Описание деятельности школы в области духовно нравственного и патриотического воспитания

Обновлено: 02.07.2024

Рассмотрение понятия гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Выяснение его роли в формировании нравственной личности, гражданина и патриота России. Определение основных целей и задач современной школы в данных направлениях.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 15.08.2017
Размер файла 15,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательно-образовательном процессе

Кайдалова Светлана Викторовна

Россия, Белгородская область Белгородский район

В статье идёт речь о роли гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в формировании личности современного школьника.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, патриотизм, гражданственность.

В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.

Главной задачей школы является формирование личности, проникнутой духом родной культуры.

Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности, гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее - ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом. Патриотизм (греч. патр1штпЈ -- соотечественник, патр^ -- отечество) -- нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям. Изучая историю своей родины, своего родного края, ученики не только приобретают знания, они знакомятся с отличительными чертами и характером народов, который формировался на протяжении многих столетий. Патриот -- человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание, в настоящее время от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.

Для достижения цели по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

изучение истории своего края;

воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать; гражданский патриотический нравственный воспитание

*развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Правильное определение цели и задач работы данных направлений помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий: конкурсы сочинений, рисунков, стихотворений, просмотр видеофильмов, экскурсии по родному краю, беседы встречи с интересными людьми.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.

Планирование и организация воспитательной работы в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания должны содействовать развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся. Воспитательная работа будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории России, познакомятся с традициями и обычаями русского народа и народов, которые проживают на территории России, современно экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну - Россию, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики России, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы и семьи.

Будущее любой страны, любой нации - это подрастающее поколение. В зависимости от того, как воспитывать детей, как готовить их к взрослой жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.

Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.- сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.- (Растим патриотов России)

Подобные документы

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников, его содержание, формы, методы. Логико-смысловая модель "Духовно-нравственное воспитание младших школьников". Диагностика исходного и достигнутого уровней нравственной воспитанности.

презентация [51,8 K], добавлен 22.01.2013

Сущность и природа нравственного воспитания. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста. Краеведение как форма воспитания духовно-нравственной личности. Воспитательная работа с родителями.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 07.02.2010

Взаимосвязь нравственного воспитания с общепедагогическим процессом. Психодиагностические методики, направленные на выявление духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника. Диагностика нравственной самооценки и ценностных ориентаций.

курсовая работа [100,3 K], добавлен 11.05.2014

Гражданско-патриотическое воспитание в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности". Роль семьи в формировании патриотических качеств у детей. Направления и основные формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Анализ школьных учебников.

дипломная работа [1,7 M], добавлен 27.10.2017

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Сфера педагогической ответственности в этом процессе. Значение основных ценностей семейной жизни. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.

статья [22,2 K], добавлен 12.03.2015

Гражданско-патриотическое воспитание и формирование личности подростков. Базовые ценности, понятия принципы отечественного гражданско-патриотического воспитания. Внедрение и реализация программы гражданско-патриотического воспитания подростков "Вымпел".

дипломная работа [96,3 K], добавлен 10.01.2015

Изучение проблем духовно-нравственного развития в педагогической науке. Описание методов и средств духовно-нравственного воспитания в современной школе. Особенность этической беседы. Воспитание духовности и нравственности во внеурочной деятельности.

Патриотические воспитание как одно из основных направлений деятельности школы по формированию у обучающихся гражданского и духовно-нравственного сознания.

На августовском совещании сообщество педагогов традиционно подводит итоги прошедшего учебного года и определяет задачи на будущее.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” определены целевые установки в сфере образования. Одна из которых - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальных культурных традиций.

Без сомнения, в настоящее время возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Поэтому Патриотическое воспитание в школе является важной частью воспитания и представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школы, педагогического коллектива, родителей учащихся, органов школьного самоуправления, учреждений дополнительного образования по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства любви и верности своему Отечеству.

Заставить любить невозможно, невозможно заставить быть патриотом своей Родины, можно только воспитать чувство патриотизма.

Год за годом педагогический коллектив Октябрьской СОШ № 2 решает поставленную задачу, используя самые разнообразные формы и методы патриотического воспитания.

Как результат школа ежегодно входит в число победителей и призеров районного смотра-конкурса по патриотическому воспитанию, трижды была признана лучшей на региональном уровне.

У нас сложилась определенная система воспитания юных патриотов, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества.

Наши выпускники делают профессиональный выбор – хотят стать военными и спасателями, выбирают службу по контракту в действующей армии, принимают участие в сдаче нормативов ГТО, стали первыми и самыми активными участниками Всероссийской юнармейской олимпиады.

Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов, спортивных соревнований.

Развивается музейная работа. Под руководством учителя истории Старостиной В.А. музейный уголок ежегодно пополняется новыми экспонатами, проводятся экскурсии.

Развивается социальное партнерство, сотрудничество с общественными организациями, Советом ветеранов войны и труда, родительским сообществом, средствами массовой информации, сузами и вузами.

Активно используются возможности библиотеки, интернета, школьного пресс-центра.

Но самое главное достижение – это умение ребят общаться, дружить, приносить пользу своему классу, своей школе, своей малой Родине, своей стране, быть готовым встать на защиту своего Отечества.

В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива по патриотическому воспитанию требует дальнейшего развития, углубления по всем направлениям. Повышать качество воспитательной работы можно и нужно, совершенствуя положительное, развивая достигнутое, преодолевая недостатки, предупреждая ошибки.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации “Об образовании” установлено, что “основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся”.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ведущей идеей моей профессиональной деятельности является связь предметного обучения истории, обществознанию, краеведению с развитием гражданских и нравственных качеств личности, ее познавательного и творческого потенциала. В рамках реализации данной идеи мною решаются следующие задачи:

  • реализация потенциала личности ребенка, сформированности у учащихся определенных гражданских и нравственных идеалов, служащих показателем отношения личности к обществу;
  • формирование позитивного правосознания школьников;
  • развитие у учащихся рационального и эмоционального восприятия социальной действительности;
  • развитие познавательной активности школьников.

Осознавая значимость работы по формированию чувства уважения к Родине, родному краю, его истории и традициям для подрастающего поколения, стараюсь направлять деятельность своих учеников именно в этом направлении. Как учитель и классный руководитель принимаю активное участие в реализации школьной воспитательной программы, которая включает в себя подпрограмму по гражданско-патриотическому воспитанию “Я рожден в России”.

Работа по данной программе осуществляется в следующих направлениях:

  1. Воспитывать гордость за свою Родину, героев Отечества.
  2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
  3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
  1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
  2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
  3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
  1. Изучать историю родного края.
  2. Воспитывать у обучающихся позицию “Я – гражданин Урала”.
  3. Формировать экологическое поведение.
  1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
  3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “малая Родина”, “Отечество”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.

Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Развитие у ребят гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социально-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, формирование и развитие разносторонней личности осуществляю в первую очередь через различные уроки:

  1. Традиционные (вводный урок; изучение нового материала; комбинированный урок (опрос и изучение материала); контрольный урок; урок повторения, обобщения).
  2. Нетрадиционные (уроки в форме соревнований и игр; уроки-исследования; уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие; уроки-мероприятия; интегрированные уроки).

Темы гражданственности и патриотизма “красной нитью” стараюсь проводить на всех уроках истории, обществознания и краеведения с 5 по 11 класс. Применяя технологии критического мышления, проблемного и развивающего обучения, информационные, модульные технологии, организую разнообразную познавательную деятельность обучающихся, развиваю их творческие способности, успешно формирую у ребят предметные компетенции.

Формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма способствует курс краеведения, который реализуется мною через уроки, факультативные занятия, внеклассную работу. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно-полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Краеведческая работа способствует развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт писал: “Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие”.

Благодаря краеведению мои ученики имеют возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества. Краеведческие темы реализую через следующие блоки:

Применяю и различные внеурочные формы, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся: факультативные занятия, семинары, конференции, консультации, экскурсии, конкурсы школьного, городского, областного уровня, тематические декады истории и правовых знаний и т.д.

Ежегодно мои ученики участвуют в различных конкурсах краеведческой и правовой направленности: “Вот эта улица, вот это дом”, “О край родной, край, сердцу милый…”, “Юные знатоки Урала”, “Испытай себя на пути в студенчество”, “Мы выбираем будущее” и др. В наше время востребован новый человек – исследователь проблем, а не простого исполнитель, поэтому главным успехом своей работы считаю увеличение числа учащихся, вовлеченных в исследовательскую, проектную деятельность по истории, обществознанию, краеведению.

Считаю, что в первую очередь мои ученики должны быть настоящими людьми, с развитыми духовно-нравственными и социально-значимыми качествами. Воспитанники моего класса активно принимают участие в различных школьных мероприятиях, соревнования, акциях, а также экскурсиях и поездках, направленных на изучение родного края (посещение Демидов центра в нашем городе, окрестностей Ревды, городов области Невьянска, Кунгура, Камышлова). Именно на базе своего класса стараюсь осуществлять свои идеи и задумки по гражданскому воспитанию. В основе гражданско-патриотической работы с моим классом лежит следующая схема мероприятий:

1-3 – экскурсии, прогулки “Город, в котором я живу”, участие в городских мероприятиях (1 сентября – День рождения Ревды),

(1 октября – День пожилого человека), изготовление и распространение листовок, встречи с ветеранами войны и труда,

В данном методическом пособии рассматриваются теоретико-методологические подходы и практические направления работы по патриотическому воспитанию учащихся в Центре творчества имени Д.Шервашидзе.
Данное методическое пособие представляет интерес и может быть рекомендовано педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования и учащимся.

Содержание
Введение
Актуальность
Содержательная часть
Особенности современного этапа
Особенности гражданско-патриотического воспитания
Формы и методы гражданского воспитания
Формирование патриотизма в современном дополнительном образовании
Выводы
Заключение
Список используемой и рекомендуемой литературы

Патриотизм не заложен в генах человека: это не наследственное, а социальное качество. Настоящий патриотизм имеет гуманистическую сущность — уважение к культуре других народов и их традиций. Культура межнациональных отношений и патриотизм — эти два явления связаны между собой. Патриотизм включает в себя различные духовные компоненты: сохранение родного языка; заботу и долг перед большой и малой Родиной; уважение к историческому и культурному наследию страны; ответственность за судьбу страны; милосердие и гуманизм, т. е. истинный патриотизм — это комплекс позитивных качеств, которые должны быть сформированы обществом и в том числе педагогами в подрастающем поколении.
Основная цель патриотического воспитания — это привитие подрас-тающему поколению любви к Отчизне, формирование желания и готовности защищать страну в случае необходимости, стремления способствовать процветанию Отечества. Патриотизм прививается ещё в детстве, со временем развиваясь и обогащаясь в духовно-нравственной сфере жизни. В более позднем проявлении он становится активной гражданской позицией личности, выраженной в действиях и поступках, осуществляемых на благо Родины. Одна из важнейших задач современного образования на сегодняшний день — воспитание патриота. Оно должно осуществляться в результате включения учащихся в созидательный труд на благо Родины, привития любви к истории, культуре, традициям страны. Проблема патриотического воспитания не может быть решена без формирования у молодого поколения уважительного отношения к прошлому и настоящему своей страны. Одной из особенностей современного патриотического воспитания является увеличение значения связи человека с местом, где он родился, с его малой Родиной.

Организация патриотического воспитания в учреждениях дополни-тельного образования на современном этапе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.
Данная система патриотического воспитания, созданная в нашем учреждении, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированных педагогических кадров. Учреждение выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающих необходимый базис для дальнейшего развития личности.
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех учебных учреждениях нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень бы хотелось, чтобы данная система патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Вся работа, проводимая по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты.
Заключение
Организация патриотического воспитания в учреждениях дополни-тельного образования на современном этапе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.
Система патриотического воспитания, созданная в нашем учреждении, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Учреждение выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех учебных учреждениях нашей страны, и зависит во многом выполне-ние этой сложной проблемы современной жизни. Очень бы хотелось, чтобы данная система патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Вся работа, проводимая по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты.


В статье идёт речь о роли гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в формировании личности современного школьника.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, патриотизм, гражданственность.

В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.

Главной задачей школы является формирование личности, проникнутой духом родной культуры.

Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях.Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности, гражданина и патриота России, является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Говоря о патриотическом воспитании необходимо определить, что такое патриотизм и кого мы можем назвать патриотом. Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям. Изучая историю своей родины, своего родного края, ученики не только приобретают знания, они знакомятся с отличительными чертами и характером народов, который формировался на протяжении многих столетий. Патриот — человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание, в настоящее времяот школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у учащихся.

Для достижения цели по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:

• изучение истории своего края;

• воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;

•развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;

• создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.

Правильное определение цели и задач работы данных направлений помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий: конкурсы сочинений, рисунков, стихотворений, просмотр видеофильмов, экскурсии по родному краю, беседы встречи с интересными людьми.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.

Планирование и организация воспитательной работы в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитаниядолжны содействовать развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся. Воспитательная работа будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории России, познакомятся с традициями и обычаями русского народа и народов, которые проживают на территории России, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Россию, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики России, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы и семьи.

Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение. В зависимости от того, как воспитывать детей, как готовить их к взрослой жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.

Читайте также: