Что способствовало постепенному переходу инициативы в северной войне к русской армии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Что способствовало постепенному переходу инициативы в Северной войне к русской армии?

Ответы:

Зима 1708—1709 гг. ещё более ослабила неприятеля. Нехватка продуктов, жесточайший мороз (зима выдалась необычайно холодной), действия партизанских отрядов и регулярных войск унесли в могилу по меньшей мере пятую часть шведской армии. И всё же Карл XII по-прежнему оставался грозным противником. В апреле 1709 г. он осадил Полтаву, надеясь захватить богатые трофеи. Угроза падения Полтавы побудила Петра I принять важное решение: дать шведам генеральное сражение.


К 1680 году поместная конница сотенной службы вместе с холопами составляла всего лишь примерно 17,5 % всех русских вооружённых сил (около 16 тыс. человек). Пётр ликвидировал поместное войско уже в процессе войны со Швецией. Хотя на начальном этапе Великой Северной войны дворянская конница, под руководством Б. П. Шереметева нанесла ряд поражений шведским силам. Хотя известно, что несколько полков воевали и после битвы под Нарвой. Большая часть бояр и дворян, из поместной конницы была переведена в драгунские и гвардейские полки, многие из них составили офицерство регулярной армии.

Стрельцы были более современным войском. Они несли постоянную службу, проходили некоторое обучение. В мирное время стрельцы несли городовую службу – охраняли царский двор, царя при его поездках, были заняты караульной службой в Москве и ряде других городов, становились посыльными. В свободное от войны, службы время они занимались ремеслом, торговлей, землепашеством, огородничеством, т. к. царское жалованье не могло полностью обеспечить потребности служилых и их семей. Стрелецкое войско имело организацию – им управлял Стрелецкий приказ. Он ведал назначением на службу, выплатой жалованья, руководил военным обучением. В течение всего 17 столетия в стрелецкие полки внедряли навыки регулярного боя.

Русская армия накануне Северной войны


Пушка большого наряда (осадной артиллерии). Э. Пальмквист, 1674.

Слабые места: после окончания военных действий значительная часть служащих распускалась по домам, под знаменем полка оставалась только часть офицеров, солдат, драгун, рейтар. Поэтому, военное обучение нельзя было сделать систематичным. К тому же промышленность страны не могла обеспечить полки однотипным вооружением, снаряжением и обмундированием.


Князь Василий Васильевич Голицын.

Таким образом, ко времени прихода к власти Петра русские вооружённые силы уже значительно продвинулись на пути превращения в регулярную армию. Этот процесс надо было только завершить, оформить, закрепить, что и сделал и Пётр I. Только достижения предыдущей эпохи в области военного строительства, развития экономики, позволили царю-реформатору в кратчайшие сроки (очень маленький исторический срок) создать регулярную армию, флот, развить военную промышленность.

Реформы Петра до начала Северной войны


Автоном Михайлович Головин

Семёновский и Преображенский полки, вместе с выборными (лучшими) солдатскими полками Ф. Лефорта и П. Гордона составили костяк новой армии. В этих частях осуществлялось регулярное военное обучение, за ними присматривал сам царь. Вместе с Петром азы военного дела осваивали его ближайшие сподвижники – А. Головин, М. Голицын, А. Вейде, Ф. Апраксин, А. Репнин, Я. Брюс, А. Меньшиков и т. д. Семёновский и Преображенский полки стали кузницей офицерских кадров для других воинских соединений.

Пётр положил начало правильной традиции офицерства – служить с нижних чинов. Он начал с барабанщика, 1691 году получил чин сержанта, в 1693 году – бомбардира Преображенского полка. Это позволило ему выработать в себе качества необходимые полководцу. Пётр знакомился с военной литературой того времени, изучал науки связанные с военным и морским делом – геометрию, фортификацию, астрономию, кораблестроение, артиллерийское дело и пр.

Начали проводить масштабные военные маневры, так в Кожуховском походе сентября-октября 1694 года приняло участие до 40 тыс. человек, их поделили на две армии. Во время учений отрабатывали приёмы осады и штурма крепости, переправы через водную преграду, проверялась полевая выучка войск. В истории военного искусства России это было новым явлением. Обучение проводилось под руководством иностранных офицеров. Начали вводить элементы линейной тактики.

Для регулярной армии нужны были кадры и много вооружения, обмундирования. Различного рода амуниции. Уже в 1698 году в Россию прибыло около 700 иностранцев. Великое посольство закупило за границей 10 тыс. мушкетов и другого оружия. К августу 1698 года основные подготовительные мероприятия по реформе армии были завершены.

Реформа 1699-1700 годов

Через несколько месяцев сформировали 3 первые дивизии, в каждой было по 9 полков. Их возглавили генералы Автоном Головин, Адам Вейде и Аникита Репнин. Каждый пехотный полк имел по штату: подполковника, майора, 9 капитанов, капитан-поручика, 11 поручиков, 12 прапорщиков, полкового обозного и полкового писарей, 36 сержантов, 12 каптенармусов (унтер-офицерское воинское звание, военный чин и должность в роте, батарее, эскадроне, ведал учётом и хранением имущества и выдачей провианта, а также оружием, снаряжением и одеждой), 12 подпрапорщиков, 48 капралов, 12 ротных писарей. Младший командный состав (от сержантов до капралов) набирали из солдат. В полку по штату должно было быть 1152 человека. Полк вооружался и снабжался за счёт государства. На вооружении пехотных полков были фузеи (дульнозарядное гладкоствольное ружьё с кремнёвым замком, существовали в варианте пехотного ружья, драгунского, офицерского, они отличались общей длиной, длиной ствола и калибром) и багинетами (штыки вставлявшиеся в ствол).

Учитывая тот факт, что надежды на иностранцев не оправдались, а армии нужны были офицеры, по предложению А. Головина с мая 1700 года была сделана ставка на подготовку отечественных командирских кадров. Привлекли московских дворян из лучших фамилий, на обучение было направлено 940 человек. Это была новинка – до этого дворяне массово служили в коннице, считая это сословной прерогативой, в пехоту шли неохотно. Но Пётр сломал эту традицию. Всё попытки уклонения безжалостно наказывались, дворяне были обязаны служить. Результаты энергичной деятельности быстро сказались, если в начале Северной войны в высшем командном составе преобладали иностранцы, то средний и младший командный состав на две трети был русским.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕМА: Борьба за гегемонию на Балтике

ЦЕЛЬ: - ознакомить учащихся с ходом боевых действий на Балтийском море, итогами и результами Северной войны;

- формировать умения делать выводы, давать определения терминов и понятий, читать и использовать информацию в ответах на вопросы, проводить поиск необходимой информации в учебнике, сети Интернет и других источниках;

- воспитывать чувство ответственности, гуманизма и демократизма

Тип урока: комбинированный

Основные термины: Прутский поход, флот, фрегат, галера, Ништадский мир, империя, император

Оборудование: учебники, пособия, словари, карта, иллюстрации

Структура урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний и умений учеников

ІІІ. Изучение нового материала

1. Прутский поход

2. Завершение войны

3. Ништадский мир

ІV. Закрепление изученного материала

V. Итоги урока

VІ. Домашнее задание

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний и умений учеников

1. Каким образом Карлу XII удалось вывести из войны Данию?

2. Назовите причины поражения русских войск под Нарвой. В чем состояло значение сражения под Нарвой для России?

3. Какие экономические преобразования были проведены в России в начале Северной войны?

4. Какие выводы были сделаны правительством из первых неудач в войне?

5. Как изменилась система комплектования армии?

6. Назовите причины первых успехов русских войск в Северной войне

7. Какое значение имела победа при Лесной?

8. Что способствовало постепенному переходу инициативы в Северной Войне к русской армии?

9. Как проявил себя Петр I в решающей стадии сражения? Как это повлияло на исход битвы?

10. В чем состоит значение Полтавского сражения?

ІІІ. Изучение нового материала

1710-1711 гг. – Прутский поход Петра I , поражение русской армии, потеря Азова и Таганрога

1710 г. – захват русскими войсками Риги, Выборга и Ревеля

1714 г., 27 июля – разгром шведской эскадры у мыса Гангут

1720 г., 27 июля – разгром шведской эскадры у острова Гренгам

1721 г., 30 августа – Ништадский мир между Швецией и Россией

1721 г., 22 октября – принятие Петром титула императора; Московское государство стало называться Российской империей

Итоги войны:

- Россия получила территории Прибалтики (Лифляндия, Эстляндия, Игерманландия), часть Карелии и выход к Балтийскому морю

- Россия выплачива денежную компенсацию за эти территории и возвращала Финляндию

- Петр I принял титул императора, Московское царство стало Российской империей

- усиление роли России в европейских делах

- превращение Российской империи в одну из ведущих держав мира

ІV. Закрепление изученного материала

Покажите на карте места основных сражений

V. Итоги урока

VІ. Домашнее задание §3, хронологическая таблица

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 258 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 2—3. Северная война

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.12.2021 222
  • DOCX 23.2 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Януш Игорь Александрович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 8 классе по линейной системе преподавания истории.

Урок с использованием системно-деятельностного подхода.

Учитель истории – Дружинина Татьяна Васильевна

МБОУ Лицей № 41 город Кострома

Тема урока: Северная война 1700-1721 гг.

Познакомить учащихся с целями, событиями Северной войны.

Определить значение Северной войны для России.

Оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной

Развивать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

Развивать логическое мышление, память, умение сравнивать и анализировать;

Развивать умение выделять главное, сопоставлять события и факты, находить причину и следствие, формулировать выводы;

Формировать умение работать с картой;

Оценивать значение военных реформ.

Воспитательные задачи:

Способствовать воспитанию чувства патриотизма и формированию

Способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своего народа на

примере мужества русских людей во время Северной войны.

уважительное отношение к другому мнению.

Оборудование:

Учебник. И.Л.Андреев и др. История России: конец XVII - XVIII вв.: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2016.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Рабочие листы с заданиями.

Распечатанный материал текста.

Основные понятия: Северный союз, конфузия, регулярная армия, рекрут, рекрутский

набор, устье, редут

Межпредметные связи: литература, география.

Опережающее задание

Швеция. Готовность к войне.

Используемые ЦОР:

- установить правильное соответствие между датами и событиями Северной войны

- схема Внешняя политика Петра 1

- карта – Основные сражения Северной войны

- Гангутское сражение - рисунок

Актуализация, повторение пройденного материала.

Учитель: Сегодня наш урок посвящен одной из важных страниц истории нашего государства.

Но для начала вспомним, какие события предшествовали этому: слайд №-

Какой период в истории России мы сейчас изучаем?

Назовите годы правления Петра 1

Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией в конце XVII века?

Какую из этих задач пытался решить П1 в начале своего правления?

Что сделал П1 для решения этой задачи?

Сколько было Азовских походов?

Какие были дальнейшие действия П1?

Цели Великого Посольства.

Какой основной итог Великого посольства?

Отвечают на вопросы

На слайдах после ответа учеников появляются правильные ответы - проверяют себя.

Был создан союз в борьбе против Швеции.

(получают жетоны за правильные ответы и за дополнения)

Ребята с ОВЗ – вписывают ответы в РЛ

Проведение мозгового штурма на основе технологии критического мышления.

? Попробуйте теперь предположить, чем могло закончиться такое решение?? (о создании союза)?

Из коллекции ЦОРов "Внешняя политика Петра I. Северная война 1700-1721 гг." (N 112029)

- могла начаться война

- можно было мирно договориться со Швецией о каких-либо уступках

- можно было просто не вступать ни в какие отношения со Швецией

Вспомните, пыталась ли Россия когда либо завоевать выход в Балтийское море?

Вспомните, сколько лет шла война?

- при Иване Грозном в ходе Ливонской войны.

Ливонская война – (Иван Грозный) – 25 лет, поражение

России нужен был выход в море.

Можно ли было решить этот вопрос мирным путем? Швеция владела всем побережьем Б.м.

НА СЛАЙДЕ: найти ответы

- Государство было самым -

- Правил -

Скорее всего НЕТ

- могущественным в Европе

- 18 летний Карл XII

Король Швеции -Карл XII

Вспомните памятку рассказа о войне! На экране – слайд –

Укажите, когда и где произошло событие (воспользуйтесь картой);

расскажите о ходе события, а также

определите итоги и значение этого события для истории страны;

назовите участников события и определите их роль;

План урока

1. Международная обстановка накануне войны.

2. Начало войны. Нарва.

3. Создание регулярной армии.

4. Первые победы.

5. Строительство Петербурга

Россия и Швеция. Давайте с вами определим, какая из стран готова к военным действиям?

«Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать на море.

Сюда по новым, по волнам,

- Самое могущественное государство в Северной Европе.

- Союзники – Великобритания, Голландия.

- Страна с развитой промышленностью.

- передовое военное искусство;

- регулярная армия (лучшая в Европе);

- численность армии 150 тыс. чел.;

- сильный военный флот

- Выхода к тёплым морям не было.

- Не было военно-морского флота.

- Начало становления мануфактурной

Работают с картой и учебником, документом, видео:
раскрывают смысл реформы армии, значение исторических понятий.

Начало войны. Нарва.

(просмотр видеофильма) - 1.05 мин.

1700 – Поражение под Нарвой.

+ работа с документом (дать заранее)

(дополнить причины поражения)

Ответить на вопросы:

В чем были причины поражения русских войск под Нарвой?

Русские потеряли 8 тыс

Определяют причины поражения под Нарвой… (по видеофрагменту, документу и учебнику)

Как вы считаете, какая задача встала перед П.1? Какой вывод он сделал?

Какая армия нужна была России?

- А КАКОЙ вывод мог сделать Карл XII?

Работа с понятиями (по учебнику, словарю)

Создание армии.

Сильная, хорошо вооруженная, постоянная.

Швеция: Карл XII действительно думал, что с Россией покончено, т.к. русская армия потерпела тяжёлое поражение: было потеряно значительное количество артиллерии, понесены тяжёлые людские потери, сильно пострадал командный состав.


Карл XII решил вывести из войны польского короля Августа II.Но, начав войну, он надолго увяз в Польше, до 1706г.

Россия получила передышку.

Пётр I начинает создавать регулярную армию.

Рассказ ученика о создании армии.

Ученики работают со словарем – записывают понятия в тетрадь.

4. Первые победы:

Каковы были итоги II этапа войны?

Соотнесите дату и событие: (Нанести на контурную карту сражения) – дома продолжить.


1702г. – Нотебург Шлиссельбург

1703 – вышли к устью Невы. Овладели крепостью Ниеншанц.

16 мая 1703г. – был заложен Санкт-Петербург.

1704 – Дерпт, Нарва.

1-Русские вышли к Балтийскому морю.

2 -Захватили земли, утраченные в XVIIв

5. Строительство Санкт-Петербурга (на дом – более подробно) есть Видео – 2.5 мин

Май 1703 – устье Невы – С-П

Подведение итогов урока

Для чего был создан Северный союз? Каков его состав?

Каковы были цели России в Северной войне?

В чем причины неудач России в начале Северной войны?

Какие меры предпринял Петр 1 для реформирования армии? Чем армия петровского времени отличалась от предшествующего времени?

Петр 1 и Карл 12, Нарва – 1700 – поражение

Нарва – 1704 – победа

Рекрутская повинность – Рекрут

Флот – Санкт-Петербург Северный Союз

Домашнее задание

- проверить! все ли выполнено было на уроке!

В эл дневнике – Рабочий лист, все записи должны быть сделаны, уметь отвечать на вопросы П. 2-3

Победы русской армии в Северной войне: причины, подвиги и результаты.

Битва у дер.Лесная

Полтавская битва

Морские сражение – Гангут и Гренгам

Ништадтский мир

1.Какую помощь обещал И.Мазепа Карлу XII? Удалось ли выполнить гетману свое обещание? Почему?

2.Какое значение имела битва при Лесной?

3.Что способствовало постепенному переходу инициативы в Северной войне к русской армии?

Победы русской армии в Северной войне: причины, подвиги и результаты

Слушая ответы одноклассников, ответить на вопросы:

1.Каково было соотношение сил противников в ходе решающей битвы?

2.Как проявил себя Петр 1 в решающий момент битвы. Как это повлияло на исход битвы?

3. в чем значение Полтавской битвы?

Работа с документом – стр 31.

- Какие факторы способствовали победе русского флота.

- Что в тексте свидетельствует о напряженности сражений?

Завершение войны. Ништадтский мир.

Записать в тетрадь – взаимопроверка. (Проговорить условия договора)

Закрепление

1.Какова была связь между реформами, проведенными в начале XVIII в. и событиями Северной войны. Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

2. Как вы считает, что можно назвать главным внешнеполитическим достижением России в период 1709-1725 гг

Работа с картой: нанести все события Северной войны на контурную карту.

Домашнее задание: подготовиться к историческому диктанту – тема: Северная война- п 2-3

Читайте также: