Что изучается во фразеологии 7 класс ответы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Цел и: повторить основные лексические понятия; закрепить навыки работы со словарем; повторить алгоритм разбора слов по составу; (р/р) продолжить работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Ход урока 4

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Устно комментируются орфограммы и пунктограммы упражнения 12.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа по вопросам § 3 (с. 7).

– Что изучается в лексике?

– Что называется лексическим значением слова?

2. Составление таблицы с использованием Толкового словаря Ожегова и Толкового словаря, помещенного в учебнике (с. 214–217).

Лексическое значение слов

Слово по использованию в речи

Нейтральное, книжное или разговорное

Слово по происхождению

Заимствованное или исконно русское

По времени появления в языке

Неологизм или устаревшее

Общеупотребительное, диалектное или профессиональное

– Что такое синонимы? Антонимы?

– Назовите известные вам словари, в которых можно найти толкование слова.

3. Индивидуальные задани я. Работа по карточкам (в случае затруднения учащиеся могут обратиться к Словарю синонимов и Словарю антонимов).

Подберите антонимы к словам.

Свет, вместе, ленивый, сначала, бессильный, поздний, праздники, альтруист, в шутку, горький, оптимист, консерватор, нагревать.

Ответ ы: тьма, порознь, трудолюбивый, потом, сильный, ранний, будни, эгоист, всерьез, сладкий, пессимист, новатор, остужать.

Подберите синонимы к словам.

Корова, алфавит, летчик, век, бой, народ, огонь, пресса, тайна, родник, обсуждение, верзила, спор.

Ответ ы: буренка, азбука, пилот, столетие, сражение, люди, пламя, печать, секрет, источник, дискуссия, дылда, полемика.

Подберите как можно больше синонимов к словам:

жилище (дом, квартира, приют, угол, апартаменты, логово);

ошибка (просчет, ляпсус, неточность, промах);

душистый (ароматный, пахучий, благовонный);

вежливо (корректно, учтиво, деликатно, галантно, предупредительно);

здравствуйте (привет, здорово, добрый день, мое почтение);

лаконично (сжато, сокращенно, вкратце, односложно);

логично (стройно, последовательно).

Подберите антонимы к словам.

Хилый (могучий), эгоист (альтруист), зажечь (потушить), союзник (противник), различие (сходство), ломать (строить), щедрый (скупой).

4. Самостоятельная работ а.

– Пока ребята работают по карточкам, мы тоже выполним небольшую самостоятельную работу: используя составленную таблицу, охарактеризуем слова язык, денница, интернет.

5. Работа по нахождению и определению омонимов.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Смысл запрятан в серединке.

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу – далеки.

Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по смыслу, называются омонимами.

– Составьте словосочетания с приведенными омонимами:


– А теперь отгадайте загадку. Отгадка – омоним:

Вот слово. Для решенья

В нем отыщите два значенья:

Несется первое к реке,

Другое щелкнуло в замке.

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане

И там все время ни гугу.

Чтение стихотворений (подготовленными учащимися) со словами-омонимами.

– Найдите омонимы, подберите к ним синонимы, объяснив значение.

Над разбуженным краем:

Свет добываем!

И всему свету!

А. Твардовский

Он купил ириску,

Решил ее не есть.

Но как не есть ириску,

Когда ириска есть.

6. Работа по определению многозначных слов.

Голова – всему венец:

В ней начало и конец…

Составлять в уме слова

Вам поможет голова…

Жить с хорошей головой,

Что с богатой кладовой.

Словно в речке отраженья,

В ней хранятся сбереженья –

И правила грамматики.

– Значений у слова голова очень много. Определите их.

1) От бессонницы у него заболела голова. 2) Голова у него работает хорошо, любую задачу решает быстро. 3) В неравном бою он сложил свою голову. 4) Голова пехотной колонны. 5) Колхоз-миллионер продал государству сто голов рогатого скота.

(Для справок: 1) Голова – верхняя часть тела человека или животного; 2) ум, рассудок; 3) жизнь; 4) передовой отряд; 5) единица счета скота.)

Задани е. В Толковом словаре найдите по два примера однозначных и многозначных слов. Выпишите к ним словарные статьи.

– Одно ли и то же значение имеет слово жизнь в приведенном предложении?

Подлинная красота – вещь относительная и очень конкретная и в жизни индустриальной стройки, и в жизни общества, и в жизни каждого человека (А. Безыменский).

– Сделайте синтаксический разбор данного предложения.

V. Подведение итогов урока.

– Что изучает лексика?

– Что называется лексическим значением слова?

– Какое еще значение слова вы знаете? (Грамматическое.)

– Охарактеризуйте слова по употребительности, по происхождению, по времени появления в языке.

& Домашнее задание: упражнение 14 (с. 8).

Ход урока 5

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Морфологический разбор слов наклоняюсь, двойного выполняется у доски; знаки препинания, орфограммы и фонетический разбор слов землю, твоя проверяется на местах.

– В каком значении употребляется слово цветок?

– Какой из синонимов к слову кудрявый (слово в рамке на с. 8) не употребляется при характеристике деревьев, цветов, холмов, покрытых кустарником?

1. Вопросы к класс у.

– Что изучает фразеология?

– Что называется фразеологизмом?

2. Слово учител я.

Крылатые слова выполняют в речи очень важную роль, помогая нам с удивительной меткостью выражать сущность довольно сложных явлений.

Давайте вспомним некоторые из них, попытаемся объяснить смысл каждого фразеологизма.

3. Работа у доски и в тетрадя х.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы и смысл фразеологизма.

Держат..ся в тени; ут..реть нос; соб..рат..ся с мыслями; щ..котливый вопрос; прот..нуть руку помощи; д..ржать в черном теле; пр..брать к рукам; вт..рать очки; калач..м не заман..шь; в..сеть на телефоне; т..ж..лая артиллерия.

Задание 2. Сгруппируйте фразеологические обороты в 3 синонимических ряда (по вариантам):

Ни рыба ни мясо; стреляный воробей; два сапога пара; ни богу свечка ни черту кочерга; одним миром мазаны; ни то ни се; тертый калач; одного поля ягоды.

Сломя голову; сидеть сложа руки; втирать очки; заправлять арапа; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; собак гонять; вводить в заблуждение; высунув язык; со всех ног.

– Мы уже убедились, что фразеологизмы помогают понять, отразить характер человека, его настроение.

Предлагаю за установленное время записать как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков:

1) имеющих в своем составе название какого-либо животного или птицы (козел отпущения, волком смотрит, белая ворона);

2) начинающихся глаголами (делать из мухи слона, толочь воду в ступе, пускать пыль в глаза, смешать с грязью, ходить на голове);

3) состоящих из двух существительных и предлога (собака на сене, свинья под дубом, смех сквозь слезы);

4) состоящих из прилагательного и существительного (казанская сирота, волчий аппетит, бездонная бочка);

5) имеющих в своем составе числительные (семь пятниц на неделе, в трех соснах заблудился);

6) со словами-синонимами (переливать из пустого в порожнее, ум за разум заходит);

7) со словами-антонимами (с больной головы да на здоровую, и стар и мал).

Задание 4. Ответьте фразеологизмом. Как говорят о человеке, который…

а) пришел не вовремя (нелегкая принесла);

б) чистосердечный, без предубеждений (с открытой душой);

в) влиятельный человек (птица высокого полета);

г) очень болтлив (язык без костей);

д) очень робок (тише воды);

е) держится неестественно прямо (как аршин проглотил);

ж) часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе);

з) бесследно исчез (канул в Лету, провалился сквозь землю);

и) понял вдруг настоящую правду (глаза открылись);

к) бывалый (тертый калач);

л) всегда выполняет свои обещания (человек дела);

м) великодушен и смел (рыцарь без страха и упрека).

Задание 5. О каких пороках человеческих говорится в данных пословицах?

Привыкшие врать не краснеют. Ложь стоит на одной ноге, правда – на двух. Спроста сказано, да неспроста сделано. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. Человек с коротким умом обзаводится длинным языком. Человек познается по его языку, как плохой орех по своей легкости. Больше всего заблуждается человек по вине своего языка.

Беседа по вопроса м.

– К чему призывает поэт?

– Что обозначают использованные им фразеологизмы?

Списать стихотворение (упражнение 16), подчеркнуть орфограммы в корнях и окончаниях слов.

IV. Подведение итогов урока.

& Домашнее задание: используя фразеологизмы, рассказать в мини-сочинении о своем друге, указав положительные и отрицательные черты его характера.

Фразеология — это раз­дел язы­ко­зна­ния, кото­рый изу­ча­ет устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния в речи, а так­же их сово­куп­ность в язы­ке отдель­но­го авто­ра или соци­аль­ной группы.

Фразеология явля­ет­ся неотъ­ем­ле­мой частью лек­си­ко­ло­гии, изу­ча­ю­щей сло­во как основ­ную еди­ни­цу речи, а так­же весь сло­вар­ный состав язы­ка в его мно­го­об­ра­зии. С этой точ­ки зре­ния лек­си­че­ский состав язы­ка вклю­ча­ет в себя не толь­ко отдель­ные само­сто­я­тель­ные сло­ва, но и целые устой­чи­вые выра­же­ния, образ­ное зна­че­ние кото­рых иден­тич­но слову.

Понятие о фразеологизме

Фразеология близ­ко свя­за­на с лек­си­ко­ло­ги­ей, син­так­си­сом и отча­сти со сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем, но в отли­чие от этих язы­ко­вых дис­ци­плин осно­во­по­ла­га­ю­щим для неё явля­ет­ся поня­тие фра­зео­ло­ги­че­ской еди­ни­цы языка.

Чтобы понять, поче­му такие сло­во­со­че­та­ния не рас­смат­ри­ва­ют­ся, напри­мер син­так­си­сом, напом­ним, что такое фра­зео­ло­гизм.

Фразеологизм — это устой­чи­вое по соста­ву и струк­ту­ре образ­ное выра­же­ние, состо­я­щее из двух и более слов.

Семантика фра­зео­ло­гиз­ма не свя­за­на со зна­че­ни­я­ми его состав­ля­ю­щих частей и рав­на одно­му сло­ву. Понаблюдаем:

ФразеологизмЗначение
полон ротмно­го
сидеть сло­жа рукибез­дель­ни­чать
делать из мухи слонапре­уве­ли­чи­вать
сло­мя головубыст­ро

Что изучает фразеология?

Фразеологизмы — это свя­зан­ные, исто­ри­че­ски обу­слов­лен­ные еди­ни­цы язы­ка, то есть гото­вые соче­та­ния слов, кото­рые не обра­зу­ют­ся каж­дый раз зано­во, а вос­про­из­во­дят­ся как уже объ­ек­тив­но суще­ству­ю­щие лек­си­че­ские еди­ни­цы. Объектом изу­че­ния фра­зео­ло­гии явля­ют­ся имен­но такие образ­ные сло­во­со­че­та­ния, отли­ча­ю­щи­е­ся вос­про­из­во­ди­мо­стью по жела­нию гово­ря­ще­го или пишу­ще­го. Фразеологизмы воз­ник­ли в резуль­та­те пере­осмыс­ле­ния зна­че­ния обо­ро­та, состо­я­ще­го из несколь­ких слов. С этой точ­ки зре­ния фра­зео­ло­гию как нау­ку об устой­чи­вых выра­же­ни­ях инте­ре­су­ют в первую оче­редь сле­ду­ю­щие пара­мет­ры словосочетаний:

  • спа­ян­ность слов в обороте;
  • мно­го­ком­по­нент­ность (два и более слов);
  • вос­про­из­во­ди­мость (гото­вая лек­си­че­ская еди­ни­ца речи);
  • пере­нос­ное значение;
  • син­так­си­че­ская функ­ция (еди­ный член предложения).

Фразеология иссле­ду­ет при­ро­ду устой­чи­вых сло­во­со­че­та­ний, воз­ник­ших как вто­рич­ное обра­зо­ва­ние на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов в резуль­та­те их образ­но­го пере­осмыс­ле­ния. Эта линг­ви­сти­че­ская нау­ка иссле­ду­ет структурно-семантическую устой­чи­вость, зна­че­ние и функ­цию устой­чи­вых сло­во­со­че­та­ний, их экс­прес­сив­ную окрас­ку и сти­ли­сти­че­ское зна­чи­мость в речи.

Фразеология

Фразеология — это нау­ка, изу­ча­ю­щая типы зна­че­ний устой­чи­вых обо­ро­тов. Большинство их име­ют одно зна­че­ние. Фразеология выяв­ля­ет сино­ни­мич­ные и анто­ни­мич­ные отно­ше­ния меж­ду устой­чи­вы­ми обо­ро­та­ми речи:

  • водить за нос — вти­рать очки (обма­ны­вать);
  • кап­ля в море (мало) — хоть пруд пру­ди (мно­го).

Некоторые фоне­ти­че­ски иден­тич­ные обо­ро­ты речи обо­зна­ча­ют совер­шен­но раз­ные поня­тия. В осно­ве их семан­ти­ки про­яв­ля­ют­ся раз­ные зна­че­ния одно­го и того же явле­ния. Так воз­ни­ка­ют омо­ни­мич­ные фразеологизмы:

  • брать сло­во (высту­пить) — брать сло­во (взять обе­ща­ние у кого-либо);
  • ходить на цыпоч­ках (тихо, красть­ся) — ходить на цыпоч­ках (уго­ждать, заис­ки­вать).

Фразеология выяв­ля­ет грам­ма­ти­че­ские клас­сы фра­зео­ло­гиз­мов и рас­кры­ва­ет их син­так­си­че­скую функ­цию в пред­ло­же­нии. Этот раз­дел язы­ко­зна­ния изу­ча­ет экс­прес­сив­ную окрас­ку каж­до­го устой­чи­во­го обо­ро­та речи и его сти­ли­сти­че­скую зна­чи­мость. Наряду с ней­траль­ны­ми и книж­ны­ми обо­ро­та­ми речи в рус­ском язы­ке суще­ству­ет мно­же­ство фра­зео­ло­гиз­мов с раз­го­вор­ной или даже про­сто­реч­ной сти­ли­сти­че­ской окраской:

  • потер­петь фиа­ско (книжн.);
  • почи­вать на лав­рах (книжн.);
  • стре­ля­ный воро­бей (разг.);
  • как в апте­ке (разг.);
  • в ажу­ре (прост.);
  • под­би­вать баб­ки (прост.).


Фразеология – это один из разделов науки о языке, изучающий фразеологизмы. Кроме того, фразеологией языка является также и вся совокупность его фразеологизмов – сложных сочетаний слов, носящих устойчивый характер. Каждый человек практически ежедневно употребляет фразеологизмы, часто даже не подозревая об этом, поэтому очень важно понимать, что это такое.

Что такое фразеологизмы и какие основные признаки их отличают

Итак, фразеологизм – это то, что изучается в фразеологии, то самое устойчивое сочетание слов, которое имеет свое значение и не делится на отдельные лексемы. У этого сочетания слов есть свои характерные особенности.

И первый – это сложность состава в сочетании с семантической неделимостью. То есть фразеологизм хотя и состоит из нескольких слов, с семантической точки зрения он представляет собой как бы одно слово, так как все они объединены одним значение и не сохраняют при этом каждый свое значение.

От свободных словосочетаний фразеологизмы отличаются тем, что их состав постоянен, его нельзя заменить, слова нельзя поменять местами и так далее.

Второй важный признак – это воспроизводимость: они пишутся и произносятся так, как закрепились в языке. Их компоненты предсказуемы.

И третий признак – это устойчивость грамматической формы каждого слова во фразеологизме, варьировать их можно только в особых, редких случаях. К нему же относится и устойчивость порядка слов, их строгая закрепленность.

На самом деле порядок можно менять и добавлять какие-то слова, меняющие смысл устойчивого словосочетания, но в таком случае оно перестанет быть фразеологизмом и станет игрой слов, каламбуром. Русский язык позволяет это делать.

В определение фразеологизма не входит понятие стилистической окрашенности этой единицы языка, поскольку она может быть как нейтральной, так и носить положительный или отрицательный характер.

Типы фразеологических единиц

В том, на какие виды они разделяются, поможет разобраться таблица.

Тип единицы Определение Пример
Фразеологическое сращение Единица, значение которой не имеет под собой мотивации в виде значения слов, которые входят в ее состав Точить лясы
Фразеологическое единство Единица, значение которой имеет под собой мотивации в виде значения слов, которые входят в ее состав Тянуть лямку
Фразеологическое сочетание Единица, значение которой состоит из совокупности значений ее компонентов Потупить взгляд

Что мы узнали?

Фразеология занимается изучением фразеологизмов – их типологии, того, какие функции они выполняют и какие характерные признаки имеют. В русском языке у фразеологизмов выделяется три наиболее характерных признака, которые отличают их свободных словосочетаний – это семантическая неделимость, воспроизводимости и устойчивость. А еще фразеологизмы делятся на три категории в зависимости от того, каким образом сложилось их значение. Они могут быть фразеологическими сращениями, единствами или сочетаниями.

Фразеология - ,фразеологии, мн. нет, ж. (от греч. phrasis - выражение и logos - учение) . 1. Совокупность устойчивых оборотов речи и выражений, свойственных данному языку (ср. фраза в 3 знач. ; лингв.) . Фразеология литературного языка. Французская фразеология. || Отдел языковедения, изучающий эти обороты и выражения (лингв.) . 2. Совокупность приемов словесного выражения, свойственных данному лицу, писателю, литературному направлению, общественной группировке известного периода (книжн.) . Карамзинская фразеология. Сантиментальная фразеология. Романтизм имел свою фразеологию. Школьная фразеология. Фразеология разночинцев. 3. Красивые и напыщенные фразы и выражения, скрывающие бедность или лживость содержания, набор слов (неодобрит.) . Пустая фразеология. Это только фразеология. Довольно фразеологии. ;

фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, с переносным значением, например как рыба в воде, стереть с лица земли и т. д.

Меня тоже интересует Х) Тебе тоже задали домашнее задание по русскому в котором надо на вопросы ответить? =D

Изучаются фразеологические обороты (фразеологизмы) , т. е. устойчивые выражения слов, такие как "смотри в оба", "попасть впросак", "работать спустя рукава"
>. Богдан . Ученик (165) 3 года назад

Фразеология — раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения — фразеологические единицы, совокупность фразеологических единиц какого-либо языка также называется его фразеологией

Читайте также: