Содержание педагогической деятельности по подготовке выпускников к обучению в школе

Обновлено: 05.07.2024

Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современные аспекты подготовки детей к обучению к школе

Зуева Наталья Вячеславовна

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и на различных курсах подготовки к обучению, например, таких как наши.

Деятельность ребенка принимает форму учения, а учебной, деятельность начинается тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.

В современной массовой школе обучение имеет классно-урочную форму, при этом деятельность учащихся определенным образом регламентирована (учащийся обязан поднимать руку, если хочет ответить или спросить о чем-то учителя, необходимо вставать при ответе, во время урока нельзя ходить по классу и заниматься посторонними делами и т. п.)

В недавнем прошлом в дошкольных учреждениях подготовка детей к школе и формирование учебной деятельности сводились к выработке у детей навыков школьного поведения на уроке: умения сидеть за партой, "правильно" отвечать на вопросы педагога и др.

Разумеется, если дошкольник поступает в первый класс школы, работающей по традиционной системе, навыки учебной работы ему необходимы. Но не это главное в формировании готовности к учебной деятельности. Основным отличием учебной деятельности от других (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения.

При этом дошкольник может сидеть за партой или на ковре, обучаться индивидуально или в группе сверстников. Главное – он принимает учебную задачу и, следовательно, учится.

При подготовке ребенка к школе недостаточно просто развивать память, внимание, мышление и т. д. Индивидуальные качества ребенка начинают работать на обеспечение усвоения школьных знаний, то есть становятся учебно-важными тогда, когда они специфицируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения.

Так, например, высокий уровень развития образного мышления можно рассматривать как один из показателей школьной готовности тогда, когда у ребенка сформирована способность к анализу сложных геометрических фигур и синтезу на этой основе графического образа.

Высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения, необходимо, чтобы познавательные интересы ребенка были связаны с содержанием и условиями школьного обучения.

Мотивы учения.

Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива и семьи в подготовке детей к школе.

Работа педагога гимназии по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к обучению направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
3. формирование опыта учебной деятельности.

Для решения этих задач в гимназии используют различные формы и методы работы: экскурсии по школе, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и др.

В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья.

Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое "хочу" слову "надо", желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки.

Принятие учебной задачи.

Принятие учебной задачи означает, что задача педагога приобрела для ребенка "личностный смысл", стала его собственной задачей.

Принятие учебной задачи включает в себя два момента:

желание выполнять задачу, поставленную педагогом, т. е. принятие задачи "для себя" (личностный аспект принятия задачи)

понимание задачи, т. е. понимание того, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания (когнитивный аспект принятия задачи).

Понимание задачи, поставленной взрослым, формируется в совместной деятельности ребенка и взрослого, вначале в практической деятельности (понимание практической задачи), затем в учебно-игровой и собственно в учебной (понимание учебной задачи).

Задача (практическая и учебная) может быть поставлена перед ребенком двумя способами: в виде наглядного образца (готового рисунка, постройки и др., которые используются в качестве образца для действий) либо в словесной форме.

Ставя перед ребенком задачу надо четко обозначить:

1. что надо делать (постановка цели);
2. как надо делать (задаются способы действий);
3. что должно получиться (задаются параметры результата).

После того как задание выполнено, обязательно вместе с ребенком нужно определить, соответствует ли результат заданному эталону, использованы ли те способы, которые были предложены взрослым, дать общую оценку работы.

Для того чтобы задача взрослого стала задачей ребенка и помогала ему управлять своей деятельностью, контролировать действия и правильно самому оценивать полученный результат, необходимо:

чтобы он вначале повторил задачу, сформулированную взрослым, вслух (в это время взрослый проверяет правильность понимания задачи и поправляет, если есть ошибки и неточности);

затем повторил для себя – шепотом и "мысленно".

И только после этого можно приступать к выполнению задания. Если возникают ошибки или отклонения от заданных параметров, не нужно торопиться повторять задачу для ребенка, пусть он вспомнит и сделает сам.

После того как ребенок научится принимать и понимать задачи, поставленные взрослым в практической деятельности, можно переходить к учебным задачам, в которых внимание ребенка обращается на новые способы выполнения действий и необходимость их усвоения.

Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс школы, во многом определяется наличием у них определенных элементов обучения и способах выполнения учебной деятельности (так называемых вводных навыков).

1. Речевые знания и умения:
- знание букв, умение читать;
- звуковой анализ слова;
- построение фразы;
- словарный запас;
- фонематический слух;
- звукопроизношение.

2. Математические знания и представления:
- счет в пределах 10 (прямой и обратный);
- состав числа, решение арифметических задач с "+" и "-";
- представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
- пространственные представления (верх – низ, право – лево).

3. Навыки учебной работы:
- посадка за столом (партой);
- способ удерживания пишущего предмета;
- ориентация на странице в тетради, книге;
- умение слушать и выполнять задание педагога;
- знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).

Одной из задач подготовки детей к школьному обучению является формирование у ребенка некоторых знаний и вводных навыков, необходимых для усвоения программного материала. Без данных знаний и навыков дети с первых дней обучения в школе испытывают значительные трудности, требуют индивидуальной работы с ними.

Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы.

Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника:

внимательно ли он слушает взрослого;

выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;

старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;

задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;

признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

4. Графический навык.

В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только на занятиях, но и дома.

Для этого перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений.

Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

массаж кистей рук;

пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);

выполнение "закручивающих" движений (закручивание гаек в конструкторе);

специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

5. Уровень обобщений (предпосылки логического мышления).

К концу дошкольного возраста в знакомых областях действительности дети могут делать логически правильные обобщения с опорой на наглядные признаки, начинают использовать также и словесные обобщения. Ребенок овладевает более высоким уровнем обобщений и использует их в общении и деятельности.

Вначале навык формируется как внешние, практические действия с предметами или их изображениями, затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляются в форме внешней речи (громкого проговаривания и проговаривания шепотом), и лишь на основе, проходя ряд изменений и сокращений, они превращаются в умственные действия, совершающиеся в форме внутренней речи. Поэтому необходимо поэтапное формирование у детей умственных действий.

6. Зрительный анализ геометрических фигур (образное мышление).

В мыслительной деятельности старших дошкольников в различной степени представлены три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое (понятийное).

В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление, которое характеризуется тем, что решение практических и познавательных задач осуществляется ребенком с помощью представлений, без практических действий.

Ребенок может предвосхищать будущие изменения ситуации, наглядно представлять себе различные преобразования и изменения объектов, выявлять их взаимосвязи.

Специфика мышления старших дошкольников, его образно-схематический характер проявляется в том, что дети 6-7-летнего возраста достаточно легко понимают схематические изображения реальных объектов и явлений (например, план комнаты или местности и т. д.) и активно используют их в игровой и изобразительной деятельности. На интуитивном уровне они уже могут находить сходства и различия сложных графических изображений, группировать их.

Задача педагога на данном этапе – научить ребенка осознанному анализу графических изображений. Недостаточное развитие зрительного анализа в последствии может явиться причиной ошибок при чтении и письме; замене букв, сходных по написанию, и др., серьезных затруднений в усвоении математики.

В процессе специально организованной детской деятельности и обучения зрительный анализ достаточно легко тренируется. Поэтому одной из важнейших задач учебно-воспитательной работы является организация деятельности детей старшего дошкольного возраста таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие образного мышления и зрительного анализа.

7. Обучаемость.

Обучаемость как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности выделяют в качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе.

Обучаемость – сложное интегральное психическое качество, которое развивается прежде всего в процессе общения ребенка со взрослым в ситуациях стихийного и/или организованного обучения и во многом определяется индивидуальными особенностями интеллектуального и личностного развития ребенка.


В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: подготовка к школе, психическое развитие дошкольников

Обучение ребенка в школе — это не столько вопрос образования, сколько, вопрос развития ребенка. Проблема готовности ребенка к обучению в образовательной организации занимает общественность и науку с того момента, как началось массовое обучение детей в школах. Что должен знать, уметь, чем должен владеть ребенок, который приходит в школу? Чем может помочь воспитатель ребенку в детском саду и родителям, чтобы обучение в школе шло эффективно и приятно. — Это вопросы не риторические, а насущные, которые стоят перед каждым новым поколением детей и родителей.

В процессе работы над этой проблемой в нашей образовательной организации сложились значимые теоретические обоснования понимания основ подготовки ребенка к школе и практические методы, которые помогают большинству детей и их родителям. В данной статье мы дадим представление о понимании нами подготовки детей к школе.

Особенностью жизни дошкольника является свободное времяпрепровождение, особенностью жизни младшего школьника является ответственность — он должен ходить в школу, следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам, заниматься предметами школьной программы, делать на уроке то, что требует педагог; усваивать положенные по программе знания, умения и навыки.

На настоящий момент традиционно выделяют следующие стороны готовностиребенка к школе: физическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная и социально-психологическая. В нашей деятельности, занимаясь подготовкой ребенка к школе, мы придерживаемся этой традиционной схемы. Считаем необходимым вести подготовку к школе и в психологическом и педагогическом плане. Рассмотрим кратко содержание сторон.

К физической стороне относят (в соответствии с возрастом): необходимый вес, рост, объем груди, мышечный тонус и прочие показатели. Состояние крупной и мелкой моторики, нервной системы ребенка. Состояние здоровья в целом.

Большое внимание учеными отводится содержанию интеллектуальной стороны готовности. Разными авторами с разной степенью значимости в интеллектуальную подготовку включены словарный запас (активный и пассивный), развитие познавательных процессов (памяти, воображения, восприятия, мышления); учебные умения, обучаемость и др.

В этом показателе, существенно важно, определить уровень владения приемами умственной деятельности, уровень развития познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение) ребенка. Это дифференцированность восприятия, в целом, помогающего наблюдать предметы и явления окружающего мира, способами запоминания материала, ориентировкой в пространстве и времени и др.

Эмоционально-волевая, личностная и социально-психологическая стороны готовности ребенка к школе тесно связаны друг с другом. Эмоционально-волевая сторона сформирована, если ребенок умеет принять цель или даже самостоятельно ее ставить, намечать план своих действий, а возможно и действий других, принимать решение, преодолевать возможные препятствия для достижения запланированного. У ребенка в предшкольный период формируется произвольность процессов психики, произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающая возможность выполнять требования школьного режима, организовывать себя на уроке и переменах; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений. Умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого

Исходя из понимания сторон готовности к школе, выделяют основные пути, по которым должна вестись подготовка к школе:

Первый путь — это развитие психики в целом, отношений и поведения. В предшкольный период общее развитие ребенка должно достичь определенного уровня. Развитие словарного запаса, мышления, речи, памяти, воображения, восприятия, внимания, т. е. первый путь — это путь интеллектуального развития, развития интеллектуальной компетентности. Реализация содержания общего развития психики осуществляют все специалисты дошкольной организации, работающие с детьми (воспитатель и др.), в том числе и родители.

Второй путь — это развитие произвольности деятельности и поведения. Произвольность не является новообразованием дошкольного возраста, она является психическим новообразованием младшего школьного возраста, но в дошкольный период мы обращаем внимание на выработке умений сосредоточиться на чем-либо, довести дело до конца, спланировать свою деятельность, следовать своему плану, контролировать себя, давать оценку своим действиям.

Третий путь — мотивационная сторона, интерес к учению. В дошкольном возрасте, когда еще нет полноценной учебной деятельности, мы не может говорить о формировании полноценной учебной мотивации, но можем ставить вопрос о воспитании интереса к новому, к выполнению заданий и инструкций родителей и воспитателей. Проверка и оценка выполненного, сравнение с другими своими результатами.

Четвертый путь — коммуникативные умения, коммуникативная компетентность дошкольника. Умение ребенка выстроить отношения и со сверстниками, и со взрослыми, умение задавать вопросы, анализировать задачу и отвечать на вопросы.

Все эти пути одинаково значимы в развитии ребенка в предшкольный период.

Задача дошкольной образовательной организации — воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной и коммуникативной сфер, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его школьным навыкам.

Занимайтесь с ребенком физкультурой, развивая общую ловкость, точность движений, стремление напрягаться и выдерживать напряжение.

Развивайте волевые качества, такие как целеполагание, планирование, настойчивость, умение доводить дело до конца, решительность.

Формируйте мыслительные операции, качества ума: наблюдательность, гибкость, пластичность, интерес к познанию окружающего мира. Развивайте умения рассуждать, сравнивать, группировать, классифицировать предметы и явления окружающей природы. Задавайте вопросы на сравнение и обобщение: какая разница/ сходство между яблоком и грушей, ромашкой и розой и т. д.

Ставьте перед ребёнком проблемные ситуации: предложите ему выяснить, почему завял цветок, вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня не получается.

Обсуждайте с ребенком — как можно поступить в той или иной жизненной ситуации.

Обсуждайте прочитанные книги, выясняйте, как ребёнок понял их основное содержание и возможно второй план повествования, как оценивает поступки героев, способен ли доказать, почему одних действующих лиц он осуждает, других одобряет.

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  2. Выготский Л. С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. — М.: Просвещение, 1984.
  3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
  4. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, путь, развитие ребенка, умение, дошкольная образовательная организация, дошкольный возраст, образовательная организация, окружающий мир, умение ребенка, школьный режим.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов ребенка.

Сотрудничество воспитателя и учителя определяются следующими паритетными направлениями:

- взаимное ознакомление с программами;

- взаимное посещение открытых уроков;

- ознакомление с методами и формами работы;

- специальные беседы о развитии детей;

Сотрудничество с другими учреждениями:

- с методическим кабинетом и районным отделом образования

- обоюдное участие в педагогических советах, семинарах

- с психолого – педагогической консультацией и детским врачом

Таким образом, непрерывность образования по отношению к детству – это процесс непрерывного сопряжения логики естественного развития ребенка (возрастные, индивидуальные особенности) с содержанием образовательного пространства (программы, технологии, наглядные пособия и т. д.).

Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки. Обеспечить ребенку необходимую поддержку на этапе перехода из детского сада в школу призвана особая педагогическая деятельность воспитателей детского сада и учителей начальной школы.

Главная цель совместной деятельности – это создание условий для личностно-ориентированного обучения, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самоценность, признание ребенка главной фигурой всего педагогического процесса. И здесь одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы.

- Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

- Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

- Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

- Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

В ФГОС ДО результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

(знания, умения, навыки).

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции) : мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др.

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу). Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

• замену учебного блока на образовательные области

• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

• изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Мной были определены два основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием : работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.

Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Комплексная подготовка детей к школе определяется не только разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами, она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.

НОД – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой, педагог по своей инициативе, исходя из комплексно-тематического и перспективного планирования, предлагает определенное образовательное содержание, которое интегрируется по нескольким образовательным областям. Для более полного усвоения программного материала педагоги на занятиях используют различные формы и методы обучения и воспитания детей, задания на развитие логики, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, задания поискового характера, проблемные ситуации, схемы, занимательные задания и задачи – шутки, развивающие дидактические игры, головоломки, задания-эксперименты, опыты, игровые задания.

Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.

Наше учреждение тесно сотрудничает с МБОУ СОШ № 3. Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения преемственности между ДОУ и школой закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности, ежегодно разрабатывается план работы, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.

Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой :

1 этап - поступление ребенка в ДОУ:

• учет детей

• адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад

• психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа :

• Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.

• Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.

• Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.

• Экскурсии детей подготовительных групп в школу.

• Разработка совместных программ.

• Выявление наиболее острых проблемных вопросов при воспитании детей в ДОУ и начальной школе (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе и т. д.)

3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.

• Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.

• Заседание психолого-медико-педагогического консилиума по выпуску и приему детей в первый класс.

• Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.

• Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.

Основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Работа с педагогами :

1. совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

3. проведение диагностики уровня усвоения программного материала и определение психологической готовности детей к школе.

Планируются консультации, педагогические часы, беседы по вопросам организации диагностики. На педагогических советах обсуждаются результаты диагностики и развития каждого ребенка, выявляются причины недостаточного усвоения программного материала, затем намечается индивидуальная работа с каждым ребенком по проблемным вопросам.

4. взаимодействие узких специалистов

5. открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, в ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада.

Работа с детьми :

- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы

- выпускники детского сада часто заходят в гости, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание и интерес пойти в школу.

- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий школы будущих первоклассников в сош №1.

Работа с родителями :

В своей группе стараюсь создать единое пространство развития ребенка в семье, детском саду, школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса, в этом помогают такие формы работы как :

- дни открытых дверей;

Используя наиболее эффективные формы работы с родителями, укрепляются взаимоотношения, создается атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей, выпускники хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.

Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная система работы дает положительные результаты.

Роль воспитателя в организации физкультурно-оздоровительной работы в течение дня Цель физического воспитания в дошкольном учреждении – формирование у детей основ здорового образа жизни. Одним из немаловажных факторов,.

Обобщение опыта работы по развитию восприятия формы у детей первой младшей группы. С детьми раннего возраста я работаю с 2005 года и считаю, что этот возраст наиболее благоприятный для развития восприятия формы. Так как,.

Система работы педагога-психолога и учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе Максимова Надежда Геннадьевна, учитель – логопед, Шойжинимаева Татьяна Жигмитовна, педагог – психолог, МБДОУ «Дульдургинский детский сад.

Читайте также: