Создание творческой группы в доу для реализации инновационной деятельности

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 3487 0

Материалы из опыта работы по организации творческих групп педагогов.

Система российского дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания программ, методик и технологий, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, повышения уровня профессионализма педагогов ДОУ, введения программного методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогов, в организации методической работы в ДОУ.

Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались особой восприимчивостью ко всему новому. Однако самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.

Сегодня, как никогда, возросли требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму, а это предполагает изменение содержания и форм повышения профессионального уровня педагогов. Главными задачами стали: обеспечение более высокого уровня педагогической компетентности.

Профессионализм педагога является интегральным образованием, включающим в себя системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно ставить и решать функциональные задачи, обеспечивать информационное наполнение педагогической деятельности, разрабатывать программы.

Введение ФГОС ДО ориентирует педагогов на инновационные подходы к организации образовательного процесса, требует адекватного восприятия педагогических новшеств, осознания их необходимости.

Большую роль в развитии комплекса компетентностей педагога ДОУ играют методические формирования педагогов, как длительные, так и кратковременные по обозначенным проблемам.

Творческая группа педагогов – эффективное добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве по изучению, разработке, обобщению материалов по заявленной проблеме с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми.

Работа в творческой группе позволяет повысить уровень профессионально - педагогической культуры педагога ДОУ, формирует мотивацию к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.

Творческая группа – идеальная форма объединения педагогов для коллективной проектной деятельности, тем более, что именно метод проектирования выбран нами для повышения уровня компетенций педагогов.

Таким образом, работа творческих микро-групп способствует росту профессиональной компетентности не только отдельно взятого педагога, но и педагогического коллектива в целом. Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

создания творческой микро-группы (ТМГ) педагогов в ДОУ в рамках инновационной деятельности.

Шаг 2. Ознакомление с опытом работы ДОУ в данном направлении в других регионах (педчас или самоанализ по предложенному материалу).

Шаг 4. Определение направленности деятельности ТМГ, цели, задач (в соответствии задачами годового плана, ООП ДО, инновационного проекта и проблемами, возникшими в процессе их решения)

Шаг 5. Определение формы ТМГ по длительность деятельности: краткосрочные (от 1 месяца до 3) или долгосрочные (учебный, календарный год).

Шаг 6. Определение названия ТМГ.

Шаг 7. Разработка и принятие Положения о творческой группе в ДОУ.

Шаг 8. Совместное заседание кандидатов в ТМГ.

Шаг 9. Заседание сформировавшихся групп по направлению деятельности.

Выбор руководителя в группе.

Шаг 10. Издание приказа по ДОУ.

Шаг 11. Разработка в группе плана деятельности на ближайший период, учебный год.Работа ТМГ в соответствии с Положением.

"Факторы, стимулирующие и препятствующие развитию педагогов"

(по Н.В. Немовой)

Значения баллов оценки реализации потребностей педагогов в профессиональном развитии:

Целью данного проекта является обеспечение полноценного физического развития каждого ребенка с разным уровнем здоровья, как субъекта деятельности в сфере физического воспитания на доступном для него уровне, благодаря принятию им ценностей физической культуры и реализации личностной мотивации в различных видах и формах двигательной активности.

В процессе длительной опытнической, методической и научной деятельности, разнообразных масштабных наблюдений и исследований по вопросам воспитания основ культуры здоровья, организации двигательного режима, оптимизации двигательной нагрузки, создания модели здоровьесбережения в ДОУ, реализации принципа индивидуализации в работе с дошкольниками с различными конституциональными особенностями, методической службой и педагогами ДОУ накоплен большой практический опыт организации инновационной деятельности педагогов.

Считаем, что полноценное оздоровление каждого ребенка возможно при условии, если все сотрудники дошкольного учреждения будут в той или иной мере принимать участие в решении образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физической культуры.

В настоящее время происходит переориентация целевых установок образовательного процесса с достижения соответствующих возрасту норм физической подготовленности на результат прироста качества личностного развития каждого ребенка, поэтому важным звеном в работе является активная позиция каждого педагога в период обновления содержания образования. В ходе инновационной деятельности, на наш взгляд, удалось включить педагогов в этот процесс за счет вовлечения их в работу различных творческих групп.

Цели методической инновационной деятельности при организации работы творческих групп педагогов :

Популяризация роли и значения творческой группы педагогов в развертывании инновационной деятельности в ДОУ с целью поиска эффективных путей реализации основных принципов здоровьесбережения и требований ФГОС дошкольного образования.

Выявление особенностей системной организации деятельности творческой группы в условиях длительного режима осуществления инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, повышение профессионализма педагогов.

Характеристика условий развития опыта в дошкольном учреждении.

1. Приоритетное направление деятельности ДОУ - физическое развитие и оздоровление воспитанников при наличии в ДОУ оздоровительных групп для дошкольников с первичными проявления туберкулезной инфекции, также детей, подверженных инфицированию.

2. Инициатива, заинтересованность администрации ДОУ в инновационных изменениях, повышении эффективности оздоровления воспитанников: управленческая и методическая деятельность инновационного характера; желание педагогов работать по- новому, имеющийся высокий профессионализм и творческий потенциал педагогов.

3. Научно обоснованная методологическая база (разработка авторской оздоровительной программы на методологической научной основе,наличие научного руководителя).

5. Создание модели здоровьесбережения в ДОУ; постоянный мониторинг результативности оздоровительной работы, наличие квалифицированного медицинского персонала.

Основными направлениями инновационной деятельности были определены следующие:

1. Повышение профессиональных компетенций педагогов (научно-методической, информационно- аналитической,организационной, исследовательско- опытнической)

2. Обновление,совершенствование содержания образования.

3. Создание нового методического продукта.

4. Обновление диагностического инструментария в ходе экспериментальной, опытнической деятельности.

5. Распространение идей и конкретных способов преобразований, передача опыта через различные формы.

Определены основные принципы деятельности творческой группы педагогов, которые легли в основу работы: научность, компетентность, объективность, системность, плановость, вариативность, открытость, комплексирование, отчетность, соподчиненность, дифференцирование

4 этап (2016-2020гг.)

Прежде всего, были выделены приоритетные задачи для педагогов, участников творческих групп на различных этапах инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, такие, как:

-внедрять, апробировать новые подходы в совершенствовании двигательного режима детей разных типологических групп. (вариативные формы взаимодействия в организованной образовательной деятельности, совместной деятельности в режимных процессах, внегрупповой физкультурно-оздоровительной работе, самостоятельной детской деятельности);

-проектировать систему комплексного подхода в развитии физической сферы ребенка-дошкольника (двигательных возможностей) на основе опережающего развития координационных способностей: циклы специальных двигательных игр и упражнений на развитие аэробной работоспособности; проектировать и внедрять мониторинг развития координационных способностей;

-разрабатывать основы комплексного взаимодействия педагогов и специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в реализации модели индивидуализации развития и двигательной подготовленности ребенка;

-конструировать, адаптировать, внедрять модель здоровьесбережения в ДОУ; моделировать способы интеграции физкультурно-оздоровительной деятельности в совместной образовательной деятельности по основным образовательным областям с детьми различных типологических групп, как в ООД, так и в режимных процессах в соответствии с ФГОС ДО;

-продолжать работу по формированию культуры здоровья у педагогов и воспитанников на различных уровнях в соответствии с выявленными межгрупповыми различиями; совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в вопросах воспитания основ культуры здоровья;

-продолжать активное развитие аэробных и координационных способностей детей дошкольного возраста путем широкой интеграции данных задач в различные образовательные области в свете требований ФГОС дошкольного образования;

-апробировать на практике вариативные формы физкультурно-оздоровительной работы с использованием элементов здоровьесберегающих технологий; разработать подходы, принципы организации межгруппового разновозрастного взаимодействия воспитанников с различными конституциональными особенностями.

На каждом этапе становления, развития и работы творческих групп педагогов в режиме инновационного процесса определялись основные виды их деятельности.

Благодаря развитию инновационного процесса значительно расширился арсенал форм методической работы с педагогами творческих групп на различных этапах деятельности.

I. Под руководством научного руководителя проводились различные виды научных педагогических консилиумов, содержание которых было дифференцировано относительно участников: общий; теоретический; с администрацией ДОУ; с творческой группой педагогов; с начинающими педагогами.

Получили также широкое распространение различные виды взаимодействия педагогов внутри творческих групп. Так, например, на первом этапе деятельности присутствовал широкий спектр видов взаимодействия в форме собеседований, различных научных лекций, консультирования. На втором и третьем этапах чаще имело место дифференцированно групповое взаимодействие в рамках научных семинаров. На последующих этапах инновационной деятельности активнее использовались парное творческое, практико-ориентированное взаимодействие, работа в микрогруппах, форма диспутов.

В инновационной практике дошкольного образовательного учреждения выделялись и актуализировались на разных этапах различные виды творческих групп педагогов, а именно: I этап - микрогруппы педагогов (площадка специалистов, поисково-аналитическая группа, творческая микрогруппа); II этап- творческая группа видоизменилась, в нее вошли педагоги других микрогрупп : экспертной микрогруппы по разарботке карт индивидуального образовательного маршрута, группы по разработке методических рекомендаций к авторской программе, стажерской мини- группе. ; III, IV этапы -творческая группа по переработке содержания авторской программы, планирования в соответствие с федеральными государственными стандартами; мини-группа исследования двигательной системы детей группы риска; на V этапе работала общая группа участников региональной площадки по теме проекта; которая пополнилась мини-группой по разработке универсальных образовательных ситуаций по физическому развитию на основе деятельностного метода. В ходе расширения и углубления инновационной работы менялись также формы изучения, передачи опыта педагогов, участников творческих групп с простейшего распространения и трансляции через теоретические и традиционные практические формы до диффузии и диссеминации в интерактивных формах на разных уровнях. Результативность деятельности творческих групп педагогов в инновационном режиме, несомненно, проявляется:

- в повышении уровня профессионализма педагогов, участников творческих групп. (издательская деятельность, участие в научно-практических конференциях различных уровней, достижения педагогической, научно-методической практики, увеличение численности педагогов, аттестованных на соответствие требованиям первой и высшей квалификационных категорий, разработка методических продуктов);

- в стабильности численности участников творческой группы;

- в наличии статусного уровня дошкольного учреждения на протяжении 20 лет и значимых достижениях педагогического коллектива на городском, региональном и Всероссийском уровнях;

- в появлении новых форм методической деятельности и активизации взаимодействия с педагогами;

- в эффективном освоении педагогами современных образовательных технологий и активном применении их в практике работы и повышении качества реализации ООП ДОУ;

- во внедрении новых рекреационных форм физкультурно-оздоровительной деятельности с воспитанниками ДОУ;

- в разнообразии видов и форм популяризации опыта инновационной деятельности;

- в снижении уровня заболеваемости воспитанников в дошкольном учреждении.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

г. Новосибирск тел 3516325

2-й пер. Пархоменко, 14

на Педагогическом совете МКДОУ № 406 заведующий МДОУ № 406

Приказ № ____ от _________2017г.

о творческой группе педагогов

по реализации задач образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Общие положения

1.1.Настоящее Положение регламентирует деятельность Творческой группы по реализации задач образовательных областей ФГОС ДО.

1.3.Деятельность Творческой группы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми документами об образовании, Уставом Учреждения, настоящим Положением.

1.4. В состав творческой группы входят: научный руководитель МКДОУ д/с № 406, руководитель службы научно-методического сопровождения и члены творческой группы из числа педагогических работников МКДОУ № 406.

1.5.Деятельность творческой группы направлена на реализацию задач образовательных областей ФГОС ДО.

2. Цели и задачи деятельности творческой группы

2.1. Создание оптимальных условий в ДОУ для развития личности, творческих способностей каждого ребёнка:

поиск и использование в образовательном процессе современных методик, форм, средств, новых педагогических, образовательных технологий.

создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения;

организация мероприятий, направленных на развитие личности, творческих способностей воспитанников;

разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей обучения и воспитания, помощь друг другу в овладении инновационными процессами;

разработка, составление, апробация и распространение новых педагогических методик, технологий, дидактических материалов, конспектов занятий и т.д.;

формирование творческого коллектива педагогов-единомышленников;

включение педагогов ДОУ в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности, внедрение инновационных педагогических технологий, развитие инновационной практики.

3. Организация деятельности творческой группы

3.1. Творческая группа ДОУ создается по инициативе педагогов или администрации дошкольного образовательного учреждения. Ее деятельность регламентируется настоящим Положением и планом работы творческой группы на текущий учебный год.

3.2. Творческая группа ДОУ является добровольным содружеством педагогов с разным стажем работы, объединившихся на основании приоритетного направления педагогической деятельности (образовательные области).

3.3. Руководителями подразделений творческой группы являются педагоги, владеющие навыками организации продуктивных форм деятельности коллектива, выбранные членами творческой группы. Руководители предлагают стратегию разработки темы, методы и формы работы творческой группы, обобщают и систематизируют материалы, анализируют предложения и выносят их на обсуждение группы.

3.4. Все вопросы функционирования творческой группы ДОУ решаются коллегиально, каждый участвует в разработке изучаемой темы. Педагоги – члены творческой группы представляют собственные практические материалы, выполняют творческие задания руководителя и коллектива группы, высказывают свое мнение по предложенным материалам и т.д.

3.5. Заседания группы проводятся не реже одного раза в квартал.

3.7. Творческая группа ДОУ действует до тех пор, пока не исчерпает необходимость взаимного профессионального общения.

3.8. Итоги работы творческой группы заслушиваются на итоговом педагогическом совете ДОУ.

4. Компенсация и ответственность членов творческой группы ДОУ

4.1. Права членов творческой группы

4.1.1. Члены группы имеют право:

ставить вопрос о включении плана работы творческой группы в план работы дошкольного образовательного учреждения и программу его развития;

требовать от администрации дошкольного образовательного учреждения помощи в научном, материальном и другом обеспечении работы творческой группы;

апробировать педагогические изобретения, инновации членов творческой группы и других педагогов ДОУ.

4.2. Обязанности членов творческой группы

4.2.1. Члены творческой группы обязаны:

генерировать новые идеи педагогов, выявлять приоритетную идею для работы;

осуществлять взаимопомощь и взаимообучение друг друга;

организовывать творческий процесс по облечению высказанных идей в форму разработки, механизма, алгоритма, методики и т.д.

4.3. Ответственность членов творческой группы

4.3.1. Члены творческой группы несут ответственность:

за качественную подготовку документов работы творческой группы;

за систематическое отслеживание хода наставнического, творческого процесса;

за объективное отслеживание результатов апробации;

за информирование администрации о результатах творческих поисков, работы по взаимообучению.

5. Документация и отчетность творческой группы

Руководитель творческой группы несет ответственность за наличие, содержательность и культуру ведения следующей документации:

плана работы творческой группы;

протоколов заседаний творческой группы, в которых обсуждаемые вопросы, наработанные идеи, разработки, фиксируются в форме выводов, обобщений, конспектов занятий, рекомендаций педагогам и др.

пакета методических рекомендаций, разработок, пособий, которые свидетельствуют о результате работы творческой группы

Дети за компьютером

Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возможности преподнесения материала.

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя. Целью инновационной деятельности в дошкольном учреждении является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.

При осуществлении инновационной деятельности перед педагогом ДОУ ставятся следующие задачи:

  • развитие индивидуальности воспитанников;
  • развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
  • повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
  • стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
  • повышение интеллектуального уровня детей;
  • развитие креативности и нестандартности мышления.

Девочка мечтает

Развитие творческого мышления — одно из главных требований к новой системе дошкольного образования

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед.

Фрэнсис Бэкон, английский философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Дети, сидя за столами, смотрят на экран с мультимедийной презентацией

Использование ИКТ на занятиях в детском саду позволяет привлечь внимание воспитанников

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Мальчик работает с интерактивной доской

При работе с интерактивной доской дети самостоятельно проявляют активность, что облегчает усвоение материала

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками:

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Карта маршрута к игре будет выполнять роль своеобразного плана

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания. Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует строить в 3 этапа:

  1. Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе, конкурсы или загадки и т. д.
  2. Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
  3. Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях, закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д. Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Фотогалерея: использование ИКТ на занятиях в детском саду

Таблица: пример конспекта занятия с использованием ИКТ в старшей группе (фрагмент)

  • Развитие представлений о зимнем лесе;
  • стимулирование познавательной активности и творческих способностей воспитанников.
  • Деревянных два коня
    Вниз с горы несут меня.
    Я в руках держу две палки,
    Но не бью коней — их жалко.
    А для ускоренья бега
    Палками касаюсь снега. (Лыжи).

В.: Правильно, ребята, в лес мы отправимся на лыжах. Посмотрите на экран, там у нас лесная поляна. Давайте согреем руки. (Дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель читает ребятам стихотворение о зиме.
Затем педагог предлагает детям подумать о том, как лес выглядит зимой и вспомнить тех, кто в нём живёт. Для этого на экране демонстрируются различные звери и птицы. Ребята должны называть их. Воспитатель предлагает игру, в которой нужно охарактеризовать животных, появляющихся на экране:

  • волк — злой, серый, голодный;
  • медведь — большой, бурый, сильный;
  • лиса — хитрая, рыжая, осторожная;
  • заяц — трусливый, серый, белый, маленький;
  • белка — рыжая, запасливая, быстрая.
  • в дупле живёт… белка;
  • в логове живёт… волк;
  • под кустом живёт… заяц;
  • в берлоге живёт… медведь;
  • в норе живёт… лиса;
  • в хатке под водой… бобр.
  • Снег сегодня шёл с утра, (Руки вверх — вниз),
    Рада снегу детвора! (Хлопают в ладоши).
    Снег на ветках, на дорожках, (Руки вверх, руки вниз, приседают)
    На носу и на ладошках. (Показывают нос и ладошки).
  • Зимний лес стоит печальный.
    Кто под снегом спрятал тайны?
    Почему река молчит,
    Птичья песня не звучит?
    Осторожно в лес входите,
    Тайны леса не будите.

В.: А теперь надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам в лесу? О каких птицах, животных мы сегодня говорили? С какими звуками работали? Я довольна вашими знаниями и поведением в лесу! Вы настоящие друзья природы. Надеваем лыжи, встаём на лыжню и друг за другом и отправляемся в детский сад. (Дети имитируют ходьбу на лыжах под зимнюю музыку).
Сюрпризный момент: воспитатель говорит, что все вернулись в детский сад из зимнего леса и очень устали, значит, пора подкрепиться. Дети получают конфеты.

Читайте также: