Согласны ли вы с высказыванием критика утверждавшего что в ревизоре герои сами себя высекли кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Какие особенности писательской манеры Гоголя нашли отражение в его драматургии?

2. Назовите два типа комедийных конфликтов в драматургии Гоголя.

3. Почему чиновники принимают ложь Хлестакова за чистую монету?

4. Как Хлестаков выдаёт своё истинное положение в обществе? Почему этого не замечают чиновники?

6. Исследователь Ю.В. Манн, анализируя интригу пьесы, писал:

7. Какие сцены повторяются в комедии и с какой целью?

8. Почему, на ваш взгляд, в пьесе нет любовной интриги? Обоснуйте свой ответ.

В последующих главах количество лирических отступлений нарастает, в конце же одиннадцатой главы с гражданской страстью и патриотизмом звучит голос автора в отступлении о Руси, птице-тройке.

1. Охарактеризуйте проблематику поэмы и раскройте её актуальность для первой половины XIX века.

3. Охарактеризуйте содержание двух частей произведения. Как идейно и художественно они связаны между собой?

4. Объясните роль внесюжетных элементов поэмы.

5. Расскажите, как меняется характер лирических отступлений на протяжении поэмы.

Галерея образов поэмы Главным образом эпической части поэмы является Чичиков. Для анализа этого образа необходимо рассмотреть его в двух качествах: как социальный тип и как индивидуальный характер.

Чичиков — это распространённый социальный тип в России 1820–1830-х годов, поэтому его жизненная позиция показательна для характеристики исторического времени. Чичиков не желает честно служить на пользу общества, его цель — быстрое личное обогащение. Он использует слабости чиновнической среП.М. Боклевский.

Чичиков (1860-е гг.) ды, пороки бюрократического аппарата для обмана, который удаётся ему легко и приносит большие выгоды. Однако нравственные изъяны, свойственные таким людям, привели к потере бесчестно нажитого, и Чичиков решает обеспечить себя, используя другой социальный слой — помещиков. Не будучи помещиком по рождению, он, по сути, выкрадывает часть их имущества, скупая мёртвые души. Таким образом, фикция заменяет созидательную деятельность, и всё, к чему прикасается Чичиков, становится призрачным. Таков идейный приговор Гоголя обществу, заражённому чичиковщиной.

Самая главная жизненная ценность, определяющая личность Чичикова, — корысть, он эгоистичный, себялюбивый, лживый человек.

У Чичикова есть свои взгляды, знания, понимание людей и жизни, однако его преступная деятельность перечёркивает все эти достоинства.

Яркое определение даёт автор Коробочке, оно стало основой любого рассуждения о ней:

Существуют разные объяснения порядка расположения образов помещиков в поэме. Традиционное и самое устойчивое из них сводится к тому, что по мере последовательного движения от первого помещика к пятому усиливается картина деградации личности человека. Сравним, Манилов

Между тем у большинства из них имена есть, и они даже названы, например почтмейстера зовут Иван Андреевич.

Развитие русской литературы в XX веке Русская литература XX века более чем когда-либо в истории страны была связана с политикой и идеологией, поскольку дважды за столетие радикально менялся государственный строй: в 1917 году социалистическая революция привела к созданию Советского Союза вместо Российской империи и в 1991 году произошёл распад Советского Союза и образование государства Российская Федерация. Эти драматические события отразились в русской литературе, ставшей летописью бурного исторического XX века.

Современный этап русской литературы отмечается непрерывным поиском новых форм изображения действительности, соединением элементов разных стилей, созданием образов и характеров нашей эпохи, осмыслением её актуальных вопросов.

Литература народов России с конца XIX века по нынешнее время разделяется на три этапа. К первому относится творчество тех писателей и поэтов, которые вошли в литературу до образования СССР. Это украинская поэтесса Леся Украинка (1871–1913), татарский поэт Габдулла Тукай (1886–1913), еврейский писатель Шолом-Алейхем (1859–1914), латышский поэт Янис Райнис (1865–1929), основоположник казахской письменной литературы Абай Кунанбаев (1845–1904) и другие. Следующий период представляют многочисленные национальные литературы Советского Союза: например, творчество туркменского прозаика Берды Кербабаева (1894–1914), белорусского поэта Янки Купалы (1882– 1942), таджикского писателя Садриддина Айни (1878–1954), татарского поэта Мусы Джалиля (1906–1944), — их замечательные произведения составили золотой фонд советской литературы. И наконец, последний Содержание Введение

Николай Васильевич Гоголь

Тема души человека в творчестве Н.В. Гоголя

Сюжет и композиция поэмы

Галерея образов поэмы

Русская литература второй половины XIX века

Иван Сергеевич Тургенев

Фёдор Иванович Тютчев

Афанасий Афанасьевич Фет

Николай Алексеевич Некрасов

Учимся работать с научной и критической литературой В.Ф. Ходасевич. О Тютчеве

Русская литература XX века Развитие русской литературы в XX веке

Михаил Афанасьевич Булгаков

Михаил Александрович Шолохов

Александр Исаевич Солженицын

Василий Макарович Шукшин

Фазиль Абдулович Искандер

Учимся работать с научной и критической литературой Н.К. Михайловский. Ещё о г. Максиме Горьком и его героях (Фрагменты)

Приложение I Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе

Приложение II Список литературы, рекомендуемой для выполнения проектных заданий

Приложение III Словарик литературоведческих терминов

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Матрена Васильевна – тот самый праведник, который является воплощением духовного начала в национальном характере. Она олицетворяет лучшие качества русского народа, то, на чем держится патриархальный уклад деревни. Ее жизнь построена на гармонии с окружающим миром, ее дом является продолжением ее души, ее характера. Все здесь естественно и органично, вплоть до мышей, шуршащих за обоями. Все, что существовало в доме Матрены (коза, колченогая кошка, фикусы, тараканы), было частью ее небольшой семьи. Возможно, такое уважительное отношение героини ко всему живому происходит от восприятия человека частью природы, частью огромного мира, что тоже характерно для русского национального характера.

Матрёна у Солженицына – воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь – житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа - как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьёй и парами всех земных животных, – чтобы продолжить род людской.

Читайте также: