Soft skills в детском саду что это

Обновлено: 05.07.2024

Здравствуйте! В статье мы расскажем, что называют детскими гибкими навыками, или soft skills, и зачем они нужны. Разберем на примерах, как их можно развивать в детском саду, в начальной школе и у учеников старших классов.

Soft skills для детей – что это такое

Soft skills переводится с английского на русский как "мягкие навыки". Простыми словами, это означает умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, комфортно и уверенно чувствовать себя в школе.

Эти навыки не направлены на профессиональную подготовку в отличие от hard skills. Мягкие навыки нужны всем детям, если они хотят стать уверенными в себе, а в дальнейшем - самодостаточными и успешными взрослыми.

Примеры "детских" софт скиллс

Вот примерный список софт скиллс для детей:

  • Коммуникабельность - когда ребенок легко общается со сверстниками и взрослыми
  • Критическое мышление - ребенок имеет собственное мнение, а не "потому, что так надо".
  • Логическое мышление.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Креативность, творческий подход к учебе и жизни.
  • Умение себя занять и развиваться самостоятельно.
  • Правильная и грамотная речь.
  • Умение работать в команде.

Зачем нужны гибкие навыки

Научно-технический прогресс и высокий уровень развития общества будущего требуют от работников наличия универсальных навыков. Эти навыки нужны в современном обществе и еще больше потребуются в обществе будущего, чтобы выдержать конкуренцию, в том числе и с искусственным интеллектом. Они позволят вашему ребенку стать успешным, найти свое место в жизни и быть счастливым.

В детском саду

В ДОУ ребенок впервые оказывается в большом обществе и начинает учиться в нем существовать и взаимодействовать. Многим детям этот процесс дается с трудом, но он необходим для каждого. Детям, не посещавшим детский сад, сложнее учиться в школе и влиться в коллектив.

Технологии не стоят на месте, а дети начинают осваивать их с малых лет, например, современные дошкольники отлично справляются со смартфонами и планшетами. К 6-7 годам у детей должна быть хорошо развитая речь, логика, творческие способности, первичные навыки чтения и письма.

Воспитатели делают все возможное для развития детей дошкольного возраста, но они не могут уделить достаточное внимание каждому ребенку. Поэтому развивать софт скиллс лучше дополнительно, например, посещая частный клуб. Но технологии не стоят на месте, и сегодня посещать детские кружки и дополнительные занятия можно онлайн.

На нашем сайте собраны развивающие занятия для детей 3-7 лет по разным направлениям - переходите в детский раздел и выбирайте обучающую программу под свои требования.

В начальной школе

С 1 по 4 класс у вашего ребенка появляются новые задачи. Он сталкивается с большим объемом информации, которую необходимо понять и запомнить. В начальной школе необходимо продолжать развивать речь, память и логику.

На способность воспринимать информацию и легко ее усваивать у младших школьников большое влияние оказывает и настроение, и отношение в коллективе. Поэтому надо дальше развивать у своих детей навыки правильного общения - так называемые soft skills.

Подросткам

Уже в подростковом возрасте дети начинают думать о своей будущей профессии. Некоторые из них усиленно прокачивают hard skills – навыки, связанные с будущей работой. А стратегией для успешного выбора профессии на этом этапе остается дальнейшая работа над развитием soft skills.

Чтобы стать профи в своем деле, необходимо освоить большой багаж знаний. А без хорошей памяти, логики и сообразительности это невозможно.

Развитие новых технологий подразумевает новые требования к работникам, способность правильно мыслить и действовать в неожиданных и сложных ситуациях, а также управлять искусственным интеллектом. Ни один профессионал не будет успешным, если не сможет донести свои мысли до других, не будет в состоянии организовать работу подчиненных и свою, уметь сосредоточиться и отделить главное от второстепенного.

Как оценивают soft skills у детей

Оценить гибкие навыки ребенка можно самостоятельно и с помощи специальных методик. Например, вы можете сами проверить коммуникабельность вашего ребенка - легко ли он вступает в контакт с незнакомыми детьми, может ли выступить перед всей школой на сцене.

Чтобы проверить креативность, предложите школьнику придумать сценарий праздника или программу вашего совместного летнего отдыха.

Еще проще проверить умение излагать свои мысли. Прочитайте рассказ и предложите пересказать его, выразив свое отношение к героям книги. Таким образом вы проверите и критическое мышление, и наличие своего "я".

Лидерские качества тоже видны сразу. Если ваш ребенок заводила в детском саду и школе, умеет организовать ребят и быть центром внимания, значит, у него есть такие качества. А если предпочитает одиночество, самостоятельно играет и не нуждается в большой компании, то возможно, нужно поработать над его лидерскими качествами.

Если затрудняетесь оценить навыки ребенка самостоятельно, вам помогут в этом онлайн-курсы. Грамотные преподаватели проверят навыки вашего ребенка и помогут освоить те, которых ему не хватает. Выбирайте курсы в ведущих онлайн-школах - именно такие собраны на нашем сервисе в детском разделе. Можно подобрать программу по возрасту, классу, формату занятий, стоимости и другим параметрам.

Как развить мягкие навыки у дошкольников и школьников

Чтобы добиться высокого уровня развития у ребенка, нужно заниматься с ним с раннего возраста. В дошкольном образовании для развития мягких навыков рекомендуются игры. В игровой форме малышам прививают навыки общения, учат решать логические задачи, развивают речь и память.

Речь и образное мышление тесно связаны с моторикой рук. Поэтому с маленькими детьми нужно заниматься творчеством: лепить, рисовать, строить с помощью конструктора. А еще творчество хорошо развивает воображение и выявляет индивидуальность.

Важно поддерживать детскую любознательность и развивать дальше. Читайте детям книги и сделайте так, чтобы они полюбили чтение, посещайте выставки, музеи и путешествуйте вместе с детьми по возможности.

Такие мягкие навыки, как умение работать в команде, слушать и понимать других хорошо тренируются в летних детских лагерях. Командные игры учат взаимодействовать и общаться, например, интеллектуальные по типу "Что, где, когда" или спортивные игры.

Детям нравится соревноваться. Участие в конкурсах, олимпиадах является хорошим стимулом для совершенствования ребенка и формирования новых мягких навыков.

Можно заниматься с детьми дома самостоятельно, а можно доверить развитие нужных компетенций опытным педагогам. На нашем сайте большой выбор онлайн-курсов по софт скиллс для детей разного возраста. Они разработаны лучшими методистами, педагогами и психологами с использованием новейших методик обучения.

Например, для детей 5-7 лет можно пройти специальные упражнения на логику, память и мышление. Для старших школьников будет полезным посмотреть вебинары, мастер-классы и тренинги о навыках, необходимых для их будущей профессии. Дистанционные курсы можно проходить в любое время. Вам не придется показывать и объяснять ребенку "на пальцах", уроки сопровождаются наглядным материалом.

В каких школах детей учат софт скилам?

Лучшие онлайн-школы можно выбрать у нас на сайте - у них есть курсы как для дошкольников, так и для детей младшего школьного возраста и подростков. Вы можете найти обучающую программу, развивающую конкретный мягкий навык или сразу несколько.

Самое главное, что онлайн-курсы не только полезные, но и интересные. Ребенка не придется заставлять заниматься, он сам этого захочет. А все, что делается с желанием, обязательно приносит результат. Читайте отзывы о дистанционных школах на нашем сайте и выбирайте лучшую для своего ребенка!

Проблемное поле что такое soft skills ? зачем развивать soft skills у детей? как развивать soft skills у дошкольников?

что такое soft skills ? Гибкие навыки – набор социальных навыков, которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, умение слушать и договариваться, управлять людьми, обладать эмоциональным интеллектом, п редлагать идеи, мыслить нестандартно, грамотно распределять время, управлять своим временем, планировать, достигать результаты, соблюдать сроки, быть инициативным, уметь ставить цели.

Какие soft skills самые важные и почему? С точки зрения корпоративной эффективности – Умение адаптироваться, меняться, действовать в условиях частичной неопределенности. Способность к эффективной коммуникации в разных форматах и на различных уровнях. Самоорганизация. Аналитические способности. Навык командной работы. С точки зрения личной эффективности – способность учиться, регулировать свои состояния, принимать решения и устанавливать связи.

Как можно развивать soft skills ? решение ТРИЗ-задач , головоломок, периодическое использование неведущей руки, занятия, связанные с искусством; овладение методиками СМАРТ, матрицы Эйзенхауэра, квадрата Декарта и т.п. использовании на практике инструментов подобных матрицам БКГ, Ансоффа , SWOT-анализа. спортивные, деловые, социально- ролевые, интеллектуальные игры. создание своего проекта.

Квадрат Декарта – как просто рассчитывать сложные решения и не ошибаться Квадрат Декарта для принятия решений – инструмент, который позволяет семь раз отмерить, прежде чем отрезать.

зачем развивать soft skills у детей?

В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека: Быть принимаемым – ребёнок играет с другими детьми, ощущает себя нужным и полезным. Быть независимым – ребёнок понимает, что может что-то поменять, если этого захочет. Например, поставить по-своему игрушки или выбрать одежду. Быть успешным и компетентным – ребёнок знает, что если перед ним ставят сложную задачу, он с ней справится. Нужно относиться к ребёнку, как к полноценному человеку. Главная цель развития мягких навыков с раннего детства – это формирование основы для дальнейшего самосовершенствования. Родители и педагоги создают фундамент, на котором потом будет строиться профессиональный успех ребёнка.

как развивать soft skills у дошкольников?

Формы, методы и приёмы работы с детьми: Пример и вовлечённость взрослого. Вызов интереса у ребёнка. Поддержка ребёнка. Атмосфера взаимоуважения и возможности самовыражения. Мотивация детей на творчество. Создание гибкой развивающей среды. Объединение детей разного возраста. Проведение метапредметных занятий. Развитие умения эффективно учиться. Развитие эмоционального интеллекта. Развитие креативности . Организация игровой деятельности и экспериментирования. Обучение ребёнка себя занимать. Посещение кружков и секций. Разрешайте ребёнку свободно мыслить, высказывать мнение, обсуждать и обосновывать, быть индивидуальным.

Чему можно научить ребёнка дошкольного возраста? ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЗАДАЧИ НАЙТИ ИНТЕРЕСНОЕ ДЕЛО СОСТРАДАТЬ БЫТЬ ТЕРПИМЫМ БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ БЫТЬ АДАПТИВНЫМ НАХОДИТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ И ФИЛЬТРОВАТЬ ЕЁ РАЗВИВАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Фразы и вопросы, которые помогут в общении с детьми ОШИБКА — ЭТО ТОЖЕ ШАГ ВПЕРЁД! КАК СДЕЛАТЬ ЭТО ПО-ДРУГОМУ? А ТЫ КАК ДУМАЕШЬ? ОБОСНУЙ. ДАВАЙ ВМЕСТЕ! ПОРЕШАЕМ? ТЫ МОЛОДЕЦ!

Какие навыки развивать? Коммуникация. Ребёнок должен научиться общаться: представляться, знакомиться, договариваться вместе играть. Если нужно, просить помощи взрослых или сверстников, предлагать оказать ее самому. Объяснять, что именно нужно и зачем. Развивая коммуникативные навыки, ребёнок учится принимать разные точки зрения и аргументировать свою. Лидерство. Это уверенность в себе и своих силах. Ребёнок учится брать ответственность за принятые решения и людей вокруг. Если никто не хочет играть, он сам предложит начать. Ребёнок может ощущать себя невидимым и ненастоящим, если постоянно будет ждать, пока кто-то организует игру за него и решит все проблемы. Дети должны ощущать себя полноценными людьми, которые умеют добиваться своего и принимать для этого верные решения. Работа в группе. Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребёнок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие. .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Soft skills - навыки человека 21 века"
Презентация "Soft skills в работе педагога"

В презентации раскрывается понятие soft skills - "гибкие навыки", их значение в работе педагога, способы развития.


статья предназначена для педагогов ДОУ, методистов, руководителей.


Приемы, формы и методы работы по формированию навыков успеха Soft Skills у дошкольников

Soft skills – социальные, психологические, эмоциональные и другие навыки, которыми человек пользуется в решение разных проблем: бытовых, рабочих, межличностных. База этой группы навыков фор.


Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт.

Фото: Nicolas Picard / Unsplash

Успех человека в профессии на 85% зависит от soft skills. Вместе с Наталией Гатановой, психологом, мамой и научным руководителем фонда МиКЭБИ разбираемся, что это и как развивать их у детей младшего возраста

Что такое soft skills и почему они важны для ребенка

Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные hard skills и надпрофессиональные soft skills.

Простая модель профессиональных компетенций в виде матрешки. Внутри «жесткие» навыки, снаружи — «гибкие»

Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.


Какие soft skills развивать у детей

Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе, считает научный руководитель фонда МиКЭБИ Наталия Гатанова.

  • Коммуникативные навыки. Ребенок должен научиться общаться: представляться, знакомиться, договариваться вместе играть. Если нужно, просить о помощи взрослых или сверстников, предлагать оказать ее самому. Объяснять, что именно им нужно и зачем. Развивая коммуникативные навыки, ребенок учится принимать разные точки зрения и аргументировать свою.
  • Лидерские качества. Лидерство — это уверенность в себе и своих силах. Ребенок учится брать ответственность за принятые решения и людей вокруг. Если никто не хочет играть, он сам предложит начать. Малыш может ощущать себя невидимым и ненастоящим, если постоянно будет ждать, пока кто-то организует игру за него или решит все проблемы. Дети должны ощущать себя полноценными людьми, которые умеют добиваться своего и принимать для этого верные решения.
  • Работа в группе. Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребенок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие.

Шесть основных мегатрендов, которые меняют мир. Из доклада «Навыки будущего»

Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем:

В своем выступлении на TED преподаватель Римма Раппопорт рассказывает, как на уроках русского языка можно развивать гибкие навыки у детей

Согласно теории привязанности (психологическая модель, описывающая отношения людей, в том числе матери и дитя, — РБК Тренды), ребенок понимает свои потребности, если мать адекватно на них реагирует. То есть, если мать кормит сына, когда ему холодно — у него формируется неверное понимание себя на бессознательном уровне. Уже в три года ребенок сам хочет решать: какой мультфильм смотреть, что надевать и в какие игрушки играть. Он представляет, что мир строится вокруг его желаний. Если ребенок не понимает себя, он не может удовлетворять свои потребности.

Фото:Из личного архива

В теории самодетерминации выделяют три базовые потребности человека.

От удовлетворения базовых потребностей зависит психологический комфорт и здоровье. Если ребенок научится понимать и удовлетворять свои потребности в детстве, он вырастет самостоятельным взрослым, который спокойно реагирует на трудности. Такие взрослые уверены, что любую проблему можно решить.

Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.

  1. Личный пример. Ребенок перенимает модели поведения, подражая взрослым. Родители задают образцы коммуникации, если открыто общаются с людьми, выражают чувства, просят о помощи, решают проблемы. Например, хотите, чтобы ребенок здоровался — здоровайтесь сами.
  2. Отношение. Ребенок — это не маленький взрослый, который начнет жить после 18 лет, а полноценный человек. Относитесь к ребенку серьезно, спрашивайте его мнение. Если даете выбор, он должен быть настоящим. Например, предложение выбрать чашку под молоко — мнимое, потому что ребенку все равно придется пить молоко. Лучше спросите, что он хочет выпить: чай, воду, молоко или сок.
  3. Ближнее окружение. Родственники, друзья и знакомые — ближнее окружение ребенка. Они задают образцы всех форм общения, которые развивают гибкие навыки. Если ребенок придет в группу развития с атмосферой взаимоуважения и возможностью самовыражения, soft skills будут развиваться. При этом отдавать застенчивого ребенка в группу развития и ждать, что он станет в ней лидером — не стоит. Лучше дайте ребенку ответственную задачу с правом на ошибку. Если на первом этаже дома находится булочная, назначьте ребенка ответственного за хлеб в доме. Это задача с реальными действиями: взять деньги, сходить в магазин, выбрать хлеб и принести его домой.

Фото:Fauxels / Pexels

Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.

Фото:Sharon McCutcheon / Unsplash

Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.

Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы. Нужно верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.

Стремительно меняющийся мир требует формирования новой образовательной среды, и всегда интересно наблюдать за учебными заведениями, которые идут в ногу со временем, воспитывают и учат детей согласно вызовам времени уже с раннего детства. О том, как технические новинки и новые образовательные методики меняют современный детский сад, мы поговорили с Дарьей Фадеевой, заместителем директора по дошкольному образованию гимназии имени Е.М. Примакова.


Заглянув в эту подмосковную гимназию, созданную в соответствии с современными архитектурными и образовательными веяниями, вы увидите, что это учебное заведение не похоже на обычную школу. В ней предусмотрены обширные общественные пространства для отдыха и проведения мероприятий, зона коворкинга, классы-трансформеры, которые одновременно отвечают разным учебным задачам. Интересно, что здесь в единый образовательный комплекс входит как школа, так и детский сад. В США эта практика осуществляется весьма успешно и давно доказала свою эффективность. В России же такие проекты являются пока экспериментальными. В гимназии тоже решили пойти по этому пути и объединили под одной крышей школьное и дошкольное отделения.

Так, ученик 10 класса Олег, призер многих олимпиад, впервые попробовал себя в роли учителя именно в дошкольном отделении, где прочитал лекцию по астрономии для подготовительной группы. Вместе с будущими первоклашками они затем выбрали темы для лекций, которые проходили в течение первых двух учебных модулей.

При таком подходе выпускник детского сада, пришедший в первый класс – это уверенный в своих силах и любознательный ученик, которому нравится процесс обучения, он уже научился получать удовольствие от этого процесса, освоился в школе и готов к дальнейшим открытиям.

Играть всегда, играть везде

Чаще всего для ролевых игр берутся ситуации из реальной жизни – прием у врача, поход в ресторан, ремонт машины, перелет на самолете. Дети охотно примеряют на себя роли стюардессы, бортпроводника, пилота. Они сами выбирают, какими пассажирами хотят быть: семейной парой, школьником на каникулах, расстроенным ребенком или серьезным ученым. Во время таких занятий они не только воспроизводят модели поведения, но и пополняют словарный запас, учатся видеть себя со стороны и ставить себя на место другого. Зачастую, все необходимые для игры материалы дети делают своими руками из картона, бумаги и других материалов.

В каждой игровой и обучающей зоне дошкольного отделения есть интерактивные доски, экраны, используются планшеты, на которых дети, например, создают иллюстрации к своим историям, делают обложки к проектам, снимают видео. Мир, в котором родились и растут современные дети, серьезно компьютеризирован, поэтому нельзя искусственно отгораживать их от него. Поделки из бумаги, рисование гуашью или лепка из пластилина, конечно, не ушли в прошлое, но сегодня уже нельзя ограничиваться только этими приемами. Нужно осознанно сочетать в образовании и воспитании различные подходы. Современные дети – визуалы, мыслят картинками, в таких условиях фантазия у них развита гораздо меньше, чем у предыдущих поколений.

Иногда стоит убрать из игровой комнаты все игрушки и поставить ребенка в ситуацию, когда ему необходимо придумывать и создавать игровые инструменты и игровую среду самому, причем из подручных материалов. А иногда нужно дать ему в руки планшет.

Современное техническое оснащение помогает дошкольникам получать информацию, используя все пять чувств. «Мы используем любые возможности и девайсы, которые могут сделать учебный процесс более интересным и успешным для современного ребенка.

Лидеры сегодняшнего дня

Сегодня в обществе как никогда востребованы лидеры, а хорошие топ-менеджеры ценятся на вес золота. Поэтому важно начать воспитание лидерских качеств в ребенке с дошкольного возраста и дать ему возможность почувствовать себя в этой роли. Лидерство начинается с умения принимать решения и нести за них ответственность, с умения признавать и исправлять свои ошибки.

В дошкольном отделении гимназии применяются различные практики, помогающие с раннего возраста воспитывать в детях лидерские качества. Например, каждую неделю группа выбирает нового лидера – ребенка, который будет идти впереди всех и вести за собой группу на занятия, в столовую, бассейн или на прогулку. Такая практика активно применяется в британской системе образования, ведь в современном детском саду процесс обучения должен происходить постоянно, а не только в специально отведенное для занятий время.

С трехлетнего возраста ребенок открыт всему новому, он впитывает знания как губка. И учатся дети в детском саду не только различать цвета, читать, лепить из пластилина – они знакомятся с такими понятиями, как дружба, самодисциплина, работа в команде, доверие, умение принимать решения и нести ответственность, а также способность исправлять ошибки.

Кстати, известные американские психологи Роберта Михник Голинкофф и Кэти Хирш-Пасек уже нашли ответ на вопрос, который волнует сейчас многих: что же должен знать и уметь ребенок для достижения успеха в XXI веке? Оказывается, ключевых умений должно быть всего шесть: это сотрудничество, общение, усвоение информации, критическое мышление, творчество и уверенность. И ни одно из этих умений не должно быть потеряно из виду! Поэтому начинать формировать их надо уже в детском саду…

Читайте также: