Современная организация игровой деятельности в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Федотова Наталья Ивановна

Организация: МДОУ № 21

Населенный пункт: Московская область, Можайский район, с. Сокольниково

Значение, цели и задачи игры.

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

  • младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
  • раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
  • дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Цели и задачи игры Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка. Игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, игра все полнее передает отношения

  • свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
  • творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;
  • эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;
  • следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

По инициативе педагогов и воспитателей чаще всего организуются дидактические игры, цель которых – умственное развитие. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • настольно-печатные;
  • словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенное ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам; признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Главная задача воспитателя здесь - научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей

Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели. Все эти игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимоотношений, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми.

Для решения задач физического воспитания педагоги дошкольных учреждений должны использовать подвижные игры. Эти игры учат детей быть доброжелательными, не смеяться над проигравшим, формирует умения, смекалку. Дети осваивают ритмические движениями в такт мелодии, соревнуются в скорости и т.д.

Музыкальные игры проводятся как во время занятий, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Любые игры требуют музыкального сопровождения. Но к специальным музыкальным играм относятся хороводы, игры – импровизации, ритмические игры.


Таким образом, игра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.

Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

В заключении хочется дать всем педагогическим работникам ряд рекомендаций, которым желательно следовать в своей практике:

- Следуйте главному девизу в жизни ребенка: играть с утра и до вечера везде, где позволяет обстановка, невзирая на обстоятельства окружающей жизни, которая запружена компьютерной завесой реальной действительности.

- А поначалу воспитатели, подобны маякам, зовут детей в свои игры, а впоследствии воспитатели сами становятся участниками этих игр.

- Побуждайте детей в ежедневной игровой и учебной деятельности самим придумывать сюжеты и правила к своим играм.

А родителям хочется посоветовать следующее:

- Любите своих детей такими, какие они есть.

- Побуждайте в них желание играть самим с собой, со своими сверстниками, игрушками, животными.

- Всегда находите отклик в детях на предложения поиграть именно с вами.

Благодаря игре больше проникайте во внутренний мир ребенка, и вы узнаете много нового и интересного о ваших детях, что поможет вам сохранить отношения с ними в настоящем и будущем.

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с

Слепцова, И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.

Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

Федерального государственного образовательного стандарт ДО;

Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.

Содержимое публикации

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г.Саяногорск

ВОСПИТАТЕЛЬ ВКК

ЖИГУЛОВА Е.В.

САЯНОГОРСК, 20 21

Мишель де Монтень.

Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности.

Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Ниже разберём, какие условия предписывает ФГОС при формировании игровой деятельности дошкольников.

В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду.

Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка.

В соответствии со вторым путем - игра рассматривается как деятельность, в которой ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, то есть не только воспроизводить и повторять, созданное другими, но и сам выступать в роли творца.

Это когда взаимодействие взрослого с детьми строится на основе партнерских взаимоотношений, т.е. взрослый выступал для ребенка таким же партнером по игре, как и другой ребенок.

Основными принципами концепции поэтапного формирования способов игры:

для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними;

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях.

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

младенческий этап (два месяца - один год) - предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;

раннее детство (один-три года) - игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;

дошкольный период (три - восемь лет) - более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Цели и задачи игры:

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.

Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре.

Формирование культуры сотрудничества - совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства.

Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Принципы организации игры:

свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;

творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;

эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;

следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Типология игровой активности дошкольников

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

дидактические игры с сюжетным рисунком;

игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

подвижные игрыразного уровня интенсивности;

дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

интеллектуальные головоломки и состязания;

календарные и тематические праздники, карнавальные представления;

народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра.

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем, подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Сюжетно-отобразительная игра.

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку. В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

Режиссёрская игра.

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Театрализованная игра.

На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

Сюжетно-ролевая игра.

Развитие в условиях ФГОС

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности. Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.

Основные требования к эффективной организации и проведению игры.

Две модели поведения взрослого:

взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;

взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей:

Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.

Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры.

Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек в процессе игры.

Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.

Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами.

Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.

Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами.

Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.

Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.

Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников.

Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.

Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.

Обучать умению договариваться.

Правила поведения воспитателя в практической реализации социо-игровой технологии:

абсолютно исключить авторитарность и диктат, кроме тех ситуаций, которые могут представлять потенциальную опасность здоровью детей;

занимать демократическую позицию наравне со всем участниками совместной деятельности;

держать паузу невмешательства и молчания, такое поведение даст детям возможность проявить самостоятельность в решении проблемы или конфликта;

брать во внимание реальные возможности детей, но стараться расширять зоны самостоятельности, не разжёвывать знания и не давать готовых алгоритмов;

помочь ребёнку преодолеть робость и неуверенность, имея в педагогическом резерве набор упражнений, которые повысят самооценку, придадут уверенность в собственных силах;

уходить от чёткой постановки цели, более приемлемо создание условий для открытия интеллектуального и творческого потенциала ребёнка;

в проведении этапа презентации давать первое слово малоактивным детям.

П. 3.3.5 разрешает образовательной организации самостоятельно определять игровое оборудование. Согласно требованиям ФГОС ДО набор игрушек должен пополняться постепенно, периодически меняться в соответствии с возрастом и жизненным опытом детей.

Таким образом, от уровня профессиональной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.

Интеграция игровой деятельности в образовательный процесс ДОУ

Игровая деятельность – это деятельность ребенка, направленная на удовлетворение своих потребностей и интересов, решение игровой задачи.

Данный вид деятельности принципиально отличается от иных видов и направлений деятельности тем, что ее целевое назначение сводится к получению удовольствия. Игра – это развлечение. Дети играют просто так, чтобы получить удовольствие, поднять настроение, испытать положительные эмоции. При этом, игровая деятельность лежит в основе воспитания и развития дошкольников. Это обусловлено ее огромным воспитательным и развивающим потенциалом.

Поскольку любая игра обладает определенным воспитательным потенциалом, то ее использование в образовательном процессе ДОУ нацелено на развитие определенных свойств личности дошкольников, формирование у них навыков жизнедеятельности, их социальную адаптацию и социальное развитие.

Современная игровая деятельность активно внедряется во все сферы деятельности дошкольников. Она внедряется и в досуговую деятельность детей и в образовательный процесс детского сада. Ее интеграция осуществляется разными способами и методами, а включение в образовательный процесс игры, охватывает его разные аспекты и этапы, направления и виды деятельности.

Рисунок 1. Принципы организации игровой деятельности детей в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Интеграция игровой деятельности в образовательный процесс ДОУ реализуется по трем направлениям:

  1. Соблюдение определенных условий организации игр разных видов.
  2. Соблюдение условий мотивации дошкольников к игровой деятельности.
  3. Соблюдение условий реализации игровой деятельности.

Мотивация к игровой деятельности требует создание предметно-развивающего пространства в ДОУ, привлекательного для детей конкретной возрастной группы. Это пространство побуждает детей к действию в его пределах. Воспитатель может предложить детям конкретную игровую задачу, решение которой должно носить максимально самостоятельный характер. Если предложить детям какое-то свое видение проблемы, шаблон ее решения, то это ослабляет интерес ребенка к выполнению игрового действия. Кроме того, игровые задания должны быть интересны для дошкольников, отвечать их возрастным потребностям. А за успехи в игре детей необходимо хвалить. Это мотивирует их на совершение новых игровых подвигов.

Условия организации и реализации игровой деятельности

Чтобы включение игровой деятельности в образовательный процесс ДОУ было эффективным, требуется соблюдение условий ее организации и практической реализации.

К условиям организации игровой деятельности относятся следующие:

  1. Игра основывается на добровольных началах. Нельзя принуждать ребенка к участию в игре. Можно только привлекать его, мотивируя к игровой деятельности. Для этого используется ряд приемов. Например, создается проблемная ситуация, решить которую воспитатель оказывается неспособен. Только дети могут помочь в сложившейся ситуации, например, с куклой или сказочным персонажем. Также, можно загадать загадку, для отгадывания которой требуется совершить конкретное игровое действие.
  2. Понимание всеми участниками игры ее сути и целевого назначения, правил. Детей необходимо познакомить со всеми правилами игры до ее начала, продемонстрировать совершение каких-то игровых действий (например, новых для играющих), детально разъяснить суть игрового действия.
  3. Верное распределение игровых ролей. Роли игры должны распределяться между детьми, исходя из их возможностей, способностей, потенциала. Нельзя давать детям непосильные для них задачи. Это принесет отрицательный эффект от игры.
  4. Наличие смыслового содержания игры. Любая игра, будь она дидактическая или сюжетная, должна иметь определенное смысловое содержание, т.е. исключать совершение бессмысленных игровых действий.
  5. Направленность игры на развитие социального опыта дошкольников. В игровом процессе развиваются навыки установления коммуникативных связей, формируются основы коллективного взаимодействия.
  6. Наличие содержательного предметно-развивающего пространства в ДОУ. Игрушки должны быть разнообразными. Также, актуально создание игровых уголков, т.е. распределение игрушек по конкретной тематике в помещении ДОУ.

Рисунок 2. Современные подходы к определению игровой среды ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Соблюдение данных условий позволит подготовить детей в игровому процессу и сделать его более результативным.

Нет нужной работы в каталоге?


Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы


Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Читайте также: