Создание реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательской деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Бизнес, как деятельность, обладает важным свойством: в нем все постоянно изменяется, что означает, что реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права, то есть, компаний, происходит непрерывно. И это совершенно нормально. В этом суть предпринимательства, как созидающей части экономики.

Ликвидация организаций

Добровольная ликвидация деятельности организаций возможна по разным причинам:

Нежелание продолжать заниматься бизнесом, продать который не получается;

Отсутствие прибыли от функционирования хозяйственных субъектов;

Завершение срока, на который компания была создана;

Достижение установленных целей;

Состояние чистых активов акционерных обществ и ООО.

Основные этапы ликвидации

Порядок действий при закрытии компании включает в себя следующие этапы:

Принятие решения уполномоченным органом. Это акционеры или совет учредителей. Решение принимается путем голосования при проведении собрания. Его протокол является основным документом, подтверждающим легитимность решения. Одновременно необходимо принять ряд важных решений и определиться с тем, как будет проходить закрытие. Если всесторонняя подготовка к ликвидации проведена, сама процедура проходит легко и без неожиданностей;

Уведомление налоговых служб о начале процедуры. Формируется пакет документов, в который входит решение и форма заявления, заверенная у нотариуса. Также прикладывается форма, в которой обозначено назначение ликвидатора или комиссии. Этот этап необходимо выполнить не позднее, чем через 3 дня после принятия решения;

Пока компания выжидает положенный на оповещение всех заинтересованных лиц срок, ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию, выполняет расчеты с сотрудниками, взыскивает дебиторскую задолженность. На этом этапе нужно уплатить все налоги по текущему периоду. Если фирма вела активную деятельность, то следует ожидать выездной налоговой проверки;

Когда финансовое состояние предприятия предельно проясняется, бухгалтер, который обычно входит в ликвидационную комиссию, составляет промежуточный ликвидационный баланс. В него входят сведения об активах фирмы, о требованиях кредиторов, а также результаты их рассмотрения. ПЛБ нужно подать в налоговые органы;

После утверждения ПЛБ внутри самого предприятия и одобрения его в ФНС переходят к расчету с кредиторами. Это делается в строго установленном порядке с соблюдением очередности;

Когда все налоги уплачены, все кредиторы удовлетворены, или установлено, что выполнить их требования нет возможности, составляют ликвидационный баланс. В нем отражается имущество юридического лица, которое будет распределено между учредителями после ликвидации;

Налоговые органы утверждают ликвидационный баланс, после чего регистрируют ликвидацию компании. Ее исключают из реестра, а на руки ответственным лицам выдается свидетельство. Ликвидация считается завершенной;

Осталось сдать документацию в архив, закрыть банковские счета, уничтожить печать, сняться с учета в фондах.

Реорганизация юридических лиц

Реорганизация организационно-правовых форм деятельности предприятий – это возможность внести коренные преобразования в работу коммерческого общества, не прибегая к его полному закрытию. Частью этого процесса обычно бывает создание или уничтожение юридических лиц, участвующих в сделке.

Благодаря тому, что реорганизация позволяет закрыть часть компаний, вовлеченных в операцию, ее нередко используют как метод альтернативной ликвидации. Отличие от обычного закрытия в том, что при реорганизации сохраняется правопреемство, а при ликвидации оно полностью погашается. Правовое регулирование реорганизации со стороны налоговых органов обычно несколько мягче, чем при ликвидации, поэтому альтернативная ликвидация пользуется популярностью.

Виды реорганизации

Существует пять видов реорганизации:

Слияние и присоединение предполагают уменьшение количества участников, поэтому эти два метода используются для альтернативной ликвидации. Первый отличается тем, что закрываются все компании, вместо них создается одна новая – правопреемник абсолютно всех обязанностей участников операции. Второй способ предполагает, что все участники сделки становятся частью структуры определенного юридического лица, само это лицо не меняет своего статуса и формы деятельности.

Преобразование – это изменение формы деятельности лишь одной компании. Например, ООО можно превратить ЗАО. Компания была одна, одна и осталась. Этот вид реорганизации проводится по упрощенной схеме, так как в нем невозможно сложное правопреемство: единственный участник является правоприобретателем.

Выделение и разделение предполагают создание новых компаний. При выделении основная структура, которую можно назвать материнской, продолжает работу в прежнем режиме. А при разделении материнская компания закрывается, на ее месте создается два или несколько новых юридических лиц.

Проведение структурных преобразований организаций требует знания множества деталей бухгалтерского учета и юридических тонкостей. Если у вас сложная ситуация, рекомендуется обратиться к компетентному юристу, чтобы быть уверенным, что процедура пройдет успешно.

Порядок действий при реорганизации

Этапы реорганизации очень напоминают ликвидацию, для них работают те же правила:

Уведомляются налоговые органы;

Производится оповещение кредиторов, публикации в СМИ;

Составляется передаточный документ;

Переходный период: регистрируются новые юридические лица, закрываются участники сделки, которые должны прекратить работу;

После внесения изменений в реестр реорганизация считается завершённой;

Осталось разобраться с банковскими счетами и печатями: создать для новых фирм и уничтожить для закрытых.

Закон допускает проведение сложных реорганизаций, то есть таких, в ходе которых выполняется несколько структурных преобразований.

Реорганизация фирмы в кратчайшие сроки

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Политика конфиденциальности

Читайте также: