Что такое моральная ответственность кратко

Обновлено: 02.07.2024

Моральная ответственность – это такой вид ответственности, который наступает при нарушении медицинскими работниками моральных и нравственных норм и основанных на них принципов и правил поведения в ходе выполнения гражданского и профессионального долга. Нарушение принципов этики деонтологии.

Биоэтика изучает моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, возникающие по мере развития биологии и медицины. Она изучает такие вопросы как:

-взаимоотношение врача и пациента, права пациента и модели врачевания;

-ошибки и отражение в деятельности медицинских работников;

-этику биомедицинских экспериментов на человеке и животных;

-морально – этические проблемы абортов;

-этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий (клонирование);

-моральные проблемы трансплантации органов и тканей;

-этические проблемы оказания психиатрической помощи;

-морально-этические проблемы при оказании помощи больным СПИДом;

-проблемы социальной справедливости в современном здравоохранении;

6

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность - ответственность работников по правилам внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности. Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок - виновное нарушение правил дисциплины и других обязанностей, возложенных на лицо в связи с его работой, учебой и иной трудовой (служебной) деятельностью в данной организации. Основаниями дисциплинарной ответственности могут выступать также административные правонарушения и аморальные поступки.

Мерами дисциплинарной ответственности выступают замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. На этот счет в ч.1 ст.192 ТК РФ записано: "За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применять следующие дисциплинарные взыскания:

3) увольнение по соответствующим основаниям".

Работодатель обязан затребовать объяснение в письменной форме, не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, объявить в приказе под расписку.

7

Административная ответственность

Административная ответственность – это вид ответственности, который наступает при нарушении установленного государственного или общественного порядка, посягательстве на собственность, права и свободы граждан, существующий порядок управления и др.

КоАП регламентирует такие вопросы как защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемическое благополучие населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности, собственности.

-конфискация орудия совершения нарушения или предмета;

-лишение специального права, предоставляемого физическому лицу;

-дисквалификация и др.

-за незаконное занятие частной практикой – работу без лицензии, административный штраф в размере от 20 до 25 МРОТ;

-за безлицензионное занятие целительством – 15-25 МРОТ.

Административный штраф не может быть менее одной десятой МРОТ и не может превышать 25 МРОТ; на должностных лиц-50 МРОТ, на юридических лиц-1000 МРОТ.

8

Материальная ответственность

Материальная ответственность стороны - это вид ответственности, которая наступает за ущерб, причиненный ею другой стороной договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия).




За причиненный ущерб (ст.241 ТК РФ) работник несет ответственность в пределах своего месячного заработка. Исключается в случаях возникновения ущерба вследствие обстоятельств непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска.

Законом определена полная хозяйственная ответственность (ст.242 ТК), которая предполагает полное возмещение ущерба в случаях:

-недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора;

-умышленного причинения ущерба;

-причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

-причинение ущерба в результате преступных действий работника;

-разглашение сведений составляющих тайну;

-причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Моральная ответственность – это такой вид ответственности, который наступает при нарушении медицинскими работниками моральных и нравственных норм и основанных на них принципов и правил поведения в ходе выполнения гражданского и профессионального долга. Нарушение принципов этики деонтологии.

Биоэтика изучает моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, возникающие по мере развития биологии и медицины. Она изучает такие вопросы как:

-взаимоотношение врача и пациента, права пациента и модели врачевания;

-ошибки и отражение в деятельности медицинских работников;

-этику биомедицинских экспериментов на человеке и животных;

-морально – этические проблемы абортов;

-этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий (клонирование);

-моральные проблемы трансплантации органов и тканей;

-этические проблемы оказания психиатрической помощи;

-морально-этические проблемы при оказании помощи больным СПИДом;

-проблемы социальной справедливости в современном здравоохранении;

6

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность - ответственность работников по правилам внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности. Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок - виновное нарушение правил дисциплины и других обязанностей, возложенных на лицо в связи с его работой, учебой и иной трудовой (служебной) деятельностью в данной организации. Основаниями дисциплинарной ответственности могут выступать также административные правонарушения и аморальные поступки.

Мерами дисциплинарной ответственности выступают замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. На этот счет в ч.1 ст.192 ТК РФ записано: "За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применять следующие дисциплинарные взыскания:

3) увольнение по соответствующим основаниям".

Работодатель обязан затребовать объяснение в письменной форме, не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, объявить в приказе под расписку.

7

Административная ответственность

Административная ответственность – это вид ответственности, который наступает при нарушении установленного государственного или общественного порядка, посягательстве на собственность, права и свободы граждан, существующий порядок управления и др.

КоАП регламентирует такие вопросы как защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемическое благополучие населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности, собственности.

-конфискация орудия совершения нарушения или предмета;

-лишение специального права, предоставляемого физическому лицу;

-дисквалификация и др.

-за незаконное занятие частной практикой – работу без лицензии, административный штраф в размере от 20 до 25 МРОТ;

-за безлицензионное занятие целительством – 15-25 МРОТ.

Административный штраф не может быть менее одной десятой МРОТ и не может превышать 25 МРОТ; на должностных лиц-50 МРОТ, на юридических лиц-1000 МРОТ.

8

Материальная ответственность

Материальная ответственность стороны - это вид ответственности, которая наступает за ущерб, причиненный ею другой стороной договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия).

За причиненный ущерб (ст.241 ТК РФ) работник несет ответственность в пределах своего месячного заработка. Исключается в случаях возникновения ущерба вследствие обстоятельств непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска.

Законом определена полная хозяйственная ответственность (ст.242 ТК), которая предполагает полное возмещение ущерба в случаях:

-недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора;

-умышленного причинения ущерба;

-причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

Философы называют моральными агентами людей, несущих моральную ответственность за свои действия. У агентов есть возможность поразмышлять о своей ситуации, сформировать намерения о том, как они собираются действовать, а затем выполнить это действие. Понятие свободы воли стало важным вопросом в дебатах о том, несут ли люди моральную ответственность за свои действия, и если да, то в каком смысле. В incompatibilistes считает детерминизм как в противоречии со свободной волей , а compatibilistes считает , что два может сосуществовать.

Моральная ответственность не обязательно соответствует юридической ответственности. Лицо несет юридическую ответственность за событие, если правовая система предусматривает наказание этого человека за это событие. Хотя часто может случиться так, что, когда человек несет моральную ответственность за действие, он также несет ответственность за него по закону, эти два состояния не всегда совпадают.

Резюме

Философская позиция

В зависимости от того, как философ рассматривает свободу воли , будут разные мнения о моральной ответственности.

Инкомпатибилизм

Метафизический либертарианство

Метафизические либертарианцы считают, что наши действия не всегда обусловлены причинно-следственной связью, что обеспечивает возможность свободы воли и, следовательно, моральной ответственности. Все либертарианцы также являются инкомпатибилистами: они думают, что если бы каузальный детерминизм был истинным в отношении человеческих действий, у нас не было бы свободы воли. Соответственно, либертарианцы придерживаются принципа альтернативных возможностей, согласно которому моральная ответственность требует, чтобы мы действовали иначе.

Инкомпатибилисты иногда прибегают к феноменологическим соображениям для защиты либертарианской позиции. В повседневной жизни мы считаем, что противоположный выбор - приемлемый вариант. Хотя это чувство не создает твердой основы существования свободы воли, некоторые несовместимости утверждают, что феноменологическое ощущение альтернативных возможностей является предпосылкой свободы воли.

В законе есть известное исключение из предположения, что моральная вина заключается либо в индивидуальном характере, либо в действиях, совершаемых по доброй воле. Защита безумия - или ее следствие, уменьшение ответственности (своего рода апелляция к ошибке единственной причины ) - может использоваться, чтобы доказать, что проступок не был порождением виноватых мыслей. В таких случаях правовые системы большинства западных обществ предполагают, что человек каким-то образом не виноват, потому что его действия являются следствием ненормальной функции мозга (подразумевая, что функционирование мозга является детерминированным причинным фактором духа и мотива).

Аргумент удачи

Этот аргумент восходит к Дэвиду Юму . Если физический индетерминизм верен, то те события, которые не определены, с научной точки зрения описываются как вероятностные или случайные. Поэтому утверждается, что сомнительно, можно ли кого-то хвалить или обвинять в совершении действия, произвольно генерируемого его нервной системой (без наличия нефизического организма, ответственного за наблюдаемый вероятностный результат).

Жесткий детерминизм

"При чем здесь этот мальчик?" Он не собственный отец; он не его собственная мать; он не свои бабушка и дедушка. Все это было передано ему. Он не окружал себя домработницами и богатством. Этого не произошло. И все же его нужно заставить заплатить. "

Павел из Тарса в своем Послании к римлянам рассматривает вопрос о моральной ответственности следующим образом: «Разве горшечник не властен над глиной из той же массы, чтобы сделать одну вазу с честью, а другую с бесчестием? ". С этой точки зрения люди все еще могут быть бесчестны за свои поступки, даже если в конечном итоге эти действия были полностью определены Богом.

Джошуа Грин и Джонатан Коэн, исследователи в развивающейся области нейроэтики , на основе этих случаев утверждают, что наше нынешнее представление о моральной ответственности основано на либертарианской (и дуалистической ) интуиции . они утверждают, что исследования в области когнитивной нейробиологии (например, нейробиологии свободы воли (не) ) подрывают эту интуицию, показывая, что мозг отвечает за наши действия не только в случаях пышного психоза, но и в менее очевидных ситуациях. Например, повреждение лобной доли снижает способность взвешивать неопределенные риски и принимать осмотрительные решения и, следовательно, увеличивает вероятность совершения кем-либо насильственного преступления. Это верно не только для пациентов с повреждением лобной доли в результате несчастного случая или инсульта , но и для подростков, у которых активность лобных долей снижена по сравнению со взрослыми и даже детьми, которые хронически игнорируются или подвергаются жестокому обращению. В любом случае, по их словам, виновный может быть объявлен менее ответственным за свои действия. Грин и Коэн предсказывают, что по мере того, как эти примеры станут более распространенными и хорошо известными, толкования свободы воли и моральной ответственности присяжных будут отходить от интуитивного либертарианского представления, которое в настоящее время лежит в их основе.


Дэвид Иглман объясняет, что природа и культура являются первопричинами любого преступного поведения. Он также считает, что наука требует, чтобы изменения и улучшения, а не вина, должны были стать центром правовой системы правосудия.

Грин и Коэн также утверждают, что правовая система не требует такой либертарианской интерпретации. Скорее, они предполагают, что только понятия возмездия за справедливость, в которых цель правовой системы состоит в том, чтобы наказать людей за проступки, требуют либертарианской интуиции. Многие формы этически реалистичных и консеквенциалистских подходов к правосудию, которые направлены на содействие будущему благосостоянию, а не на возмездие, могут выжить даже при жесткой детерминистской интерпретации свободы воли. В результате правовая система и представления о справедливости могут сохраняться даже перед лицом новых нейробиологических доказательств, которые подрывают либертарианские интуиции свободы воли.

Жестокий инкомпатибилизм

Дерк Перебум защищает позицию, которую он называет жестким инкомпатибилизмом, согласно которой мы не можем иметь свободную волю (и, следовательно, не можем нести моральную ответственность) независимо от того, истинны детерминизм или индетерминизм, если только события являются причиной наших действий. Хотя Перебум признает, что причинный фактор всегда возможен, он считает это маловероятным в контексте наиболее обоснованных физических теорий. Перебум считает, что свобода, необходимая для моральной ответственности, невозможна без причинного фактора.

Компатибилизм


Другие взгляды

Экспериментальное исследование

Мауро предполагает, что чувство личной ответственности не действует и не развивается у мужчин повсеместно. Он утверждает, что отсутствовал в успешной цивилизации ирокезов .

Нейробиология свободы воли изучает различные эксперименты, которые могут пролить свет на эту тему.

Коллективная моральная ответственность

Отсутствие чувства ответственности у психопатов

Искусственные системы и моральная ответственность

Вопросы, вероятно, соседствуют, но отличаются от этики машины (в) о моральном поведении искусственных систем. Ключевым моментом дискуссии является вопрос о том, дает ли поведение искусственной системы право на моральную ответственность.

Аргументы против возможности моральной ответственности искусственных систем

Батья Фридман и Питер Кан-младший постулировали, что интенциональность является необходимым условием моральной ответственности и что компьютерные системы, представленные в 1992 году в аппаратных средствах и структурах, не могут иметь интенциональности.

Артур Куфлик утверждает, что люди должны нести высшую моральную ответственность за решения, принимаемые компьютером, потому что именно человек проектирует компьютеры и пишет их программы. Он также предполагает, что люди никогда не откажутся от компьютерного наблюдения.

Фрэнсис Гродзинский и др. представить себе искусственные системы, которые можно было бы смоделировать как конечные автоматы . Они постулируют, что если бы машина имела фиксированную таблицу переходов между состояниями, то она не могла бы нести моральной ответственности. Если бы машина могла модифицировать свой стол, то разработчик машины понес бы некоторую моральную ответственность.

Патрик Хью утверждает, что для того, чтобы искусственная система несла моральную ответственность, ее правила поведения и механизмы обеспечения этих правил не должны полностью управляться внешними людьми. Он добавляет, что такие системы значительно отклоняются от технологий и теории, существовавших в 2014 году. Искусственная система, основанная на этих технологиях, не будет нести ответственности за свое поведение. Моральная ответственность распределяется между людьми, создавшими и запрограммировавшими систему.

(Более пристальный взгляд на аргументы можно найти в.)

Аргументы в пользу того, что искусственные системы могут нести моральную ответственность

(Более пристальный взгляд на аргументы можно найти в.)

Рекомендации

«В философской литературе часто встречается аргумент о том, что сущность ответственности заключается в том, что значит быть человеком и обладать свободой воли . Среди философов существуют разногласия относительно того, какая свобода, свободны ли люди. в собственном смысле этого слова и о значении свободы для ответственности . Тем не менее . наши практики ответственности развивались и процветали независимо от "истины. О человеческой свободе". "

«Эти новые языки передают новые концепции и идеи, которые иногда очень трудно понять: например, принцип личной ответственности за ирокийцев. "

моральная ответственность

Моральная ответственность – выражение способности личности своими силами справляться со своей деятельностью, действиями и поступками. Во все времена такой тип ответственности имел большое значение, но в период кризиса и в условиях преобразования общества моральная ответственность для каждого человека приобретала особый смысл.

Моральная ответственность играет важную роль во всех сферах личности – культурной, политической, хозяйственной, семейной. В первую очередь любая ответственность влечет за собой понимание моральных норм и принципов.

Виды моральной ответственности

Виды ответственности определяются таким образом, как и перед кем несется человеком эта самая ответственность. Выделяются три основных:

  1. Ответственность перед собой самим. Человек делает выбор и в результате останавливается на своей жизни, своей судьбе, потому несет за них ответственность. Этот вид зачастую проявляется в сомнениях, страхах и сожалениях человека.
  2. Ответственность за поступки перед другими. Вид такой моральной ответственности зачастую связан с административной и правовой ответственностью.
  3. Ответственность перед миром и окружающими. Проявление такой ответственности определяется заботой о мире, вызванной впоследствии тревоги . Такой вид ответственности считается наиболее сложным, поскольку человек считает, что он в ответе за все и всех. Человек может отрицать и не осознавать эту ответственность.

Моральная ответственность человека за происходящее

За счет инстинкта самосохранения человеку приходится нести ответственность за свои ошибки и неудачи, тем самым возлагая все на судьбу. Такая ответственность глобальная и отпугивающая, поскольку она требует от человека включения в естественные и социальные связи. Такая ответственность порождается от многообразных и множественных связей личности и общества.

Каждый человек является частью каких-либо отношений. Эта статья расскажет о том, какими бывают отношения, если рассматривать их с точки зрения семейных отношений и трудовых.

Поцелуи бывают самыми разными по технике и направленности, но умение целоваться - козырь для любого мужчины. Эта статья расскажет о существующих видах поцелуев и их особенностях.

В поисках девушки для серьезных и длительных отношений многие задаются вопросом, какая она, идеальная девушка. Несмотря на то, что у каждого свое представление об идеале, мы выделили несколько качеств, которые придутся по душе каждому мужчине.

В этой статье мы поговорим о качествах представительниц слабого пола, которыми должна обладать каждая девушка, чтобы отношения с ней всегда были только в радость.

Моральная ответственность – это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Виды ответственности определяются тем, перед кем/чем и за что человек несет ответственность. Это может быть: -ответственность перед самим собой; -ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми; -ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся и забота о мире, вызванная тревогой о нем. Мера моральной ответственности у разных людей в различных ситуациях неодинакова.

Зависит она от ряда обстоятельств:
• самостоятельности совершаемого действия, причем наличие принуждения и даже угроза личной безопасности не снимает ответственности с человека;
• значимости совершаемого деяния для судеб других людей (в экстремальной ситуации, когда от принятого решения может зависеть жизнь людей, мера ответственности намного выше, чем в обычное время)
• масштаба принимаемых решений, в зависимости от того, идет речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства
• влиятельности, авторитета, общественного положения или должности личности, принимающей решения.

Определяя конкретное содержание долга, нужно рассмотреть его соотношение еще с двумя категориями: честью и достоинством. Моральная ценность личности, выражаемая в понятии "честь", связана с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности и выполняемыми им социальными ролями. Содержание понятия "честь" раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций. Отсюда совокупность конкретных требований к поведению мужчины, женщины, врача - мужская честь, женская, профессиональная.

Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности. Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.

Понятие долга, прежде всего, раскрывает отношения личности и общества. Личность выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и реализует в своей деятельности. Категория долга очень тесно связана с такими понятиями как ответственность, самосознание. Истолкование природы и происхождения долга составляло одну из самых трудных проблем в истории этики. Основание и источник долга усматривали то в божественных заповедях, то в априорном моральном законе (Кант), то в самой человеческой природе, в "естественном" стремлении человека к наслаждению. По разному пытались сказать, кто, в конечном счете, правомочен определить содержание долга: общество - социально апробативные теории, Бог - религиозные теории, совесть - Фихте, моральное чувство - теории нравственного чувства. Следовательно, основанием долга объявлялся авторитет того или иного рода, но тем самым лишался смысла вопрос о содержании морального долга. Долг предполагает в людях ответственность, способность переступить через личное "хочу" ради высокого ответственного "должен".

Апологетом долга был Кант, который становился патетичным, говоря о долге: "Долг! Ты возвышенное, великое слово, в тебе нет ничего приятного, что льстило бы людям, ты требуешь подчинения, хотя, чтобы побудить волю, и не угрожаешь тем, что внушало бы естественное отвращение в душе и пугало бы; ты только устанавливаешь закон, который сам собой проникает в душу и даже против воли может снискать уважение к себе (хотя и не всегда исполнение); перед тобой замолкают все склонности, хотя бы они тебе втайне противодействовали, - где же твой, достойный тебя источник и где корни твоего благородного происхождения, гордо отвергающего всякое родство со склонностями, и откуда возникают необходимые условия того достоинства, которое только люди могут дать тебе? Это может быть только то, что возвышает человека над самим собой (как частью чувственно воспринимаемого мира), что связывает его с порядком вещей, который может мыслить только рассудок и которому вместе с тем подчинен весь чувственно воспринимаемый мир, а с ним - эмпирически определяемое существование человека во времени и совокупности всех целей… Это не что иное, как личность".

Ф. Ницше восстал против ригоризма Канта, у которого "закон" властвовал и над явлениями внешнего мира, и над человеческой душой. Согласно автору "Генеалогии морали" понятие долга исторически возникло из отношений кредитора и должника. В случае неуплаты долга кредитор получает власть над должником, которая оказывается больше власти простого требования уплаты долга. Моральное превосходство служит своеобразной компенсацией, которую получает кредитор в том случае, если долг ему не возвращается. Прощая долг, проявляя милосердие, кредитор наслаждается унижением должника.

Читайте также: