Совместная деятельность воспитателя и детей в экологоразвивающей среде доу

Обновлено: 05.07.2024

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания. Становление осознанно правильного отношения к объектам природы начинается вдошкольном возрасте. Правильное понимание строится на знании особенностей жизни живых существ, их взаимодействии со средой обитания. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Совместная деятельность возможна в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Воспитатель вовлекает детей в познавательно-игровую деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею. Также воспитатель может подключиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее изнутри как равный партнер. Важно сохранять баланс инициатив детей и взрослых.

Совместная деятельность воспитателя и детей включает:

  • диагностику экологической воспитанности детей (первичную, текущую, контрольную);
  • наблюдения в уголке природы на прогулке у окна;
  • целевые прогулки на природе;
  • игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);
  • рассказы воспитателя, чтения детской литературы;
  • беседы и разговоры детьми на экологические темы по их интересам;
  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
  • сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев;
  • опыты, поисковую деятельность;
  • труд в уголке природы;
  • просмотра диафильмов, фильмов, презентаций;
  • работа с моделями;
  • работа с календарями природы, дневниками наблюдений;
  • различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
  • экологические досуги и праздники;
  • выставка художественной литературы.

Совместно организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать различные формы и проходить с различной степенью включенности и участие как взрослых, так и детей. Дошкольники способны встать участниками этой деятельности тремя способами:

  • слушая рассказ воспитателя о разных делах и событий в ДОУ;
  • наблюдая за деятельностью взрослых;
  • практически участвуя в ней.


Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы.


Труд детей какого бы объема он не был, становится осмысленным, экологически целесообразным: если прослеживается зависимость жизни и состояние растений и животных от условий, в которых они находятся; если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддерживание необходимых условий для всех живых существ, находятся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания – методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Основные типы совместной деятельности взрослых и детей

1) Совместная деятельность первично-ознакомительного типа.

На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям в совместной деятельности первично-ознакомительного типа. Чаще всего она посвящается ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Главным компонентом такой деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами игр могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. Дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.


Обучение детей в играх осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания – от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения.

Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс.

Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды, дошкольникам, можно таким образом представить панораму событий в разные сезоны, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.

Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе.

2) Совместная деятельность углубленно-познавательного типа.

Содержание игр, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких игр определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это игры, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это игры по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных.

Игры углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

3) Игры обобщающего типа.

В играх обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе.

Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.

Аналогичным способом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах).

Обобщающие игры, беседы позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Еще один вид совместной деятельности – это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.

Итог

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

  1. Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией.
  2. Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.
  3. Наличие руководителя, который организует совместную деятельность распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.

Возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации экологического воспитания дошкольников.

Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.

Схема развития любого вида деятельности такова : сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

• формирование системы элементарных научных экологических знаний, (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

• развитие познавательного доступных пониманию ребенка-дошкольника интереса к миру природы;

• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

• развитие чувства эмпатии к объектам природы;

• формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

• формирование познавательных действий, становление сознания;

• развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В ФГОС ДО на первый план выходят задачи по развитию личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

В совместной деятельности должны быть предусмотрены специальные мотивационные задачи, решение которых обеспечивает создание и сохранение высокого уровня эмоционально-положительного отношения к обучению.

Как же следует организовать эту деятельность, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей? Этих целей немало.

• Демонстрация воспитателем, образца (эталона) взаимодействия человека с природой, в котором, реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.

• Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашен-ное, практическое взаимодействие с ними.

• Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.

• Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.

• Развитие наблюдательности, форми-рование понимания причинно-следственных связей в природе.

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растения-ми, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности. Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной.

При планировании в совместную деятельность в процессе экологического воспитания включаются :

1. Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений. Метод наблюдения в ознакомлении детей с природой является основным. Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавание особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

2. Ознакомление детей с природой происходит в играх. В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры.

• Дидактические игры- игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

• Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, фрукты). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

• Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

• Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов.

• Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

• Творческие игры природоведческого содержания. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.

• Строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, шишки и т. д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Воспитатель, руководя такой игрой, дает знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.

3. Целевые прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом- песком, глиной, льдом, листьями и т. д. Целевая прогулка организуется по участку, в цветнике, на огороде.

4. Несложные опыты и экспериментирование. Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.

6. Рассматривание альбомов, иллюстраций. Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы. Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (диких или домашних зверей других климатических зон, позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлений. С его помощью удается успешно обобщать и систематизировать знания детей.

7. Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов и т. д. Это помогает детям понять его смысл.

8. Использование художественной природоведческой литературы. Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

9. Беседа как метод ознакомления детей с природой используется с разными дидактическими целями. В зависимости от дидактических целей беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т. д.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда.

10. Труд детей в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

11. Экологические праздники и досуги могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной и ледяной скульптуре, весеннему возрождению природы. Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздоровительного характера.

12. Художественно-творческая деятельность (книжки-малышки, коллажи, рисунки)

13. Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария.

Коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

• Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т. д.)

• Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)

• Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т. д.)

• Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)

14. Работа с календарями природы, дневниками наблюдений. Правильно организованная работа с календарем природы и дневниками наблюдений имеет большое значение. У детей развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность.

15. Походы и экскурсии.

Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение-это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решаемых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятие под открытым небом.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитания — методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаи-модействия с природой ближайшего окружения.

Список литературы и источников

6. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

7. Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей //Дошкольное воспитание. 2000.№ 5. С. 36-38

Экологическое воспитание дошкольников 5–7 лет Тема по самообразованию. "Экологическое воспитание дошкольников 5 - 7 лет". Исполнитель: воспитатель гр. №6 Соловьёва В. А. г. Москва.

Методы экологического воспитания дошкольников Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников Статья на тему: Экологическое воспитание дошкольников. Выполнила воспитатель :Сунко Т. А. Экологическое воспитание является важным и необходимым.

Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности Дети, будучи ещё в самом раннем возрасте, начинают познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения – дать базовые навыки и.



§ безопасность для жизни и здоровья (недопустимы ядовитые и колючие растения);

§ растения должны быть интересны для наблюдения;

§ растения должны быть разнообразны по видам;

§ желательно, чтобы растения в уголке природы были неприхотливы с точки зрения содержания и ухода;

§ подбирать такие растения, чтобы дети смогли наблюдать за их цветением в разное время года.

Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитываются познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве. В процессе наблюдений за обитателями уголка природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях как живых существах, их потребностях, о росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона. Дети знакомятся со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. В нашей группе уголок природы находится в наиболее светлой части комнаты, окна которой выходят на юго-восток. Расположение объектов удобно для свободного доступа детей, организации наблюдений и ухода. Размещая объекты в уголке природы, мы также учитывали экологические особенности и потребности живых организмов. Важен также и эстетический вид уголка природы. Уголок природы, как один из элементов экологической развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, деятельностно-практического отношения к миру природы. Научно-познавательная функция уголка природы направлена на формирование у детей системы знаний, представлений о многообразии мира комнатных растений, о специфических морфофункциональных особенностях растений различных климатических зон и географических областей. А также на развитие у детей мыслительных процессов и операций, таких как: анализ, сравнение, обобщение, а также таких психических процессов и качеств, как внимание, память, воображение, наблюдательность. Эмоционально-нравственная функция позволяет созданию у детей положительных эмоций, способствует воспитанию бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Деятельностно-практическая функция направлена на формирование у дошкольников умений и навыков по уходу за растениями. Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. В нашей группе они представлены различными экологическими группами:

§ растения засушливых мест – алоэ, сансевьера, зигокактус;

§ влажных районов – бальзамин, бегония, традесканция, циперус;

§ умеренного пояса – аспидистра, фиалка узамбарская, хлорофитум и т.д.

На участке нашей группы травяное покрытие (в летний период), оно радует детей своей свежестью и цветами. По периметру участка – живая изгородь, которая состоит из снежноягодника, сирени, жасмина, кизильника. А также имеется калина, рябина, боярышник. На участке две яблони. Цветник представлен в виде рабатки и вазонов с цветами. Растения для цветника подбираем таким образом, чтобы они цвели с ранней весны и до поздней осени. Для этой цели используем многолетники: нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, люпины. А также однолетники: календулу, бархатцы, левкои и др. Огород на территории ДОУ не предусмотрен. Это связано с нехваткой места для двигательной активности детей. Поэтому, мы используем мини-огород на окне, с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с некоторыми овощными культурами и их значением. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа. В качестве объектов выбраны: лиственница, каштан, береза, тополь, микроландшафт луга. А также - участок, где произрастет мох; клумба с цветами, муравейник. Экологическая тропа создана на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. Имеется карта-схема экологической тропы. Карта-схема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе. Проводим экскурсии четыре раза в год: в октябре, декабре, марте и мае. Во время экскурсий по экологической тропе мы закрепляем и расширяем знания детей о сезонных изменениях в природе (в зависимости от времени проведения экскурсии), учим устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Систематизируем знания детей о природных явлениях, о живых и неживых объектах; формируем гуманное отношение к объектам живой природы, учим определять маршрут по карте-схеме, организовываем игры. В процессе экскурсий мы также обращаем внимание детей на красоту природного окружения.

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. При организации работы в разных объектах эколого-развивающей среды необходимо использовать различные методы и формы работы с детьми, такие как: дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, организация интегрированных занятий, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы. К формам работы по экологическому воспитанию и образованию можно также отнести просмотр видеофильмов, телепередач о природе; викторины на тему природы, оформление тематических выставок.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают испытывать потребность в самостоятельной деятельности, поэтому правильно организованный труд позволяет детям осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Для этого необходимо интересно организовывать процесс с помощью привлекательного оборудования, использования проблемного обучения, игровых и образовательных ситуаций. В нашем дошкольном учреждении мы стараемся, чтобы дети получали положительные эмоции в процессе трудовой деятельности, осознавали значимость результатов своего труда.

§ безопасность для жизни и здоровья (недопустимы ядовитые и колючие растения);

§ растения должны быть интересны для наблюдения;

§ растения должны быть разнообразны по видам;

§ желательно, чтобы растения в уголке природы были неприхотливы с точки зрения содержания и ухода;

§ подбирать такие растения, чтобы дети смогли наблюдать за их цветением в разное время года.

Уголок природы является местом систематического труда и наблюдений, где дети имеют возможность максимально проявить активность и самостоятельность. В повседневной жизни у дошкольников воспитываются познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность за благополучие тех живых существ, которые нуждаются в их покровительстве. В процессе наблюдений за обитателями уголка природы, в сочетании с трудом по уходу за ними, у детей формируются представления о растениях как живых существах, их потребностях, о росте и развитии, изменении жизни в зависимости от сезона. Дети знакомятся со способами ухода за обитателями в соответствии с их потребностями. В нашей группе уголок природы находится в наиболее светлой части комнаты, окна которой выходят на юго-восток. Расположение объектов удобно для свободного доступа детей, организации наблюдений и ухода. Размещая объекты в уголке природы, мы также учитывали экологические особенности и потребности живых организмов. Важен также и эстетический вид уголка природы. Уголок природы, как один из элементов экологической развивающей среды детского сада, выполняет важную функциональную роль: формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, деятельностно-практического отношения к миру природы. Научно-познавательная функция уголка природы направлена на формирование у детей системы знаний, представлений о многообразии мира комнатных растений, о специфических морфофункциональных особенностях растений различных климатических зон и географических областей. А также на развитие у детей мыслительных процессов и операций, таких как: анализ, сравнение, обобщение, а также таких психических процессов и качеств, как внимание, память, воображение, наблюдательность. Эмоционально-нравственная функция позволяет созданию у детей положительных эмоций, способствует воспитанию бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом. Деятельностно-практическая функция направлена на формирование у дошкольников умений и навыков по уходу за растениями. Комнатные растения – дидактический материал, с помощью которого решаются задачи экологического образования. В нашей группе они представлены различными экологическими группами:

§ растения засушливых мест – алоэ, сансевьера, зигокактус;

§ влажных районов – бальзамин, бегония, традесканция, циперус;

§ умеренного пояса – аспидистра, фиалка узамбарская, хлорофитум и т.д.

На участке нашей группы травяное покрытие (в летний период), оно радует детей своей свежестью и цветами. По периметру участка – живая изгородь, которая состоит из снежноягодника, сирени, жасмина, кизильника. А также имеется калина, рябина, боярышник. На участке две яблони. Цветник представлен в виде рабатки и вазонов с цветами. Растения для цветника подбираем таким образом, чтобы они цвели с ранней весны и до поздней осени. Для этой цели используем многолетники: нарциссы, тюльпаны, ирисы, пионы, люпины. А также однолетники: календулу, бархатцы, левкои и др. Огород на территории ДОУ не предусмотрен. Это связано с нехваткой места для двигательной активности детей. Поэтому, мы используем мини-огород на окне, с целью выработки у детей навыков ухода за растениями, знакомства с некоторыми овощными культурами и их значением. В целях экологического образования на территории детского сада создана экологическая тропа. В качестве объектов выбраны: лиственница, каштан, береза, тополь, микроландшафт луга. А также - участок, где произрастет мох; клумба с цветами, муравейник. Экологическая тропа создана на участке детского сада по тем объектам, которые уже созданы и представляют интерес для детей. Имеется карта-схема экологической тропы. Карта-схема – обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе. Проводим экскурсии четыре раза в год: в октябре, декабре, марте и мае. Во время экскурсий по экологической тропе мы закрепляем и расширяем знания детей о сезонных изменениях в природе (в зависимости от времени проведения экскурсии), учим устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Систематизируем знания детей о природных явлениях, о живых и неживых объектах; формируем гуманное отношение к объектам живой природы, учим определять маршрут по карте-схеме, организовываем игры. В процессе экскурсий мы также обращаем внимание детей на красоту природного окружения.

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. При организации работы в разных объектах эколого-развивающей среды необходимо использовать различные методы и формы работы с детьми, такие как: дидактические игры, систематизированные наблюдения, создание проблемных ситуаций, опытническая деятельность, организация интегрированных занятий, бесед природоведческого характера, использование природоведческой литературы, проектная деятельность, организация экскурсий и походов, природоохранных акций, проведение праздников и досугов, трудовая деятельность по уходу за объектами природы. К формам работы по экологическому воспитанию и образованию можно также отнести просмотр видеофильмов, телепередач о природе; викторины на тему природы, оформление тематических выставок.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают испытывать потребность в самостоятельной деятельности, поэтому правильно организованный труд позволяет детям осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов. Для этого необходимо интересно организовывать процесс с помощью привлекательного оборудования, использования проблемного обучения, игровых и образовательных ситуаций. В нашем дошкольном учреждении мы стараемся, чтобы дети получали положительные эмоции в процессе трудовой деятельности, осознавали значимость результатов своего труда.

ВложениеРазмер
konsultatsiya.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Совместная деятельность взрослого и детей,
ее значение в процессе экологического

д/с №36 Усманова Ф.З.

Идея эта не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов,/ отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого советских педагогов В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и другие.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, . сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.

возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Какие же виды совместной деятельности могут отказать решающие воздействия на становление начал экологической культуры в дошкольном детстве? Основное месте/ в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т.д.) Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условий, для растений и животных, находящихся в различных экологических пространствах дошкольного учреждения. Создание стационарной экологии развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых

1. слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

2. наблюдая за деятельностью взрослых;

3. практически участвуя в ней.

Совместная деятельность может осуществляться в любом экологическом пространстве в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма - создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового^ уголка природы. Прежде чем обсуждать конкретную методику организации совместной деятельности с детьми разного возраста в уголке природы. Прежде чем обсуждать конкретную методику организации совместной деятельности с детьми разного возраста в уголке природы, необходимо остановиться - педагогическом общении, которое всегда сопровождает взаимодействие педагога с детьми.

В младшем детском возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдательными, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями,/ спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действии воспитателя и охотно принимают в них участие.

Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошкольников изменяются, но деятельность остается совместной.

Остановимся подробнее на методике проведении дежурства в уголке природы с детьми старшей группы.

1- й этап - осмотр обитателей уголка природы и выявление:

а) их самочувствии и состояния;

б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, чистая подстилка)

2- й этап - практическое выполнение всех операцией по созданию нужных условий. Воспитатель говорит примерно следующее: «Саша и Маша распределите между собой, кто и что будет делать для птицы и начинаете уборку.

3- й этап - заключительное кратковременное наблюдение за животными - их

поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда).

Второй момент методики традиционен - это реальные трудовые операции по улучшению условий для животных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность их выполнение проходят с

максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются и

максимальным удобством для ребенка их исполняющего. Именно поэтому необходимо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совки небольшого размера, чтобы ребенку было удобно и не тяжело.

Третий момент методики - позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т.д. Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем Bjf течение нескольких дней от 2 до 5. Дежурство детей и на этом последнем этапе, при достаточно высоком уровне их самостоятельности, остается совместной деятельностью, воспитатель наблюдает за дежурными, подсказывает и включается когда надо - это и есть его участие в этой деятельности.

Таким же образом осуществляется организация совместной трудовой ;

Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращиванию растений на участке дошкольного учреждения (в огороде, цветниках) - каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или чего? мешает, а затем поливают их, проплывают и т.д.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным.

1) если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;

2) если укрепляется понимание того, чего это условия создается трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом^ экологического сознание, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспита­ния.

Ведущей в этом процессе должна стать совместная дея­тельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубеж­ных. Она отчетливо просматрива­ется в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макарен­ко, Ш. А. Амонашвили и др.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочув­ствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совмест­ной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

  • контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
  • понимание всеми участниками смыс­ла деятельности, ее конечного результа­та;
  • наличие руководителя, который орга­низует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;
  • возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отноше­ний, характер и окраска которых, влияют на достижение конечного результата.

Какие же виды совместной деятель­ности могут оказать решающее воз­действие на становление начал эколо­гической культуры в дошкольном дет­стве?

Основное место в системе экологи­ческого воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (рас­тет, дает потомство, цветет и т. д.).

Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагоги­ческий процесс и выполняется со­вместно — взрослыми и детьми.

Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольни­кам наблюдать и участвовать в созда­нии нормальных условий для обитате­лей живых уголков, комнаты приро­ды, участка, развивают в детях равно­душие, черствость и невнимание во­обще к жизни как уникальной цен­ности.

Совместная организационно-хозяйст­венная, трудовая деятельность в зеле­ной зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать раз­личные формы и проходить с разной степенью включенности и участия как взрослых, так и детей.

Дошкольники способны стать участниками этой дея­тельности тремя способами:

  • слушая рассказ воспитателя о раз­ных делах и событиях в ДОУ;
  • наблюдая за деятельностью взрос­лых;
  • практически участвуя в ней.

Например, в дошкольном учрежде­нии во вновь пристроенном флигеле создается зимний сад. Крупномас­штабные строительные и хозяйствен­ные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы про­изводятся одними взрослыми, без участия детей. Тем не менее старшие дошкольники могут быть соучастни­ками этого процесса, если воспита­тель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким будет зимний сад, кто в нем будет жить и что в нем будет расти; время от времени пока­зывает, как продвигаются дела, пояс­няет, зачем сделаны большие окна, почему ламп много, а вместо клеток высокие вольеры и т. д.

Дети еще практически в деятельнос­ти не участвуют, но уже включены в процесс — они в курсе событий, эмоционально реагируют на них.

На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые могут найти доступные для 5—7-летних детей дела, и тогда они станут действительными участниками большого мероприятия.

Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое прояв­ляется в его заинтересованном рас­сказе, эмоциональных реакциях, оцен­ках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — дейст­виях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отноше­ния к ней, демонстрирует необходи­мость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

Обстоятельные исследования психо­логов показали поистине феноменаль­ное значение общения взрослого с ребенком для его полноценного пси­хического и личностного развития. Так, М. И. Лисина утверждает: обще­ние — это процесс взаимодействия людей с целью достижения общего результата; в общении активны оба его участника, они попеременно вы­слушивают друг друга и высказывают­ся. (Лисина М. И. Общение ребен­ка со взрослым, как деятельность. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника: Сб. научных трудов. М., 1974). Общение, как правило, осуществляется в форме диалога, но психологи (Ж. Пиаже, М. М. Бахтин и др.) подчеркивают, что изначально ребенок не владеет диалогом — он развивается в процес­се содержательного взаимодействия с другими людьми. А. Г. Арушанова считает: овладение диалогом — это формирование способности слышать и понимать собеседника, быть заинте­ресованным соучастником деятель­ности. Такое умение формируется через образцы ведения диалога, кото­рые ребенок получает в общении со взрослым (Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999).

для нас же наибольшее значение имеет личностно ориентированное об­щение, которое может принимать форму делового взаимодействия, наце­ленного на какую-либо совместную деятельность. В таком общении зна­чимы и содержание, и форма — общий тон, подбор выражений, инто­нации и громкость голоса. Оптималь­ное педагогическое общение воспита­теля с детьми — это когда создаются наилучшие условия для развития ре­бенка, его активного творческого участия в деятельности.

Этих целей немало.

  • Демонстраиия воспитателем, образ­ца (эталона) взаимодействия человека с природой, в котором, реализуется эколо­гический подход ко всему живому, гуман­ное отношение.
  • Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих за­интересованное, эмоционально окрашен­ное, практическое взаимодействие с ними.
  • Ненавязчивое обучение детей при­емам и операциям по уходу за расте­ниями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.
  • Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слы­шать другого человека, реагировать на его слова.
  • "Развитие наблюдательности, форми­рование понимания причинно-следствен­ных связей в природе.

В младшем дошкольном возрасте

Постепенно функции воспитателя и степень самостоятельности дошколь­ников изменяются, но деятельность остается совместной.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их

Остановимся подробнее на методике проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы.

3-й этап — заключительное кратко­временное наблюдение за животны­ми — их поведением в улучшенных детьми условиях жизни (внешняя среда).

Предварительный осмотр аквариума с рыбами, птиц в клетке, растений — это очень важный момент методики.

Во-первых, он позволяет воспиты­вать в детях истинно гуманное отно­шение ко всему живому: во время осмотра можно выявить, как выглядят и как себя чувствуют питомцы уголка природы, не произошло ли с ними какого ЧП, не заболели ли они.

Во-вторых, именно осмотр условий, в каких находятся живые объекты в данный момент, позволяет определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время де­журства.

Второй момент методики традиционен — это реальные трудовые опера­ции по улучшению условий для жи­вотных и растений. Они должны заключать в себе жизненную и педа­гогическую целесообразность: их вы­полнение проходит с максимальным вниманием к живому существу, ради которого они делаются, и максималь­ным удобством для ребенка, их испол­няющего. Именно поэтому необходи­мо подходящее оборудование: столик для приготовления кормов, щетки и совки небольшого размера, чтобы ребенку было удобно и нетяжело,

небьющиеся миски, банки, ведерки, небольшие безопасные ножи и т. д. Воспитатель учит детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, ос­торожно, чтобы не напугать птицу, рыб, не сломать стебли или листья растений.

Третий момент методики (заключи­тельный осмотр) позволяет наглядно увидеть целесообразность трудовых усилий. Дети наблюдают, как птица клюет зерно, купается в чистой воде, как рыбы поедают корм и т. д.,— всем стало лучше от того, что потру­дились дежурные. Это необходимое эмоциональное завершение совмест­ной деятельности воспитателя и детей-дежурных. Оно вселяет в них уверенность, рождает понимание важ­ности реальной практической заботы о питомцах уголка природы, вызывает желание и далее принимать в этом участие.

Организация дежурства в уголке природы предусматривает совместную деятельность одних и тех же детей с воспитателем в течение нескольких дней (от 2 до 5). Оптимальным вариантом является дежурство трех детей подряд три дня. За это время 5—6-летние дошкольники способны понять смысл и значение обязатель­ного ухода за живыми объектами природы, приобрести начальные

практические навыки.Процесс организации дежурств с детьми старшей группы в течение года можно условно разделить на три периода: начальный (осенние месяцы), средний (декабрь — март) и завершаю­щий (апрель и май). В эти периоды по-разному осуществляется совмест­ная деятельность воспитателя с де­журными, происходит постепенный рост самостоятельности детей.

На начальном этапе дети впервые принимают участие в дежурстве, и воспитатель обучает их всему процес­су. В совместной деятельности на этом этапе приоритет принадлежит воспитателю — он полностью вклю­чен в трудовые операции, все делает вместе с детьми, показывает и кор­ректирует. На этом этапе уборка происходит пока еще медленно, поэ­тому воспитатель облегчает процесс — приносит в уголок природы ведро для мусора и ведро с водой, в котором можно все быстро помыть.

Следующий период — это когда дети дежурят уже по второму и третьему разу. Дежурные начинают все делать самостоятельно, воспита­тель стоит рядом и помогает им — словом и делом, показом и одобрени­ем. Индивидуальные различия между детьми весьма значительны, поэтому степень включенности воспитателя в практические действия различна: с одними приходится все снова делать вместе, а другим лишь подсказывать и немного помогать. В одну команду лучше объединять детей с одинаковы­ми умениями и сходным темпом работы. Быстрых ребят можно при­учать мыть оборудование под умывальником, а не в ведре. На этом этапе важны положительная оценка всех достижений и усилий детей, похвала за формирующиеся практи­ческие умения, поддержка тех, у кого еще не все получается.

На завершающем этапе, когда дети принимают участие в дежурстве уже по третьему, четвертому и даже пято­му разу, воспитатель в совместной деятельности отдает приоритет до­школьникам. Он находится не рядом, но близко, осуществляет визуальный

Дежурство детей и на этом послед­нем этапе, при достаточно высоком уровне их самостоятельности, остает­ся совместной деятельностью: воспи­татель наблюдает за дежурными, под­сказывает и включается, когда надо,— это и есть его участие в этой деятельности.

В число обязательных операций на втором этапе организации дежурства необходимо ввести посев овса (или семян других злаковых культур) в 2—3 маленькие коробочки. Каждая троица ребят один раз за три дня делает такой посев — это зеленая подкормка для птицы и других обита­телей живого уголка, комнаты приро­ды.

дела, просит сначала осмотреть своих подопечных, выяснить, что надо де­лать, а потом уже приступать к уборке (сам помогает им). Коллектив­ный труд старших дошкольников в комнате природы — это реальная помощь взрослым (эти умения могут пригодиться в экстренных случаях, например при отсутствии взрослых, отвечающих за комнату природы).

Аналогичным образом организуется совместная деятельность по выращи­ванию растений на участке дошколь­ного учреждения (в огороде, цветни­ках) — каждый раз дети осматривают зеленых питомцев, выясняют, чего им не хватает или что мешает, а затем поливают их, пропалывают и т. д.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, эколо­гически целесообразным:

  • если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся;
  • если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и живот­ных, создание и поддержание необхо­димых условий для всех живых су­ществ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются глав­ным методом экологического воспи­тания — методом, который обеспечи­вает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаи­модействия с природой ближайшего окружения.

С. НИКОЛАЕВА, старший научный сотрудник
Института семьи и воспитания РАО, канд. пед. наук

Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. 2000. № 5. С. 36-38.

Читайте также: