Что должен делать музыкальный руководитель в детском саду а что воспитатель

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Кутилова Ирина Алексеевна

Населенный пункт: Псковская область, г. Порхов

В небольшом, но красивом городке Псковской области, в простой тогда еще советской семье, родилась девочка Ирина. В свои юные годы, она мечтала стать певицей как Алла Пугачева. Она брала расческу в руки, это был микрофон (так наверное делали многие девочки того времени) и пела перед телевизором. А еще, она мечтала научиться играть на фортепиано! В детском саду на музыкальных занятиях она заворожено наблюдала, как играет музыкальный руководитель на пианино, как ее пальцы виртуозно скользят по чёрно-белым клавишам, и у нее захватывало дух!

И, конечно же, она понимала, что для реализации этой мечты нужно многому научиться, приложить старания, умения и просто верить.

Закончив музыкальную школу, она решила для себя, что обязательно продолжит своё музыкальное образование. И в этом снова поддержал ее отец, предложил поступать в Псковский областной колледж искусств им. Римского – Корсакова. И вот снова она в этой прекрасной, незабываемой атмосфере, в волшебном мире музыки. Замечательные педагоги, много новых друзей, выступления, концерты. Все это, помогло ей подняться на новую ступень своего развития. Но, студенческие годы пролетели так быстро, как один день.

И вот эта девочка уже работает в детском саду в своем родном городе, музыкальным руководителем. Только она уже не просто Ирина, а Ирина Алексеевна. И это уже другая история….

И пусть она не стала Аллой Пугачевой, но теперь уже ее пальцы скользили по черно – белым клавишам, а чьи - то маленькие глазки наблюдали за ее игрой на инструменте. И может быть, именно в этот момент какой-то ребёнок делал для себя открытие?! И мечтал, научиться играть на пианино, как и она когда то в детстве.

Шли годы, и эта девочка закончила университет культуры, вышла замуж и стала мамой троих замечательных деток. И большой опыт работы в детском саду, помог ей в воспитании своих детей. Но по некоторым причинам, ей пришлось расстаться с профессией - музыкальный руководитель, и теперь она - воспитатель. И это опять другая история…

Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое.

Помню, когда я пришла первый раз на новую работу, в другой детский сад, в другой коллектив и увидела маленьких, любопытных малышей, меня охватило чувство страха и неуверенности в своих силах, как - будто и не было тех многих лет работы в детском саду. Когда ты музыкальный руководитель, к тебе привели детей и через несколько минут увели. А теперь ты с ними все время, и ты за них в ответе. Но смышлёные глазки, маленькие ручки, которые тянулись ко мне, милые улыбки детей заставили меня посмотреть на это другими глазами. Я взяла себя в руки. Так началась моя жизнь воспитателя в садике.

Каждый день, проведённый с детьми, побуждает меня к поиску новых идей, стимулирует к повышению уровня мастерства, чтобы в дальнейшем насладиться результатом своих достижений и радоваться успехам воспитанников. Это и есть педагогическая находка, когда ты учишь детей, и учишься вместе с ними, воспитываешь их, а они воспитывают тебя. Когда десятки маленьких глаз смотрят на тебя с любовью, уважением, доверяя тебе, понимая тебя с полуслова, с полу взгляда.

Меня многие спрашивают, кем лучше работать воспитателем или музыкальным руководителем? Конечно это две разные профессии, но их объединяет одно, это работа с детьми. А самое главное в работе с детьми, я считаю, это любовь детей к педагогу, их желание идти в детский сад с радостными глазами.

Мой многолетний опыт позволяет мне сделать вывод о том, что работа с детьми во всех видах деятельности, безусловно, предполагает творчество самого педагога, без которого, невозможно представить и творческое развитие детей. Словом, от того насколько ты интересна, профессиональна грамотна, талантлива, во многом зависит развитие детей, атмосфера радости в детском саду. И не важно, кто ты, музыкальный руководитель или воспитатель.

Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. А что значит, для меня быть воспитателем? Не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая для себя новое. Искренние слова благодарности от родителей и детей - настоящее счастье для меня и оценка моего труда. Я стараюсь воспитать каждого вверенного мне ребёнка полноценной, всесторонне развитой личностью.

И я точно знаю, что делаю это не зря!

P.S. И, конечно же, нельзя промолчать о дистанционном обучении в ДОУ! Вот это действительно педагогическая находка. В наше сложное время, время вынужденных не запланированных каникул, когда вся страна находится на самоизоляции, это единственное средство общения, обучения и, если можно так сказать, воспитания.

Каждый воспитатель нашего детского сада размещает на страничках своих групп рекомендации для родителей, чем они могут заниматься со своими детьми, получая и закрепляя знания, при этом находясь дома. Несколько лет назад, мы даже и подумать о таком не могли.

Дистанционное обучение для школьников уже давно "на слуху". А в настоящее время оно активно внедряется и в образовательный процесс ДОУ. Целевая аудитория такого обучения – это дети совместно с родителями. Основной целью является максимальная адаптация детей к правильному восприятию информации с экрана и вовлечение родителей в учебный процесс, возможность продуктивно проводить досуг с детьми. Современные дети привыкают к восприятию информации с экрана раньше, чем начинают ходить и говорить. Именно по этой причине воспитателю детского сада необходимо соответствовать статусу человека нового поколения.

В современном обществе требуется учиться практически всю жизнь, чтобы быть востребованным. Перед педагогами стоит задача поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Нельзя отставать, необходимо идти в ногу со временем.

За музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении ответственен не только музыкальный руководитель, но и воспитатели. Рассмотрим их функции и обязанности.

Из них 1-4 - педагогические функции, 5-6 - функции общетрудовые, направленные на создание материальных и дидактических условий для творческого решения педагогических задач.

1. Информационная функция . Передача музыкальной информации детям. Для этого нужно иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести знания воспитанникам, владеть культурой речи.

Муз. руководитель обязан:

1) Исполнять муз. произведения профессионально, ярко. Грамотно пользоваться грамзаписями.

2) Уметь доступно пояснять содержание муз. произведения. Это предполагает высокий уровень исполнительской и общей музыкальной культуры.

3) Проводить (при участии воспитателя) музыкальные занятия, праздники, развлечения.

Воспитатель обязан:

1) Организовывать повторное прослушивание муз. произведений в группе без развёрнутой беседы о музыке.

2) Повторять в группе фрагменты праздничных утренников и развлечений.

3) Должен обращаться к произведениям, не звучащим на муз. занятиях (диафильмы, диапозитивы, сказки, озвученные музыкой).

4) Проводить некоторые досуги и развлечения самостоятельно (кукольный театр, инсценировки) или под руководством муз. руководителя.

5) Владеть исполнительскими навыками и умениями во всех видах муз.деятельности, в т.ч. игре на детских музыкальных инструментах.

6) Знать методику музыкального воспитания, уметь применять разнообразные методические приёмы.

2. Развивающая функция . Развивать способности детей, учить самостоятельно мыслить, стимулировать творческие проявления.

Муз. руководитель обязан:

1) Обогащать детские музыкальные впечатления, развивать музыкальные способности, учить творчеству.

2) Проводить диагностику музыкальных способностей.

3) Использовать проблемные методы обучения и уметь применять их с учётом возраста детей и индивидуальных качеств.

4) Обладать творческими умениями - уметь показать несколько вариантов исполнения в каждом виде деятельности.

5) Применять индивидуально-дифференцированный подход к детям - использовать разные по сложности задания.

6) Применять различные виды музыкальных занятий.

7) Уметь применять все формы организации муз. деятельности и помогать организовывать музыку в быту д/с.

Воспитатель обязан:

1) Знать методы диагностики и помогать муз. руководителю в её проведении.

2) Поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности, создавать проблемные ситуации, активизировать самостоятельность и творческие проявления детей.

3) Помогать проводить различные виды занятий. особенно комплексные занятия.

4) Использовать музыку на других занятиях (ИЗО, худ. слово и т.д.)

3. Мобилизационная функция. Предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Обучение будет развивающим тогда, когда педагог заинтересует и увлечёт детей.

Муз. руководитель обязан:

1) Знать разнообразный репертуар и уметь отбирать яркие фрагменты муз. произведений.

2) Создавать проблемную ситуацию уже при восприятии музыки, находить интересные для сравнения музыкальные пьесы, фрагменты.

3) Использовать игровые методические приёмы, творческие задания, различные варианты занятий.

Воспитатель обязан:

1) Знать музыкальный репертуар.

2) Уметь организовывать в увлекательной форме слушание музыки.

3) Находить индивидуальный подход к каждому ребёнку.

4. Ориентационная функция . Предполагает формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности.

Муз. руководитель обязан:

1) Сформировать у детей отношение к музыкальному искусству как к культурной ценности (духовной и интеллектуальной).

2) Заинтересовать детей музыкой.

3) Разбудить и развить эстетические чувства.

4) Развить ощущение и понимание красоты музыки.

Воспитатель обязан:

1) информировать о системе музыкальных ценностей на художественном языке музыкального искусства.

Для успешного выполнения функций 1-4 муз. руководителю и воспитателю необходимо обладать следующими качествами:

1. любовь к музыке

5. способность к творчеству

6. музыкальная культура

8. увлечённость профессией

5. Конструктивная функция . Включает в себя 3 компонента:

1) конструктивно-содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).

2) конструктивно-оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).

3) конструктивно-материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).

Муз. руководитель обязан:

1) Вместе с воспитателем составлять перспективный план в котором определены задачи муз.воспитания, формы организации муз.деятельности, намечен основной репертуар, темы бесед с родителями, аспекты работы с педагогическим коллективом.

2) Составлять календарный план.

1) Составлять перспективный план совместно с муз.руководителем.

6. Организаторская функция.

1) Проводить индивидуальное и коллективное консультирование воспитателей.

2) Вести кружковую работу.

3) Участвовать в педагогических советах.

4) Проводить открытые занятия для воспитателей.

5) Проводить собрания с родителями, индивидуальные консультации и беседы.

Воспитатель обязан:

1) Совместно с муз. руководителем изучать теорию и методику муз. воспитания на современном этапе и внедрять новые достижения в педагогический процесс.

2) Помогать муз. руководителю проводить открытые занятия, проводить работу с родителями.

7. Коммуникативная функция . Предполагает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей.

Муз. руководитель и воспитатель должны обладать следующими личностными качествами:

1. любовь к детям

9. культура общения

8. Исследовательская функция. Стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, пополнение профессиональных знаний и умений.

Муз. руководитель обязан:

1) Следить за специальной литературой.

2) Знакомиться с передовым педагогическим опытом.

3) Внедрять в практику работы новейшие методы и приёмы обучения.

4) Регулярно посещать МО в городе, районе, проходить КПК, бывать на проблемных семинарах, пед. чтениях, конференциях и т.д.

5) С помощью заведующей ДОУ заниматься повышением квалификации воспитателей в области муз. воспитания и развития детей.

Литература:

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И ПРАЗДНИКАХ В ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.
Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе занятия музыкальному развитию. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.
Как же проявляется заинтересованность воспитателя на занятии по музыкальному развитию? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

Занятие по музыкальному развитию - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

Какова же роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность занятий оказывается гораздо ниже возможной.

Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

Занятия по музыкальному развитию играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.

На занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей.

Умственное: дети получают знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей.

Нравственное: воспитывается чувство любви к матери, Родине.

Физическое: в танцах и играх формируются двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетическое: учатся слушать, понимать и чувствовать музыку.

Занятия по музыкальному развитию предполагают следующие виды деятельности:

  1. Слушание – основной вид музыкальной деятельности.

Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней, определять характер прослушанного произведения, научить ребенка различать танец, марш, колыбельную, познакомить со средствами выразительности: темпом, динамикой, регистром, познакомить с творчеством русских и зарубежных композиторов.

Воспитатель личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность. Следит за дисциплиной, оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Во время музыкально-ритмических движений воспитатель:

  • Участвует в показе всех видов упражнений наряду с музыкальным руководителем. Велика роль воспитателя в процессе разучивания новых движений. Воспитатель, поскольку не сидит за инструментом, видит всех детей, может по ходу действия давать соответствующие рекомендации детям.
  • Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).
  • Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
  • Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
  • Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
  • Берет одну из ролей в сюжетной игре.
  • Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего занятия.
  • В группе повторяет движения танцев.
  1. Обучение игре на детских музыкальных инструментах - развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умению различать звучание инструментов.
  • Воспитатель должен уметь играть на всех детских музыкальных инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях.
  • Воспитатель должен правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте (ложки, бубен, маракасы, колокольчики, металлофон, треугольник и др.).

Ведущая роль на занятиях по музыкальному развитию принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений. Но как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если оно проводится без участия воспитателя.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом занятии и активно участвовать в процессе обучения детей.

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и поставленных задач.

Главная роль в музыкальном воспитании отводится воспитателю в самостоятельной деятельности детей. Подобный вид деятельности требует создания внешних условий, определённой материальной среды. Детям важно иметь свой музыкальный уголок – с небольшим количеством музыкальных инструментов и музыкально – дидактических игр.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом;

2. Воспитатель перебивает исполнение;

3. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела занятия: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании.

3. От программного материала - новый или старый материал.

  1. На занятии по музыкальному развитию, дети должны быть аккуратно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
  2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
  3. На занятие готовиться в группе, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
  5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
  6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
  7. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
  8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
  • Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
  • Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на занятиях.
  • Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
  • Проводить регулярные занятия по музыкальному развитию в группе с детьми в случае отсутствия музыкального руководителя.
  • Разучивать движения с отстающими детьми.
  • Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
  • Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
  • Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах.
  • Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры.
  • Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
  • Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
  • Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
  • Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
  • Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
  • Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
  • Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
  • Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.
  • Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на утреннике.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но, у каждого, своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

Воспитателям необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь с закрытой пяткой и не высокий каблук, особенно воспитателям младших и средних групп, потому что они активно (по необходимости) двигаются с детьми во время праздника. Платье на празднике должно быть не очень коротким и не очень длинным, декольте платья не очень глубоким, надеемся, понятно почему.

На основных праздниках (осенний, Новый год, 8 марта, выпускной) обязательно присутствовать обоим воспитателям. На остальных досугах и праздниках по необходимости.

Ведущий руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее действие, является связующим звеном между зрителем и исполнителями, произносить текст эмоционально, внятно, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

Ведущий должен быть весел, находчив, отзывчив. Должен знать содержание утренника, знать порядок номеров наизусть, какое действие происходит, когда и какой персонаж выходит, четко знать, когда посадить детей, когда поднести оборудование. В младших группах должен быть темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих (т.к. внимание у детей неустойчивое). Должен уметь своей игрой своим настроением побуждать к игре детей, подбадривать их, заряжать энергией. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель. Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка. Стараться не критиковать и не дёргать детей, успокаивать их поглаживанием по плечу. Недопустимо держать в руках сценарий или нужно его оформить достойно, на открытку, на атрибут и т.д.

На утренниках бывают разные непредвиденные ситуации: дети не успели переодеться, кто-то растерялся при исполнении. Вместе с музыкальным руководителем воспитатель должен найти выход из ситуации, предупредить музыкального работника, если вдруг намечается какая-то ситуация, связанная с проведением утренника. Конечно, обязательно поддержать ребенка или персонажа, если тот растерялся, постараться подсказать ему, сглаживая заминку.

Ведущий - это самая сложная и ответственная роль, поэтому нужно быть готовым ко всему, уметь построить проведение так, чтоб не оказалось, что кто-то забыл прочитать стих, а он так готовился.

И конечно же, самое главное в роли ведущего – это умение преподнести все так, чтоб дети получили только положительный заряд эмоций от праздника.

По окончании праздника, воспитателям нужно собрать всех детей, и организованное выйти их зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с персонажами и Дедом Морозом).

Ведь все, что мы делаем в детском саду, мы делаем для детей.

От чёткой, слаженной работы зависит успех утренника!

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться.

Консультация для воспитателей на тему"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиям ФГОС"

Консультация для воспитателей на тему:"Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС".



Музыкально- дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбирать.

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.


Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Для гармоничного всестороннего развития ребенка с младенчества , большую роль играют музыкальные занятия в ДОУ. Работа назанятиях проводится разносторонняя по всем направлениям музыкальной деятельност.

Музыкальное занятие-это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.

Нравственное- волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.

Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно ее чувствовать, познают прекрасное.

Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Виды музыкальной деятельности:

2. Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения, на первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, лает собачка, поет птичка)

3. Музыкально - ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно-творческие способности. На первоначальном этапе, при разучивании плясок. Движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах). В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Слушание музыки.

3. Пение и песенное творчество.

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах

5. Танец.

6. Игра.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала, отвлекается на разговоры по телефону).

Активность воспитателя зависит от трех факторов

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а проговаривает текст в ритме песни с детьми.

6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

7. Знает приемы кукловождения.

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.

Существует 2 формы работы музыкального руководителя с воспитателем

1. Индивидуальные консультации: проводятся 1 раз в 2 недели

· Знакомство с задачами предстоящих занятий

· Усвоение репертуара (проверяется ,как воспитатель исполняет детские песни, пляски)

· Продумывание форм индивидуальной работы с детьми

· Продумывание внесения музыки в быт

· Беседы об активности воспитателя на музыкальных занятиях.

2. Групповые консультации:

· Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах);

· Составление сцен праздника;

· Обдумывание сюрпризных моментов;

· Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей);

· Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию);

· Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движений и общему музыкальному развитию);

· Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку);

· Обучение воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее.

Читайте также: