Белинский работал ли в школе

Обновлено: 04.07.2024

Здесь мы уже можем отметить ту особенность духовной жизни Белинского, которая составляет очень характерную его черту. Умственное развитие Белинского намного опережало его научное образование. Фактические сведения, которыми располагал Белинский, были непропорциональны его идеям. Как всякий деятельный и сильный ум, Белинский умел с небольшими средствами достигать больших результатов, умел так хорошо и целесообразно использовать отрывочные, почти случайно схваченные факты, что общие выводы являлись как бы сами собой. Белинскому достаточно было овладеть хоть маленькой и побочной ниточкой, чтобы с ее помощью добраться до самой сердцевины предмета. Это был ум творческий, т. е. ум по преимуществу дедуктивный. Он не изучал предмет, а угадывал его. Он шел не от частного к общему, не от подробностей к ансамблю, не от частей к целому, а как раз противоположным путем.

Белинский был юношей совсем другого закала. Попов с большой проницательностью подметил в нем эту черту умственной самостоятельности и самодеятельности и таким образом характеризовал ее: «Белинский и в то время не скоро поддавался на чужое мнение. Когда я объяснял ему высокую прелесть простоты, поворот к самобытности и возрастание таланта Пушкина, он качал головой, отмалчивался или говорил: „Дайте подумаю, дайте еще прочту“. Если же с чем он соглашался, то, бывало, отвечал со страшной уверенностью: „Совершенно справедливо“. Слишком ясно, что даровитому юноше нечего было делать в гимназии. Ни зубрить учебники, ни „погребать кота“ Белинский был не в состоянии, и он совершенно логично перестал посещать гимназию, которая, в свою очередь, тоже вполне логично исключила его из своих недр „за нехождение в классы“.

Из других серьезных эпизодов жизни Белинского-гимназиста нужно остановиться на его отношениях к кружку семинаристов, с которыми он жил на одной квартире, и на его возникшей любви к театру.

ГЛАВА 19 Окончание гимназии

ГЛАВА 19 Окончание гимназии Однако пора вернуться к самой гимназии Мая, рассказать, как мы ее окончили — весной 1890 года. Нормально я должен был бы покинуть школу годом раньше, но я и Валечка за последнее время так нерадиво относились к нашему учению, мы до того оба были

Глава 8 УРОКИ БАЛАЕВСКОЙ ГИМНАЗИИ

Глава 8 УРОКИ БАЛАЕВСКОЙ ГИМНАЗИИ В Петербурге в то время было 36 женских гимназий. Из них семь казенных, одна из них Петровская – недалеко от дома Рейснеров, – на Плуталовой улице, 24 (ныне школа им. Д. Лихачева). В казенных гимназиях плата за обучение была доступной – 25–50

ГЛАВА XI ВЫХОД В СВЕТ ПЕРВОЙ ПОЭМЫ. БЕЛИНСКИЙ. СЛУЖБА

В. Г. Белинский – К. С. Аксакову

В. Г. Белинский – К. С. Аксакову Пб., 10 янв. 1840 г.…Поклонись от меня Гоголю и скажи ему, что я так люблю его и как поэта, и как человека, что те немногие минуты, в которые я встречался с ним в Питере, были для меня отрадою и отдыхом. [22 ноября 1839 г. Белинский писал Боткину: «Гоголя

В. Г. Белинский – В. П. Боткину

В. Г. Белинский – В. П. Боткину Пб., 11 дек. 1840 г.…Аксаков сказывал, что Гоголь пишет к нему, что он убедился, что у него чахотка, что он ничего не может делать. [Аксаков – Константин, проезжавший из-за границы через Петербург. Письмо, о котором идет речь, неизвестно.] Но это,

В. Г. Белинский – М. С. Щепкину

В. Г. Белинский – М. С. Щепкину Пб., 14 апреля 1842 г.…Скажу вам несколько слов о приключениях в Питере рукописи Гоголя. Приехав в Питер, я только и слышал везде, что о подкинутых в гвардейские полки, на имя фельдфебелей, безымянных возмутительных письмах. Правительство было

В. Г. Белинский – Н. В. Гоголю

В. Г. Белинский – Н. В. Гоголю Пб., 20 апреля 1842 г.Милостивый государь, Николай Васильевич!Я очень виноват перед вами, не уведомляя вас давно о ходе данного мне вами поручения. Главною причиною этого было желание написать вам что-нибудь положительное и верное, хотя бы даже и

В. Г. Белинский – В. П. Боткину

ГЛАВА II. ЗА ГРАНИЦЕЙ. – СОРОКОВЫЕ ГОДЫ. – ТУРГЕНЕВ И БЕЛИНСКИЙ

ГЛАВА II. ЗА ГРАНИЦЕЙ. – СОРОКОВЫЕ ГОДЫ. – ТУРГЕНЕВ И БЕЛИНСКИЙ Я говорил уже о причинах, заставлявших Тургенева рваться за границу. Однако осуществить страстное намерение было нелегко. Недостатка в средствах не ощущалось, но В.П. Тургенева как раз к этому времени

ВИССАРИОН БЕЛИНСКИЙ

ВИССАРИОН БЕЛИНСКИЙ В первые дни своего возвращения в Санкт-Петербург Айвазовский, желая устроить себе удобную мастерскую в центре Петербурга, начал подыскивать просторное помещение. На Караванной улице сдавалась квартира, которая пришлась ему по душе.Айвазовский уже

Глава III. Белинский в университете

Виссарион Григорьевич Белинский (30.05(11.06).1811 – 26.05(07.06).1848) – видный социальный мыслитель, литературный критик, публицист – был выдающейся личностью, сыгравшей огромную роль в общественно-политической и литературной жизни России. Его творческий гений был всеобъемлющ, он смотрел на мир необычайно широко, стремясь постигнуть законы его развития во всей их сложности и противоречивости.


Виссарион Григорьевич в истории русской критики и публицистики – это культурный герой нового времени, деятельность которого оказала огромное влияние на развитие русской мысли и споры о котором не утихают и в наши дни.

Да и сама критическая деятельность неистового Виссариона (так его называли и друзья, и противники) далеко выходила за рамки чисто литературной критики, ибо она становилась критически-оценочным отношением не только к литературно-художественным произведениям, но и к самим явлениям общественной жизни, ее проявлениям в науке, искусстве, нравственности, религии.

Будучи человеком больших дарований, чуткости и восприимчивости, выступив непримиримым критиком современных ему общественных пороков, он обладал неиссякаемой любовью к России, русскому народу, непоколебимо верил в его лучшее будущее.

Чем дальше от эпохи В.Г.Бе­линс­ко­го, тем очевиднее становятся неповторимость, неразгаданность и непостигаемость его творческой индивидуальности, что и вызывает необходимость активного возвращения идей Белинского в круг современного российского образования.

Первый разночинец

Виссарион Григорьевич принципиально отличался от других русских литературных критиков и общественных деятелей 1830-1840‑х годов уже тем, что не вышел из дворянской среды и не имел в себе классических барских черт. Он первый разночинец и типичный интеллигент первой половины XIX в., когда наша культура перестала быть исключительно дворянской.

Виссарион родился 30 мая (11 июня) 1811 года в городе Свеаборге (ныне – Суоменлинна, Финляндия), крепости на Финском заливе, в семье флотского врача. Домашний уклад был религиозным, отец Григорий Никифорович происходил из семьи бедного священника села Белыни Чембарского уезда Пензенской губернии, который имел репутацию праведника и аскета. Двое его братьев стали монахами.

Отец Виссариона был незаурядным человеком. Он вначале поступил в Тамбовскую духовную семинарию, кстати, и фамилия его была Белынский, данная по обычаю, издавна существовавшему в семинариях, различать своих воспитанников по городам и селам, в которых они родились.

В 1816 году Григорий Никифорович по болезни был уволен со службы со званием штаб-лекаря, вернулся вместе с семьей в родные края, был назначен уездным врачом в Чембаре. К 1830 году дослужился до чина коллежского асессора, вместе с которым получил право на потомственное дворянство. Однако служба Г.Н.Белинского проходила с большими осложнениями, вызванными отсутствием в его поведении слепого повиновения требованиям служебных регламентов, за что он быстро приобрел репутацию строптивого чиновника.

Демократическое и нонконформистское поведение Григория Никифоровича, безусловно, заложило архетипические основы мировоззрения юного Виссариона, как и то, что в доме отца, у его друзей и знакомых выписывались журналы, имелись библиотеки, подраставшим детям помогали приобрести свои книги. В семье Белинских регулярно устраивались праздники и литературные вечера с чтением классических произведений русских писателей. Отец научил Виссариона латыни.

Большую роль в формировании прогрессивных взглядов юного Виссариона сыграла его учеба в Чембарском уездном училище, открытом при активном участии отца и его друзей из разночинцев.

В училище Белинский пробыл 4 года и по окончании его поступил в Пензенскую гимназию, где вскоре начал проявляться его в отца строптивый характер.

В 1829 году, недоучившись полгода в Пензенской гимназии, Виссарион поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета, пользовавшегося большим авторитетом у передовой молодежи. Здесь он меняет природную фамилию на более благозвучную – Белинский.

В итоге молодой человек не окончил полного курса ни гимназии, ни университета.

В поисках педагогического поприща

Подавленный случившимся, молодой человек снова должен был решать, как и на что жить дальше, где работать. Все попытки обратиться к педагогической деятельности закончились неудачей. Ему пришлось перебиваться случайными заработками в качестве переводчика и поденного журналиста.

На этом педагогическая деятельность В.Г.Белинского в учебных заведениях обрывается. Собственный педагогический опыт оказался краток, но он продолжал заниматься педагогикой в качестве домашнего учителя. Виссарион Григорьевич даже пытался сдать специальный экзамен, чтобы приобрести право работать учителем и в учебных заведениях, но не смог этого добиться.

Так называли современники В.Г.Бе­линс­ко­го, впрочем, как и одним из властителей дум нескольких поколений.

Именно так с древнегреческого переводится имя Виссарион. Безусловно, это символично. На протяжении всей своей взрослой жизни Виссарион Григорьевич продолжал сохранять глубокий интерес к вопросам воспитания и народного образования.

Будущее русской литературы, ее всенародное значение В.Г.Белинский связывал с успехами просвещения. В публицистической и общественной деятельности он постоянно обращался к вопросам воспитания, размышлял над его целями и содержанием, методами и средствами. Педагогические проблемы, поднимаемые им, получали многостороннее освещение и в философских трактатах, и в публицистических статьях, были неоднократно предметом общественных дискуссий и журнальной полемики.

В его многочисленных работах на общие и литературные темы, статьях педагогического характера, отзывах о произведениях поэтов и писателей, 60 рецензиях на учебные и детские книги, во всем его обширном литературном наследстве он с позиций гуманизма и демократизма дал развернутое изложение своих педагогических и психологических воззрений.

Емкую характеристику Белинскому-педагогу дал П.Ф.Каптерев: «В лице Белинского русская педагогия впервые доросла до сознания необходимости, прежде всего и больше всего, воспитывать человека, а цель воспитания видеть в развитии человечности. Эта основная педагогическая идея выражена Белинским вполне отчетливо.

Целью воспитания Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при котором не будет эксплуатации, угнетения, а все люди станут равноправными гражданами своей свободной Родины. Главным в поведении человека является неустанная борьба с общественным злом, с отжившими косными общественными порядками, а не сочувствие ближнему или углубление в свой внутренний мир.

Не только разум как способность к познанию истины и чувство как орудие любви интересуют В.Г.Бе­линс­ко­го, но и воля как способность к действию в реальных условиях. Он горой стоял за всестороннее участие воспитанников в общественной деятельности. Именно это участие, а не индивидуальная борьба с самим собой в целях нравственного совершенствования есть основной путь нравственного воспитания человека.

Личное совершенствование человека возможно только в правильно организованном обществе. Он искренне верил в абстрактное справедливое общество, которое может быть построено при помощи просвещения и воспитания и охватывает все сферы и виды воспитания. Поэтому у В.Г.Белинского центр тяжести перемещался с процесса воспитания и перевоспитания отдельных индивидуумов на отыскание путей изменения общественного устройства.

Из разработанной им теории народности литературы Виссарион Григорьевич сделал педагогические выводы о необходимости воспитания детей в духе любви к своей Родине. Белинский призывал формировать у детей положительные качества, присущие русскому народу, – смелость, находчивость, стойкость духа и трудолюбие.

Весной 1848 года у Белинского возобновилось удушье, кашель опять мучил его днем и ночью. Он редко выходил из дому и чаще стал повторять, что жить ему остается недолго. До последней минуты жизни Виссариона Григорьевича две женщины преданно и самоотверженно ухаживали за ним – его жена и свояченица.

Открыто выражать свое сочувствие умершему было запрещено. Даже его имя не позволялось упоминать в печати.

…Похоронная процессия шла молча по улицам Петербурга. Немногие друзья провожали тело Белинского до Волкова кладбища. К ним присоединились несколько неизвестных. Они оставались до самого конца печальной церемонии на кладбище и следили за всем, хотя следить было ровно не за чем.

Неистового Виссариона отпели, и друзья бросили молча по христианскому обычаю горсть земли в его могилу, в которой уже начинала проступать вода…

Белинскому, конечно, очень не повезло с историческим временем, но, как известно:

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.

Что ни век, то век железный.

…обниму
Век мой, рок мой на прощанье.
Время – это испытанье.
Не завидуй никому.


Свою жизнь кри­тик поло­жил на алтарь слу­же­ния рус­ской лите­ра­ту­ре и пре­дал ей то исклю­чи­тель­ное зна­че­ние, какое она зани­ма­ет в миро­вой куль­ту­ре и сего­дня. Уже в 1859 году начи­на­ют изда­вать собра­ние его сочи­не­ний, кото­рое насчи­ты­ва­ет 12 томов. А в сво­их ста­тьях о твор­че­стве Пуш­ки­на, Гого­ля, Гри­бо­едо­ва, Лер­мон­то­ва он один из пер­вых раз­вил тео­рию реа­лиз­ма, осно­вой кото­рой ста­ли такие эти­че­ские прин­ци­пы, как народ­ность, соот­вет­ствие дей­стви­тель­но­сти и современность.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет об основ­ных вехах жиз­нен­но­го пути вели­ко­го рус­ско­го кри­ти­ка Вис­са­ри­о­на Гри­го­рье­ви­ча Белинского.

Детство и учёба в Пензенской гимназии

Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич родил­ся 11 июня 1811 года в кре­по­сти Све­а­борг (сей­час Суо­мен­лин­на, Фин­лян­дия) в семье флот­ско­го вра­ча. Его отец Гри­го­рий Ники­фо­ро­вич был сыном свя­щен­ни­ка села Белынь Пен­зен­ской губер­нии. Посту­пив в духов­ную семи­на­рию, ему, как и всем семи­на­ри­стам, по ста­рин­но­му обы­чаю было дано про­зви­ще по месту про­ис­хож­де­ния, так и появи­лась фами­лия Белын­ский. Не желая свя­зы­вать жизнь с духов­ной сфе­рой, Гри­го­рий Ники­фо­ро­вич оста­вил семи­на­рию и посту­пил в Санкт-Петер­бург­скую меди­ко-хирур­ги­че­скую ака­де­мию, отку­да был выпу­щен кан­ди­да­том хирур­гии в мор­ской гос­пи­таль в Крон­штад­те, а затем отправ­лен в кре­пость Свеаборг.

В Крон­штад­те Гри­го­рий Ники­фо­ро­вич позна­ко­мил­ся с доче­рью мор­ско­го офи­це­ра Мари­ей Ива­нов­ной Ива­но­вой, про­ис­хо­див­шей из бед­ной дво­рян­ской семьи. Вско­ре они поже­ни­лись. Кро­ме Вис­са­ри­о­на, у них были ещё дети: два сына, Кон­стан­тин и Ники­фор, и дочь Алек­сандра. Когда Вис­са­ри­о­ну испол­ни­лось пять лет, семья реши­ла вер­нуть­ся в род­ные края отца, в город Чем­бар Пен­зен­ской губер­нии, где Гри­го­рий Ники­фо­ро­вич был назна­чен уезд­ным лекарем.

Семей­ной идил­лии в доме Белын­ских не было. Как вспо­ми­на­ет сам Вис­са­ри­он и его дру­зья дет­ства, мать была жен­щи­ной раз­дра­жи­тель­ной, мало­об­ра­зо­ван­ной и не выка­зы­ва­ла осо­бой люб­ви к детям. Меж­ду супру­га­ми посто­ян­но слу­ча­лись ссо­ры и скан­да­лы. Жало­ва­ния лека­ря не хва­та­ло на нуж­ды семьи, что дава­ло ещё один повод к разногласиям.

У Гри­го­рия Ники­фо­ро­ви­ча не сло­жи­лись дру­же­ские свя­зи с жите­ля­ми Чем­бар. За пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к вос­крес­ным служ­бам и рели­ги­оз­ным празд­ни­кам, горо­жане счи­та­ли его воль­но­дум­цем и воль­те­рьян­цем, чем он вызы­вал к себе недо­ве­рие. Воль­те­ра Гри­го­рий Ники­фо­ро­вич дей­стви­тель­но читал, но уже крайне враж­деб­ны­ми отно­ше­ния сде­ла­лись из-за пря­мо­ли­ней­но­го и занос­чи­во­го харак­те­ра уезд­но­го лека­ря, не стес­няв­ше­го­ся выска­зы­вать всё, что он дума­ет пря­мо в гла­за пациентам.

В кон­це кон­цов, к нему ста­ли обра­щать­ся толь­ко в край­ней необ­хо­ди­мо­сти, а с появ­ле­ни­ем в Чем­ба­ре 9‑го егер­ско­го пол­ка, кото­рый имел сво­их док­то­ров, его прак­ти­ка сошла на нет. Гри­го­рий Нико­ла­е­вич стал мно­го выпивать.

Напря­жён­ная домаш­няя обста­нов­ка, посто­ян­ные скан­да­лы и при­стра­стие отца к спирт­но­му, есте­ствен­но, небла­го­при­ят­но вли­я­ли на детей. Вспо­ми­ная своё дет­ство, Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич писал:

Уже с ран­них лет буду­щий кри­тик нахо­дил покой в уеди­не­нии, про­во­дя вре­мя за книгой.

При этом Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич был люби­мым сыном отца, и внеш­но­стью, и по харак­те­ру он был похож на него. И хотя читать и писать маль­чик научил­ся не дома, а с уезд­ной вос­пи­та­тель­ни­цей, некой Ципров­ской, вовре­мя раз­гля­дев его стрем­ле­ние к зна­ни­ям и любо­зна­тель­ность, отец стал давать сыну уро­ки латин­ско­го язы­ка. Когда в 1820 году в Чем­ба­ре откры­лось уезд­ное учи­ли­ще, Вис­са­ри­он посту­пил туда.


Чем­бар­ское уезд­ное учи­ли­ще (сей­час город Белин­ский, Пен­зен­ская область)

Педа­го­ги­че­ский штаб вна­ча­ле состо­ял из одно­го смот­ри­те­ля — Авра­ама Гри­го­рье­ви­ча Гре­ко­ва, кото­рый пре­по­да­вал все пред­ме­ты. Поз­же коли­че­ство учи­те­лей уве­ли­чи­лось до двух. Неко­то­рые уро­ки стал вести Васи­лий Руба­шев­ский. Ситу­а­ция от это­го не улучшилась.

Педа­го­ги люби­ли выпить и часто остав­ля­ли детей во вре­мя заня­тий одних.

Толь­ко при­су­щая Вис­са­ри­о­ну уже с дет­ства само­сто­я­тель­ность и неве­ро­ят­ная пыт­ли­вость ума помог­ли обре­сти необ­хо­ди­мые зна­ния и раз­вить зало­жен­ные талан­ты. Об этом вре­ме­ни он вспо­ми­нал так:

В 14 лет в 1825 году Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич, окон­чив чем­бар­ское учи­ли­ще, посту­пил в пер­вый класс Пен­зен­ской муж­ской гим­на­зии, кото­рая состо­я­ла из четы­рёх стар­ших клас­сов. Пер­вые два года Вис­са­ри­он был одним из луч­ших уче­ни­ков, сре­ди гим­на­зи­стов имел попу­ляр­ность бла­го­да­ря ост­ро­умию и отста­и­ва­нию спра­вед­ли­во­сти, а сре­ди учи­те­лей обрёл ува­же­ние за ста­ра­тель­ность и увле­че­ние литературой.

Один из учи­те­лей гим­на­зии, Миха­ил Мак­си­мо­вич Попов, с кото­рым у Вис­са­ри­о­на ещё дол­гие годы после гим­на­зии сохра­ня­лись тёп­лые отно­ше­ния, рас­ска­зы­вал о Белин­ском-гим­на­зи­сте следующее:

Московский университет и литературный кружок

Несмот­ря на то что поезд­ка сто­и­ла семье боль­ших уси­лий, в авгу­сте 1829 года Вис­са­ри­он выехал в Моск­ву, кото­рая про­из­ве­ла на него силь­ное впе­чат­ле­ние. В пись­ме к род­ным он пишет:

Уже при въез­де в город не обо­шлось без курьё­за. У Вис­са­ри­о­на Гри­го­рье­ви­ча не ока­за­лось с собой мет­ри­че­ско­го сви­де­тель­ства (сви­де­тель­ства о рож­де­нии). Что это может повлечь за собой боль­шие непри­ят­но­сти, выяс­ни­лось у мос­ков­ской заста­вы, где его не хоте­ли про­пу­стить в город. К сча­стью, с ним вме­сте ехал его род­ствен­ник Вла­ды­кин, чело­век состо­я­тель­ный. Вис­са­ри­он назвал себя лаке­ем Вла­ды­ки­на и толь­ко после это­го был про­пу­щен через заставу.

Но на этом зло­клю­че­ния не закон­чи­лись. Несчаст­ный доку­мент ока­зал­ся необ­хо­дим для поступ­ле­ния в уни­вер­си­тет. В пани­ке, боясь про­пу­стить всту­пи­тель­ные экза­ме­ны и не посту­пить в этом году, Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич умо­ля­ет роди­те­лей как мож­но быст­рее при­слать необ­хо­ди­мые бумаги.

Одна­ко это толь­ко гипо­те­за, суще­ству­ет так­же вер­сия, что Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич сам поже­лал изме­нить фами­лию на более звуч­ную. Так или ина­че, уже сту­дент сло­вес­но­го факуль­те­та Вис­са­ри­он Белин­ский писал сво­им роди­те­лям в Чембар:


Мос­ков­ский уни­вер­си­тет. Худож­ник Д. Н. Афа­на­сьев. 1820‑е гг.

Зна­че­ние Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та в 1830–1840‑е годы труд­но пре­уве­ли­чить — он был цен­тром рус­ско­го обра­зо­ва­ния. Мно­гие выпуск­ни­ки тех лет ста­ли веду­щи­ми дея­те­ля­ми нау­ки и обще­ствен­но-поли­ти­че­ской жиз­ни стра­ны. На кур­се Вис­са­ри­о­на Гри­го­рье­ви­ча чита­ли лек­ции такие выда­ю­щи­е­ся лич­но­сти, как Миха­ил Гри­го­рье­вич Пав­лов и Иван Ива­но­вич Давы­дов, на заня­тие к кото­ро­му одна­жды при­шёл Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин. На стар­ших кур­сах начал пре­по­да­вать про­фес­сор тео­рии изящ­ных искусств и архео­ло­гии Нико­лай Ива­но­вич Надеж­дин. Посколь­ку в 1826 году кафед­ра фило­со­фии была закры­та, учё­ные пыта­лись вос­пол­нить про­бел в зна­ни­ях и на сво­их заня­ти­ях зна­ко­ми­ли слу­ша­те­лей с основ­ны­ми фило­соф­ски­ми учениями.

Как подо­ба­ет пыл­ко­му девят­на­дца­ти­лет­не­му юно­ше, Белин­ский со всей серьёз­но­стью отнёс­ся к сво­е­му про­из­ве­де­нию и воз­ло­жил на него чрез­мер­но боль­шие надеж­ды. Он верил, что тра­ге­дия непре­мен­но при­не­сёт ему день­ги для избав­ле­ния от нуж­ды и лите­ра­тур­ную сла­ву. В пись­ме к род­ным он сооб­ща­ет о сво­их планах:

После несколь­ких неудач­ных попы­ток пустить в ход тра­ге­дию, Белин­ский реша­ет­ся предо­ста­вить её в цен­зур­ный коми­тет, кото­рый состо­ял тогда из уни­вер­си­тет­ских профессоров.

Когда он вер­нул­ся через неде­лю, что­бы узнать даль­ней­шую судь­бу сво­е­го сочи­не­ния, его ждал не самый при­ят­ный ответ. Цен­зор Лев Алек­се­е­вич Цве­та­ев оце­нил рабо­ту по досто­ин­ству, но тра­ге­дия, в кото­рой осуж­да­лись кре­пост­ни­че­ские устои, вызва­ла гнев рек­то­ра Ива­на Алек­се­е­ви­ча Дви­губ­ско­го. Он назвал сочи­не­ние без­нрав­ствен­ным, бес­че­стив­шим уни­вер­си­тет. Дви­губ­ский при­ка­зал еже­ме­сяч­но достав­лять ему доне­се­ния о Белин­ском и при­гро­зил выгнать его за малей­ший проступок.

Раз­до­са­до­ван­ный Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич писал домой:


Моло­дой Вис­са­ри­он Белин­ский. Худож­ник К. А. Гор­бу­нов. 1832 год

Путь к литературной критике и «принятие действительности

Поло­же­ние дел ока­за­лось крайне небла­го­при­ят­ным, юно­ша был вынуж­ден искать любой зара­бо­ток. Сна­ча­ла это были какие-то уро­ки, потом Белин­ский попы­тал­ся пере­ве­сти фран­цуз­ский роман, но труд не при­нёс дол­го­ждан­но­го заработка.

В 1832 году Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич сбли­зил­ся с уни­вер­си­тет­ским сту­ден­че­ским круж­ком Нико­лая Васи­лье­ви­ча Стан­ке­ви­ча, кото­рый собрал вокруг себя мно­гих выда­ю­щих­ся пред­ста­ви­те­лей рус­ской моло­дё­жи. Они зани­ма­лись изу­че­ни­ем тру­дов немец­кой иде­а­ли­сти­че­ской фило­со­фии: Кант, Фих­те, Шел­линг и Гегель.

Чле­ном круж­ка был и Миха­ил Алек­сан­дро­вич Баку­нин. Белин­ский сра­зу под­пал под вли­я­ние буду­ще­го тео­ре­ти­ка анар­хиз­ма и с голо­вой погру­зил­ся в науч­ные и фило­соф­ские заня­тия. Поз­же в пись­ме Баку­ни­ну, Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич признавался:

Ста­тья про­из­ве­ла на чита­те­лей силь­ное впе­чат­ле­ние. В ней ещё чув­ство­ва­лось вли­я­ние Надеж­ди­на, кри­ти­ку­ю­ще­го роман­тизм за отвле­чён­ные меч­та­ния, и вли­я­ние круж­ка Стан­ке­ви­ча, из кото­ро­го Белин­ский почерп­нул идею лич­но­го само­раз­ви­тия, без­от­но­си­тель­но к окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти. Тем не менее сме­лым нис­про­вер­же­ни­ем ста­рых авто­ри­те­тов и лите­ра­тур­ных кано­нов, а так­же тре­бо­ва­ни­ем к искус­ству быть народ­ным, Белин­ский внёс в кри­ти­ку совер­шен­но новый стиль повест­во­ва­ния, а искрен­но­стью и стрем­ле­ни­ем к истине взял недо­ся­га­е­мую высоту.

Из-за ухуд­ше­ния здо­ро­вья Белин­ский вынуж­ден был занять денег у дру­зей и в июне 1837 года отпра­вить­ся на Кав­каз. Он про­вёл три меся­ца в Пяти­гор­ске, его здо­ро­вье улуч­ши­лось, но Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич про­дол­жал суще­ство­вать за счёт зай­мов и не мог не тре­во­жить­ся таким поло­же­ни­ем дел, о чём сооб­щал в пись­мах дру­зьям. Осе­нью 1837 года он воз­вра­ща­ет­ся в Моск­ву в мыс­лях о реше­нии финан­со­вых проблем.

Алек­сандр Гер­цен о Белин­ском тех лет вспоминал:

Жизнь в Санкт-Петербурге и смена взглядов

Кри­тик посе­лил­ся на Гряз­ной ули­це, близ Семё­нов­ских казарм, в дере­вян­ном двух­этаж­ном доме, в кото­ром занял одну ком­на­ту. Меж­ду тем дей­стви­тель­ность сто­лич­ной жиз­ни про­из­ве­ла не самое бла­го­при­ят­ное впе­чат­ле­ние на Белин­ско­го. Он так опи­сы­ва­ет пер­вые дни пре­бы­ва­ния в городе:

С той же силой и энер­ги­ей, какой защи­щал Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич разум­ность дей­стви­тель­но­сти, он взял­ся обли­чать поро­ки кре­пост­но­го пра­ва, неспра­вед­ли­вость и лице­ме­рие вла­стей, а от лите­ра­ту­ры тре­бо­вать реаль­но­го опи­са­ния жиз­ни людей и правды.


Вис­са­ри­он Белин­ский. Худож­ник К. А. Гор­бу­нов. 1843 год

Последние годы жизни и письмо к Гоголю

Вес­ной 1848 года ему ста­но­вит­ся хуже.


Н. А. Некра­сов и И. И. Пана­ев у боль­но­го В. Г. Белин­ско­го. Худож­ник А. Нау­мов. 1881 год


В.Г.Белинский. Художник К.Горбунов, 1843 г.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 31.

Белинский Виссарион Григорьевич (1811 - 1848). В 1831 г. Белинский написал трагедию "Дмитрий Калинин" в духе "Разбойников" Шиллера, в которой со всем пылом юношеского негодования бичевал крепостные порядки. Университетская администрация нашла трагедию "безнравственной", и в 1832 г. Белинский был исключен из московского университета за "неспособность". Начиная с 1834 г., стал сотрудничать в "Молве" и др. журналах. Впервые выступил как литературный критик в начале 30-х годов с обзором русской литературы послепетровского времени, статьей о Гоголе и философской статьей "Опыт системы нравственной философии". В этих первых его работах отразилось влияние известного кружка Станкевича, сыгравшего крупную роль в развитии русской мысли 30 - 40-х годов. В разные периоды к этому кружку, кроме Станкевича и Белинского, принадлежали Константин Аксаков, Боткин, Бакунин, Грановский и другие литературные и общественные деятели 40-х годов. Мировоззрением, объединившим вначале членов кружка, была философия Шеллинга. Эстетические идеи Шеллинга - признание искусства высшей самодовлеющей ценностью - определили собой ту чисто эстетическую точку зрения, с которой Белинский рассматривал в этот период явления литературы. В то же время Бакунин, с которым Белинский сошелся особенно близко, ввел его в круг идей философии Фихте, полагавшей главное назначение человека в стремлении преобразовать действительность согласно нравственному идеалу. В дальнейшей эволюции своих взглядов Белинский пережил сильное увлечение философией Гегеля, которую он воспринял как учение о разумности всего существующего. Белинский формулировал это новое свое мировоззрение в большой статье о Гамлете, появившейся в журнале "Московский Наблюдатель" в 1839 г. Под влиянием этой философии он порвал с политическим радикализмом прежних лет и в своем преклонении перед действительностью дошел до оправдания самодержавия и крепостного права. Это повело к разрыву его с Бакуниным и к жесточайшей полемике с Герценом. Очень скоро Белинский сам почувствовал противоречие между своей утешительной теорией разумности всего существующего и той, как он выразился, "гнусной" действительностью, которая его окружала. Наступила полоса тяжелого душевного кризиса. Он вышел из него в 1841 - 1842 г.г., отказавшись от своих гегельянских увлечений, а вместе с тем и от чисто эстетической точки зрения на литературу, и пришел к "социальности", с точки зрения которой он стал отныне оценивать все литературные и общественные явления русской жизни. С 1841 г. Белинский начинает помещать в "Отечественных Записках" ежегодные обозрения русской литературы (до 1848 г.). В этих статьях он дал исчерпывающую оценку предшественникам Пушкина - Державину, Жуковскому и Батюшкову - и указал на преемственную связь их с литературой последующего времени. В этих же статьях им были высказаны основные идеи задуманной им в то время истории русской литературы, над которой он урывками работал. Познакомившись с учением Сен-Симона, Белинский воспринял идеи социализма, который, как он писал в 1842 г., стал для него всем, поглотил "и историю, и религию, и философию". Как признанный вождь сложившегося в то время западничества, Белинский вел полемику со славянофилами, с которыми он боролся как с представителями романтизма в литературе и общественности. Романтическому направлению славянофилов он противопоставлял реальную или натуральную школу, проповедником и истолкователем которой он был в последние годы своей жизни. В зрелую пору своей литературной деятельности Белинский, порвав с чисто эстетической точкой зрения своих юношеских статей, стал подчеркивать тесную связь литературы и искусства с социальной действительностью. К этому времени принадлежит целый ряд замечательных его статей об Аполлоне Майкове, Баратынском, Державине, и, наконец, самые значительные из его работ - статьи о Пушкине, в которых он дал очень ценный социально-исторический анализ творчества Пушкина. Эти статьи, вместе с более ранними статьями о Гоголе и Лермонтове, подводили итоги закончившемуся периоду русской литературы. В своей последней статье "Взгляд на русскую литературу 1843 г." Белинский отметил выдающийся талант начинавшего Гончарова и разобрал целый ряд произведений Герцена, Тургенева, Григоровича, Достоевского, приветствуя в их лице представителей реалистической школы в русской художественной литературе. Критические статьи Белинского оказали большое влияние на молодое поколение революционной интеллигенции второй половины XIX века.

Другие биографические материалы:

Литературный критик (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000).

Шикман А.П. Критик, философ, публицист (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).

Апрышко П. П. Русский социальный мыслитель (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Апрышко П. П. Социальный мыслитель, литературный критик и публицист (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский деятель культуры (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Социалист-утопист (Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982).

Читайте также: