Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым приведите пример в школе

Обновлено: 30.06.2024

Следует отслеживать, чтобы заданные вопросы не задевали лично респондента, иначе вопрос способен вызвать не слишком положительные чувства у опрашиваемого. Приукрашивать действительность также не стоит.

Теперь рассмотрим открытые вопросы. Здесь нет подсказок, поэтому подходит в таких случаях:

  • Если нет сведений о потенциальных ответах;
  • Когда люди очень хорошо понимают ту проблему, что изучается. К примеру, это могут быть специалисты, эксперты
  • Если необходимо перегруппировать ответы для того, чтобы сделать более глубокий анализ.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Примеры правильных опросов

Впрочем, не всегда выходит сделать так, чтобы закрытые вопросы дали точные ответы. В таких случаях, можно обращаться к тому, что задают так называемый, полузакрытый вопрос. Суть такого полузакрытого вопроса состоит в том, что респондент может дать свой собственный вариант ответа, высказать то, что думает.

В случае, если опросы достаточно широкие и объемные, обычно их делят на небольшие анкеты. Для того, чтобы провести хорошие опросы, обычно используют большие анкеты, которые, чаще всего, могут обрабатывать ручным способом.

Закрытые вопросы, какие бывают виды

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Виды открытых вопросов

Все это помогает лучшим образом провести необходимый опрос и получить в результате максимально точные ответы.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим 2 основных типа вопросов и способы их формулирования.
Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы партнеру хотелось на них отвечать. Эти вопросы предполагают развернутый ответ.
Начинайте вопрос со слов:
Что? Как? Почему? Каким образом? При каких условиях?
Пример:
На какие факты (условия, преимущества) мы должны обратить внимание?
Что следует предпринять, чтобы изменить ситуацию?
Какой результат был бы приемлемым для вас?
Как мы могли бы сформулировать свою задачу?
Что вы имеете в виду, когда говорите о…
Если вы займете эту позицию, то какими будут ваши первые действия?

Диагностические вопросы.

Уточняющие вопросы включают в свой состав слова:

Расширяющие вопросы.

Проверочными являются вопросы по существу проводимого исследования, анализ реакций на которые позволяет решать задачи проводимого тестирования с применением полиграфа.

При подготовке проверочных вопросов следует учитывать следующие основные требования:

Вопросы должны быть ориентированы на проверку информации о фактах, а не мнений, намерений или желаний тестируемого.

Вопрос должен быть сформулирован ясно, кратко, по возможности без лишней детализации;

В формулировку вопроса не следует закладывать социально-правовую и эмоциональную оценку совершенных кем бы то ни было действий;

Понимание тестируемым смысла проверочного вопроса не должно зависеть от толкования им других вопросов.

Терапевтические вопросы.

Сравнительные вопросы.

Осмысляющие вопросы.

Провокационные вопросы

Эффективное слушание со стороны консультанта помогает подростку (клиенту) лучше высказать свою проблему, изучить свои чувства и мысли, лучше понять себя и в дальнейшем принять собственное решение. Вопросы являются самой распространённой формой активного слушания. Получение информации о клиенте требует от консультанта умения задавать вопросы.

Вопросы разделяются на закрытые и открытые. Различаются они степенью свободы при выборе ответа. Важно уметь задавать вопросы таким образом, чтобы вы могли вызвать клиента на откровение с вами и, тем самым, получить необходимую информацию.

Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ "Да" или "Нет".

Пример. "Сколько вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю?" и т.п.

Закрытые вопросы обычно требуют односложного ответа, за которым следует молчание. Во время молчания клиент будет ждать следующего вопроса. Закрытые вопросы часто начинаются с таких слов: "Вы были?", "Вы делали?", "Вы ходили?", "Сколько?". Закрытые вопросы обычно используются в медицинской практике, когда медицинский работник пытается получить информацию, чтобы помочь пациенту принять решение о лечении, которое необходимо. Они совершенно уместны в таком контексте. Однако при консультировании главное - самоисследование. Это означает, что в конечном итоге решение о каких-то действиях находится в руках клиента, а не консультанта. Закрытые вопросы способствуют также более авторитарной атмосфере, типа той, к которой подросток привык, когда ему задавали вопросы учитель, врач, медсестра, родители и т. д. Власть и ответственность остаются у задающего вопросы, а не у того, кто отвечает. И типично, что подросток готов скорее к закрытым вопросам, чем к открытым. Закрытые вопросы опасны также тем, что они могут увести клиента в ненужном направлении на основании ошибочных предположений со стороны консультанта.

Открытые вопросы обычно самые полезные. Чтобы ответить на них, клиент должен сообщить вам некоторую информацию.

Открытые вопросы часто начинаются с таких слов: Как? Что? Когда? Где? Почему? Не могли бы вы? Не хотите ли?

Существует третий вид вопроса, начинающийся с "почему?". Он, хотя и несомненно открытый, часто является замаскированным закрытым вопросом или не вопросом, а косвенным обвинением. Не всегда приемлем.

Открытый вопрос может выявить много важного о подростке, и консультанту будет легче ему помочь. Открытые вопросы побуждают клиента исследовать свои установки, мысли, чувства, ценности, поведение, т.е. свой внутренний мир. Важно помнить, что открытый вопрос должен соответствовать правилам "вербального следования", т.е. вопрос должен предлагаться по тому предмету, который в данный момент обсуждается, и вопрос должен быть понят клиентом.

Когда же лучше использовать открытые вопросы при консультировании?

1. Начало консультации. ("С чего хотели бы начать?", "Что произошло за то время, пока мы не виделись?")

2. Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное. ("Что вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще вы хотели бы сказать об этом?")

3. Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы лучше его понять. ("Не сможете ли рассказать о какой-либо конкретной ситуации?")

4. Сосредоточение внимания клиента на чувствах. ("Что чувствовали, когда это произошло с вами?", "Что вы чувствуете, когда рассказываете мне об этом?")

В консультации используются как открытые, так и закрытые вопросы. Однако важно помнить, что любой вопрос должен быть обоснован - задавая его, надо знать, с какой целью он задастся. Это очень сложно для начинающего консультанта, который слишком беспокоится, о чем же еще спросить клиента, и забывает, что прежде всего клиента надо слушать. Если опрос превратится в основную технику консультирования, то и консультация превратится в допрос. Поэтому начинающему консультанту вообще не рекомендуется задавать клиенту вопросы, исключая самое начало консультирования.




Правила, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

¨ Вопросы "Кто? и Что?" ориентированы на факты, а не на чувства.

¨ Вопросы "Как?" ориентированы на внутренний мир человека, на его поведение.

¨ Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиента, поэтому их следует избегать в консультировании.

¨ Надо избегать постановки нескольких вопросов одновременно. Например: "Почему ты не ходишь в школу и грубишь родителям?", "Как вы понимаете свою проблему, и не думали ли раньше об этом?". Клиенту неясно, на какой из вопросов отвечать, т.к. ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.

К: Добрый день.! Я (имя) - педиатр.

К: Вы хотите поговорить?

К: С вами всё в порядке?

К: У вас есть какие-либо трудности?

К: Вы сами решили прийти на консультацию?

К: Вы обращались раньше за консультацией?

К: Добрый день.! Я (имя) - педиатр. А вас как зовут?

П: Меня зовут Анна.

К: Как вы узнали о нашем консультативном центре (консультативном приёме или др.)?

П: Мне рассказала подруга.

К: Какой вопрос вы хотели бы обсудить?

П: Мне 15 лет. Я учусь в 9-м классе. Недавно я перешла в другую школу, и у меня возникли проблемы в общении с девочками в классе.

К: В чём заключаются ваши проблемы в общении с ними?

П: Они мало со мной разговаривают, то есть совсем не общаются, пока я сама о чём-нибудь не спрошу.

Эффективное слушание со стороны консультанта помогает подростку (клиенту) лучше высказать свою проблему, изучить свои чувства и мысли, лучше понять себя и в дальнейшем принять собственное решение. Вопросы являются самой распространённой формой активного слушания. Получение информации о клиенте требует от консультанта умения задавать вопросы.

Вопросы разделяются на закрытые и открытые. Различаются они степенью свободы при выборе ответа. Важно уметь задавать вопросы таким образом, чтобы вы могли вызвать клиента на откровение с вами и, тем самым, получить необходимую информацию.

Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ "Да" или "Нет".

Пример. "Сколько вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю?" и т.п.

Закрытые вопросы обычно требуют односложного ответа, за которым следует молчание. Во время молчания клиент будет ждать следующего вопроса. Закрытые вопросы часто начинаются с таких слов: "Вы были?", "Вы делали?", "Вы ходили?", "Сколько?". Закрытые вопросы обычно используются в медицинской практике, когда медицинский работник пытается получить информацию, чтобы помочь пациенту принять решение о лечении, которое необходимо. Они совершенно уместны в таком контексте. Однако при консультировании главное - самоисследование. Это означает, что в конечном итоге решение о каких-то действиях находится в руках клиента, а не консультанта. Закрытые вопросы способствуют также более авторитарной атмосфере, типа той, к которой подросток привык, когда ему задавали вопросы учитель, врач, медсестра, родители и т. д. Власть и ответственность остаются у задающего вопросы, а не у того, кто отвечает. И типично, что подросток готов скорее к закрытым вопросам, чем к открытым. Закрытые вопросы опасны также тем, что они могут увести клиента в ненужном направлении на основании ошибочных предположений со стороны консультанта.

Открытые вопросы обычно самые полезные. Чтобы ответить на них, клиент должен сообщить вам некоторую информацию.

Открытые вопросы часто начинаются с таких слов: Как? Что? Когда? Где? Почему? Не могли бы вы? Не хотите ли?

Существует третий вид вопроса, начинающийся с "почему?". Он, хотя и несомненно открытый, часто является замаскированным закрытым вопросом или не вопросом, а косвенным обвинением. Не всегда приемлем.

Открытый вопрос может выявить много важного о подростке, и консультанту будет легче ему помочь. Открытые вопросы побуждают клиента исследовать свои установки, мысли, чувства, ценности, поведение, т.е. свой внутренний мир. Важно помнить, что открытый вопрос должен соответствовать правилам "вербального следования", т.е. вопрос должен предлагаться по тому предмету, который в данный момент обсуждается, и вопрос должен быть понят клиентом.

Когда же лучше использовать открытые вопросы при консультировании?

1. Начало консультации. ("С чего хотели бы начать?", "Что произошло за то время, пока мы не виделись?")

2. Побуждение клиента продолжать или дополнять сказанное. ("Что вы почувствовали, когда это случилось?", "Что еще вы хотели бы сказать об этом?")

3. Побуждение клиента проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы лучше его понять. ("Не сможете ли рассказать о какой-либо конкретной ситуации?")

4. Сосредоточение внимания клиента на чувствах. ("Что чувствовали, когда это произошло с вами?", "Что вы чувствуете, когда рассказываете мне об этом?")

В консультации используются как открытые, так и закрытые вопросы. Однако важно помнить, что любой вопрос должен быть обоснован - задавая его, надо знать, с какой целью он задастся. Это очень сложно для начинающего консультанта, который слишком беспокоится, о чем же еще спросить клиента, и забывает, что прежде всего клиента надо слушать. Если опрос превратится в основную технику консультирования, то и консультация превратится в допрос. Поэтому начинающему консультанту вообще не рекомендуется задавать клиенту вопросы, исключая самое начало консультирования.

Правила, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам:

¨ Вопросы "Кто? и Что?" ориентированы на факты, а не на чувства.

¨ Вопросы "Как?" ориентированы на внутренний мир человека, на его поведение.

¨ Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиента, поэтому их следует избегать в консультировании.

¨ Надо избегать постановки нескольких вопросов одновременно. Например: "Почему ты не ходишь в школу и грубишь родителям?", "Как вы понимаете свою проблему, и не думали ли раньше об этом?". Клиенту неясно, на какой из вопросов отвечать, т.к. ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.

К: Добрый день.! Я (имя) - педиатр.

К: Вы хотите поговорить?

К: С вами всё в порядке?

К: У вас есть какие-либо трудности?

К: Вы сами решили прийти на консультацию?

К: Вы обращались раньше за консультацией?

К: Добрый день.! Я (имя) - педиатр. А вас как зовут?

П: Меня зовут Анна.

К: Как вы узнали о нашем консультативном центре (консультативном приёме или др.)?

П: Мне рассказала подруга.

К: Какой вопрос вы хотели бы обсудить?

П: Мне 15 лет. Я учусь в 9-м классе. Недавно я перешла в другую школу, и у меня возникли проблемы в общении с девочками в классе.

К: В чём заключаются ваши проблемы в общении с ними?

П: Они мало со мной разговаривают, то есть совсем не общаются, пока я сама о чём-нибудь не спрошу.

vopros5

Тот же самый принцип применим и к педагогическому общению: если вы зададите неверные, некорректные вопросы, определите неудачные учебные задачи, скорее всего, получите необъективные результаты, неверные ответы или, по крайней мере, не совсем то, на что надеялись.

Учителя всегда в поиске путей оригинальной постановки учебных задач, формулирования удачных вопросов, адекватных педагогических ситуаций, влияющих на качество образовательного процесса. Природное любопытство и соответствующие познавательные вопросы — это то, что помогает поддерживать интерес к обучению и мотивацию учащихся.

Умение задавать вопросы важно по многим практическим причинам:

Мы задаём вопросы, чтобы собрать объективную информацию об уровне обученности учеников, и это помогает нам выстраивать дальнейшие образовательные траектории.

Вопросы — наши верные помощники в педагогическом общении и понимании своих учеников. Чем они дышат, насколько они погрузились в созданное нами образовательное пространство.

Данная публикация является продолжением разговора, начатого в Дидакторе статьёй Как учителю правильно задавать вопросы?

Постановка правильных вопросов лежит в основе эффективного обучения. Используя их в конкретных педагогических ситуациях, вы можете повлиять на формирование и развитие всех учебных компетенций учащихся.

Открытые и закрытые вопросы

Закрытый вопрос обычно формулируется так, чтобы получить короткий и однозначный ответ.

Например:

Назови столицу Франции

Сколько месяцев в нашем календаре?

Когда произошёл первый пилотируемый запуск человека в космос?

  • Что же произошло 1 сентября 1939 г.?
  • Почему главный герой так отреагировал?
  • Опиши процесс диссимиляции…
  • Расскажи мне, что случилось дальше.
  • Опишите обстоятельства данного процесса более подробно.

Открытые вопросы хороши для:

V — Развития проблемной дискуссии, организации мозгового штурма.

V — Получения более подробной информации и соответственно знаний учащихся о каком-то явлении, процессе.

Закрытые вопросы хороши для:

V — Проверки уровня обученности учащихся.

Неуместный закрытый вопрос, с другой стороны, может убить обсуждение и привести к неловкому молчанию, поэтому лучше всего заранее продумать свою стратегию закрытых и открытых вопросов.

Воронка Вопросов

Этот метод включает в себя начало с общих вопросов, а затем переход к более конкретной точке в каждом из них. Как правило, это будет включать в себя запрос всё бóльших и бóльших деталей на каждом уровне. Вспомните игру Угадай слово (у А. Гина — Да-нетка, у С. Шмакова — Угадай, кого задумали).

Однако в данном случае не ученики, а учитель задаёт вопросы ученикам от общих к более частным. Воронка вопросов может стать конкретной реализацией сократовского метода.

vopros1

Воронка вопросов хороша для:

  • Получения более подробной информации от учащихся о каком-либо событии, факте, явлении
  • Получения мнений учащихся, их отношения к этому

Пример:

Учитель начинает с закрытых вопросов:

А затем приступает к открытым вопросам:

  • Какие положения описаны в Русской Правде П. Пестеля?
  • Каким видел П. Пестель Россию в будущем?

зондирующие вопросы

Задавать зондирующие вопросы — это еще один способ для получения более подробной информации. Зондирующими называются вопросы, которые пред­лагают ученику подробнее описать ситуацию (то есть дать больше характеристик данному явлению, процессу). Они применяются для получения дополнительной информа­ции, но не должны быть наводящими, не должны содержать подсказки для ученика, и тем более требовать конкретного ответа.

Примеры:

vopros2

Зондирующие вопросы хороши для:

наводящий вопрос

Наводящие вопросы можно сформулировать несколькими способами:

Как видим, вопрос сформулирован таким образом, чтобы получить на него ответ ДА.

3. Предоставляя ученикам выбор между двумя вариантами, оба из которых для вас приемлемы. Но ученик в данном случае покажет своё предпочтение.

Обратите внимание, что наводящие вопросы, как правило, закрыты.

Наводящие вопросы хороши для:

  • Получения желаемого ответа, но учитель оставляет ученику ощущение, что он сам выбирает ответ.
  • Завершения беседы с учеником, чтобы убедиться, что ученик показывает хорошие знания.

vopros4

Примеры наводящих вопросов:

  • Ты знаешь, что обычно такая задача решается именно так, и ты, наверное, согласишься…
  • А что, если предположить…
  • Ты, конечно, согласишься, что…
  • Ты, пожалуй не хочешь, чтобы
  • Если я правильно понимаю…
  • А ты уверен, что…

Наводящие вопросы отличаются особой вопросительной интонацией и обычно включают в свой состав слова:

Наводящие вопросы рекомендуется задавать только в случае крайней необходимости:

  • для подведения итогов разговора, когда вы уверены, что ученик даст утвердительный ответ;
  • если вы хотите вернуть устный ответ ученика в нужное русло ;
  • если перед вами неуверенный в себе ученик.

риторический вопрос

Риторические вопросы — это вообще не вопросы, потому что они не ждут ответа. На самом деле это всего лишь утверждения, сформулированные в форме вопроса:

Такой вопрос намного сильнее, чем просто ваше утверждение:

vopros3

Риторические вопросы хороши для:

  • Вовлечение учеников.
  • Предложить учащимся согласиться с вашей точкой зрения.

дополнительные советы:

Убедитесь, что вы даёте ученику достаточно времени для ответа. Его ответ обязательно должен включать в себя время на размышление. Не торопитесь огорошивать его новыми вопросами.

Умелое задавание вопросов должно сопровождаться нашим умением выслушать ученика, чтобы понять, насколько ученик погружён в тему, знает ответы, имеет свою позицию.

Язык жестов и тон голоса ученика также могут нам показать нам, насколько ученик уверен в своих ответах.

Читайте также: