заинтересует, мы готовы поделиться с вами материалом, вы можете сделать пометки на листочках и написать название д/сада, а мы отправим вам нужное эл. почтой. Для эффективности работы я предлагаю вам печатный вариант нашего диагностического инструментария, т. к. на слайдах будут только фрагменты.
2-й слайд: условия
Мы проводим мониторинг оценки качества образования как предполагает ФГОС ДО по условиям:
Психолого-педагогические условия вы видите на экране.
Оценить психолого-педагогические условия нам позволяет диагностика профессиональных компетенций педагогов детского сада, а также анкетирование родителей (законных представителей,
согласно разработанным и утвержденным положениям - это
- Положение о системе оценки деятельности педагогических работников в соответствии ФГОС ДО.
- Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО.
Анкетирование родителей (законных представителей) позволяет проанализировать ситуацию в детском саду (атмосферу, удовлетворенность детским садом в целом и в частности образовательной деятельностью, педагогами, узнать запросы, пожелания и т. д.
Наш диагностический инструментарий:
Как я уже говорила, перед вами представлены фрагменты.
- диагностическая карта педагогического мастерства позволяет выявить знания педагогов по направлениям развития детей или ОО.
- диагностическая карта оценки педагогических компетенций по определению уровня создания социальной ситуации развития детей дает возможность определить уровень владения такими профессиональными компетенциями, как обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержка индивидуальности и инициативы детей, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего образования и взаимодействия с родителями.
- по планам самообразования педагогов составляется сводный план, который дает возможность узнать над какой темой работает педагог, на каком этапе, планирует ли обобщать свой опыт и на каком уровне, что очень важно для проектирования годового плана д/с.
9-й слайд: - анкета для педагогов для планирования педагогической работы на уч. год также дает информацию для проектирования годового плана д/с.
- карты анализа ООД и режимных моментов (в рамках контроля, их несколько по каждому виду деятельности, естественно они отличаются друг от друга.
11-й слайд: Кадровые условия
Итак, о психолого-педагогических условиях я рассказала, далее – кадровые условия.
В целях эффективной реализации программы мы стараемся создавать условия, которые вы видите на слайде.
Критерии вы видите на экране
Педагоги заполняют оценочные карты предметно-развивающей среды своей группы, кабинета, зала, затем все это анализируется, данные вносятся в общую карту.
Сводный анализ данных мониторинга позволяет оценить качество образования в детском саду для последующей коррекции.
Я думаю, вы не станете спорить о том, нужно ли проводить педагогическую диагностику в детском саду.
Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга) с целью определения динамики индивидуального профиля развития ребенка и оптимизации работы с группой детей.
Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга не возможен с профессиональной точки зрения.
Главная цель диагностического обследования – определение динамики индивидуального развития ребенка и оптимизация работы с группой детей.
14-й слайд: Итак, оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах и заключается в анализе освоения ими содержания 5 образовательных областей или иначе направлений развития детей, а также исследовании развития детских инициатив (в соответствии с ФГОС ДО) :
- инициатива как целеполагание и волевое усилие
- познавательная инициатива – любознательность.
Педагогическую диагностику по направлениям развития детей проводят воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, учитель-логопед по диагностическим картам, оценивают по 3х бальной системе.
Для образца я дала вам диагностический журнал средней группы. Я думаю всем понятно, почему я не предложила заполненные.
С данной методикой я знакомила воспитателей детских садов в ноябре в рамках работы педагогической гостиной. Тем, кто заинтересовался этой методикой – я отправила на электронку, как просили.
Педагоги по результатам диагностики планируют и проводят воспитательно-образовательную работу, как с группой воспитанников, так и индивидуально. Воспитатели всех возрастных групп, специалисты в конце года сдают результаты проведения педагогических наблюдений и исследований с выводами в методкабинет, где осуществляется сравнительный анализ педагогической диагностики, делается вывод, определяются рекомендации педагогическому проектированию и зачитываются на итоговом педсовете.
Опыт работы по здоровьесбережению в детском саду Учёные доказали, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено,.
Работа с детьми требует постоянного совершенствования для выстраивания чёткой, логичной и действенной системы взаимодействия. И для этого не обойтись без мониторинга образовательной деятельности, исследующего уровень эффективности используемых методов и приёмов работы с малышами. В связи с этим педагогу важно знать все теоретические основы анализа учебно-воспитательного процесса и нюансы его осуществления на практике.
Мониторинг: что это и для чего?
В методической литературе довольно часто понятия мониторинг и диагностика отождествляются. По большому счёту, эти очень близкие термины, но для разговора о сути одного из них всё же важно разграничить, что есть что.
Это интересно. Педагогическая система включает в себя деятельность педагогов, детей, методику, средства и приёмы осуществления рабочей программы.
Мониторинг — это своего рода отчёт о результатах проделанной методической работе педагога
Педагогическая диагностика — практика оценивания уровня знаний, показателей сформированности умений и навыков у воспитанников по разным направлениям образовательной деятельности (речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-творческое развитие).
Цели и задачи организации мониторинга
Миссия мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на основании нормативных документов, определяющих стратегию работы государственной педагогической системы, и заключается в:
Методы и приёмы в работе подбираются под возраст малышей и уровень развития интегративных качеств у них
Задачами мониторинга по ФГОС является:
- выявление комплекса показателей для обеспечения цельного представления об объекте (о ребёнке) относительно качественных изменений;
- составление алгоритма сбора, анализа и хранения информации;
- обобщение материалов, полученных для анализа состояния и развития детей;
- обеспечение проведения анализа для составления прогноза относительно индивидуального развития детей;
- мотивация на повышение профессионального уровня педкадров (успехи и неудачи малышей в работе над программой по разным направлениям учебно-воспитательного процесса на 70% зависят от методической грамотности педагога в изложении программного материала).
Объекты и субъекты педмониторинга
Объектом осуществления мониторинга, то есть тем, кто подвергается анализу, являются дети. К мониторинговым субъектам, то есть тем, кто участвует в организации анализа и влияет на его результаты, относятся:
- воспитатели;
- узкие специалисты ДОУ (логопед, психолог, муз руководитель, хореограф, инструктор по физвоспитанию);
- семьи воспитанников.
Кто проводит мониторинг
Анализ психолого-педагогической деятельности проводит специально организованная группа специалистов ДОУ, куда входят:
- завуч по учебно-воспитательной работе детского сада;
- воспитатели всех групп;
- психолог;
- логопед.
Мониторинг организуется специалистами из разных областей взаимодействия с малышами
Семь принципов составления мониторинга
При организации мониторинга педагоги руководствуются семью принципами составления анализа.
- Полученная информация должна отражать реальное положение вещей. Поэтому, например, при прохождении тестов нельзя малышам подсказывать, участие педагога ограничивается только объяснением задания.
- Сравнивать данные можно только индивидуально по каждому объекту в рамках одного и того же аспекта анализа. Например, уровень познавательного развития у Вани К. в средней и старшей группах, а не в сравнении с результатами Маши А. в этих областях.
- Средства мониторинга должны соответствовать его целям и задачам. Например, в список заданий для мониторинга физического развития не нужно включать задачи на логику, а в перечне вопросов для исследования показателей речевого развития не должно быть заданий на создание рисунков.
- Расшифровка полученных данных должна давать базу для прогноза будущего состояния объекта изучения. Поэтому для проведения мониторинга следует пользоваться материалами, подготовленными и одобренными специалистами разных направлений работы с детьми (психологами, логопедами и др.).
- Сведения, полученные при анализе, должны быть объективными, поэтому проведение мониторинга нужно организовывать в соответствии с возрастом детей.
- Все этапы мониторинга должны быть обязательно выполнены.
- Методы сбора материалов должны соответствовать целям мониторинга. Так, если цель определение уровня художественно-творческого развития, то обязательным методом является анализ рисунков, поделок и аппликаций.
Мониторинг позволяет увидеть результаты педагогического взаимодействия с детьми
Классификация видов мониторинга
Существует несколько классификации видов мониторинга, каждый из которых определяет эффективность той или иной стороны организации процесса образования в ДОУ:
- по охвату образовательных целей — стратегический, тактический, оперативный;
- по стадии обучения — входной/отборочный, учебный/промежуточный;
- по времени — ретроспективный, прогностический, текущий;
- по частоте проведения — одноразовый, периодический, регулярный;
- по степени охвата группы воспитанников — локальный, выборочный, общий;
- по форме организации — индивидуальный, групповой, фронтальный;
- по виду педагогических отношений — социальный, взаимоконтроль, самоанализ;
- по подборке инструментов для анализа — стандартизированный, нестандартный, матричный.
На практике для составления объективной картины представлений об уровне развития малышей в детском саду применяется четыре вида мониторинга:
- ежедневный (текущий), который проводится педагогом каждый день и позволяет оценить достижения малышей или выявить недостатки в освоении ими образовательного материала;
- интервальный (промежуточный), позволяющий оценить текущий (!) уровень развития по образовательным областям на каждом возрастном этапе (организуется каждый год в мае);
- итоговый, определяющий итоговую (!) оценку уровня развития по учебно-воспитательным направлениям и выявления начальной готовности малыша к следующему этапу образования (например, к обучению в школе для старшей и подготовительной групп);
- самоанализ (вид мониторинга для повышения уровня педмастерства).
Наиболее полную картину уровня качества образовательного процесса даёт итоговый мониторинг.
Это интересно. Исследование уровня развития детей старшей группы (5–6 лет) следует проводить в октябре и мае текущего года, а также в октябре и марте того года, который предшествует поступлению в первый класс.
Итоговый мониторинг позволяет увидеть целостную картину динамики развития ребёнка
Два уровня подготовки мониторинга
Оценка психолого-педагогического уровня организации мониторинга предполагает две ступени его проведения:
- наблюдение педагогом за детьми (эта ступень считается низкоформализованной, в некоторой степени субъективной);
- организация специальной диагностики (тестов, подготовки проектов и пр.), которую осуществляет узкий специалист.
Методы сбора информации для мониторинга
Для любого вида мониторинга педагог подбирает те методы его организации, которые помогут получить наиболее полную информацию:
Как фиксировать результат
Для записи результатов мониторинга применяют:
- тетрадь индивидуальных встреч, куда фиксируются тезисы бесед с родителями, а также ситуативных разговоров с малышами по отдельности и в группе;
- карту здоровья (отчёты по результатам осмотров, проведению прививок, а также фиксации физических показателей, таких, как вес, рост);
- карту диагностики (аналитическую карту), то есть список заданий для мониторинга по образовательным областям, а также описание системы оценивания;
- карту готовности ребёнка к школе (также сборник тестов, но опирающийся на задания для выявления познавательной, физической и эмоциональной зрелости для начала обучения в школе).
Игры явлюятся инструментом порведения мониторинга
Как проводить мониторинг в ДОУ
Согласно требованиям к проведению мониторинга, его содержание должно соответствовать целям и задачам исследования, то есть конкретизироваться в зависимости от рассматриваемого аспекта образовательного процесса (например, изучение уровня знаний или определение уровня сформированности самостоятельности). Однако при этом алгоритм организации мониторинга будет единым.
Читайте также: