Составьте план второго пункта текста урока права и свободы гражданина рф

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Мазуренко Елена Александровна

учитель истории и обществознания МБОУ гимназии № 3

г. Пролетарск Ростовской области

- формирование навыка работы с информацией и ее систематизации;

- формирование навыка практического применения полученных знаний.

- развивать умение анализировать, исследовать, сравнивать, делать выводы;

- развивать логическое мышление, самостоятельность, способность к рефлексии.

- воспитывать уважительное отношение к правам и свободам человека;

- формировать основы правовой культуры.

- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Планируемые результаты:

- воспитание чувства само- и взаимоуважения;

- развитие сотрудничества при работе в группах.

- умение моделировать жизненные ситуации, используя свой социальный опыт;

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение организовывать совместную деятельность со сверстниками и учителем.

- овладение обществоведческими понятиями: Конституция, Всеобщая декларация прав человека, права и свободы человека и гражданина, омбудсмен;

-совершенствование умений и навыков работы с правовыми документами (Конституция, Всеобщая декларация прав человека);

Технологии: За основу я взяла кейс – технологию.

Этапы работы с кейсом:

1. Описание практической ситуации по теме. Вопросы и задания, решаемые при работе с кейсом.

2. Навигатор решений. Учитель: инструкции по решению кейс - заданий. Подсказки в случае затруднений.

Деятельность учащихся: работа с документами, решение практических задач.

3. Продукт деятельности – заполненный аттестационный лист.

Методы обучения:

- частично-поисковый (поиск информации);

- наглядно – иллюстративный (для создания ярких образов);

- практический (формирование умений по дальнейшему использованию полученных знаний);

Формы организации учебной деятельности:

Структура занятия была построена таким образом, чтобы вызвать у ребят интерес и необходимость изучения новых знаний по теме. Объем материала занятия и сложность информации учтены с учебными возможностями обучающихся, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.

Ребята были вовлечены во все этапы занятия.

Развивающий потенциал занятия связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительному анализу с последующим практическим применением в жизненных ситуациях.

Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность? (паспорт, свидетельство о рождении, права и др.)

- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении? (Ф.И.О., дата рождения, место регистрации, гражданство, пол и т. д.)

- Как вы считаете, у государства может быть подобный документ? (Да, это основной закон страны – Конституция)

- Какие основные сведения содержит Конституция? (об общественном и государственном устройстве, порядке и принципах образования представительных органов власти, об избирательной системе, о правах и свободах человека и гражданина)

- В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена большая по объему вторая глава. Специалисты – правоведы считают, что эта глава – самая сильная, отработанная, бесспорная в Конституции.

- Исходя из этого, что будет темой нашего сегодняшнего занятия? ( Тема занятия: права и свободы человека и гражданина).

Целеполагание. Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.

Актуализация знаний. Какие же права и свободы есть у граждан нашей страны?

- Все имеющиеся права можно разделить на несколько групп, а именно на: личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные.

- Личные (гражданские)

Являются правами каждого и, хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

- Политические

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

- Экономические права – определяют статус человека как участника предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Например, они дают каждому человеку возможность позаботиться о своём материальном благополучии и благополучии своей семьи, а также удовлетворить свои жизненные потребности.

- С экономическими правами неотрывно связаны социальные права – это права, которые позволяют человеку надеяться на помощь государства в определённых жизненных ситуациях. Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищённость.

- Немаловажную роль среди других прав российских граждан играют культурные права. Они представляют собой гарантированные законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. Без полной реализации этих прав человек не может развиваться как полноценная и всесторонне развитая личность.

Этапы осмысления. 1 этап (Углубление знаний) . Для того, чтобы углубить знания о правах и свободах человека и гражданина и научиться применять их на практике, мы откроем с вами юридическую консультацию. Юридическая консультация будет состоять из четырёх отделов: отдел по гражданским правам, отдел по политическим правам, отдел по социально-экономическим правам и отдел по культурным правам. Но чтобы занять достойную нишу в этом сегменте рынка, мы должны получить лицензию на право заниматься данным видом услуг. Для этого вы должны пройти аттестацию в форме квалификационного экзамена. Экзаменационная работа будет включать в себя 3 задания: 1. Работа с документом; 2. Составление сравнительной таблице; 3. Решение жизненных ситуаций. Время на их выполнение строго регламентировано. После выполнения каждого задания следует обсуждение. Работать будем в группах, поэтому важно участие в аттестации группы каждого.

2 этап. Работа с кейсом.

Задание № 1. Выписать из главы 2 Конституции РФ примеры прав и свобод человека и гражданина (в соответствии со своей специализацией) с указанием статьи основного закона. Используя свой социальный опыт, приведите примеры жизненных ситуаций, как реализуются конституционные права и свободы.

- право на жизнь (ст.20)

- достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21)

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров (ст.23)

- сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24)

- право на неприкосновенность жилища (ст. 25)

- право на определение и указание национальной принадлежности, и пользование родным языком (ст. 26)

- право на свободу совести ᅠ и ᅠ вероисповедания (ст. 28)

- право на свободу ᅠ передвижения (ст. 27)

Пример: ( Гражданин Н. потребовал от редакции газеты опровержения не соответствующих действительности и порочащих его честь и достоинство сведений, которые были распространены в этой газете (ст. ст.21). Гражданин Н. дал согласие на обработку персональных данных при условии обеспечения их конфиденциальности (ст.34 ).

- право на свободу мысли и слова, убеждений, информации (ст. 29)

- право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32)

- право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32)

- право на равный доступ к государственной службе (ст.32)

- право участвовать в отправлении правосудия (ст.32)

- право на обращение в государственные органы (ст.33)

- право на объединение (ст.30)

- право на собрания и демонстрации (ст.31)

Примеры: (Устроившись на работу, гражданин А. вступил в профсоюзную организацию для защиты своих прав и интересов (ст.30). Когда гражданину П. исполнилось 16 лет, он принял участие в выборах президента РФ(ст. 32)

- право на свободное занятие предпринимательской деятельностью (ст.34)

- право на частную собственность (ст.35)

- Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ст. 36)

- право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37)

- право на социальное обеспечение (ст. 39)

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)

- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии (ст.42)

Примеры: (Гражданка К. 1960 г. рождения вышла на пенсию. Каждый месяц она получает денежное пособие по старости (ст. 39). В собственности гражданина М. находится земельный участок, который он сдаёт в аренду гражданину И. и ежемесячно получает ренту(ст. 36.)

- право на образование (ст. 43)

- право на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры (ст.44)

Примеры: (Выпускник 11 класса, успешно сдав ЕГЭ, прошёл конкурсный отбор и поступил на бюджетной основе в ВУЗ (ст.43). Я каждый год со своим классом езжу на экскурсии в разные города, где посещаю музеи, театры ( ст. 44)

Задание №2. Докажите, что гл.2 Конституции РФ соответствует международным правовым нормам.

-Что для этого нужно? (сравнить гл. 2 Конституции с международным правовым документом.)

- Давайте рассмотрим Всеобщую декларацию прав человека и сравним её с основным законом нашего государства.

Работа в мини-группах и составление сравнительной таблицы.

Основные права

Конституция РФ

Всеобщая декларация прав человека

- право на жизнь (ст.20)

- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. (ст. 3)

- право на участие в управлении делами государства непосредственно или через представителей (ст. 32)

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. (ст.21)

- право на свободный выбор труда, на труд и на отдых (ст. 37)

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. 2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. (ст.23)

- право на образование (ст. 43)

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. (ст. 26)

- Можно ли утверждать, что Конституция РФ правовой документ, отвечающий основным требованиям международного права? Почему?

Задание № 3. К сожалению, права граждан в нашей стране соблюдаются не всегда. Давайте рассмотрим такие ситуации. Определим, какие права были нарушены, ссылаясь на статьи Конституции РФ.

- Гражданин Пономарёв, вы очень похожи на человека, подозреваемого в совершении двух тяжких преступлений, я вас арестовываю и заключаю под стражу…

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции (ответ учащихся: нарушены личные права граждан ст. 22 (2) Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.).

На избирательном участке №45 в Москве в день выборов президента России произошел скандал. Одна из избирательниц пришла проголосовать, однако ей отказали в праве волеизъявления, сославшись на то, что она уже отмечена как проголосовавшая. Пока председатель комиссии проверял эту информацию, женщине поступил звонок от неизвестного, который заявил, что "ей лучше уйти с избирательного участка".

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(Ответ учащихся: - нарушены политические права граждан (ст.32.2). Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме).

Гражданина Николаева Олега Ивановича, работающего на заводе токарем высшего разряда, вызвали к директору.

- Олег Иванович, Вы первоклассный специалист, а наш завод получил дополнительный заказ и без вас нам не обойтись.

- Но я с понедельника должен быть в отпуске!

- Ничего, с отпуском можно подождать.

- Нет, я не могу, мы едем с семьей за пределы города. Уже и билеты купили.

- А я вам запрещаю уходить в отпуск, вы разве не понимаете важности заказа для нашего завода?

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(ответ учащихся: нарушены социально – экономические права ст. 37 (5) Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.)

Второгоднику, переростку, лодырю и лентяю Виктору Белоусову надоело учиться. Да и сами посудите: 16 лет, а он еще в 8 классе. А тут еще старший брат подыскал ему работу. Виктор прекращает посещать школу.

Какие права нарушены? Ответ обоснуйте, ссылаясь на ст. Конституции

(ответ учащихся: Нарушены культурные права. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. ст. 43 (4))

- Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?

Прежде всего следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.

Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В нашей стране это:

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

· Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка;

· Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России;

· Уполномоченный по правам студентов в России.

Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.

Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав. Например, с этой целью граждане могут обратиться в суд.

Самым главным судом по защите прав граждан нашей страны является Конституционный суд Российской Федерации. Именно в него можно обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

3-й этап. Рефлексия. И так, подведём итог нашему занятию. Какая цель стояла перед нами в начале урока?

- Цель: углубить знания о правах и свободах человека и гражданина, чтобы уметь применять их в повседневной жизни.

- Как вы думаете, наша цель достигнута?

- Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Уско­рен­ная под­го­тов­ка к ЕГЭ с ре­пе­ти­то­ра­ми Учи.До­ма. За­пи­сы­вай­тесь на бес­плат­ное за­ня­тие!


-->


Задание 24 № 3326

При анализе ответа учитывается:

− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

− Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие прав и свобод гражданина.

2. Классификация прав человека:

а) гражданские (личные);

3. Политические права граждан:

а) права на участие в управлении делами государства;

б) свобода объединений;

в) свобода собраний и т. д.

4. Избирательные права граждан:

а) активное право;

б) пассивное право.

5. Гарантии политических прав в демократическом обществе.

6. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

План-конспект урока по обществознанию на тему :

1. Рассмотреть с учащимися основные права и свободы человека и гражданина.

2. Познакомить с основными международными документами по правам человека

3.Формирование основ правовой и политической культуры.

4. Отработка части 1,2 ОГЭ.

3. Знакомство с международными документами о правах человека.

4. Знакомство с Конституцией РФ, гл. 2.

5. Обязанности граждан по Конституции РФ.

6. Обобщение материала. Домашнее задание.

Проверка д/з проект по коррупции.

1. Организационный момент.

Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.

1. Как вы считаете, что такое права человека? Что такое свобода человека?

2. Подумайте и вспомните историю, обладали ли люди древнего мира, средних веков и нового времени правами и свободами?

3. Как вы думаете, когда мир впервые заговорил о торжестве прав и свобод во всем мире? И что для этого было сделано, создано?

Обычно юристы, говоря о праве, понимают под ним систему установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается гос. механизмом. И это есть объективное, позитивистское право.

Но люди чаще понимают под правом совокупность их собственных прав и свобод, принадлежащих им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права, когда право есть охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность, что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. Субъективное право — это мера дозволенного поведения. Но любой индивид наделён определённой степенью свободы, он должен учитывать интересы других. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.

Может ли быть свобода абсолютной? (Выслушиваются мнения учащихся). Свобода – это способность и возможность делать собственный выбор индивидом своего поведения. Она предполагает опред. независимость человека от государства, иных соц. субъектов, внешних условий и обстоятельств.

3. Международные документы о правах человека.

Каждому гражданину необходимо знать о наиболее важных документах, о правах человека.

Международные документы (материалы на доске).

2. 1955 – Европейская конвенция прав и свобод человека. Конвенция-это международный документ обязательного характера.

4. 1989 – Конвенция о правах ребенка.

У человека должно быть множество прав и свобод, так как без них невозможно физическое и моральное существование человека, поэтому среди них нельзя выделить главные и второстепенные.

Всю совокупность норм, о которых идёт речь, принято называть каталогом прав человека. Он закреплён в указанных выше международно-правовых документов и конституциях правовых государств. Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию – право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.

Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.

4. Знакомство с Конституцией РФ. 1993 г. (2глава)

Работа с демонстрационным плакатом.

В Конституции РФ нашли отражение общие принципы прав человека и гражданина :

признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

равенство мужчины и женщины;

приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

В Конституции зафиксированы гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права граждан РФ.

Рассказ учителя:

Гражданские (личные) права – связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Экономические права – это возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Социальные права – это притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Политические права – это возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

5. Обязанности граждан по Конституции РФ.

Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

Обязанности человека

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

ü соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);

ü платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

ü сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

ü защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);

ü заботиться о детях (ст. 38);

ü заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);

ü получить основное общее образование (ст. 43);

ü заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Итог. Выполнение задания первой и второй части ОГЭ

1. Обязательные платежи, которые платит государству его граждане, а также предприятия, компании и фирмы, - это:

2) Страховые выплаты

4) Налоги

2. Верны ли следующие суждения о правах человека?

А. Право на свободу совести и вероисповедания относиться к личным (гражданским) правам человека.

Б. Право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом относиться к культурным правам человека.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения не верны

3. Пенсионерка К планирует оформить завещание на квартиру в пользу своей внучки. В какой правоохранительный орган следует обратиться пенсионерке К.?

3) В прокуратуру

4. Верны ли следующие суждения о правах и свободах человека?

А. каждое государство обеспечивает соблюдение прав и свобод человека только своим гражданам

Б. Каждое государство самостоятельно составляет свой гарантируемый перечень прав и свобод человека.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Оба суждения верны

4) Оба суждения не верны

6. Обобщение материала. Домашнее задание.

Итак, ребята, мы с вами живем в счастливое время, когда гражданин нашего государства обладает всеми правами и свободами, необходимыми человеку для существования. Наша задача – сберечь то, что было достигнуто нашими предками.

Работа по параграфу 13 учебника.

Работа с документом (Конституция РФ).

Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу.


На уроке учащиеся узнают о своих правах как граждан нашей страны. А также о том, что наряду с правами у каждого гражданина есть и определённые обязанности, которые необходимо соблюдать.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Права и обязанности граждан России"

Гражданин – это человек, который принадлежит к населению определённой страны, подчиняется её законам и имеет по отношению к своему государству определённые права и обязанности.

Основные права и обязанности гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции нашей страны. Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.

Какие же права и обязанности есть у граждан нашей страны?


Все имеющиеся права можно разделить на несколько групп, а именно на: личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные.

Личные (гражданские) права – это основные права и свободы, ᅠ которыеᅠ принадлежатᅠ человекуᅠ сᅠ моментаᅠ рожденияᅠ иᅠ отражаютᅠ ценностьᅠ жизниᅠ человека, ᅠ аᅠ такᅠжеᅠ егоᅠ достоинствоᅠ иᅠ неприкосновенность.


Это праваᅠ каждого. Они принадлежатᅠ человекуᅠ независимоᅠ отᅠ егоᅠ гражданства, ᅠ пола, ᅠ возраста, ᅠ национальностиᅠᅠ илиᅠ религии.ᅠ ᅠ Иᅠ хотяᅠ ихᅠ ещёᅠ принятоᅠ называтьᅠ гражданскими, ᅠ ониᅠ неᅠ связаныᅠ напрямуюᅠ сᅠ принадлежностьюᅠ человекаᅠ кᅠ гражданствуᅠ государства.

К личным (гражданским) правам и свободам обычно относят:

· правоᅠ наᅠ жизнь,

· правоᅠ наᅠ личнуюᅠ неприкосновенность,

· право наᅠ личнуюᅠ иᅠ семейнуюᅠ тайну,

· свободуᅠ совестиᅠ иᅠ вероисповедания,

· свободуᅠ выбораᅠ местаᅠ жительства,

· свободуᅠ отᅠ пытокᅠ иᅠ жестокогоᅠ обращения и наказания.

Политические права и свободы – это те права, пользуясь которыми человек может участвовать в управлении государством и влиять на события, которые происходят внутри страны.


К числу основных политических прав и свобод Конституция Российской Федерации относит:

· право на гражданство,

· право избирать и быть избранным,

· право на равный доступ к государственной службе,

· право участвовать в отправлении правосудия,

· право на обращение в государственные органы,

· право на объединение,

· свободу выражения мнения,

· право на собрания и демонстрации,

· право на получение информации,

· свободу мысли и слова,

· свободу печати и информации и ряд других прав.

Экономические права – определяют статус человека как участника предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Например, они дают каждому человеку возможность позаботиться о своём материальном благополучии и благополучии своей семьи, а также удовлетворить свои жизненные потребности.


К экономическим правам и свободам принято относить:

· право частной собственности,

· право на труд и достойное вознаграждение за него,

· право на выбор профессии,

· свободу предпринимательства и ряд других прав.

С экономическими правами неотрывно связаны социальные права – это права, которые позволяют человеку надеяться на помощь государства в определённых жизненных ситуациях. Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищённость.


К ним принято относить:

· право на жилище,

· право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

· право на благоприятную окружающую среду,

· право на социальное обеспечение,

· право на защиту от безработицы и ряд других прав.

Немаловажную роль среди других прав российских граждан играют культурные права. Они представляют собой гарантированные законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. Без полной реализации этих прав человек не может развиваться как полноценная и всесторонне развитая личность.


К культурным правам принято относить:

· право на участие в культурной жизни,

· право на получение образования,

· свободу доступа к достижениям науки и культуры,

· свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественной, научной, технической;

Как мы с вами видим, прав у граждан нашей страны достаточно много, даже у вас как у несовершеннолетних.

Но несмотря на то, что ряд прав принадлежит вам с момента рождения и является высшей социальной ценностью для общества и государства, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства, следует помнить и о том, что ваши права не должны нарушать прав других людей и это непременное и самое важное условие.

Например, в Англии на эту тему есть своеобразный анекдот.

Во время допроса подсудимый заявил палачу, что тот нарушает его права на жизнь и неприкосновенность личности. На что палач возразил, что своим молчанием подсудимый нарушает его право на получение информации.

Конечно, сегодня, в наши дни, такая ситуация произойти не может, ведь государство, в том числе и наше с вами, гарантирует вам защиту от пыток и жестокого обращения или наказания.

Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?

Прежде всего следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.

Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.


В нашей стране это:

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

· Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка;

· Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России;

· Уполномоченный по правам студентов в России.

Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.
Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав. Например, с этой целью граждане могут обратиться в суд.

Самым главным судом по защите прав граждан нашей страны является Конституционный суд Российской Федерации. Именно в него можно обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

Ну а в том случае, если кто-то нарушает ваши права прямо сейчас, вы можете самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, а по достижении 14 лет – в суд.

Кроме этого, вы можете обратиться с просьбой о защите своих прав в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют или центр помощи детям, а также в службу экстренной психологической помощи по телефону и иные организации.

Наверняка у каждого из вас есть определённые семейные обязанности, например, мыть посуду, выносить мусор, ходить в магазин, убирать за собой игрушки и многие другие. И ваши родители пристально следят за тем, чтобы вы не забывали вовремя выполнять свои обязанности, не так ли?

Точно так же, как и ваши родители следят за вами, государство следит за исполнением своих обязанностей гражданами нашей страны.

То есть мы можем говорить о том, что в данном случае обязанности граждан – это закреплённые в Конституции требования, которые предъявляют каждому человеку как гражданину, чтобы они действовали определённым образом или воздержались от совершения каких-нибудь действий для обеспечения интересов общества, государства, других людей и граждан, несоблюдение которых влечёт за собой ответственность.

Возможно, у вас уже возник вопрос о том, чего же больше у граждан – прав или обязанностей? Если ответить на этот вопрос формально, например, открыть текст Конституции и просто пересчитать количество закреплённых там прав и обязанностей, то выяснится, что прав намного больше. Но такова ли реальная ситуация?

Конституция Российской Федерации устанавливает следующие основные обязанности:

· соблюдать Конституцию и законы;

· платить законно установленные налоги и сборы;

· сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

· защищать Отечество, в том числе нести военную службу;

· заботиться о детях;

· заботиться о нетрудоспособных родителях;

· получить основное общее образование;

· заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

При этом никто не вправе заставить граждан исполнять какие-либо обязанности, которые не предусмотрены действующим законодательством.

Более того, как и у любой медали есть оборотная сторона, так и за каждым правом человека стоит обязанность очень многих людей обеспечить это право.


Например, за вашим правом на получение образования стоит обязанность строителей отремонтировать школу к первому сентября.

Учитель обязан преподавать свой предмет понятно и увлекательно, работодатель вовремя платить зарплату и учителям, и строителям, чтобы они хорошо выполняли свою работу, и так далее. А государство на каждом этапе должно следить за тем, чтобы все выполняли свою работу добросовестно и не нарушали закон.

Поэтому общее благо возможно лишь тогда, когда все мы, как граждане, будем выполнять взятые на себя обязательства, делать то, что должны, а государство, в свою очередь, не только гарантировать, но и следить за соблюдением наших прав и законных интересов.

Читайте также: