Экологический проект в детском саду берегите природу
Обновлено: 05.07.2024
Цель проекта: формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Задачи проекта:
- Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края.
- Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
- Закладывать основы экологического воспитания (экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам).
- Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.
- Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
По количеству участников: коллективный
По продолжительности: длительный
Участники: воспитатели, дети, родители
Актуальность проекта:
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.
В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Но, прежде чем научить защищать, нужно познакомить детей с
объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с лица земли нашей.
Формирование знаний о редких растениях следует начинать с дошкольного детства. Именно в этом возрасте, я считаю, необходимо познакомить детей с Красной книгой родного края, чтобы ребенок узнал редкие растения, осознал причины уменьшения численности или вовсе исчезновения тех или иных растений.
Презентация проекта
Предполагаемый результат:
1.У детей проявится:
- ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, умение различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода);
- интерес к особенностям природы родного края;
- бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
- навыками экологически безопасного поведения в природе;
- знаниями о запрещающих и разрешающих экологических знаках, изобретут свои собственные знаки.
- стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- умение отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года;
- знания о значении воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства;
- представление о разновидности почвы, ее свойствах и значении;
- представления о жизни растений ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка);
- представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:
- проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
- гуманно обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
- К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада
Этапы проекта:
1этап: подготовительный:
Воспитатели и дети:
- знакомство с растениями и животными родного края;
- беседы о редких растениях Урала, о людях – защитниках природы, о красоте, окружающего нас леса, о загрязнении близлежащих родников, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе,
- рассматривание иллюстраций, наборов открыток;
- приобретение плакатов и листовок с природоохранным содержанием;
- заучивание стихов и песен о природе;
- пословиц об охране леса;
- отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов;
Дети и родители:
- экскурсии на пруд, в парк;
- поход в лес, прогулки в природу;
- изготовление поделок из природного материала;
- сбор и приобретение семян;
- сбор коллекции камней, коряг, ракушек, интересных природных вещиц.
2 этап: продуктивная деятельность.
- участие в экологическом конкурсе рисунков;
- сбор и приобретение семян для озеленения участка;
- изготовление природоохранных знаков;
- работа в уголке природы, уход за ее обитателями;
- изготовление моделей, дидактических игр для улучшения восприятия знаний по природе;
- оформление книжной выставки по теме;
3 этап: Презентация проекта
- участие в конкурсе рисунков по защите окружающей среды;
План - карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.
п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
Экологическая тревога. Много мусора на улицах города
Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.
Просмотр и обсуждение презентаций
Составление презентаций знаков для детей.
Фото сессия на тропе
Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.
п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
Кран – кап, кап, кап.
Просмотр документальных фильмов о воде.
Развивающие игры с капелькой воды.
Составление картотеки игр о воде.
Презентация водоёмов на семейной экологической тропе.
Цель: обучение бережному отношению зелёных друзей.
п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
Ель просит защиты
Получение из леса посылки.
Выпуск листовок и распространение в микрорайоне
Рисование запрещающих знаков для презентаций
Украшение елей красными ленточками
Цикл наблюдений за елью.
Установка знаков на экологической тропе.
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.
п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
Как вырастить растения.
Решение проблемных ситуаций.
Ведение календаря наблюдений за ростом растений.
Составление презентаций о росте растений.
Зарисовка последовательности роста растений.
Разучивание стихов об огороде.
Цель: формирование представлений об условиях роста растений, развитие наблюдательности.
п/п
Этапы акции
Совместная деятельность педагога с детьми
Взаимодействие с семьёй
Решение проблемных ситуаций.
Составление презентаций о птицах
Разучивание стихов о птицах
Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.
Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Средний дошкольный возраст
Воспитатель Гайнетдинова Айгуль Альбертовна
Вид проекта :
Информационно-практико-ориентированный, среднесрочный , групповой.
Актуальность:
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.
Развивать познавательный интерес к проблемам охраны окружающей среды.
- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;
- привлечь внимание к проблемам сохранения лесов родного края;
- составить правила поведения в лесу;
- учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности .
Срок реализации проекта: одна неделя
Участники проекта: дети средней группы, их родители и воспитатели.
Прогнозируемые результаты:
1.Формирование у дошкольников первоначальных знаний о пожароопасных ситуациях, возникающих в лесу.
2.Создание условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию культуры поведения, осознанного отношения к растениям и животным в лесу и соблюдению правил пожарной безопасности в природе.
Содержание проекта:
Подготовительный этап:
- определение темы проекта, целей и задач.
- работа с методической литературой, материалом по данной теме.
- подбор детской художественной литературы для чтения, сюжетных картинок и иллюстраций по теме.
Основной этап
Наблюдение за погодой, ветром, небом, солнцем, за снегом
Экспериментальная деятельность сравнение еловых и сосновых шишек
Просмотр с детьми презентации
Загадывание загадок о природе
Беседа о прочитанной сказке
Наблюдение за погодой, ветром, небом, солнцем, за снегом
Экспериментальная деятельность сравнение веточек сосны и ели
В уголке природы помощь в уходе за цветами
Сюжетно-ролевые игры «
Беседа о прочитанной сказке
Заключительный этап:
Подведение итогов, презентация макета на выставке в ДОУ, анализ полученных результатов.
Актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что экологическое воспитание, как никогда, является одной из важнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание детей, стимулируя их интерес к природе. Реализация данного проекта поможет детям познакомиться со свойствами воды, различными природными явлениями, необходимостью охраны не только их самих, но и среды их обитания.
Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней и с детства научить беречь окружающий мир.
Цель: способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.
Задачи:
ü развивать познавательный интерес к миру природы;
ü формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет другие изменения;
ü способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края;
ü формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;
ü воспитывать бережное, гуманное, охранительное отношение к природе;
ü привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников;
ü формировать и развивать навыки сбора и обработки информации;
ü закрепить и систематизировать знания о воде и её свойствах, о зависимости жизни от воды и влияние воды на здоровый образ жизни;
ü воспитывать бережное отношения к природе к водным ресурсам.
Краткая аннотация проекта.
Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у воспитанников активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Участники проекта : дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации : среднесрочный (1 июля – 15 ноября).
Тип проекта : детско - родительский.
Основные этапы реализации проекта:
1.Подготовительный - июль 2019 г
Задачи: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2.Основной - август 2019 г. – октябрь 2019 г.
Задачи: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение совместных мероприятий.
3.Заключительный - ноябрь 2019 г.
Задачи: подведение итогов, презентация проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
- проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе ;
- эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы ;
- у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природ е ;
- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
- бережное отношение к природе;
- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.
План реализации проекта
Составление плана основного этапа проектирования.
Игры : дидактические, словесно – дидактические,
Мастер класс для родителей по изготовлению поделок из природного материала (кашпо для цветов, ромашки).
Беседы с детьми о бережном отношении к природе. Чтение экологических сказок.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы в группе .
Рассматривание картин на экологическую тему, чтение художественной литературы, прослушивание музыки, разучивание стихотворений, скороговорок, пословиц. Отгадывание загадок.
Выставка поделок из природного и бросового материала
Работа с родителями.
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.
Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:
– проведение родительских собраний экологической направленности;
– участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;
– выезды с детьми на природу;
– совместное озеленение территории детского сада;
– тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет.
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда в холле детского сада, включающего в себя несколько рубрик (экологические события в стране, регионе…, эколого-оздоровительная работа с детьми, мероприятия, проводимые в детском саду, музыка и природа…), материал в которых должен постоянно обновляться.
Можно организовать в детском саду выпуск экологической газеты для родителей, которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции.
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
Анкета для родителей
Цель проведения анкетирования : выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)
2. Есть ли комнатные растения? Какие?
3. Кто ухаживает за животными или растениями?
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
6. С какой целью?
7. Где ребенок обычно проводит лето?
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?
9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.
А.Усачев — Мусорная фантазия
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планет.
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе.
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Пословицы об экологии
Одно дерево срубил – посади сорок.
Взгляни на цветок и, он согреет твоё сердце.
Большое дерево и от солнца и от ливня укроет.
Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
Возле леса жить - голоду не видеть.
Кто землю лелеет – того земля жалеет.
Без хозяина земля круглая сирота.
Лес да вода поле красит.
Накормишь землю – она накормит тебя.
Клади навоз густо – в амбаре не будет пусто.
Убил бобра, а не нашёл добра.
Не пинай собаку – судороги потянут.
Кота убил – семь лет ни в чём удачи не видеть.
Убить лебедя – быть беде.
Журавля убьёшь – счастья не будет.
Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.
Всякому лесу на земле есть место.
Где много пташек, там нет букашек.
Над лесом дождь дважды идёт.
Сажай лес в поле – будет хлеба боле.
Сломать дерево - секунда, вырастить – года.
Лес и вода – краса природы.
Растение – берегам спасение.
Растение – земли украшение.
Список литературы:
1. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие под ред. Л.Н. Прохоровой, 2003год.
2. Прогулки в природу: учебное мед. пособие В.А. Шишкина, 2003год.
3. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников Л.И. Егоренко, 2001год.
4. Методы организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работника дош. учреждений А.И. Иванова, 2003год.
5. Предметная среда сенсорика. Экология: сборник практических материалов, ред. О.Г. Жукова, 2007год
6. Листок на ладони: мед. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического воспитания дошкольников, под ред. Л.М. Маневцевой, 2003 год
7. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: мет. пособие С.Н. Николаева, 2002 год
9. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: С.Н. Николаева, И.А. Комарова, 2003 год.
10. Методика экологического воспитания в детском саду: С.Н. Николаева, 1999 год
11. Экологическое воспитание в детском саду: под ред. О.А. Соломенникова 2005 год
12. Программа воспитания и бучения в детском саду: под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2006год.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты Земля - стало целью данной педагогической рботы. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Экологический проект в подготовительной к школе группе
Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Рамазанова Айгуль Галимулловна
Автор публикации: Рамазанова Айгуль Галимулловна.
Описание материала: Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников. Публикация адресуется педагогам дошкольного образования.
Авторы проекта: воспитатель подготовительной к школе группы МБДОУ детский сад №1 "Солнышко" МР Кигинский район РБ, Рамазанова А.Г.
Цель публикации: распространение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Краткая аннотация к проекту: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Актуальность темы:
Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Тип проекта:
Краткосрочный, исследовательский, практико-ориентированный.
Цель проекта:
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.
Задачи проекта:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
• процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
• поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Охранять и укреплять здоровье детей.
• Принять участие в озеленении территории детского сада.
• Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.
Ожидаемые результаты:
у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
создано единоое воспитательно - образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап –Заключительный
Беседа об охране природы.
Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Чтение художественной литературы:
Заключительный этап
Подведение итогов
Презентация проекта
Участники проекта:
Воспитатели, дети и их родители.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Появился интерес к явлениям и объектам природы.
Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии;
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Читайте также: