Совместная деятельность доу с родителями по формированию здорового образа жизни детей

Обновлено: 28.06.2024

Автор: Сегенюк Н.Н., зам. зав. по УВР, МКДОУ детский сад "Рябинка", г. Тайшет, Иркутская обл.
Описание: работа будет полезна воспитателям для написания докладов, консультаций, обобщения опыта по работе с родителями по формированию ЗОЖ, даст возможность родителям поближе познакомиться с работой детского сада.
Цель: обобщение опыта по формированию здорового образа жизни при работе с родителями в ДОУ.
Задачи: познакомить с формами работы с родителями по формированию ЗОЖ
расширить представления о работе ДОУ по работе с родителями

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Семинар-практикум

Составитель: старший воспитатель Зимина Е.А.

Кемерово 2019

Цель семинара:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по взаимодействию с родителями по формированию ЗОЖ у дошкольников.

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля”.

Что же такое здоровье ?

Последние данные по статистике Министерства Образования и Науки РФ говорят , что XXI век в России начался с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника . На 8% снизилось число здоровых детей . На 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии.

Поэтому приоритетным направлением деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников , педагоги ищут эффективные способы сохранения и укрепления здоровья дошкольников . Это в свою очередь предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления детей , приобщение их к здоровому образу жизни , создание семейных традиций физического воспитания. Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели педагогического процесса, а его активные участники, т. е. включение родителей в деятельность дошкольного учреждения . Лишь при условии реализации преемственности физкультурно- оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье , целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующая здоровье детей .

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении. Жан-Жак Руссо Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей В. А. Сухомлинский

Цели работы с родителями :

- формирование у родителей здорового образа жизни , как ценности.

- знакомство родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении .

- информирование их о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка.

- привлечение родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. А чтобы быть настоящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового образа жизни, всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детский сад, и в первую очередь педагог, в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Поэтому, организуя сотрудничество с семьёй по воспитанию здорового ребёнка нужно особое внимание уделять постоянному совершенствованию своего мастерства, поиску новых подходов к физическому развитию детей.

Хотелось бы вспомнить притчу:

Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни , который или обеспечит ему здоровье , или приведет к болезни. Именно эту идею мы - педагоги обязаны донести до сознания своих воспитанников и их родителей. Родители так же должны понять, что дошкольник не эстафета , которую семья передает в руки педагога и перекладывает всю ответственность за здоровье ребенка , приведя его в детский сад. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. И нам нужно научиться взаимодействовать с родителями в интересах ребенка.

Деловая игра с педагогами

Цель : развивать у педагогов чувство коллективизма, чувство единства, сплоченности; формировать у педагогов ответственность за свое здоровье , мотивацию на здоровый образ жизни .

Что такое физическое здоровье , психическое здоровье , социальное здоровье ?

1 команде – физическое здоровье .

2 команде - психическое здоровье .

3 команде – социальное здоровье .

Итак, мы с вами рассмотрели три основных аспекта здоровья , которые составляют основу ЗОЖ.

Попробуйте определить по 100% шкале уровень здоровья . От чего оно зависит?

Согласно заключению экспертов ВОЗ ( Всемирная Организация Здравоохранения) уровень здоровья зависит от

- система здравоохранения – 10%;

- от наследственных факторов – 20%;

- от состояния окружающей среды – 20%;

- от самого человека ( образ жизни ) – 50%.

Назовите формы работы с родителями по формированию ЗОЖ . Какие Вами чаще всего используются?

3. Тематические газеты

4. Семинар-практикум -практические показы (практикумы, социологические опросы, анкетирование, организация мини – библиотек и др.) Подробнее о некоторых из них. Тематические встречи, уроки здоровья и семинары-практикумы.

8. Привлечение родителей к открытым занятиям

11 -личный пример педагога нетрадиционные формы работы с родителями: дни открытых дверей,

Подробнее о некоторых из них.

Тематические встречи, уроки здоровья и семинары-практикумы.

При их планировании и проведении нужно стараться свести к минимуму лекционную форму преподнесения информации родителям, пытаться теоретическую часть построить в форме общения с родителями. Теоретическая часть должна быть дополнена практической составляющей – совместнойдвигательной деятельностью детей и взрослых. Мероприятия в большей степени помогают приобрести участникам живой опыт, у родителей возникает возможность фактически немедленно проанализировать и применить на деле полученные знания и умения. Конечно, подобные мероприятия требуют большой, достаточно сложной и тщательной подготовки. Можно оформить презентации, выставки, консультационный материал для родителей в виде буклетов и памяток, к оформлению пригласительных билетов на мероприятие привлечь детей.

Совместные физкультурные досуги, праздники.

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы. Родители охотнее и с большим желанием принимают участие в таких досуговых мероприятиях. Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителе. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.

Домашние задания (индивидуальные и групповые, даются родителям) . Домашние задания позволяют повысить двигательную активность детей, подтянуть отстающего в движении ребенка, дать родителям конкретную деятельность для общения с детьми (например, разучить стихи или загадки о спорте; потренироваться в отбивании и ловле мяча – индивидуальное задание).

Каждой команде предлагается :

1 команде провести :

2 команде провести

Формы работы с родителями постоянно меняются. Сейчас все шире используются новые, активные формы, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения и развития собственного ребенка. Этим и интересны родительские собрания в нетрадиционной форме

Предлагаю поделиться опытом взаимодействия с родителями.

ВЫВОД : Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей , овладению навыками самооздоровления .

Поэтому в ДОУ необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления .

Анкета для воспитателя.

1.Как часто Вы беседуете с родителями по поводу его ребенка?

-Не менее 1 раза в неделю

-По мере необходимости

2.Какова тематика вашего общения с родителями?

-Здоровье, самочувствие ребенка

-Бытовые вопросы (как прошел день, как ел, спал…)

-Вопросы развития ребенка

-Другие (указать какие)

3.Кто чаще выступает инициатором общения?

4.Как Вы оцениваете результаты общения?

-чаще всего конструктивные

- чаще всего как не конструктивные

-в зависимости от содержания беседы

-в зависимости от конкретного родителя

5.С чем связаны трудности в общении с родителями?

-налаживание личного контакта

-выбор содержания беседы

- выбор форм взаимодействия с семьей

-непонимание родителями задач детского сада

-недостаточные знания родителей в области педагогики, психологии

Спасибо за ответы

Анкета для родителей

1.Как часто Вы общаетесь с воспитателями, педагогами по поводу вашего ребенка?

- 2-3 раза в неделю

-По мере необходимости

2.По какому поводу чаще всего Вы общаетесь с педагогами?

-Вопросы здоровья и самочувствия ребенка

-Вопросы успешности ребенка на занятиях

3. Выделите наиболее актуальные и интересные для Вас направления общения с ДОУ.

-Вопросы сохранения здоровья ребенка

4.Какие из перечисленных форм сотрудничества с ДОУ Вам интересны?


Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.

Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей

В. А. Сухомлинский

Одним из основных направлений по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями.

Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему совместно с родителями.

Взаимодействие родителей, хорошо знающих особенности своих детей, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины позволит эффективно решать проблемы оздоровления дошкольников.

В работе с родителями мы сделали упор на пропаганду здорового образа жизни, на знакомство с проводимой в группе работой по формированию здорового образа жизни у детей, и вовлечение родителей в неё. Но проблема в том, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников спортивных мероприятий. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективность работы дают такие формы работы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка. Одной из таких форм являются совместные занятия физическими упражнениями родителей и детей. На них родители приобретают не только теоретические знания, но и овладевают практическими умениями в области физического воспитания детей. А в случае участия педагога, руководителя физического воспитания и родителей происходит сплочение семейных отношений между детьми и родителями.

Физкультурные досуги, праздники, развлечения являются радостными событиями в жизни детей. Они позволяют продемонстрировать привычки ЗОЖ, двигательные навыки и психофизические качества.

Родители должны быть постоянными участниками всех конкурсов, проводимых в дошкольном учреждении. Необходимо проводить практические семинары, дни открытых дверей и другие мероприятия. Когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков, тогда будут правильно сформированы навыки здорового образа жизни у дошкольников.

Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по проблеме здорового образа жизни позволяет привить детям чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать спортивную форму и стремиться к достижению новых знаний и умений. Активизирую роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых, можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников.

Мы убеждены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом - один из основных аспектов воспитания.

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Пропаганда общественного дошкольного воспитания.

3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

4. Установка на совместную работу с целью решения всех психолого – педагогических проблем развития ребёнка.

5. Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через тренинги, консультации, семинары.

6. Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

Формы работы с родителями:

1. Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций.

2. Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.

Консультативная работа (использование СМИ, информационные стенды, тематические уголки и папки передвижки в группах).

- Использование Интернет-ресурсов (размещение информации на сайте ДОУ, использование интерактивных форм взаимодействия).

- советы и рекомендации родителям, информируем о проводимых мероприятиях, отчитываемся о проделанной работе и сообщаем о своих успехах и победах в конкурсах и соревнованиях.

- Проводим работу с родителями оформление Уголков Здоровья, папок-передвижек с материалом по формированию у детей привычки здорового образа жизни; (разработка и распространение наглядных материалов (закладок, буклетов, листовок), с призывом вести здоровый образ жизни самим и приучать к этому своих детей;

Рекомендации для родителей:

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, родитель, ребенок, детский сад, двигательная активность, дошкольное учреждение, призыв вести, работа, семья.

Похожие статьи

Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ.

здоровый образ жизни, детский сад, семья, ребенок, физическая культура, двигательная активность, дошкольное детство, дошкольное образование, дошкольный возраст, физическая нагрузка.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании.

здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, родитель, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, основная задача, рациональная двигательная активность, рациональное питание, принцип морали.

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного.

здоровый образ жизни, дошкольное учреждение, родитель, семья, ребенок, формирование основ, педагогический процесс, детский сад, педагог, двигательная активность.

Взаимодействие семьи и образовательной организации как.

Перед детским садом стоит задача использовать новые формы работы. Повысить педагогическую компетентность и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Организация здоровьесберегающей деятельности старших.

здоровый образ жизни, ребенок, родитель, развитие, здоровье, свежий воздух, рациональное питание, детский сад, дошкольный возраст, здоровый образ жизни детей.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего.

ребенок, блок, Здоровый образ жизни, представление детей, правильное питание, перспективный план, мое тело, культура питания, детский сад, укрепление здоровья. Похожие статьи. Формирование здорового образа жизни.

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию представлений.

здоровый образ жизни, формирование представлений, родитель, детский сад, ранний возраст, дошкольный возраст, дошкольное образование, семья, форма взаимодействия, ребенок.

Территория сотрудничества семьи и ДОУ по формированию.

здоровый образ жизни, родитель, детский сад, физическая культура, ребенок, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, семья, семейное воспитание, воспитание детей.

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей.

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное учреждение, физическое воспитание, дошкольный возраст, здоровый ребенок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья и детский сад – это важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребенка. У семейного и общественного дошкольного воспитания различное предназначение, у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут заменить друг друга.

Сотрудничество семьи и педагогов предполагает объединение их усилий, их совместную деятельность, выстраивание партнерских отношений, для обеспечения максимально благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и дошкольном учреждении.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, причем решать системно и сообща. Оздоровление детей - это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная систематически спланированная работа всех участников образовательного процесса на длительный срок.

Проанализировав информацию о заболеваемости детей нашей группы, я пришла к выводу, что состояние здоровья детей требует особого внимания родителей и специалистов ДОУ.

Лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДОУ позволит организовать более эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей, предполагающую формирование у семей воспитанников ДОУ потребности в здоровом образе жизни и как следствие снижение заболеваемости детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.

Основание для инициации проекта

Нормативно правовые документы

- Устав детского сада

Установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по формированию навыков здорового образа жизни у детей.

1. Актуализация у родителей потребности в диалоге с педагогами, в совместной деятельности с ними по вопросам оздоровления детей.

2. Расширение представлений родителей о ценности здорового образа жизни.

3. Помощь родителям в оценки собственных методов приобщения детей к здоровому образу жизни.

4. Приобретение родителями и педагогами опыта сотрудничества по созданию благоприятных условий для оздоровления ребёнка в ДОУ и дома.

5. Приобретение родителями знаний, практических умений и навыков осуществления совместной оздоровительной работы.

Планируемые показатели эффективности

1.Создание системы совместных мероприятий, направленных на установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по вопросам формирования навыков здорового образа жизни.

2. Снижение уровеня заболеваемости детей в группе.

3.Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья.

4. Повышение активности родителей в совместной с педагогом деятельности по формированию здорового образа жизни детей.

5. Обогащение опыта сотрудничества педагогами по созданию благоприятных условий для оздоровления ребёнка.

Раздел 3. Дорожная карта проекта

Анализ медицинских карт детей. Получить и проанализировать информацию о состоянии здоровья детей нашей группы.

Анкетирование «Выявление уровня осведомленности родителей в вопросах оздоровления.

Выявление уровня осведомленности родителей в вопросах оздоровления.

Выявить, как организован режим дня дома.

Анализ собранной информации.

Выделение актуальных задач, определение тем, форм и методов для решения этих задач.

Актуализировать у родителей потребность в здоровом образе жизни всей семьи.

Информировать родителей о важности соблюдения режима

Участие в проведении утренней гимнастики и физкультуры вместе с детьми, игры на прогулке.

Информирование родителей об оздоровительной работе, осуществляемой в группе и ДОУ.

Создать условия для творческого сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада.

Знакомить родителей с методами профилактики простудных заболеваний..

Познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях. Создать условия для обмена семейным опытом по физическому воспитанию дошкольников.

Информация о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах и их значении для развития детского организма.

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.

Распространение лучшего опыта семейного воспитания.

Формирование единого подхода к правилам питания ребенка в ДОУ и дома.

Приобретение родителями практических умений в приготовлении полезных для ребенка блюд.

Привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада.

Дать представление родителям, в какие игры целесообразнее играть с детьми.

Привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада.

Повышение интереса у детей, для занятий физкультурой дома.

Познакомить родителей с гимнастикой для глаз, самомассажем биологически активных точек на лице. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей.

Практикум для родителей

Познакомить родителей с причинами, влияющими на нарушения осанки.

Разучить комплекс ЛФК при нарушениях осанки.

Расширение и углубление представлений о сущности обсуждаемой проблемы.Развитие умения видеть явление с разных сторон

Мастер-класс с родителями по освоению технологии закаливания

Повысить компетентность родителей в вопросах оздоровления детей

1. Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка? (нужное отметить V).

2. Вы занимаетесь физкультурой и спортом? (нужное отметить V).

3. Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом? (нужное отметить V).

г) не занимается

4. Считаете ли Вы свое питание рациональным? (нужное отметить V).

г) затрудняюсь ответить

5. Считаете ли Вы питание своего ребенка рациональным? (нужное отметить V).

г) затрудняюсь ответить

6. Какой отдых Вы предпочитаете для ребенка? (нужное отметить V).

7. Как Ваши дети проводят досуг?

8. Есть ли у Вас дома спортивный уголок? (нужное отметить V).

8. Есть ли у Вашего ребенка какие-либо спортивные принадлежности, например мяч, скакалка, лыжи, коньки и т. д (перечислить).

Читайте также: