Что такое саванна для детей доу

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД 100 ГОРОДА ТЮМЕНИ

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы.

Воспитатель: Хребтова Ольга Сергеевна

Возрастная группа : подготовительная к школе группа.

Цель: выполнение рисунка в смешанной технике рисования.

1. Знакомить с приёмами использования в рисовании тона бумаги.

2. Учить изображать гуашью на листе цветной бумаги пейзаж саванны, жирафа, используя разные техники рисования: создание эскиза простым карандашом, печать, тычок, рисование кончиком кисти.

3. Развивать умение смешивать краски на листе бумаги, на палитре.

4. Воспитывать умение замечать и отражать в рисунке красоту природы.

Виды деятельности : игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации : групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности : игра с речевым сопровождением, слушанье музыки, рассматривание картинок.

Оборудование:

Мольберт, место для выставки рисунков, музыкальный центр, звуки природы (Африканская саванна), мультимедиа, глобус.

Картон оранжевого цвета, простой карандаш, ластик, гуашь, кисточки, емкости с водой, палитра, влажные салфетки, тряпочки, маркер для преподавателя.

Предварительная работа:

Беседа о животных жарких стран. Разучивание загадок. Рассматривание репродукций и фотографий с пейзажами Африки. Знакомство с внешним видом экзотических животных (фотографии, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия, атласы, энциклопедии и др.). Знакомство с произведениями художников-анималистов. Составление фигур животных из разных геометрических форм.

Ребята, посмотрите, что я приготовила для вас! Это цветок, как он называется? (Цветик-семицветик – с оттенками теплых и холодных тонов)).

А почему он так называется, сколько у него лепестков?

Правильно ребята, и вы все знаете, что этот цветок может исполнять желания!

Итак (имя ребенка) - возьми лепесток, и все произнесем волшебные слова:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Вели, чтобы мы с ребятами оказались в Африке!

- потому что у него семь лепестков.

Называют теплые цвета те

Произносят волшебные слова

II. Основная часть

Вот ребята мы с вами и оказались в жаркой Африке.

- А, какие растения растут в пустынях?

Ребята, а каких животных мы можем здесь встретить?

Да ребята, много в Африке интересных животных, но есть одно очень особенное, послушайте, о ком я?

Он пятнистый великан –

Шея длинная, как кран:

Жираф – это травоядное животное или хищное? Чем питается?

Жираф, самое высокое в мире животное, детеныш у жирафа рождается очень большого роста – 2 метра. Представляете ребята, малыш размером вот с эту дверь, только родился, а уже великан!

Ребята, а давайте сегодня мы нарисуем этого удивительного жирафа, и свои рисунки увези нашим родителям в подарок из Африки.

А чтоб у вас все получилось, давайте произнесём наше волшебное заклинание. Берите в руки карандаши и повторяйте вместе со мной:

Карандаш в руки возьмем,

Пусть сегодня в этот час

Все получится у вас!

Краш, баш, барабаш –

У вас волшебный карандаш!

Ну, вот ребята, теперь все ваши карандаши стали волшебными, а это значит, все у вас получится! Давайте рисовать?

А я буду вам помогать.

В начале рисования мы всегда выбираем правильное расположение листа. Как вы думаете, ребята, как правильно лучше положить лист – вертикально или горизонтально? И почему?

- Правильно, ребята, потому что жираф самое высокое животное на земле. Жираф бывает ростом до 6 метров и половина этой высоты приходится на длинную-предлинную шею.

Давайте поскорее приступим к работе, ведь нашим жирафам не терпится появиться на ваших листах. Во время рисования мы будем слушать звуки, которые слышат жирафы в гуляя по африканской саванне.

Простым карандашом намечаем линию горизонта по середине листа

Гуашью розово-белого цвета оттеняем небо у горизонта (краски смешиваем на палитре)

Рисуем знойное солнце саванны: белый круг, вокруг него - белые полудуги.

Коричневой и белой гуашью рисуем неровности на поверхности почвы (гуашь разбавляем водой на палитре, чтобы она не была густой)

5.По линии горизонта рисуем горы синим, фиолетовым цветом

Рисуем жирафа.

Рисуем простым карандашом схему туловища, шеи, головы (большой овал, маленький овал, линия, соединяющая эти овалы)

По схеме прорисовываем шею жирафа

- А зачем жирафу такая длинная шея?

Кругами обозначаем крупные суставы, от них проводим линии ног.

По схеме прорисовываем ноги животного, частично обводя вспомогательные круги.

Ластиком удаляем вспомогательные линии.

Прорисовываем голову. Мордочку делаем поострей, рисуем рожки, уши.

Рисуем гриву вдоль шеи, длинный хвост с кисточкой.

Закрашиваем силуэт жирафа жёлтой гуашью.

Солнышко немного оживим жёлтым цветом.

По жёлтому фону силуэта жирафа начинаем прорисовывать пятнистый окрас животного, который напоминает четырёхугольники. Между ними оставляем жёлтый просвет.

- Как вы думаете, зачем жирафу такая пятнистая окраска?

К животу пятна становятся мельче и совсем исчезают (на животе и ногах от колена пятен нет).

Чёрным цветом закрашиваем гриву, копыта, кончик хвоста, глаз, кое-что ещё прорисовываем тонкими линиями, кончиком кисти.

Замечательные жирафы у вас получились, пора с ними поиграть.

Рисуем деревья.

Надо объяснить детям, что в Африке деревья другие, ветки растут больше в стороны. Крона не густая, почти прозрачная.

Чёрной гуашью рисуем маленькое дерево почти на горизонте. Маленькое оно потому, что расположено далеко.

Той же чёрной гуашью рисуем ствол второго дерева. Оно крупнее, так как находится ближе к нам.

Прорисовываем мелкие ветки кончиком кисти

Рисуем траву и листья.

Для рисования травы в технике печать, будем использовать небольшой кусочек картона (ширина 2 см) и коричневую гуашь, налитую в крышечку от гуаши (можно развести на палитре)

Чтобы нарисовать траву, обмакиваем торец картонного прямоугольника в гуашь и прикладываем к листу

Добавим зелёной краски.

Этим же кусочком картона и зелёной гуашью рисуем листья в кроне деревьев, располагая картонку параллельно нижнему краю листа

Цель: Знакомство с саванной. Овладение действием построения модели взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной зоне. Развитие экологических представлений.

Задачи: Создание условий для развития представлений детей о разнообразии природы, о планете Земля как об общем доме. Ознакомление детей с условиями жизни в саванне. Обучение детей действию использования модели, отражающей взаимосвязи растений, животных и условий жизни в саванне. Создание условий для формирования у детей чувства единства с природой, экологического воспитания.

Демонстрационный материал: карта природных зон Земли. Пейзажные картины саванны. Картинки с изображением растений и животных саванны.

Раздаточный материал: карточки с условными изображениями.

Ход занятия

Педагог использует сюрпризный момент, который стимулирует интерес детей к предстоящей деятельности.

Разложены картинки с изображением животных тундры и леса. Среди картинок картинка с изображением жирафа.

По очереди дети размещают картинки с животными в той природной зоне где они обитают.

Остался жираф. Кто знает где живет жираф? В африке.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие на родину жирафа.

Вот мы и оказались в Африканской саванне. Посмотрите на картинки.

Рассказ детям о саванне

Еще раз посмотрите на картинки и давайте поговорим как растения и животные приспособились к жизни в саванне.

Работа с карточками. дети строят модель квадрат оранжевый. Много света. Высокая температура. Достаточно воды. Хорошая почва.

Загадки Детям надо отгадать животное и поместить в ту природную зону. Где оно обитает.

Итог: В какую природную зону мы сегодня с вами путешествовали?

Что нового узнали? Нарисовать жителя саванны.

РАССКАЗ О САВАННЕ

В саваннах два резко выраженных сезона – сухая и жаркая зима и дождливое, жаркое лето. В сухой период очень жарко, желтеют и засыхают травы, опадают листья, трескается земля. Когда начинаются дожди почва впитывает влагу и земля покрывается высокой травой.

В саваннах произрастает высокие до 3 метров травы (слоновья трава). Деревья, например акации, баобабы здесь растут в одиночку или отдельными группами.

Баобаб по праву считается одним из символов Африки. Это дерево живёт 5 тыс. лет, высота его редко превышает 25 м, зато в обхвате –до 40 м. Баобабы не боятся пожаров так как их кора всегда влажная, но их врагами являются слоны. Они объедают влажную кору.

Еще есть дерево называется бутылочное.

Животный мир саванн очень разнообразен.

Главные любители трав –африканские буйволы, антилоппы, зебры. Сила буйвола в 4 раза превосходит мощь быка.

Зебра убегает по зигзагообразной траектории. Похоже на движения зайца. Зебра не столько путает следы, сколько усложняет поимку себя. Бросаясь на добычу, хищник плюхается на землю. Зебра же оказывается в стороне.

Броненосец имеет чешуйчатый панцирь. Животное бродило по планете еще миллионы лет назад. Охотясь на змей, броненосцы прижимают их к земле, перерезая острыми краями пластин своего панциря. Он может как ежик сворачиваться клубком. Они питаются червями, муравьями, термитами, змеями, растениями.

Львы живут обычно группами, в составе которых взрослые самцы и самки, а также их детёныши. Между ними очень чё тко распределены обязанности: львицы занимаются добычей пищи, а крупные и сильные самцы охраняют территорию.

Носороги, являются вторыми по размеру наземными существами, уступая пальму первенства слонам. Высота носорогов равна 2-ум метрам, а длина 5-ти. Питаются животные исключительно травой.

На открытых участках обитает гепард, самое быстрое животное на Земле. Преследуя свою жертву, он может развивать скорость до 110 км/час. Особые летящие движения гепарда объясняются особенностями его бега, где животное опирается только на две лапы. Гепард одновременно силён и поразительно быстр, что позволяет ему настигать такую добычу, как антилопа или зебра.

Самый крупный среди нелетающих птиц страус. Страусы в Африке передвигаются 3-метровыми шагами. Взлететь птицы не могут не только из-за веса. У животных укорочены крылья, а оперенье напоминает пух, рыхлое.

В саваннах Африки живут настоящие великаны слоны. Они отличаются более мощными бивнями и широкими ушами. Как и копытные, слоны сильно вытаптывают растительную поверхность саванны. Животные живут группами во главе с крупной слонихой. Раньше африканские слоны жили на всём материке. Теперь их осталось мало. Они истреблены из-за ценной слоновой кости – бивней. Сейчас для сохранения слонов созданы заповедники.

Жирафы является украшением саванны. Помимо длинной шеи для жирафа характерен и язык длиной до 45 см. Жирафы защищаются от врагов бегством, а иногда им помогает скрыться пятнистая окраска. Несмотря на неуклюжий вид они бегают быстрее лошади. Они питаются листьями и побегами деревьев, которые легко достают благодаря высокому росту. Но чтобы взять корм с земли, им приходится либо становиться на колени, либо сильно расставлять ноги.

1. Может плавать целый день В ледяной воде. (тюлень)

2. Мех серебрист. Мышей ловец.

С лисою схож, зовут. (песец)

3. Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный. (олень)

4. Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

5. Если долго в брюшке пусто,

На луну он воет грустно. (волк).

6. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (медведь).

7. По деревьям ловко скачет,

И в дупло орешки прячет. (Белка)

8. Рыжий мех, а хвост – краса!

Подскажите, кто? (Лиса)

9. Животное, которое путает следы как заяц? (Зебра)

10. Самое крупное животное на суше? (Слон)

11. Самое быстрое животное на Земле? (Гепард)

12. Встал пятнистый Великан,

Как большой подъёмный кран! (Жираф)

13. Толст, морщинист, два клыка

Он похож на старика.

Он на льду лежит — и что ж?

Не мёрзнет толстокожий. (морж)

По саванне мы гуляем

За природой наблюдаем.

Вверх на солнце посмотрели,

Вниз на травку поглядели,

Ветерок слегка подул

Влево - вправо куст качнул.

Солнце светит ярко

Нам в саванне жарко!

1,2,3,4,5 - вот и дома мы опять!

Материально-техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

- Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Оксана Баиржаповна. Я вам брошу мяч а вы бросайте мне его обратно называя имя.

- А тебя как зовут?

1. Вводно-мотивационный этап.

- Что это? (самолет)

- Так давайте представим что мы на самолете полетели в саванну (дети закрывают глаза)

2. Операционно-содержательный этап.

- теперь откройте глаза и посмотрите: мы попали в африканскую саванну. Это саванна (пейзаж саванны). Здесь очень жарко, много света.

В Саванне четко выражены два сезона – сухой и влажный. И вся жизнь Саванны подчинена определенному ритму.

- когда начинается период дождей саванна оживает. Почва впитывает воду и покрывается высокой сочной травой, зеленеют листья на деревьях и кустарниках; Посмотрите, вот акация вся зеленая. Растения накапливают воду в толстых стеблях.

Вот например, кактус в своем толстом стебле накапливает воду, чтобы в сухой период питаться своими запасами.

- в сухой период – очень жарко, желтеют и засыхают травы, трескается земля, опадают листья деревьев. Вот, например, молочай. Как вы думаете, почему деревья сбрасывают листву? (чтобы меньше испарялось влаги?). Деревья в Саванне имеют толстый ствол. Вот например Баобаб . Чтобы обхватить ствол баобаба нужно взяться за руки всей группе детского сада. Как вы думаете, почему у баобаба такой толстый ствол? (чтобы накапливать воду)

- а зачем это дерево накапливает воду? (чтобы в засушливый период питаться своими запасами)

Вот мы с вами и познакомились с растениями саванны. Обратите внимание у всех растений саваны толстый ствол, в котором они накапливают воду, чтобы в сухой период питаться своими запасами. Поэтому воды у них достаточно.

- Ой, а кто это рычит? как вы думаете, среди таких растений какие животные живут?

- садитесь на стулья. Мы с вами познакомимся с животными Саванны.

Показ на мольберте

- Это царь зверей – лев . Лев-хищник, он выслеживает добычу, поэтому ему важно быть незаметным среди желтой густой сухой травы. Поэтому у льва окрас шерсти под цвет земли.

- в саванне живет самое высокое животное на земле. Жираф .Он ростом с 2-хэтажный дом, половина высоты приходится на шею. Зачем ему такая шея? (легко доставать до самых верхушек деревьев, срывать листья). Глаза у жирафа посажены так, что он не поворачивая головы видит все вокруг. Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть хищника и объявить тревогу.

- Поэтому рядом с ним пасутся:

- зебра. Посмотрите, какое красивое, грациозное животное. Зебра покрыта полосками и эти полоски никогда не повторяются. А кто знает почему у зебры как и у всех животных саванны длинный хвост (чтоб отгонять насекомых)

- антилопа . Посмотрите, какие у нее длинные ноги. Как вы думаете, зачем? (В Саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей. Деревья растут по одному. Поэтому у животных Саванны длинные ноги чтобы быстро бегать. Это необходимое условие для спасения или для охоты).

- Вот например , страус . Это самая крупная в мире птица. Страус хоть и птица, но летать не умеет, зато очень быстро бегает. Посмотрите, какие у него длинные и сильные ноги.

- это носорог. Носорог очень большой, огромный. Плохо придется тому, кто встанет на его пути. В гневе носорог может сокрушить кого угодно. Но видит он плохо. Если он нападает нужно просто отойти немного в сторону и носорог промчится мимо. Днем носороги спят в зарослях, а ночью отправляются на прогулку. Слух у них как и у всех животных Саванны превосходный.

- Ну вот, ребята, мы с вами познакомились с животными саванны. Они все имеют длинные хвосты, чтобы отгонять насекомых.

- Хороший слух (чтобы слышать крадущееся в траве животное)

- Длинные ноги ( чтобы быстро бегать когда спасаются или охотятся)

- Окрас шерсти под цвет земли (чтобы быть незаметными)

- Ну что устали, ребята, давайте отдохнем

3. Рефлексивно-оценочный этап.

- Вам нужно собрать только животных саванны

- А теперь, ребята, давайте проверим друг у друга как мы справились с заданием

- Все правильно сделали?

Гимнастика для глаз.

- Ребята давайте выложим картинку, рассказывающую об условиях жизни в саванне

- Эти значком мы будем обозначать свет. Света в саванне много, достаточно или мало?

- Этим значком мы будем обозначать температуру. В саванне жарко, тепло или холодно?

- Этим значком мы будем обозначать воду. Воды в саванне много, достаточно или мало?

- Этим значком мы будем обозначать почву. Почва в саванне плодородная, хорошая или там вообще ничего не растет?

Много Высокая Достаточно Хорошая

света температура воды почва

- Молодцы ребята, ну вот и закончилось наше путешествие. А теперь пришла пора возвращаться в детский сад. Полетим?

(закрывают глаза и возвращаются)

- Вам понравилось наше путешествие?

- А кто мне скажет, куда мы путешествовали?

- Какие два периода бывают в саванне?

- Назовите растения, которые растут в саванне

- Назовите животных, которые живут в саванне

Молодцы, ребята! На этом наше занятие закончилось. Большое спасибо вам за работу.

Группа: старшая. Возраст 5-7 лет. Количество детей: 5 человек.

Тема: Знакомство с Саванной

Цель : познакомить детей с Саванной

- формировать умение строить модель взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в природной зоне (саванна)

- развивать любознательность, активность, расширять кругозор ребенка; развивать психические процессы (речь, воображение, мышление)

- воспитывать любовь к природе

Материально-техническое оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Тип занятия : изучение нового материала.

Структура занятия соответствует типу занятия. Цель, содержание и объем учебного материала соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей. Содержание занятия соответствует поставленным целям и задачам. Время распределено рационально, этапы занятия логически взамосвязаны.

Вводно-мотивационная часть образовательной ситуации направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации. Была постановка целеполагания, использовалась игровая мотивация (путешествие). На этом этапе развивали умение взаимодействовать со сверстниками (совместное путешествие).

Операционно-содержательный этап. Введение нового материала соответствовало принципу научности и доступности обучения, принципу наглядности обучения. Условия для продуктивной работы логического мышления обеспечивались и достигались через решение проблемных вопросов (зачем баобабу такой толстый ствол, почему у жирафа длинная шея и т.д.). Здесь использовался поисковый метод работы. Формировалось умение строить взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в природной зоне.

Здоровьесберегающие технологии соблюдались в течение всего занятия через:

- время, затраченное на занятие в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов (30 минут),

- чередование видов деятельности

- работа за компьютером (15 минут)

- своевременное проведение физминутки, зрительной и пальчиковой гимнастики,

- соблюдение и контроль за правильной рабочей позой детей.

Я считаю, что занятие достигло своей цели. Дети новый материал усвоили, на поставленные вопросы ответили.

Знакомство с животным и растительным миром разных континентов позволяет расширить знания дошкольников о природе нашей планеты, стимулирует познавательную деятельность, пополняет словарный запас. Животные Африки для детей представляют особый интерес ввиду своей экзотичности. Как познакомить с ними малышей?

Животные Африки

Путешествие из зимы в вечное лето

Самый лучший способ заинтересовать ребенка Африкой – рассказать о ней на контрасте. То есть пригласить малыша в увлекательное путешествие по вечно теплой Африке зимой. Чем холоднее и снежнее погода за окном, тем увлекательнее для дошкольника будет узнать, что в мире есть место, где зимы не бывает вообще никогда.

Можно предложить малышу путешествие в Африку, к примеру, за теплым летним солнышком. Когда на дворе мороз, малыш охотно примет такое предложение.

Начинаем с того, что показываем ему картинки с изображением природы Африки, показываем материк на карте или глобусе, рассказываем, что он омывается двумя океанами – Атлантическим и Индийским. Дальше можно сравнить природные зоны Африки с нашими:

  • на нашем материке есть пустыни, в Африке – тоже, только там их намного больше;
  • у нас есть луга, в Африке – тоже, они называются саванна;
  • в России много лесов, в Африке тоже они есть. Только это леса особенные – тропические. Их называют джунгли.

Можно кратко познакомить ребенка с растительным миром и приспособлением разных растений к жизни в каждой климатической зоне.

Ну а дальше для детей начинается знакомство с животными каждой зоны Африки. После общих фраз о том, каких размеров животное, чем питается, как передвигается, очень важно показать малышу, что каждое из этих животных поистине удивительно. Чем они могут удивить?

Одногорбые верблюды

Жители пустынь

Какой бы безжизненной ни казалась пустыня, в ней обитает немало жителей:

  • черепахи;
  • пауки тарантулы;
  • кобры;
  • гадюки;
  • скорпионы;
  • вараны.

Большинство из них – ядовитые хищники. Но есть среди этих животных одно почти безобидное: верблюд. Его уважительно называют кораблем пустыни. Верблюды очень выносливые, они перевозят людей и разные грузы. Ноги этих животных имеют специальную форму, чтобы удобно было ходить по песку, а длинная шерсть, как ни странно это звучит, защищает их от жаркого солнца. В африканских пустынях живут только одногорбые верблюды.

Если ребенок младше 5 лет или слишком впечатлителен, не заостряйте его внимание на том, чем и как питаются змеи, пауки и скорпионы, не рассматривайте с ними подробные картинки с изображением их ядовитых жал, зубов, желез.

Рисунок - обитатели саванны

Обитатели саванны

Саванна более приспособлена для жизни животных. Поэтому здесь обитают не только хищники, но и травоядные животные.

Вот некоторые представители африканской саванны:

Попугаи в джунглях

Животные джунглей

Большая часть всех животных саванны встречается и в тропических лесах. Джунгли – это лес, в котором большинство обитателей живут на деревьях. Здесь постоянно стоит ужасный гам. Кто его создает? Самые главные болтуны Африки: обезьяны и попугаи. Их здесь огромное количество. Обезьяны в джунглях живут как совсем маленькие (мартышки, шимпанзе), так и огромные (гориллы, бабуины, орангутанги). Попугаи здесь водятся тоже всех размеров и цветов: какаду, ара, амазоны, множество видов неразлучников беспрестанно создают ужасный гвалт. Хотя у них нет специального органа для создания голоса, как у человека, и все звуки они издают только с помощью языка и клюва.

Кто еще прячется среди ветвей? Множество разнообразных змей, которые маскируются в листве, подстерегая добычу. А еще здесь можно встретить красивого, грациозного хищника – леопарда. Он может взобраться на дерево любой высоты, даже если будет тащить добычу, которая тяжелее его самого. Леопарды – одиночки. Они враждуют не только с другими хищными животными, но и со своими собратьями.

Игра для детей - животные Африки и их тени

Помощь в изучении

При изучении животного мира Африки можно не просто рассказывать что-то ребенку. Заинтересовать малыша помогут яркие, красочные картинки (можно найти их в Сети или в тематических наборах карточек), детские энциклопедии.

Узнать много нового малыши могут из тематических мультиков:

О жизни и приключениях африканских животных рассказывают и старые добрые советские мультфильмы:

Это лишь краткий рассказ об обитателях Африки. Чем старше будет ребенок, тем больше подробностей о них он сможет и захочет узнать. Знания, полученные им в интересной игровой форме, из мультиков, сказок, запомнятся лучше.

На карте саванны обозначены салатовым цветом:



В отличие от настоящих степей в саваннах, кроме трав, растут также кустарники и деревья, растущие иногда целым лесом. Травянистая растительность саванн состоит из высоких (до 1 метра) сухих злаков, а деревья саванн обыкновенно низкорослы.

В саванне год разделен на два сезона: сухой и дождливый. В сухое время года растительность саванн замирает; саванны желтеют, а высохшие растения зачастую подвергаются пожарам.


С началом дождей саванны оживают, покрываясь свежей зеленью и многочисленными различными цветками.


Условия жизни в саванне очень суровые из-за того, что почва содержит мало питательных веществ, во время сухих сезонов она пересыхает, а во время влажных — заболачивается.

Растения, что приспособились к условиям саванн, очень жесткие. Там растут тысячи различных трав. А вот деревьям, чтобы выжить, необходимы некоторые специфические качества для защиты от засухи и огня.

Например, баобаб отличается толстым, защищённым от огня стволом, способным, словно губка, хранить в себе запасы воды. Его длинные корни всасывают влагу глубоко под землёй.




Акация имеет широкую плоскую крону, которая создаёт тень для растущих ниже листьев, предохраняя тем самым их от высыхания.


Многие районы саванн теперь используются для скотоводства и дикие формы жизни там полностью исчезли. Впрочем, в африканской саванне имеются огромные национальные парки, где дикие животные живут до сих пор.

Животные саванн тоже вынуждены приспособиться к выживанию в условиях засухи. Крупные травоядные, такие, как жирафы, зебры, антилопы гну, слоны и носороги, способны совершать переходы на огромные расстояния и, если в каком-то месте становится слишком сухо, они отправляются туда, где идёт дождь и где много растительности.

жираф


зебра



антилопа гну


слон — самое крупное млекопитающие на суше.



носорог


Хищники, такие, как львы, гепарды и гиены, охотятся на бредущие стада животных.

Лев. Львы живут прайдами. Прайд — это семейная стая львов. Хотя льва называют царём зверей, на охоту выходят львицы…




Гепард — самое быстрое в мире животное



Читайте также: