Современные подходы к организации проектной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.

Цель — развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи:
— обучать элементарному планированию;
— формировать навыки сбора и обработки информации, материалов;
— развивать творческие способности;
— формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка [1]

В дошкольном учреждении могут быть [2]:
1. Информационные проекты
— направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
— структура информационного проекта: получение и обработка информации, получение результата, презентация.

Пример информационного проекта можно посмотреть здесь.

2. Исследовательские проекты
— осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Пример исследовательского проекта можно посмотреть здесь.

3. Ролевые проекты
— это проекты с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
4. Творческие проекты
— как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников;
— творческие проекты классифицируются по доминирующему виду творчества: художественно-изобразительные, художественно-речевые, художественно-оформительские, театральные, музыкальные и т.д.)

Пример творческого проекта можно посмотреть здесь.

Деятельность педагога:
На 1 этапе — определяет тему, осуществляет планирование, организует предметно-развивающую среду, информирует родителей, изучает литературу.
В процессе совместной деятельности с воспитанниками формулирует проблему, помогает поставить цель, предлагает сразу определить продукт проекта; погружает в игровую (сюжетную), проблемную ситуацию.
На 2 этапе- помогает распределиться на группы; помогает в решении задач; помогает спланировать деятельность (с чего начать). Организует поисковую, исследовательскую деятельность детей
На 3 этапе – осуществляет практическую помощь детям, создает условия и мотивирует детей. Осуществляет контроль и координацию проекта. Фиксирует результаты поиска информации и т.д.
На 4 этапе — подготовка к презентации. Презентация (защита проекта), оценка.

Структура образовательного проекта:
— название проекта;
— авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта;
— общая характеристика проекта: участники проекта, сроки реализации проекта, цель и задачи проекта, гипотеза проекта, предполагаемые результаты;
— этапы проведения проекта;
— результаты проекта, их оценка, призы и награды.

Примерные темы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «З.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «З.

Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов.

Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями. Задачи: • Дать краткий анализ теоретическим основам метода проектов. • Систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта.

“На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя и.

“На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания” К. Н. Вентцель Эти слова полностью выражают суть того, о чем мы сегодня будем говорить.

Что такое проект? Проект – в переводе с греческого – это путь исследования.

Что такое проект? Проект – в переводе с греческого – это путь исследования, это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий по решению значимой для детей проблемы, завершающийся созданием творческих работ. Проект создает то, чего еще нет.

 Дети Педагоги Родители Участники проектной деятельности

Дети Педагоги Родители Участники проектной деятельности

Типы проектов: По характеру содержания и информативности: Монопроекты – одна.

Типы проектов: По характеру содержания и информативности: Монопроекты – одна образовательная область. Интегративные – две и более образовательных областей. По характеру контактов: Осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьёй. По количеству участников: Индивидуальные -выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребёнка Групповые- осуществляется группой участников Фронтальные -выполняется всем коллективом.

По продолжительности: Краткосрочные (одно или несколько занятий от 1 до 4 не.

По продолжительности: Краткосрочные (одно или несколько занятий от 1 до 4 недель) Средней продолжительности -(нескольких месяцев) Долгосрочные (от одного до одного года). По доминирующему принципу: Творческий вид. (Со 2 младшей, возраст 3-5 лет) Исследовательский вид. (Старший возраст от 5лет) Игровой вид. (С младшей, возраст 2-4 года). Информационный вид. (Со средней группы 4-5 лет)

С чего же начать работу над проектом и как заинтересовать детей? Планировани.

С чего же начать работу над проектом и как заинтересовать детей? Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: - “Для чего нужен проект?” - “Ради чего он осуществляется?” - “Что станет продуктом проектной деятельности?” “В какой форме будет презентован продукт?”

Этапы разработки проекта: 1 этап. Выбор проблемы и цели проекта. Педагог по.

Этапы разработки проекта: 1 этап. Выбор проблемы и цели проекта. Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития. 2 этап. Разработка, планирование проекта. Составление плана деятельности по достижению цели. 3 этап. Выполнение, реализация проекта. Выполняется практическая часть проекта. 4 этап. Презентация проекта. Дети активно помогают воспитателю в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям продукт собственной деятельности.

Вывод: Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование опре.

Вывод: Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.

Краткое описание документа:

Цель: формирование мотивации педагогов ДОУ к использованию метода проектов, как способа интеграции образовательной деятельности с детьми, родителями.

Задачи:

• Дать краткий анализ теоретическим основам метода проектов.

• Систематизировать представления педагогов о правильной организации проекта.

“На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая работа, (завершенная работа) имеющая социально значимый результат.

Как показывает педагогическая практика, такую возможность даёт метод проектов. Он позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка, развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Использование проекта в дошкольной образовательной практике имеет право рассматриваться как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).

Метод проектной деятельности необходимо использовать в работе со старшими дошкольниками, т. к. в этом возрасте дети отличаются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке и стремлению к совместной деятельности.

Для современных дошкольников есть много преимуществ от использования проектного метода обучения по всем направлениям деятельности :

• увеличивается интерес к обучению;

• возникает понимание того, как содержание одной учебной темы связано с другими темами и другими направлениями деятельности; достигается более глубокое и осознанное освоение учебного материала.

Так же метод проектов может быть адаптирован и к остальным возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе

Проектная деятельность в детском саду делится на 5 этапов

1 Проектирование

Педагог занимается формулированием проблемы, указывает цель проекта, вводит ребят в игровую ситуацию, затем формулирует задачи.

На этом этапе педагог помогает детям спланировать свою деятельность для решения поставленной задачи.

3. Поиск информации

Педагог помогает детям найти необходимую информацию для решения задачи. Проводит занятия, наблюдения. Педагог может провести работу с родителями по вопросу поощрения самостоятельно творческой деятельности детей.

Педагог вместе с детьми готовит презентацию по осуществлению проекта, после чего они представляют его другим педагогам и родителям.

Педагог может собрать в папку всё то, что необходимо было для проекта : рисунки, схемы, фотографии, отчеты результаты

Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую – либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом, дети занимаются поисковой деятельностью. Если просто объяснить детям какой-то материал то есть вероятность того, что этот материал в скором времени забудется. Но если дети сами ищут пути решения какой-либо задачи, задействовав мыслительные процессы, то эти мысли будут их собственными, таким образом материал будет усвоен лучше. Проектная деятельность в детском саду – это современная игровая и ли творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремлённость.

Виды проектов

В дошкольных образовательных учреждениях ведутся несколько видов проектов

1. Творческие проекты. Дети исследуют задачу, а затем показывают это в виде театральной сценки.

2. Ролево – игровые проекты. Дети решают задачи в роле персонажей сказки.

3. Исследовательско -творческие проекты. Дети решают поставленную задачу, представляя решения в виде детского дизайна драматизации или газеты.

4. Информационно-практико-ориентированные проекты. Дети собирают информацию, ориентируясь на оформление группы и ее дизайн.

Следует помнить, что главным видом деятельности дошкольника является игра. Любой проект должен опираться именно на игровую деятельность детей. Можно выделить и другие виды проектов, которые могут быть краткосрочными это 1-3 занятия, так и долгосрочными на протяжении всего учебного года.

Проектная деятельность имеет огромное значение для групп с нарушением речи. Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Если проект организован правильно, то он обязательно поможет ребёнку развить свою речь.

Пример проекта

(огород на окне)

Тема: Лук не только полезно, но и интересно

Цель: Развивать умение находить информацию, составлять доклады, газеты

Предполагаемые результаты: Изготовление газеты, памяток, буклетов о луке и его пользе совместно с родителями. Удовлетворение детей, родителей, и самого педагога от проделанной работы.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели, (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед, медицинский работник)

2. Рассада. Сеем лук совместно с детьми, родителями.

6. Подведение итогов. Совместное оформление газеты по теме проекта.

7. Презентация газеты, памятки, буклета

8. Выставка работ (газет, буклетов, памяток)

9. Награждение детей и родителей за активное участие в проекте

Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Эта работа основана на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает стать детям более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение мышление. Дети становятся более коммуникабельными.

Прикреплённые файлы:


Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859–1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.

Так что же такое проектная деятельность?

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.

Проект это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей;
  3. Развитие творческого воображения;
  4. Развитие творческого мышления;
  5. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).

План работы воспитателя по подготовке кпроекту:

  1. Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями.
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта).
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор (накопление материала).
  6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта (разнообразные формы представления).

Этапы реализации проектной деятельности:

Правила для педагогов при работе над проектом:

  1. Глубоко изучите тему проекта;
  2. При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу;
  3. Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  4. Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
  5. Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  6. Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  7. Последовательно и регулярно работайте над проектом.
  8. Создавайте атмосферу сотворчества.
  9. Используйте индивидуальный подход.
  10. Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
  11. Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая конкретное участие соблюдайте добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.

Т. о., метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Проблема:незаинтересованность родителей в организации двигательной деятельности детей.

− неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми.

− нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.

− невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.

Цель: повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

− Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

− Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей,

− Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.

− Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.

В работе с детьми:

ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

− Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия)

− Воздушное контрастное закаливание.

− Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.

− Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.(Приложение № 6)

− Выставка рисунков о спорте.

В работе с родителями:

− Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.

− Была проведена выставка физкультурного оборудования, где высказывались мнения о его важности, значимости в развитии ребенка.

Работа по совместной деятельности родителей и детей:

− Проведен День открытых дверей, с использованием физкультурного оборудования, сделанных в совместной творческой деятельности родителей с детьми.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, Проект, совместная двигательная деятельность, здоровый образ жизни, родитель, двигательная деятельность, детский дизайн, исследовательская деятельность, педагогический процесс.

Похожие статьи

Совместная деятельность с родителями по формированию.

здоровый образ жизни, родитель, ребенок, детский сад, двигательная активность, дошкольное учреждение, призыв вести, работа, семья.

Двигательная деятельность детей дошкольного возраста как.

Самостоятельная двигательная деятельность детей. Свободная двигательная активность. Ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового.

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство.

двигательная активность, ребенок, здоровый образ жизни, детский сад, предметно-развивающая среда, игра, здоровье, дидактический стол, физическое воспитание, дошкольное учреждение.

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения.

здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, родитель, семья, ребенок, формирование основ, педагогический процесс, детский сад, педагог, двигательная активность.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

- выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы. 3. Воспитательные. - воспитание потребности в здоровом образе жизни

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста.

Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка имеет не только педагогическое, но и важное социальное значение.

Педагогические условия формирования здорового образа.

Процесс педагогического сопровождения формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет результативным, если реализовать следующие педагогические условия [1]

Читайте также: