Главные педагогические идеи школы в россии

Обновлено: 04.07.2024

В данном вопросе рассматриваются российские педагоги и их идеи. К ним относят коллективную теорию А. С. Макаренко и педагогическую теорию В. А. Сухомлинского.

Коллективная теория А. С. Макаренко

Одним из известных педагогов советского времени считается Антон Семёнович Макаренко. Его идеи до сегодняшнего времени продолжают вызывать дискуссии, разные мнения и оценки. Он разработал теорию коллективного воспитания в педагогике, и она стала доминирующей до 1980 -х годов.

Основные принципы воспитания А. С. Макаренко

Макаренко считал, что воспитывать ребёнка необходимо в коллективе. На основе этого, были выделены основные принципы воспитания А. С. Макаренко:

  • Каждый коллектив отличается конкретной системой возможностей и ответственности, соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.
  • Любой человек может вступить в общество через коллектив.
  • Важное место в воспитании занимание самоуправление.
  • Большую роль играют традиции, обычаи, ценности и стиль взаимоотношений, которые были сформированы в коллективе.
  • Каждый коллектив имеет определённую цель, которую нужно выполнить.
  • Педагог руководит коллективом и направляет его к цели.

Макаренко обращал много внимания на трудовое воспитание. Он считал, что необходимо давать детям в школе и семье не разовые поручения, а долговременные. Только так можно приучить ребёнка к ответственности за выполненную работу. В теории воспитания Макаренко хорошо проработал соотношение дисциплины и режима. Он считал, что для каждого ребёнка должно быть отдельное наказание или поощрение. Только так они смогут выполнять воспитательную функцию. Иногда наказание обсуждалось всем коллективом.

Работы Макаренко и его открытия стали основой для развития социальной педагогики. Он не считал нужным применять к детям тюремный режим. Коллективная теория воспитания имела большое значения для педагогики советского периода. Она остаётся актуальной по сегодняшний день и считается одной из главных теорий обучения.

Педагогическая теория В. А. Сухомлинского

В 50 -е года 20 столетия В. А. Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, которая основывалась на антропологическом подходе, гармонизации средств и способов преподавательской активности. Он считал, что личность ребёнка – главная ценность в воспитательном и образовательном процессе.

Воспитание за Сухомлинским – процесс реализации свойственных ребёнку особенностей, спонтанных реакций и импульсов.

Сухомлинский считал, что большую роль для воспитания ребёнка играет окружение. В своей теории он соединил физический и умственный труд детей на основе поисковой деятельности, преимущества средств познания над собственными знаниями. Основное средство формирование личности Сухомлинский виде в сельскохозяйственном труде. В практическом плане доминировала установка на переживание детей радости от благородного созидательного труда и эстетическую направленность форм и способов производственной активности.

Большой проблемой в начале 1960 -х годах для педагога становится воспитание учеников в духе коммунистической идеологии. Сухомлинский считал, что стоит уменьшить контроль коллектива и повиновения ему личности, так как эти факторы не давали человеку развиваться духовно и нравственно. В. А. Сухомлинский утверждает идеи воспитания гуманистической педагогики, которая поднимает человека над коллективом. Воспитание происходило через художественные образы в форме бесед, поучений, наставлений. Эти формы были направлены не только на учеников, но и на учителей.

Много внимания Сухомлинский уделял проблеме стимулирования познавательной активности учеников. Он считал, что необходимо превратить преподавание в весёлый труд, и только тогда можно будет решить проблему развития подростков. Главным методом этого учитель считал успех у учеников и переживание радости познания. Для развития у детей психологической восприимчивости, стоит использовать элементы праздничности, красоты в воспитание и обучение. Необходимо расширить представления детей об окружающем мире и сформировать критичность мышления. Также необходимо сделать упор на создание системы нравственных ценностей и умений, навыков для самостоятельного получения и использования информации. Много внимания занимало у Сухомлинского переживания детьми накапливаемого опыта, созданию главных нравственных принципов, которые ребёнок осознал самостоятельно. Главное средство воспитания, по мнения Сухомлинского, – это слово педагога.

Сухомлинский считал, что учитель должен создавать с детьми сказки, поэтические и прозаичные миниатюры, которые развивают и учеников чувственно-нравственное мышление.

Школьный коллектив в понимании В. А. Сухомлинского

В конце 1960 -х годов Сухомлинский считал, что личность – это ценность, феномен, который не зависит от притязаний общества. Основные цели обучения: свободное, самостоятельное развитие ребёнка как личности и раскрытие индивидуальности. Педагогический процесс рассматривается как взаимодействие педагога и ученика. В центре того процесса находится ребёнок с его ценностями, интересами, творческими возможностями, которые должны учитывать педагоги.

Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г.

Основные направления:

1) педагогика должна опираться на новые теории и принципы пролетариата: принцип принцип индустриализации, политехнический принцип, принцип коллективизма;

2) по большевистской теории школа должна стать важным средством пропаганды коммунистической идеологии и распространения партийной литературы;

3) важной задачей было воспитание физически здорового человека. Для этого вводились массовая ритмическая гимнастика, спортивные занятия под наблюдением врача, игра;

4) существенно пересматривались содержание и методы общего образования, что нашло свое отражение в новых учебных планах и программах, учебной литературе для учащихся и методических пособиях для учителей;

6) при создании образовательных программ учитывалось все необходимое для решения идеологических и политических задач;

7) интересы человека как личности зачастую не брались во внимание, что отражалось в комплексном подходе построения учебных программ.

Отличительные особенности Единой трудовой школы от традиционной:

1) главное призвание человека заключалось в обращенности к миру труда, природа рассматривалась как объект его (человека) деятельности, а общество – как следствие трудовой деятельности;

2) целенаправленно прослеживалась линия принципа политехнизма, т. е. тесная связь обучения детей с производственным трудом. Однако эта связь не всегда учитывала возрастные особенности учащихся;

3) основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе стал урок со строгим расписанием занятий и определенным составом учащихся;

4) в конце года ввели обязательные проверочные испытания для всех учащихся по каждому предмету;

5) оценка знаний стала дифференцированной;

6) много внимания уделялось созданию постоянных учебников по всем предметам, которые составляли педагоги и крупные ученые.

События Великой Отечественной войны сильно отразились на деятельности российских школ:

1) школа была окончательно поставлена на путь политизации и идеологизации учебного процесса и внешкольной работы;

2) вернулась трудовая подготовка (школьники активно вовлекались в общественно-полезную деятельность, в производительный труд взрослых и т. д.).

Основные деятели педагогической науки послереволюционного периода:

2) В. А. Сухомлинский (1918–1970) работал над аспектами теории и практики воспитания, отстаивал идеи гуманизации школьного образования;

3) П. П. Блонский (1884–1941) – развил теорию трудовой народной школы, направленную на повышение уровня обучения и развитие нравственно-этических норм.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 2. Объект и предмет педагогики

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики

ЛЕКЦИЯ № 3. Задачи и функции педагогики Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные.Постоянные задачи1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами.

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками

ЛЕКЦИЯ № 5. Связь педагогики с другими гуманитарными науками Педагогика является самостоятельной наукой. Отделившись в свое время от философии, она не утратила тесной связи с другими гуманитарными науками:1) философией;2) психологией;3) школьной

ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны

ЛЕКЦИЯ № 11. Образование в России после Второй мировой войны В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России:1) идеологизацию;2) введение централизованного управления школой;3) введение единообразия ее типов и учебных

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям

ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы

ЛЕКЦИЯ № 48. Авторские школы Авторская школа – это экспериментальное образовательное учреждение, деятельность которого строится на основе ведущих психолого-педагогических и организационно-управленческих концепций, разработанных отдельным автором или авторским

Лекция 4. Психика и ее развитие

Лекция 4. Психика и ее развитие Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии – зоопсихология изучает психику животных).Психика – это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию

10. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

10. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ Возникновение и начальное развитие педагогической мысли на территории России происходило под влиянием задач и проблем, связанных с появлением государственности, развитием национального самосознания и культуры, средств и способов

ЛЕКЦИЯ № 9 Организационное развитие

ЛЕКЦИЯ № 9 Организационное развитие 1. Понятие организационного развития Организационное развитие – необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, что является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов трудового коллектива.

ЛЕКЦИЯ 4. Другие школы психоанализа: В. Райх, Ф. Перлс

ЛЕКЦИЯ 4. Другие школы психоанализа: В. Райх, Ф. Перлс Жизнь Вильгельма Райха (1897–1957) была полна взлетов и падений. Начинал он у Фрейда и был его первым клиническим ассистентом в 1922 г., а в 1924 г. стал директором Семинара по психоаналитической терапии. В 1927 г. у него возникли

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм

ЛЕКЦИЯ 5. Другие школы психоанализа (продолжение): К. Хорни, Э. Фромм Карен Хорни (1885–1952) является одной из талантливейших учениц З.Фрейда. С ее именем связано возникновение нового направления в психоанализе — неофрейдизма. Работы Хорни оказали большое влияние на

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей

Глава 1. Историческая подоплека кризиса высшей школы в России

1.2 Экстенсивное развитие высшей школы в период форсированной реконструкции экономики

Концепция развития образования в России и перспективы отечественной высшей школы

Концепция развития образования в России и перспективы отечественной высшей школы «Писатель: Да прекратите вы эту социологическую истерику! Неужели вы сами способны поверить в эти сказки? Профессор: В страшные сказки я верю! В добрые – нет. А в страшные – сколько

В период Киевской Руси существовали самобытные институты воспитания и обучения.

В России в границах ее современной территории первыми наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия в Заиконоспасском монастыре (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве;

в Петербурге – Морская академия (1715), Академический университет при Академии наук (1725), Горное училище (1733), Морской кадетский корпус (1750).

Отечественная педагогика 18 векаво многом связана с личностью Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносову принадлежат инициативы в науке, технике, культуре.

По инициативе И.И. Бецкого был создан Институт благородных девиц, положивший начало женскому среднему образованию (1764). Согласно Уставу народных училищ (1786), в каждом губернском городе для детей мещан учреждались главные училища с 4-мя классами, в уездных городах – малые начальные училища с 2-мя классами.




Итак, основные идеи Ушинского - демократизация народного образования и народность воспитания. Он считал, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. По его мнению, в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. И теории обязательно должна сопутствовать практика. Ушинский писал о том, что теория, не имеющая оснований, оказывается столь же бесполезной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя сделать какой-либо вывод. О том, что теория не может отрицать действительности, факт не может отрицать мысли.

Кроме этого Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам.

Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности. Он утверждал, что влияние нравственное есть основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Константин Дмитриевич полагал, что воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие. И, кроме того, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью.

Средства нравственного воспитания, по Ушинскому, - это обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.

Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова. Его деятельность пришлась на 60-е годы 19 века. Для России – это был период большого общественного движения. В историческом плане – это время Крымской войны 1853-1855 годов. В философском – развитие идей критического реализма, народности искусства и воспитания.

Педагогическое движение этого времени связано с острой критикой крепостнического воспитания, борьбой против сословной школы за общее светское образование, воспитание человека и гражданина, за образование женщин, борьба против зубрежки и муштры, за уважение личности ребенка. Происходила разработка дидактических вопросов. Важнейшими требованиями стали создание широкой сети народных школ и автономность высшей школы.

1859 год. Создано Петербургское педагогическое собрание (позднее переименовано в общество). Участниками собрания стали П.Г. Редкин, К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов и многие другие педагоги и методисты.

1861 год. При Вольном экономическом обществе создан Комитет грамотности. Основные вопросы – организация народной школы, организация воскресных школ для детей рабочих, организация дошкольных учреждений.

В 1861 году был уволен с должности попечителя и назначен руководителем молодых людей, подготовлявшихся к профессуре за рубежом, но в 1866 году был освобожден и от этой должности. Причиной явились прогрессивные, но не востребованные правительством взгляды Пирогова.

Пирогов уехал в свое небольшое имение в Украине, где скончался в 1881 году.

Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Основанием школьной системы полагалась двухлетняя начальная школа, далее – средняя школа, доступная всем ученикам. Школьную систему Пирогов строил по принципу единой школы.

после элементарной начальной двухлетней школы – прогимназия (неполная средняя школа) двух типов (классическая или реальная) с четырехлетним курсом;

далее гимназия двух типов (классическая или реальная) с трех или пятилетней продолжительностью обучения;

завершает систему – высшая школа (университеты или высшие специальные учебные заведения).

В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на необходимость отбросить догматические методы образования. Утверждал, что необходимо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен привлечь внимание, развить интерес учащихся к учебному материалу – это главное для успешности обучения.

Основные дидактические принципы, по мнению Пирогова: осмысленность обучения, активность и наглядность. Одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания Пирогов считал хорошую дисциплину, но при этом требовал гуманности. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину. Важна мера справедливости назначенного за проступок наказания.

Среди педагогов начала 20-го столетия следует выделить П.Ф. Каптерева (создал учение о педагогическом процессе), С.Т. Шацкого (основал социальную педагогику), Н.К. Крупскую (разрабатывала организацию внеклассной воспитательной работы, молодежного движения), А.С. Макаренко (практик и теоретик учения о коллективе и его роли в формировании личности). Теоретическими изысканиями в педагогике второй половины 20-го в. занимались Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин (теория развивающего обучения); П.Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий); И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин (теория содержания образования и методов обучения). Вторая половина 50-х – начало 60-х гг. дали отечественной педагогике целую плеяду педагогов-новаторов. Это В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили.

В период Киевской Руси существовали самобытные институты воспитания и обучения.

В России в границах ее современной территории первыми наиболее известными академиями и высшими школами были Славяно-Греко-Латинская Академия в Заиконоспасском монастыре (1687) и Школа математических и навигационных наук (1701) в Москве;

в Петербурге – Морская академия (1715), Академический университет при Академии наук (1725), Горное училище (1733), Морской кадетский корпус (1750).

Отечественная педагогика 18 векаво многом связана с личностью Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносову принадлежат инициативы в науке, технике, культуре.

По инициативе И.И. Бецкого был создан Институт благородных девиц, положивший начало женскому среднему образованию (1764). Согласно Уставу народных училищ (1786), в каждом губернском городе для детей мещан учреждались главные училища с 4-мя классами, в уездных городах – малые начальные училища с 2-мя классами.

Итак, основные идеи Ушинского - демократизация народного образования и народность воспитания. Он считал, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. По его мнению, в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. И теории обязательно должна сопутствовать практика. Ушинский писал о том, что теория, не имеющая оснований, оказывается столь же бесполезной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя сделать какой-либо вывод. О том, что теория не может отрицать действительности, факт не может отрицать мысли.

Кроме этого Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам.

Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности. Он утверждал, что влияние нравственное есть основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Константин Дмитриевич полагал, что воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие. И, кроме того, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью.

Средства нравственного воспитания, по Ушинскому, - это обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания.

Педагогическая деятельность Н.И. Пирогова. Его деятельность пришлась на 60-е годы 19 века. Для России – это был период большого общественного движения. В историческом плане – это время Крымской войны 1853-1855 годов. В философском – развитие идей критического реализма, народности искусства и воспитания.

Педагогическое движение этого времени связано с острой критикой крепостнического воспитания, борьбой против сословной школы за общее светское образование, воспитание человека и гражданина, за образование женщин, борьба против зубрежки и муштры, за уважение личности ребенка. Происходила разработка дидактических вопросов. Важнейшими требованиями стали создание широкой сети народных школ и автономность высшей школы.

1859 год. Создано Петербургское педагогическое собрание (позднее переименовано в общество). Участниками собрания стали П.Г. Редкин, К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов и многие другие педагоги и методисты.

1861 год. При Вольном экономическом обществе создан Комитет грамотности. Основные вопросы – организация народной школы, организация воскресных школ для детей рабочих, организация дошкольных учреждений.

В 1861 году был уволен с должности попечителя и назначен руководителем молодых людей, подготовлявшихся к профессуре за рубежом, но в 1866 году был освобожден и от этой должности. Причиной явились прогрессивные, но не востребованные правительством взгляды Пирогова.

Пирогов уехал в свое небольшое имение в Украине, где скончался в 1881 году.

Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сословной школы. Основанием школьной системы полагалась двухлетняя начальная школа, далее – средняя школа, доступная всем ученикам. Школьную систему Пирогов строил по принципу единой школы.

после элементарной начальной двухлетней школы – прогимназия (неполная средняя школа) двух типов (классическая или реальная) с четырехлетним курсом;

далее гимназия двух типов (классическая или реальная) с трех или пятилетней продолжительностью обучения;

завершает систему – высшая школа (университеты или высшие специальные учебные заведения).

В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на необходимость отбросить догматические методы образования. Утверждал, что необходимо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен привлечь внимание, развить интерес учащихся к учебному материалу – это главное для успешности обучения.

Основные дидактические принципы, по мнению Пирогова: осмысленность обучения, активность и наглядность. Одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания Пирогов считал хорошую дисциплину, но при этом требовал гуманности. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину. Важна мера справедливости назначенного за проступок наказания.

Среди педагогов начала 20-го столетия следует выделить П.Ф. Каптерева (создал учение о педагогическом процессе), С.Т. Шацкого (основал социальную педагогику), Н.К. Крупскую (разрабатывала организацию внеклассной воспитательной работы, молодежного движения), А.С. Макаренко (практик и теоретик учения о коллективе и его роли в формировании личности). Теоретическими изысканиями в педагогике второй половины 20-го в. занимались Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин (теория развивающего обучения); П.Я. Гальперин (теория поэтапного формирования умственных действий); И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин (теория содержания образования и методов обучения). Вторая половина 50-х – начало 60-х гг. дали отечественной педагогике целую плеяду педагогов-новаторов. Это В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили.

История педагогической мысли – это сфера педагогической науки, занимающаяся изучением развития образовательной практики и педагогических теорий на протяжении человеческой истории.

Характер образования в России, начиная с периода Киевской Руси (X-XIII века), был под значительным влиянием византийских традиций, чему способствовало принятие в конце Х века христианства византийского образца на Руси.

Киевскими князьями всячески одобрялось открытие школ в крупных центрах Руси – Киеве, Новгороде, Чернигове и т. д. В соответствии с историческими источниками, в школах Киевской Руси могли обучаться не только мальчики, но и девочки, а по степени образованности население Киевской Руси превосходило Западную Европу. В первую очередь, русский человек воспитывался внутри семьи, общаясь с наставником, роль которого обычно исполняли приходские священники или монахи-книжники.

Педагогическая мысль и образование в средневековой России

В Средневековой Руси педагогические идеи продолжали развиваться под влиянием таких отечественных деятелей культуры, как Иван Федоров, Сульвестр Медведев, Корион Истомин и др.

Особенно необходимо отметить работы Симеона Полоцкого. Он воспитывал царских детей, включая Петра I. Симеон Полоцкий – разработчик проекта Славяно-греко-латинской академии, которую открыли в Москве в 1687 году. Полоцкий к главным факторам воспитания относил пример родителей и учителей, а также окружающую действительность. Он придавал большое значение роли воспитания, которое должно формировать чувства и разум человека. Полоцкий был хорошо знаком с зарубежными прогрессивными педагогическими мыслями, в том числе трудами Я.А. Коменского.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие педагогического сознания, образования и воспитания в России XVIII века

Развитие образования и педагогики в России XVIII века было определено реформами Петра I, которые были не только социально-политического, но и просветительского характера. Именно в этот период были заложены основы школы.

Были открыты новые начальные школы. В начале века создали четыре новых вида начальной школы:

  • цифирные школы;
  • русские адмиралтейские школы;
  • гарнизонные школы;
  • русские школы при горных заводах Урала.

По прямому указанию Петра I Яворский реформировал Славяно-греко-латинскую академию, которая превратилась в современное учреждение, дающее как светское, так и духовное образование.

Огромная роль в развитии российского образования того периода принадлежит Феофану и В.Н. Татищеву.

Феофан (Прокопович) занимался реформацией системы церковного образования, в результате чего она стала трехступенчатой – училище, семинария, академия. Он же открыл школу для бедных детей и сирот, написал азбуку, которая переиздавалась много раз.

В.Н. Татищев – открыл горнозаводские школы н Урале. Он был активным сторонником развития просвещения в России, доказывал его большую роль в судьбе каждого человека и всего государства.

Развитие образования в России в XIX века

К.Д. Ушинский – один из выдающихся русских педагогов XIX века. К основным идеям Ушинского следует отнести идею народности воспитания, реформирование народной школы. Константин Дмитриевич в своих трудах пишет о труде, как основе воспитания человека, о роли родного языка в воспитании, о воспитании нравственности и связи теории с практикой.

Стержень его педагогической системы – требования демократизации образования и обучения, признание творческой силы трудового народа и его права на образование. Цель воспитания по Ушинскому – сформировать активную и творческую личность, подготовить человека к физическому и умственному труду в качестве высшей формы человеческой деятельности. В его системе нравственного воспитания ребенка отсутствует авторитаризм, так как она выстраивалась исключительно на силе позитивных примеров и на разумной деятельности.

Педагогические принципы Ушинского:

  • обучение должно строиться, учитывая возрастные и психологические особенности развития ребенка. Оно должно быть посильное и последовательное;
  • обучение должно выстраиваться на основании принципа наглядности;
  • обучение должно идти от конкретного к абстрактному, от представления – к мысли, так как такой процесс основан на психологических особенностях природы человека;
  • обучение должно развивать умственные способности учащихся, а также давать знания, необходимые для жизни.

Педагогика советского периода

В первое десятилетие советского периода было решено много новых проблем, связанных с новым типом экономических и хозяйственных отношений. Педагогическая теория в эти годы отличалась некоторыми характерными особенностями. Основной педагогической идеей была трудовая школа, базирующаяся на принципах политехничности и индустриализации. Трудовое воспитание считали наиболее значимой частью педагогической практики. Выдающимся советским педагогом А.С. Макаренко была разработана воспитательная система, в которой формируются характерные для данного коллектива людей нормы, стиль и отношения. Макаренко считал трудовое воспитание наиболее важным аспектом общего воспитания ребенка, которое и превратит его во взрослого гражданина.

Значительная роль в развитии педагогики советского периода 20-30-х годов принадлежит идеям П.П. Блонского. Основополагающие педагогические идеи Блонского можно представить следующим образом:

  • обучение и воспитание строится на основании знаний закономерностей развития детей;
  • необходимо уважать личность ребенка, его потребности и интересы;
  • разностороннее развитие детской личности должно включать в себя умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

В послевоенном периоде особенно ярко выделялись работы В.А. Сухомлинского – крупнейшего педагога ХХ века. Он уделял много внимания воспитанию у нового поколения гражданственности, продолжая развивать учения о воспитательном процессе внутри коллектива, разрабатывал методику работы с каждым отдельным учеником внутри коллектива.

В конце 70-х – начале 80-х годов на арену общественно-педагогической жизни СССР вышли педагоги-новаторы, педагоги-практики. Они считали, что настоящего учителя отличает увлеченность своим предметом, умение строить урок таким образом, чтобы все ученики были задействованы в учебном процессе.

6. Школа и педагогическая мысль в Русском государстве и России до 1917 г.

Вопросы и задания

1. Как велось обучение и воспитание в Киевской Руси?

2. Какие изменения в воспитании и обучении произошли в Московском и Русском государстве XIV-XVII вв., по сравнению с Киевской Русью?

3. Охарактеризуйте роль книжного обучения в древнерусском государстве.

4. Кто мог стать учителем в Древней Руси?

6. Оцените роль христианства в развитии школы и воспитания в Древней Руси.

Вопросы и задания

1. Перечислите основные направления реформ Петра I в области образования.

2. Какие учебные заведения были открыты в России в эпоху царствования Петра I .

3. Чем была вызвана необходимость создания в России XVIII в. системы профессионального образования?

4. Как должна была выглядеть всесословная система образования, если бы реформы Петра I удалось довести до конца?

5. Охарактеризуйте педагогические взгляды Г. Сковороды.

6. Какие меры предлагал осуществить А.Я. Поленов для просвещения крестьян?

Висковатов А. Краткая история Первого кадетского корпуса (Значительная часть статьи посвящена роли И.И. Бецкого в становлении воспитания и обучения кадетов.)

Вопросы и задания

1. Выделите и прокомментируйте педагогические воззрения М.В. Ломоносова.

2. Оцените вклад М.В. Ломоносова в развитие образования в России.

3. Как вы понимаете следующие высказывания М.В. Ломоносова? Прокомментируйте, кликнув их и перейдя по ссылке.

4. Сравните два периода развития образования в царствование Екатерины II, связанные с деятельностью И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича. Чем существенно отличались эти периоды?

5. Как деятельность Н.И. Новикова повлияла на развитие образования в России?

Вопросы и задания

1. В чем состояли главные изменения, происходившие в школе и педагогической науке России на рубеже XIX–XX вв.?

2. Как решался вопрос об обязательном начальном обучении в России в конце 1800-х – начале 1900-х гг.?

3. Какие изменения произошли в профессиональном и высшем образовании в России на рубеже XIX–XX столетий?

4. Какая роль отводилась физической культуре в учебных заведениях России середины XIX в.?

5. Охарактеризуйте образование в женских гимназиях и прогимназиях в начале XX в.

7. Проанализируйте идеи отечественных представителей экспериментальной педагогики, педологии, свободного воспитания, другие нетрадиционные идеи на примере творчества К.Н. Вентцеля, П.Ф. Лесгафта, других русских ученых начала XX в.

8. Каковы главные тенденции развития педагогической мысли в России в конце XIX - начале XX в.?

Основные положения педагогики К.Д. Ушинского (в конце статьи есть ссылки на тематические подборки цитат Ушинского)

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. I . Полный вариант / Конспект

К.Д. Ушинский Продолжительность (мин.): 02:43

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные этапы педагогической деятельности К.Д. Ушинского.

2. В чём состоит идея народности воспитания, согласно К.Д. Ушинскому?

3. Как педагогические идеи К.Д. Ушинского реализуются в его сказках и рассказах для детей?

4. Объясните сущность педагогической антропологии, по К.Д. Ушинскому.

5. Как вы понимаете следующие высказывания К.Д. Ушинского? Прокомментируйте, кликнув их и перейдя по ссылке.

Материалы с сайта Яснополянской средней школы им. Л.Н. Толстого

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные философско-педагогические идеи Л.Н. Толстого.

2. Как был организован учебный процесс в Яснополянской школе?

3. Как вы понимаете поставленную Л.Н. Толстым перед школой задачу воспитания творческой, нравственной личности?

4. Сравните теории свободного воспитания Л.Н. Толстого и Ж-.Ж. Руссо. В чём отличие

5. Оцените вклад Л.Н. Толстого в развитие отечественной педагогической мысли.

6. Как вы понимаете следующее высказывание Л.Н. Толстого? Прокомментируйте его, кликнув и перейдя по ссылке. Вспомните, кто из живших ранее выдающихся педагогов и философов высказывал похожие мысли.

Сельская школа Н.Ф. Бунакова (В конце есть гиперссылки на публикации о Бунакове, а также на его работы в сети Интернет)

Создание уездной системы народных школ в управленческо-педагогическом опыте Н.А. Корфа (В конце есть гиперссылки на публикации о Корфе, а также на его работы в сети Интернет)

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте деятельность Н.А. Корфа по созданию народных школ.

2. В чём состояли особенности работы Петинской школы?

3. Оцените значение учительских съездов-курсов, проводимых Н.Ф. Бунаковым.

4. В чём состояла суть разногласий Н.Ф. Бунакова и Л.Н. Толстого во взглядах на обучение в народной школе?

5. Какую роль сыграли земств в развитии народных школ?

6. Как вы считаете, необходимы ли были в России земские школы? Обоснуйте свой ответ с учётом того, что к тому времени в стране уже давно существовали и развивались церковноприходские школы.

Картины Н.П. Богданова-Бельского, изображающие Татевскую школу и С.А. Рачинского

Вопросы и задания

1. Какие идеи привнёс С.А. Рачинский в традиционный опыт работы церковноприходских школ?

2. Охарактеризуйте работу Татевской школы.

3. Как вы считаете, возможно ли было массовое распространение опыта Татевской школы в России начала XX в.

4. Оцените возможности использования педагогического опыта С.А. Рачинского в современной сельской школе.

Если вы мой студент (я – Сергей Владимирович Сидоров, преподаватель Шадринского гос. пед. института), то поздравляю! Вам доступна возможность дистанционно получить оценку по результатам тестирования. Для этого…

Читайте также: