Создать мини проект на тему организация системы текущего мониторинга в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Как правильно подготовиться к ответам педагогу? О чем рассказать родителям? Какие вопросы требуется не упустить в беседе, чтобы составить полную картину о подготовки и проведении мониторинга в детском саду.

Используемая литература в работе при организации мониторинга в детском саду

И все же главной задачей перед педагогом встает вопрос объяснения значения мониторинга. Возникают вопросы и проблемы в недопонимании или, наоборот, в превышении требований к своим детям со стороны родителей.

Обязательно требуется фиксация об ознакомлении с новыми требованиями со стороны родителей.

Какое же разнообразие методов можно использовать при работе с детьми?

Вариативность оценивания педагог выбирает сам-это и балловая система, и система диаграмм, и цветовые клетки и т.д.

Но обязательно вся эта система должна быть зафиксирована приказами и другими локальными документами учреждения.

Представлен один из вариантов оценивания.

Как результат работы – представление аналитической справки интегративных качеств.

Работа с семьями воспитанников:

- реализация инновационного подхода в воспитании и обучении ребенка в детском саду и дома;

- формирование ответственного подхода к воспитанию и образования дошкольников;

воспитатель МКДОУ Конёвский детский сад

Новосибирская область, Краснозёрский район

На мой взгляд, наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга будет включение первичного (в начале учебного года), промежуточного и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.

В начале учебного года (примерно в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: выявляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами-специалистами формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно — лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов педагогического мониторинга могут быть использованы как включенное наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития.

Таким образом, по результатам данного вида диагностики воспитатель, психолог, педагоги-специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Управление образования администрации г.Шахтерска

Консультация для педагогов

Дошкольное детство – сенситивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса.

Однако до настоящего времени в системе ДОУ доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты.

Не разработана система средств слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов.

Не учитывается индивидуальность физического состояния ребенка, что является основным фактором для качественного восприятия и полноценного развития ребенка.

Отсутствует единая форма отслеживания физического здоровья и достижений ребенка, простая в ведении и для восприятия каждого педагога, что немаловажно в организации образовательного процесса.

Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса.

Данная проблема приобретает дополнительную актуальность: как же обеспечить свое будущее, как создать спрос, как удовлетворить многообразные запросы родителей.

Эффективным способом решения данной проблемы можно рассматривать мониторинг как систему получения данных о состоянии ДОУ.

Для того, чтобы система мониторинга в ДОУ соответствовала данному определению, необходимо проделать большую аналитическую работу, в результате которой определятся проблемные зоны, появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее.

Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность.

Мониторинг помогает отработать систему взаимодействия всех субъектов образовательного процесса детского сада.

Создание системы мониторинга позволила бы решить ряд основных задач по улучшению качества образовательного процесса и проведению целенаправленной аналитически-обоснованной работы по его совершенствованию с учетом возможностей каждого субъекта образовательного процесса.

В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию и реагировать на её изменения в работе своего учреждения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития учреждения.

Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Мы считаем, что решать проблему повышения качества образовательного процесса необходимо на основе диагностического достоверного подхода в оценке качества образования с учетом конечных результатов.

Систематические мониторинговые исследования позволят: определить проблемные зоны, появится возможность выстраивать, прогнозировать и формировать будущее, своевременно отслеживать динамику качественных изменений в детском саду, выявить трудности при организации работы детского сада в инновационном режиме.

Использование мониторинга позволяет поставить перед коллективом принципиально новые задачи по совершенствованию образовательной деятельности, переосмыслить пути решения традиционных задач и напрямую управлять качеством работы дошкольного образовательного учреждения.

Мы считаем, что мониторинг в нашем случае – это инноватика, так как он обеспечивает переход от обычной системы контроля к анализу и прогнозированию, и в, конечном итоге обеспечивает процесс перехода ДОУ от режима функционирования в режим развития.

Таким образом, актуальность использования мониторинга заключается в следующем:

Определении успешности и результативности протекания образовательного процесса

Обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе

Осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса

Прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса

Цель мониторинга –

сохранение особенностей системы ДОУ, обеспечение режима развития в современных условиях

Цель и задачи мониторинга

Обеспечение режима развития в современных условиях и
сохранение особенностей системы ДОУ.

Для достижения поставленной цели мы решаем такие задачи:

Идет подбор разработка нормативно-диагностических материалов, методик изучения качества воспитательно-образовательного процесса;

Разработано положение о мониторинге, которое включает в себя: субъекты, объекты, цели, функции, концепцию, процессы и результаты мониторинга;

Ставиться также задача: своевременно выявлять изменения в воспитательно-образовательном процессе и разрабатывать необходимые коррекционные меры;

Немаловажная задача - координация деятельности всех участников педагогического процесса по достижению цели.

Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются:

Командное взаимодействие – помогает избежать необъективного подхода к процессу мониторинга.

Коллегиальность - сотрудничество с методической службой города и старшими воспитателями ДОУ – запушен цикл семинаров, на которых идет разработка единых измерителей.

Стабильность. Оперативность. Долгосрочность

Структура мониторинга

В связи с ориентацией на повышение качества образования мы пришли к выводу, что одноразовые срезы, и обычная система контроля не столь эффективна, поэтому попытались разработать систему мониторинга, включающую в себя определение уровня профессиональной подготовки педагогов, уровень развития детей и анализ среды как условия развития,

Мы думаем, что данная структура позволит судить о состоянии педагогического процесса в любой момент времени, систематически оценивать и корректировать образовательную ситуацию, обеспечит эффективность упр авления, и будет ориентировать педагогический коллектив на повышение качества образования.

Мониторинг качества образования в ДОУ

1.Профессиональная компетентность педагогов

2.Уровень развития воспитанников

3.Влияние окружающей среды.

Мониторинг педагогов.

Повышение качества образования не возможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации педагогического мониторинга как эффективного метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогов.

В таблице обозначены объекты мониторинга, методы и цели. Для педагогического мониторинга мы разработали профессиограммы, технологические карты, тесты, анкеты для анализа и самоанализа. А так как педагоги сами участвуют в мониторинге, то умение рефлексировать, процессы самоанализа развивается намного быстрее.

В итоге, намечен переход от обычных планов по самообразованию к программам саморазвития. У педагогов развивается деятельность по составлению портфолио.

Я коротко представлю опыт работы нашего детского сада.

Если вас что-то заинтересует, мы готовы поделиться с вами материалом, вы можете сделать пометки на листочках и написать название д/сада, а мы отправим вам нужное эл. почтой. Для эффективности работы я предлагаю вам печатный вариант нашего диагностического инструментария, т. к. на слайдах будут только фрагменты.

2-й слайд: условия

Мы проводим мониторинг оценки качества образования как предполагает ФГОС ДО по условиям:

Психолого-педагогические условия вы видите на экране.

Оценить психолого-педагогические условия нам позволяет диагностика профессиональных компетенций педагогов детского сада, а также анкетирование родителей (законных представителей,

согласно разработанным и утвержденным положениям - это

- Положение о системе оценки деятельности педагогических работников в соответствии ФГОС ДО.

- Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО.

Анкетирование родителей (законных представителей) позволяет проанализировать ситуацию в детском саду (атмосферу, удовлетворенность детским садом в целом и в частности образовательной деятельностью, педагогами, узнать запросы, пожелания и т. д.

Наш диагностический инструментарий:

Как я уже говорила, перед вами представлены фрагменты.

- диагностическая карта педагогического мастерства позволяет выявить знания педагогов по направлениям развития детей или ОО.

- диагностическая карта оценки педагогических компетенций по определению уровня создания социальной ситуации развития детей дает возможность определить уровень владения такими профессиональными компетенциями, как обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержка индивидуальности и инициативы детей, установление правил взаимодействия в разных ситуациях, построение вариативного развивающего образования и взаимодействия с родителями.

- по планам самообразования педагогов составляется сводный план, который дает возможность узнать над какой темой работает педагог, на каком этапе, планирует ли обобщать свой опыт и на каком уровне, что очень важно для проектирования годового плана д/с.

9-й слайд: - анкета для педагогов для планирования педагогической работы на уч. год также дает информацию для проектирования годового плана д/с.

- карты анализа ООД и режимных моментов (в рамках контроля, их несколько по каждому виду деятельности, естественно они отличаются друг от друга.

11-й слайд: Кадровые условия

Итак, о психолого-педагогических условиях я рассказала, далее – кадровые условия.

В целях эффективной реализации программы мы стараемся создавать условия, которые вы видите на слайде.

Критерии вы видите на экране

Педагоги заполняют оценочные карты предметно-развивающей среды своей группы, кабинета, зала, затем все это анализируется, данные вносятся в общую карту.

Сводный анализ данных мониторинга позволяет оценить качество образования в детском саду для последующей коррекции.

Я думаю, вы не станете спорить о том, нужно ли проводить педагогическую диагностику в детском саду.

Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга) с целью определения динамики индивидуального профиля развития ребенка и оптимизации работы с группой детей.

Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга не возможен с профессиональной точки зрения.

Главная цель диагностического обследования – определение динамики индивидуального развития ребенка и оптимизация работы с группой детей.

14-й слайд: Итак, оценка индивидуального развития детей осуществляется во всех возрастных группах и заключается в анализе освоения ими содержания 5 образовательных областей или иначе направлений развития детей, а также исследовании развития детских инициатив (в соответствии с ФГОС ДО) :

- инициатива как целеполагание и волевое усилие

- познавательная инициатива – любознательность.

Педагогическую диагностику по направлениям развития детей проводят воспитатели, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, учитель-логопед по диагностическим картам, оценивают по 3х бальной системе.

Для образца я дала вам диагностический журнал средней группы. Я думаю всем понятно, почему я не предложила заполненные.

С данной методикой я знакомила воспитателей детских садов в ноябре в рамках работы педагогической гостиной. Тем, кто заинтересовался этой методикой – я отправила на электронку, как просили.

Педагоги по результатам диагностики планируют и проводят воспитательно-образовательную работу, как с группой воспитанников, так и индивидуально. Воспитатели всех возрастных групп, специалисты в конце года сдают результаты проведения педагогических наблюдений и исследований с выводами в методкабинет, где осуществляется сравнительный анализ педагогической диагностики, делается вывод, определяются рекомендации педагогическому проектированию и зачитываются на итоговом педсовете.

Опыт работы по здоровьесбережению в детском саду Учёные доказали, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину от образа жизни. Сегодня установлено,.

Дети улыбаются и обнимаются

Работа с детьми требует постоянного совершенствования для выстраивания чёткой, логичной и действенной системы взаимодействия. И для этого не обойтись без мониторинга образовательной деятельности, исследующего уровень эффективности используемых методов и приёмов работы с малышами. В связи с этим педагогу важно знать все теоретические основы анализа учебно-воспитательного процесса и нюансы его осуществления на практике.

Мониторинг: что это и для чего?

В методической литературе довольно часто понятия мониторинг и диагностика отождествляются. По большому счёту, эти очень близкие термины, но для разговора о сути одного из них всё же важно разграничить, что есть что.

Это интересно. Педагогическая система включает в себя деятельность педагогов, детей, методику, средства и приёмы осуществления рабочей программы.

Педагог показывает детям открытую книгу

Мониторинг — это своего рода отчёт о результатах проделанной методической работе педагога

Педагогическая диагностика — практика оценивания уровня знаний, показателей сформированности умений и навыков у воспитанников по разным направлениям образовательной деятельности (речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-творческое развитие).

Цели и задачи организации мониторинга

Миссия мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) определена Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на основании нормативных документов, определяющих стратегию работы государственной педагогической системы, и заключается в:

Дети сидят за столом, один облизывает ложку

Методы и приёмы в работе подбираются под возраст малышей и уровень развития интегративных качеств у них

Задачами мониторинга по ФГОС является:

  • выявление комплекса показателей для обеспечения цельного представления об объекте (о ребёнке) относительно качественных изменений;
  • составление алгоритма сбора, анализа и хранения информации;
  • обобщение материалов, полученных для анализа состояния и развития детей;
  • обеспечение проведения анализа для составления прогноза относительно индивидуального развития детей;
  • мотивация на повышение профессионального уровня педкадров (успехи и неудачи малышей в работе над программой по разным направлениям учебно-воспитательного процесса на 70% зависят от методической грамотности педагога в изложении программного материала).

Объекты и субъекты педмониторинга

Объектом осуществления мониторинга, то есть тем, кто подвергается анализу, являются дети. К мониторинговым субъектам, то есть тем, кто участвует в организации анализа и влияет на его результаты, относятся:

  • воспитатели;
  • узкие специалисты ДОУ (логопед, психолог, муз руководитель, хореограф, инструктор по физвоспитанию);
  • семьи воспитанников.

Кто проводит мониторинг

Анализ психолого-педагогической деятельности проводит специально организованная группа специалистов ДОУ, куда входят:

  • завуч по учебно-воспитательной работе детского сада;
  • воспитатели всех групп;
  • психолог;
  • логопед.

Групповое фото детей с воспитателями

Мониторинг организуется специалистами из разных областей взаимодействия с малышами

Семь принципов составления мониторинга

При организации мониторинга педагоги руководствуются семью принципами составления анализа.

  1. Полученная информация должна отражать реальное положение вещей. Поэтому, например, при прохождении тестов нельзя малышам подсказывать, участие педагога ограничивается только объяснением задания.
  2. Сравнивать данные можно только индивидуально по каждому объекту в рамках одного и того же аспекта анализа. Например, уровень познавательного развития у Вани К. в средней и старшей группах, а не в сравнении с результатами Маши А. в этих областях.
  3. Средства мониторинга должны соответствовать его целям и задачам. Например, в список заданий для мониторинга физического развития не нужно включать задачи на логику, а в перечне вопросов для исследования показателей речевого развития не должно быть заданий на создание рисунков.
  4. Расшифровка полученных данных должна давать базу для прогноза будущего состояния объекта изучения. Поэтому для проведения мониторинга следует пользоваться материалами, подготовленными и одобренными специалистами разных направлений работы с детьми (психологами, логопедами и др.).
  5. Сведения, полученные при анализе, должны быть объективными, поэтому проведение мониторинга нужно организовывать в соответствии с возрастом детей.
  6. Все этапы мониторинга должны быть обязательно выполнены.
  7. Методы сбора материалов должны соответствовать целям мониторинга. Так, если цель определение уровня художественно-творческого развития, то обязательным методом является анализ рисунков, поделок и аппликаций.

Дети на полу с большими мячами

Мониторинг позволяет увидеть результаты педагогического взаимодействия с детьми

Классификация видов мониторинга

Существует несколько классификации видов мониторинга, каждый из которых определяет эффективность той или иной стороны организации процесса образования в ДОУ:

  • по охвату образовательных целей — стратегический, тактический, оперативный;
  • по стадии обучения — входной/отборочный, учебный/промежуточный;
  • по времени — ретроспективный, прогностический, текущий;
  • по частоте проведения — одноразовый, периодический, регулярный;
  • по степени охвата группы воспитанников — локальный, выборочный, общий;
  • по форме организации — индивидуальный, групповой, фронтальный;
  • по виду педагогических отношений — социальный, взаимоконтроль, самоанализ;
  • по подборке инструментов для анализа — стандартизированный, нестандартный, матричный.

На практике для составления объективной картины представлений об уровне развития малышей в детском саду применяется четыре вида мониторинга:

  • ежедневный (текущий), который проводится педагогом каждый день и позволяет оценить достижения малышей или выявить недостатки в освоении ими образовательного материала;
  • интервальный (промежуточный), позволяющий оценить текущий (!) уровень развития по образовательным областям на каждом возрастном этапе (организуется каждый год в мае);
  • итоговый, определяющий итоговую (!) оценку уровня развития по учебно-воспитательным направлениям и выявления начальной готовности малыша к следующему этапу образования (например, к обучению в школе для старшей и подготовительной групп);
  • самоанализ (вид мониторинга для повышения уровня педмастерства).

Наиболее полную картину уровня качества образовательного процесса даёт итоговый мониторинг.

Это интересно. Исследование уровня развития детей старшей группы (5–6 лет) следует проводить в октябре и мае текущего года, а также в октябре и марте того года, который предшествует поступлению в первый класс.

Девочка пишет в тетради

Итоговый мониторинг позволяет увидеть целостную картину динамики развития ребёнка

Два уровня подготовки мониторинга

Оценка психолого-педагогического уровня организации мониторинга предполагает две ступени его проведения:

  • наблюдение педагогом за детьми (эта ступень считается низкоформализованной, в некоторой степени субъективной);
  • организация специальной диагностики (тестов, подготовки проектов и пр.), которую осуществляет узкий специалист.

Методы сбора информации для мониторинга

Для любого вида мониторинга педагог подбирает те методы его организации, которые помогут получить наиболее полную информацию:

Как фиксировать результат

Для записи результатов мониторинга применяют:

  • тетрадь индивидуальных встреч, куда фиксируются тезисы бесед с родителями, а также ситуативных разговоров с малышами по отдельности и в группе;
  • карту здоровья (отчёты по результатам осмотров, проведению прививок, а также фиксации физических показателей, таких, как вес, рост);
  • карту диагностики (аналитическую карту), то есть список заданий для мониторинга по образовательным областям, а также описание системы оценивания;
  • карту готовности ребёнка к школе (также сборник тестов, но опирающийся на задания для выявления познавательной, физической и эмоциональной зрелости для начала обучения в школе).

Дети сидят в палатке в виде автобуса

Игры явлюятся инструментом порведения мониторинга

Как проводить мониторинг в ДОУ

Согласно требованиям к проведению мониторинга, его содержание должно соответствовать целям и задачам исследования, то есть конкретизироваться в зависимости от рассматриваемого аспекта образовательного процесса (например, изучение уровня знаний или определение уровня сформированности самостоятельности). Однако при этом алгоритм организации мониторинга будет единым.

Читайте также: