Методы управления экономической деятельностью организаций культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов.

К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.

К экономическим результатам относятся такие результаты преобразования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:

- отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ;

- позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведенными затратами.

В экономической деятельности организаций культуры можно выделить три основных компонента:

- процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в измеримые результаты;

- действия по сопоставлению осуществляемых затрат и получаемых результатов;

- отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.

Необходимость количественного измерения результатов деятельности организаций культуры.

При этом чисто экономические показатели являются вспомогательными, а основную роль с учетом специфики культуры играют социальные показатели.

С точки зрения возмещения окупаемости затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий.

На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и некоммерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют и некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность.

Методы управления экономической деятельностью организаций культуры

Методы - это способы, инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.

Существует три вида методов управления экономической деятельностью:

Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов ХХ века.

Социально – психологические методы воздействуют на экономическую деятельность путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях.

Курс на переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально – психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Дайте определение экономической деятельности.

2. Перечислите три основных компонента экономической деятельности.

3. Назовите инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.

Литература:

1. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ГИТИС, 2006, 231с.

Хозяйственный механизм как организационно-экономическая система

Основные понятия и термины:

Система хозяйствования. Хозяйственный механизм. Организационно – административный механизм. Экономический механизм.

План изучения темы:

1. Понятие хозяйственного механизма организаций культуры.

2. Система механизмов менеджмента.

3. Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.

4. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.

5. Функции и эффективность хозяйственного механизма.

Важнейшим признаком экономической деятельности организаций культуры является использование измеримых, ограниченных ресурсов для получения измеримых результатов.

К экономическим относятся все те ресурсы, которые могут быть количественно измерены и объем которых ограничен по отношению к потребностям общества в этих ресурсах.

К экономическим результатам относятся такие результаты преобразования указанных ресурсов, которые измеримы в показателях:

- отражающих потребности общества в получении соответствующих культурных благ;

- позволяющих сопоставить эти культурные блага с произведенными затратами.

В экономической деятельности организаций культуры можно выделить три основных компонента:

- процесс преобразования измеримых, ограниченных ресурсов в измеримые результаты;

- действия по сопоставлению осуществляемых затрат и получаемых результатов;

- отношения по присвоению указанных ресурсов и результатов.

Необходимость количественного измерения результатов деятельности организаций культуры.

При этом чисто экономические показатели являются вспомогательными, а основную роль с учетом специфики культуры играют социальные показатели.

С точки зрения возмещения окупаемости затрат можно выделить два типа хозяйственного механизма организаций культуры: коммерческий и некоммерческий.

На практике наблюдается взаимодействие коммерческих и некоммерческих форм хозяйствования. Коммерческие организации культуры осуществляют и некоммерческие виды деятельности. Некоммерческим организациям разрешено вести предпринимательскую деятельность.

Методы управления экономической деятельностью организаций культуры

Методы - это способы, инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.

Существует три вида методов управления экономической деятельностью:

Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов ХХ века.

Социально – психологические методы воздействуют на экономическую деятельность путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в других отраслях.

Курс на переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально – психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Дайте определение экономической деятельности.

2. Перечислите три основных компонента экономической деятельности.

3. Назовите инструменты, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.

Литература:

1. Игнатьева Е.Л. Экономика культуры: Учебное пособие. 2-е изд., уточн. и доп. – М.: ГИТИС, 2006, 231с.

Хозяйственный механизм как организационно-экономическая система

Основные понятия и термины:

Система хозяйствования. Хозяйственный механизм. Организационно – административный механизм. Экономический механизм.

План изучения темы:

1. Понятие хозяйственного механизма организаций культуры.

2. Система механизмов менеджмента.

3. Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.

4. Основные подсистемы хозяйственного механизма организаций культуры.

5. Функции и эффективность хозяйственного механизма.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Систему хозяйствования в сфере культуры в самом общемвиде можно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.

  • сфера культуры;
  • совокупность организаций культуры конкретной территории;
  • подотрасль (театры, концертные организации и др.);
  • отдельная организация.

Понятие хозяйственного механизма организаций культу­ры.

Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры. Хозяйственный механизм организаций культуры представляет со­бой совокупность целей и методов деятельности.

Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.

Общие черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования. Это определяет его природу, тенденции изменения и принципы совершенствования.

Специфические черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойст­венные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.).

Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хо­тя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей ре­шения существующих здесь экономических проблем не могут прово­диться в отрыве от творческой стороны деятельности.

Первое ключевое требование к хозяйственному механиз­му —максимально возможное согласование творческих и экономиче­ских интересов организаций культуры.

Хозяйствование понимается как процесс реализации экономических интересов (государства, организации, работника). Как и в первом слу­чае, наблюдается неполное совпадение, а часто и противоречие между указанными интересами. Отсюда вытекаетвторое ключевое требование к хозяйственному механизму.

Механизм хозяйствования призван служить средством согласова­ния экономических интересов государства, организации культуры и отдельного работника.

Методы управления экономической деятельностью органи­заций культуры.

Методы —это способы, инструменты, с помощью которых осу­ществляется управленческое воздействие.

Существует три вида методов управления экономической деятель­ностью:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XXвека.


Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XXвека.

Социально-психологические методы воздействуют на экономиче­скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их зна­чение больше, чем в других отраслях.

Основные подсистемы хозяйственного механизма органи­заций культуры.

Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются:

  • планирование;
  • финансирование;
  • ценообразование;
  • стимулирование.

Планирование.
Планы могут:

  • разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
  • разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;
  • разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

Финансирование.

По типу финансирования выделяют:

  • бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета);
  • смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных ис­точников);
  • самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников).

Ценообразование.

Цены на услуги культуры могут быть:

  • регулируемыми органами власти;
  • свободно устанавливаемыми;
  • договорными.

Стимулирование.
Стимулирование бывает:

  • материальное и моральное;
  • индивидуальное и коллективное и т.д.

Ресурсный потенциал сферы культуры.

В качестве ресурсов культуры можно рассматривать средства, возможности, которые используются для создания культурных ценностей и благ.

Виды ресурсов

Ресурсы культуры подразделяют на ресурсы творческого производства и духовного восприятия.

Методы- это способы, инструменты с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.

Существует три вида методов управления экономической деятельностью:

Административный метод заключается в прямом регулирование работы организаций со стороны вышестоящих органов по средствам принуждения (команды, приказа и т.п.)

Экономический метод основан на использование материальных стимулов для воздействование на объект управления т.е. побуждает к деятельности за счет мобилизации экономических интересов.

Социально-психологический метод – эти методы воздействуют на экономическую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим мерам поведения, использование мер морального поощрения. Эти методы играют вспомогательную роль, однако в культуре их значение больше чем в других отраслях.

Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются: планирование, финансирование, ценообразование, стимулирование.

Планирование: планы могут разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом; разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться вышестоящим органом, разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

Финансирование: по типу финансирования выделяют: бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета); смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников); самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных средств).

Ценообразование . Цены могут быть: регулируемые органами власти , свободно устанавливаемыми, договорными.

Стимулирование бывает: материальное, моральное; индивидуальное и коллективное и т.д.

Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением общего и специального законодательства.

Важнейшая черта хозяйственного механизма – степень самостоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности.

В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организаций культуры и вышестоящих органов управления. Например, в годы НЭПа (1922-1927гг) –возрождение частного сектора в культуре, перевод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Усиление политико-идеологического контроля творческой деятельности.

Конец 20-х –середина 60-х годов XXвека –восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Регламентация творческо-производственной и финансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом.

Середина 60-х – конец 80-х годов XX века –попытка усиления экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятия (1968), о парке культуры и отдыха (1972). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода.

С 80-х – перевод организаций культуры на новые условия хозяйствования. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Добровольность перехода на новые условия хозяйствования. Прямое действие соответствующего нормативного акта в масштабах все страны. Разработка отдельных документов для театров ,концертных организаций, культурно-просветительских учреждений. Появление частных организаций культуры.

Несформированность рынка культурных услуг в России. Слабость частного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственному.

Отсутствие адекватных форм государственной поддержки частных некоммерческих организаций культуры.

Возможные формы подобной поддержки:

· Целевое бюджетное финансирование проектов;

· Выделение помещений (в том числе на безвозмездной основе;)

· Расширение налоговых льгот;

· Предоставление льготных кредитов;

· Оказание помощи в подготовки кадров;

· Обеспечение доступа к соответствующей информации.

14. Специфика характера и результатов труда. Культурное благо как результат деятельности организации культуры.

1. Специфика характера труда

2. Результаты труда в культуре

3. Культурное благо как непосредственный результат деятельности организации культуры. Типологии культурных благ.

К основным элементам процесса производства относятся предмет и средства труда, труд работника.

Содержание процесса труда в культуре наиболее наглядно раскрывается в сравнении с материальным производством.

Содержание процесса труда как характер воздействия работника на предмет труда при помощи средств труда. С точки зрения материального производства, предмет труда – вещества природы, средства труда – здания, сооружения, оборудование и т.п. Суть процесса производства – взаимодействие человека и природы. Человек преобразовывает вещество природы и приспосабливает к своим потребностям.

С точки зрения культуры, предметом труда выступает сам человек, средством труда – особую роль играет сам потенциал создателей культурных ценностей и благ. Значение личностного фактора, индивидуальности работника. Вспомогательная роль технических средств.

Таким образом, труд – квалифицированный, творческий, требует специальной подготовки, более высокого уровня образования.

Интеллектуализация производства культурных ценностей и благ. Возрастание роли информационных технологий.

Результат деятельности можно разделить на непосредственные и конечные. Непосредственные результаты – это создаваемые культурные блага, конечные – эффект от этих благ их получателей.

Конечные результатом культурной деятельности являются те изменения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном сознании, в качестве социальной средств и т.д.

Конечные результаты деятельности в сфере культуры выражаются в распространении социальных ценностей и идеалов, формировании личности, повышении качества жизни и т.д. Огромное значение имеет создание средствами культуры позитивного имиджа страны (региона, муниципалитета).

Культура – важнейший ресурс развития сраны с целом и отдельных территорий, решения стоящих перед ними социально – экономических задач.

Сложность прямого количественного измерения конечных общественно значимых результатов (социальных эффектов) культуры. Невозможность применения стандартных процедур оценки. Поиск соответствующих критериев и индикаторов социальной результативности культуры. Использование социологического инструментария: опросов, анкетирования, интервьюирования населения, профессиональной экспертизы.

Культурное благо – это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей.

Для театра непосредственным результатом деятельности является спектакль, для концертной организации – концерт, для цирка – представление, для кинотеатра – сеанс и т.д.

Существует теория общественных благ (по П.Вейсброду).

Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости и несоперничества в потреблении.

Неисключаемость – невозможность помещать индивидам использовать благо, ограничить их доступ к благам.

Несоперничество – отсутствие конкуренции в потребности: потребление благ одним человеком не уменьшает возможности их применения другим.

В соответствии с этими признаками выдают общественные и частные блага.

Общественное (социальное) благо – благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступными для потребления другими лицами.

Частное благо – благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом.

Концепция экономической социодинамики по Р.С. Гринбергу и А.Я.Рубинштейну основана на допущении того, что существует интерес, который не представлен ни одной из индивидуальных функций полезности. Феномен несводимости разделен на два позитивных свойства: социальная полезность благ и индивидуальная полезность благ. Авторами обоснован принцип индивидуальных предпочтений и социальных интересов. В основу типологии культурных благ положены признаки индивидуальной и социальной полезности, а также свойство коммунальности, соединяющее в себе признаки в потреблении. В результате получена следующая типология культурных благ:

Частное благо (обладает индивидуальной полезностью)

Общественное (социальное) благо (обладает социальной полезностью)

Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и коммунальности в потреблении)

Смешанное благо (обладает индивидуальной и социально полезностью)

Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и социально полезностью, а так же коммунальностью в потреблении)

Таким образом, подавляющая часть продуктов культуры существует в виде смешанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социально полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство. Услуга культуры – это целесообразная культурная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. Особенностями услуг культуры являются6 нематериальный характер производимого эффекта, активное участие потребителя в производстве услуг, воздействие эффекта от услуги на личность потребителя, пространственно-временная локализация услуг.


Методы управления экономической деятельностью организаций культуры

6 лет ago Enottt Комментарии к записи Методы управления экономической деятельностью организаций культуры отключены

Методыэто способы, инструменты, с помощью которых осу­ществляется управленческое воздействие.

Существует 3 вида методов управления экономической деятельно­стью:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

7.4.1. Административные методы

Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.) Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

7.4.2. Экономические методы

Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.

7.4.3. Социально-психологические методы

Социально-психологические методы воздействуют на экономическую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их значение больше, чем в
других отраслях.

Курс на переход от преимущественно административных к пре­имущественно экономическим методам. Это означает учет экономических интересов (коллектива организации и отдельного работника), ориентацию на партнерские, договорные отношения. Очень важно также опираться на социально-психологические методы управления, базирующиеся на неэкономических интересах.

Учет является исходной базой для планирования работы на предстоящий период. Учет создает условия для систематичного и действенного контроля за всеми участками работы. Учет определяет штаты и размеры денежных средств. Существует несколько видов учета. ;

1) Учет работы организаций непосредственно в учреждениях культуры называется первичным. По своему характеру он подразделяется на количественный и качественный учет.

Качественный учет определяет на каком уровне работа учреждения культуры: уровень проводимых мероприятий, действенность, популярность, актуальность у населения; степень удовлетворения запросов и интересов людей разных возрастных категорий. Поэтому, учет качественных показателей работы включает: сбор, обобщение, анализ материалов о проведенных мероприятиях.

Количественный учет - повседневная систематическая регистрация организуемых и проводимых мероприятий. Основной документ количественного учета - это Журнал учета работы учреждения культуры на определенный период. Единый по форме журнал имеет следующие разделы:

1. Указания по ведению журнала; Сведения об активе клубного учреждения (Сведения о составе совета учреждения, Сведения о составе руководителей кружков, коллективов, объединений и формирований, Сведения о составе руководителей и преподавателей народных университетов, школ культуры и т.д.);

2. Учет культурно-массовой работы (запись ведется ежедневно);

3. Сводка показателей учета культурно-массовых мероприятий, кружков, коллективов и объединений; (Сведения о поступлениях и расходах денежных средств; Для замечаний и предложений проверяющих работу клубного учреждения культуры).

В конце журнала в сводке учета массовой работы и работа кружков, не позднее 3 числа записываются итоги работы за месяц. Заполненный журнал хранится как основной документ отчетности. Ответственность за правильное ведение и сохранность журнала несет директор учреждения. В случае передачи дел другому руководителю, журнал передается по акту сдачи-приемки.

Журнал работы коллективаили кружка.

1 . Сведения о работе коллектива.

3) Сведения об участниках коллектива

4) Учет посещаемости

6) Дневник работы коллектива

7Участие в конкурсах, смотрах, выставках.

Все программы, весь репертуар, сценарии хранятся отдельно в папках. Перечисленные документы отражают деятельность учреждения. Для руководителей и проверяющихнаибольшее значение имеет анализ проведенных мероприятий. На основанииэтих данных можно сделать вывод о степени достижения намеченных пенейо правильности методики режиссерских решений, о качестве мероприятий.

Отчетность. На основе первичного учета руководитель составляет статистический отчет 7-НК —(форма) срок предоставления до 10 января. По этой форме отчет составляется по следующим разделам:

7) Сведения об учреждении культуры клубного типа. (Регистрационный номер клубного учреждения, вид деятельности, министерство, организационно-правовые формы. Формы собственности, подчиненность, уровни структуры управления, тип организации, категория, группа и т.д.).

8) Материально-техническая база. (Характеристика помещений, число посадочных мест в зрительном зале).

9) Клубные формирования. (Число клубных формирований, в том числе самодеятельного народного творчества и для детей).

10) Культурно-досуговая работа. (Число досуговых мероприятий из них на платной основе).

11) Персонал учреждения культуры клубного типа. (Численность работников, штатных, специалистов, их образование.)

12) Поступлния и использование финансовых средств. (Поступление за год, из них ассигнования от учредителя, доходы от основной деятельности, прочие доходы и поступления, израсходовано и на что).

Статистический отчет дополняется информационным отчетом, в котором анализируется деятельность за год. В отчете обосновываются цифровые показатели, объясняются причины неудач, ошибки, подчеркиваются качественные мероприятия, дается характеристика кадров и записываются предложения по главным направлениям в будущем году.




Эти два отчета предоставляются руководителями к указанному сроку.

Еще одной разновидностью отчета является отчет перед населением.

Этот отчет проводится один раз в год в виде концертов, театрализованных представлений, отчетов творческих коллективов, докладов руководителей и т.д. Подготовка к отчету продумывается заранее и является целенаправленной.

Таким образом, можно сделать вывод, что учет и отчетность являются необходимыми для результативной деятельности учреждений культуры.

Система хозяйствования в отрасли и её основные элементыНачало формы

Систему хозяйствования всфере культуры всамом общем видеможно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.

Уровни хозяйствования:

Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры.

Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.

Общие черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования.

Специфические черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойст­венные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.).

Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хо­тя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей ре­шения существующих здесь экономических проблем не могут прово­диться в отрыве от творческой стороны деятельности.

Методы управления экономической деятельностью органи­заций культуры.

Методы —это способы, инструменты, с помощью которых осу­ществляется управленческое воздействие.

Существует три вида методов управления экономической деятель­ностью:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

1. Административные методы.Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

2. Экономические методы.Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.

3. Социально-психологические методы.Социально-психологические методы воздействуют на экономиче­скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их зна­чение больше, чем в других отраслях.

Основные подсистемы хозяйственного механизма органи­заций культуры.

Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные модификации систе­мы хозяйствования.

1. Планирование. Планы могут:

  • разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
  • разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;
  • разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

2. Финансирование.По типу финансирования выделяют:

  • бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета);
  • смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных ис­точников);
  • самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников).

3. Ценообразование.Цены на услуги культуры могут быть:

  • регулируемыми органами власти;
  • свободно устанавливаемыми;
  • договорными.

4. Стимулирование.Стимулирование бывает: материальное и моральное; индивидуальное и коллективное и т.д.

Учет является исходной базой для планирования работы на предстоящий период. Учет создает условия для систематичного и действенного контроля за всеми участками работы. Учет определяет штаты и размеры денежных средств. Существует несколько видов учета. ;

1) Учет работы организаций непосредственно в учреждениях культуры называется первичным. По своему характеру он подразделяется на количественный и качественный учет.

Качественный учет определяет на каком уровне работа учреждения культуры: уровень проводимых мероприятий, действенность, популярность, актуальность у населения; степень удовлетворения запросов и интересов людей разных возрастных категорий. Поэтому, учет качественных показателей работы включает: сбор, обобщение, анализ материалов о проведенных мероприятиях.

Количественный учет - повседневная систематическая регистрация организуемых и проводимых мероприятий. Основной документ количественного учета - это Журнал учета работы учреждения культуры на определенный период. Единый по форме журнал имеет следующие разделы:

1. Указания по ведению журнала; Сведения об активе клубного учреждения (Сведения о составе совета учреждения, Сведения о составе руководителей кружков, коллективов, объединений и формирований, Сведения о составе руководителей и преподавателей народных университетов, школ культуры и т.д.);

2. Учет культурно-массовой работы (запись ведется ежедневно);

3. Сводка показателей учета культурно-массовых мероприятий, кружков, коллективов и объединений; (Сведения о поступлениях и расходах денежных средств; Для замечаний и предложений проверяющих работу клубного учреждения культуры).

В конце журнала в сводке учета массовой работы и работа кружков, не позднее 3 числа записываются итоги работы за месяц. Заполненный журнал хранится как основной документ отчетности. Ответственность за правильное ведение и сохранность журнала несет директор учреждения. В случае передачи дел другому руководителю, журнал передается по акту сдачи-приемки.

Журнал работы коллективаили кружка.

1 . Сведения о работе коллектива.

3) Сведения об участниках коллектива

4) Учет посещаемости

6) Дневник работы коллектива

7Участие в конкурсах, смотрах, выставках.

Все программы, весь репертуар, сценарии хранятся отдельно в папках. Перечисленные документы отражают деятельность учреждения. Для руководителей и проверяющихнаибольшее значение имеет анализ проведенных мероприятий. На основанииэтих данных можно сделать вывод о степени достижения намеченных пенейо правильности методики режиссерских решений, о качестве мероприятий.

Отчетность. На основе первичного учета руководитель составляет статистический отчет 7-НК —(форма) срок предоставления до 10 января. По этой форме отчет составляется по следующим разделам:

7) Сведения об учреждении культуры клубного типа. (Регистрационный номер клубного учреждения, вид деятельности, министерство, организационно-правовые формы. Формы собственности, подчиненность, уровни структуры управления, тип организации, категория, группа и т.д.).

8) Материально-техническая база. (Характеристика помещений, число посадочных мест в зрительном зале).

9) Клубные формирования. (Число клубных формирований, в том числе самодеятельного народного творчества и для детей).

10) Культурно-досуговая работа. (Число досуговых мероприятий из них на платной основе).

11) Персонал учреждения культуры клубного типа. (Численность работников, штатных, специалистов, их образование.)

12) Поступлния и использование финансовых средств. (Поступление за год, из них ассигнования от учредителя, доходы от основной деятельности, прочие доходы и поступления, израсходовано и на что).

Статистический отчет дополняется информационным отчетом, в котором анализируется деятельность за год. В отчете обосновываются цифровые показатели, объясняются причины неудач, ошибки, подчеркиваются качественные мероприятия, дается характеристика кадров и записываются предложения по главным направлениям в будущем году.

Эти два отчета предоставляются руководителями к указанному сроку.

Еще одной разновидностью отчета является отчет перед населением.

Этот отчет проводится один раз в год в виде концертов, театрализованных представлений, отчетов творческих коллективов, докладов руководителей и т.д. Подготовка к отчету продумывается заранее и является целенаправленной.

Таким образом, можно сделать вывод, что учет и отчетность являются необходимыми для результативной деятельности учреждений культуры.

Система хозяйствования в отрасли и её основные элементыНачало формы

Систему хозяйствования всфере культуры всамом общем видеможно определить как особый срез общественных отношений, связанных с функционированием сферы культуры и управлением ее развитием.

Уровни хозяйствования:

Хозяйственный механизм организаций культуры можно определить как систему экономических, организационных, правовых и других форм, методов и инструментов управления деятельностью организаций культуры.

Общие и специфические черты хозяйственного механизма организаций культуры.

Общие черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры — составная часть всей системы хозяйствования.

Специфические черты.

Хозяйственный механизм организаций культуры отражает свойст­венные им особенности ресурсов и результатов труда (неповторимость и особая социальная значимость результатов, сложность их измерения и др.).

Преобладание внеэкономических, социально-культурных целей. Экономическая составляющая деятельности организаций культуры, хо­тя и является весьма значимой, не определяет главного содержания их работы, носит подчиненный характер. Анализ и определение путей ре­шения существующих здесь экономических проблем не могут прово­диться в отрыве от творческой стороны деятельности.

Методы управления экономической деятельностью органи­заций культуры.

Методы —это способы, инструменты, с помощью которых осу­ществляется управленческое воздействие.

Существует три вида методов управления экономической деятель­ностью:

  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

1. Административные методы.Административные методы заключаются в прямом регулировании работы организаций со стороны вышестоящих органов посредством принуждения (команды, приказа и т.п.). Играли господствующую роль с конца 20-х до конца 80-х годов XX века.

2. Экономические методы.Экономические методы основаны на использовании материальных стимулов для воздействия на объект управления, то есть побуждают к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Получили широкое развитие с конца 80-х годов XX века.

3. Социально-психологические методы.Социально-психологические методы воздействуют на экономиче­скую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим нормам поведения, использования мер морального поощрения и т.п. Эти методы играют вспомогательную роль. Однако в культуре их зна­чение больше, чем в других отраслях.

Основные подсистемы хозяйственного механизма органи­заций культуры.

Каждая из перечисленных подсистем может иметь множество вариаций, которые в сочетании дают различные модификации систе­мы хозяйствования.

1. Планирование. Планы могут:

  • разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом;
  • разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться (согласовываться) вышестоящим органом;
  • разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно.

2. Финансирование.По типу финансирования выделяют:

  • бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета);
  • смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных ис­точников);
  • самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных источников).

3. Ценообразование.Цены на услуги культуры могут быть:

  • регулируемыми органами власти;
  • свободно устанавливаемыми;
  • договорными.

4. Стимулирование.Стимулирование бывает: материальное и моральное; индивидуальное и коллективное и т.д.

Читайте также: