Чем вы можете объяснить расцвет науки в исламском мире кратко

Обновлено: 30.06.2024

Вопрос по истории:

Чем вы можете объяснить расцвет науки в исламском мире

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 22.06.2017 20:05
  • История
  • remove_red_eye 11598
  • thumb_up 5
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

Назир аль-Дин аль-Тузи был еще совсем молодым человеком, когда ассасины сделали ему предложение, от которого он не смог отказаться. Его родной город был опустошен нашествием монголов, и поэтому в начале XIII века аль-Тузи, многообещающий астроном и философ, переселился в легендарную крепость Аламут, находившуюся в горах на севере Персии. Он жил в закрытой еретической секте мусульман-шиитов, члены которой практиковали политические убийства как тактическое средство борьбы и совершали их, согласно легенде, в состоянии одурманенности гашишем, за что были прозваны гашишинами. Хотя позже аль-Тузи заявлял, что в Аламуте его удерживали против его воли, тамошняя библиотека славилась своим собранием книг, и аль-Тузи там благоденствовал, публикуя работы по астрономии, этике, математике и философии, которые характеризовали его как одного из величайших интеллектуалов своей эпохи. Когда же в 1256 году крепость осадили войска Халагу, внука Чингизхана, аль-Тузи практически без колебаний решил, на чьей стороне быть. Он присоединился к Халагу и вместе с ним участвовал в походе на Багдад, который пал в 1258 году. Благодарный Халагу построил ученому обсерваторию в Марагхе, что на северо-западе нынешнего Ирана.

Ловкость и идеологическая гибкость аль-Тузи в том, что касалось получения ресурсов для научных исследований, впоследствии окупились сполна. Ученые считают, что путь к современной астрономии идет через ту работу, которую в XIII-XIV веках осуществили в Марагхе и Аламуте аль-Тузи и его последователи. Это путь, идущий через Афины, Багдад, Дамаск, через дворцы халифов и подвальные лаборатории алхимиков; он характерен не только для астрономии, но и для науки вообще.

Руководствуясь призывом Корана искать новые знания и изучать природу ради обнаружения знаков Творца, вдохновленные найденным кладом древнегреческой мудрости, мусульмане создали общество, которое в Средние века было научным центром мира. Арабский язык был синонимом образования и науки на протяжении 500 лет - золотой эпохи, которая может считаться предтечей современных университетов, алгебры, наименования небесных тел и даже представления о науке как эмпирическом исследовании. "Ничто в Европе не могло сравниться с тем, что происходило в исламском мире, в особенности до 1600 года", - говорит Джамиль Багеп, профессор истории науки из университета Оклахомы.

Проникновение именно этого знания в Западную Европу, считают историки, стало топливом для Ренессанса и научной революции. "Цивилизации не только сталкиваются", - говорит доктор Абдельхамид Сабра, бывший профессор истории арабской науки в Гарварде, - "они могут учиться друг у друга. Ислам в этом смысле дает хороший пример". Интеллектуальная преемственность арабов и Греции является одним из величайших событий в истории, считает он. "Ее масштаб и последствия неизмеримы, причем не только для исламских стран, но и для Европы и всего мира".

Однако историки полагают, что об этом золотом веке до сих пор очень мало известно. Лишь малая часть основных научных работ того времени переведена в арабского, а тысячи манускриптов вообще никогда не читались современными учеными. Доктор Сабра характеризует историю исламской науки как "дисциплину, которая еще не началась".

Богатая интеллектуальная история ислама, как замечают ее носители, разоблачает образ, сложившийся образ, возникший под влиянием последних событий в мире. Традиционно ислам поощрял занятия наукой и образованием. "Между исламом и наукой не существует конфликта", - говорит Осман Бакар из Центра мусульмано-христианского понимания в Джорджтауне. "Знание является частью веры", - добавляет Фарук эль-Баз, геолог из университета Бостона, бывший советником по науке президента Египта Анвара эль-Садата, - "когда ты больше знаешь, ты лучше видишь присутствие Бога". Поэтому точка зрения, согласно которой современная исламская наука является "ужасной", как однажды определил ее Абдус Салам, первый мусульманин, получивший Нобелевскую премию в области физики, неотступно преследует восточных ученых. "Мусульмане испытывают своего рода ностальгию по прошлому, когда они были доминирующими распространителями научных знаний", - говорит доктор Бакар. Отношения религии и науки породили много споров в исламском мире, утверждают он и другие исследователи. Одни исследователи и историки призывают к созданию мусульманской науки, опирающейся на духовные ценности, игнорируемые западной наукой, другие доказывают, что религиозный консерватизм на Востоке уменьшил скепсис, необходимый для развития настоящей науки.

Золотой век

Когда армии приверженцев пророка Мухамеда в VII – VIII веках начали свое нашествие, захватив территории от Испании до Персии, они также включили в свое духовное наследие работы Платона, Аристотеля, Демокрита, Пифагора, Архимеда и других греческих мыслителей. Эллинская культура в свое время распространялась на восток с армиями Александра Македонского, а также религиозными меньшинствами, включая различные христианские секты, считает историк средневековой науке из университета Висконсина Давид Линдберг. Мусульманские завоеватели, по большей части не владевшие грамотностью, обратились к местной интеллигенции за помощью в управлении, говорит Линдберг. В процессе этого взаимодействия они восприняли греческую мудрость, которую еще предстояло передать на Запад и даже перевести на латынь. "На Западе существовало только поверхностное представление о научном наследии Эллады, Восток же владел всем этим богатством", - говорит Линдберг.

В IX веке в Багдаде Калиф Абу аль-Аббас аль-Маммун, сын знаменитого Гаруна Аль-Рашида, основал учреждение, занимавшееся переводом текстов, которое было назвал Домом мудрости. Среди первых переводов на арабский оказалась работа александрийского философа Птолемея "Альмагест", в которой описывалась Вселенная, где Солнце, Луна, другие планеты и звезды вращались вокруг Земли. Для арабских ученых эта работа стала основой космологии, применявшейся на протяжение последующих 500 лет. Евреи, христиане и мусульмане внесли свой вклад в расцвет науки, искусства, медицины и философии, который продолжался по крайней мере 500 лет и происходил на пространстве от Испании до Персии. Его пик, считают историки, пришелся на Х – XI века, когда жили три великих восточных мыслителя: Абу аль-Хасан ибн аль-Хайтам, известный также как Альхазен, аль-Бируни и Абу Али аль-Хуссейн ибн Сина, известный как Авицена.

Аль-Хайтам, родившийся в Ираке в 965 году, экспериментировал со светом и зрением, заложив основания современной оптики. Известен он еще и представлением о том, что наука должна основываться на эксперименте, а не только на философской аргументации. "По своим достижениям в математике он стоит в одном ряду с Архимедом, Кеплером, Ньютоном", - считает доктор Линдберг. Математик, астроном и географ аль-Бируни, родившийся на территории современного Узбекистана в 973 году, написал 146 работ общим объемом 13 тысяч страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии. Ибн Сина, врач и философ, родился под Бухарой (также на территории современного Узбекистана) в 981 году. Он стал составителем медицинской энциклопедии "Каноны медицины", которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.

Ученые полагают, что такое развитие науки на средневековом Востоке объясняется несколькими причинами. Во-первых наука имела мистический ореол, это был иной способ ощутить единство творения, что является центральным положением ислама. "Человек, изучающий анатомию, таким образом укрепит свою веру во всесилие и единство Бога всемогущего", - говорит высказывание, часто приписываемое Абулу-Валиду Мухаммаду ибн-Рушд, известному также как Аверроэс, анатому и философу XIII века.

Стучась в небесные врата

Другая причина состоит в том, что ислам, как это отмечает Дэвид Кинг, историк науки из университета Гете во Франкфурте, в своей книге "Астрономия на службе ислама", опубликованной в 1993 году, одна из немногих религий в человеческой истории, в которой научные процедуры необходимы для осуществления религиозного ритуала. Арабы всегда хорошо разбирались в звездах и использовали их при определении направления перемещений в пустыне, но ислам повысил значение этой науки. Требование того, чтобы при молитве мусульмане обращались лицом к Мекке, к примеру, требовало осведомленности относительно формы и размера Земли. Лучшие мусульманские астрономы составляли таблицы или диаграммы, по которым можно было определить святое направление из любой точки исламского мира. Причем полученные ими результаты по точности намного превосходили то, что требовалось простым крестьянам, ими пользующимся. Астрономы в обсерватории Самарканда, основанной около 1420 года правителем Улугбеком, измеряли положение звезд с точностью до долей градуса, говорит доктор Ёль-Баз.

Исламская астрономия достигла пика своего развития, по крайней мере, с точки зрения Запада, в XIII - XIV веках, когда аль-Тузи и его последователи выступили против ограничений, налагаемых птолемеевской моделью мира, общепринятой на протяжение тысячелетия. По мнению этих философов, небесные тела вращались по круговым орбитам с одинаковой скоростью. Красота попытки Птолемея объяснить очень неравномерное движение планет и Солнца искажениями, возникающими при наблюдении с Земли, была испорчена уточнениями вроде орбит внутри орбит, известных под названием эпициклов, и различными геометрическими преобразованиями. Аль-Тузи нашел способ восстановить большую часть симметрии, присущей модели Птолемея, добавив пару эпициклов к каждой орбите. Идя по его стопам, астроном XIV века Ала аль-Дин Абул-Хасан ибн аль-Шатир смог продвинуться дальше и создать полностью симметричную модель.

Коперник, перевернувший птолемеевское представление о Вселенной, предположив в 1530 году, что планеты вращаются вокруг Солнца, в своих ранних сочинениях выражал идеи, близкие идеям мусульманских астрономов. Это дало некоторым историкам основания предположить, что существует ранее не выявленная связь между Коперником и исламскими астрономами, хотя нет сведений о том, чтобы работы ибн аль-Шатира или аль-Тузи когда-либо переводились на латынь, и поэтому почти наверняка на Западе были неизвестны. Доктор Оуэн Джинджерич, астроном и историк астрономии в Гарварде, полагает, что Коперник мог прийти к этим идеям самостоятельно, однако в целом представление о неправоте Птолемея и необходимости реформирования его модели относится к "тому состоянию научного сознания, которое латинский Запад позаимствовал из ислама".

Закат Востока

Несмотря на свое знание об ошибках Птолемея, исламские астрономы были далеки от того, чтобы отказаться от его модели: уход от нее потребовал бы революции в философии, а также в мировоззрении. "В некотором смысле это начало происходить", - говорит доктор Рагеп из университета Оклахомы. Но на Востоке не было необходимости в создании гелиоцентрической модели Вселенной. Если любое движение является относительным, то не имеет значения, вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли.

С Х по XIII век европейцы, особенно в Испании, переводили арабские трактаты на еврейский и латынь "так быстро, как только могли", - говорит доктор Кинг. Результатом стало возрождение образованности, которая в конце концов трансформировала Западную цивилизацию. Почему же по пути дальнейшего развития не пошла восточная наука? "Удовлетворительно на этот вопрос не ответил никто", - считает доктор Сабра из Гарварда. Историки высказывают ряд версий. Среди них соображение о том, что к XIII веку мощь Исламской империи сошла на нет под давлением крестоносцев с Запада и монголов с Востока. Христиане отвоевали Испанию, в том числе ее великолепные библиотеки в Кордове и Толедо, полные арабской премудрости. В результате исламские центры образования утратили связь друг с другом и с Западом, что привело к постепенному разрушению двух важнейших опор развития науки - коммуникации и финансовой поддержки.

На Западе наука была в состоянии себя окупить, предлагая новые технологии вроде парового двигателя и привлекая финансирование со стороны промышленности, на Востоке же она оставалась зависимой от патронажа и любопытства султанов и халифов. А оттоманы, захватившие арабские земли в XVI веке, были строителями и завоевателями, а не мыслителями, говорит доктор Ёль-Баз, и при них поддержка науки совсем пришла в упадок. "Нельзя ожидать процветания науки в то время, когда общество находится в упадке". Другие исследователи утверждают, что упадок исламской науки виден, только если смотреть западными, секуляризованными, глазами. "Можно прожить и без промышленной революции, если у вас достаточно пищи и верблюдов", - говорит доктор Кинг.

"Так почему же пришла в упадок исламская наука? Ёто очень западный вопрос. Она процветала на протяжение тысячелетия - ни одна цивилизация на Земле не развивалась так долго таким образом".

Исламские научные войны

Унижение при столкновении с западными колониальными властями в XIX веке вызвало настоящую жажду по отношению к западной науке и технологии, или, по крайней мере, экономической и военной мощи, создаваемой с их помощью. Реформаторы, склонявшиеся к модернизации восточной системы обучения, включению в нее западной науки, могли доказывать, что мусульмане просто потребуют обратно то, что им и так принадлежит, поскольку корни западной науки уходят в ислам. В некотором смысле эти попытки были очень удачными. "В некоторых странах, в особенности в Малайзии, Иордании и Пакистане, научные программы вполне современны", - говорит доктор Бакар из Джорджтауна. Даже в Саудовской Аравии, одном из самых консервативных мусульманских государств, обучение наукам ведется на английском языке. Тем не менее в мусульманском мире наука до сих пор развивается с отставанием, - считает Первез Худбхой, пишущий об исламе и науке. По его данным, приведенным в книге "Ислам и наука: религиозная ортодоксия и борьба за рациональность", мусульмане, которые составляют пятую часть населения земного шара, дали только 1% ученых. В Израиле, по его подсчетам, вдвое больше ученых, чем во всем мусульманском мире. Среди других социологических и экономических факторов, отвечающих за упадок мусульманской науки, таких как отсутствие среднего класса, Худбхой выделяет возрастание акцента, который делается на механическом запоминании Корана.

"Представление о том, что все знание есть в Великом Тексте, представляет существенное препятствие развитию науки. Оно рушит все попытки создать мыслящего человека, который способен анализировать, ставить вопросы и творить", - говорит доктор Бруно Гидерони, астрофизик Национального центра научных исследований в Париже, мусульманин по вероисповеданию. "Фундаменталисты критикуют науку просто потому, что она западная". Другие ученые считают отношение консервативных мусульман к науке не столько враждебным, сколько шизофреничным, желающим получения от нее выгод, но не принимающим ее картину мира. "Они могут использовать современные технологии, но не связываются с вопросами взаимоотношения науки и религии", - говорит доктор Бакар.

"Наука не создается в вакууме", - говорил несколько лет назад Севвед Хоссейн Наср, историк науки, философ и профессор исламских исследований в университете Джорджа Вашингтона. "Наука появилась на Западе, в определенных условиях, она основывается на определенных философских предпосылках о природе реальности". Музаффар Икбал, химик, а также президент и основатель Центра ислама и науки в Альберте (Канада), объясняет: "Современная наука не ищет смысла, это находится за пределами ее предметной области. В исламском мире цель неотъемлема, она является частью этой жизни".


Ни для ко­го не сек­рет, что в сред­ние ве­ка ис­лам­ский мир был цент­ром на­уч­ной мыс­ли, в аван­гар­де ци­ви­ли­за­ции, этот пе­ри­од озна­ме­но­вал­ся ко­лос­саль­ны­ми до­сти­же­ни­я­ми в на­уч­ной, эко­но­ми­чес­кой и куль­тур­ной жиз­ни. Од­на­ко се­год­ня на­ука силь­но от­ста­ёт в му­суль­ман­ском ми­ре. По ре­зуль­та­там опро­са про­ве­дён­но­го, Пер­ве­за Худ­б­хои (па­кис­тан­ский фи­зик, про­фес­сор уни­вер­си­те­та в Ис­ла­ма­ба­де, ав­тор ра­бот о свя­зи на­уки и ис­ла­ма, ко­то­рые опуб­ли­ко­ва­ны в его кни­ге 1991 го­да "Ис­лам и на­ука, ре­ли­ги­оз­ная ор­то­док­сия и борь­ба за ра­ци­о­на­лизм"), му­суль­ман за­мет­но ма­ло в ми­ро­вой на­уке, ме­нее 1%, хо­тя каж­дый пя­тый жи­тель пла­не­ты — му­суль­ма­нин. В од­ном ма­лень­ком Из­ра­и­ле учё­ных вдвое боль­ше, чем во всех му­суль­ман­ских стра­нах, вмес­те взя­тых. Как по­лу­чи­лось так, что в те­че­ние 600 лет, с VIII по XIV ве­ка, му­суль­ман­ское ми­ро­воз­зре­ние ас­со­ци­и­ро­ва­лось с пе­ре­до­вы­ми зна­ни­я­ми, а ны­не опус­ти­лось до мра­ко­бе­сия?

Для то­го что­бы от­ве­тить на по­став­лен­ный во­прос пред­ла­гаю со­вер­шить пу­те­шест­вие в на­ше про­ш­лое, ко­то­рое про­лет на свет ин­те­рес­ные фак­ты.

Спер­ва, ду­маю сто­ить рас­ска­зать о при­чи­нах рас­цве­та на­уки в ис­лам­ском ми­ре, о ко­то­рых ма­ло упо­ми­на­ют мно­гие со­вре­мен­ни­ки

Рас­цвет му­суль­ман­ской на­уки на­чал­ся во мно­гом бла­го­да­ря зна­ни­ям, при­о­бре­тен­ным от древ­нег­ре­чес­ких мыс­ли­те­лей. Пер­во­на­чаль­но рас­прост­ра­не­ние эл­ли­нис­ти­чес­кой куль­ту­ры на вос­ток на­ча­лось с по­хо­дов Алек­сан­дра Ма­ке­дон­ско­го и про­ис­хо­ди­ло в ос­нов­ном че­рез гре­чес­кие по­се­ле­ния, так что ког­да в VII и VIII ве­ках ара­вий­ские ар­мии му­суль­ма­не за­хва­ти­ли об­шир­ные тер­ри­то­рии от Пер­сии до Се­вер­ной Аф­ри­ки и Ис­па­нии, в их ру­ки в ка­чест­ве тро­фе­ев по­па­ло боль­шое чис­ло ра­бот Пла­то­на, Арис­то­те­ля, Пи­фа­го­ра, Де­мок­ри­та, Ар­хи­ме­да и дру­гих гре­чес­ких уче­ных. Му­суль­ма­не вы­во­зи­ли в Ха­ли­фат це­лые биб­лио­те­ки, и вско­ре гре­чес­ких ма­ну­скрип­тов на­ко­пи­лось так мно­го, что при­шлось ор­га­ни­зо­вы­вать цент­ры по их сис­те­ма­ти­чес­ко­му пе­ре­во­ду.

Дру­гой при­чи­ной, по­слу­жив­шей толч­ком бур­но­му раз­ви­тию на­уки, бы­ла под­держ­ка со сто­ро­ны ха­ли­фов. К при­ме­ру, один из круп­ней­ших про­све­ти­тель­ских цент­ров "Дом муд­рос­ти" был уч­реж­ден в IX ве­ке в Баг­да­де ха­ли­фом Абу аль-Аб­ба­сом аль-Ма­му­ном для аб­сорб­ции гре­чес­ких зна­ний. На­чи­ная с это­го мо­мен­та, он взял под опе­ку раз­ви­тие на­уки в Ха­ли­фа­те. Сре­ди пер­вых ра­бот, пе­ре­ве­ден­ных в этом сред­не­ве­ко­вом на­уч­ном цент­ре с гре­чес­ко­го язы­ка на араб­ский, бы­ла ра­бо­та алек­сан­дрий­ско­го аст­ро­но­ма Клав­дия Пто­ле­мея (90-161), ны­не из­вест­ная как "Аль­ма­гест" ("Аль-Мад­жис­ти" — араб­ский ва­ри­ант гре­чес­ко­го на­зва­ния "Megiste syntaxis", что озна­ча­ет "Ве­ли­кое по­стро­е­ние"). "Аль-Мад­жис­ти" ста­ла ос­но­вой кос­мо­ло­гии на по­сле­ду­ю­щие 500 лет.

На­ря­ду с вы­ше­упо­мя­ну­ты­ми фак­то­ра­ми сто­ит от­ме­тить и тот факт, что раз­ви­тие на­уки спо­собст­во­ва­ла по­треб­ность му­суль­ман в со­блю­де­нии сво­их ре­ли­ги­оз­ных ри­ту­а­лов. Фак­ти­чес­ки, ис­лам — единст­вен­ная ре­ли­гия, со­блю­де­ние ри­ту­а­лов ко­то­рой пред­по­ла­га­ет на­ли­чие аст­ро­но­ми­чес­ких по­зна­ний, ибо му­суль­ма­нин, где бы он не на­хо­дил­ся, всег­да дол­жен мо­лить­ся стро­го в сто­ро­ну Мек­ки. В част­нос­ти, еще до кру­го­свет­ных пу­те­шест­вий Ма­гел­ла­на му­суль­ман­ским уче­ным бы­ло из­вест­но, что зем­ля круг­лая — это зна­ние бы­ло им прак­ти­чес­ки не­об­хо­ди­мо для со­став­ле­ния таб­лиц, по ко­то­рым му­суль­ма­не в лю­бой точ­ке ми­ра мог­ли на­хо­дить "киб­лу" — свя­щен­ное на­прав­ле­ние на Мек­ку. Имен­но по­это­му один из на­прав­ле­ний на­уки, ко­то­рым му­суль­ма­не за­ни­ма­лись боль­шим эн­ту­зи­аз­мом, бы­ло аст­ро­но­мия.

То же са­мое мож­но ска­зать и о крес­то­нос­цах и ис­пан­ской Ре­кон­кис­те (отво­е­ва­ние Кор­дов­ско­го ха­ли­фа­та). При­ме­ча­тель­но, что в от­ли­чие от мон­го­лов, ко­то­рые бы­ли вар­ва­ра­ми, не имев­ши­ми свою куль­ту­ру, и раз­ру­шав­ши­ми все на сво­ем пу­ти, крес­то­нос­цы и ре­кон­ки­с­ты во вре­мя за­во­е­ва­тель­ных войн не раз­ру­ша­ли на­уч­ные цент­ры му­суль­ман. Пос­ле крес­то­вых по­хо­дов ев­ро­пей­цы на­ча­ли на­ко­нец-то мыть­ся, узна­ли, что та­кое ба­ня, мы­ло и зер­ка­ло.

В пе­ри­од фран­цуз­ско­го и бри­тан­ско­го гос­подст­ва в араб­ском ми­ре (ХIХ-ХХ вв.) по­явил­ся еще один ко­зел от­пу­ще­ния — Ев­ро­па. Но ан­гло-фран­цуз­ская ин­тер­вен­ция бы­ла срав­ни­тель­но ко­рот­кой и за­вер­ши­лась бо­лее пол­ве­ка на­зад. Пос­ле Вто­рой Ми­ро­вой Вой­ны роль зло­дея Ев­ро­пы пе­ре­шли к Со­еди­нен­ным Шта­там. По­пыт­ка пе­ре­ло­жить ви­ну на Аме­ри­ку по­лу­чи­ла зна­чи­тель­ную под­держ­ку, но по тем же при­чи­нам, что и в слу­чае с Бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей, оста­ет­ся не­убе­ди­тель­ной. Ан­гло-фран­цуз­ское втор­же­ние и аме­ри­кан­ское вли­я­ние, как и мон­голь­ские за­во­е­ва­ния, бы­ли следст­ви­ем, а не при­чи­ной внут­рен­ней сла­бос­ти му­суль­ман­ских стран. Кста­ти, не­ко­то­рые му­суль­ман­ские стра­ны, не­ког­да вхо­див­шие в со­став Бри­тан­ской им­пе­рии, в на­ше вре­мя сде­ла­ли ог­ром­ный ска­чок в раз­ви­тии. Яр­кий при­мер то­му – Ма­лай­зия, ОАЭ, Ка­тар.

На мой взгляд, все вы­ше­пе­ре­чис­лен­ные три при­чи­ны не вы­дер­жи­ва­ют ни­ка­кой кри­ти­ки. Мон­голь­ское на­шест­вие, крес­то­вые по­хо­ды и за­пад­ный ко­ло­ни­а­лизм, бес­спор­но, на­нес­ли ог­ром­ный ущерб, но толь­ко в свое вре­мя. С мо­мен­та окон­ча­ния крес­то­вых по­хо­дов и мон­голь­ско­го на­шест­вия про­шло 8 ве­ков, а ко­ло­ни­аль­ная эпо­ха за­кон­чи­лась пол­ве­ка то­му на­зад. К при­ме­ру, Ин­дия на­хо­ди­лась под Бри­тан­ской им­пе­ри­ей на про­тя­же­нии трех­сот лет, в на­ше вре­мя за­ни­ма­ет вто­рое мес­то в ми­ре в об­лас­ти про­грам­м­но­го обес­пе­че­ния. Юж­ная Ко­рея со­всем не­дав­но вы­рва­лась из-под ко­ло­ни­аль­но­го вла­де­ния Япо­нии, а сей­час за­ни­ма­ет ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции в об­лас­ти вы­со­кой тех­но­ло­гии. Ки­тай, ко­то­рый ны­не счи­та­ет­ся вто­рой ми­ро­вой дер­жа­вой, сто лет то­му на­зад был под гне­том за­пад­но­го ко­ло­ни­а­лиз­ма и япон­ско­го ми­ли­та­риз­ма. Син­га­пур, Тай­вань, Гон­конг то­же ощу­ти­ли на се­бе все пре­лес­ти ко­ло­ни­а­лиз­ма, а те­перь это вы­со­ко­раз­ви­тые стра­ны. Для срав­не­ния, по уров­ню об­ра­зо­ва­ния Син­га­пур об­го­ня­ет не­ко­то­рые Ев­ро­пей­ские стра­ны. Ин­те­рес­ный факт: пос­ле­во­ен­ные го­ды Еги­пет и Япо­ния на­хо­ди­лись на оди­на­ко­вом уров­не раз­ви­тия, где сей­час Япо­ния, а где Еги­пет да­же го­во­рить не сто­ит.

Изощ­рен­ная иг­ра в по­ис­ки ви­но­ва­то­го на­це­ле­на и на ос­но­вы са­мо­го му­суль­ман­ско­го об­щест­ва. Од­ной из них яв­ля­ет­ся ре­ли­гия, то есть ис­лам. Но об­ви­нять ис­лам не убе­ди­тель­но. В от­ли­чие от Сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пы, где Ва­ти­кан сжи­гал на кост­ре уче­ных и устра­ивал го­не­ния на ина­ко­мыс­ля­щих и кро­ва­вые бой­ни (вспом­ни­те хо­тя бы Вар­фо­ло­мей­скую ночь), ис­лам­ский мир был цент­ром ци­ви­ли­за­ции и про­грес­са. Имен­но в ран­нюю эпо­ху Ис­ла­ма му­суль­ма­не про­дол­жи­ли раз­ви­тие на­уки, унас­ле­до­ван­ную от гре­ков, со­зда­ва­ли но­вые от­рас­ли хо­зяйст­ва и фаб­ри­ки, а тор­гов­ля до­стиг­ла бес­пре­це­дент­но­го уров­ня. Имен­но там ис­лам­ское об­щест­во до­би­лось опре­де­лен­ной сте­пе­ни сво­бо­ды мыс­ли и са­мо­вы­ра­же­ния, что при­ве­ло ту­да пре­сле­ду­е­мых ев­ре­ев и дис­си­ден­тов-хрис­ти­ан.

В те­ни по­ис­ках ви­но­ва­тых и бур­ных об­суж­де­ний мно­гие умы, как я за­ме­тил в хо­де сво­их рас­сле­до­ва­ний, упус­ка­ют один ис­то­ри­чес­кий мо­мент, ко­то­рый из­ред­ка всплы­ва­ет на­ру­жу, но ко­то­ро­го прак­ти­чес­ки ма­ло за­ме­ча­ют.

Раз­ви­тие на­уч­ной мыс­ли, в част­нос­ти под вли­я­ни­ем древ­нег­ре­чес­кой на­уки и ло­ги­ки (мно­гие про­из­ве­де­ния древ­нег­ре­чес­ких уче­ных к это­му вре­ме­ни бы­ли пе­ре­ве­де­ны на араб­ский язык), при­ве­ло к то­му, что идей­ные пред­ста­ви­те­ли гос­подст­ву­ю­щих клас­сов, му­суль­ман­ские му­та­кал­ли­мы (му­суль­ман­ские тео­ло­ги-схо­ла­с­ты, для ко­то­рых кри­те­ри­ем ис­ти­ны бы­ла ве­ра), вы­нуж­де­ны бы­ли в борь­бе про­тив ра­ци­о­на­лиз­ма, сво­бо­до­мыс­лия и дру­гих тен­ден­ций при­бе­гать к ра­ци­о­на­лис­ти­чес­кой ар­гу­мен­та­ции и ло­ги­ки, од­ним сло­вом ис­поль­зо­вать ору­жие вра­га про­тив са­мо­го не­го.

Для Га­за­ли все при­род­ные про­цес­сы впи­сы­ва­ют­ся в по­ря­док, пре­ду­смот­рен­ный бо­жест­вен­ной во­лей, спо­соб­ной раз­ру­шить их за од­но мгно­ве­ние. Вся­кая идея о су­щест­во­ва­нии нор­мы, внеш­ней по от­но­ше­нию к су­ще­му, внеш­ней не­об­хо­ди­мос­ти ис­клю­че­на.

Та­ким об­ра­зом, ожес­то­чен­ная схват­ка меж­ду ра­ци­о­на­лиз­мом и ор­то­док­си­ей за­вер­ши­лась в поль­зу вто­рой. Ре­зуль­тат не за­ста­вил се­бя дол­го ждать. Кле­ри­ка­лы за­пре­ти­ли сво­бо­до­мыс­лие, ло­ги­ку и следст­вен­но-при­чин­ную связь, без ко­то­рых не­воз­мож­но пред­ста­вить раз­ви­тие на­уки. Из про­грам­мы обу­че­ния они ис­клю­чи­ли все пред­ме­ты, оста­вив лишь бо­го­слов­ские. Мед­ре­се, в ко­то­рых ра­ци­о­на­лизм усту­пил мес­то ре­ли­ги­оз­ной ор­то­док­сии, не про­из­во­дил на свет фи­зи­ков, ма­те­ма­ти­ков, аст­ро­но­мов, хи­ми­ков и био­ло­гов. По на­уке в ис­лам­ском ми­ре был на­не­сен ог­ром­ный удар, в ре­зуль­та­те че­го увле­че­ние на­уч­ная мысль быст­ро по­шло на убыль.

В свое вре­мя экс премь­ер-ми­нистр Ма­лай­зии Ма­хат­хир Му­хам­мад го­во­рил, что на­ука ис­чез­ла в ис­лам­ском ми­ре бла­го­да­ря при­хо­ду бо­го­сло­вов, ко­то­рые на­ча­ли вы­дви­гать свою ин­тер­п­ре­та­цию Ис­ла­ма, со­глас­но ко­то­рой на­ука не долж­на вы­хо­дить за рам­ки изу­че­ния ша­ри­ат­ских на­ук .

Со­вре­мен­ни­ки ха­ли­фа, ока­зы­ва­ет­ся, то­же не ушли да­ле­ко. Вмес­то то­го, что­бы спо­собст­во­вать раз­ви­тие на­уки, ны­неш­ние пра­ви­те­ли пред­по­чи­та­ют тра­тить свое со­сто­я­ние, ку­да угод­но, толь­ко не на об­ра­зо­ва­ние и на­уку. Один из при­ме­ров то­му сле­ду­ю­щий пас­саж из но­вост­ной лен­ты:

За­клю­че­ние

Он пре­вра­тил Са­мар­канд в один из ми­ро­вых цент­ров на­уки сред­не­ве­ковья. Здесь в пер­вой по­ло­ви­ны XV ве­ка, во­круг Улуг­бе­ка воз­ник­ла це­лая на­уч­ная шко­ла, объ­еди­нив­шая вид­ных аст­ро­но­мов и ма­те­ма­ти­ков — Ги­я­сид­ди­на Джам­ши­да Ка­ши, Ка­зи­за­де Ру­ми, Али Куш­чи. В Са­мар­кан­де в то вре­мя жи­ли ис­то­рик Ха­фи­зи Аб­ру, на­пи­сав­ший за­ме­ча­тель­ный труд по ис­то­рии Сред­ней Азии, зна­ме­ни­тый ме­дик Мав­ло­но На­фис, по­эты Си­ра­жид­дин Са­мар­кан­ди, Сак­ка­ки, Лу­т­фи, Ба­дах­ши др.

С кон­чи­ной Улуг­бе­ка при­шел и упа­док на­уки в Ма­ве­ран­нах­ре – Са­мар­канд по­те­рял бы­лую сла­ву, не­ког­да ве­ли­кий уче­ный мир ушел в заб­ве­ния. Здесь боль­ше не рож­да­лись ве­ли­кие уче­ные, и не тво­ри­лись на­уч­ные от­кры­тия. Так не­ког­да про­слав­лен­ный на весь мир го­род Са­мар­канд на­всег­да ушел из аре­ны ми­ро­вой ци­ви­ли­за­ции.

Пос­ле смер­ти Улуг­бе­ка об­ра­зо­ва­ние под­верг­лось кар­ди­наль­ной ре­струк­ту­ри­за­ции. Обу­че­ние де­тей на­чи­на­лось в мак­та­бах с 6 лет, где они изу­ча­ли: араб­ский ал­фа­вит и по­средст­вом бук­вос­ла­га­тель­но­по ме­то­да на­чи­на­ли чи­тать хафть­як, со­дер­жа­щий из­бран­ные ме­с­та ко­ра­на. Де­ти пло­хо осва­ива­ли не­по­нят­ный араб­ский текст, на­чи­на­ли за­зуб­ри­вать его и по су­щест­ву оста­ва­лись без­гра­мот­ны­ми. Де­ти наибо­лее за­жи­точ­ных лю­дей пе­ре­хо­ди­ли из мак­та­ба в мед­ре­се, где учи­лись ос­но­вам араб­ской грам­ма­ти­ки и бо­го­сло­вию, му­суль­ман­ско­му пра­ву. Сту­ден­ты мед­ре­се де­ли­лись на низ­шую, сред­нюю и выс­шую груп­пы, обу­че­ние в каж­дой из ко­то­рых про­дол­жа­лось 8 лет. Уча­щи­е­ся из бед­ных се­мей час­то го­ло­да­ли. Ва­си­фи в сво­их ме­му­а­рах опи­сы­ва­ет смерть от го­ло­да двух ино­го­род­них сту­ден­тов. Бы­ли слу­чаи вы­ступ­ле­ний про­тив от­дель­ных не­на­вист­ных им Мулл. Му­хам­мед Та­либ опи­сы­ва­ет та­кое вы­ступ­ле­ние сту­ден­тов в бу­хар­ских мед­ре­се. В XVII—XVIII вв. куль­ту­ра и на­ука на­хо­ди­лись под силь­ным вли­я­ни­ем му­суль­ман­ско­го ду­хо­венст­ва, осо­бен­но дер­виш­ских и су­фий­ских ор­де­нов. В этот пе­ри­од мы уже не встре­ча­ем круп­ных уче­ных. Точ­ные и ес­тест­вен­ные на­уки, в раз­ви­тии ко­то­рых на­ро­ды Сред­ней Азии име­ли не­ма­ло за­слуг, бы­ли унич­то­же­ны. Бу­ха­ра ста­но­вит­ся опло­том му­суль­ман­ско­го бо­го­сло­вия.

Те­перь бу­дем ждать, ког­да ис­лам­ский мир вер­нет се­бе бы­лую сла­ву в на­уч­ном ми­ре.

Чем вы можете объяснить расцвет науки в исламском мире.


18 - 19 века можно было назвать арабским Возрождением.

Тогда на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых Особенно много переводов было сделано при Харуне ар - Рашиде и его сыне.

В Багдаде был основан "Дом мудрости" - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги.


Люди помогите, Срочно нужен ответ?

Люди помогите, Срочно нужен ответ.

Нужно : "Единство и многообразие исламского мира" 9 класс.


В чем заключались особенности исламского мира?

В чем заключались особенности исламского мира?

В чем состояли его плюсы и минусы в сравнении с ведущими государствами Европы.


Напишите отличия православного мира от исламской цивилизации?

Напишите отличия православного мира от исламской цивилизации.

Максимум 5 отличий!


Какой мир историки называют античным?

Какой мир историки называют античным.

Где находились его центр и окраины в периуд расцвет в древней греции.


Исламский мир конспект?

Исламский мир конспект.


Объясните в чемвыразтлся расцвет древней руси к началу xii века?

Объясните в чемвыразтлся расцвет древней руси к началу xii века.


Объясните , почему на территории Византии в изучаемый период происходит расцвет культуры, а на территории Западной Европы подобного расцвета не было?

Объясните , почему на территории Византии в изучаемый период происходит расцвет культуры, а на территории Западной Европы подобного расцвета не было?


Объясните почему на территории Византии в изучаемый период происходил расцвет культуры а на территории Западной Европы подобного расцвета не было?

Объясните почему на территории Византии в изучаемый период происходил расцвет культуры а на территории Западной Европы подобного расцвета не было.


Чего достигла исламская цивилизация в науке?

Чего достигла исламская цивилизация в науке?

Науки : астрономия, математика, история, география, медицина


Объясните , почему на территории византии в изучаемый период проходел расцвет культуры , а на территории Западной Европы подобного расцвета не было?

Объясните , почему на территории византии в изучаемый период проходел расцвет культуры , а на территории Западной Европы подобного расцвета не было?

Какие выводы вы можете сделать об истории и культуре славян?


Монро доктрина, декларация принципов внешней политики США, провозглашённая 2 декабря 1823 года в форме послания президента США Дж. Монро конгрессу в связи с усилением борьбы между США и европейскими странами за господство в Латинской Америке. Факти..


Можно узнать что - то новое.


Из истории можно почерпнуть множество уроков. Она поможет не наступать по многу раз на те же грабли. По утверждению одного философа, те, кто забывает свое прошлое, неизбежно его повторят. Знание истории дает представление о существовавших в прошло..


. Кінець XVIII — початок XIX ст. — вкрай несприятливий період в історії українського народу, позначений цілковитим підкоренням України. Більша її частина перетворилася на колонію Російської імперії. У системі міжнародних відносин першої третини XI..


Новыеземлипривлекалисвоими"потенциальными"недрами. Вэтомбылизаинтересованывпервуюочередьбогатыелюди, купцы, потомучтодля них появляласьвозможностьновойторговли, новыхпродуктов. Португальцыимелиудобноерасположениестраны : выход кморю, азначит, быстр..


Батый внук Чингисхана напал на русь Дальше русь платила дань 8 сентября 1380 года на Куликовском поле произошла битва по объединением Донского В ходе битвы Мамай был обращён в бегство как и все его войско.


Став полноправным диктатором, Наполеон в корне изменил государственное устройство страны. Внутренняя политика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции. Наполеон провёл административную реформу.


Россия не могла сотрудничать с Германией в первой мировой войне, хотя бы лишь потому, что Германия находилась в одном союзе с Османской империей. Турция же, она и есть Османская империя, всегда затрагивала сферы влияния России на Балканах, ущемляла ..


Фараоны приказывали простым египтянам работать, что бы они строили пирамиды, более 50 человек тащили один куб с горы, почти каждый день фараон менял людей потому что те умирали от жажды и бессилия. Пирамиды строили для того чтобы хоронить там важных..

Читайте также: