Современные подходы и педагогические технологии в области начального образования кратко

Обновлено: 08.07.2024

Использование современных технологий обучения в начальном образовании

Педагогическая технология – это способ организации учебно-воспитательной деятельности, при котором осуществляется последовательная реализация всех учебных стадий и действий, сохраняется целостность деятельности и достигаются поставленные цели и задачи образования.

Педагогические технологии являются определенным методом организации образовательной деятельности, привязкой методов к тем или иным условиям реализации педагогической деятельности. Это обуславливает возможность использования той или иной технологии в конкретной педагогической ситуации, ее актуальность для определенной стадии учебной деятельности, для конкретного уровня образования, а также применимость к конкретному педагогу и контингенту учащихся.

Рисунок 1. Педагогические технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Согласно требованиям ФГОС, на начальном этапе школьного обучения требуется реализация индивидуального подхода к каждому учащемуся. Обучение должно носить дифференцированный характер т.е. учащиеся разделяются на небольшие группы по каким-то общим особенностям развития, способностям и навыкам и обучаются по специальным программам, ориентированным на их полноценное развитие, раскрытие их природного потенциала и освоение способов самостоятельного познания и развития.

В ходе обучения младших школьников, необходимо сформировать у них:

  1. Навыки коммуникативного взаимодействия в социуме;
  2. Активную жизненную позицию;
  3. Умение проявлять инициативу;
  4. Навыки отстаивания собственной точки зрения, свои взгляды и убеждения;
  5. Самостоятельность во всех сферах и направлениях деятельности;
  6. Навыки принятия решений;
  7. Навыки несения ответственности за свои действия и поступки.

Готовые работы на аналогичную тему

Реализовать формирование данных компетенций младших школьников, а также облегчить процесс их адаптации к новым социальным условиям жизнедеятельности и новому виду ведущей деятельности – учебной, позволит применение следующих педагогических технологий:

  • ИКТ – Информационно-коммуникативные технологии.
  • Технология проектной деятельности.
  • Технология проектирования учебных ситуаций.
  • Технология разно уровневого дифференцированного обучения.
  • Технологии проблемного обучения.
  • Игровые технологии.
  • Технология критического мышления.

ИКТ в начальном образовании

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе обусловлено возрастными особенностями развития учащихся и их познавательными потребностями. Данные технологии способствуют наглядному представлению учебной программы по той или иной учебной дисциплине.

Применение ИКТ на начальном этапе школьного обучения способствует развитию у учащихся познавательной заинтересованности, мотивирует их к познанию и развитию. Обучение становится для них интересным. Учащиеся стремятся познать что-то новое, изучают пути поиска информации, учатся самостоятельно добывать знания.

Основными направлениями применения ИКТ в начальной школе являются:

  1. Подготовка учебного занятия педагогом. Педагог использует ПК и иные мультимедийные средства, чтобы подготовить материалы к учебному занятию. Например, может быть создана презентация, чтобы наглядно представить тему урока и ее аспекты на интерактивной доске или мониторе ПК. Также, могут быть использованы видеоролики, аудио материалы.
  2. Составление портфолио педагога и учащегося. Портфолио представляет собой совокупность информации о конкретной личности и ее достижениях в той или иной сфере деятельности. Составление портфолио педагога необходимо для представления информации родителям о компетенции педагога, его профессиональном мастерстве, возможностях. Портфолио учащегося дает информацию о его учебных достижениях, личностном развитии, динамических изменениях его учебных компетенций.
  3. Организация дистанционных конкурсов, олимпиад. Учащиеся могут стать участниками различных олимпиад, не покидая своего места жительства, т.е. в школе перед монитором ПК.
  4. Использование Интернет-ресурсов для подготовки педагогом учебных занятий, внеклассной работы, организации взаимодействия с родителями.
  5. Использование развивающих игр по различным учебным дисциплинам.
  6. Организация контрольной учебной деятельности, посредством использования тестирования и тренажеров.

Важным направлением применения ИКТ в начальной школе является их сочетание с технологиями здоровьесбережения. Необходимо проводить физкультминутки, гимнастику для глаз, использовать просмотр видеороликов и иных материалов на ПК в течение ограниченного времени, включать упражнения на расслабление в учебное занятие.

Проектные технологии в начальном образовании

Проектная деятельность основывается на постановке педагогом учебной задачи, решить которую должны учащиеся, посредством самостоятельной деятельности, самостоятельного поиска информации.

Проектные технологии могут быть использованы, как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Они могут иметь индивидуальную или групповую форму работы.

Данные технологии обладает огромным воспитательным и образовательным потенциалам. Они позволяют сформировать у учащихся навыки социального взаимодействия: умение работать в команде, учитывать мнение других, принимать иную точку зрения. Учащиеся учатся коммуникативному взаимодействию и установлению положительных контактов.

Важно, что во время проектной деятельности происходит развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. Они учатся искать учебную информацию и решать учебные задачи. Это облегчает их последующее обучение.

В начальной школе проекты выполняются под руководством педагога и являются способом создания условий для вариативных форм образовательной деятельности.

Использование технологии критического мышления в начальной школе

Технология критического мышления направлена на формирование основ творческой мыслительной деятельности.

Критическое мышление развивает мыслительные процессы учащихся. Это способствую развитию активной мысли младшего школьника и формированию навыков самостоятельного анализа информации.

Технология критического мышления в начальной школе предполагает использование некоторых приемов, используемых на разных уроках. К ним относятся:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды современных подходов и педагогических технологий, необходимых для осуществления полноценного образовательного процесса в области начального образования, и особенности их применения в соответствии с требованиями ФГОС.

Особенности современных подходов и педагогических технологий в области начального образования

 Использование современных подходов и новых образовательных технологий в настоящее время является необходимым условием достижения нового качества образования!

Использование современных подходов и новых образовательных технологий в настоящее время является необходимым условием достижения

нового качества образования!

 Основа ФГОС начального образования – системно-деятельностный подход , который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Основа ФГОС начального образования – системно-деятельностный подход , который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 Особенность системно-деятельностного подхода - психологические функции и способности - результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных преобразований. Компетенция – Деятельность - Компетентность

Особенность системно-деятельностного подхода -

психологические функции и способности - результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных преобразований.

Компетенция – Деятельность - Компетентность

 В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе : уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии использовать технологии оценки современные технологии проектирования образовательной среды

В документах ФГОС сформулированы требования к учителю, в том числе :

  • уметь выбирать и использовать современные

Технология -

это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Педагогическая технология -

это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

 Образовательная технология – система, состоящая из: некоторого диагностичного и операционального представления планируемых результатов обучения; средств диагностики текущего состояния и прогнозирования тенденций ближайшего развития обучаемых; набора моделей обучения; критериев выбора или построения оптимальной модели обучения для данных конкретных условий

Образовательная технология –

система, состоящая из:

Образовательная технология:

Технологии обучения

-коллективная система обучения (КСО);

-технология решения изобретательских задач ( ТРИЗ);

-исследовательские методы обучения;

-проектные методы обучения;

-технологию модульного и блочно- модульного обучения;

Технологии обучения

- лекционно – семинарско - зачетная система обучения;

-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-обучение в сотрудничестве ( командная, групповая работа);

-информационно – коммуникационные технологии;

- технология дистанционного обучения;

Большое распространение получили следующие образовательные технологии: технологии проблемного (эвристического) обучения; технологии уровневой дифференциации; коммуникативные технологии игровые технологии исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование)

Большое распространение получили следующие образовательные технологии:

Критерии педагогической технологии:

Педагогические технологии

на основе личностной ориентации педагогического процесса:

Педагогические технологии

на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  • Игровые технологии;
  • Проблемное обучение;
  • Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре ( Пассов Ефим Израилович — профессор Липецкого педагогического института );
  • Школа интенсивного обучения Г.А. Китайгородской ( Китайгородская Талина Александровна — профессор МГУ им. М.В. Ломоносова );
  • Технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова ( Шаталов Виктор Федорович — профессор Донецкого открытого университета ).

Педагогические технологии

на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

  • Технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой ( Лысенкова Софья Николаевна — учитель начальных классов, Москва );
  • Дифференцированное обучение;
  • Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова ( Фирсов Виктор Васильевич — руководитель центра "Образование для всех", Москва );
  • Культуровоспитываюшая технология дифференцированного обучения по интересам детей И.Н. Закатовой ( Закатова Ирина Николаевна — директор культурологического комплекса, г. Ярославль );
  • Технология индивидуализации обучения ( Инге Унт — профессор НИИ педагогики Эстонии, Границкая Антонина Сергеевна — профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, Шадриков Владимир Дмитриевич — доктор психологии, руководитель эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного прогресса ).
  • Технология программированного обучения ( Б.Скиннер — американский психолог, В.П. Беспалько );
  • Групповое и коллективное обучение ( Дьяченко Виталий Кузьмич — профессор, г. Красноярск );
  • Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Педагогические технологии

на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала:

Педагогические технологии

развивающего обучения:

Педагогические технологии

частнопредметные педагогические технологии:

Для достижения нового качества образования новые стандарты рекомендуют использовать в образовательном процессе:

-Современные подходы в обучении и воспитании младших школьников.

- Компетентностный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;

- Личностно-ориентированный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;

- Гендерный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;

- Ассоциативный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;

- Деятельностный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;

- Модульный подход: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;

- Индивидуализация и дифференциация обучения: специфика организации и методического обеспечения образовательного процесса;

- Современные педагогические технологии в начальном образовании;

- Технологии развивающего обучения.

- Технологии проблемного обучения.

- Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе.

- Технологии дифференцированного обучения;

- Технологии индивидуализации обучения.

- Технологии учебного сотрудничества

- Метод проектов как педагогическая технология

- Концептуальные основы и содержание учебно-методических комплектов и вариативных программ начального образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт;

-развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

-умение отстаивать свои права;

-готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;

-толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с- людьми разных культур, языков и религий;

В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования. В связи с этим, на современном этапе развития образования целесообразно освоение и использование учителем наиболее эффективных приемов, методов обучения и воспитания младших школьников на основе личностно-ориентированного обучения через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении младших школьников. Одним из эффективных методов обучения и воспитания является интерактивный метод.

1. Учащиеся по описанию самостоятельно проводят процедуру демонстрационного эксперимента (но без предварительного объяснения учителем теоретического материала). Цель такой работы – обнаружение нового свойства или нового эффекта.

В практическом плане это выглядит как, например, опытное изготовление всеми учащими класса собственных моделей кораблей (из фольги одинакового для всех размера) с максимальной грузоподъемностью и совместная формулировка вопроса, в котором зафиксирована содержательная проблематика обнаруженного эффекта.

3. Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом учебника как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.

4. В завершении обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов, выделение этапов работы и, тем самым, норм исследовательской деятельности.

В рамках социально-гуманитарной предметности при решении исследовательского задания от учащихся ожидается готовность самостоятельно действовать в соответствии с заданной нормой исследования (исследовательской процедурой) и предложить собственную интерпретацию изучаемого события, текста (например, описание битвы на Куликовом поле глазами путешественника-исследователя из Китая, Западной Европы, Ближнего Востока).

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование эксперимента для проверки гипотезы;
  • анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;
  • планирование результата;
  • проведение эксперимента;
  • конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;
  • составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задач в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебные исследования

Независимые линии в рамках учебных исследований:

- открытие и освоение этапов исследования, методов исследования как внешне заданных норм на предметном материале учебных дисциплин;

- исследовательское творчество (лично мной сформулированный вопрос, лично мной выделенная проблема, лично мной сформулированная гипотеза и др.)

Исследовательское задание

  • Исследовательское задание представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, внутри которой исследовательская проблематика теоретического характера, исследовательская задача, способы и средства исследовательской деятельности уже заданы, однако результат не известен.
  • В рамках дисциплин естественнонаучной направленности от учащихся ожидается готовность воспроизвести по описанию эту ситуацию и самостоятельно обнаружить особенности изучаемого явления.

Исследовательская задача

  • Исследовательская задача представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, в границах которой учащимся необходимо (при поддержке педагога) выделить проблему (в ходе анализа известных из истории практических затруднений; возникших противоречий между существующей теорией и новыми фактами), сформулировать проблемный вопрос, предложить версии решения, осуществить их проверку.
  • Рефлексивные процедуры в ходе решения исследовательских задач направлены на выделение этапов деятельности, на оценку точности выделенной проблематики, точности сформулированного проблемного вопроса, эффективности предложенных способов проверки выдвинутых предположений.
  • Исследовательская задача открывает собой одну из глав учебной программы; направлена на открытие закономерности или закона, вначале в виде гипотетических предположений и их проверки, затем в виде выводов и оформлением итоговой формулировки.

Роль и функции педагога при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся существенно отличаются от тех, которые учитель выполняет при традиционной трансляции информации ученикам [3]. В исследовательском и проектном обучении педагог из ментора превращается в консультанта, помощника, соратника начинающего исследователя. Все это изменяет и расширяет предметно-профессиональное поле педагога, требует от него хорошую не только предметную, но и общую эрудицию, умения, необходимые для осуществления исследовательской и проектной работы (видение проблемы, сбор и обработка информации, выдвижение и проверка гипотезы, планирование, проектирование и прочее), способности инициировать актуальные для учащихся проекты, вовлекать ребят в учебное исследование или проект и увлекать их активным способом познания.

В связи со сказанным возникает необходимость целенаправленной подготовки и методического сопровождения практикующих учителей, организующих учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся в школе.

Перед педагогами, организующими учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся, стоят следующие проблемы:

- диагностика исследовательских и проектных способностей и умений обучающихся, выявление сферы познавательного интереса ребенка, психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- адаптация предметного или межпредметного содержания для учебного исследования или проекта;

- отбор эффективных средств, форм, приемов организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- управление учебно-исследовательской деятельностью учащихся, проектной деятельностью;

- разработка системы оценивания процесса и результата учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность тесно связаны с индивидуальными возможностями и особенностями учеников. Действительно, от того, какими исследовательскими, проектными и другими познавательными умениями владеет учащийся, зависит оптимальный вариант его включения в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, учитывающий готовность к отдельным этапам деятельности, степень его самостоятельности, рекомендуемые формы исследования, а значит, и целенаправленное создание условий для эффективного развития ученика. Поэтому, прежде чем включить учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, необходимо определить их начальный уровень, отражающий природные способности, приобретенные опыт и умения осуществлять отдельные элементы исследовательской или проектной деятельности.

Наиболее типовыми для учащихся являются недостаточно развитая потребность в преодолении познавательных затруднений, слабая мотивация к проведению исследования и работе над проектом. Мотивационными стимулами от содержания могут быть новые для обучающихся факты, исторические сведения, практическая значимость, внутри- и межпредметные связи, дополнительные исследовательские вопросы, самостоятельно выбранные обучающимися в соответствии с собственными интересами и возможностями. Благоприятны для развития мотивации также разнообразные формы учебного исследования, различные виды проектов и проектных продуктов, учет сферы интересов учащихся, исследовательских возможностей учеников, подчеркивание учителем значимости исследовательской и проектной деятельности и результата учебного исследования, одобрение одноклассников, родителей, администрации школы, общественности. Создавать в школе соответствующую мотивирующую атмосферу помогает и взаимодействие с социальными партнерами ― вузами города, другими организациями образования и культуры. Преподаватели, аспиранты, магистранты, прочие сотрудники могут осуществлять экспертизу исследовательских проектов учащихся школы, консультировать по выбору актуальных проблем исследования и тем проектов, осуществлять совместные проекты в рамках внеурочной деятельности [3].

Еще одна проблема - низкий уровень владения учащимися общими и специальными исследовательскими и проектными умениями, необходимыми для включения в учебное исследование и проектную деятельность. Однако развить эти умения возможно лишь при непосредственном осуществлении учащимися названных видов деятельности. В связи с этим необходимо специальное обучение учащихся отдельным элементам учебного исследования, проекта. Для реализации данного требования целесообразно предлагать задания, моделирующие отдельные этапы учебно-исследовательской или проектной деятельности. Такие задания позволяют акцентировать внимание учащихся на особенностях каждого этапа деятельности, тренироваться в осуществлении этапов отдельно, не затрачивая времени на весь громоздкий цикл исследования или проектирования. После такой работы при переходе к целостному исследованию учащийся уже не будет новичком в преодолении единичных трудностей и сможет более эффективно заниматься связным исследованием, работать над проектом. Это важно и с психологической точки зрения, чтобы не вызвать реакцию непосильности задания. Следующим обязательным этапом является организация целостных исследовательских работ или проектов. На этом этапе учащиеся индивидуально или в группах, с большей или меньшей степенью самостоятельности, регулируемой учителем, проходят весь путь по созданию своего проекта. Чаще всего эта работа уже выходит за рамки учебного времени и может осуществляться в школьном исследовательском клубе. Результаты могут представляться на школьных или межшкольных конференциях, конкурсах, чтениях, в вузах-партнерах.

Для системного включения в образовательный процесс целостных учебных исследований и проектов необходимо разработать и апробировать:

- каталоги аннотированных тем проектов по различным дисциплинам и на межпредметном содержании;

- систему оценивания, учитывающую не только полученный результат (продукт проекта), но и процесс работы над проектом, самооценку учащимися своей деятельности;

- различные схемы работы учащихся над проектом в зависимости от их возможностей;

- управленческие документы, например, типовое положение об организации и проведении конкурса проектов, положение о проведении школьной научно-практической конференции, устав и программу работы школьного научного общества, договор о взаимодействии с социальным партнером и прочее [10].

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, методики проведения урока должна решаться учителем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности учебного занятия.


Работа педагога - это творчество, направленное на инновационную деятельность в преподавании, использование современных технологий, поиск новых форм, методов и средств обучения и воспитания детей. Каждый педагог разрабатывает свою технологию, даже если в ней есть элементы заимствованной технологии.

Содержимое разработки

Современные технологии начального образования

В современном мире обучение становится главным показателем грамотности, возможности и успеха каждого человека. Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира.

Что же такое технология образования? Это такое построение деятельности педагога, в которой все действия представлены в определённой последовательности и целостности, а их выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Работа педагога - это творчество, направленное на инновационную деятельность в преподавании, использование современных технологий, поиск новых форм, методов и средств обучения и воспитания детей. Каждый педагог разрабатывает свою технологию, даже если в ней есть элементы заимствованной технологии. При этом он должен представлять, что перед ним не просто дети, которых надо учить и воспитывать, а неповторимые личности - он обязан их глубоко уважать, ценить.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. В данной работе поверхностно рассмотрены некоторые технологии, а также более полно раскрыта мною тема применения информационно-коммуникационных технологий в начальном образовании.

Традиционная технология обучения обеспечивает систематическую, упорядоченную подачу учебного материала с оптимальными затратами времени, высоким эмоциональным фоном при массовости обучения. Но при таком построении учитель ориентируется на среднего ученика, что мешает развитию детей с более высоким познавательным уровнем; ни все учащиеся за урок могут получить необходимую долю внимания и помощи.

При развивающем обучении построение учебной деятельности основывается на развитии каждого учащегося, самостоятельном постижении знаний, при этом вы­рабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, па­мять, воля. Обес­печивается переход от неосознаваемой деятельности к осозна­ваемой, дети должны выполнить задания, решения которых они не знают.

Учитель постоянно побуждает ученика анализи­ровать свои собственные мыслительные действия, за­поминать, как он достиг учебного результата, какие мыслительные операции и в какой последовательности для этого производил.

Обучение основанное на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практи­ческих задач в создающихся для этого проблемных си­туациях называется проблемным. Учащиеся самостоятельно ищут решение, а учитель лишь помогает ученику. Перед учащимися ставят задание, которое должно соответствовать интеллектуаль­ным возможностям учащегося и решение которого сформирует необходимые знания, умения и навыки. Дети учатся мыс­лить логично, научно, творчески; знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство уверен­ности в своих возможностях. Проблемное обучение занимает много времени, поэтому оно широко не применяется.

Разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности; позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей. В структуре уровневой дифференциации по обученности выделяют три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный. Учитель должен в совершенстве управлять действиями каждого ученика.

При технологии модульного обучения педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняю­щихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем управлять процессом обучения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения учителя и ученика.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации.

Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. Если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Технологий обучения множество. В статье описано несколько технологий, которые наиболее знакомы, удобны мне в процессе работы с детьми. Все технологии могут чередоваться и сочетаться в процессе изучения предмета.

Одним из важных направлений развития совре­менного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсив­ной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значи­мость приобретают вопросы информатизации образования. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.

Компьютеризация обучения — это процесс оснащения соответствующих учреждений средствами современной вычислительной техники.

Информатизация обучения — это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения обучения с помощью компьютера.

Компьютеризация — это необходимое условие информатизации, но не доста­точное. Информатизация процесса обучения рассчитана на то, что учитель при планировании своей деятельности, опираясь на закономерности и принципы обучения, будет выбирать оптимальный ее вариант.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУНов.

При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, коллектива, досуговой среды.

Компьютер используется как:

— источник учебной информации;

— средство диагностики и контроля.

Для демонстрации использую методические разработки, презентации, видео- и аудио записи. Учитывая разный уровень знаний учащихся подбираю разноуровневые задания на ПК. Применяю на уроке компьютерные тесты, что позволяет мне за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала, детям повысить интерес к изучению предмета. Многие виды моей деятельности основываются на игре, так как игра – является интересной детям младших классов.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Уверена, что использование ИКТ может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, в условиях информатизации образования важную роль играют информационные технологии, позволяющие современному учителю модернизировать учебно – воспитательный процесс. От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы ЗУНов, но я должна развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Информационная культура учащихся начальных классов – это неотъемлемая часть результата их образования.

Список литературы

1.Леднев В. С. Содержание общего среднего образования: Проблемные структуры. - М., 1990.

2.Немов Р. С. Психология образования. Кн. II. М.: Просвещение, 1994.

3.Полат Е. С. Компьютерные телекоммуникации - школе. - М., 1995.


-75%

Читайте также: