Сопоставительный анализ различных типологий характера кратко

Обновлено: 30.06.2024

Проблема взаимоотношений друг с другом интересовала людей с древних времен. Люди пытались понять, почему они такие разные. Разобраться в себе. Одним из первых, кто попытался как-то классифицировать людей по типам и объяснить их поведение в зависимости от этого типа, был Гиппократ. Уже тогда (и еще раньше) человечество задумывалось о причинах ссор и разногласий. А в последнее время изучение темперамента и его свойств стало еще более популярным среди людей всех возрастов.
Рассмотрим такой пример. Юноша и девушка недавно
познакомились и в скором времени решили пожениться. Сначала
они были на седьмом небе от счастья, но через несколько месяцев
начали возникать разногласия, мелкие ссоры по пустякам. А потом
нередко бывали и довольно крупные ссоры со всеми вытекающими
отсюда последствиями.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по общей психологии на тему_ «Сравнительный анал.doc

Московский Психолого- социальный институт

по общей психологии

группы 22 дпв/2-10

а) типологическая модель Э. Кречмера…………………………………………….9

б) типологическая модель У. Шелдона…..…………………………………………18

4. Нейродинамические теории……………..………………………………………22

б) исследования В.Д. Небылицына…………………………………………………. 24

5. Факторные теории темперамента……………………………………………… 25

6. Сравнительный анализ теорий темперамента………………………………..28

7. Темперамент и деятельность………… ………………………………………….29

8. Темперамент и характер…………………… ……………………………………30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………34

ВВЕДЕНИЕ

Я выбрала эту тему для моего реферата, потому что считаю ее интересной и познавательной.

Проблема взаимоотношений друг с другом интересовала людей с древних времен. Люди пытались понять, почему они такие разные. Разобраться в себе. Одним из первых, кто попытался как-то классифицировать людей по типам и объяснить их поведение в зависимости от этого типа, был Гиппократ. Уже тогда (и еще раньше) человечество задумывалось о причинах ссор и разногласий. А в последнее время изучение темперамента и его свойств стало еще более популярным среди людей всех возрастов.

Рассмотрим такой пример. Юноша и девушка недавно
познакомились и в скором времени решили пожениться. Сначала
они были на седьмом небе от счастья, но через несколько месяцев
начали возникать разногласия, мелкие ссоры по пустякам. А потом
нередко бывали и довольно крупные ссоры со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Молодые с трудом могли переносить друг
друга долгое время, им было неловко и тягостно наедине. Планы на
будущее рушились, модель крепкой семьи осталась далеко в
прошлом, а мысли о столь желанном раньше ребенке вообще
перестали возникать. Муж и жена выискивали друг у друга
недостатки, пытались найти плохие черты в характере, указывали на
ошибки и промахи. Она говорила, что он вечно сидит дома, никуда
не выходит, перестал общаться с друзьями, что она в гости
ходит одна, как будто семьи и нет вовсе. А ему казалось, что жена
все время ищет приключений на свою голову и никак не хочет
оставить его хоть на минуту в тишине и покое.

Почему так происходило? Да потому, что у этих людей были разные типы темперамента. Он был замкнутым, необщительным и апатичным
флегматиком, а она - романтичной, взбалмошной, слегка нервной
(сангвиник с долей холерика). По определению людям с такими
типами трудно ужиться вместе. Если бы супруги знали об этом, то
они сначала попробовали бы просто пожить вместе, присмотреться
друг к другу, и если им бы стало трудно вместе, то тогда они еще раз
подумали бы, стоит ли вступать в брак. Или, зная темперамент друг
друга, они могли бы пойти на уступки, учитывая индивидуальные
особенности, найти какой-то компромисс. Таким образом, знание
этой темы очень помогло бы этим людям.

Схожие проблемы очень часто возникают в семьях, где есть дети. Дочка любит общение, шумные компании, дискотеки, а мама и папа – тихие, домашние люди. Родители запрещают дочке много гулять, приводить домой много друзей, дочка злится, начинает их обманывать, родители узнают об обмане, отношения портятся все больше, и кажется, что уже нет выхода. Родители не понимают ребенка, он их. Но выход есть. Главное - найти причину разногласий (а это типичное несоответствие темпераментов). Если бы эта семья знала особенности темперамента друг друга, то можно было бы понять причины поведения и пойти на уступки и т.д.

Много проблем у молодежи, да и не только, вызывают отношения в коллективе. Им трудно найти общий язык, понять друг друга. Особенно яркие конфликты возникают у детей. Если ребенок не такой как все, то остальные начинают над ним издеваться, они не думают, что ему просто не интересно то, что интересно им. У детей опять же разные темпераменты. Зная это, родители могли бы более правильно воспитать их, дать понять, что у каждого есть право на выбор, что все люди разные.

Вообще, мне кажется, это довольно интересная тема и людям было бы гораздо проще жить на свете, будь они более чуткими по отношению друг к другу, хотели бы понять причины конфликтов и устранить их, а не зацикливались на своей персоне. А если люди разберутся в зависимости темперамента от конституции, то станет еще легче строить свои отношения с окружающими.

Вообще, психология - интересный предмет. Многим людям интересно познавать себя, наблюдать за поведением других, делать выводы. Во многом это относится к изучению темперамента. Я считаю эту тему актуальной и нужной для людей.

Плюсы: энергичность, привлекательный партнер по общению, оптимизм, инициативность, авторитетный, интеллектуальный, творческий.

Минусы: Легкомыслие, несерьезное отношение к обязанностям, раздражительность, склонность к аморальным поступкам, необязательность. Особенно трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонные занятия, вынужденное одиночество.

Плюсы: очень ценят людей, с которыми дружат, серьезны, добросовестны, аккуратность, справедливы, тактичны.

Минусы: пассивность, замедленность, неповоротливость, заниженная самооценка, низкая контактность, немногословность в беседе.

Плюсы: в период хорошего настроения — аккуратность, добросовестность, любовь к животным, заботливые, хозяйственные и добрые люди, готовые оказать любую помощь детям, а также упрямство, напористость.

Минусы: если такой человек эмоционально возбужден, то он чрезвычайно вспыльчив и плохо контролирует свое поведение, ревнивы, задиристы, нестойкость самооценки, (рукопрекладство)импульсивны, не способны к обмену мнениями, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, склонны к грубости и хамству.

Плюсы: требовательность, аккуратность, упорство, выносливость, целеустремленность, настойчивость, чувство долга, последовательные, волевые,бесстрашны.

Минусы: обидчивость, мстительность, конфликтность, подозрительность, ревнивы, занудство,часто чрезмерно требователен и придирчив. Особенно сложно переносит ситуации, когда кто-то более сильный покушается на его авторитет и власть.

Плюсы: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность, способность брать на себя ответственность, пунктуальность, осторожность, постоянность.

Tакие люди робки, неуверенны в себе, им свойственно грустить. В ситуации конфликта ищут поддержки и опоры.

Плюсы: нередко им свойственны дружелюбие, самокритичность, чувствительность, ответственны, исполнительны, чувство долга.

Минусы: плохо переносит ситуации требующие повышенных нагрузок, решений и реакций, из-за своей беззащитности часто служат мишенью для шуток, повышенная тревожность, покорность, робость, неуверенность.

Тревожные личности редко вступают в конфликты, играя в них в основном пассивную роль. В конфликтных ситуациях ищут опору и поддержку.

Окажут наибольшую пользу как аналитики, консультанты или эксперты.

Они стесняются выступать перед аудиторией и не могут отстаивать свои позиции в споре, легко поддаются влиянию и охотно подчиняются опеке.

Плюсы: обходительность, артистичность, неординарность мышления и поступков, общительны, приветливы, вежливы, готовы оказать любую услугу.

Минусы: эгоизм, лицемерие, хвастовство. Таким людям не хватает скрупулезности в работе, принципиальности, умения работать усердно и кропотливо, они не способны к длительной концентрации воли. В то же время жаждут повышенной оценки, стремятся показать свое превосходство и практически никогда не осознают своих ошибок. Если сталкиваются с трудностями, то часто перекладывают их на плечи других.

Они прекрасно подходят для выполнения представительских функций, проведения презентаций и своеобразной рекламы действий и идей.

Плюсы: привязанность к друзьям, искренность и яркость чувств, альтруистичны, обладают чувством сострадания, проявляют яркость и искренность чувств.

Минусы: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям, порывисты, при незначительных неудачах могут испытывать глубокое разочарование и прекращать начатые дела.

Они часто спорят, но редко доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной.

Плюсы: терпеливость, скромность, естественная ведомость, отсутствие противоречий, в общении мягок, естественный носитель норм, ценностей, интересов коллектива, способность "растворить" себя в интересах другого.

Минусы: растерянность, робость, несобранность, нерешительность, отсутствие собстевенного мнения, зависимый от людей, слепо следует чужим мнениям, отсутствие противостояния.

Психоаналитическая типология - что это такое

На протяжении всего периода существования психологии люди пытались как-то систематизировать различные типы людей. Поскольку разные авторы брали за основу классификации разные признаки, то и классификации получались разные, удачные и не очень. Интерес к это области вызван, по-видимому, явными сходствами комплекса поведенческих реакций у разных людей, несмотря на то, что психика каждого человека уникальна, следствием чего является индивидуальность его личности.

Типология

Что это такое?

При попытках классифицировать людей по характерам за отправную точку могут быть взяты отношения человека к окружающей действительности, самому себе, окружающим людям.

Типология характеров по Леонгарду

Типология характера в психологии

Клинические классификации (такие как, например, типология характеров по Леонгарду) берут за основу заострённые (акцентуированные) черты характера.

Акцентуация — это существенное усугубление определённых элементов личности и черт характера; такое состояние выражается в выборочной низкой устойчивости к определённым воздействиям на личность при нормальной, достаточной, а иногда и повышенной резистентности к другим.

Типология характеров А. Е. Личко

Исследуя различные типы акцентуаций у подростков, А. Е. Личко рассматривал акцентуации как временное состояние человеческой психики; по его наблюдениям, по мере взросления появляющиеся на ранних стадиях черты, могут терять свою остроту, а со временем вновь проявляются со всей чёткостью, особенно в критических ситуациях. Типология характеров Личко выделяет 11 типов акцентуаций.

Характер человека и психология личности

Некоторые исследователи в области психологии строят типологию характеров на том, что связывают те или иные черты характера с конституциональными особенностями, например, классификация по Кречмеру. Данная типология основывается на том, что тип строения тела определённым образом соответствует склонностям человека к некоторым психическим заболеваниям. Например, астеники и атлетики наиболее склонны к шизофреническим синдромам (шизотимный тип личности), а пикники — к маниакально-депрессивному психозу (циклотимный тип).

Типология характеров по Кречмеру (конституциональная типология)

  1. Астенический тип. Это высокие, худощавые люди, имеющие узкий плечевой пояс, тонкую кожу, слаборазвитую мускулатуру и жировую клетчатку.
  2. Атлетический тип. Развитый скелет, сильно развитая мускулатура. Рост средний или выше среднего. Широкий плечевой пояс и грудная клетка.
  3. Пикнический тип. Сильно развиты внутренние полости тела. Мышцы и опорно-двигательный аппарат развиты слабо, склонность к ожирению. Рост средний.

Типология Кречмера составлена чисто умозрительным образом, однако в ней содержатся вполне правдивые наблюдения.

Трехкомпонентная структура поведения личности

Манипулятивный тип личности - особенности поведения

Этой концепцией была дополнена типология личности Кречмера; теория принадлежит Н. Н. Обозову и включает в себя когнитивный (познавательный), аффективный (чувственный) и практический (преобразующий) компоненты.

  1. Мыслитель. Для него характерна ориентированность на размышления о жизни, науке и искусстве; любит головоломки, логические задачки; сосредоточен, не общителен.
  2. Собеседник. Ориентирован на коммуникацию установление контактов, остроумен, любит компании.
  3. Практик. Человек действия; не выносит незавершённого дела, пустых рассуждений; любит чётко поставленные задачи и решительные действия; хороший организатор.

Теория К. Юнга

Данная классификация получила достаточно широкое распространение в психологии. В её основе лежит принадлежность людей либо к экстравертивному, либо интравертивному типу. Экстравертам наиболее свойственна инициативность, гибкость мышления и поведенческих реакций, коммуникативность; интроверту же свойственна фиксация интересов на собственном внутреннем мире, замкнутость и нелюдимость, склонность к самоанализу такие люди испытывают существенные трудности в адаптации.

Человек получает информацию посредством следующих каналов:

  • ощущения;
  • интуиция;
  • объективная логика;
  • субъективное чувство.

Согласно теории Карла Юнга, люди в жизни используют все вышеперечисленные каналы, но каждый отдельно взятый человек использует разные функции с различным успехом и результативностью. Функция, применяемая чаще и успешнее других, называется доминирующей. По мнению автора, доминирующая функция важна настолько, что задаёт тон всему комплексу поведенческих реакций человека. Таким образом, были выведены восемь психологических типов, объединённых в классификации Юнга.

Типология по Юнгу

Классификация характера по К. Хорни

Подчёркивает значение в становлении черт характера социо-культурных моментов.

Типология характера Э. Фромма

В типологии Фромма, кроме этого, описаны ещё три модификации социального характера:

Заключение

Пытаясь классифицировать окружающих, населяющих мир людей, не следует забывать, что каждый человек индивидуален, и поэтому зачастую сложно отнести конкретно взятую личность к тому или иному типу. У многих людей обнаруживаются черты, присущие различным психотипам, комбинируясь между собой и дополняя друг друга.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Психология

СОДЕРЖАНИЕ

1. ТИПОЛОГИИ ХАРАКТЕРОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ

1.1 Понятие и свойства характера

1.2 Типологии характеров отечественных и зарубежных психологов

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТИПОЛОГИЙ ХАРАКТЕРА

2.1. Сравнительный анализ типологий характера Э.Кречмера и У.Шелдона

2.2. Сравнительный анализ акцентуированных типов характеров по А.Е.Личко и К.Леонгарду

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Выдержка из текста

Цель данной работы – провести сравнительный анализ различных взглядов на личность.Предмет исследования – анализ различных взглядов на личность.

Снизить налоговое бремя можно, оптимально составив учетную политику, договоры с партнерами, первичные документы, а также используя лазейки в законодательстве. Кстати, в некоторых случаях помогает и сам Налоговый кодекс. Определенным категориям налогоплательщиков он предоставляет льготы по налогам, возможность использовать специальные налоговые режимы, работать на территориях с льготным налогообложением.

В соответствии с поставленной целью и задачами структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Панферов В. Н., Каменская Е. Н., Трофимова Н. М., Казанская К. О., Бороздина Г. В., Еникеев М. И., Баданина Л. П. и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гуревич П.С. Психоанализ личности. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. — 396 с.

2.Кречмер Э. Строение тела и характер. — М.: Педагогика Пресс, 1995. – С. 219-227.

3.Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. – Киев: Выща школа, 1981.

4.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков; изд. 2—е доп. и перераб. — Л.: Медицина, 1983.

5.Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб: Питер Пресс, 2007. — 462 с.

6.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 2001. — 592 с.

7.Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002. – 327 с.

8.Моисеева О. Ю. Психодиагностика индивидуальных особенностей личности. Часть

2. Психодиагностика характера: Учебно-методическое посо бие. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. – 253 с.

9.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.

1. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2008. — 496с.

10.Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Куликова Л.В. – СПб.: Питер, 2002. – 480с.

11.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 720 с.

12.Фромм Э. Характер и социальный прогресс //Психология личности: Тексты. — М., 1982.

Читайте также: