Культура речи как личностная характеристика человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Язык — это исторически сложившаяся и динамично развивающаяся знаковая система, с помощью которой происходит фиксация мыслей и коммуникация между людьми.

Изучением языков и их свойств занимается специальная наука — лингвистика.

Языковая система состоит из множества многоуровневых элементов, которые находятся в строгом подчинении друг к другу.

Минимальной языковой единицей являются звуки, они объединяются в морфемы, а те в свою очередь — в слова.

Человеческие языки сложились в глубокой древности и продолжают развиваться. Ученые обнаружили родственные связи между многими языками, которые на первый взгляд кажутся непохожими.

Существует теория, что все языки в мире произошли от одного праязыка.

Люди общаются между собой с помощью вербальной и невербальной коммуникации. Невербальная — это жесты, мимика, интонации. Вербальная — это и есть речевая сторона общения.

Речь — это общение между людьми с помощью языковых конструкций в соответствии с исторически сложившимися нормами и правилами.

Речь — это язык в действии, субъективная сторона реализации языка.

В современном мире для развития языков и культуры речи характерны следующие особенности:

  1. Глобализация. В связи с тем, что мир стал более открытым и усилились связи между странами, происходит интенсивный обмен между носителями разных языковых культур.
  2. Англицизмы. Английский язык в настоящее время вышел на первое место как средство международного общения. Разные национальные языки заимствуют из него множество слов и речевых оборотов. Такие заимствования называются англицизмами. Примеры англицизмов в русском языке: голкипер (вратарь), тинэйджер (подросток), лузер (неудачник).
  3. Упрощение. Для современной речи, особенно ее устных форм, характерны: использование простых речевых конструкций, сокращение слов, введение жаргонизмов и вульгаризмов.

Жаргонизмы — слова и выражения, которые используются в рамках определенной социальной группы. Отличаются особыми грамматическими и фонетическими нормами, стилистической экспрессивностью.

Разновидностью жаргонизмов является молодежный сленг. Для него характерны:

  • открытость;
  • активность использования;
  • большое количество англицизмов;
  • предпочтение отдается коротким словам;
  • многозначность отдельных терминов;
  • постоянная динамика — слова очень быстро устаревают, им на смену приходят другие.

Примеры лексики из молодежного сленга: пипл (люди), трэш (ужас), кринж (стыд за чьи-либо действия).

Вульгаризмы — грубые слова и выражения, часто имеющие ругательное значение. Как правило, у них есть синоним, соответствующий нормам литературной речи.

Употребление вульгаризмов считается признаком низкой речевой культуры.

Понятие и типы речевой культуры

Представление о речевой культуре зародилось в Древней Греции. Античные учителя преподавали риторику — умение красиво говорить. Они обучали красноречию, используя имеющиеся в то время нормы художественной речи.

Речевая культура — это:

  1. Владение человеком нормами устной и письменной речи, позволяющее ему достигать поставленных в общении целей.
  2. Лингвистическая дисциплина, изучающая речевые нормы и определяющая границы культурного речевого поведения.
  3. Социальный и духовный компонент общей культуры человека, выражающийся в умении правильно формулировать мысли и доносить их до других людей.

В речевой культуре выделяют три главных аспекта:

  1. Нормативный — заключается в знании языковых правил и норм.
  2. Коммуникативный — состоит в умении использовать речевые особенности в разных ситуациях общения.
  3. Этикетный — подразумевает владение нормами речевого этикета.

Выделяют разные типы речевой культуры:

  1. Элитарный — это идеальный тип, достижение которого в реальной жизни практически невозможно. Подразумевает совершенное владение языковыми правилами, их умелое использование в конкретных ситуациях общения. Предполагает идеальное знание не только лексических и грамматических, но и этических норм.
  2. Литературный — речевая культура, приближенная к литературному языку. Им владеют только высокообразованные люди, занимающиеся постоянным совершенствованием своей речи.
  3. Среднелитературный — незавершенный в своем становлении литературный тип. Им владеет большинство образованных людей.
  4. Литературно-разговорный — подразумевает смешивание литературных и разговорных форм.
  5. Фамильярно-разговорный — им обычно владеют люди со средним и ниже среднего образованием. Характеризуется небольшим словарным запасом, сбивчивостью речи, нарушением логики и неумелым использованием языковых норм.
  6. Просторечно-жаргонный — характерен для людей с низким уровнем образования и интеллекта. Отсутствует представление о языковых нормах, в речи преобладает сниженная и нецензурная лексика, вульгарные и жаргонные слова.

Часто отдельно выделяют корпоративную речевую культуру. Она подразумевает владение профессиональными словами и речевыми оборотами, характерными для конкретной компании.

В чем отличия русской речевой культуры

Русский язык является одним из мировых языков. На нем говорят около 300 миллионов человек.

Особенности русского языка:

  • большой словарный запас;
  • многозначность слов;
  • разнообразие способов словообразования;
  • сложность грамматических норм;
  • подвижность ударения.

Для иностранцев русский язык является одним из самых сложных для изучения. Но даже не все коренные носители русского языка в совершенстве владеют его речевыми нормами.

Речевая норма — это совокупность наиболее устойчивых правил речи, характерных для конкретной эпохи.

Речевые нормы не являются неизменными. Они постоянно развиваются и меняются с течением времени.

Нормы русского литературного языка фиксируются в:

  • грамматике;
  • словарях;
  • учебниках.

Огромную роль в создании русского литературного языка и определении норм речевой культуры сыграл великий русский поэт и писатель Александр Пушкин.

Основные особенности русской речевой культуры:

Языковые варианты — разновидности слов и словосочетаний, в которых допускается использование разных вариантов написания и произношения.

Допускаются оба варианта: достичь и достигнуть, тво́рог и творо́г.

Русский речевой этикет

Речевой этикет — это система исторически сложившихся правил речевого общения, используемых в конкретной ситуации.

Включает в себя не только грамотное использование языковых норм, но и знание правил этики.

Этика — учение о морали и нравственности.

Основные правила русского речевого этикета:

Большое значение в русской культуре играют невербальные способы коммуникации. Они подразумевают передачу эмоционального состояния и отношения к разговору через взгляды, жесты, улыбки, покашливания, вздохи.

Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности

Речевая культура зависит от общего развития личности и лежит в основе речевого поведения. По тому, как человек говорит, мы можем судить об его интеллекте, образовании, моральных и волевых качествах.

Среди показателей уровня речевой культуры наиболее важными являются следующие:

  1. Правильность и чистота речи — соответствие речевой культуры человека принятым в данном обществе литературным языковым нормам.
  2. Точность и логичность — обоснованность и ясность речи, умение выстраивать ее в соответствии с законами логики.
  3. Богатство и выразительность — образность и смысловая насыщенность речи, наличие большого лексического запаса и умелое его использование. Содержание речи обогащают крылатые выражения, метафоры, синонимы.
  4. Информативность — умение донести до собеседника мысль в наиболее краткой форме. Многие люди страдают многословием, но при этом их речь бессодержательна. Следует избавляться от речевой избыточности и стремиться к повышению информативности.
  5. Уместность — корректное использование речевых норм в соответствии с выбранным стилем и поставленными задачами общения.

Люди с низкой речевой культурой засоряют свою речь путем использования вульгарных и жаргонных слов, англицизмов и просторечий.

В устной и письменной речи следует избегать не только слов со сниженной лексикой, но и речевых штампов.

Речевые штампы — это устойчивые словосочетания и выражения, которые из-за частого использования потеряли свою эмоциональную окраску, стали избитыми и банальными.

Примеры речевых штампов: бурные аплодисменты, ведущий производитель, революционное изобретение.

Культура речи – часть общей культуры человека. По тому, как человек пишет, говорит можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем профессиональной пригодности для людей самых разных профессий. Культурой речи принципиально владеть всем, кто по роду собственной деятельности связан с людьми , организует и направляет их работу, учит, воспитывает, ведёт деловые переговоры, оказывает людям разные сервисы. Культура речи и общение имеют важное значение в развитии и становлении человека как личности.

Одним из важных показателей уровня культуры человека является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. Она необходима людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, обмене информацией, в образовании. Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли. Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас. Для этого необходимо следить за собственной речью, чтоб не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Необходимо постоянно обогащать свой словарь. Обучаться ощущать собственного собеседника, уметь отбирать более подходящие для каждого варианта слова и конструкции. Каждый, кто считает себя человеком воспитанным, образованным, должен любить свой родной язык, умело владеть им и повышать свою культуру речи.

Ничто так ясно не выражает общий культурный уровень человека, как его речь. Один из героев античной трагедии Еврипида говорит:

Из уст безвластных и вельможных уст

Одна и та же речь звучит различно.

Правильный грамматический строй речи, богатый словарный запас, живость и образность языка, гибкость и яркость интонаций – все это показатели высокой культуры человека.

В школе изучаются и усваиваются орфографические, пунктуационные, грамматические нормы литературного языка. Однако значительный круг языковых норм либо не изучается, либо изучается очень поверхностно, тогда как воспитание культуры речи является важнейшим в работе учителя-словесника.

Культура речи как часть общей культуры человека стала предметом обсуждения ученых, педагогов, публицистов. Важность проблем по культуре поведения отмечали В.А.Сластенин, М.Н.Кочевник, Л.Л.Моховикова, М.М.Безруких и другие. Они определяют культуру речи (знание норм и выразительных средств языка, умение ими пользоваться, умение владеть интонационным богатством языка) как часть культуры поведения.

Как бы хорошо ни владел человек языком, он не сможет поделиться своими мыслями, сомнениями и открытиями, не вызовет у собеседника неподдельного интереса и сочувствия, если не будет считаться с правилами культуры речи.

Чистота речи служит показателем не только речевой и общей культуры человека, но и его вкуса, чувства языка, чувства меры. Нарушение чистоты речи отражает ее шаблонность, приводящую к обедненности речи, косноязычию, засорению нелитературными элементами [3;344]

В наше время в молодежной среде иногда наблюдается неуважительное отношение к окружающим: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за услугу. Низкий уровень культуры речи вызывает все большую тревогу у нас, педагогов и родителей. Дети часто обращаются друг к другу по прозвищам, из которых больше половины обидные.

Культура речи зависит не только от знания норм литературного языка, но прежде всего от культуры самого человека, широты его взглядов, интеллигентности, чуткости и внимания к тому, что дорого всем нам.

Учителя-языковеды нашей школы ведут целенаправленную работу по повышению культуры речи учащихся. В основном, она представлена уроками развития речи, фрагментами уроков изучения грамматического материала, посвященными культуре речи, элективными курсами и внеклассными мероприятиями. Все мы активно внедряем нормы литературного языка через организацию единого речевого режима, добиваемся на деле образцовой литературной речи, воспитываем в детях потребность в подлинно эстетическом слове. Очень важно, чтобы правильная речь звучала не только на уроке, внеклассных мероприятиях, но и за пределами школы, в постоянном общении с людьми. В школе создана атмосфера нетерпимости к нарушению норм литературного языка.

При изучении словосочетаний в 5-7 классах я создаю разные речевые ситуации, требующие использования средств этикета, отрабатываю формулы приветствия (доброе утро, спасибо вам за … и т.д.). Так, после чтения стихотворения В.Бокова дети определяют основную мысль, отвечают на вопрос, согласны ли они с этим высказыванием:

Друзья мои, внушайте людям веру,

И следуйте хорошему примеру –

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Работу по освоению формул речевого этикета в 5 классе веду и в другом направлении: от заданной ситуации к выбору оптимального выражения. Подобные задания могут основываться на ситуациях из повседневной жизни: приветствие друга и прощание с ним, с его родителями, со своими родственниками, общение при личной встрече, по телефону, в письмах. Можно разыграть ситуации по ролям. Убеждаю детей в том, что наша речь должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику.

Проблемы, связанные с культурой речи старшеклассников, очень актуальны. Проникновение в речь работников СМИ, политических деятелей, телеведущих неоправданных заимствований, грубого просторечия и жаргонизмов служит образцом для школьников и негативно влияет на их общую культуру.

Друзья! Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? В таком случае, учитесь употреблять в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы.

Если у вас есть желание

  • сделать свою речь яркой, образной, меткой;
  • обогатить фразеологический запас;
  • развивать творчество, фантазию;
  • повысить культуру речи,

Думаю, мы всегда найдем общий язык!

Вопросы, затрагиваемые в работах, важные и сложные. Многие обеспокоены недостаточной культурой сверстников, слабым знанием всех тонкостей языка и советуют чаще обращаться к классическим произведениям русской литературы. Они уверены: именно во фразеологии ярче всего проявляется сила и красота языка. Это все, конечно же, поможет им в будущей профессии.

Нам нужно организовать работу, направленную на то, чтобы убедить учащихся в необходимости овладеть нормами литературного языка, показать, что соблюдение языковых норм является свидетельством речевой и общей культуры и правильная речь важна для каждого: она облегчает общение, дает возможность говорить ярко, точно, убедительно.

Воспитание высокой культуры устной и письменной речи, умения пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремления к тому, чтобы беречь и приумножать их, - долг каждого учителя.

Культура речи - часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры. Владение человеком культурой речи является не только показателем высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и своеобразным показателем профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, журналистов, менеджеров и т. д. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, учит, воспитывает, ведет деловые переговоры, оказывает людям различные услуги.

2. Культура речи - это какие-то ее признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о ее коммуникативном совершенстве.


Студентка второго курса Института Русистики ТГУ
Горгадзе Мариам

Читайте также: