Совместный план психолога и социального педагога в школе

Обновлено: 28.06.2024

В школе должна вестись совместная работа классного руководителя и социального педагога, школьного психолога.

Оценить 2410 0

Возможно, ли другого изменить?

Открыть, сломать и вновь свинтить,

Судьбу без колебаний предсказать,

Потом туда дорогу смело указать,

И не давать с дороги сбиться

Толкать и осуждать, мешая ошибиться?

А кто нам дал такое право?

Того и я не знаю, ох, не знаю, право.

Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы,

Лишь в чуде внутренней борьбы

Ютится взлет людской судьбы

Вот такими словами я бы определила суть воспитательного процесса в школе. И основная роль в нем возлагается на плечи классного руководителя, который обязан, не навредив, создать условия существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, условия, позволяющие проявить и раскрыть себя в отношениях с окружающими. Сегодня мы понимаем, что возможность саморазвития и самореализации личности современный школьник может получить благодаря включению его в реальные социальные отношения.

Почему необходима совместная работа классного руководителя, социального педагога и школьного психолога?
Необходимость обсуждения вопроса, касающегося совместной работы классного руководителя, социального педагога и школьного психолога, обусловлена, прежде все­го тем, что их работа связана самим ее объектом — это ученик. И главная цель работы – совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

От классного руководителя поступает первый запрос и первичная информация об учащемся.

Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании социально-психологической диагностики; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместное проведение родительских собраний и т.д.

Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности помогут ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.

Как же в нашем образовательном учреждении ведется работа в этом направлении? Основной целью деятельности классного руководителя, психолога и социального педагога является создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно-активной и социально полноценной личности. Мы выделяем три наиболее значимых составляющих: диагностику, коррекционную и профилактическую работу, которую осуществляем по самым разным направлениям:

- изучение развития классного коллектива и личности учащихся;

- наблюдение взаимоотношений детей и их родителей;

- организация занятости школьников во внеурочное время;

- работа с трудными учащимися;

- организация соуправления в классе и школе;

Совместная деятельность классного руководителя, психолога и социального педагога должна быть построена таким образом, чтобы все учащиеся были задействованы в классных и школьных мероприятиях. Такая работа раскрывает индивидуальные творческие способности учащихся и формирует ценностное отношение к себе, сверстникам, жизни. Чем шире охвачены подростки активными формами занятости (кружками и секциями, конкурсами, всевозможными благотворительными акциями, общественной и трудовой деятельностью, экскурсионными поездками), тем выше качество воспитания.

Выше сказанное я проиллюстрирую несколькими примерами.

1. Классный руководитель совместно с социальным педагогом проводят большую работу по профориентации. Социальный педагог знакомит учащихся с учебными заведениями, где ученики продолжают свое дальнейшее обучение, приобретая специальности.

2. Социальный педагог оказывает помощь при сборе и формировании документов в личные дела детей – сирот.

3. Совместно с социальным педагогом были написаны письма родным и близким детей – сирот (работа по поиску семей, родных, родственников и возвращение их в семью)

4. Совместно с психологом ведутся дневники наблюдения, где психолог записывает наблюдаемый факт.

6. Некоторые учащиеся проявляют агрессивность в отношениях с учителями и сверстниками, неадекватно реагируют на замечания, совершают проступки и правонарушения.

В этих случаях проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как классного руководителя, социального педагога, так и психолога. И осуществляется оно через такие формы: беседа, консультация, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример.

По преодолению всех этих проблем классные руководители планируют профилактические мероприятия. Также классный руководитель планирует индивидуальную работу с учащимися на разные темы.

Как должна вестись совместная работа классного руководителя, социального педагога и психолога.

Психологу школы необходимо в первую очередь сотрудничество с социальным педагогом, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них во многом схож.

Перечислю основные направления совместной деятельности:

Чтобы процесс совместной деятельности был правильно организован, необходимо разделить её (деятельность) на определённые составляющие части и распределить функции между участниками.

Цель работы: изучение социальных условий и психологических особенностей развития обучающихся; оказание психолого-педагогической и социальной поддержки обучающимся, имеющим проблемы в обучении, общении, в межличностных отношениях.

  1. Выявлять обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-психолого-педагогической помощи.
  2. Оказывать помощь обучающимся в вопросах обучения, развития и реализации социальных потребностей.
  3. Проводить мероприятия, направленные на предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке на основании социально-педагогического паспорта класса

в течение I четверти

в течение учебного года

педагог-психолог кл. руководители

Изучение процесса реализации социальных потребностей обучающихся:

  • потребности в личностных связях;
  • в самоутверждении;
  • в эмоциональной привязанности.

в течение учебного года

Составление характеристик обучающихся, состоящих на профилактическом учете в ПДН, внутришкольном контроле.

по мере необходимости

Сбор сведений об обучающихся, имеющих проблемы в обучении и поведении для рассмотрения на Координационном совете.

(характеристика, представление, акт ЖБУ и др.)

по мере необходимости

Составление психолого-педагогических характеристик обучающихся и психологического портрета класса в рамках работы с несовершеннолетними, совершившими правонарушения и преступления.

по мере необходимости

Участие в работе Координационного совета.

по плану Совета профилактики и по мере необходимости

Разработка рекомендаций для классных руководителей, учителей и родителей по работе с проблемами в поведении обучающихся

в течение учебного года

Организация консультативной помощи обучающимся, родителям, учителям в разрешении конфликтных ситуаций в межличностных отношениях

в течение учебного года

педагог-психолог, соц. педагог

Подготовка информации для педагогических советов, совещаний при директоре по организации индивидуальной работы с обучающимися и эффективного взаимодействия в решении возникающих проблем

Нажмите, чтобы узнать подробности

совместная работа классного руководителя, педагога-асихолога и социального педагога.

Цель работы: изучение социальных условий и психологических особенностей развития обучающихся; оказание психолого-педагогической и социальной поддержки обучающимся, имеющим проблемы в обучении, общении, в межличностных отношениях.

Задачи:

Выявлять обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-психолого-педагогической помощи.

Оказывать помощь обучающимся в вопросах обучения, развития и реализации социальных потребностей.

Проводить мероприятия, направленные на предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке на основании социально-педагогического паспорта класса

в течение I четверти

в течение учебного года

Изучение процесса реализации социальных потребностей обучающихся:

потребности в личностных связях;

в эмоциональной привязанности;

в течение учебного года

Сбор сведений об обучающихся, имеющих проблемы в обучении и поведении для рассмотрения на Координационном совете.

(характеристика, представление, акт ЖБУ и др.)

по мере необходимости

Участие в работе МО классных руководителей

по плану Совета профилактики и по мере необходимости

Разработка рекомендаций для классных руководителей, учителей и родителей по работе с проблемами в поведении обучающихся

в течение учебного года

Организация консультативной помощи обучающимся, родителям, учителям в разрешении конфликтных ситуаций в межличностных отношениях

в течение учебного года

педагог-психолог, соц. педагог

Подготовка информации для педагогических советов, совещаний при директоре по организации индивидуальной работы с обучающимися и эффективного взаимодействия в решении возникающих проблем

На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Социально-педагогическое проектирование - Проект: Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога

Социально-педагогическое проектирование - Проект: Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Социально-педагогическое проектирование
Проект: "Я - экоконцепция"
Проект: Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога
Все страницы

Проект "Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога в системе социально – психологической службы (СПС) средней общеобразовательной школы"

Необходимость проекта
Социально-педагогическая деятельность многогранна, она направлена на решение проблем социализации учащихся с учетом воспитательных возможностей микрорайона школы. Социальный педагог является основным ее реализатором, однако принимают участие и тесно связаны с ней все субъекты учебно-воспитательного процесса. Это обусловлено тем, что решение ряда педагогических задач невозможно в рамках деятельности одного специалиста, необходимы совместные усилия.
Исходя из опыта работы социально-психологической службы СШ №11 г. Витебска, возникла первоочередная необходимость совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога школы, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них, во многом схож.
Возникает вопрос: как организовать и построить совместную деятельность социального педагога и педагога-психолога школы? Ответом на этот вопрос послужила разработка данного проекта.

Обоснование проекта

В основе проекта лежат гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, а также принципы индивидуализации работы с ребенком, предоставления ребенку свободы выбора, вовлечения семьи в процесс воспитания.

Ведущие признаки социально-психологической службы:

  • наличие общих целей;
  • структурированность (распределение функций, четкость выполнения, отсутствие дублирования);
  • целостность совместной деятельности;
  • интегрированность и взаимодополняемость деятельности;
  • организованность и управляемость изнутри.

Цели проекта:

  • оптимизация процесса функционирования СПС школы;
  • создание условий для успешной социализации учащихся.

Задачи:

  • обеспечить комфортное взаимодействие социально-психологической службы с клиентом;
  • повысить уровень эффективности деятельности СПС по решению проблем клиента;
  • обеспечить социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
  • оказать профессиональную помощь детям, оказавшимся в ситуациях жизненного выбора;
  • разработать социально-ориентированные учебные и коррекционно-развивающие программы.

Категории лиц, получающих пользу от проекта:

  • Учащиеся СШ №11 г. Витебска
  • Родители учащихся
  • Социальный педагог
  • Педагог психолог
  • Администрация школы

Подготовительный ЭТАП

Для успешной реализации проекта необходимо наличие материального обеспечения:

Повышение уровня эффективности деятельности СПС

Индивидуальная Групповая Общинная

- диагностическое - диагностическое - лекция;
обследование; обследование; - диспут-встреча;
- социально-психологи- - консультирование; - ролевая игра;
ческое сопровождение - семейное консульти- - школярская
клиента; рование; тусовка;
- совет профилактики;
- консультирование; - тренинг; - взаимодейст-
- беседа; - обучающие занятия; вие с различ-
ными соци-
альными
- интервью; - коррекционные занятия; институтами;
- создание ситуаций - клуб; - обмен опытом;
успеха;
- создание воспита- - обучающие, коррекци- - педсовет
тельных ситуаций; онно-развивающие игры; - дискуссия.
- создание индиви- - анкетирование;
дуальных коррек-; - соц. опрос.
ционных программ.

Самообразование. Взаимообучение Рефлексия
- работа с научно-методической - оценка эффективности
литературой; проведенной работы;
- участие в семинарах, конференциях; - анализ деятельности.
- семинары, практикумы;
- методическое объединение;
- консультирование у других специалистов.
Диагностико – аналитическая деятельность
- мониторинг;
- изучение документации;
- обновление банка данных;
- составление картотеки;
- социально-педагогическая паспортизация.

СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПС
1. Управление
СПС управляется изнутри, в зависимости от заданных проблем, от личностных качеств специалистов, от профессионального опыта и знаний.

3. Организация совместной деятельности

Постановка общих целей, формирование общих мотиваций.
Написание перспективного плана работы СПС школы с целью оказания всесторонней помощи детям, испытывающим трудности в социализации.

Разделение единого процесса на некоторые отдельные части, четкое распределение функций социального педагога и педагога-психолога.
Психолог проводит психологическую диагностику, социальный педагог исследует социальную ситуацию развития.

Определение точек соприкосновения.

Согласование действий социального педагога и педагога психолога.

Оценка эффективности проведенной работы. Анализ результативности выбранных форм и методов работы.

УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

  • Поддержка со стороны администрации школы.
  • Высокий профессиональный уровень специалистов СПС.
  • Желание и умение специалистов СПС действовать совместно.
  • Обеспечение надлежащей материальной базы.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Проект рассчитан на три года.

ПЛАН
совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога средней школы № 11 г. Витебска


п/п

Работа с учащимися

Дата

Категория учащихся

Сотрудничество

Диагностическое обследование классных кол-вов

по запросу кл. рук., администрации

Кл. рук., родители, администрация

Диагностическое обследование отдельных учащихся

По запросу кл. рук., администрации, родителей

Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ для учащихся

Цель работы: изучение социальных условий и психологических особенностей развития обучающихся; оказание психолого-педагогической и социальной поддержки обучающимся, имеющим проблемы в обучении, общении, в межличностных отношениях.

Задачи:

Выявлять обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-психолого-педагогической помощи.

Оказывать помощь обучающимся в вопросах обучения, развития и реализации социальных потребностей.

Проводить мероприятия, направленные на предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.

Читайте также: