План работы кружка детское ручное ткачество в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовно-художественного постижения мира.

В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков эстетического плана, направленных на развитие художественно-творческих способностей, помогающих в воспитании гармонично развитой личности.

Программа кружка рассчитана на один год обучения по два часа в неделю – 68 часов в год.

Наполняемость групп - 10-13 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер.

Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся посредством ткачества.

  • способствовать развитию у учащихся творческих способностей, внимания, фантазии, усидчивости, трудолюбия, терпения, потребности доводить начатое до конца;
  • способствовать формированию практических умений и навыков качественного выполнения ткацких работ;
  • способствовать воспитанию творческого начала, взаимопомощи при выполнении работы, экономного отношения к используемым материалам.

В целом, программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами ткачества. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
  • природосообразности (учитывается возраст обучающихся, а так же уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
  • культуросообразности(приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности):
  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
  • сотрудничества и ответственности;
  • сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
  • систематичности, последовательности и наглядности обучения.

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной. Индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся.

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

  • типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),
  • собеседование,
  • консультация,
  • экскурсия,
  • дискуссия,
  • практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков,
  • самостоятельное изготовление конкретного изделия,
  • учебная игра.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

  • входной, который проводится перед началом работы и предназначен для выявления знаний, умений и навыков по ткачеству;
  • текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;
  • рубежный, который проводится после завершения изучения каждого раздела.
  • итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ творческих работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.

Контроль может осуществляться в следующих формах:

  • собеседование,
  • защита выполненной работы,
  • участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение

Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ, станки ткацкие не большие, станок ткацкий большой.

Инструменты: нитки разной фактуры и толщины, карандаши, линейки, ножницы.

Конечным результатом выполнения программы предполагается участие работ учащихся в выставках, смотрах и конкурсов различных уровней. В результате изучения программы кружковец должен

  • Историю ткачества в России, виды ткачества, техники ткачества,
  • Основы композиции;
  • Основы построения орнамента;
  • Основы цветоведения;
  • Способы нанесения рисунка на картон, способы перевода рисунка (эскиза);
  • Способы увеличение и уменьшение рисунка;
  • Классификацию поясов по способам изготовления;
  • Назначение и устройство ткацкого станка;
  • Способы закрепления нитей утка;
  • Основные технологические приёмы изготовления гобелена;
  • Нетрадиционные техники плетения;
  • Этапы изготовления художественныых изделий в техниках плетения
  • Историю ковроткачества;
  • Фамилии имена местных мастеров;
  • Требование техники безопасности при работе на станке, ножницами, иглами, крючком с ВТО, красящими веществами и правил личной гигиены при работе с нитками.
  • Инструментами и принадлежностями.
  • Разными техниками плетения (ткачества).
  • Специальной терминологией.

№п/п

Разделы, темы

Кол-во часов в разделе

Кол-во часов по теме

Введение

Содержание и задачи курса
Основы композиции.
Основы построения орнамента

Плетение и ткачество поясов

Классификация поясов по способам изготовления
Плетение поясов разными способами
Творческая работа: плетёный пояс

Гобелены

Введение в ткачество. Знакомство с ткацким станком
Гобелен как вид художественного творчества
Основные технологические приёмы изготовления гобелена.
Панно и гобелены в нетрадиционной технике. Дизайн текстильного изделия.
Технология индивидуального творчества
Выполнение авторского изделия в технике ручного ткачества

Ковроделие

Итого:

68

68

Содержание кружка

Введение (6 часов)

1. Содержание и задачи курса. (2 ч.)

Исторические сведения о плетении и ткачестве поясов, ковров, гобеленов, их значении в мужском и женском русском народном костюме. Назначение и устройство оборудования, необходимого для ткачества. Организация рабочего места, правила безопасности труда.

Практическая работа: ознакомление с образцами поясов, ковриков, гобеленов. Ознакомление с орудиями ткачества: дощечками, бёрдышками, челноками, а также настольными ткацкими станками.

2. Основы композиции (2 ч.)

Основы цветоведения. Основные, дополнительные и родственные цвета. Цветовой контраст. Смешение цветов. Цвет в изделии. Основные законы композиции. Достижение стилевого единства,

Практическая работа: зарисовка эскиза. Зарисовка отдельных деталей.

3. Основы построения орнамента (2 ч.)

Орнамент. Виды орнаментов: растительный, геометрический, зооморфный и др.

Зарисовка разных элементов орнамента. Составление собственного орнамента.

Плетение и ткачество поясов (12 часов)

1. Классификация поясов по способам изготовления (2 ч.)

Плетение пояса дёрганьем (2 способа). Нитки, применяемые при этой технологии.

Самостоятельный подбор нитей и выполнение пояса дёрганьем по технологической карте (по одному или в паре с другим учеником).

2. Плетение поясов разными способами (8 ч.)

Плетение с применением приёмов полутканья. Первый способ плетения с одной ходовой нитью.

Копирование поясов, выполненных первым способом полутканья. Выполнение закладки или повязки для головы на 10-20 нитях мулине или цветного сутажа по технологической карте.

Плетение с применением приёмов полутканья. Второй способ плетения с укорачиванием нитей.

3. Творческая работа плетёный пояс (2 ч.)

Оформление готовых работ.

Оформление выставки работ и их обсуждение.

Гобелены (22 часа)

1. Введение в ткачество. Знакомство с ткацким станком (2 ч.)

Основные понятия и термины: ткачество, основа, уток, зевообразование, переплетение, перекрытие, рисунок переплетения, прокидка утка, плотность основы. Направления в ткачестве: ручное ковроткачество на рамах, ремизное ткачество на ручных ткацких станках, промышленное ткачество (жаккард).

Изучение и знакомство с оборудованием и материалами для ручного ткачества: рамой, пряжей для основы и утка, колотушкой. Просмотр видеофильма.

2. Гобелен как вид художественного творчества (2 ч.)

Ткачество в жизни людей. Мифы и легенды, связанные с изготовлением тканей. Западноевропейские шпалеры, шпалеры-вердюры, гобелены. Первая Петербургская шпалерная мануфактура. Формирование коврового промысла в России. Советский гобелен.

Подготовка рамы к ткачеству, снование, зевообразовательные приспособления

3. Основные технические приёмы изготовления гобелена (6 ч.)

Выполнение полотняного переплетения. Смена утка. Вертикальные кромки. Сохранение размера изделия. Выполнение вертикальных и диагональных линий.

4. Панно и гобелены в нетрадиционной технике (4 ч.)

Знакомство с техникой макраме. Из истории появления узлов. Виды узлов: репсовый (ребристый) узелок, изнаночный репсовый (реверс). Материалы и инструменты.

Выполнение образцов с применением узлов в технике макраме.

5. Технология индивидуального творчества (2 ч.)

Стадии работы над гобеленом: формирование идеи, разработка фор-эскиза, эскиз изделия, аналитические расчёты, подбор материалов.

Формирование идеи проекта и фиксирование её в фор-эскизах.

6. Выполнение авторского изделия в технике ручного ткачества (6 ч.)

Выполнение в материале проекта в технике ручного ткачества.

Ковроделие (28 часов)

1. Ковёр как вид художественного творчества.

История ковроткачества (2 ч.)

Знакомство с историей ковроткачества.

2. Экскурсия в этнографический музей (2 ч.)

Цель: знакомство с изделиями, изготовленными руками мастеров прошлых лет.

3. Техника выполнения ковров (8 ч.)

Знакомство с ткаными, плетёными, вязаными, ворсовыми, войлочными ковриками

Выполнение образца вязаного коврика

4. Нетрадиционные техники изготовления ковров (6 ч.)

Знакомство с наставной аппликацией, ворсистым ковром, изготовленным с помощью натяжения и узловых нитей, кроше.

Выполнение образца на ткальных палочках

5. Технология индивидуального творчества (1 ч.)

Стадии работы над ковром: формирование идеи, разработка фор-эскиза, эскиз изделия, аналитические расчёты, подбор материалов.

Формирование идеи проекта и фиксирование её в фор-эскизах.

6. Выполнение авторского изделия в технике ковроделия (8 ч.)

Выполнение в материале проекта в технике ковроделие.

Приёмы оформления готовых работ. Критерии оценки изделий ручного ткачества.

В представленном материале опубликован методический материал по обучению детей дошкольного возраста азам ткачества - гобелен.

Оценить 3166 0

Народное искусство, народные традиции, обычаи, народная культура несущие в себе воспитательные, образовательные задачи на данном этапе жизни в полной мере не реализуются.

Конечно же, как детский сад, так и школа должны вести работу по национальному воспитанию. Народное творчество, фольклор, народно-прикладное искусство, природа родного края должны отражаться в воспитании и образовании детей. Узнав истоки своей национальной культуры, дети больше начнут уважать, любить свой народ, свой родной край. Народная культура несет в себе огромный эстетический, нравственный потенциал.

Удмуртское народное искусство, как искусство любого народа – это, прежде всего мир особого отношения человека к своему труду и к жизни в целом. Мир для них был единым целым. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества.

Искусство вышивки и узорного ткачества у удмуртов представляет собой одно из ярких явлений в жизни народов Поволжья. Наряду с фольклором и другими видами народного творчества оно составляло важнейшую сторону культуры удмуртского народа, в котором воплощены национальные традиции и национальное самосознание.

Учитывая все эти традиции, обычаи, культуру удмуртов, идет знакомство детей с ткачеством, плетением гобеленов.

Ткачество – один из видов прикладного искусства. Он доступен для занятий как в клубной работе и школе, так и в детском саду. Занятия ткачеством способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействует формированию творческого отношения к окружающему миру.

Ткачество дошкольникам.

По своему содержанию занятия должны развивать художественный вкус, индивидуальность, пространственное, колористическое мышление; творческое воображение и творческие способности. Воспитывает организованность, дисциплинированность и аккуратность, а так же умение планировать творческий процесс.

Цель занятий – подарить детям радость творчества, познакомить с народным искусством – ткачеством. Привить интерес к ткачеству.

Основными задачами являются:

Развитие художественного вкуса и эстетического воспитания;

Художественное просвещение и привлечение к искусству ткачества;

Обучить первичным приемам ткачества.

На занятиях идет знакомство с искусством удмуртского народа, дается краткий исторический обзор развития ткацкого дела Удмуртии, а так же других регионов и стран.

Каждое занятие строится зависимо от темы и конкретных задач, однако, во всех занятиях можно выделить 4 части:

Предварительная работа (беседа, демонстрация работ ДПИ).

Программное содержание. Объяснение задания, выбор способа плетения.

Практическая часть. Наблюдение за работой детей, рекомендации, предложения.

Анализ выполненных работ. Эта часть итоговая и она осуществляется только после того, как ребенок закончит свое изделие.

Аналогичную роль выполняют и выставки детских работ.

Вся работа состоит из четырех блоков. Первый блок –вводный, второй блок- работа с бумагой, третий блок – плетение гобеленов, четвертый – итоговый, организация выставок.

Проводя такого рода занятий как ткачество, у детей развивается интерес к деятельности, идет успешное развитие таких психологических процессов как память, мышление, воображение. Развивается мелкая моторика рук, что так же не маловажно в развитии ребенка. Пополняется представление об удмуртской народной культуре, ее духовном богатстве, исторических корнях.

Познавая азы ткачества, дети усваивают мудрость народа, его духовного богатства.

Примерное тематическое планирование

Название занятия

Задачи занятия

искусства в Удмуртии.

1.2 Посещение Национального краеведческого музея; Центра ДПИ. Музея Изобразительных искусств

Какое искусство называют народным. Как появилось традиционное народное искусство. Основная функция изделий декоративно-прикладного искусства.

Работа с бумагой

Плетение коврика из полосок бумаг.

Переплетение нитей на картоне.

Работа с картоном, переплетение картонных полос.

Плетение гобеленов

3.1 Плетение на рамах вертикальных полос.

3.6. Плетение вертикальных полос.

3.7. Ткачество ворсовое.

3.8. Флор текстиль.

Знакомство с ткачеством гобеленов, подбор определенной гаммы цветов.

Познакомить детей с женским костюмом удмуртов.

Закрепить знания детей об узорах. Расширять художественно-творческий интерес.

Знакомство детей с мужским удмуртским костюмом.

Познакомить с таким термином как – уток. Научить ткать вертикальные полосы.

Дать представление о коврах, что такое ворс. Научить изготавливать ворсовые тканки.

Познакомить детей с ткачеством из разнотравья.

Развитие художественного вкуса, подбор нитей определенной цветовой гаммы.

Организация выставок детских работ

Примерные темы бесед.

Цель: Познакомить детей с изготовлением и свойствами и видами нити.

Нитки придумали очень-очень давно. Делать их совсем не просто. Сначала надо замочить волокна. Их получают из разных материалов: пуха и шерсти некоторых домашних животных – овец, кроликов, коз ; из волокнистых стеблей и пуха растений – льна, хлопка. Волокна люди научились делать даже из древесины, из каменного угля и разных других материалов.

Из волокон получается пряжа. Чтобы пряжа получилась хорошей, волокна очищают от сорняков, от комочков земли, теребят, рыхлят, потом промывают и сушат. Из пушистой мягкой пряжи скручивают, вытягивают тоненькие или толстые нитки, которые наматывают на катушку, на бобины, сматывают в клубочки и моточки.

Нитки бывают разные:

Швейные нитки могут быть белыми и цветными. Они, очень нужны людям, потому что с их помощью шьют разную одежду.

Вязальные нитки тоже очень полезные. Из них вяжут теплые кофты, жилеты, шапочки, носки и варежки. Они бывают толстые и пушистые или совсем тонкие.

Штопальные нитки, конечно, тоже нужны. Их используют для ремонта одежды.

Вышивальные нитки помогают сделать нарядной одежду и разные вещи вокруг нас. Всем нравятся вышитые блузки и фартуки, полотенца и салфетки, скатерти и платочки, красивые вышитые картины.

Ребята, попробуйте объяснить, какие же нитки самые главные. Какие нитки больше всего нужны людям?

Хотите узнать, что еще умеют делать из ниток? Тогда скорей берите новый клубок, и он поведет нас в гости к Девочке- Мастерице, она умеет превращать даже самую маленькую ниточку в необыкновенное изделие.

Цель: Познакомить детей с женским костюмом удмуртов.

Зорай одевалась по-особому, ведь ее семья когда-то проживала в северных землях, а затем переселилась в южно-удмуртские края. Поэтому Зорай носила необычную для здешних мест одежду. Рубаха из отбеленного льна была древнего покроя. На оплечье рукавов помещали скромную вышивку (колтырмач). Узор вышивали красным шелком с редкими вкраплениями ниток черного, зеленого, синего и желтого цветов. Поверх рубахи накидывали белый холщовый халат (шортдэрем), так же обшитый красным кумачем. Рубашку и халат подпоясывали ярким нарядным фартуком (азькышет). Самой важной частью девичьего наряда был головной убор (такъя) обшитый серебряными монетами и белоснежными раковинами-каури.

Весь облик Зорай в белом с отдельными деталями сочного красного цвета в серебристо-белом плотно облегающем голову уборе напоминал птицу готовую вот-вот выпорхнуть из родительского дома.

Цель: Обучить детей первичным навыкам работы на станке .

Я расскажу вам, как ткать. Для начала натягиваем прочные нити. Обязательно такие, что не тянутся - это основа. Дальше через нижнюю часть основы продеваем картонную полоску – чтобы полотна было ровным. После этого можно начинать вплетать горизонтальные нити – уток.

Первый ряд – косичка – вяжется крючком или просто руками через одну или две нити основы. Она нужна для того, чтобы гобелен не упал и не рассыпался, когда его снимаешь с рамки.

Есть одна хитрость. Когда плетешь, гобелен, нитку хочется затянуть. Постепенно полотно сужается и сужается… И чтобы этого не происходило на концах каждого ряда оставляем небольшую воздушную петельку.

Заканчивая полотно так же как и начинали в конце – косичка. Обрезаем нити основы и дважды для надежности связываем ниточки между собой.

Остается последний штрих – прогладить готовую работу утюгом через мокрую тряпочку.

Как видите – все не так и сложно.

Загадки, используемые на занятиях.

Я пушистый, мягкий, круглый

Есть и хвост, но я не кот,

Часто прыгаю упруго

Покачусь и по комод… (клубок ниток)

Без рук, без ног

Под лавку, скок. (клубок ниток)

Хвост -льняной. (иголка с ниткой)

Утка ныряла, ныряла –

И, хвост потеряла. (иголка с ниткой)

Список литературы

Виноградов С.Н. Удмуртская одежда. Ижевск, 1974. 70с.

Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Ярославль: Академия развития, 1998, 208с.

Климова К.М. удмуртский текстильный орнамент как диалог культур. Ижевск, 200.

Кралина Н., Гарипов М. Мифы, легенды и сказки удмуртского народа. Устинов, 1986, 202с.

Сюзи О Рейли. Плетение. СПб.: Издательство Полигон, 1998.

Черашняя Д.И., Федорова Л.П. Удмуртское краеведение в 4-11 классах, Удмуртский ИУУ, Ижевск, 1992.

Шутова Н.И. Жила-была девочка Зорай //Все цвета радуги, (Рассказы о народной одежде). Ижевск, 1996. С. 29-30.

Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по данной теме. Она содержит новизну, актуальность, цель, задачи, практические наработки , а так же теоретические предпосылки. представлена результативность опыта.

ВложениеРазмер
tema.docx 63.19 КБ

Предварительный просмотр:

Федотова Татьяна Геннадьевна

Сохранение культуры, создаваемой поколениями людей, играет большую роль в нравственном становлении личности. Человек, который не знает своих корней, не любит свою родину, не гордится славой и культурой своих предков, не будет уважать традиции, культуру и национальные чувства другого народа. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.

Народное искусство отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, развития ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры

  1. в связи с развитием познавательных способностей;
  2. в связи с развитием речи;
  3. развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма

«Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде, работы на ткацком станке, напрямую влияет на работу мозга, - сказал кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения Николай Хвалько. - На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов, через которые в мозг поступают нервные сигналы. И чем тоньше будет ручная работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что как бы тренирует мозг. Кроме того, именно последовательные занятия физическим и умственным трудом позволяют избежать нервных перегрузок, которые всегда влекут за собой снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, нервные срывы и нежелание учиться.

Программа способствует становлению творческой личности воспитанника посредством трудового, экологического, эстетического воспитания в процессе приобщения к русским народным ремеслам.

На одном из собраний родители группы старшего дошкольного возраста высказали свое мнение по поводу недостаточного развития мелкой моторики руки у их детей. Объективно это подтвердилось результатами диагностики. Средний балл выполнения движений составлял 2,3.

Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. И наши предки, несомненно, владели такими знаниями. Ведь хорошо знакомые нам народные традиционные ремёсла, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект. Стимуляция мыслительных функций и речи. Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции.

Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Известный британский психолог Арик Сигмэн провел исследование, в котором в течение нескольких лет велось наблюдение за освобожденными от ручного труда подростками. Оказалось, что у участников экспериментов уровень IQ, способность к концентрации и схематизации были ниже, чем у их сверстников, занимающихся в кружках ткачества, вышивания, лепки и работы по дереву. При этом интеллектуальный разрыв не уменьшался и по прошествии времени - став взрослыми людьми, "лентяи" показывали худшие результаты интеллектуальных тестов, нежели "трудолюбивые". В связи с этим доктор Сигмэн уверился в необходимости введения в британских школах обязательных уроков труда. И эти выводы получили горячую поддержку со стороны Национального союза учителей Великобритании.

Мелкая моторика - это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития мозга. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, памяти, внимания.

“Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли” - писал В.А. Сухомлинский

  1. - самобытность и уникальность традиций ткачества на Руси;
  2. - возвращение к истокам традиционной народной культуры;
  3. - развитие ткачества в системе передачи опыта старых мастеров к подрастающему поколению;
  4. - создание условий для социальной адаптации дошкольников в современном российском обществе.

- в связи социальным заказом, то есть заказом родителей - развитие мелкой моторики рук, как способ повышения когнитивных способностей дошкольников.

Программа способствует становлению творческой личности воспитанника посредством трудового, экологического, эстетического воспитания в процессе приобщения к русским народным ремеслам.

Принятые программой ценности традиционной народной культуры позволяют использовать личностно-ориентированный подход в обучении ремеслу.

Цель программы – духовно-нравственное воспитание, развитие общей культуры дошкольников, путем изучения, сохранения и развития традиционного русского ткачества в современных условиях. Формирование мировоззрения дошкольников на основе народного искусства и изучения ткачества как части культурного наследия русского народа. Саморазвитие и самоопределение детей как важные факторы социальной адаптации в современном обществе. Развитие мелкой моторики рук как неотъемлемая часть подготовке детей к школе.

Чтобы достичь поставленной цели, необходимо решать следующие задачи;

  1. • Дать теоретические знания о народной культуре;
  2. • Сформировать представление о народном мастере, как творческой личности, носителя традиций коллективного опыта;
  3. • Формировать практические навыки и приемы традиционного русского ткачества;
  4. • Познакомить с основами рисунка и построения композиции;
  5. • Научить применять полученные знания, умения, навыки на практике;
  1. • Духовно-нравственное воспитание путем приобщения воспитанников к традиционной народной культуре;
  2. • Способствовать эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства;
  3. • Через систему и последовательность занятий воспитывать трудолюбие, терпение в работе, целеустремленность;
  4. • Воспитание гражданственности и любви к Родине, формирование чувства патриотизма
  5. • Через уважительное отношение и терпимость друг к другу воспитывать человеческое достоинство, чувство коллективизма и справедливости;

• Воспитание у дошкольников уважения и бережного отношения к традиционной народной культуре, к народным традициям, творчеству народных мастеров, уму, таланту, и мудрости своего народа;

  1. • Воспитание бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами, расходовании природных ресурсов, как важных составляющих экологического воспитания;
  1. • Выявление и развитие художественно-творческих и индивидуальных способностей детей;
  2. • Развитие творческой активности, творческого воображения средствами декоративно-прикладного искусства;
  3. • Развитие познавательной активности как важного составляющего фактора интеллектуального роста личности;
  1. Развитие мелкой моторики рук детей через работу на ткацком станке
  1. • Развитие эстетического художественного вкуса, художественного воображения, образного мышления, фантазии и расширение духовных потребностей.
  1. В одной группе могут заниматься дети разного возраста и стоящие на разных этапах обучения.

Осваивать программу могут мальчики и девочки возрастом 5-7 лет. Занятие проводится в группах по 5-8 человек, т. к. обучение ведется индивидуально с каждым ребенком с учетом его способностей и возможностей один раз в неделю. Программа рассчитана на 2 года обучения.

Содержание программы составляют практические работы, которые проводятся на каждом занятии вслед за объяснением теоретического материала. В то же время программой предусмотрены посещения выставок в краеведческом музее, экскурсии на фабрику, занимающуюся ткачеством, встреча с мастерицами.

Особое внимание при освоении программы уделяется работе с семьей. В связи с чем, предусмотрены следующие мероприятия: знакомство с родителями; родительские собрания; индивидуальные беседы; консультации.

Так как работа при изготовлении тканых изделий чаще сидячая и неподвижная, требующая большого внимания и напряжения глаз особое место отводится заботе о здоровье детей. Для этого проводятся физкультминутки, пальчиковые гимнастики, экскурсии.

Таким образом позволяет организовать творческую деятельность дошкольников, которая служит хорошим средством подготовки их к труду , к школе и адаптации в обществе, а так же позволяет детям знать корни и историю своего народа; видеть прекрасное в быту, других сферах человеческой жизни; понимать природную ситуацию, стремиться к тому, чтобы труд ремесленника приносил радость и пользу людям, чтобы рос престиж мастерового человека

  1. Программа предполагает проведение одного комплексного занятия в неделю, продолжительностью 20 минут. Комплексное занятие включает такие виды деятельности как, практическое освоение приемами ткачества, пальчиковая гимнастика, разучивание песен, стихов по теме.

Для реализации поставленной цели разработано тематическое планирование. В основе обучения детей лежат развивающие технологии, которые направлены на развитие мыслительной активности, формирование элементарных представлений о народном промысле. Большое внимание уделено практической работе совместно с педагогом так и самостоятельной В качестве ведущей деятельности педагога с детьми используется игра и практическая работа.

Включение игровых ситуаций мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности. Работа строится последовательно, постепенно, учитывая особенности и способности каждого ребенка. Используются различные методы: словесные, наглядные, игровые. Используются игры в таких формах, при которых сохраняются и синтезируются элементы познавательного, учебного, игрового общения

Для того чтобы переключить активность детей ( умственную, речевую, деятельностную), не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся физкультминутки. Каждое занятие включает пальчиковую гимнастику.

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трём-трём,

Мы капусту жмём-жмём.

  1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз - движения повторяющиеся, ритмичные;
  2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть - имитация соления;
  3. потирание кулачка о кулачок - движения вертикальные, вверх - вниз;
  4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем - движения ритмичные, одновременные.

Сама работа на ткацком станке направлена на развитие моторики рук: натягивание нитей основы, постановка ремизки в нужное положение путем прокручивания, пропускание челнока в зев между нитями.

Навыки самооценки формируются при проведении итогов занятия. В течении 2-3 минут внимание детей сконцентрировано на основных идеях занятия. Дети высказывают свое мнение по отношению к занятию, к возникшим трудностям, к тому, что им понравилось. Это помогает педагогу скорректировать дальнейшую деятельность. Программой предусмотрены экскурсии, и мастер –классы мастериц.

Таким образом система занятий , предусмотренная программой дополнительного образования отвечает социальному заказу и способствует развитию мелкой моторки рук

Эффективность воздействия на детей разработанной программы можно отследить по анализу диагностических результатов на начало и конец учебного года.

Для диагностики используется наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности, беседа, а так же тест

Диагностируется ребенок по трехбалльной оценочной шкале. Успешное выполнение ребенком движений оценивается в баллах.

1 балл - отсутствие основных элементов в структуре движения.

2 балла - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

3 балла - точное воспроизведение движений.

Таким образом, определялись уровни развития мелкой моторики каждого ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: заинтересовать детей рассказом о художественной и практической ценности вязаных, тканых и плетёных изделий. Познакомить с рукотворным материалом нитками, продемонстрировать разнообразие ниток по качеству и расцветке; рассказать об их использовании, ознакомить воспитанники с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, обучить приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.

Муниципальное казенное учреждение

Конспект открытого занятия

Цель занятия: заинтересовать детей рассказом о художественной и практической ценности вязаных, тканых и плетёных изделий. Познакомить с рукотворным материалом нитками, продемонстрировать разнообразие ниток по качеству и расцветке; рассказать об их использовании, ознакомить воспитанники с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, обучить приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.

Задачи обучения: ознакомить воспитанников с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, и обучить приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.

Задачи воспитания: воспитывать у воспитанников аккуратность, усидчивость, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности, доводить начатое до конца, постоянно контролируя свои действия.

Задачи развития: развивать у воспитанников произвольное внимание, наблюдательность, память, смекалку, сообразительность, чувство ритма; занятие способствует развитию координации движений, мелкой моторики рук, глазомера.

Материально-техническое оснащение: шерстяные нити, хлопчатобумажные бельевые нити и декоративные жгуты, ленты, картонные шаблоны, ножницы с закругленными концами, компьютер для демонстрации электронной презентации.

Организационный момент.

Подготовка рабочего места и проверка готовности к уроку.

Постановка темы урока.

Учитель: сегодня мы познакомимся с историей и основными понятиями техники ручного ткачества, и постараемся овладеть основными приемам плетения и ткачества (полотняное переплетение) по кругу.

Актуализация знаний воспитанники.

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, уюта, А расскажу я вам о волшебных ниточках. Вот посмотрите, какие они все красивые, но в тоже время разные (показываю нитки разные по цвету, длине, толщине). А если каждую из них потрогать, то вы почувствуете, что одна ниточка мягкая, пушистая как пух, а другая гладкая, упругая как веточка ивы. Прикоснитесь к ним, и вы почувствуете (дети поочерёдно подходят и трогают).



Учитель. Дети, как вы думаете, для чего людям нужны нитки?

Дети. Чтобы вязать, плести, шить… (если дети затрудняются с ответом, необходимо помочь им).

Учитель. Верно. Из ниточек вяжут, плетут, ткут прекрасные, полезные вещи. А сейчас я вам их покажу (показываю иллюстрации тканых и плетённых изделий; работы из методического фонда. Показ сопровождается комментарием).

IV. Вводная беседа

Пряхи (Миф об Арахне)

Обратите внимание на экран — перед вами картина испанского художника Диего Веласкеса "Пряхи". Действительно, на картине сцена из жизни ткачих гобеленов, то неясно, что происходит на втором плане.



Сюжетный мотив — миф о гречанке Арахне, искусной мастерице ковров, дерзнувшей соперничать в своем искусстве с самой богиней Афиной. Если принять версию, что художника вдохновил миф, то картина становится понятной. Таким образом, молодая женщина, слева — Арахна; у прялки — Афина, в образе старой женщины.



Но вспомним легенду: у Афины-Палады, богини, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, возник спор с молодой девушкой Арахной. Славилась Арахна своим искусством ткать. «Арахна пряла из нитей, подобных туману, ткани, прозрачные, как воздух. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать".

И мы с вами сегодня, подобно Арахне, подобно паучку будем выполнять ткачество по кругу. Но прежде мы должны познакомиться с историей и основными понятиями техники ручного ткачества.

V. Объяснение нового материала

Из глубины веков пришёл к нам великий ритуал преображения нити — ткачество. Это одно из древнейших человеческих ремёсел.



Ткачество очень тяжелый процесс, требующий затраты большого количества сил и времени; помогает нам развивать в себе аккуратность, усидчивость, терпение, настойчивость, стремление преодолевать трудности. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, полоски кожи и жилы животных.



Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет до н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, основные орудия труда ткача, облегчили и разнообразили его труд.

Ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. У многих народов ткачество – это основа национальной культуры. Ткачество — процесс образования ткани из нитей и пряжи. При ткачестве нити основы (продольные) и утка (поперечные) переплетаются между собой в определенном порядке. Долевые нити составляют основу ткани, а поперечные — уток. Самое простое и распространенное переплетение нитей — полотняное. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну.



Ткани полотняного переплетения очень прочны.

И мы с вами сегодня, подобно Арахне, подобно паучку, будем учиться выполнять ткачество по кругу.

Практическая работа

Ознакомление с принципами плетения и ткачества на шаблоне из картона

Выбор материалов для работы (фактуры, расцветки и качества нитей, тесьмы, шнура);

Освоение приёмов плетения и ткачества (полотняное переплетение);

Выполнение рисунка в технике полотняного переплетения по образцу;

Завершение изделия, его художественное оформление в коллективное панно

Этапы кругового плетения

Процесс создания шаблона для ткачества по круг весьма прост – на гофрированный или плотный картон достаточного размера накладываем тарелку необходимого диаметра (или работаем циркулем), обводим карандашом, вырезаем ножницами полученный круг. Необходимо учесть при выборе размера шаблона то, что максимальная работа на данном шаблоне получится немного меньше, чем сама заготовка (нужно оставлять немного длины нитей основы для завязывания их при обработке края изделия). Далее по всему краю полученного шаблона делаем надрезы длиной 1,5 см на равном расстоянии друг от друга (1-1,5 см), и обязательно следим, чтобы количество прорезей было нечетное.

Натяжение нитей основы



Выполнение рисунка в технике полотняного переплетения

Самое простое и распространенное переплетение нитей — полотняное. В нем каждая нить основы переплетается с уточной через одну.
Через одну нить основы пропускаем нить утка — декоративную нить (тесьму, шнур, жгут), переходя от одного ряда круга к другому (по принципу штопки). Стёжки ложатся в шахматном порядке.

Наиболее интересно детям плести по кругу разноцветной тесьмой, нитками разных цветов, сложенными вдвое или втрое, кручеными шнурами. Стёжки получаются крупными, фактура плетения – нарядной.

Когда нить утка закончилась, оставляем на лицевой стороне небольшой хвостик нити, с этой же нити основы вплетаем новую нить утка и продолжаем ткать по кругу до новой смены нити утка. Декоративный эффект достигается за счет разного цвета нитей, а ритмический рисунок за счет разной ширины полосы каждого цвета.



Снятие изделия с шаблона

Когда изделие закончено, разрезаем на изнанке каждый закреп нити основы и связываем две получившихся нити. Нити и узелки можно приклеить на изнанку изделия, либо обвязать края полотняного круга крючком, обшить петельным обметочным швом вручную.

1. Индивидуальная работа с каждым учащимся.

2. Обход рабочих мест с целью контроля и оказания помощи учащимся.

V. Подведение итогов занятия

Анализ типичных ошибок.

Оценка и самооценка качества работ каждого учащегося.

Оформление изделий воспитанники в коллективное панно.

Итак, сегодня мы рассмотрели наиболее простой вариант ткачества: мини-гобелен на картоне, а именно круг. Из нескольких таких кругов можно сделать коврик, как например этот или использовать такие круги как подставка под горячее, а может что- то еще.

Учитель: каждый из ваших, уникальных в своем роде, сотканных кружочков – большой или маленький – внесет уникальный вклад в общую работу – в коллективное настенное панно (рис. 2). Начальный этапа работы вы можете видеть перед собой на стенде, а также вам представлена примерная схема расположения и соединения каждой заготовки в панно.

Читайте также: