Советы тем кто решил обратиться в суд кратко

Обновлено: 04.07.2024

Обращение в суд может понадобиться любому из нас. Эта инстанция рассматривает не только процессы уголовного характера, но и прочие дела. Так, например, если вы недовольны исходом пластической операции, муж не платит алименты или у вас украли имущество, через суд можно получить компенсацию от обидчиков.

Конечно, если дело сложное, то самостоятельно выиграть суд будет непросто — хотя бы из-за того, что вы наверняка плохо знаете законы. Для эффективной защиты своих интересов воспользуйтесь юридической помощью.

Правила, которым нужно следовать, находясь в суде

Итак, поданный вами ранее иск в суде приняли (кстати, как правильно составить иск, мы уже рассказывали). Вы получили соответствующую повестку и отправились по указанному адресу, чтобы выступить в качестве истца. С того момента, как будет получена обозначенная повестка, вы уже должны начинать вести себя согласно негласным правилам, установленным судом.

Правила поведения во время начала процесса и стадии исследования доказательств

Каждый этап судебного процесса обязывает лицо, являющееся его участником, следовать определенным поведенческим нормам.

Если граждане без спроса не встают для объяснений, то считается, что они ведут себя неуважительно по отношению к суду. Как только судья задаст вам вопрос, сразу же вставайте, и только потом начинайте говорить.

  1. Судье нельзя задавать вопросы. Как и нельзя вмешиваться, пока представители суда ведут диалог с другими участниками процесса. Помните о том, что никто из них вас не перебивал. Единственное, что вам разрешено — задать вопросы вашим оппонентам или свидетелям.

Напоминаем, что при этом в суде нужно себя вести сдержанно и не вступать в перепалку с ответчиком. За подобное поведение вы получите от суда сперва предупреждение, а если не успокоитесь, то и штраф.

Правила поведения во время судебных прений

Итак, доказательства по делу исследованы, и начинается стадия судебных прений. Во время нее участники процесса ведут себя в суде аналогично правилам, указанным в первом разделе. Но есть и другие поведенческие нормы, требующие соблюдения.

  1. На этом этапе суда, независимо от того, как ведут себя ваши оппоненты, вы уже не имеете права ходатайствовать о чем-либо. Даже если дополнительные доказательства ранее не были исследованы, молчите. Вы обязаны вести себя в суде согласно правилам.
  2. Последующие прения ведут представители суда в той последовательности, которую они определили. Когда вам дадут слово, нужно будет кратко повторить свою позицию относительно рассматриваемого дела.
  3. Даже во время прений вы можете отказаться от искового заявления или предложить заключить мировое соглашение. Однако делать это нужно, никого не перебивая. Если представители суда и ответчик ведут разговор, дождитесь своей очереди.
  4. Вы имеете право выступить с репликой уже после того, как все участники суда выскажутся. Однако помните, что, будучи истцом, вы не имеете права говорить последним. А вот для ответчиков нет таких ограничений.

Правила поведения на стадии принятия и оглашения судом решения

После того как прения окончатся, представители государственной инстанции удаляются в комнату для совещаний. Там члены суда ведут диалог по поводу того, удовлетворить ли требования истца, если да, то в какой мере и т.д.

Как только решение будет принято, его объявят всем присутствующим участникам заседания. Не забывайте — пока озвучивается содержание решения, сроки и способы его обжалования, участники суда ведут себя тихо.

Иногда объявляется только резолютивная часть решения. Она касается следующих итогов заседания:

  • в исковых требованиях отказано или они удовлетворены;
  • кто берет те или иные судебные расходы и т.д.

Если мотивированная часть решения не озвучивается, значит, позднее участники процесса получат уведомление. В нем будет сказано, когда и где судьи осуществят оглашение мотивировочной (объясняющей решение) части.

Общепринятые поведенческие нормы, которые нужно соблюдать в суде

Помимо норм, которые были озвучены выше, следует учесть и простые правила вежливого общения. Если вы хотите произвести положительное впечатление на всех участников процесса, не забывайте:

Кроме того, от сложной речи также нужно отказаться. Заседание инициировано с целью решить вопрос, поэтому пусть его участники не тратят время на расшифровку ваших слов.

Правила поведения, которые нужно соблюдать, находясь на судебном разбирательстве, не так уж многочисленны. Запомнить их несложно. Если от страха или волнения все забудете, главное — быть вежливым. Остальное в случае чего подскажет судья.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Как судиться и готовиться к процессу: советы от судебных юристов

Тактика до суда и в процессе

Поэтому отправлять ее надо по всем известным адресам, уверен Гитинов:

  • юридическому;
  • фактическому;
  • по электронной почте;
  • в мессенджеры и соцсети управленцев.

Спикер дал советы и по оформлению претензии. Писать нужно:

  • четко и понятно, а не абстрактно;
  • сдержанно и уважительно: излишняя напористость и эмоциональность могут навредить;
  • обосновано и аргументировано;
  • со ссылками на судебную практику, чтобы контрагент понял, что в суде может проиграть с высокой вероятностью.

Своим взглядом на оптимальную тактику в судебном заседании поделился Андрей Паршин, партнер ELLADI ELLADI Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) × . В частности, важно:


Тактика литигатора — это механизм получения преимущества в судебном процессе для достижения победы. Доказательства — солдаты юриста. Комбинируйте тактики, меняйте их при необходимости прямо на заседании, особенно в зависимости от поведения судьи.

Сomplex litigation и беспрецедентные дела

Марканов выделяет два критерия, по которым российские споры можно отнести к complex litigation:

  • множественность лиц на стороне истца или ответчика, например банкротные споры или прекращение работы банка, у которого много вкладчиков;
  • несколько взаимосвязанных процессов — такими часто бывают интеллектуальные споры, где стороны обычно запускают серию судебных процессов и тяжб в Роспатенте.

Во втором случае спикер призывает не забывать об эстоппеле и преюдиции. Во-первых, нельзя противоречить самому себе в разных процессах, иначе в каком-то из них можно получить отказ. Во-вторых, неосторожная преюдиция в неважном споре может навредить в другом, более серьезном процессе.

По ее словам, такие случаи бывают:

  • при специфичных нормах и необычных фактических обстоятельствах;
  • при новых нормах, по которым практики еще нет;
  • если есть пробелы в законе;
  • когда судебная практика разнородная.

Готовиться к процессу и быть активным

Выступление в суде должно быть ясным. Это не пересказ процессуального документа, предостерегает юрист. Такие документы по объективным причинам пишутся сложно, а речь в суде — разговорный и понятный язык. Нужно иметь несколько планов выступления, убеждена Боброва. Судья может задавать вопросы, прерывать, надо быть готовым к этому. Репетировать выступление лучше всего вслух и перед зеркалом. На заседании обращайте внимание на то, как реагирует судья. Идеально — ловить каждый взгляд и каждый жест, поэтому полезно выступать вдвоем. Один говорит, второй наблюдает, а потом проговаривает то, что судья мог не понять.

Советник юрфирмы Avelan Avelan Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции Профайл компании × Павел Шефас советует глубоко вникать в фактуру дела и не забывать о процессуальных тонкостях. Иногда они важнее, чем материально-правовая составляющая. А еще важно всегда проводить работу над ошибками. Они могут встречаться даже в выигранном деле, напоминает Шефас. Артур Большаков, управляющий партнер АБ Большаков, Челышева и партнеры Большаков, Челышева и партнеры Федеральный рейтинг. группа Уголовное право Профайл компании × , рекомендует следить за выражением лица в суде. Лучше всегда выглядеть уверенно, считает он.


Нужно иногда влезать в шкуру своего доверителя. Представить, что произойдет с ним, если решение будет не в его пользу. Это помогает даже косноязычным людям.

Виктор Петров, руководитель арбитражной практики VEGAS LEX VEGAS LEX Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Транспортное право группа Экологическое право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Страховое право группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) Профайл компании × , рассказал, как не следует общаться с судьей и процессуальным оппонентом. В своей практике спикер сталкивался с массовой подачей необоснованных жалоб на судебное решение. В большинстве случаев вышестоящая инстанция не удовлетворяет такие жалобы. Правда, есть единичные примеры, когда судьи расценивают их как злоупотребление процессуальным правом и возвращают без рассмотрения по существу. Заявлять отвод судье на стадии прений тоже не лучшая идея, предупреждает Петров. Сейчас суды считают, что делать это нужно в начале процесса. Если заявить отвод позже, придется доказывать, что именно в этот момент появились новые обоснованные сомнения в беспристрастности.

Война со злоупотреблениями

Константин Суворов, партнер юрфирмы Косенков и Суворов Косенков и Суворов Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) Профайл компании × , поделился своим мнением, как бороться со злоупотреблением процессуальными правами — действиями, которые серьезно мешают разрешению спора. К примеру, против уклонения от доказывания можно применить ч. 3.1. ст. 70 АПК или ч. 1 ст. 68 ГПК, а от подложных доказательств — ст. 161 АПК или ст. 186 ГПК. Победить несвоевременные ходатайства помогут ч. 5 ст. 159 АПК и ч. 2 ст. 109 ГПК. Важнее показать судье злоупотребление, а не наказать оппонента, считает Суворов. Тогда будет проще получить решение в свою пользу.

Тему продолжила Алена Бачинская, советник S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал 3 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 10 место По выручке 24 место По количеству юристов Профайл компании × . Она рассказала, как бороться с нечестными ответчиками. По словам спикера, в США и Англии есть четкий стандарт добросовестного поведения в процессе. Например, особые правила раскрытия доказательств: каждая сторона должна выдать все, что у нее есть, а не только то, что полезно ей.


В России есть лишь общая норма, что стороны должны добросовестно пользоваться своими правами. На уровне высших судов предпринимаются попытки разработки стандарта добросовестности для ответчиков в отдельных спорах. Например, в делах о субсидиарной ответственности и о корпоративных убытках. Но единого стандарта нет.

Партнер Orchards Orchards Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market) группа Экологическое право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) Профайл компании × Алексей Станкевич рассказал, как именно недобросовестные стороны используют третьих лиц, чтобы затянуть процесс. Правда, теперь это получается все реже: суды обычно отказываются привлекать таких лиц к участию в процессе, если ходатайство об этом заявили слишком поздно.


Если попросите привлечь в качестве третьего лица иностранную компанию, скорее всего, судья заподозрит вас в затягивании процесса, предупреждает спикер. Дело в том, что иностранных граждан и компании уведомляют через Минюст, на это уходит 6–8 месяцев.

А иногда важно перестраховаться и самому заявить о привлечении госоргана в качестве третьего лица, считает Станкевич. Например, в зависимости от обстоятельств суд должен привлечь Росфинмониторинг, ФНС, ФТС, прокуратуру или Центробанк, если увидит в споре признаки легализации преступных денег. Стороне такого дела лучше обеспечить участие госоргана, даже если операция законная, уверен Станкевич. Ведь отсутствие третьего лица — безусловное основание для отмены решения в апелляции.

Оговорка о публичном порядке и электронное правосудие

В теории такие иностранные нормы должны посягать на масштабные вещи: интересы больших социальных групп, суверенитет и безопасность государства и тому подобное. Но российские суды часто толкуют понятие правопорядка гораздо шире, отметила Любимова. К примеру, как посягательство на суверенитет рассматривается приведение в исполнение решения против компании, которой в конечном счете владеет Российская Федерация. Даже если владение опосредованное — через ряд материнских компаний — суды считают, что затрагиваются интересы государства и отказываются приводить решение в исполнение.

Еще одна проблема связана с тем, что российский суд не должен пересматривать иностранное решение по существу. При применении оговорки о публичном порядке этот запрет становится гибче. Порой российский суд говорит, что иностранный неправильно выбрал применимое право и этим нарушил принцип законности и российский публичный порядок.

Отстоять свои права иногда бывает просто, но в некоторых ситуациях добиться справедливости не получается. В этом случае многие задумываются о том, чтобы добиваться правды в суде. Но когда это имеет смысл, а когда лучше не связываться, чтобы не потерять больше? Александр Борисов, сопредседатель Союза потребителей, поможет разобраться, как правильно готовиться к суду.

Как готовиться к суду за свои права?

1. Изучите компанию, с которой будете судиться

Компания, которая выступит ответчиком в суде, должна быть реальной организацией с достаточно стабильным положением на рынке. Если фирма находится в стадии реорганизации, предбанкротном состоянии, могут возникнуть проволочки и на этапе судебного разбирательства, и на этапе претворения в жизнь судебного решения. Если на фирму подано уже много исков, это тоже должно стать звоночком для потенциального истца: не исключено, что под тяжестью этой судебной повинности виновник не сможет удовлетворить требования даже после того, как суд встанет на сторону потребителя.

Наконец, не редки случаи, когда компания оказывается существующей только на бумаге (используются трейдинговые площадки, регистрация заграницей, и так далее). В этом случае также судиться можно разве что ради морального удовлетворения, деньги взыскать с ответчика вряд ли получится.

2. Определите подсудность для вашего дела

Для дел по защите прав потребителей возможно альтернативная подсудность, и зачастую это оказывается самый удобный вариант. Это означает, что вы можете подавать иск по месту вашего жительства, а не по месту регистрации компании-ответчика.

Ваши права нарушили. Как правильно жаловаться?

3. Подготовьте все доказательства

Просто сообщить суду, в чем суть дела, недостаточно. Для подтверждения правоты всегда нужны доказательства. Чеки, фотографии, показания свидетелей, переписка – все это может свидетельствовать о вашей правоте. Чем больше доказательств вы соберете, тем лучше, потому что в таком случае судье будет проще принять решение в вашу пользу.

4. Определитесь с требованиями

5. Определите способ исполнения

После вынесения решения исполнительный лист направляется в место нахождения ответчика. Это может занять немало времени, если ответчик находится в другом регионе, и далеко не каждый готов столько времени ждать.

Куда жаловаться, если ваши права нарушают?

Однако у истца есть способ ускорить процесс. Для этого нужно узнать, где находятся счета ответчика, и обратиться в тот банк с исполнительным листом для ареста истребуемой суммы и направления в адрес потребителя. Таким образом через банк можно решить вопрос намного быстрее.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому человеку гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Как правило, потребители обращаются в суд только тогда, когда ни переговоры, ни переписка с продавцом, исполнителем услуг или изготовителем не привели к желаемому результату, то есть тогда, когда все другие методы защиты исчерпаны.

В какой суд обращаться

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца:

· В суд по месту жительства или пребывания истца;

· По месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, то по месту его жительства;

· По месту заключения или исполнения договора.

Если иск к организации связан с деятельностью ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Как подать исковое заявление в суд

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. В исковом заявлении должны быть указаны:

1. Наименование суда, в который подается заявление .

2. Наименование истца (истцом является потребитель) – фамилия, имя, отчество, его домашний адрес, номер телефона, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем.

3. Наименование ответчика (продавца, изготовителя), его юридический адрес и номер телефона.

4. В чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав или законных интересов потребителя и его требования.

5. Обстоятельства, на которых потребитель основывает свое требование, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства.

6. Размер цены иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм.

7. Сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон ( например, претензии, связанные с ненадлежащем качеством услуг связи или перевозкой пассажиров и грузобагажа на железнодорожном транспорте, должны быть рассмотрены в досудебном порядке).

8. Перечень прилагаемых к заявлению документов.

К исковому заявлению прилагаются:

· Его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

· Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (при цене иска менее 1 млн. руб. потребители от уплаты госпошлины освобождаются);

· Доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя истца; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;

· Доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;

· Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

· В заявлении могут быть также указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющее значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

К компетенции мировых судей относятся дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей. В случае если цена иска превышает 50 тысяч рублей, дело подсудно районному суду.

Обратите внимание, что судья консультаций не дает. Поэтому в суд необходимо идти с готовым пакетом документов.

Как вести себя в судебном заседании

При входе судей в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Объявление решения суда, а также объявление определения суда, которым заканчивается дело без принятия решения, все присутствующие в зале задания выслушивают стоя.

Участники процесса и все присутствующие в зале судебного заседания граждане обязаны соблюдать установленный порядок в судебном заседании.

Права лиц, участвующих в судебном заседании

Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств, давать объяснения суду в устной и письменной форме, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Потребитель вправе вести свои дела в суде лично или через представителей (адвоката, юриста и тп.). Представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия.

Срок рассмотрения гражданского дела

Если в качестве первой инстанции выступает федеральный суд, этот срок составляет не более двух месяцев со дня поступления заявления в суд; если же по существу дело подлежит рассмотрению мировым судьей, то дело должно быть рассмотрено и разрешено до истечения одного месяца со дня поступления заявления в суд.

Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.

Как принимается решение суда

Решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание о том, каким образом будут распределяться расходы на судопроиводство, срок и порядок обжалования решения суда. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более пяти дней со дня окончания разбирательства дела. Резолютивная часть решения суда объявляется на том же судебном заседании, на котором закончилось разбирательство дела. При объявлении только резолютивной части решения суда председательствующий обязан разъяснить, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда.

Вступление решения суда в законную силу

Решения суда вступают в законную силу по истечении срока обжалования в суд апелляционной или кассационной инстанции.

После вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

По вопросам получения консультаций в области защиты прав потребителей, помощи в составлении ПРЕТЕНЗИЙ и ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ обращайтесь в Консультационный центр по защите прав потребителей.

  • Составление исковых заявлений;
  • Составление претензий;
  • Ходатайств;
  • Консультации по вопросам защиты прав потребителей

Наш адрес: г. Калуга, ул. Баррикад, д. 181 (каб. № 6)

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области, 2006-2022 г.

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта

Читайте также: