Создание условий в доу для организации конструктивной деятельности детей дошкольного возраста

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 1270 0

Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста конструктивных умений и навыков

в процессе технического конструирования

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение отдается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становление личности ребенка. Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческой познавательной деятельности- вот главные задачи которые стоят перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.

В современной педагогике принято выделять два вида конструирования:

- техническое – конструирование из строительного материала (деревянные конструкторы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков; компьютерное конструирование;

- художественное – конструирование из бумаги и природного материала.

Конструирование из бросового материала может носить как художественный, так и технический характер, в зависимости от задачи.

В рамках нашей темы остановимся более подробно на проблемах развития технического конструирования.

В нашей стране для детей разработано несколько наборов строительного материала.

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Деревянный строитель включает кирпичики, призмы, пластины, конусы, арки, кубики, бруски.

Дети старшего дошкольного возраста вне занятий используют также различные конструкторы – деревянные, пластмассовые, металлические. С помощью этих наборов можно создавать различные конструкции, отличающиеся способами крепления деталей.

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей младшего дошкольного возраста. Использование настольного строительного материала в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста даёт возможность действовать одновременно большой группе детей, обеспечивая каждому непосредственную работу с деталями строителя.

Современные подходы в дошкольном образовании предполагают использование в конструктивной деятельности детей крупных деталей из пластмассы конструктора типа "Лего".

Существуют конструкторы последних моделей, которые открывают перед ребенком возможность конструировать в свое удовольствие. Создавать постройки, как маленьких и сюжетных, так и больших габаритов.

Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

Обучение детей с использованием робототехнического оборудования — это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа. Задача образования — создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир.

Внедрение лего — технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе лего — конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Лего — конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. Лего — конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, Лего — конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх — театрализациях. Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

С одной стороны ребенок увлечен творческой познавательной игрой, с другой, применение новой формы игры способствует всестороннему развитию ребенка в соответствии с ФГОС.

Конструирование и робототехника привлекательны еще и тем, что одно оборудование может использоваться во всех возрастных группах детского сада, меняются только цели и задачи в соответствии с возрастом. Робототехника в дошкольном образовательном учреждении представляет технологию 21 века, которая способствует развитию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал воспитанника.

Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию, к деятельности, к самосовершенствованию.

Основная идея внедрения Лего — конструирования и робототехники заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов LEGO.

Конструкторы LEGO построены по принципу от простого к сложному, обладают свойствами такими как: стремиться к бесконечности, заложена идея усложнения, несет полноценно смысловую нагрузку и знания.

Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, запрограммированных на создание и обработку продуктов питания, пошив одежды, сборку автомобилей, контроль сложных систем управления и т.д.

Базовые наборы LEGO DUPLO это:

Широкие возможности для творческого конструирования;

Прекрасное введение в современную математику;

Средство для развития речи и коммуникативных навыков;

Совместимость с деталями серий LEGO PRIMO и LEGO SYSTEM.

Когда дети играют, они учатся - даже если нет никаких четких правил, как и что, строить, собирать, конструировать.

Чтобы сооружение стояло прочно используются специальные платы на занятиях с детьми средней и старшей групп - ролевые наборы (Дом, Железная дорога, Ферма) и наборы для свободного конструирования. Это позволит:

Учить детей работать в группе, распределять роли и следовать этому распределению;

Развивать координацию движений, ручные навыки, мелкую моторику.

LEGO SYSTEM более мелкие, по сравнению с LEGO DUPLO, детали. В каждом наборе - широкий выбор кирпичиков для базовых конструкций с дополнительными специальными элементами и функциями. Элементы подобраны по типу и количеству так, что обеспечивают бесконфликтную игру группы от 2 до 6 детей. Детали LEGO SYSTEM совместимы с LEGO DUPLO кирпичиками. Все наборы снабжены цветными карточками с заданиями и методическими указаниями.

Одним их условий развития детского конструирования является организация специальной обстановки, которая бы побуждала детей к самостоятельным действиям, способствовала повышению интереса к конструктивным играм.

Для технического конструирования, прежде всего, должно быть достаточное количество строительного материала, чтобы одновременно могли заниматься все дети или половина группы. Материала всегда должно быть больше, чем нужно для данной постройки, и по формам и по количеству, чтобы приучать детей брать лишь необходимое количество. Исключение составляет процесс конструирования в группах раннего возраста и первой младшей группы, когда дети лишь начинают приобретать конструктивные навыки.

• Необходимо, чтобы материал для конструирования был постоянно доступен детям. С этой целью необходимо отвести специальное место в группе, где можно разместить конструкторы, картинки, альбомы, инструменты, схемы, чертежи.

В некоторых дошкольных образовательных учреждениях имеются специально оснащённые кабинеты технического и художественного творчества, где созданы условия для организации конструктивной деятельности детей: расставлены столы, разложен строительный материал и другие дополнительные материалы, подобраны игры-головоломки .

В дошкольных образовательных учреждениях целесообразно организовать уголки (зоны) конструирования во всех возрастных группах, которые должны иметь эстетический вид и удобство пользования. Уголок необходимо систематически пополнять материалами, привлекая к этому детей и их родителей.

В строительных уголках желательно иметь разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц. Детей нужно научить пользоваться этими игрушками при создании построек (соизмерять постройки с игрушками, обыгрывать готовые конструкции).

Желательно также иметь альбомы, особенно в подготовительной к школе группе, с фотографиями (или рисунками) разнообразных построек в своём городе, с фотографиями наиболее знакомых детям сооружений, а также альбомы с фотографиями мостов, различных видов транспорта. Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно сделать альбомы с фотографиями интересных образцов построек, выполненных воспитателями или детьми из того же строительного материала, с каким работают дети. Предлагаются они в основном как примерные.

Таким образом, создание предметно - развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном образовательном учреждении - одно из важных условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребёнка. Многообразие представленного материала для различных видов конструирования в разных возрастных группах поможет детям дошкольного возраста применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых поставленных задач.

В настоящее время, в большинстве государственных детских садах в связи с недостаточным финансированием, выбор конструктивного материала совсем не велик. Дети учатся работать с не самыми новыми конструкторами. Единственное, что есть в наличии в детских садах - это кубики, деревянный строительный материал, и пластмассовый конструктор, в большинстве случаев в неполной комплектации. Как правило, конструкторов не хватает для всех детей. Чаще всего один и тот же конструктор используют и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте. Старшему дошкольнику просто не хватает нужных деталей для более сложных построек, что снижает мотивацию к данному виду деятельности.

Вывод только один: чтобы развить прединженерное мышление и конструктивно-технические способности у дошкольников необходимо целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной деятельностью и нельзя ограничиваться выбором только одного конструктора – конструкторов должно быть несколько.

Однако на мой взгляд, данная ситуация развивает у детей терпение и творческий подход к осуществлению задачи. Развивает трудовые навыки и смекалку, желание делать все своими руками. Вызывает гордость и радость за свои деяния, и любовь к данному виду деятельности. Но, это не значит, что ситуация по нехватке конструктивного материала должна оставаться в прежнем виде.

Какие условия нужно создать для развития воображения и творческих способносте детей дошкольного возраста посредством конструирования.

ВложениеРазмер
конструирование 2.71 МБ
текст слайдов к презентации о конструировании 22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Основные цели и задачи конструктивной деятельности:

Цель: приобщение к конструированию;

- развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

- воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, выразительность образа, создавать общие композиции.

- развивать фантазию, воображение.

- закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях. Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном.

К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов: строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей.

Моделирование из стройматериалов считается наиболее легким, поэтому им можно заниматься с малышами раннего возраста. Этот вид деятельности составляет основы конструирования. Суть состоит в создании построек различного типа. При этом используются кубики, кирпичики, пластины и 3-гранные призмы. Сначала дети знакомятся с названиями элементов, их формой, характеристикой (большой-маленький, высокий-низкий). Потом учатся делать постройки: сначала простые из минимального количества элементов (дорожки, лесенки, домики), а со временем более сложные (мебель, башни, мосты).

Конструирование из деталей конструктора Конструирование из деталей конструктора предполагает наличие различных креплений: гайки, пазы, шипы. Этот вид деятельности считается сложным и используется в старшей группе. Дети учатся создавать реально существующие объекты по схемам, которые присутствуют в любом конструкторском наборе. Они уже понимают, что все предметы состоят из более мелких деталей. А чтобы постройка была прочнее, ее необходимо скрепить.

Конструирование из крупногабаритных модулей Конструирование из крупногабаритных модулей представляет собой создание крупномасштабных объемных или плоскостных конструкций. Этот вид близок к строительному, но здесь используются большие площади помещений. По сути, дети сами себе делают постройки для спортивных соревнований, игр.

Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ. Эта деятельность также делится на три подвида.

Конструирование из бумаги – более сложный вид творчества. Здесь используются различные техники: оригами, киригами, бумажная скульптура. Особенностью данной деятельности является то, что поделку нельзя переделать. Если малыш что-то неправильно отрезал или склеил, этого уже не исправишь. Это учит его внимательности и ответственности.

Конструирование из бросового материала используются катушки, пластиковые бутылки, крышки, коробки, пенопласт, проволока и т. п. Такой подход способствует формированию у ребенка нестандартного взгляда на окружающие его предметы, преодолению штампов и стереотипности мышления.

Конструирование из природного материала. Традиционно в детских садах применяются природные материалы для конструирования ( шишки, камешки, семена и т. д)Занятие по конструированию из природного материала проводится с детьми младшего возраста. Малыши учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. В начале обучения в ход идут песок, снег. Позже делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения.

Этапы становления детского творческого конструирования

I этап – первичного освоения знаний и умений (по образцам )

II этап – творческого применения знаний и умений в специально организованных взрослым условиях (по условиям)

III этап – самостоятельного творческого применения усвоенных знаний и умений (по замыслу)

Формы организации обучения

Конструирование по образцу . Эта форма обучения состоит в том, что ребенку показывают образцы построек, сделанных из деталей, и учат способам их воспроизведения. Детям передают готовые знания, показывают алгоритм действий, которому они должны подражать. В полном смысле слова такой вид деятельности трудно назвать творческим процессом, но это важный этап в освоении техники.

Конструирование по модели . Это более сложная разновидность творчества. В качестве образца детям показывают модель, в которой скрыты составляющие ее детали. Таким образом, перед ребенком стоит задача, а способ ее решения приходится выискивать самостоятельно. Благодаря этому развивается образное мышление.

Конструирование по условиям . В этом случае детям не дают ни образца, ни способов возведения постройки, а просто ставят требования, которым должна соответствовать поделка. Данный вид в наибольшей степени способствует развитию аналитических способностей.

Конструирование по замыслу . Ребенку дается полная свобода действий: он сам решает, что и каким способом будет создавать. Это очень сложная задача, но она способствует развитию самостоятельности и творческого начала.

Взаимосвязь конструирования и игры

Ранний возраст конструирование слито с игрой.

Младший дошкольный возраст игра становиться побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение

Старший дошкольный возраст Сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само, порой, приобретает сюжетный характер, когда создаётся несколько конструкций, объединённых общим сюжетом.

Сооружение в помещении конструктивного уголка. Для детей старшего дошкольного возраста важно, чтобы в этом уголке были следующие комплектующие:

1.Конструкторы, выполненные из пластмассы и дерево разных размеров. Детали этих конструкторов должны иметь разные формы. Благодаря тому, что такие конструкторы очень просты в использовании, дети с удовольствием ими пользуются.

3.Конструктор технической направленности. С его помощью дети могут создавать большие модели настоящих технических устройств, опираясь на образцы. Также дети могут придумывать свои собственные технические объекты.

4.Плоскостные конструкторы, которые позволяют детям работать с геометрическими фигурами. Так дети могут работать, опираясь на готовую схему или на собственный замысел. В качестве материала для конструирования применяются фанеры, линолеум или толстый картон.

5. Танграм – тоже разновидность плоскостного конструктора, с помощью которого дети из геометрических фигур создают различные животные и дома. Этот конструктор можно использовать для конструирования, опираясь на образцы и замысел. Задания нужно вводить от простого к сложному.

6. Так называемые кубики Никитина. Они обладают большой обучающей и развивающей способностью. Детям нравится с ними играть. В тоже время они анализируют образцы, работают со схемами и ориентируются в пространстве.

Деятельность конструирования увлекает детей. Правильно организованный уголок для конструирования дает возможность грамотно развивать у дошкольников тягу к конструированию, их навыки моделирования совершенствуются, творческие способности активизируются. Дети начинают любить эксперименты и часто пытаются что-то изобрести.

2 условие: Графическое моделирование.

Дети моделируют пространство, создавая в нем новые отношения между предметами. Дети развивают образное мышление, учатся использовать наглядные и схематические карты, развивают своё представление об окружающих предметах. Модели – это то, что замещает реальные предметы во время игры. Модель всегда старается как можно точнее отобразить признак изображаемого предмета, повторяет его структуру, демонстрирует связи между отдельными его компонентами.

Деят-ть конструирования невозможна без графического моделирования. Графическое моделирование позволяет детям ориентироваться в предмете.

3 условие. Конструирование должно сочетаться с другими режимными типами деятельности: лепка из пластилина, рисование на картоне, раскрашивание красками. В результате ребенок одновременно занят разными видами деятельности

Организуя работу по конструированию и ручному труду, воспитатели должны помнить, что детям не предлагают: мех, бархатную бумагу, ткань на нейлоновой основе, проволоку без оболочки, канцелярский клей, коробки от сыпучих лекарственных средств, плоды репейника, колосья, ядовитые растения, скорлупу сырых яиц, спички, скрепки, булавки, кнопки и другие колющие предметы (кроме иголок, хранящихся у воспитателя), баллоны от аэрозолей и т.д.

В любом виде конструирование – это творческий процесс, способствующий умственному развитию ребенка. Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов. В ходе создания поделки стимулируется воображение, мышление, память.

Конструирование является важным видом продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. При занятиях конструированием у детей дошкольного возраста развивается кругозор, познавательные способности, уточняются знания об окружающем мире и действительности. Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий. В процессе конструирования в дошкольников формируются конструктивные умения, которые имеют значение не только для деятельности ребёнка на занятиях в дошкольном учреждении, а также используются в практической деятельности.

В соответствии с современными нормативными документами каждое образовательное учреждение должно иметь программу развития. Участвовать в ее разработке и осуществлении ее направлений – должностная обязанность всех членов педагогического коллектива. Поэтому актуальным остается работа управленческой команды учреждения, и в частности методиста или заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе с педагогическими кадрами в целях развития учреждения. Важно проанализировать и результативно использовать возможности вовлечения в разработку программы и ее реализацию всех участников образовательного процесса. Коллективом детского сада проделанная определенная работа за 2015-2016 учебный год. Предлагаемый сценарий педагогического совета призван произвести промежуточный срез первого этапа работы над программой, внести коррективы и запустить подготовку к следующему этапу. Важным для руководства остается выработка субъектной позиции членов педагогического коллектива, поэтому педагогический совет имеет форму круглого стола, где каждому предоставляется возможность высказать свое мнение, сделать свой выбор и взять на себя ответственность за выбранную часть работы. Данная разработка предназначена для старших воспитателей, методистов и заместителей заведующего по учебно-воспитательной работе.

Материалы и оборудование: Мультимедийное – экран, проектор, ноутбук; ф липча́рт, бумага к нему, маркеры разных цветов, магниты

Распределение функций: методист - ведущий педсовета, секретарь педсовета – фиксирует основные идеи и мнения, он же – хранитель времени.

План проведения педсовета:

Цель упражнения: Вовлечение педагогов в тему педсовета.

Цель упражнения: Самооценка педагогами вклада в развитие учреждения

Цель: Анализ деятельности педагогов ДОУ по созданию условий для конструктивной деятельности дошкольников.

4. Выработка дальнейшей стратегии в рамках реализации программы развития.

Цель: Конкретизировать дальнейшие шаги по созданию центра технического конструирования и моделирования и развитию творческих способностей дошкольников в условиях центра.

Проведение педсовета

Педагогии занимают места на стульях, расположенных по кругу.

1. Ведущий предлагает всем встать и поприветствовать друг друга по кругу, сделав образный подарок с пожеланием, ассоциирующим с конструированием.

2 . Упражнение «Где ты?

Чтобы понять кто и на сколько оценивает свой вклад в развитие учреждение, свою функциональную роль, ведущий предлагает по желанию объяснить свой выбор. Это упражнение помогает оценить педагогов с точки зрения мотивации, желания участвовать и продвигать проекты, а также гармоничность развития учреждения.

Например, роль заведующего – создание фундамента, материально-технических, финансовых условий для развития учреждения, поэтому она расположила желтый магнит (цвет жизнерадостности) в центре нижней части пирамиды. Роль методиста – продвижение инновационных идей, оптимизм и вера в достижимость поставленных целей, двигатель проектов, поэтому магнит желтого цвета – в верхней части пирамиды. Многие воспитатели расположили на 2-м и 3-ем уровнях пирамиды, объясняя расположение большой работой и результатами достижений детей, но еще предстоит сделать значительную работу. Один специалист расположил магнит рядом с пирамидой, занимая позицию наблюдателя и находящегося в поиске своей применимости.

Педагогам дается возможность объединиться в группы по профессиональным интересам или осуществить самоанализ индивидуально. Время на работу 5 мин. Время на выступление 1 мин.

Все значимые позитивные изменения фиксирует секретарь на флипчарте.

Все проблемы фиксируются на флипчарте. Обсуждаются сроки решения проблем.

4. Ведущий с помощью секретаря наглядно демонстрирует педагогам образ продвижения учреждения по программе развития в течение учебного года. И предлагает ответить на вопросы:

Что изменил бы в деятельности учреждения, а что бы добавил?

Что не было задействовано в работе, но в этом несть необходимость? (формы деятельности, проекты, участники проектов, социальные партнеры);

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнила: Калашникова Дарья Сергеевна

Методические условия организации конструктивной деятельности в ДОО

Проблему развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста рассматривали:

Л.А.Венгер, В.С. Мухина,

Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А.Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А.Урадовских.

Детское конструирование - это один из продуктивных видов деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкции по образцу, условиям или собственному замыслу.

Л.А. Венгер, В.С. Мухина

Детское конструирование - это деятельность, тесно связанная с игрой и отвечающая интересам детей, а также создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и т.п.

Детское конструирование - это процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

* Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

* Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых. Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек.

* При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

* Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.

Конструирование развивает:

* Пространственное воображение;

* Архитектурно-художественный вкус;

* Индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников;

* Личностные качества – аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение;

* Чувство гармонии, пропорции, симметрии, формы, красоты.

Типы конструирования

Техническое:

, конструирование из строительного мате

иконструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструктора, конструирование из крупно – габаритных модульных блоков

з деталей конструктора, конструирование из крупно – габаритных модульных блоков

Изобразительное:

конструирование из бумаги и картона, природного и бросового материала

* Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и т. п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования.

* Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия. Принципы создания продукта конструктивной деятельности те же, что и в конструировании.

* При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей.

* В такой постройке для него важно, чтобы было самое необходимое для игры. Например, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому достаточным оказалось наличие руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет игровым потребностям детей.

* Иное дело, когда ребенок стремится показать различные типы самолетов. Тогда дети выполняют их с особенной конструктивной тщательностью. Таким образом, характер и качество постройки не всегда зависят от умений детей.

* Существование двух видов детского конструирования - художественного и технического, каждый из которых имеет свои особенности,- требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

* Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения - не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.

Читайте также: