Согласные звуки план урока

Обновлено: 30.06.2024

Цель: дать представление об основных признаках согласных звуков и букв.

- расширить и уточнить знания обучающихся об основных признаках согласных звуков и букв;

- способствовать совершенствованию навыков каллиграфического письма;

- активизировать и расширять словарный запас обучающихся;

-создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.

Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок русского языка

Петрова Ирина Александровна,

Учитель начальных классов

Цели: уточнить общее представление о согласных звуках и их основных признаках, о буквах, которыми обозначаются согласные звуки на письме.

- проявлять интерес к новым знаниям;

- выполнять правила поведения ученика на уроке.

Регулятивные : умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; анализировать достигнутые цели

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре, взаимодействовать друг с другом.

Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- знать признаки согласного звука;

- правильно произносить согласные звуки;

- находить в слове согласные звуки;

- различать согласные звуки и буквы, обозначающие их.

М етоды и приемы организации деятельности учащихся: ИКТ , беседа, самостоятельная работа с учебником, работа в паре.

Оборудование: презентация, карточки с вопросами, карточки с картинками красного яблока и жёлтого яблока.

1.Оргмомент. Психологический настрой.

1 . Повернитесь друг другу и улыбнитесь. У нас на уроке гости, п овернитесь гостям и подарите им улыбки. А теперь подарите свои очаровательные улыбки мне. Садитесь.

Урок русского языка проведу я. Зовут меня Ирина Александровна. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

2. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы отправляемся в большое путешествие.

Любое большое путешествие начинается с маленького шага.

hello_html_m2254c98e.jpg

Маленький шаг мы сделаем к ручейку чистописания.

1)Минутка чистописания.

Открыли тетради и записали число и классная работа.

Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер.
Щиплет нам зимою нос.

-С какой буквы начинается это слово? (с буквы эм)

Напишите соединение заглавной и строчной буквы м до конца строки.

Подчеркните самое красивое соединение букв.

2)Словарно- орфографическая работа

hello_html_359bcb60.jpg

Наш путь лежит в долину словарных слов

-Что обозначает слово мороз?

hello_html_2889fc06.jpg

Это слово обозначает несколько значений.

Холод, стужа.

Холодная морозная погода

Откройте орфографический словарь на с.136. Найдите это слово в словаре.

Послушайте , как оно произносится (марос).

А теперь посмотрите, как пишется это слово.

Куда падает ударение?

А теперь прочитаем как оно написано. (мороз)

Найдите опасное место слове, букву в написании которой можно допустить ошибку.(первая о)

Напишите это слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

-Как называется эта орфограмма? (непроверяемая безударная гласная)

-Подберите однокоренные слова. (морозный, заморозить, морозильник).

Спишите слова, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить, выделите корень.

Проверяем . Какой корень?

hello_html_m4a086aa.jpg

.на доске

3.Целеполагание.

Произнесите за мной звуки.

Какие звуки мы произнесли?

А это какие звуки? (согласные)

А какое отличие между гласными и согласными?

-(Отличия согласных звуков от гласных.)

Вот на этот вопрос мы будем искать ответ.

- Сегодня этой теме будет посвящен наш урок.

4. Работа по теме урока.

1) - Откройте учебники на с. 112. Прочитайте тему урока.

- На какие вопросы мы найдем ответ?

(Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?)

- Эта тема новая? (Нет. Это повторение.) Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о согласных звуках.

Работа в паре

- Прочитайте правило самостоятельно.

Обсудите с соседом вопросы, и найдите ответы на эти вопросы

-Из чего состоит согласный звук? (1.из голоса и шума, 2. Из шума)

--Что встречает струя воздуха во рту при произнесении согласного звука? (встречает преграду: язык, губы, зубы)

- Может согласный звук образовать слог (нет, образует слог только вместе с гласным)

Давайте ещё раз прочитаем правило.

hello_html_m35c84179.jpg

А мы ребята продолжаем свой путь, отправляемся на алфавитную поляну

2. Выполнение упр.178 с.112

Назовите правильно буквы цепочкой . Если правильно названа буква один хлопок.

Запишите эти буквы в алфавитном порядке. (если кто затрудняется в помощь алфавит в учебнике на с. 81)

hello_html_m56403dce.jpg
hello_html_m3ce4ff2e.jpg

-Назовите буквы, которые обозначают только мягкие согласные

-Только твердые согласные?

-Сколько звуков обозначают эти буквы?

-А остальные? (по два )

Что нам указывает на мягкость или твердость согласного звука? (гласные звуки)

-Давайте произнесем звуки, которые обозначают эти буквы.

- Чего больше : согласных звуков или букв, обозначающих согласные звуки?

-Что мы ещё знаем о согласных, кроме того, что они могут быть твёрдыми и мягкими? (Они могут быть глухими и звонкими)

Назовите парные по звонкости –глухости.

hello_html_m4a086aa.jpg

на доске

hello_html_ea823ff.jpg

Я буду вам показывать буквы, если я покажу букву, которая обозначает согласный звук, вы встанете, если гласный звук, вы сидите.

А мы отправляемся на плоскогорье скороговорок.

hello_html_49a59103.jpg

3 . Выполнение упр. 179 с.112

Найдите скороговорки в упр.179. прочитайте их.

Работаем в паре, прочитайте своему соседу скороговорку 3 раза.

1 ряд-1 скороговорка

2 ряд-2 скороговорка

3 ряд -3 скороговорка

Кто хочет рассказать скороговорку.

А теперь спишите эту скороговорку, которую вы проговаривали и подчеркните слова, которые различаются одним согласным звуком.

hello_html_698923a8.jpg

hello_html_m4a086aa.jpg

Закрепление материала

Ребята, отправляемся на гору звуков.

hello_html_220b94f9.jpg

hello_html_m6f14da4b.jpg

1.-Укажите в каком ряду даны только согласные звуки?

2. Выберите слова , в которых два согласных звука

Март, Дом, Кот, Яма , Забор, радуга

Выпишите эти слова.

hello_html_m4a086aa.jpg

- Чем же отличаются согласные звуки от гласных?

-Из чего состоят согласные ?

-Что встречает струя воздуха при произнесении?

-Может согласный звук образовать слог?

(Состоят из голоса и шума или только из шума, они не образуют слог, струя воздуха встречает преграду во рту.)

А закончим наше путешествие в яблоневом саду.

hello_html_3b71157.jpg

hello_html_m3fef8dda.jpg

-Если у вас на уроке все получилось, выберите красное яблоко.

-Если были трудности, выберите жёлтое яблоко.

hello_html_6de81c5d.jpg

Домашнее задание:

- Найти и записать загадки, где согласные звуки помогают найти отгадки

Наше путешествие подошло к концу. Ребята, в конце любого путешествия, похода выдаётся сухой паёк. Он у нас в виде конфет.


1. Формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку во всех видах речевой деятельности; формирование навыка проверки написания парных звонких и глу­хих согласных в корне слова; дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обяза­тельно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного сло­ва, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный.

2. Воспитание стремления к продуктивному обучению, творческой совместной деятельности с учителем; формирование гражданских, духовно-нравственных качеств личности учащегося.

3. Формирование основ самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.

Знать различия букв и звуков, гласных и согласных. Уметь классифицировать звуки по общим признакам. Иметь интерес к изучению темы.

Тип урока урок усвоения навыков и умений;

Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО

Этапы и структура урока.

Проверка домашнего задания.

а) ученик 3 и ученик 4 выйдут к доске и вставят пропущенные буквы в слова из домашнего уд.вительный нож.

б) ученик 5 запишет слова с обозначенными квадратными скобками гласными звуками

Проверка синтаксического разбора предложения с помощью сигнальных карточек.

На чердак вела крутая лестница.

- Какую характеристику предложения вы написали?

- Что ученик 5 выделил квадратными скобками. Из чего состоят гласные звуки? Так как же на письме указываются звуки, чтобы отличить их от букв?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составление транскрипций слов, развитие орфографической зоркости, самоконтроля, воспитание эстетического вкуса.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ

самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная работа, творческая работа, игра.

систематизировать знания обучающихся о согласных звуках, об их классификации, об особенностях каждого разряда согласных звуков;

дать понятие твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;

формировать умение различать их;

составление транскрипции слов.

расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие;

Развивающие:

развивать творческие способности учащихся;

развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, позитивное отношение к изучению русского языка;

расширять кругозор обучающихся;

воспитывать эстетический вкус.

Задачи урока через планируемые результаты:

создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова.

Метапредметные:

Регулятивные:

формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом;

уметь оценивать свою работу.

Коммуникативные:

развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать;

формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

формировать умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, синтеза, классификации;

понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

извлекать нужную информацию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные методы обучения:

1 этап. Организационный. Мотивирование к учебной деятельности.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

Учитель: Давайте постараемся сохранить благоприятную атмосферу на уроке, будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить.

2 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы.

$11. Как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?

(Ответ: Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой.)

Итак, мы с вами изучаем раздел, в которой живут наши любимые звуки. Я приготовила для вас интересное задание. Вам нужно выбрать жителей страны Фонетика.

(Корень, соединительная гласная, звонкий, транскрипция, приставка, ударение, подлежащее, суффикс, синонимы, звук, фонетика, окончание, мягкий, синтаксис, морфема, согласный, основа, сонорный, гласный) Проверка.

На какие группы делятся звуки речи?

(Ответ: Звуки речи делятся на согласные и гласные.)

Перечислите все гласные звуки. Сколько их?

( Слабая, в безударном положении)

Учитель: Послушайте, ребята, сказку.

Сказка о глухих и звонких согласных.

Пришли однажды к Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

- Что случилось? – забеспокоился Алфавит. Вы заболели?

- Может и заболели, - проворчала буква Зэ. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача – обозначить звонкий звук З, а на деле что получается?

На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах перевозка, сказка перед глухими согласными.

Может, звук З простудился и голос теряет?

- А вы на что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

- Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать, но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З, что хоть уши зажимай!

- Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой, и иногда они заменяют друг друга.

- О каких звуках идёт речь в сказке?

- О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками, упоминается в сказке? ( Озвончение и оглушение.)

Шыл-пыл у папужги зереньгий гослиг.

Учитель: На доске написана фраза. Прочитайте её.

Учитель: Посмеялись, а теперь давайте ответим на вопрос: какие согласные претерпели изменения при письме?

(учащиеся: парные звонкие и глухие)

- Прочитаем, как нужно.

- Вопрос: к чему же приводит подмена звонкого глухим, а глухого звонким?

(учащиеся: искажается смысл слов и фразы)

- Какой вывод можно сделать?

(нельзя подменять согласные)

Учитель: Ребята! На доске записаны слова:

Стал-сталь, банка-банька, ел-ель, угол-уголь.

- Чем они различаются?

( Значением, всего из-за одной буквы. В одних словах твёрдые согласные на конце, в других- мягкие)

Учитель: Проанализировав нашу работу, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

3 этап. Целеполагание и мотивация

- каковы же цели нашего урока?

знать классификацию согласных звуков, умение характеризовать их и транскрибировать слова;

уметь различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

Знать, что по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости согласные бывают парными и непарными

4 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.

Получение новой информации происходит из

материала параграфа 38.

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.

? – осталось непонятным

Работа с текстом после прочтения:

$11. Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

$12. Какая информация была новой? +

$13. А о чём вы думали иначе?

$14. Что осталось непонятным?

5 этап. Первичная проверка понимания.

- Рассмотрите внимательно таблицу. В ней зашифровано правило, касающееся звонких и глухих согласных.

Кто сможет разгадать его?

Парные по звонкости-глухости

Всегда звонкие (сонорные)

(уч-ся думают и отвечают: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые бывают только звонкими или только глухими)

- А теперь откроем учебники и прочитаем то правило, что выделено жирным шрифтом (параграф 55).

Учитель: итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими. Узнали процессы, которые могут происходить в слове.

Задание: выпиши из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные. Какой звук слышится на месте буквы Б в выделенном слове? Почему он не соответствует букве?

У папы три капли упали со шляпы.
Кошка согрела озябшие лапы.

Задание: прочитайте предложения. Какой звук слышится на месте пропуска? Выпишите слова с пропущенными буквами, вставив их. Объясните их правописание там, где это необходимо.

$11. У Мари..ки и Серё..ки есть коври..ки и лепё..ки.

$12. У хорошей ска..ки хорошая развя..ка.

$13. Ло..ь всегда опередит
Истину немно..ко,
Но не бойтесь: победит
Правда-босоно..ка.

$14. Людоеда людое..
Приглашает на обе.
Людое.. ответил: — Нет!
Не пойду к тебе, сосе..
На обе.. попасть не худо,
Но отню..ь не в виде блюда!

Задание: перепиши следующие слова в таком порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых только звонкие согласные, и, наконец, те, в которых есть и глухие, и звонкие согласные.

Петушок1, гребешок3, травинка3, бровинка3, голова2, борода2, грива2, катушка1, кадушка3, лягушка3, пятка1, копыто1,корыто3, ириска3, сосиска1, домовой2, огороды2, колокольчики3, куёт3

Если слышишь парный звук,

Будь внимательней, мой друг,

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй.

- Подчеркните согласные, требующие проверки.

-Объяснить пунктуацию в предложении-стишке.

- Назовите подлежащее в этом предложении

Учитель: Совет хороший. Но что значит изменить слово с целью проверки?

(учащиеся отвечают: это значит найти такое слово, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного стоял гласный или сонорный согласный)

Лингвофизминутка.

Согласный звонкий – хлопок вытянутыми вперёд руками; согласный глухой – присесть, вытянув руки вперёд; гласный – руки вверх буквой О

На экране: З, Р, П, Э, С, А, Ф, Й, Ю, Ъ,

1) Один человек у доски:

В чащ.. леса слыш..тся разные звуки: стук дятла, свист сол..в..я.

Задание: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания,

Над выделенными словами поставить букву Т, если все согласные твёрдые; букву М, если все согласные мягкие; ТМ – если и мягкие и твёрдые.

Парные по твёрдости-мягкости

Задание на повторение: построить схему предложения.

-Какое оно по количеству грамматических основ?

-Чем осложнено?
Задание:назовите слова, в которых есть звуки, не имеющие пары по твёрдости-мягкости.
Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.

Задание: каждому учитель даёт слова. Дети должны установить трудный согласный в слове и проверить его письменно. Ряды выполняют за своим учеником.

1-й ученик: 2-й ученик: 3-й ученик

Ястреб косьба отбой

Хрустнуть властный сердце

Клад пастбище ошибка

Площадь уловка пароход

Класс тем временем выполняет задание:

Определи, истинно или ложно высказывание: у всех согласных есть пары по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости.
Задание:в следующих словах найди непарные по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости звуки. Затранскрибируй выделенные слова.

Пулемётчик, молотьба, сыроежка, ромашка.

6 этап. Первичное закрепление.

Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова:

мо. г, дро. д, ска. ка, ру…ка, гво..дь, гру. ть, гро. дь, ду. ло. ка, звё.. .д, сва…ьба, оши…ка, зу…, улы…ка, про…ьба,огоро… .

Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову, передавая, как эстафетную палочку, дальше, затем в обратном порядке. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок. ( Звучит лёгкая музыка)

Сколько звуков [ш] в предложении: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. (четыре)

В каком слове звуков больше, чем букв:

А) якорь Б) земля В) уголь Г) пояс (прав.)

В каком слове все согласные звуки твёрдые?

А) родной Б) шесть В) широко (прав.) Г) час

В каком слове все согласные звуки глухие?

А) вскачь (прав.) Б) мышь В) плащ Г) стон

Написание какого слова не расходится с произношением?

А) счёт Б) ряд В) стать (прав.) Г) сдать

Индивидуальное задание :решить фонетическую задачу.

Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ?

Найди лишнее слово по звонкости-глухости согласных звуков:

отбой, шорох, сдобный.

Найди лишнее слово по твёрдости-мягкости согласных звуков:

тишина, песня, у речки.

Задание капитанам команд:

Метаграммы – это загадки, в которых нужно отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. Отгадайте их.

1) С [к] я в школе на стене, 2) С [б] мучительной бываю,

Горы, реки есть на мне. С [м] одежду пожираю,

С [п] от вас не утаю - С [р] актёру я нужна,

Тоже в классе я стою. С [с] для повара нужна.

(карта-парта) (боль –моль–роль–соль)

7 этап. Домашнее задание.

2) упражнение 279 или

подобрать слова, в которые входят только звонкие согласные, только глухие, звонкие и глухие (по 3 слова каждого вида)

3) А ещё дома я предлагаю вам побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, попробуйте выполнить их, а потом , на следующем уроке, сможете оценить свои работы сами.

1. На какие две группы делятся гласные?

А) Ударные и безударные;

Б) парные и непарные;

В) сильные и слабые

2Отметь слова, в которых все согласные - глухие:

а ) писать, витрина, поклон;

б ) капот(у машины), лошадь, кипит.

3.Укажите звонкие согласные:

[ в ]; [ д ]; [ ц ]; [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].

4. Сколько букв в русском алфавите?

5. найди четвёртое лишнее слово.

1.На какие две группы делятся гласные?

А) Ударные и безударные;

Б) парные и непарные;

В) сильные и слабые

2.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие:

а ) говорил, поил, мешал;

б ) теснота, говор, повар.

3.Укажите глухие согласные:

[ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].

4. Сколько звуков в речи?

5. найди четвёртое лишнее слово.

8 этап. Рефлексия.

ПРИМЕЧАНИЕ: (если класс сильный и осталось время)

1. После таблицы можно дать словарный диктант: пейзаж, посадка, усадьба, горестный, резьба, трасса, гигинтский, опасный.

Читайте также: