Чем вы можете объяснить расцвет науки в исламском мире кратко
Обновлено: 30.06.2024
Вопрос по истории:
Чем вы можете объяснить расцвет науки в исламском мире
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!
- 22.06.2017 20:05
- История
- remove_red_eye 11598
- thumb_up 5
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!
История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.
Назир аль-Дин аль-Тузи был еще совсем молодым человеком, когда ассасины сделали ему предложение, от которого он не смог отказаться. Его родной город был опустошен нашествием монголов, и поэтому в начале XIII века аль-Тузи, многообещающий астроном и философ, переселился в легендарную крепость Аламут, находившуюся в горах на севере Персии. Он жил в закрытой еретической секте мусульман-шиитов, члены которой практиковали политические убийства как тактическое средство борьбы и совершали их, согласно легенде, в состоянии одурманенности гашишем, за что были прозваны гашишинами. Хотя позже аль-Тузи заявлял, что в Аламуте его удерживали против его воли, тамошняя библиотека славилась своим собранием книг, и аль-Тузи там благоденствовал, публикуя работы по астрономии, этике, математике и философии, которые характеризовали его как одного из величайших интеллектуалов своей эпохи. Когда же в 1256 году крепость осадили войска Халагу, внука Чингизхана, аль-Тузи практически без колебаний решил, на чьей стороне быть. Он присоединился к Халагу и вместе с ним участвовал в походе на Багдад, который пал в 1258 году. Благодарный Халагу построил ученому обсерваторию в Марагхе, что на северо-западе нынешнего Ирана.
Ловкость и идеологическая гибкость аль-Тузи в том, что касалось получения ресурсов для научных исследований, впоследствии окупились сполна. Ученые считают, что путь к современной астрономии идет через ту работу, которую в XIII-XIV веках осуществили в Марагхе и Аламуте аль-Тузи и его последователи. Это путь, идущий через Афины, Багдад, Дамаск, через дворцы халифов и подвальные лаборатории алхимиков; он характерен не только для астрономии, но и для науки вообще.
Руководствуясь призывом Корана искать новые знания и изучать природу ради обнаружения знаков Творца, вдохновленные найденным кладом древнегреческой мудрости, мусульмане создали общество, которое в Средние века было научным центром мира. Арабский язык был синонимом образования и науки на протяжении 500 лет - золотой эпохи, которая может считаться предтечей современных университетов, алгебры, наименования небесных тел и даже представления о науке как эмпирическом исследовании. "Ничто в Европе не могло сравниться с тем, что происходило в исламском мире, в особенности до 1600 года", - говорит Джамиль Багеп, профессор истории науки из университета Оклахомы.
Проникновение именно этого знания в Западную Европу, считают историки, стало топливом для Ренессанса и научной революции. "Цивилизации не только сталкиваются", - говорит доктор Абдельхамид Сабра, бывший профессор истории арабской науки в Гарварде, - "они могут учиться друг у друга. Ислам в этом смысле дает хороший пример". Интеллектуальная преемственность арабов и Греции является одним из величайших событий в истории, считает он. "Ее масштаб и последствия неизмеримы, причем не только для исламских стран, но и для Европы и всего мира".
Однако историки полагают, что об этом золотом веке до сих пор очень мало известно. Лишь малая часть основных научных работ того времени переведена в арабского, а тысячи манускриптов вообще никогда не читались современными учеными. Доктор Сабра характеризует историю исламской науки как "дисциплину, которая еще не началась".
Богатая интеллектуальная история ислама, как замечают ее носители, разоблачает образ, сложившийся образ, возникший под влиянием последних событий в мире. Традиционно ислам поощрял занятия наукой и образованием. "Между исламом и наукой не существует конфликта", - говорит Осман Бакар из Центра мусульмано-христианского понимания в Джорджтауне. "Знание является частью веры", - добавляет Фарук эль-Баз, геолог из университета Бостона, бывший советником по науке президента Египта Анвара эль-Садата, - "когда ты больше знаешь, ты лучше видишь присутствие Бога". Поэтому точка зрения, согласно которой современная исламская наука является "ужасной", как однажды определил ее Абдус Салам, первый мусульманин, получивший Нобелевскую премию в области физики, неотступно преследует восточных ученых. "Мусульмане испытывают своего рода ностальгию по прошлому, когда они были доминирующими распространителями научных знаний", - говорит доктор Бакар. Отношения религии и науки породили много споров в исламском мире, утверждают он и другие исследователи. Одни исследователи и историки призывают к созданию мусульманской науки, опирающейся на духовные ценности, игнорируемые западной наукой, другие доказывают, что религиозный консерватизм на Востоке уменьшил скепсис, необходимый для развития настоящей науки.
Золотой век
Когда армии приверженцев пророка Мухамеда в VII – VIII веках начали свое нашествие, захватив территории от Испании до Персии, они также включили в свое духовное наследие работы Платона, Аристотеля, Демокрита, Пифагора, Архимеда и других греческих мыслителей. Эллинская культура в свое время распространялась на восток с армиями Александра Македонского, а также религиозными меньшинствами, включая различные христианские секты, считает историк средневековой науке из университета Висконсина Давид Линдберг. Мусульманские завоеватели, по большей части не владевшие грамотностью, обратились к местной интеллигенции за помощью в управлении, говорит Линдберг. В процессе этого взаимодействия они восприняли греческую мудрость, которую еще предстояло передать на Запад и даже перевести на латынь. "На Западе существовало только поверхностное представление о научном наследии Эллады, Восток же владел всем этим богатством", - говорит Линдберг.
В IX веке в Багдаде Калиф Абу аль-Аббас аль-Маммун, сын знаменитого Гаруна Аль-Рашида, основал учреждение, занимавшееся переводом текстов, которое было назвал Домом мудрости. Среди первых переводов на арабский оказалась работа александрийского философа Птолемея "Альмагест", в которой описывалась Вселенная, где Солнце, Луна, другие планеты и звезды вращались вокруг Земли. Для арабских ученых эта работа стала основой космологии, применявшейся на протяжение последующих 500 лет. Евреи, христиане и мусульмане внесли свой вклад в расцвет науки, искусства, медицины и философии, который продолжался по крайней мере 500 лет и происходил на пространстве от Испании до Персии. Его пик, считают историки, пришелся на Х – XI века, когда жили три великих восточных мыслителя: Абу аль-Хасан ибн аль-Хайтам, известный также как Альхазен, аль-Бируни и Абу Али аль-Хуссейн ибн Сина, известный как Авицена.
Аль-Хайтам, родившийся в Ираке в 965 году, экспериментировал со светом и зрением, заложив основания современной оптики. Известен он еще и представлением о том, что наука должна основываться на эксперименте, а не только на философской аргументации. "По своим достижениям в математике он стоит в одном ряду с Архимедом, Кеплером, Ньютоном", - считает доктор Линдберг. Математик, астроном и географ аль-Бируни, родившийся на территории современного Узбекистана в 973 году, написал 146 работ общим объемом 13 тысяч страниц, включая пространное социологическое и географическое исследование Индии. Ибн Сина, врач и философ, родился под Бухарой (также на территории современного Узбекистана) в 981 году. Он стал составителем медицинской энциклопедии "Каноны медицины", которая на Западе использовалась в качестве учебника до XVII века.
Ученые полагают, что такое развитие науки на средневековом Востоке объясняется несколькими причинами. Во-первых наука имела мистический ореол, это был иной способ ощутить единство творения, что является центральным положением ислама. "Человек, изучающий анатомию, таким образом укрепит свою веру во всесилие и единство Бога всемогущего", - говорит высказывание, часто приписываемое Абулу-Валиду Мухаммаду ибн-Рушд, известному также как Аверроэс, анатому и философу XIII века.
Стучась в небесные врата
Другая причина состоит в том, что ислам, как это отмечает Дэвид Кинг, историк науки из университета Гете во Франкфурте, в своей книге "Астрономия на службе ислама", опубликованной в 1993 году, одна из немногих религий в человеческой истории, в которой научные процедуры необходимы для осуществления религиозного ритуала. Арабы всегда хорошо разбирались в звездах и использовали их при определении направления перемещений в пустыне, но ислам повысил значение этой науки. Требование того, чтобы при молитве мусульмане обращались лицом к Мекке, к примеру, требовало осведомленности относительно формы и размера Земли. Лучшие мусульманские астрономы составляли таблицы или диаграммы, по которым можно было определить святое направление из любой точки исламского мира. Причем полученные ими результаты по точности намного превосходили то, что требовалось простым крестьянам, ими пользующимся. Астрономы в обсерватории Самарканда, основанной около 1420 года правителем Улугбеком, измеряли положение звезд с точностью до долей градуса, говорит доктор Ёль-Баз.
Исламская астрономия достигла пика своего развития, по крайней мере, с точки зрения Запада, в XIII - XIV веках, когда аль-Тузи и его последователи выступили против ограничений, налагаемых птолемеевской моделью мира, общепринятой на протяжение тысячелетия. По мнению этих философов, небесные тела вращались по круговым орбитам с одинаковой скоростью. Красота попытки Птолемея объяснить очень неравномерное движение планет и Солнца искажениями, возникающими при наблюдении с Земли, была испорчена уточнениями вроде орбит внутри орбит, известных под названием эпициклов, и различными геометрическими преобразованиями. Аль-Тузи нашел способ восстановить большую часть симметрии, присущей модели Птолемея, добавив пару эпициклов к каждой орбите. Идя по его стопам, астроном XIV века Ала аль-Дин Абул-Хасан ибн аль-Шатир смог продвинуться дальше и создать полностью симметричную модель.
Коперник, перевернувший птолемеевское представление о Вселенной, предположив в 1530 году, что планеты вращаются вокруг Солнца, в своих ранних сочинениях выражал идеи, близкие идеям мусульманских астрономов. Это дало некоторым историкам основания предположить, что существует ранее не выявленная связь между Коперником и исламскими астрономами, хотя нет сведений о том, чтобы работы ибн аль-Шатира или аль-Тузи когда-либо переводились на латынь, и поэтому почти наверняка на Западе были неизвестны. Доктор Оуэн Джинджерич, астроном и историк астрономии в Гарварде, полагает, что Коперник мог прийти к этим идеям самостоятельно, однако в целом представление о неправоте Птолемея и необходимости реформирования его модели относится к "тому состоянию научного сознания, которое латинский Запад позаимствовал из ислама".
Закат Востока
Несмотря на свое знание об ошибках Птолемея, исламские астрономы были далеки от того, чтобы отказаться от его модели: уход от нее потребовал бы революции в философии, а также в мировоззрении. "В некотором смысле это начало происходить", - говорит доктор Рагеп из университета Оклахомы. Но на Востоке не было необходимости в создании гелиоцентрической модели Вселенной. Если любое движение является относительным, то не имеет значения, вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли.
С Х по XIII век европейцы, особенно в Испании, переводили арабские трактаты на еврейский и латынь "так быстро, как только могли", - говорит доктор Кинг. Результатом стало возрождение образованности, которая в конце концов трансформировала Западную цивилизацию. Почему же по пути дальнейшего развития не пошла восточная наука? "Удовлетворительно на этот вопрос не ответил никто", - считает доктор Сабра из Гарварда. Историки высказывают ряд версий. Среди них соображение о том, что к XIII веку мощь Исламской империи сошла на нет под давлением крестоносцев с Запада и монголов с Востока. Христиане отвоевали Испанию, в том числе ее великолепные библиотеки в Кордове и Толедо, полные арабской премудрости. В результате исламские центры образования утратили связь друг с другом и с Западом, что привело к постепенному разрушению двух важнейших опор развития науки - коммуникации и финансовой поддержки.
На Западе наука была в состоянии себя окупить, предлагая новые технологии вроде парового двигателя и привлекая финансирование со стороны промышленности, на Востоке же она оставалась зависимой от патронажа и любопытства султанов и халифов. А оттоманы, захватившие арабские земли в XVI веке, были строителями и завоевателями, а не мыслителями, говорит доктор Ёль-Баз, и при них поддержка науки совсем пришла в упадок. "Нельзя ожидать процветания науки в то время, когда общество находится в упадке". Другие исследователи утверждают, что упадок исламской науки виден, только если смотреть западными, секуляризованными, глазами. "Можно прожить и без промышленной революции, если у вас достаточно пищи и верблюдов", - говорит доктор Кинг.
"Так почему же пришла в упадок исламская наука? Ёто очень западный вопрос. Она процветала на протяжение тысячелетия - ни одна цивилизация на Земле не развивалась так долго таким образом".
Исламские научные войны
Унижение при столкновении с западными колониальными властями в XIX веке вызвало настоящую жажду по отношению к западной науке и технологии, или, по крайней мере, экономической и военной мощи, создаваемой с их помощью. Реформаторы, склонявшиеся к модернизации восточной системы обучения, включению в нее западной науки, могли доказывать, что мусульмане просто потребуют обратно то, что им и так принадлежит, поскольку корни западной науки уходят в ислам. В некотором смысле эти попытки были очень удачными. "В некоторых странах, в особенности в Малайзии, Иордании и Пакистане, научные программы вполне современны", - говорит доктор Бакар из Джорджтауна. Даже в Саудовской Аравии, одном из самых консервативных мусульманских государств, обучение наукам ведется на английском языке. Тем не менее в мусульманском мире наука до сих пор развивается с отставанием, - считает Первез Худбхой, пишущий об исламе и науке. По его данным, приведенным в книге "Ислам и наука: религиозная ортодоксия и борьба за рациональность", мусульмане, которые составляют пятую часть населения земного шара, дали только 1% ученых. В Израиле, по его подсчетам, вдвое больше ученых, чем во всем мусульманском мире. Среди других социологических и экономических факторов, отвечающих за упадок мусульманской науки, таких как отсутствие среднего класса, Худбхой выделяет возрастание акцента, который делается на механическом запоминании Корана.
"Представление о том, что все знание есть в Великом Тексте, представляет существенное препятствие развитию науки. Оно рушит все попытки создать мыслящего человека, который способен анализировать, ставить вопросы и творить", - говорит доктор Бруно Гидерони, астрофизик Национального центра научных исследований в Париже, мусульманин по вероисповеданию. "Фундаменталисты критикуют науку просто потому, что она западная". Другие ученые считают отношение консервативных мусульман к науке не столько враждебным, сколько шизофреничным, желающим получения от нее выгод, но не принимающим ее картину мира. "Они могут использовать современные технологии, но не связываются с вопросами взаимоотношения науки и религии", - говорит доктор Бакар.
"Наука не создается в вакууме", - говорил несколько лет назад Севвед Хоссейн Наср, историк науки, философ и профессор исламских исследований в университете Джорджа Вашингтона. "Наука появилась на Западе, в определенных условиях, она основывается на определенных философских предпосылках о природе реальности". Музаффар Икбал, химик, а также президент и основатель Центра ислама и науки в Альберте (Канада), объясняет: "Современная наука не ищет смысла, это находится за пределами ее предметной области. В исламском мире цель неотъемлема, она является частью этой жизни".
Ни для кого не секрет, что в средние века исламский мир был центром научной мысли, в авангарде цивилизации, этот период ознаменовался колоссальными достижениями в научной, экономической и культурной жизни. Однако сегодня наука сильно отстаёт в мусульманском мире. По результатам опроса проведённого, Первеза Худбхои (пакистанский физик, профессор университета в Исламабаде, автор работ о связи науки и ислама, которые опубликованы в его книге 1991 года "Ислам и наука, религиозная ортодоксия и борьба за рационализм"), мусульман заметно мало в мировой науке, менее 1%, хотя каждый пятый житель планеты — мусульманин. В одном маленьком Израиле учёных вдвое больше, чем во всех мусульманских странах, вместе взятых. Как получилось так, что в течение 600 лет, с VIII по XIV века, мусульманское мировоззрение ассоциировалось с передовыми знаниями, а ныне опустилось до мракобесия?
Для того чтобы ответить на поставленный вопрос предлагаю совершить путешествие в наше прошлое, которое пролет на свет интересные факты.
Сперва, думаю стоить рассказать о причинах расцвета науки в исламском мире, о которых мало упоминают многие современники
Расцвет мусульманской науки начался во многом благодаря знаниям, приобретенным от древнегреческих мыслителей. Первоначально распространение эллинистической культуры на восток началось с походов Александра Македонского и происходило в основном через греческие поселения, так что когда в VII и VIII веках аравийские армии мусульмане захватили обширные территории от Персии до Северной Африки и Испании, в их руки в качестве трофеев попало большое число работ Платона, Аристотеля, Пифагора, Демокрита, Архимеда и других греческих ученых. Мусульмане вывозили в Халифат целые библиотеки, и вскоре греческих манускриптов накопилось так много, что пришлось организовывать центры по их систематическому переводу.
Другой причиной, послужившей толчком бурному развитию науки, была поддержка со стороны халифов. К примеру, один из крупнейших просветительских центров "Дом мудрости" был учрежден в IX веке в Багдаде халифом Абу аль-Аббасом аль-Мамуном для абсорбции греческих знаний. Начиная с этого момента, он взял под опеку развитие науки в Халифате. Среди первых работ, переведенных в этом средневековом научном центре с греческого языка на арабский, была работа александрийского астронома Клавдия Птолемея (90-161), ныне известная как "Альмагест" ("Аль-Маджисти" — арабский вариант греческого названия "Megiste syntaxis", что означает "Великое построение"). "Аль-Маджисти" стала основой космологии на последующие 500 лет.
Наряду с вышеупомянутыми факторами стоит отметить и тот факт, что развитие науки способствовала потребность мусульман в соблюдении своих религиозных ритуалов. Фактически, ислам — единственная религия, соблюдение ритуалов которой предполагает наличие астрономических познаний, ибо мусульманин, где бы он не находился, всегда должен молиться строго в сторону Мекки. В частности, еще до кругосветных путешествий Магеллана мусульманским ученым было известно, что земля круглая — это знание было им практически необходимо для составления таблиц, по которым мусульмане в любой точке мира могли находить "киблу" — священное направление на Мекку. Именно поэтому один из направлений науки, которым мусульмане занимались большим энтузиазмом, было астрономия.
То же самое можно сказать и о крестоносцах и испанской Реконкисте (отвоевание Кордовского халифата). Примечательно, что в отличие от монголов, которые были варварами, не имевшими свою культуру, и разрушавшими все на своем пути, крестоносцы и реконкисты во время завоевательных войн не разрушали научные центры мусульман. После крестовых походов европейцы начали наконец-то мыться, узнали, что такое баня, мыло и зеркало.
В период французского и британского господства в арабском мире (ХIХ-ХХ вв.) появился еще один козел отпущения — Европа. Но англо-французская интервенция была сравнительно короткой и завершилась более полвека назад. После Второй Мировой Войны роль злодея Европы перешли к Соединенным Штатам. Попытка переложить вину на Америку получила значительную поддержку, но по тем же причинам, что и в случае с Британией и Францией, остается неубедительной. Англо-французское вторжение и американское влияние, как и монгольские завоевания, были следствием, а не причиной внутренней слабости мусульманских стран. Кстати, некоторые мусульманские страны, некогда входившие в состав Британской империи, в наше время сделали огромный скачок в развитии. Яркий пример тому – Малайзия, ОАЭ, Катар.
На мой взгляд, все вышеперечисленные три причины не выдерживают никакой критики. Монгольское нашествие, крестовые походы и западный колониализм, бесспорно, нанесли огромный ущерб, но только в свое время. С момента окончания крестовых походов и монгольского нашествия прошло 8 веков, а колониальная эпоха закончилась полвека тому назад. К примеру, Индия находилась под Британской империей на протяжении трехсот лет, в наше время занимает второе место в мире в области программного обеспечения. Южная Корея совсем недавно вырвалась из-под колониального владения Японии, а сейчас занимает лидирующие позиции в области высокой технологии. Китай, который ныне считается второй мировой державой, сто лет тому назад был под гнетом западного колониализма и японского милитаризма. Сингапур, Тайвань, Гонконг тоже ощутили на себе все прелести колониализма, а теперь это высокоразвитые страны. Для сравнения, по уровню образования Сингапур обгоняет некоторые Европейские страны. Интересный факт: послевоенные годы Египет и Япония находились на одинаковом уровне развития, где сейчас Япония, а где Египет даже говорить не стоит.
Изощренная игра в поиски виноватого нацелена и на основы самого мусульманского общества. Одной из них является религия, то есть ислам. Но обвинять ислам не убедительно. В отличие от Средневековой Европы, где Ватикан сжигал на костре ученых и устраивал гонения на инакомыслящих и кровавые бойни (вспомните хотя бы Варфоломейскую ночь), исламский мир был центром цивилизации и прогресса. Именно в раннюю эпоху Ислама мусульмане продолжили развитие науки, унаследованную от греков, создавали новые отрасли хозяйства и фабрики, а торговля достигла беспрецедентного уровня. Именно там исламское общество добилось определенной степени свободы мысли и самовыражения, что привело туда преследуемых евреев и диссидентов-христиан.
В тени поисках виноватых и бурных обсуждений многие умы, как я заметил в ходе своих расследований, упускают один исторический момент, который изредка всплывает наружу, но которого практически мало замечают.
Развитие научной мысли, в частности под влиянием древнегреческой науки и логики (многие произведения древнегреческих ученых к этому времени были переведены на арабский язык), привело к тому, что идейные представители господствующих классов, мусульманские мутакаллимы (мусульманские теологи-схоласты, для которых критерием истины была вера), вынуждены были в борьбе против рационализма, свободомыслия и других тенденций прибегать к рационалистической аргументации и логики, одним словом использовать оружие врага против самого него.
Для Газали все природные процессы вписываются в порядок, предусмотренный божественной волей, способной разрушить их за одно мгновение. Всякая идея о существовании нормы, внешней по отношению к сущему, внешней необходимости исключена.
Таким образом, ожесточенная схватка между рационализмом и ортодоксией завершилась в пользу второй. Результат не заставил себя долго ждать. Клерикалы запретили свободомыслие, логику и следственно-причинную связь, без которых невозможно представить развитие науки. Из программы обучения они исключили все предметы, оставив лишь богословские. Медресе, в которых рационализм уступил место религиозной ортодоксии, не производил на свет физиков, математиков, астрономов, химиков и биологов. По науке в исламском мире был нанесен огромный удар, в результате чего увлечение научная мысль быстро пошло на убыль.
В свое время экс премьер-министр Малайзии Махатхир Мухаммад говорил, что наука исчезла в исламском мире благодаря приходу богословов, которые начали выдвигать свою интерпретацию Ислама, согласно которой наука не должна выходить за рамки изучения шариатских наук .
Современники халифа, оказывается, тоже не ушли далеко. Вместо того, чтобы способствовать развитие науки, нынешние правители предпочитают тратить свое состояние, куда угодно, только не на образование и науку. Один из примеров тому следующий пассаж из новостной ленты:
Заключение
Он превратил Самарканд в один из мировых центров науки средневековья. Здесь в первой половины XV века, вокруг Улугбека возникла целая научная школа, объединившая видных астрономов и математиков — Гиясиддина Джамшида Каши, Казизаде Руми, Али Кушчи. В Самарканде в то время жили историк Хафизи Абру, написавший замечательный труд по истории Средней Азии, знаменитый медик Мавлоно Нафис, поэты Сиражиддин Самарканди, Саккаки, Лутфи, Бадахши др.
С кончиной Улугбека пришел и упадок науки в Мавераннахре – Самарканд потерял былую славу, некогда великий ученый мир ушел в забвения. Здесь больше не рождались великие ученые, и не творились научные открытия. Так некогда прославленный на весь мир город Самарканд навсегда ушел из арены мировой цивилизации.
После смерти Улугбека образование подверглось кардинальной реструктуризации. Обучение детей начиналось в мактабах с 6 лет, где они изучали: арабский алфавит и посредством буквослагательнопо метода начинали читать хафтьяк, содержащий избранные места корана. Дети плохо осваивали непонятный арабский текст, начинали зазубривать его и по существу оставались безграмотными. Дети наиболее зажиточных людей переходили из мактаба в медресе, где учились основам арабской грамматики и богословию, мусульманскому праву. Студенты медресе делились на низшую, среднюю и высшую группы, обучение в каждой из которых продолжалось 8 лет. Учащиеся из бедных семей часто голодали. Васифи в своих мемуарах описывает смерть от голода двух иногородних студентов. Были случаи выступлений против отдельных ненавистных им Мулл. Мухаммед Талиб описывает такое выступление студентов в бухарских медресе. В XVII—XVIII вв. культура и наука находились под сильным влиянием мусульманского духовенства, особенно дервишских и суфийских орденов. В этот период мы уже не встречаем крупных ученых. Точные и естественные науки, в развитии которых народы Средней Азии имели немало заслуг, были уничтожены. Бухара становится оплотом мусульманского богословия.
Теперь будем ждать, когда исламский мир вернет себе былую славу в научном мире.
Чем вы можете объяснить расцвет науки в исламском мире.
18 - 19 века можно было назвать арабским Возрождением.
Тогда на арабский язык были переведены научные труды древнегреческих, иранских, индийских ученых Особенно много переводов было сделано при Харуне ар - Рашиде и его сыне.
В Багдаде был основан "Дом мудрости" - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги.
Люди помогите, Срочно нужен ответ?
Люди помогите, Срочно нужен ответ.
Нужно : "Единство и многообразие исламского мира" 9 класс.
В чем заключались особенности исламского мира?
В чем заключались особенности исламского мира?
В чем состояли его плюсы и минусы в сравнении с ведущими государствами Европы.
Напишите отличия православного мира от исламской цивилизации?
Напишите отличия православного мира от исламской цивилизации.
Максимум 5 отличий!
Какой мир историки называют античным?
Какой мир историки называют античным.
Где находились его центр и окраины в периуд расцвет в древней греции.
Исламский мир конспект?
Исламский мир конспект.
Объясните в чемвыразтлся расцвет древней руси к началу xii века?
Объясните в чемвыразтлся расцвет древней руси к началу xii века.
Объясните , почему на территории Византии в изучаемый период происходит расцвет культуры, а на территории Западной Европы подобного расцвета не было?
Объясните , почему на территории Византии в изучаемый период происходит расцвет культуры, а на территории Западной Европы подобного расцвета не было?
Объясните почему на территории Византии в изучаемый период происходил расцвет культуры а на территории Западной Европы подобного расцвета не было?
Объясните почему на территории Византии в изучаемый период происходил расцвет культуры а на территории Западной Европы подобного расцвета не было.
Чего достигла исламская цивилизация в науке?
Чего достигла исламская цивилизация в науке?
Науки : астрономия, математика, история, география, медицина
Объясните , почему на территории византии в изучаемый период проходел расцвет культуры , а на территории Западной Европы подобного расцвета не было?
Объясните , почему на территории византии в изучаемый период проходел расцвет культуры , а на территории Западной Европы подобного расцвета не было?
Какие выводы вы можете сделать об истории и культуре славян?
Монро доктрина, декларация принципов внешней политики США, провозглашённая 2 декабря 1823 года в форме послания президента США Дж. Монро конгрессу в связи с усилением борьбы между США и европейскими странами за господство в Латинской Америке. Факти..
Можно узнать что - то новое.
Из истории можно почерпнуть множество уроков. Она поможет не наступать по многу раз на те же грабли. По утверждению одного философа, те, кто забывает свое прошлое, неизбежно его повторят. Знание истории дает представление о существовавших в прошло..
. Кінець XVIII — початок XIX ст. — вкрай несприятливий період в історії українського народу, позначений цілковитим підкоренням України. Більша її частина перетворилася на колонію Російської імперії. У системі міжнародних відносин першої третини XI..
Новыеземлипривлекалисвоими"потенциальными"недрами. Вэтомбылизаинтересованывпервуюочередьбогатыелюди, купцы, потомучтодля них появляласьвозможностьновойторговли, новыхпродуктов. Португальцыимелиудобноерасположениестраны : выход кморю, азначит, быстр..
Батый внук Чингисхана напал на русь Дальше русь платила дань 8 сентября 1380 года на Куликовском поле произошла битва по объединением Донского В ходе битвы Мамай был обращён в бегство как и все его войско.
Став полноправным диктатором, Наполеон в корне изменил государственное устройство страны. Внутренняя политика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции. Наполеон провёл административную реформу.
Россия не могла сотрудничать с Германией в первой мировой войне, хотя бы лишь потому, что Германия находилась в одном союзе с Османской империей. Турция же, она и есть Османская империя, всегда затрагивала сферы влияния России на Балканах, ущемляла ..
Фараоны приказывали простым египтянам работать, что бы они строили пирамиды, более 50 человек тащили один куб с горы, почти каждый день фараон менял людей потому что те умирали от жажды и бессилия. Пирамиды строили для того чтобы хоронить там важных..
Читайте также:
- Какие особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками выхода их на сушу кратко
- Что такое фон кратко
- Функции педагогического контроля в начальной школе
- Принципы образовательной деятельности в доу показатель область качества образовательные ориентиры
- Как оформить титульный лист кружковой работы в доу