Особенности внеурочной работы в области эколого биологической деятельности в начальной школе

Обновлено: 28.06.2024

Внеклассные мероприятия для школьников на экологическую тему

Одной из важнейших составляющих образовательного процесса современной школы является экологическое образование учащихся.

Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.

Залог эффективности решения этой задачи заключается в тесном взаимодействии двух образовательных систем - основного и дополнительного образования.

Если на уроках биологии, экологии, географии учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время - в своей школе или в учреждении дополнительного образования - они могут углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки исследователя, растениевода, цветовода, эколога.

Специалисты выделяют следующие основные принципы экологического образования и воспитания:

- возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;

- обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;

- теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;

- отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой. В этом отношении учреждения дополнительного образования имеют большие возможности по сравнению с общеобразовательным учреждением. В распоряжении педагога дополнительного образования богатый арсенал методических средств и приемов, возможность использования разнообразных форм организации деятельности учащихся.

Это могут быть клубные занятия, занятия-экскурсии, практические и лабораторные работы, интеллектуальные игры.

В системе дополнительного образования существенно расширяются возможности выбора направлений деятельности школьника, и, значит, расширяется воспитательное и культурное пространство для самореализации, саморазвития личности.

В сборнике представлен опыт работы педагогов по экологическому воспитанию и образования школьников.

Вниманию педагогов предложены разработки разнообразных по форме занятий, материалы для проведения различных конкурсов и викторин, а также полезные методические рекомендации для преподавателей.

Материалы предназначены педагогам учреждений дополнительного образования (детско-юношеских центров (ДЮЦ), станций юных натуралистов (СЮТ), педагогам общеобразовательных школах, например, в рамках внеклассной работы по биологии, при организации предметных недель.

Хочется верить, что пособие поможет педагогам в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение.

Успехов! Новых вершин и открытий!


Опыт использования экологической инициативы

Экологический классный час в начальной школе. Устный журнал





с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.

с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Программа работы объединения строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков, как познавательный, познавательно-развлекательный, общение с представителями растительного и животного мира.

Содержание познавательного блока занятий объединения составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с природоохранными знаниями дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.

Тематика занятий во многом определяется сезоном года.

Каждое занятие состоит из двух частей:

Первая, из которых имеет целью формирование у детей новых природоохранительных и нравственных понятий, а также коррекция, развитие экологических установок личности, преодоление антропологического прагматического отношения к природным объектам. Вторая - вносит элемент занимательности, повышая активность ребенка. Это конкурсы, викторины, мини-спектакли, загадки, рисование по теме.

Цель программы: развитие экологического сознания личности ребёнка как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; формирование у учащихся элементов экологической культуры.

Задачи программы:

Расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе природоведения, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

формирование исследовательских навыков;

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

участие в практической деятельности по охране природы

способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Актуальность программы

Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни.

Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные -будем охранять леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, Зверям - лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина.

И охранять природу - значит охранять Родину.

С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения этой задачи недостаточно усилий государств и их руководителей. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.

В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Особая чувствительность и эмоциональность младших школьников создают особые предпосылки для появления интереса к себе, к людям, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

Программа предусматривает различные формы и методы работы:

Методы контроля: доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.

Для того чтобы занятия объединения были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

•. Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим

Личностные результаты:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;

формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естествонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения а природе и социоприродной среде;

трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;

эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;

сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.

Содержание программы.

Первый год обучения.

Раздел I. Введение в экологию.

Тема №1. Что такое экология?

Экология - наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. "экос" - дом, "логос" - учение).

Сущность и значение экологии. Простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.

Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.

Экскурсия в природу.

Тема №2. Природа, красота явлений природы.

Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Электричество в воздухе: молнии.

Полярное сияние - одно из чудес природы. Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины.

Раздел II. Неживая и живая природа. Путешествие по карте.

Тема №3. Секреты неживой природы.

Камни, песок, воздух, вода, почва. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра - это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.

Практическая работа (деятельность) - опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);

Ищем на карте пещеры, водопады - фото (или картинки)

Тема №4 Флора и фауна.

Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Водные растения, лекарственные и ядовитые растения. Растения паразиты и растения хищники. Удивительное в жизни растений.

Комнатные растения. Общие правила ухода за растениями. Деревья и кустарники, произрастающие в Воронежской области. Охрана растений Воронежской области.

Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты.

Многообразие животного мира. Кто из животных самый быстрый? Какое животное живёт дольше всех? Почему льва называют царём зверей? Когда были одомашнены собаки? Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов).

Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума.

Птицы их красота и разнообразие. Как птицы находят путь домой? Почему сову называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему поют птицы? Изучение разнообразия птиц, зверей, рыб родного края.

Домашние животные их виды и приносимая человеку польза

Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами.

Работа с определителем растений.

Экскурсия в лес, на речку.

Изготовление кормушек, заготовка корма для птиц.

Видеосъемки на разные сюжеты.

Составление Красной книги животных и растений нашей местности.

Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.

Исследование : влияние освещенности на комнатные растения.

Раздел III. Человек и природа.

Тема №5 От динозавров до человека.

Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.

Конкурс рисунков или лепка из пластилина.

Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга? Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (неправильное питание, не делаем зарядку и т.д.).

• Правила здорового образа жизни.

Оказание первой помощи.

Тема №7. Загадки космоса.

Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь? Загадки НЛО.

Раздел IV. Досуговая деятельность.

Экологический театр (инсценировки эколог. сказок), КВНы, викторины, игры т.д.

Итоги работы объединения подводятся после каждого тематического изучения, которые принято заканчивать общественно полезными работами, природоохранительными акциями, конференциями, “Днем птиц”, “Днем Нептуна”, субботниками, пропагандой экологических знаний среди школьников; изготовлением стенгазет, коллажей, альманахов и т.п.

ВложениеРазмер
yunyy_ekolog.docx 76.9 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В целях реализации данной программы работаю по направлениям:

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

- наиболее типичных представителей животного мира России, Волгоградской области;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе .

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей природной средой. В наш век создалась такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. Следовательно, решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки сознания мышления людей. Эти качества закладываются с первых лет жизни ребенка, развиваются и закрепляются на школьной скамье. Включение основ экологических знаний в обучение школьника, его экологическое образование - это необходимость нашего времени, обусловленная современным уровнем развития экологии как комплексной науки и социальными задачами - подготовкой высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы, возникающие в результате взаимодействия человечества с окружающей природной средой.

Важнейшими факторами решения экологических проблем являются психологическая готовность людей внедрять уже существующие экологически безопасные технологии, сознательное соблюдение экологических ограничений, а также стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности и т.п. Гуманитарное направление как раз и предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей, т.е. формирование новой экологической культуры человека.

Формирование экологической культуры населения сегодня рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России (наряду с такими сферами как экономика природопользования, экологическое право, управление природопользованием, сохранение биоразнообразия и здоровья среды).

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов.

Традиционно развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием. В мировой практике используются две основных взаимодополняющих модели такого образования:

Однако развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования недостаточно эффективно. Основным результатом традиционного экологического образования оказывается определенная осведомленность обучающихся в области экологических проблем.

Педагоги отмечают, что учащиеся хотя и усваивают экологические знания, готовы воспринимать информацию об экологических бедствиях, но, как правило, не стремятся разобраться в причинах их возникновения. По данным анкетных опросов 80% школьников не готовы проявлять личную активность в практических делах по охране здоровья среды.

Такая ситуация во многом обусловлена тем, что до сих пор на практике процесс формирования экологической культуры учащихся часто ограничивается включением определенных экологических вопросов в биологические, географические, химические и т.п. учебные курсы. При этом, как показали специальные исследования, только 15% школьных учителей рассматривают формирование экологической культуры учащихся как важнейшую педагогическую задачу.

Цель региональной экологической политики в сфере образования - создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов.

Для достижения данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

  • формирование у населения системы представлений об основных положениях стратегии устойчивого развития, о проблемах поддержания здоровья среды и т.д.;
  • формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;
  • освоение населением экологически безопасных способов природопользования;
  • обучение людей осознанно использовать уникальный потенциал, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития;
  • формирование у людей потребности в активной личной поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды.

Экологическое образование осуществляется детскими дошкольными учреждениями, школами, вузами, учреждениями дополнительного образования детей.

Эколого-образовательная деятельность носит системный характер, предполагает формальную ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса - уровень подготовленности своих выпускников.

Просвещение подразумевает, прежде всего, целенаправленное информирование населения в экологических вопросах, вовлечение широких слоев

населения в активное участие в природоохранной деятельности. Эколого-просветительская деятельность может осуществляться как государственными, общественными, частными организациями (учреждениями), так и отдельными лицами.

Экологическое просвещение не дублирует и не заменяет содержание, формы и методы общего и профессионального экологического образования

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребёнка, т. Е. приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя человеческой культуры.

  • усвоения норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
  • наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
  • потребность в общении с природой, проявление положительных чувств;
  • умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения

Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.

Исходя из выше сказанного, учитывая актуальность проблемы по формированию экологической культуры младшего школьника, ведущей целью моей работы является создание условий для формирования экологической культуры личности младшего школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • воспитывать экологически культурную личность через углубленные знания по краеведению и основам экологии;
  • раскрывать творческий потенциал и развивать разносторонние способности детей;
  • формировать познавательный интерес и интеллектуальное развитие школьников;
  • содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи;
  • прививать навыки исследовательской работы.

Отношение людей к природе в процессе производства сопутствовало всей истории человечества и всегда в той или иной мере отражалось в сознании людей. В экологической культуре закрепляется комплекс экологической деятельности, а также общественные отношения, связанные с её выполнением и, как составной духовный элемент, специфическое экологическое сознание конкретной эпохи. Осваивая экологическую культуру, человек создаёт экологические условия своего существования, продуцирует свою систему его отношений с природой.

Под экологической культурой понимается определённая программа, опредмеченная в процессе экологической деятельности, на основании которой субъект строит свой исторически конкретный тип взаимодействия с природой. Содержание этой программы составляет специальная информация о нормах экологической деятельности.

Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

В настоящее время программы экологического образования построены на основе приобретения знаний, наличие которых недостаточно для развития личности. Необходимо формирование ответственного и целесообразного отношения человека к природе. Такое отношение формируется в процессе непосредственного общения с природой.

Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе технологии:

Развитие образования невозможно представить без широкого внедрения в учебный процесс и внеклассную деятельность информационных технологий. Информационные технологии дают возможность отобрать такое содержание образования, которое поможет ребенку сохранять и воссоздавать целостную картину мира, осознавать разнообразные связи между объектами и явлениями и в то же время сформирует интерес детей к тем или иным экологическим проектам, природоохранным мероприятиям. Посещение музеев, ботанического сада, офиса Болоньского заповедника, встречи с писателями - амурчанами, использование средств экологической пропаганды (плакаты, значки, марки и т.д.), отражающие экологическую тематику, а также экологические лозунги, обращения, видеоклипы привлекают внимание детей к экологическим проблемам.

В начальной школе игровые технологии остаются ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно.

  1. Во время прогулки с друзьями ты видишь, как какие- то люди сбрасывают с грузовика в озеро бочки. Что ты предпримешь?
  2. Ты с друзьями отмечаешь окончание четверти на природе. Когда вы собрались уходить, кто-то предлагает оставить весь образовавшийся мусор в лесу. Твои действия?

В конце Экологической Недели проводится праздник в виде игры - путешествия, информационной игры, конференции.

Включаю в свои мероприятия рубрики:

  • знаете ли вы….(почему наш Амур назвали Черным Драконом)
  • из книги Гиннеса… (Самая крупная градина 1,02кг. Это было в Бангладеш 14 апреля 1986г. От града погибло 98 человек. Самая высокая волна 34 м. Самая высокая скала в Тихом океане 561 м и многие другие высказывания)
  • спасены человеком (о зубрах, лосях, наших дальневосточных аистах, бобрах и т.п.)
  • ждут помощи (о лотосе, орле-беркуте и других растениях и животных, занесенных в Красную Книгу)
  • гуляй да присматривайся (когда выпадает снег и не тает, какое дерево начинает желтеть первым и т.д.)
  • узнай и расскажи (ребятам дано задание узнать о пчеле, муравье, как делают гнезда грач, дикая утка и рассказать детям на мероприятии)
  • вести с опушки (пара синиц может полностью очистить от вредителей 40 яблонь и т.д.)
  • подумай (почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек)

Использую фенологические и экологические рассказы - загадки. Они посвящены поведению ребят на природе, отмечают ошибки в поведении школьников. Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, убивать змей и т.д.

Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы на уроках, экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)

В своей работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, само выражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Проведение мероприятий в начальной школе основано на индуктивном методе обучения. Через игровое взаимодействие, которое включает в себя упражнения, разминки, загадки, дискуссии мероприятия позволяют расширить кругозор школьников и реализовывать полученные знания, умения и навыки в социальной среде.

Используя всевозможные формы деятельности: общение, игра, совместное творчество, устанавливаю отношения и сотрудничество с детьми, которые позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры.

На протяжении 6 лет периодически проводила диагностические исследования детей с целью выявления уровня развитости экологической культуры школьников.

Вводная диагностика (2003 год, 26 человек) показала, что у 44, 3% детей недостаточно знаний в вопросах экологической культуры

Промежуточная диагностика (2005 год, 26 человек) показала, что систематическая работа по воспитанию экологической культуры приносит видимый результат. На данном этапе 68% детей справились с предложенными заданиями

Итоговая диагностика (2007 год, 26 человек) показала эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих овладению детьми экологическими знаниями, экологической культурой, 85, 2%.

Деятельность по формированию экологической культуры дала определенные результаты:

Достижениями данного опыта считаю также пропагандистскую деятельность по внедрению форм и методов работы, направленных на формирование экологической культуры младших школьников.

Опыт представляю следующими материалами:

РАЗДЕЛ III
Внедренческий

Главная идея моего опыта состоит в том, чтобы в условиях внеурочной деятельности средствами различных форм и методов работы по формированию экологической культуры школьников, краеведческих материалов помочь ребятам раскрыться, реализовать себя.

В своей деятельности использую и имеющийся в педагогике опыт работы по формированию экологической культуры школьников: психолого-педагогическую поддержку, учет возрастных особенностей детей, развивающие методики обучения. В работе использую различные наглядные пособия, дидактический материал, средства ТСО, компьютерные технологии.

За время работы по теме мною собран теоретический и практический материал по данному вопросу.

Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней

Распространение опыта по данной теме прошло через открытые мероприятия, выступления на школьном методическом объединении учителей начальной школы, участие в школьных, районных семинарах.

Читайте также: