Совместный план психолога и социального педагога в школе
Обновлено: 28.06.2024
В школе должна вестись совместная работа классного руководителя и социального педагога, школьного психолога.
Оценить 2410 0
Возможно, ли другого изменить?
Открыть, сломать и вновь свинтить,
Судьбу без колебаний предсказать,
Потом туда дорогу смело указать,
И не давать с дороги сбиться
Толкать и осуждать, мешая ошибиться?
А кто нам дал такое право?
Того и я не знаю, ох, не знаю, право.
Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы,
Лишь в чуде внутренней борьбы
Ютится взлет людской судьбы
Вот такими словами я бы определила суть воспитательного процесса в школе. И основная роль в нем возлагается на плечи классного руководителя, который обязан, не навредив, создать условия существования ребенка в общеобразовательном учреждении для его успешной жизнедеятельности, условия, позволяющие проявить и раскрыть себя в отношениях с окружающими. Сегодня мы понимаем, что возможность саморазвития и самореализации личности современный школьник может получить благодаря включению его в реальные социальные отношения.
Почему необходима совместная работа классного руководителя, социального педагога и школьного психолога?
Необходимость обсуждения вопроса, касающегося совместной работы классного руководителя, социального педагога и школьного психолога, обусловлена, прежде всего тем, что их работа связана самим ее объектом — это ученик. И главная цель работы – совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
От классного руководителя поступает первый запрос и первичная информация об учащемся.
Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании социально-психологической диагностики; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместное проведение родительских собраний и т.д.
Только терпеливое участие взрослых в проблемах ребенка, понимание причин его поступков, грамотное воспитательное воздействие и вера в его возможности помогут ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности.
Как же в нашем образовательном учреждении ведется работа в этом направлении? Основной целью деятельности классного руководителя, психолога и социального педагога является создание гуманных, воспитывающих отношений в социуме для формирования общественно-активной и социально полноценной личности. Мы выделяем три наиболее значимых составляющих: диагностику, коррекционную и профилактическую работу, которую осуществляем по самым разным направлениям:
- изучение развития классного коллектива и личности учащихся;
- наблюдение взаимоотношений детей и их родителей;
- организация занятости школьников во внеурочное время;
- работа с трудными учащимися;
- организация соуправления в классе и школе;
Совместная деятельность классного руководителя, психолога и социального педагога должна быть построена таким образом, чтобы все учащиеся были задействованы в классных и школьных мероприятиях. Такая работа раскрывает индивидуальные творческие способности учащихся и формирует ценностное отношение к себе, сверстникам, жизни. Чем шире охвачены подростки активными формами занятости (кружками и секциями, конкурсами, всевозможными благотворительными акциями, общественной и трудовой деятельностью, экскурсионными поездками), тем выше качество воспитания.
Выше сказанное я проиллюстрирую несколькими примерами.
1. Классный руководитель совместно с социальным педагогом проводят большую работу по профориентации. Социальный педагог знакомит учащихся с учебными заведениями, где ученики продолжают свое дальнейшее обучение, приобретая специальности.
2. Социальный педагог оказывает помощь при сборе и формировании документов в личные дела детей – сирот.
3. Совместно с социальным педагогом были написаны письма родным и близким детей – сирот (работа по поиску семей, родных, родственников и возвращение их в семью)
4. Совместно с психологом ведутся дневники наблюдения, где психолог записывает наблюдаемый факт.
6. Некоторые учащиеся проявляют агрессивность в отношениях с учителями и сверстниками, неадекватно реагируют на замечания, совершают проступки и правонарушения.
В этих случаях проводится индивидуальное взаимодействие с ребенком, как классного руководителя, социального педагога, так и психолога. И осуществляется оно через такие формы: беседа, консультация, которые носят педагогическую и воспитательную направленность – убеждение, разъяснение, доброжелательность, совет, опора на положительный пример.
По преодолению всех этих проблем классные руководители планируют профилактические мероприятия. Также классный руководитель планирует индивидуальную работу с учащимися на разные темы.
Как должна вестись совместная работа классного руководителя, социального педагога и психолога.
Психологу школы необходимо в первую очередь сотрудничество с социальным педагогом, так как круг профессиональных проблем, с которыми приходится сталкиваться каждому из них во многом схож.
Перечислю основные направления совместной деятельности:
Чтобы процесс совместной деятельности был правильно организован, необходимо разделить её (деятельность) на определённые составляющие части и распределить функции между участниками.
Цель работы: изучение социальных условий и психологических особенностей развития обучающихся; оказание психолого-педагогической и социальной поддержки обучающимся, имеющим проблемы в обучении, общении, в межличностных отношениях.
- Выявлять обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-психолого-педагогической помощи.
- Оказывать помощь обучающимся в вопросах обучения, развития и реализации социальных потребностей.
- Проводить мероприятия, направленные на предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
Выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке на основании социально-педагогического паспорта класса
в течение I четверти
в течение учебного года
педагог-психолог кл. руководители
Изучение процесса реализации социальных потребностей обучающихся:
- потребности в личностных связях;
- в самоутверждении;
- в эмоциональной привязанности.
в течение учебного года
Составление характеристик обучающихся, состоящих на профилактическом учете в ПДН, внутришкольном контроле.
по мере необходимости
Сбор сведений об обучающихся, имеющих проблемы в обучении и поведении для рассмотрения на Координационном совете.
(характеристика, представление, акт ЖБУ и др.)
по мере необходимости
Составление психолого-педагогических характеристик обучающихся и психологического портрета класса в рамках работы с несовершеннолетними, совершившими правонарушения и преступления.
по мере необходимости
Участие в работе Координационного совета.
по плану Совета профилактики и по мере необходимости
Разработка рекомендаций для классных руководителей, учителей и родителей по работе с проблемами в поведении обучающихся
в течение учебного года
Организация консультативной помощи обучающимся, родителям, учителям в разрешении конфликтных ситуаций в межличностных отношениях
в течение учебного года
педагог-психолог, соц. педагог
Подготовка информации для педагогических советов, совещаний при директоре по организации индивидуальной работы с обучающимися и эффективного взаимодействия в решении возникающих проблем
совместная работа классного руководителя, педагога-асихолога и социального педагога.
Цель работы: изучение социальных условий и психологических особенностей развития обучающихся; оказание психолого-педагогической и социальной поддержки обучающимся, имеющим проблемы в обучении, общении, в межличностных отношениях.
Задачи:
Выявлять обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-психолого-педагогической помощи.
Оказывать помощь обучающимся в вопросах обучения, развития и реализации социальных потребностей.
Проводить мероприятия, направленные на предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса.
Выявление обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной поддержке на основании социально-педагогического паспорта класса
в течение I четверти
в течение учебного года
Изучение процесса реализации социальных потребностей обучающихся:
потребности в личностных связях;
в эмоциональной привязанности;
в течение учебного года
Сбор сведений об обучающихся, имеющих проблемы в обучении и поведении для рассмотрения на Координационном совете.
(характеристика, представление, акт ЖБУ и др.)
по мере необходимости
Участие в работе МО классных руководителей
по плану Совета профилактики и по мере необходимости
Разработка рекомендаций для классных руководителей, учителей и родителей по работе с проблемами в поведении обучающихся
в течение учебного года
Организация консультативной помощи обучающимся, родителям, учителям в разрешении конфликтных ситуаций в межличностных отношениях
в течение учебного года
педагог-психолог, соц. педагог
Подготовка информации для педагогических советов, совещаний при директоре по организации индивидуальной работы с обучающимися и эффективного взаимодействия в решении возникающих проблем
На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Социально-педагогическое проектирование - Проект: Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога
Социально-педагогическое проектирование - Проект: Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога |
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе | |||||
Проект "Конструктивное взаимодействие социального педагога и психолога в системе социально – психологической службы (СПС) средней общеобразовательной школы"Необходимость проекта Обоснование проекта В основе проекта лежат гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, а также принципы индивидуализации работы с ребенком, предоставления ребенку свободы выбора, вовлечения семьи в процесс воспитания. Ведущие признаки социально-психологической службы:
Цели проекта:
Задачи:
Категории лиц, получающих пользу от проекта:
Подготовительный ЭТАП Для успешной реализации проекта необходимо наличие материального обеспечения: Повышение уровня эффективности деятельности СПС Индивидуальная Групповая Общинная - диагностическое - диагностическое - лекция; СТРУКТУРА И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СПС 3. Организация совместной деятельности Постановка общих целей, формирование общих мотиваций. Разделение единого процесса на некоторые отдельные части, четкое распределение функций социального педагога и педагога-психолога. Определение точек соприкосновения. Согласование действий социального педагога и педагога психолога. Оценка эффективности проведенной работы. Анализ результативности выбранных форм и методов работы. УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА ПЛАН № Работа с учащимися Дата Категория учащихся Сотрудничество Диагностическое обследование классных кол-вов по запросу кл. рук., администрации Кл. рук., родители, администрация Диагностическое обследование отдельных учащихся По запросу кл. рук., администрации, родителей Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ для учащихся Цель работы: изучение социальных условий и психологических особенностей развития обучающихся; оказание психолого-педагогической и социальной поддержки обучающимся, имеющим проблемы в обучении, общении, в межличностных отношениях. Задачи: Выявлять обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-психолого-педагогической помощи. Оказывать помощь обучающимся в вопросах обучения, развития и реализации социальных потребностей. Проводить мероприятия, направленные на предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Читайте также:
|