Должен ли быть психолог в школе

Обновлено: 05.07.2024

Помимо государства, родителей, учителей вину за произошедшее многие возлагают и на школьных психологов. Ведь в школе №263 есть штатный специалист — значит, он должен был заранее заметить потенциального ребенка-террориста.

Екатерина ГОЛОВАНОВА, школьный психолог:

— Безусловно, школе нужны психологи. Вот только работать в школе психологом может настоящий энтузиаст, понимающий весь ужас происходящего с нашим образованием и тем не менее готовый помогать, успокаивать и детей, и родителей, и учителей. Я работаю в школе педагогом-психологом уже больше 5 лет, работы очень много. Детей, нуждающихся в психологической помощи, с каждым годом все больше. Конечно, среди психологов есть непрофессиональные люди, которым не место в школе. Грамотный специалист сумеет организовать работу так, что станет настоящим помощником учителям, родителям и детям. Просто необходимо создать психологу условия для работы и четко прописать обязанности психолога именно для данного учебного заведения, учитывая его особенности. Кроме того, психологам необходимо повышать квалификацию — в учебных заведениях сейчас очень востребованы клинические психологи в связи с развитием инклюзивного образования и увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей системе образования должность психолога, к сожалению, в большинстве случаев — формальность. Нет ни условий, ни возможностей для работы. Администрацию интересуют лишь документальные отчеты. А как только в школах с детьми происходит ЧП, так все сразу же вспоминают о школьных психологах. Нельзя требовать от психолога того, что не входит в его обязанности. Психолог может проанализировать, почему не удается решить ту или иную задачу, но не решить ее за кого-то. И тем более психолог не может лечить и не всегда даже может распознать психические отклонения или заболевания у ребенка — это задача психиатра.

Лидия КЛИМОВА, учитель русского и литературы со стажем работы более 40 лет:

Ирина КОНОВАЛОВА, декан факультета повышения квалификации МГППУ:

Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Екатерина Сафонова


Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.


Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Внимательный и квалифицированный специалист поможет разобраться с жизненными проблемами.

Здесь и вопрос глобальной забывчивости школьной программы, а еще - адаптации к школьной действительности.

Орава буйных


Чиновники от образования пересмотрели свой подход к школьным психологам стремительно и безапелляционно. Решили, что врачеватели детских душ в учебных заведениях - непозволительная роскошь для государственного бюджета. Депутаты заявили, что детям не нужны психиатры и психологи - их легко заменят профессиональные воспитатели с человеческим подходом.

- Только где они есть? - возмущается родительница из Владивостока Елена Рутинина. - За классное руководство доплату сократили почти в два раза, сегодня мало кто хочет брать на себя ораву буйных, невоспитанных детей, проводить с ними мероприятия, готовить к олимпиадам. Преподаватели групп продлённого дня отказываются делать с детьми домашнее задание. Я вижу не человеческие, а замученные лица учителей. Зарплаты по-прежнему низкие. Кто пойдёт работать за копейки? Поэтому ставки психологов и сократили.

- Будут ли это действительно психологи, а не загнанные за маленькую ставки несчастные люди? - спрашивает многодетная мама Диана Романенко. - Понимающие, что делать и зачем? Чтобы дети не были для специалиста одним сплошным потоком, а тесты и тренинги - для галочки. Школьники нуждаются в индивидуальном подходе.

Споры в социальных сетях на эту тему не утихают. Одни родители отмечают, что и до того, как министерство образования избавилось от психологов, не в каждой школе они работали. Другие вообще не понимают - какие функции должны выполнять эти специалисты? Бывшая директор школы-интерната, пожелавшая не называть своего имени, призналась, что за долгую практику педагогической работы, ей попались лишь два квалифицированных психолога, остальные в условиях учреждения работать не смогли.

Тяжёлая артиллерия

Впрочем, энтузиастов, людей, любящих свое дело и болеющих за детей, в России не переводится. Психолог первой категории Елена Волошина много времени проводит в командировках по Приморскому краю. Рядовая работа - лекции, тренинги, тестирования, нередки исключительные ситуации.


- 13-летняя девочка в школе выпрыгнула с пятого этажа, - рассказывает Елена Волошина про трагедию, произошедшую в одном из приморских городов летом. - Выжила, но получила травмы, испытала много боли, впереди - большой период реабилитации, операции на позвоночнике. Сначала по глупости поспорила. Девочка из параллельного класса устроила травлю в соцсетях, мол, если ты обещала, значит, прыгай. Моя подопечная написала прощальную записку бабушке и дедушке, и сиганула в окно.

В процессе работы психолога выясняются недостающие звенья в цепи - зависть подругу, трусость мальчика, грубость учителя. Оказалось, что мнение со стороны сверстников дорогого стоит - жизни!

- В психологах нуждаются дети, подростки, - продолжает Елена Волошина. - Сколько острых ситуаций, которых можно помочь избежать. Нежелательная беременность, анорексия. Каждый год преподносит новые печальные сюрпризы. Психолог, прежде всего, друг, неравнодушный человек. Это непростая работа - знать каждого ребёнка, найти к каждому подход.


- Опираясь на собственный опыт, считаю, если школа большая, специалистов должно быть несколько, - делится клинический психолог Екатерина Кольцова. - Например, психолог может брать на сопровождение начальную школу, среднее или старшее звено. Направлений деятельности несколько - детско-родительские отношения, учитель-ребёнок, учитель-ученик. Психолог решает проблемы коммуникации, сложности с осознанием себя в старшем возрасте, малышам помогает адаптироваться с новым нагрузками, постоянной системой требований. Когда дети понимают, что есть специалист подобного уровня в школе, они уже самостоятельно ходят на консультации. Психолог - человек, который выслушает ребёнка и заранее направит по верному пути. К нам приходили дети даже с вопросами подготовкой к экзаменам - для того, чтобы уметь расслабляться, не испытывать дискомфорт в классе. Важная миссия специалистов - профилактика конфликтов, выявление латентного суицида, когда у ребенка появляются мысли угрожающего характера, и он не расскажет об этом друзьям. Подчеркну, школам требуются психологи хорошего уровня, а не учителя с переподготовкой, должны быть высокообразованные специалисты.

В марте этого года в гимназии №2 Владивосток состоялось открытое общегородское школьное собрание. Родители под карандаш записывали признаки суицидального поведения детей. Участники мероприятия отметили: ситуация выходит из-под контроля.

- Я внимательно изучаю историю детей с совершёнными попытками суицидов, - сказала тогда участник собрания Марина Гольтяева. - Среди них есть и успешные, с полной занятостью, выраженным творческим радикалом. Обращайте внимание на частные перепады настроения ребёнка, рассеянность, разговоры о том, жизнь бессмысленна. Бывает, они шутят на тему смерти. Дети с суицидальными наклонностями начинают пробовать алкоголь, табак, психоактивные вещества. Уходят из дома, бродяжничают.

Врачи-психиатры много говорят об агрессорах и жертвах таких массовых явлений как буллинг и моббинг. То, что в России вообще заговорили о формах травли, в том числе и в школе - великий прогресс. По статистике каждый четвёртый ребенок подвергается травле в школе со стороны других учеников.

- У психолого и психиатров - разные сферы деятельности, - говорит Елена Волошина. - Одно дело - пограничное состояние, требующее особой терапии. Но я не согласна, когда психиатры необоснованно выписывают нейролептики детям. Допустим, девочка перевелась из одной школы в другую, мама обратилась к психиатру, и теперь ей нужно принимать тяжёлые препараты. Тренинги по знакомству, адаптации проводить н пробовали?

- Многое зависит от степени доверия между ребёнком и родителями, - поделилась родительница Светлана Кучук. - Время - самое дорогое, что мы можем дать детям. Давлением только подталкиваем их в никуда, вот и они стремятся остаться наедине. Без любви спасти не получится.

Полиция проспала родительский самосуд в школе и только после него возбудилась.

Я чувствую, значит, живу

Некоторые ситуации выходят далеко за порог учреждения. В прошлом году на всю страну прославились приморские дети из школы с эстетическим циклом, устроившие вечеринку в стенах учреждения. Директор школы чуть ли не отправила себя на плаху вместе с недостойными учениками, чем разжалобила холодные сердца чиновников и вызвала волну остроумных высказываний в интернете. Вывод не утешающий: взрослые не видят, не чувствуют, не понимают подрастающего поколения.

Специалисты замечают - взрослые по степени внутренних проблем от детей не отстают, при этом глушат проблемы антидепрессантами, алкоголем, шопоголизмом, игроманией.

- Хочется, чтобы к психологу приходили не только на грани срыва, - заключает собеседник. - В каждой семье, даже самой образцовой есть над чем поработать.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА


Психотерапевт Юрий Панасенко:

- По идее, в школе должен работать психолог имеющий узконаправленное образование. В не человек, который прошел курсы психологического обучения, и считает себя гуру. Кто виноват, что дети доведены до отчаяния? С какого перпепугу психолог имеет отношение к низкому социальному уровню жизни, нестабильности? Давайте научимся сначала трусы шить, а потом будем шубу примерять. Дети беспризорные, голодные, брошенные - вот какие проблемы нужно решать в первую очередь. Зачем работать для галочки, позиционируя себя как развитое демократическое общество. Это буйная профанация, далекая от правды.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ


Депутат краевого Заксобрания Татьяны Косьяненко:

- Сегодня нужно обратить внимание на каждую семью, и каждого ребёнка в отдельности. Не подействуют громкие слова, грубость, наказания. Детям должно быть интересно общаться в кругу сверстников, с взрослыми. А мы должны уберечь подрастающее поколение от рокового шага, вовлечь его в реальный мир, где много увлекательного. В школах происходят ситуации, которые шокируют учителей и родителей. Нужно не только думать, но и делать в этом направлении конкретные шаги.


Тесты, консультации, профориентация — чем занимается школьный психолог? Наш блогер Иванна делится цитатами школьников и выпускников об опыте обращения к школьным психологам и рассказывает, почему специалистам иногда лучше не доверять и как решить эту проблему.

Школьный психолог — очень часто слегка комичный персонаж: куча бесполезных тестов, советы уровня диванной психологии, вынужденные консультации, уроки, на которых ученики занимаются чем угодно, но не получением знаний. Всерьёз школьного психолога не воспринимают ни дети, ни взрослые. Его не уважают, не доверяют, причём зачастую совершенно справедливо. Школьные психологи должны взращивать в молодом поколении культуру внимательного отношения к психическому здоровью, а получается наоборот.

Каким должен быть школьный психолог?

В первую очередь он должен быть компетентным. У достойного специалиста есть профильное образование, сертификаты о пройденных практикумах и курсах, практический опыт консультирования. Важно и постоянное саморазвитие, повышение квалификации.

Детский психолог должен быть вдвойне чутким, осторожным и внимательным. Школьники нередко попадают в его кабинет не по своей воле. Они заранее относятся ко взрослым с подозрением и недоверием, поэтому психологу крайне важно доказать, что он надёжен, ему можно доверять и информация останется конфиденциальной.

Ребёнка гораздо проще травмировать, чем взрослого. Последний, если и попадает к психологу, то целенаправленно и с полным осознанием того, что его ожидает

Специалист, работающий с детьми, должен проявлять тактичность, мягкость, последовательно объяснять, зачем он делает какие-то вещи, задаёт разные вопросы. В школе учатся дети от 6 до 18 лет, в этом возрасте возникает огромное количество разных проблем. Каждая из них требует индивидуального подхода и специфических знаний. Если браться за эти вопросы, будучи недостаточно подготовленным, в лучшем случае можно потерять время, а в худшем — навредить.

Чем школьный психолог должен заниматься?

Основные задачи психолога — проводить психодиагностику, поддерживать благоприятную обстановку в школе, классе, проводить личные консультации по вопросам обучения, внутришкольных отношений, личных проблем (для учеников), налаживать диалог между родителями, детьми и педагогами.

Нередко педагоги-психологи ведут свои предметы, а некоторые — особые энтузиасты — даже устраивают тренинги, короткие курсы. Например, в моей школе проводились такие по эмоциональному интеллекту, переживанию стресса. Есть и специфические задачи в зависимости от возраста учеников: для начальной школы — помощь в адаптации, для средней — формирование жизненных, поведенческих, социальных навыков, для старшей — профориентация, психологическая поддержка на пути во взрослую жизнь.


Когда школьнику нужна (и обязательно поможет) консультация психолога

В государственной школе может учиться от нескольких сотен до нескольких тысяч человек — непозволительно большая нагрузка для одного человека. Чтобы психолог качественно выполнял свою работу, ему нужно время, чтобы сосредоточиться на определённом круге людей. Едва ли он успеет выяснить что-то, кроме поверхностных сведений об учениках, если их счёт идёт на сотни и тысячи. Реальную помощь в таком случае удастся оказать очень и очень немногим. В моих мечтах об идеальной школе будущего количество психологов зависит от числа учеников, один специалист не работает одновременно с начальной и старшей школой.

Всё описанное выше хорошо, но на какие условия (личная заинтересованность и оплата труда) согласится специалист, соответствующий всем критериям? Психолог как равноправный член педагогического состава завален бумажной работой и составлением отчётов, характеристик и анализов. Это отнимает много времени и душевных сил, отвлекая от деятельности, которая должна быть основной. Высокие нагрузки в стрессовой обстановке и постоянном конфликте интересов детей, родителей и учителей должны хорошо оплачиваться. Помимо высокой зарплаты, не помешали бы и бонусы. Осуществимо ли это на данный момент? Разве что в частных школах, но там обучаются дети, которым редко нужна помощь школьного психолога: их семьи могут оплатить сеансы обычного.

Российские школы не обречены: преданные и влюбленные в своё дело специалисты продолжают работать, они действительно меняют ситуацию и учеников в лучшую сторону. Однако их мало, а помощь нужна всем.

Качество работы соответствует условиям и зарплате, которую получают школьные психологи. Имеем ли мы право требовать большего, не предоставляя ничего взамен?

Проблема затрагивает всю систему сразу, поэтому кардинально поменять что-либо, обойдя корни, не получится. Что могут сделать обычные люди, как повлиять на ситуацию? Самый простой и честный ответ — не быть безразличными к себе и окружению, не бояться действовать и менять то, что вам под силу, помнить, что достигнуть лучшего реально.

Читайте также: