Экологический проект в детском саду берегите природу

Обновлено: 05.07.2024

Цель проекта: формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края.
  2. Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
  3. Закладывать основы экологического воспитания (экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам).
  4. Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.
  5. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: длительный

Участники: воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта:

Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.

Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.

В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.

Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.

Но, прежде чем научить защищать, нужно познакомить детей с

объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с лица земли нашей.

Формирование знаний о редких растениях следует начинать с дошкольного детства. Именно в этом возрасте, я считаю, необходимо познакомить детей с Красной книгой родного края, чтобы ребенок узнал редкие растения, осознал причины уменьшения численности или вовсе исчезновения тех или иных растений.

Презентация проекта

Предполагаемый результат:

1.У детей проявится:

- ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, умение различать живую природу ( растения, грибы, животные, человек) и неживую природу ( воздух, почва, вода);

- интерес к особенностям природы родного края;

- бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.

- навыками экологически безопасного поведения в природе;

- знаниями о запрещающих и разрешающих экологических знаках, изобретут свои собственные знаки.

- стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

- умение отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года;

- знания о значении воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства;

- представление о разновидности почвы, ее свойствах и значении;

- представления о жизни растений ( деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка);

- представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

- проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

- гуманно обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

  1. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада

Этапы проекта:

1этап: подготовительный:

Воспитатели и дети:

- знакомство с растениями и животными родного края;

- беседы о редких растениях Урала, о людях – защитниках природы, о красоте, окружающего нас леса, о загрязнении близлежащих родников, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе,

- рассматривание иллюстраций, наборов открыток;

- приобретение плакатов и листовок с природоохранным содержанием;

- заучивание стихов и песен о природе;

- пословиц об охране леса;

- отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов;

Дети и родители:

- экскурсии на пруд, в парк;

- поход в лес, прогулки в природу;

- изготовление поделок из природного материала;

- сбор и приобретение семян;

- сбор коллекции камней, коряг, ракушек, интересных природных вещиц.

2 этап: продуктивная деятельность.

- участие в экологическом конкурсе рисунков;

- сбор и приобретение семян для озеленения участка;

- изготовление природоохранных знаков;

- работа в уголке природы, уход за ее обитателями;

- изготовление моделей, дидактических игр для улучшения восприятия знаний по природе;

- оформление книжной выставки по теме;

3 этап: Презентация проекта

- участие в конкурсе рисунков по защите окружающей среды;

План - карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

Экологическая тревога. Много мусора на улицах города

Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города.

Просмотр и обсуждение презентаций

Составление презентаций знаков для детей.

Фото сессия на тропе

Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

Кран – кап, кап, кап.

Просмотр документальных фильмов о воде.

Развивающие игры с капелькой воды.

Составление картотеки игр о воде.

Презентация водоёмов на семейной экологической тропе.

Цель: обучение бережному отношению зелёных друзей.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

Ель просит защиты

Получение из леса посылки.

Выпуск листовок и распространение в микрорайоне

Рисование запрещающих знаков для презентаций

Украшение елей красными ленточками

Цикл наблюдений за елью.

Установка знаков на экологической тропе.

Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

Как вырастить растения.

Решение проблемных ситуаций.

Ведение календаря наблюдений за ростом растений.

Составление презентаций о росте растений.

Зарисовка последовательности роста растений.

Разучивание стихов об огороде.

Цель: формирование представлений об условиях роста растений, развитие наблюдательности.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

Решение проблемных ситуаций.

Составление презентаций о птицах

Разучивание стихов о птицах

Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.

Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Средний дошкольный возраст

Воспитатель Гайнетдинова Айгуль Альбертовна

Вид проекта :

Информационно-практико-ориентированный, среднесрочный , групповой.

Актуальность:

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Наша задача, как педагогов в работе с детьми, дошкольного возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Развивать познавательный интерес к проблемам охраны окружающей среды.

- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным, водоемам;

- привлечь внимание к проблемам сохранения лесов родного края;

- составить правила поведения в лесу;

- учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности .

Срок реализации проекта: одна неделя

Участники проекта: дети средней группы, их родители и воспитатели.

Прогнозируемые результаты:

1.Формирование у дошкольников первоначальных знаний о пожароопасных ситуациях, возникающих в лесу.

2.Создание условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию культуры поведения, осознанного отношения к растениям и животным в лесу и соблюдению правил пожарной безопасности в природе.

Содержание проекта:

Подготовительный этап:

- определение темы проекта, целей и задач.

- работа с методической литературой, материалом по данной теме.

- подбор детской художественной литературы для чтения, сюжетных картинок и иллюстраций по теме.

Основной этап

Наблюдение за погодой, ветром, небом, солнцем, за снегом

Экспериментальная деятельность сравнение еловых и сосновых шишек

Просмотр с детьми презентации

Загадывание загадок о природе

Беседа о прочитанной сказке

Наблюдение за погодой, ветром, небом, солнцем, за снегом

Экспериментальная деятельность сравнение веточек сосны и ели

В уголке природы помощь в уходе за цветами

Сюжетно-ролевые игры «

Беседа о прочитанной сказке

Заключительный этап:

Подведение итогов, презентация макета на выставке в ДОУ, анализ полученных результатов.

Экологический проект

Актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что экологическое воспитание, как никогда, является одной из важнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание детей, стимулируя их интерес к природе. Реализация данного проекта поможет детям познакомиться со свойствами воды, различными природными явлениями, необходимостью охраны не только их самих, но и среды их обитания.

Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней и с детства научить беречь окружающий мир.

Цель: способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.

Задачи:

ü развивать познавательный интерес к миру природы;

ü формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет другие изменения;

ü способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой родного края;

ü формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности;

ü воспитывать бережное, гуманное, охранительное отношение к природе;

ü привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников;

ü формировать и развивать навыки сбора и обработки информации;

ü закрепить и систематизировать знания о воде и её свойствах, о зависимости жизни от воды и влияние воды на здоровый образ жизни;

ü воспитывать бережное отношения к природе к водным ресурсам.

Краткая аннотация проекта.

Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у воспитанников активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Участники проекта : дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.

Срок реализации : среднесрочный (1 июля – 15 ноября).

Тип проекта : детско - родительский.

Основные этапы реализации проекта:

1.Подготовительный - июль 2019 г

Задачи: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2.Основной - август 2019 г. – октябрь 2019 г.

Задачи: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение совместных мероприятий.

3.Заключительный - ноябрь 2019 г.

Задачи: подведение итогов, презентация проекта.

Ожидаемые результаты проекта:

- проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе ;

- эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы ;

- у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природ е ;

- дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;

- бережное отношение к природе;

- совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

План реализации проекта

Составление плана основного этапа проектирования.

Игры : дидактические, словесно – дидактические,

Мастер класс для родителей по изготовлению поделок из природного материала (кашпо для цветов, ромашки).

Беседы с детьми о бережном отношении к природе. Чтение экологических сказок.

Привлечение родителей к пополнению уголка природы в группе .

Рассматривание картин на экологическую тему, чтение художественной литературы, прослушивание музыки, разучивание стихотворений, скороговорок, пословиц. Отгадывание загадок.

Выставка поделок из природного и бросового материала

Работа с родителями.

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.

Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:

– проведение родительских собраний экологической направленности;

– участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;

– выезды с детьми на природу;

– совместное озеленение территории детского сада;

– тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет.

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда в холле детского сада, включающего в себя несколько рубрик (экологические события в стране, регионе…, эколого-оздоровительная работа с детьми, мероприятия, проводимые в детском саду, музыка и природа…), материал в которых должен постоянно обновляться.

Можно организовать в детском саду выпуск экологической газеты для родителей, которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

Анкета для родителей

Цель проведения анкетирования : выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

2. Есть ли комнатные растения? Какие?

3. Кто ухаживает за животными или растениями?

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

6. С какой целью?

7. Где ребенок обычно проводит лето?

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

А.Усачев — Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планет.
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты…

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!

Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе.
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Пословицы об экологии

Одно дерево срубил – посади сорок.

Взгляни на цветок и, он согреет твоё сердце.

Большое дерево и от солнца и от ливня укроет.

Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.

Возле леса жить - голоду не видеть.

Кто землю лелеет – того земля жалеет.

Без хозяина земля круглая сирота.

Лес да вода поле красит.

Накормишь землю – она накормит тебя.

Клади навоз густо – в амбаре не будет пусто.

Убил бобра, а не нашёл добра.

Не пинай собаку – судороги потянут.

Кота убил – семь лет ни в чём удачи не видеть.

Убить лебедя – быть беде.

Журавля убьёшь – счастья не будет.

Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи.

Всякому лесу на земле есть место.

Где много пташек, там нет букашек.

Над лесом дождь дважды идёт.

Сажай лес в поле – будет хлеба боле.

Сломать дерево - секунда, вырастить – года.

Лес и вода – краса природы.

Растение – берегам спасение.

Растение – земли украшение.

Список литературы:

1. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие под ред. Л.Н. Прохоровой, 2003год.

2. Прогулки в природу: учебное мед. пособие В.А. Шишкина, 2003год.

3. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников Л.И. Егоренко, 2001год.

4. Методы организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работника дош. учреждений А.И. Иванова, 2003год.

5. Предметная среда сенсорика. Экология: сборник практических материалов, ред. О.Г. Жукова, 2007год

6. Листок на ладони: мед. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического воспитания дошкольников, под ред. Л.М. Маневцевой, 2003 год

7. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: мет. пособие С.Н. Николаева, 2002 год

9. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: С.Н. Николаева, И.А. Комарова, 2003 год.

10. Методика экологического воспитания в детском саду: С.Н. Николаева, 1999 год

11. Экологическое воспитание в детском саду: под ред. О.А. Соломенникова 2005 год

12. Программа воспитания и бучения в детском саду: под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2006год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты Земля - стало целью данной педагогической рботы. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Экологический проект в подготовительной к школе группе

Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Рамазанова Айгуль Галимулловна

Автор публикации: Рамазанова Айгуль Галимулловна.
Описание материала: Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников. Публикация адресуется педагогам дошкольного образования.
Авторы проекта: воспитатель подготовительной к школе группы МБДОУ детский сад №1 "Солнышко" МР Кигинский район РБ, Рамазанова А.Г.

Цель публикации: распространение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Краткая аннотация к проекту: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

Актуальность темы:
Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Тип проекта:
Краткосрочный, исследовательский, практико-ориентированный.

Цель проекта:
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

Задачи проекта:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
• процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
• поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Охранять и укреплять здоровье детей.
• Принять участие в озеленении территории детского сада.
• Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.

Ожидаемые результаты:
у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
создано единоое воспитательно - образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап –Заключительный

Беседа об охране природы.
Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.

Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Чтение художественной литературы:

Заключительный этап
Подведение итогов
Презентация проекта

Участники проекта:
Воспитатели, дети и их родители.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
Были сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети стали понимать взаимосвязь в природе, стали бережнее относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
Появился интерес к явлениям и объектам природы.
Закрепили умение экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Повысилась экологическая культура родителей, они стали более внимательно относиться к вопросам экологии;

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.

Читайте также: