Чем обусловлена окраска предметов кратко

Обновлено: 07.07.2024

Мы говорим:- "этот предмет имеет цвет" , в реальном, объемном мире мы имеем возможность рассмотреть предмет со всех сторон, под разными углами и разным освещением, цвет предмета будет нами идентифицирован однозначно - "помидор - красный , трава - зеленая , лимон - желтый ". С физической точки зрения, цвет предмета – это отношение между освещением, полученным предметом, и отраженным от предмета светом . Таким образом, отражая свет при общем освещении, предметы обнаруживают свой цвет по отношению друг к другу (окружению). Но какой цвет должен иметь предмет на фотографии, что бы мы так же однозначно определили его цвет?
Рассмотрим фотоизображение этой желтой трубы:

Значение оттенка цвета лучше всего контролировать в цветовой модели представления цвета HSB . Мы видим, что на всех поставленных точках значение оттенка в градусах цветового круга разное . Почему? - ведь этот предмет имеет один цвет. Но не только оттенок разный, но и насыщенность тоже во всех точках разная, как разная и светлота.
Начнем разбираться.
Светлотой цвета (тоном) передается объем предмета и с этим все понятно. Светлота должна изменятся в зависимости от освещения предмета.
Насыщенность цвета целиком и полностью зависит от светлоты. Каждый цвет имеет свою светлоту при максимальной насыщенности.

Оттенок цвета зависит от "цветности" освещения, рефлексов от окружения предмета и опять же от светлоты цвета.

Леонардо да Винчи писал: "Мы можем сказать, что почти никогда поверхности освещенных тел не бывают подлинного цвета этих тел…"

Для примера возьмем красный цвет (sRGB - R=255,B=0,R=0; или H=0,S=100%,B=100%) в L*a*b* он имеет значение L=54, a=81, b=70, уменьшим значение светлоты L до 10 при этом значение H (цветовой тон) изменилось до 357 гр. - это означает: чем темнее красный тем "холоднее" он должен быть, что бы осталась "вещественная принадлежность" цвета . И обратное следствие - чем светлее красный, тем "теплее" оттенок .

Рассмотрим еще один оттенок - голубой (sRGB - R=0,G=255,B=255; или H=180,S=100,B=100) - значение L=91,a=-51,b=-15. Уменьшим значение светлоты до L=30 - значение цветового тона H стало равно 183 гр. т. е. чем темнее голубой тем "холоднее" он должен быть .

И для желтого - (R=155,G=255,B=0; H=60,S=100,B=100) - L=98,a=-16,b=93 уменьшим светлоту до L=50 - значение цветового тона H стало 65 гр. т. е. мы проверили аксиому - чем темнее цвет, тем больше тон отклоняется вправо по цветовому кругу (тем "холоднее" он должен быть), что бы цвет сохранил "вещественную принадлежность" . Что мы и наблюдали на изображении в начале статьи. А что же будет, если предмет покрасить одним тоном? Будет " техдизайн " - глаз будет "ломать" от неестественности изображенного предмета:

Не искушенный зритель может быть в восторге от такой "дурновкусицы", но это 100% брак цветокорректора на реалистичной фотографии, рекламисты не относятся к реалистам и "ломка" глаза им только на руку, поэтому "техдизайн" у них в чести.

Какие выводы стоит сделать из всего выше сказанного: -во время проведения цветокоррекции нельзя упускать из виду взаимозависимости цветового тона, насыщенности и светлоты. Осветлил - будь добр, сделай "теплее" и насыщенней (но при приближении к высоким светам цвет обесцвечивается), затемнил - сделай "холоднее" и менее насыщенно (при приближении к крайним теням цвет обесцвечивается), Так же следует учитывать влияния окружения на предмет - рефлексы . Как писал Эжен Делакруа:

"Чем предмет глаже или больше блестит, тем меньше видна его собственная окраска: он на самом деле становится зеркалом, отражающим окраску соседних предметов". "В сущности говоря, нет теней вообще, есть только рефлексы".. - Цвет предмета зависит – и в очень сильной степени – от цвета общего освещения.

"Чем предмет глаже или больше блестит, тем меньше видна его собственная окраска: он на самом деле становится зеркалом, отражающим окраску соседних предметов". "В сущности говоря, нет теней вообще, есть только рефлексы".. - Цвет предмета зависит – и в очень сильной степени – от цвета общего освещения.

Цветокорректору полезно знать историю вопроса:

Казалось бы, что для правдивого изображения следует заранее заготовить краски, передающие собственные цвета всех предметов, встречающихся в изобразительной практике, по мере надобности брать готовые краски и наносить их на картинную плоскость. Однако такой палитры красок не существует.

Не трудно установить, что в действительности одноцветная окраска предмета далеко не одинакова во всех его частях, что в условиях разностороннего освещения собственный цвет видоизменяется по мере того, как меняются характер световой среды и источники света. Собственный цвет, сохраняя относительное постоянство, приобретает оттенки, отра­жающие условия освещения, превращается этим в цвет обусловленный. Так, например, белый предмет, освещенный с одной стороны солнцем, с другой — голубым небом, с третьей — пламенем лампы, будет трехцветным.


Рис. 15. Значение обусловленного цвета при передаче трехмерной формы. Собственные цвета предметов, на­несенные в первой стадии, придают им характер плоских силуэтов. Обусловленные окружающей средой цвета, нанесенные во второй стадии, придают предметам выражение трехмерности.

Поэтому нельзя передать цвет предмета одной краской. Для этого нужно к собствен­ной окраске предмета приложить столько красок, сколько их имеется в окружающей среде. Изображение, которое воспроизводит только собственные цвета, будет плоским, безжизнен­ным, отвлеченным, оно не отобразит естественных условий освещения, не передаст живой связи предмета со средой. Правдивое воспроизведение красок действительности требует правильной передачи как локальных, так и обусловленных цветов.

Все видимые цвета предметов обусловлены силой и спектральным составом света пер­воисточников, отраженным светом окружающих предметов, влиянием воздушной среды.

Как влияют первоисточники света на собственный цвет предмета?

Солнечный свет делает цвет предмета более светлым, чем обычно, белесым, мало интенсивным. При этом свет солнца утром имеет заметный желтовато-розоватый оттенок, днем он золотистый, а вечером оранжевый, а иногда и красный. При свете луны цвет пред­мета изменяется в сторону серых, бледно-голубых и бледно-зеленых тонов. Электрический свет придает предметам светло-желтый оттенок, свеча — оранжевую окраску. Собственный цвет предметов выступает наиболее ясно и ярко при рассеянном свете неба, при легкой пелене сплошных прозрачных облаков, когда с неба льется ровный, мягкий, белый свет. Тогда легче всего рассмотреть и установить особенности собственного цвета предметов. Если солнечный, лунный и искусственный свет создают богатые светотеневые эффекты, то в свет­лый облачный день наиболее определенны соотношения красок и цветовые сочетания соб­ственного цвета предметов со всеми его индивидуальными особенностями и оттенками. При рассеянном свете собственный цвет сильнее ощущается на освещенных поверхностях, чем на теневых, обусловленных освещением рефлексов.

Как влияет на собственный цвет предмета отраженный свет?

Наиболее правильно передают собственный цвет предмета те его стороны, которые об­ращены к нам и наименее удалены. Для круглого предмета это будет средняя линия. По мере поворота обращенной к нам поверхности ее окраска отклоняется от собственного цвета. Характер изменения окраски зависит от того, к какому соседнему предмету повора­чивается поверхность формы. Для круглой формы наиболее обусловленный цвет находится у края и чаще всего имеет промежуточный оттенок между собственным цветом предмета и цветом фона.

В изображении трехмерных форм градация цвета по его обусловленности имеет перво­степенное значение. Если мы изобразим натюрморт с фруктами при помощи одних локаль­ных красок, то изображение будет плоским (рис. 15). Оно лишь тогда приобретает трех­мерность и пространственность, когда будут переданы оттенки обусловленного цвета в пол­ном соответствии с окружающей средой.




В том изображении, которому хотят придать характер плоской непространственной кар­тины, обусловленные цвета отходят на второй план; там, где нужно создать впечатление трехмерности, глубины и перспективы, значение обусловленных цветов выступает на пер­вое место.

Как же на собственный цвет предмета влияет воздушная среда?

Как уже говорилось, собственный цвет предмета наиболее различим в непосредствен­ной близости. С удалением цвет, видимый в определенной воздушной и световой среде, из­меняется и часто принимает совершенно иной характер. Поэтому в изображении передних планов важную роль играют собственные, вернее, почти собственные цвета, в дальних пла­нах — обусловленные.

В интерьере, освещаемом естественным или искусственным светом, возникает неравно­мерное освещение. Ближе к окну или к лампе предметы делаются светлее, дальше от них — темнее.

В картине степень обусловленности собственного цвета связывает изображенный пред­мет с окружающей обстановкой. При помощи обусловленных цветов предмет живо вписы­вается в окружающую среду и на картине создается живописное единство разноцветных предметов. Последовательное проведение принципа обусловленности цветов создает в кар­тине единство живописного состояния. Эта закономерность одинаково присуща всем жан­рам живописи.

На принципе обусловленности цветов основывается воздушная и световая перспектива и техника передачи перспективных планов. Чем большему влиянию воздушной и световой среды подвержен цвет изображаемого предмета, тем дальше он отходит от зрителя и ка­жется расположенным на более далеком расстоянии. Чем больше цвет изображаемого пред­мета приобретает оттенки собственного, натурального цвета, тем больше он выступает на передний план. А при чрезмерной интенсивности собственного цвета портрет, фигура или предмет может совсем выйти из рамы. Если в процессе работы возникает необходимость изображаемое подвинуть вперед, на зрителя, то цвету следует придать локальные оттенки. Если его нужно углубить, то следует ему придать более обусловленные цвета, присущие той обстановке, к которой он должен приблизиться.

Вместе с тем та часть поверхности предмета, которая получает натуральный цвет, ка­жется обращенной к зрителю, а та, которая приобретает оттенки окружающего фона, по­ворачивается к фону и воспринимается круглой, объемной, трехмерной.

На этом принципе обусловленности цвета основаны все приемы передачи перспектив­ных планов и светотени, которые подробно разбираются в последующем изложении.

Итак, видимый цвет предметов всегда обусловлен. Он зависит от света первоисточни­ков и от всех изменений, которые с ним происходят в прозрачной среде, окружающей нас. Постоянство собственного цвета предметов зависит от закономерно повторяющихся усло­вий освещения и постоянной прозрачности самих предметов.

В живописи необходимо владеть искус­ством тонкой передачи характера обуслов­ленности цвета предметов, правильно со­поставлять собственные и обусловленные цвета, передавать относительную обуслов­ленность цветов, их связь и различие.

Совершенная передача обусловленного цвета является высокой профессиональной способностью художника.

Казалось бы, что для правдивого изображения следует заранее заготовить краски, передающие собственные цвета всех предметов, встречающихся в изобразительной практике, по мере надобности брать готовые краски и наносить их на картинную плоскость. Однако такой палитры красок не существует.

Не трудно установить, что в действительности одноцветная окраска предмета далеко не одинакова во всех его частях, что в условиях разностороннего освещения собственный цвет видоизменяется по мере того, как меняются характер световой среды и источники света. Собственный цвет, сохраняя относительное постоянство, приобретает оттенки, отра­жающие условия освещения, превращается этим в цвет обусловленный. Так, например, белый предмет, освещенный с одной стороны солнцем, с другой — голубым небом, с третьей — пламенем лампы, будет трехцветным.


Рис. 15. Значение обусловленного цвета при передаче трехмерной формы. Собственные цвета предметов, на­несенные в первой стадии, придают им характер плоских силуэтов. Обусловленные окружающей средой цвета, нанесенные во второй стадии, придают предметам выражение трехмерности.

Поэтому нельзя передать цвет предмета одной краской. Для этого нужно к собствен­ной окраске предмета приложить столько красок, сколько их имеется в окружающей среде. Изображение, которое воспроизводит только собственные цвета, будет плоским, безжизнен­ным, отвлеченным, оно не отобразит естественных условий освещения, не передаст живой связи предмета со средой. Правдивое воспроизведение красок действительности требует правильной передачи как локальных, так и обусловленных цветов.

Все видимые цвета предметов обусловлены силой и спектральным составом света пер­воисточников, отраженным светом окружающих предметов, влиянием воздушной среды.

Как влияют первоисточники света на собственный цвет предмета?

Солнечный свет делает цвет предмета более светлым, чем обычно, белесым, мало интенсивным. При этом свет солнца утром имеет заметный желтовато-розоватый оттенок, днем он золотистый, а вечером оранжевый, а иногда и красный. При свете луны цвет пред­мета изменяется в сторону серых, бледно-голубых и бледно-зеленых тонов. Электрический свет придает предметам светло-желтый оттенок, свеча — оранжевую окраску. Собственный цвет предметов выступает наиболее ясно и ярко при рассеянном свете неба, при легкой пелене сплошных прозрачных облаков, когда с неба льется ровный, мягкий, белый свет. Тогда легче всего рассмотреть и установить особенности собственного цвета предметов. Если солнечный, лунный и искусственный свет создают богатые светотеневые эффекты, то в свет­лый облачный день наиболее определенны соотношения красок и цветовые сочетания соб­ственного цвета предметов со всеми его индивидуальными особенностями и оттенками. При рассеянном свете собственный цвет сильнее ощущается на освещенных поверхностях, чем на теневых, обусловленных освещением рефлексов.

Как влияет на собственный цвет предмета отраженный свет?

Наиболее правильно передают собственный цвет предмета те его стороны, которые об­ращены к нам и наименее удалены. Для круглого предмета это будет средняя линия. По мере поворота обращенной к нам поверхности ее окраска отклоняется от собственного цвета. Характер изменения окраски зависит от того, к какому соседнему предмету повора­чивается поверхность формы. Для круглой формы наиболее обусловленный цвет находится у края и чаще всего имеет промежуточный оттенок между собственным цветом предмета и цветом фона.

В изображении трехмерных форм градация цвета по его обусловленности имеет перво­степенное значение. Если мы изобразим натюрморт с фруктами при помощи одних локаль­ных красок, то изображение будет плоским (рис. 15). Оно лишь тогда приобретает трех­мерность и пространственность, когда будут переданы оттенки обусловленного цвета в пол­ном соответствии с окружающей средой.

В том изображении, которому хотят придать характер плоской непространственной кар­тины, обусловленные цвета отходят на второй план; там, где нужно создать впечатление трехмерности, глубины и перспективы, значение обусловленных цветов выступает на пер­вое место.

Как же на собственный цвет предмета влияет воздушная среда?

Как уже говорилось, собственный цвет предмета наиболее различим в непосредствен­ной близости. С удалением цвет, видимый в определенной воздушной и световой среде, из­меняется и часто принимает совершенно иной характер. Поэтому в изображении передних планов важную роль играют собственные, вернее, почти собственные цвета, в дальних пла­нах — обусловленные.

В интерьере, освещаемом естественным или искусственным светом, возникает неравно­мерное освещение. Ближе к окну или к лампе предметы делаются светлее, дальше от них — темнее.

В картине степень обусловленности собственного цвета связывает изображенный пред­мет с окружающей обстановкой. При помощи обусловленных цветов предмет живо вписы­вается в окружающую среду и на картине создается живописное единство разноцветных предметов. Последовательное проведение принципа обусловленности цветов создает в кар­тине единство живописного состояния. Эта закономерность одинаково присуща всем жан­рам живописи.

На принципе обусловленности цветов основывается воздушная и световая перспектива и техника передачи перспективных планов. Чем большему влиянию воздушной и световой среды подвержен цвет изображаемого предмета, тем дальше он отходит от зрителя и ка­жется расположенным на более далеком расстоянии. Чем больше цвет изображаемого пред­мета приобретает оттенки собственного, натурального цвета, тем больше он выступает на передний план. А при чрезмерной интенсивности собственного цвета портрет, фигура или предмет может совсем выйти из рамы. Если в процессе работы возникает необходимость изображаемое подвинуть вперед, на зрителя, то цвету следует придать локальные оттенки. Если его нужно углубить, то следует ему придать более обусловленные цвета, присущие той обстановке, к которой он должен приблизиться.

Вместе с тем та часть поверхности предмета, которая получает натуральный цвет, ка­жется обращенной к зрителю, а та, которая приобретает оттенки окружающего фона, по­ворачивается к фону и воспринимается круглой, объемной, трехмерной.

На этом принципе обусловленности цвета основаны все приемы передачи перспектив­ных планов и светотени, которые подробно разбираются в последующем изложении.

Итак, видимый цвет предметов всегда обусловлен. Он зависит от света первоисточни­ков и от всех изменений, которые с ним происходят в прозрачной среде, окружающей нас. Постоянство собственного цвета предметов зависит от закономерно повторяющихся усло­вий освещения и постоянной прозрачности самих предметов.

В живописи необходимо владеть искус­ством тонкой передачи характера обуслов­ленности цвета предметов, правильно со­поставлять собственные и обусловленные цвета, передавать относительную обуслов­ленность цветов, их связь и различие.

Совершенная передача обусловленного цвета является высокой профессиональной способностью художника.

Окраска предметов зависит от того, каким светом они освещаются и какие лучи из состава этого света отражает их поверхность. Дневной свет, при котором мы видим, например, цветы мака или крышу из черепицы, представляет собой совокупность всех лучей спектра. Лепестки мака и черепица отражают из состава падающего на них света главным образом красные лучи, тогда как лучи остальных цветов почти полностью поглощаются их поверхностью. [1]

Окраска предметов определяется частотой отражаемого света. Если отражаются фотоны со всеми частотами видимого света, объект кажется белым, а если все фотоны с частотами видимого света поглощаются ( не отражаясь), то объект выглядит черным. Так как светлая поверхность отражает больше излучения, чем темная, она остается более холодной. [2]

Окраску предметов на рисунках передают с помощью красок, которые состоят из пигмента ( красящего вещества) и связующего. [3]

Перед началом окраски предметов следует проверить качество лакокрасочных материалов и срок их годности. [4]

Применяют исключительно для окраски предметов , не подвергающихся атмосферным воздействиям, и для внутренней отделки помещений. [5]

При выборе колера для окраски предметов и поверхностей следует иметь в виду, что окрашенные в светлые тона поверхности кажутся находящимися ближе, а в темные - дальше. Кроме того, белый цвет подчеркивает форму предмета, а черный цвет, наоборот, делает форму предмета нечеткой. Желтый цвет отличается способностью приближать окрашенную поверхность к зрителю; меньше это свойство выражено у оранжевого цвета. Синий и бирюзовый цвета удаляют поверхность, причем бирюзовый цвет удаляет в очень небольшой степени. [6]

Заметим, что причиной окраски предмета является то или иное красящее вещество. Поэтому мы, очень часто говоря цвет, подразумеваем красящее вещество. [8]

При выборе преобладающего цвета окраски предметов широкого потребления руководствуются теми же принципами, что и при выборе цвета окраски для оборудования предыдущей категории. Это значит, что цвет окраски не должен находиться в противоречии с физиологическими, психологическими факторами и требованиями техники безопасности. Однако здесь в значительно большей степени руководствуются и коммерческими соображениями. [9]

В разведенном виде применяют для окраски предметов и промышленных сооружений, подвергающихся атмосферным воздействиям. [10]

Применение этого способа не рекомендуется для окраски ажурных и гибких предметов ( например, изделий из проволоки и прутков) в связи с большой потерей при этом лакокрасочного материала. [12]

Способ военной маскировки, состоящий в окраске предметов ( напр, орудий) пятнами, полосами, искажающими очертания. Пегие, в камуфляже, бока броневагонов были помяты в боях. [13]

Применяют для внутренних отделочных работ и для окраски предметов , эксплуатируемых внутри помещений. Перед применением разводят натуральной, комбинированной олифами или олифой оксоль. [14]

Этот метод позволяет избежать потерь лака при окраске предметов с малым сечением. При нанесении лака или эмали путем электростатического напыления существенную роль играет электропроводность лака. Для достижения этих свойств следует тщательно подбирать растворители; наиболее пригодны высококипящие неполярные растворители. Наличие спиртов снижает стойкость лака, однако при чрезмерном уменьшении количества спирта снижается жизнеспособность лака с катализатором. [15]

Презентация на тему: " Ц ВЕТ И СВЕТ Окружающий нас мир играет красками: нас радует и волнует голубизна неба, зелень травы, красное зарево заката, семицветная радуга. Чем обусловлена." — Транскрипт:

1 Ц ВЕТ И СВЕТ Окружающий нас мир играет красками: нас радует и волнует голубизна неба, зелень травы, красное зарево заката, семицветная радуга. Чем обусловлена столь разнообразная окраска предметов и как глаз различает цвета?

2 Ц ВЕТНОЙ СПЕКТР Первый шаг к разгадке цвета сделал И.Ньютон, когда был студентом Кембриджского университета. Проделав маленькое отверстие в оконной ставне, он подставил под пучок света треугольную стеклянную призму и на противоположной стене заиграли все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Эту полоску Ньютон назвал спектром. Разложение белого цвета в цветной спектр означало, что белый свет является составным, то есть представляет собой смесь всех цветов радуги.

3 К ОГДА ПУЧОК БЕЛОГО СВЕТА ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕГО ЛУЧИ РАЗНЫХ ЦВЕТОВ, ПРЕЛОМЛЯЮТСЯ ПО - РАЗНОМУ : СИЛЬНЕЕ ВСЕГО ПРЕЛОМЛЯЮТСЯ ФИОЛЕТОВЫЕ ЛУЧИ, СЛАБЕЕ ВСЕГО - КРАСНЫЕ.

7 РАДУГА После дождя в воздухе остается много мельчайших капелек воды. имеющих форму шара. Когда луч света падает на такую капельку, он преломляется на поверхности капельки, затем отражается от ее внутренней поверхности и при выходе из воды в воздух преломляется еще раз

Читайте также: