Педагогический час для воспитателей в доу темы

Обновлено: 06.07.2024

Сегодня мы с вами поговорим о слагаемых имиджа педагога.

А КАКОЙ бывает имидж?

(позитивный, корпоративный, сценический, положительный, привлекательный, публичный, безупречный, соответствующий, собственный, профессиональный, общественный, новый, деловой, определённый, политический…….)

Кто вообще составляет имидж человека? (сам человек, имиджмейкеры, общество)

Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает нынешнее состояние самоуважения, доверия к себе.

Воспринимаемый имидж – это то, как нас видят другие. Естественно, что эта точка зрения может отличаться от предыдущей. Мы часто не знаем, как к нам относятся на самом деле, как реально о нас отзываются.

Требуемый имидж означает, что ряд профессий (ролей) требует определённых имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – всё это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей, они как бы входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.

Воспитатель часто воспринимается окружающими как лицо ДОУ, поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей всего образовательного учреждения.

Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его нравственных и психологических качествах, обо всём, что относится к душе и разуму.

Манера держаться, разговаривать является мощным средством выстраивания отношений с людьми и приобщения детей к правилам поведения. Педагогу необходимо помнить: его доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность, уверенность, чувство юмора будет принято как образец правильного общения с окружающими. Кроме того, от тона педагога зависит работоспособность, внутреннее состояние и поведение воспитанников.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, одежду, манеры, походку.

Про внутреннюю составляющую мы говорили много, а сегодня предлагаю поговорить о некоторых моментах ВНЕШНЕЙ составляющей имиджа педагога.

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом.

Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха. Педагог всё время должен чувствовать себя как на подиуме.

Дошкольников привлекает всё яркое, броское эмоционально окрашенное. Для успеха имиджа необходимо учитывать его яркость, узнаваемость, соответствие ожиданиям социальной среды. Приоритетными характеристиками для имиджа – составляющих человека являются:

  • человеческая привлекательность и личное обаяние;
  • впечатление здорового и счастливого человека;
  • интерес к людям и их проблемам;
  • уверенность в себе, оптимизм, активность;
  • интеллигентность, культура, эрудиция;
  • индивидуальный стиль деятельности и общения.

Справедливо утверждение, что имидж должен быть таким, будто весь мир заинтересован в вашем хорошем расположении духа, блестящей внешности, крепком здоровье, удачливости и т.д.

Имидж человека, как и первое впечатление, формируется в течение короткого промежутка времени, и чтобы его потом изменить надо будет сильно постараться. Так что лучше всегда быть готовым продемонстрировать созданный образ.

Часто происходят такие ситуации, когда дети говорят, что воспитатель красиво одет или что у него сегодня красивая причёска.

Но бывает и наоборот: в случайно услышанных разговорах можно услышать неприязнь родителей или детей к неаккуратному внешнему виду педагога. Это означает, педагог, улучшив свой ВНЕШНИЙ вид, может улучшить свой профессиональный имидж, а значит – добиться профессионально успеха.

Предлагаю перейти к практической части нашего мероприятия.



Какие вы предлагаете рекомендации и ограничения в одежде, использовании цветовой гаммы, макияже, причёске, аксессуарах

  • На педсовет
  • На утренник
  • В будний день

Понятно, что требования к внешнему виду педагога будут не одинаковыми. Например,

  • на педсовете – достаточно строгий, деловой стиль
  • на утреннике – праздничная, нарядная, яркая одежда
  • в будние дни – в одежде предпочтительна сдержанность и скромность
  • на физкультурном занятии, несомненно, спортивная одежда.


Не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая требования моды со своим личным вкусом, следует соблюдать такое правило: если быть одетым слишком модно – признак дурного тона, но и отставать от моды недопустимо! Следовательно, надо одеваться модно, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Основной стиль педагога – это классика. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Классический стиль подразумевает, что ваш макияж будет модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме. Аромат духов – легкий. Прическа – современная, но без остромодных деталей.

  • . соблюдать деловой стиль одежды и обуви…
  • …соблюдать опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде…

Неброский макияж, аккуратная прическа. Юбка не на много выше колена. Одежда должна быть мягких тонов. Нежелательны яркие, ядовитые, кричащие тона. Запрещено ходить с голыми ногами (без колгот), в рваных/резиновых тапках. Обувь должна быть удобной на невысоком каблуке. В гардеробе недопустимы предметы, которые могут поранить ребенка: пряжки, булавки, какие-то острые украшения. Воспитатель должен являться образцом для детей.

В общем-то, ничего сверхъестественного не требуется. Главное, чтобы родителю, который привел ребенка утром в детский сад, было приятно видеть перед собой человека, даже внешний вид которого показывает, что он готов к работе и ждет вашего ребенка.

Имидж воспитателя – очень важная вещь в современном мире. От того, какой имидж позиционирует воспитатель, зависит его отношение к руководству и коллегам, воспитанникам и их родителям. И наоборот – отношение к нему!

Имидж зависит в первую очередь от внутренней позиции воспитателя, его личностных качеств, манер и привычек. Но каждый может его изменить. И хорошо, если эта перемена – в лучшую сторону!

  • Будь опрятным!
  • Соответствуйте. Ваша одежда должна соответствовать Вашему возрасту и положению, ситуации, времени суток и времени года!
  • Следите за речью!
  • Будьте общительны и доброжелательны. Но не забывайте о необходимой дистанции
  • Самосовершенствуйтесь! Для педагога это очень важно. Мы должны идти в ногу со временем. Не бойтесь учиться! Чаще вспоминайте пословицу: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться!" Будьте в курсе событий, овладевайте новыми технологиями! Тогда Вы будете интересны и своим воспитанникам, и их родителям, и коллегам.

Я надеюсь, что вы получили полезную информацию для размышления и действий. Только от нас самих зависит, каким будет наш имидж, наше окружение и наша жизнь. Удачи!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогический час для воспитателей ДОУ

1.Разбор педагогической ситуации.

Детям трудно развивать свободную игру, так как перед режимными моментами им приходится все убирать.

Перед обедом, для того чтобы освободить место для прохода к столам для принятия пищи, необходимо разобрать еще не конца построенную постройку или постройку, с которой они еще не наигрались.

Как должен поступить воспитатель?

Воспитатели по очереди высказывают свое мнение.

Детям трудно развивать свободную игру, если:

1.После перерыва они не могут продолжить начатую игру (вынуждены разбирать постройки перед режимными моментами, например, перед обедом).

2.Воспитатель играет главную роль в игре, командует ими.

3.Она сводится к игре на прогулке и настольным играм в группе (чтобы дети меньше двигались, и не надо было убирать игрушки).

4.Обустройство центров для игры не позволяет развернуть ролевую игру (нет места для игры, нет костюмов, нет предметов-заместителей, имеющиеся предметы диктуют ребенку тему игры, нет фигурок человечков в центре строительных материалов, зоны пересекаются и дети мешают друг другу, недостаток игрушек вызывает соперничество и т.д.).

Детям легко организовать собственную игру, если:

1.Игровые центры насыщены разнообразными материалами и удобно обустроены, есть пространство для игры.

2.Воспитатель поддерживает свободную игру детей, вводит вариации, действует в диалоге с ними

3.Воспитатель предлагает достать материалы и оборудование, чтобы обогатить игру.

4.Воспитатель участвует в игре детей по их сюжету, развивая их инициативу.

5.Воспитатель помогает тем детям, которым трудно включиться в игру (через параллельную игру, ввод сюжета, интересного ребенку, диалог в игре и т.д.).

6.Педагог и дети разделяют удовольствие от общей игры.

1.Как должна быть организована деятельность детей, чтобы соответствовать требованиям ФГОС ДО?

-Взрослый должен тепло относиться к ребенку, уважая его право на игру.

-Педагог должен создавать условия для развития самостоятельности и инициативности детей в игровой деятельности, а также в образовательных событиях, построенных в игровой форме.

-Взрослый должен работать в зоне ближайшего развития: опираясь на детские смыслы и стимулируя освоение новых способов действия в игровых ситуациях.

-Педагог должен создавать условия для игры детей в больших и малых группах, с детьми разного возраста и взрослыми.

Педагоги разделяются на группы. Им раздают конверты, в каждом из которых содержится по три описания трудностей, с которыми может столкнуться воспитатель. Педагогам нужно обсудить, как можно решить описанные проблемы.

На обсуждение дается пять минут. Затем по очереди каждая группа педагогов дает те ответы, которые они выработали во время обсуждения.

Первая группа.

1.В режиме дня сложно выделить достаточно времени для свободной игры.

2.Детей в свободной игре трудно контролировать.

3.Игрушки после свободной игры трудно убирать.

Вторая группа.

4.Сложно разместить и удобно обустроить несколько игровых центров и разделить их на тихие и шумные зоны.

5.Сложно обновлять игры в центре активности.

6.Небольшое помещение трудно разделить на центры активности так, чтобы дети, играя в них, не мешали друг другу.

Третья группа.

7.Трудно подключиться к игре одного ребенка или группы детей, чтобы не разрушить ее, а развить.

8.Непонятно, как играть с детьми на равных и не потерять свой авторитет.

9.Одежды для переодевания недостаточно или она не демонстрирует разнообразия.

Четвертая группа.

10.Оборудование и игрушки для сюжетной игры отражают ограниченные темы (дом и работа) и представляют мало возможности для развития воображения, действия с предметами-заместителями.

11.В небольшой по площади группе трудно разместить центр сюжетной игры так, чтобы оборудование было структурировано и не было перенасыщенным.

Каждому воспитателю по очереди задается вопрос, необходимо, сразу давать ответ.

1.Как долго удается играть?

2.Хватает ли им времени для игры или они только успевают достать игрушки?

3.Хватает ли времени, чтобы развить игру, внести новый сюжет, привлечь других детей?

4.Как вовлечь в сюжетную игру детей, развить сюжет, не взяв полностью инициативу на себя?

5.Во время свободной игры в какие центры приходят дети?

6.Какие игры, игрушки выбирают?

Что мешает им приходить в другие центры?

7.Не пересекаются ли центры для тихих и подвижных игр?

8.Не мешает ли перемещение детей игре сверстников?

9.Каких игрушек не хватает в группе? Не вызывает ли это соперничество детей?

10.Как сделать уборку игрушек понятным и привычным делом для детей?

Каким игрушкам отдать предпочтение: игрушкам, которые выглядят, как настоящие предметы или игрушкам, которые будят фантазию ребенка? 11.Игрушкам из пластмассы, из дерева, вязаным и т.п.?

5.Практическая часть. Самооценка.

В течение дня каждый педагог, работая в своей группе, дает самооценку по организации пространственной среды. Воспитатели письменно отмечают в таблицах свое мнение по всем критериям.

Как это увидеть.

Особенности организации пространственной среды

в большинстве случаев/всегда

1.Ежедневно дети имеют возможность организовать продолжительную свободную игру в помещении группы (в течение дня на эту деятельность отведено не менее 2-3 часов).

2.В группе организовано несколько пространств для различных видов деятельности (разных игр, экспериментирования, творчества), дети могут самостоятельно выбрать игровой центр и заниматься там чем-то по своему интересу, не мешая друг другу.

3.Педагог планирует время для свободной игры так, чтобы дети могли развернуть сюжет, помогает сделать игру интереснее и длиннее.

4.Во время свободной игры ребенок может выбирать, во что играть, как и с кем. Он может войти в игру и выйти из нее, когда захочет.

5.На улице достаточно места и оборудования для длительной свободной игры детей.

6.Дети не конкурируют из-за игрушек и места для игры.

8.Ребенку позволяется отказаться от общей (настольной, сюжетной или командной) игры, если он не хочет играть

9.Педагог не вмешивается в игру детей, чтобы ее резко закончить

10.Педагог разделяет радость детей от игры, хвалит их за интересные идеи, за то, что они играют вместе.

11.Воспитатель поощряет соблюдение правил в игре.

12.Педагог принимает негативные чувства детей в игре (расстройство, злость проигравшего ребенка), помогает пережить проигрыш, поддерживает и утешает ребенка.

13.В группе есть разнообразные материалы и оборудование для различных игр: настольных, спортивных, командных, сюжетных.

14.Дети используют культурные средства регулирования конфликта в игре (считалки), действуют по очереди.

15.Педагог помогает детям использовать культурные средства (надписи, цифры) в игре (например, деньги и ценники в игре в магазин, билеты, приглашения, объявления и т.д.).

16.В группе есть детские рисунки, надписи, связанные с любимыми играми (билеты, объявления).

17.Темы сюжетных игр разнообразны, дети проживают разные роли из мира взрослых (профессии, дом, путешествия), мира фантазии и т.д.

18.Воспитатель помогает детям достать или сделать дополнительные материалы для игры.

19.Педагог бережно вносит вариации (темы, способы действия) в свободную игру детей, не разрушая детский замысел и не перетягивая инициативу на себя.

20.Дети сами выбирают место, материалы, тему и партнеров игры.

21.Педагог не оценивает и не критикует замыслы детей, не говорит, как лучше играть.

22.Игровые персонажи и сюжет образовательного события отражают интересы детей.

23.В группе есть одежда для переодевания для сюжетной и образной игры на разные темы (дом, профессии, сказочные истории, путешествия и др.).

24.Материалы для игры время от времени меняются, исходя из интересов детей.

25.Педагог поощряет взаимодействие между детьми в игре, недирективно включает новых детей в общую игру, заинтересовывая их.

26.Воспитатель обращает внимание детей на то, кто во что играет, у кого какие идеи.

27.Педагог вводит понятные детям правила, как соблюдать очередность в игре (кто ведущий, первый и т.д.), как разрешать возникающие конфликты.

29.С детьми старшего возраста воспитатель поддерживает их собственные идеи и помогает им играть долго с большим числом участников, а также проблематизирует игру, тем самым способствует ее усложнению и развитию.

Методический кабинет старшего воспитателя детского сада

Старшему воспитателю ДОО - Методическая литература для воспитателей, представленная в разделе, включает различные пособия и сборники, программы, рекомендации для легкого взаимодействия с детьми, материалы для подготовки творческих и развивающих занятий, конспекты тематических уроков. Также методические пособия направлены на систематический и объективный контроль знаний и государственные нормативы дошкольного образования

Педсоветы в детском саду

Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования - Книга доступна в электронном варианте! Пособие содержит разработки педагогических советов по актуальным темам, затрагивающим различные стороны образовательного процесса в ДОО в условиях внедрения ФГОС: развитие способных и одаренных детей, сохранение и укрепление здоровья, социальное партнерство, взаимодействие детского сада и семьи.

Педагогические советы в ДОО, Планирование на учебный год - Программа для установки через Интернет! Пособие содержит материалы, раскрывающие современные тенденции в решении теоретических и практических вопросов организации педагогического совета как коллегиального органа управления и формы методической работы в ДОО.

Семинары в детском саду

Семинар "Дидактические игры": 1 стр., 2 стр.

Передовой педагогический опыт в детском саду. Готовые образовательные проекты в ДОУ

На пути к творчеству (из опыта работы воспитателя)

Стимулирование игрового интереса как условие и фактор развития дошкольника (презентация)

Опыт работы по созданию мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности!

Опыт работы по использованию слайдовых викторин в ОП ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста

Краткосрочные образовательные практики технической направленности в ДОУ

В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким,

какой он есть, и за то, что он просто есть.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за

воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужны. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

1. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:

• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :

• развитие интересов и потребностей ребенка;

• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

• воспитание уважения к детству и родительству;

• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.

1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.

2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.

4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.

5. Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества.

Все формы с родителями подразделяются на:

• коллективные (массовые, индивидуальные и наглядно-информационные;

• традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом

родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

• внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;

• работа с родителями за пределами ДОУ.

2. Познавательные формы взаимодействия с родителями

Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т. д.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его пси-хики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:

• собрание должно быть целенаправленным;

• отвечать запросам и интересам родителей;

• иметь четко обозначенный практический характер;

• проводиться в форме диалога;

• на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.

Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины

Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т. д.

Подобные формы : Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т. д.)

К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями.

Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности, наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

1. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

2. Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:

• записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,

• видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;

• выставки детских работ,

• стенды, ширмы, папки-передвижки.

В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности:

• словесно-образная,

• информационная

Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация : режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:

• материалы информационного характера : правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;

• материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.

3. Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком.

4. Письменные формы взаимодействия с родителями

Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями.

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.

Акции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьей

Акции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьей Папа + мама + я =техническая семьяцель Поиск, новых интересных технических решений при конструировании из бросового материала и образовательных.

Оптимизация форм взаимодействия ДОУ с семьей ВОРКШОП [англ. workshop] - коллектив, группа работников, созданная для дискуссии по какой-л. теме или для ее разработки. Воркшоп построен.

Родительский журнал как форма взаимодействия с семьей

Родительский журнал как форма взаимодействия с семьей Взаимодействие с семьей – важная часть деятельности дошкольного учреждения. Государство признает ведущую роль дошкольного образования.

Читайте также: