Составьте схему проекта школьной системы которую предлагал н и пирогов

Обновлено: 05.07.2024

1. Педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова

2. Николай Иванович Пирогов

3. Система народного образования и проблемы дидактики.

o Николай Иванович подготовил новый проект школьной системы, направленность
которого заключалась в противостоянии сословной школе. Школьную систему
Пирогов строил согласно принципу единой школы. Она должна была состоять из
нескольких ступеней, на каждой из которых предполагался сравнительно короткий
срок обучения – два года начальной школы, четыре года неполной средней школы
(прогимназии) двух типов, трех- и пятилетнее обучение в гимназии двух типов и
высшая школа. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в
высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную
гимназию принимаются только в высшие специальные учебные заведения или же
идут на практическую работу. С целью облегчить получение высшего образования
неимущим Пирогов предлагал уменьшить плату за обучение.
o В своих циркулярах по учебному округу Пирогов обращал внимание учителей на
необходимость отбросить старые, догматические способы преподавания и
применять новые методы. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные
способности, прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен
возбудить внимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному
материалу. К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных
ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить
семинары, просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов
навыки углубленной самостоятельной работы.

4. Педагогические взгляды Н. И. Пирогова. Критика сословно-профессионального образования и идея общечеловеческого воспитания

5. Проблемы дисциплины учащихся

o Открыл новую эру в оперативной хирургии: написал труд на
тему хирургической анатомии артериальных стволов и фасций;
o За 14 лет провел более 11 тыс. вскрытий трупов;
o Первым в России использовал метод эфирного наркоза;
o Первым в мире для фиксации переломов применил
недвижимую крахмальную повязку Сетена;
o Во времена Крымской войны изобрел гипсовые повязки;
o Внедрил в медицинскую практику эндотрахеальный наркоз;
o Провел всего за 6 недель до 800 вскрытий умерших от холеры;
o Основал Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия,
лично занимался их обучением;
o Первым указал на необходимость проведения сортировки
раненных;
o Изучил особенности скульптурной анатомии, исследуя
обычное положение внутренних органов на замороженных
трупах, при этом работая через оледеневшие ткани долотом и
молотком;
o Использовал искусственный сустав для удлинения
укороченной конечности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

Николай Иванович Пирогов родился в Москве, в семье казначейского чиновника. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.

В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. В течении двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа . Здесь продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых. Когда в 1861 году Порогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы.

Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году.

Взглядов, которым следуют эти толпы, наберется до десяти, а может быть, и более.

Вот, например, первый взгляд - очень простой и привлекательный. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для счастья.

Вот второй взгляд - высокий. Учитесь, читайте , размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.

Вот третий взгляд – старообрядческий. Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как живется.

Вот четвертый взгляд - практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то, что вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем, предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений.

И прочее, и прочее, и прочее . (Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения)

Разоблачая пошлость, господствующую в привилегированном обществе, Пирогов вместе с тем показал бессилие школы и воспитания его времени в деле преобразования общества на каких бы то ни было разумных началах. А если так, то возникал следующий серьезный вопрос о смысле и назначении всей системы воспитания и образования. Очевидно, школа и воспитание ни в какой мере не вели к усовершенствованию общественной жизни на нравственных основах.

Существует, - пишет Пирогов - только три возможности вывести человечество из ложного и опасного положения:

Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”.

Основные положения педагогической системы.

Пирогов вел борьбу с сословными и национальными привилегиями прежде всего в деле народного образования и распространения культуры и науки в нашей стране.

Таким образом , педагогические позиции Пирогова теснейшим образом сплетались с политическими стремлениями демократического либерализма, отличавшего его и от представителей бюрократов-реакционеров и консерваторов, и от представителей революционной демократии.

По традициям того времени, в программу начальной школы , как и в программу следующих за ней высших ступеней, Пирогов вносит и основания так называемого закона божия, т. е. изучения священной истории ветхого и нового завета.

Пирогимназии составляют в системе образования, защищаемого Пироговым, вторую ступень образования, опять-таки предназначенную для всех сословий и классов. Пирогимназии, по плану Пирогова, разделяются на два типа - реальная и классическая, каждая с 4-летним курсом обучения.

Над двумя типами пирогимназий организуется гимназия опять-таки двух типов - реальная и классическая.

Главное в воспитательной работе, чему Пирогов придает решающее значение, это намерения, жизненные цели и задачи, какие ставят себе воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи ,школы, общества и государства в этих целеустремлениях.

Пирогов дал ряд ценнейших соображений по методике воспитательной работы. Избранные им вопросы и характер их разрешения вводят учителей в наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе.

На протяжении всей своей жизни, Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.Он искренне стремился к осуществлению в нашей стране всеобщего обучения, он защищал право на полноценное образование не только русских людей, но и самых угнетенных наций населявших Россию.

Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета. Профессорствовал в Дерптском Университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов одновременно сделался крупным общественным педагогическим деятелем.

В педагогическом наследии Пирогова особое место занимают идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Эти идеи представлены в статьях "Вопросы жизни", "Быть и казаться", в других работах Пирогова, в речи на торжественном акте в Ришельевском лицее (1857).

Редкий человек, считал Пирогов, осознанно ставит перед собой жизненные цели. Между тем каждый должен задать себе вопрос, в чем смысл, предназначение и призвание его жизни. Ответ на них должно дать воспитание. Воспитание позволяет при решении "роковых вопросов" самопознания "созреть и окрепнуть внутреннему человеку".

Пирогов выделял два рода воспитания - общечеловеческое и специальное. До определенного жизненного рубежа, когда в каждом обнаруживаются склонности и призвание, все люди должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания. Специальное воспитание, следовательно, наступает после общечеловеческого. Первостепенная цель воспитания, подчеркивал Пирогов, - научить "быть человеком". Таким образом, главное - это нравственное воспитание. Осуществлять его предлагалось в ходе целостного педагогического воздействия и собственно при обучении. Под нравственным воспитанием понимались, во-первых, помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды, во-вторых,-- превращение "добрых инстинктов" в сознательную тягу к идеалам добра и правды, в-третьих, - формирование характера и убеждений.

Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взглядов Пирогова на принципы школьной системы. Он считал правильным создание внесословного, бесплатного и обязательного на начальной ступени образования. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование.

Пирогов разработал проект школьной системы. Первая ступень - 2-летняя элементарная школа с традиционным набором дисциплин: Закон Божий, чтение, письмо, счет. Предлагалось обучать во все времена года, широко применяя наглядность и по возможности соединяя обучение с ремесленной подготовкой. Планировалось построить на фундаменте начальной школы две ветви среднего образования - реальную и классическую. Каждая ветвь должна была состоять из двух звеньев: прогимназии и гимназии. Срок обучения в реальной прогимназии составлял 4 года. Программа включала Закон Божий, русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, 2 новых языка, географию, историю, естествознание, черчение и другие предметы из области современных знаний. В реальную прогимназию предполагалось принимать без испытаний; ее выпускникам открывался путь в практическую жизнь, реальную гимназию, классическую прогимназию. Классическая прогимназия должна была состоять из четырех классов. В дополнение к программе реальной прогимназии добавлялись древние языки. Назначение классической прогимназии определялось как подготовка в классическую гимназию и далее в университет. Возвышавшиеся над прогимназиями реальная и классическая гимназии должны были иметь особые отличия в программах. В реальной гимназии предлагалось выбор дисциплин "как можно более сообразовывать с местными потребностями"; ее выпускники могли идти в высшие технические заведения. Программа классической гимназии должна была включать небольшое число тщательно и глубоко-изучаемых предметов; ее выпускники шли в университет.

Пирогов являлся поборником расширения женского образования и возражал против дискриминации женщин. По его мнению, женщинам не дано служить в армии, государственном аппарате, претендовать на получение других профессий, считающихся мужскими. Пирогов видел главное предназначение женщины в том, чтобы "услаждать сочувствием жизнь мужчины", быть воспитательницей юного поколения.




Н.И. Пирогов родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета. Профессорствовал в Дерптском Университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель новой школы в хирургии, Пирогов одновременно сделался крупным общественным педагогическим деятелем.

В педагогическом наследии Пирогова особое место занимают идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Эти идеи представлены в статьях "Вопросы жизни", "Быть и казаться", в других работах Пирогова, в речи на торжественном акте в Ришельевском лицее (1857).

Редкий человек, считал Пирогов, осознанно ставит перед собой жизненные цели. Между тем каждый должен задать себе вопрос, в чем смысл, предназначение и призвание его жизни. Ответ на них должно дать воспитание. Воспитание позволяет при решении "роковых вопросов" самопознания "созреть и окрепнуть внутреннему человеку".

Пирогов выделял два рода воспитания - общечеловеческое и специальное. До определенного жизненного рубежа, когда в каждом обнаруживаются склонности и призвание, все люди должны пользоваться плодами одного и того же общечеловеческого воспитания. Специальное воспитание, следовательно, наступает после общечеловеческого. Первостепенная цель воспитания, подчеркивал Пирогов, - научить "быть человеком". Таким образом, главное - это нравственное воспитание. Осуществлять его предлагалось в ходе целостного педагогического воздействия и собственно при обучении. Под нравственным воспитанием понимались, во-первых, помощь ребенку в осознании окружающего мира и общественной среды, во-вторых,-- превращение "добрых инстинктов" в сознательную тягу к идеалам добра и правды, в-третьих, - формирование характера и убеждений.

Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взглядов Пирогова на принципы школьной системы. Он считал правильным создание внесословного, бесплатного и обязательного на начальной ступени образования. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование.

Пирогов разработал проект школьной системы. Первая ступень - 2-летняя элементарная школа с традиционным набором дисциплин: Закон Божий, чтение, письмо, счет. Предлагалось обучать во все времена года, широко применяя наглядность и по возможности соединяя обучение с ремесленной подготовкой. Планировалось построить на фундаменте начальной школы две ветви среднего образования - реальную и классическую. Каждая ветвь должна была состоять из двух звеньев: прогимназии и гимназии. Срок обучения в реальной прогимназии составлял 4 года. Программа включала Закон Божий, русский язык, арифметику, алгебру, геометрию, 2 новых языка, географию, историю, естествознание, черчение и другие предметы из области современных знаний. В реальную прогимназию предполагалось принимать без испытаний; ее выпускникам открывался путь в практическую жизнь, реальную гимназию, классическую прогимназию. Классическая прогимназия должна была состоять из четырех классов. В дополнение к программе реальной прогимназии добавлялись древние языки. Назначение классической прогимназии определялось как подготовка в классическую гимназию и далее в университет. Возвышавшиеся над прогимназиями реальная и классическая гимназии должны были иметь особые отличия в программах. В реальной гимназии предлагалось выбор дисциплин "как можно более сообразовывать с местными потребностями"; ее выпускники могли идти в высшие технические заведения. Программа классической гимназии должна была включать небольшое число тщательно и глубоко-изучаемых предметов; ее выпускники шли в университет.

Пирогов являлся поборником расширения женского образования и возражал против дискриминации женщин. По его мнению, женщинам не дано служить в армии, государственном аппарате, претендовать на получение других профессий, считающихся мужскими. Пирогов видел главное предназначение женщины в том, чтобы "услаждать сочувствием жизнь мужчины", быть воспитательницей юного поколения.

Н. И. Пирогов – это великий хирург, русский педагог и просветитель, разработчик системы народного образования.

Рисунок 1. Н. И. Пирогов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные принципы педагогической системы Н. И. Пирогова

В течении всей своей жизни, при написании трудов по педагогике и медицине, исследовании вопросов воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, Пирогов придерживался одного взгляда на построение образовательной системы: устранение сословно-крепостнических основ образовательной деятельности, доступность обучения разным слоям населения, что, по его мнению, отвечало насущным социально-экономическим потребностям и должно было обеспечить развитие страны, переход ее на лидирующие позиции на мировой арене.

Педагогическая система, разработанная Н.И. Пироговым, базируется на следующих принципах:

  1. Принцип поэтапного обучения. Каждый этап имеет свою направленность и завершенность, при этом обязательна преемственность между этапами обучения. Обучение начинается с наиболее простого, самого низкого уровня, каждый новый этап является более сложным и способствует полноценному личностному развитию учащихся.
  2. Принцип общечеловеческого воспитания. Образовательный процесс должен быть ориентирован на создание гражданина, наделенного социально значимыми качествами и навыками социально-полезной деятельности.
  3. Воспитание нравственно-ориентированной личности. Необходимо воспитать граждан, обладающих морально-нравственными ориентирами деятельности и нравственным кругозором.
  4. Принцип приоритетности родного языка. Процесс обучения и воспитания должен реализовываться на родном языке.
  5. Принцип ориентации на продуктивное общее образование. Общую образовательную подготовку Пирогов считал предпосылкой эффективного обучения в высших образовательных заведениях и развития квалифицированных профессиональных навыков.
  6. Принцип общего светского образования.
  7. Принцип автономности системы высшего образования.
  8. Принцип инновационной деятельности. Пирогов считал, что традиционные методы обучения и воспитания должны уйти в прошлое. Необходимо использовать современные методы организации педагогической деятельности, отвечающие тенденциям развития современного общества.
  9. Принцип самостоятельности. Обучение должно акцентировать внимание на развитии навыков самостоятельного познания.
  10. Принцип мотивации обучения. Образовательный процесс требует от педагога развития интереса учащихся к конкретной учебной дисциплине, курсу, теме занятия.
  11. Принцип дисциплинированности. Дисциплина лежит в основе качественного и эффективного нравственного и интеллектуального развития. Дисциплин должна основываться на гуманистических началах.
  12. Принцип наглядности обучения. Образовательная программа должна быть наглядно представлена учащимся. Только так, можно добиться ее адекватного и полноценного восприятия и освоения.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 2. Идеи общечеловеческого воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Система народного образования Н. И. Пирогова и ее дидактические аспекты

Будучи противником сословных законов в образовательной сфере, Пирогов разработал свою систему образования, которая основывалась на гуманистических началах: любви к человеку, почитании человеческой личности, формировании нравственных начал в обучении и воспитании.

Целевым назначением педагогической системы Пирогова является формирование человека, подготовленного к вечной жизни его души т.е. Пирогов опирался на религиозные каноны и, считал, что земная жизнь является лишь недолговременным этапом развития человека, а потому, необходимо готовить его к жизни вечной.

Система народного образования Н.И. Пирогова имела следующую структуру:

  1. Начальное школьное обучение, являющееся общедоступным для всех слоев населения. Обучение длится два года и готовит к новому этапу.
  2. Прогимназия – неполное среднее обучение. Оно предполагает четырехлетнее обучение двух разных типов. Каждый из которых дает возможности перехода на определенную стадию следующей образовательной ступени.
  3. Гимназия – среднее обучение. Оно имеет трех и пяти летний срок обучения, в зависимости от образовательной программы, т.е. от совокупности дисциплин, которые необходимо освоить. Так, трехлетнее обучение имеет профессиональную ориентацию на освоение прикладных дисциплин. Пяти летнее обучение носит название классической гимназии и имеет общеобразовательный характер.
  4. Высшее образование – получение профессиональных навыков в университетах и иных учебных заведениях высшего звена.

Процесс обучения в системе народного образования должен иметь определенную дидактическую основу. Пирогов выделял ряд дидактических принципов обучения в системе народного образования:

  • Принцип развития. Обучение должно быть ориентированным на личностное развитие учащихся. Для этого, необходимо исключить старые методы и формы обучения, внедрять новшества и передовой педагогический опыт;
  • Принцип активизации мыслительной работы. Методы и средства обучения должны способствовать развитию мышления учащихся, активизации их познавательного потенциала и проявлению инициативы, развивать навыки включения работы мозга в решении различных образовательных задач;
  • Принцип осмысленности обучения. Процесс обучения должен носить осознанный характер т.е. учащийся должен понимать его необходимость и важность, стремиться к получению определенной системы знаний;
  • Принцип активности. Проявление активности и самостоятельности является приоритетным направлением развития каждого учащегося;
  • Принцип наглядности обучения. Опора на наглядные средства обучения должна стать основой организации педагогического процесса на любой его ступени.

Каждый этап обучения дает возможность перехода на новый или осуществления определенного вида и уровня квалификации практической профессиональной деятельности.

Читайте также: