Социологический анализ это кратко

Обновлено: 02.07.2024

ЛЕКЦИЯ № 11. Прикладные социологические исследования

1. Этапы и виды социологического исследования

Социология, в отличие от других наук об обществе, активно использует эмпирические методы: анкетные опросы, интервью, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных и документов. Социологическое исследование – это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью – получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование – это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики – от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

Описательное исследование – это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа – большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

В описательном исследовании может быть применен один или несколько способов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

В социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) разработка программы и приемов исследования;

2) проведение эмпирического исследования;

3) обработка и анализ данных, формирование выводов, составление отчета.

Все указанные этапы чрезвычайно важны и требуют особого внимания. Первый этап будет подробно рассмотрен в следующей лекции. Второй этап зависит от выбранного типа социологического исследования и методик. Поэтому остановимся подробнее на рассмотрении этапа составления отчета о социологическом исследовании.

Итоги анализа полученной в ходе эмпирического исследования информации отражаются, как правило, в отчете, который содержит в себе данные, интересующие заказчика. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем дедукции, постепенно сводя социологические данные в показатели. Число разделов в отчете обычно соответствует числу гипотез, сформулированных в программе исследования. Первоначально дается отчет по главной гипотезе.

Разделы отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый параграф целесообразно завершать выводами. Заключение отчета лучше представить в виде практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может быть изложен на 30–40 или 200–300 страницах. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.

Приложение к отчету содержит методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий, инструкции и т. д. Кроме того, в приложение чаще всего выносят таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые не вошли в отчет. Это может быть использовано при проведении последующих программ исследования.

2. Программа социологического исследования

Программа социологического исследования – это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Программа социологических исследований как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований. В ней отражается определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап – относительно самостоятельная часть познавательного процесса – характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.

Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологического изучения объекта. Определение объекта эмпирического исследования предполагает получение пространственно-временных и качественно-количественных показателей. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как его сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая – дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретической цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи – отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные – для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

С целью использования единого понятийного аппарата в программе социологического исследования определяются основные понятия, их эмпирическая интерпретация и операционализация, в ходе которых осуществляется обнаружение элементов основного понятия по строго заданным критериям, которые отражают качественные стороны предметы исследования.

Весь процесс логического анализа сводится к переводу теоретических, абстрактных понятий к операционным, при помощи которых составляется инструментарий для сбора эмпирических данных.

Предварительный системный анализ объекта – это моделирование исследуемой проблемы, расчленение ее на элементы, детализация проблемной ситуации. Это позволяет более четко представить предмет исследования.

Важное место в разработке программы исследования занимает формулирование гипотез, которые конкретизирует собой его главный методологический инструмент.

Гипотеза – это вероятностное предположение о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, структуре изучаемой проблемы, возможных подходах к решению социальных проблем.

Гипотеза дает направление исследования, влияет на выбор методов исследования и формулировку вопросов.

Исследование должно подтвердить, отвергнуть или подкорректировать гипотезу.

Можно выделить несколько типов гипотез:

1) основные и выводные;

2) основные и неосновные;

3) первичные и вторичные;

4) описательные (предположение о свойствах объектов, о характере связи между отдельными элементами) и объяснительные (предположение о степени тесноты связей и причинно-следственных зависимостях в изучаемых социальных процессах и явлениях).

Основные требования к формулировке гипотез. Гипотеза:

1) не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации, иначе она непроверяема;

2) не должна противоречить ранее установленным научным фактам;

3) должна быть проста;

4) должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

Основная трудность формулирования гипотез заключается в необходимости соответствия их целям и задачам исследования, которые содержат ясные и точные понятия.

Процедурная часть программы социологического исследования включает методику и технику исследования, т. е. описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.

Эмпирические исследования проводятся на выборочной совокупности.

Тип и способ определения выборки напрямую зависит от вида исследования, его целей и гипотез.

Главное требование, предъявляемое к выборкам в аналитическом исследовании, т. е. – репрезентативность: способность выборочной совокупности представить основные характеристики генеральной.

Выборочный метод основан на двух принципах: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

В зависимости от специфики объекта осуществляется выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации предполагает обоснование выбранных методов, фиксацию основных элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации предполагает указание, каким образом это будет производиться с использованием прикладных компьютерных программ.

После составления программы исследования начинается организация полевого исследования.

Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования.

3. Методы социологических исследований

Метод – основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино– или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации – возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.

Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и невключенное.

Если поведение людей изучается социологом как участником группы, то он проводит включенное наблюдение. Если социолог изучает поведение со стороны, то он проводит невключенное наблюдение.

Главным объектом наблюдения выступает как поведение отдельных людей и социальных групп, так и условия их деятельности.

Эксперимент – метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

Логика его проведения состоит в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействием определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменений интересующих исследователя характеристик.

Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

Планирование и логика эксперимента включают следующие процедуры:

1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;

2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;

3) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

4) формулирование гипотез и определение задач;

5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.

Анализ документов – один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации.

Цель исследования заключается в поиске индикаторов, указывающих на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающих содержание текстовой информации. Изучение документов позволяет выявить тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.

Особую роль выполняет социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев используется для характеристик и конкретно-исторического развития изучаемого явления или процесса.

Важной особенностью информации является агрегированный характер, что означает соотнесенность с некоторой группой как целым.

Отбор источников информации зависит от программы исследования, при этом могут применяться методы конкретного или случайного отбора.

1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства возникновения документов; их исторический и социальный контекст;

2) внутренний анализ, в ходе которого изучается содержание документа, всего того, о чем свидетельствует текст источника, и тех объективных процессов и явлений, о которых сообщает документ.

Изучение документов проводится качественным (традиционным) или формализованным качественно-количественным анализом (контент-анализом).

Опрос – метод сбора социологической информации – предусматривает:

1) устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;

В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

Основными видами опроса в зависимости от письменной или устной формы общения с респондентами являются анкетирование и интервью. В их основе лежит совокупность вопросов, которые предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.

Можно выделить следующие типы интервью:

1) по содержанию (документальное, интервью мнений);

2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);

3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).

При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.

На первом этапе определяются теоретические предпосылки опроса:

1) цели и задачи;

3) объект и предмет;

4) операционное определение исходных теоретических понятий, нахождение эмпирических индикаторов.

В ходе второго этапа обосновывается выборка, определяется:

1) генеральная совокупность (те слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса);

2) правила поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки.

На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):

1) содержательная репрезентация проблемы исследования в формулировке вопросов, предназначенных респондентам;

2) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности как источника искомой информации;

4) обеспечение предварительных условий для обработки результатов на ЭВМ;

5) обеспечение организационных требований к опросу.

В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

В специализированных опросах главный источник информации – компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

Участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам.

Отсюда еще одно широко распространенное в социологии название таких опросов – метод экспертных оценок.

(от греч. analisis - разложение) - метод научного познания, состоящий в мысленном разложении предмета социологического исследования как целого на составные части с целью изучения их конкретного содержания и взаимодействия. А.с. позволяет определить элементарные единицы социологического исследования, получить о них информацию эмпирического содержания, необходимую для последующего научного синтеза. В научном исследовании используются различные типы А.с.: каузальный - выявление причинных связей между социальными явлениями; структурный - выяснение характера взаимодействия между социальными явлениями; структурно-функциональный - определение функций взаимодействующих явлений в системе социального целого; кластерный - группировка социальных наблюдений в классы; корреляционный - обнаружение зависимости между случайными признаками или факторами; факторный - измерение взаимосвязей между признаками и их классификация с учетом этих взаимодействий.

изучение сложного объекта (общества, региона, отрасли предприятия и др.) как единого социального организма, жизнедеятельность которого осуществляется путем взаимодействия различных его сфер (экономической, социальной, политической, идеологической). Основу социологического анализа составляет системный подход в виде конкретизации принципов диалектики применительно к исследованиям объектов как систем. Позитивная роль такого подхода состоит в том, что он, вопервых, предполагает исследование объекта как многоцелевой системы (причем, соотношение целей отдельных подсистем и степень их расхождения служит источником социальных противоречий); вовторых, ориентирован на поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление достаточно полной типологии его связей.
Социологический анализ социальных процессов осуществляется по ряду критериев: 1) характеру изменений, происходящих в системе в результате протекания процесса; 2) реализации той или иной функции социальной организации в данном процессе; 3) содержательной сущности самого процесса и, наконец, 4) его масштабности. В соответствии с первым критерием можно выделить три группы процессов: а) процессы функционирования, ведущие к воспроизводству основных характеристик социальной организации, при которых качественные изменения системы настолько несущественны, что ими можно пренебречь; б) процессы развития и в) процессы деградации, при которых происходят существенные качественные изменения системы: прогрессивные или регрессивные. Отнесение того или иного процесса к одной из групп производится соответственно тому, насколько он приближает или отдаляет достижение основных целей системы. Исходя из функций и целей социальной организации (2-й критерий) выделяют две большие группы социальных процессов: базовые (трудовая состязательная, творческая и другие виды общественной деятельности); изменяюще-поддерживающие (в том числе социальные перемещения, различные инновационные процессы и др.).
На современном этапе особо важным является исследование и познание механизмов инновационных процессов. Глобальным из них выступает ресурсосберегающее реструктурирование экономики, затрагивающее все сферы общественной жизни, все отрасли народного хозяйства. Любое изменение в экономической, технической, технологической структурах народного хозяйства происходит в определенных социальных условиях и влечет за собой изменение параметров социальных структур организаций и самого характера социальных процессов. Характер социальной ситуации в свою очередь отражается на темпах инновационных процессов – ускоряет или тормозит их. Одна из сторон социологического анализа – определение масштабности социальных процессов. Здесь следует различать глобальные и локальные процессы. Первые из них влияют на все элементы общества (изменение природы экономических отношений, научнотехническая революция и т. д.).
Протекание таких процессов в тех или иных отраслях народного хозяйства отражается на обществе в целом. Так, ресурсосберегающее реструктурирование экономики призвано интенсифицировать все отрасли народного хозяйства, сыграть свою роль в становлении Республики Беларусь как самостоятельного, экономически развитого государства. Локальные процессы могут протекать как в обществе, так и в отдельных его подсистемах, вызывая те или иные изменения в ограниченных масштабах, характеризуясь различной интенсивностью и направленностью. Связи между глобальными и локальными процессами отражают всеобщее и особенное. Изучение механизмов социальных процессов имеет большое значение для теории и практики управления жизнедеятельностью отдельных сфер и общества в целом.
Назначение социологического анализа – выявлять взаимосвязанность социальных процессов, происходящих в изучаемом объекте или между собой. Один социальный процесс может явиться причиной другого и следствием третьего. Например, инновационный процесс, преобразующий технику и технологию, способствует изменению профессиональной структуры занятости, что в свою очередь ведет к возрастанию социально-профессиональных перемещений. Процессы управления оказывают прямое воздействие на интенсивность и содержание всех остальных процессов.Организационно в социологическом анализе выделяют ряд последовательно связанных этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Первый этап – предварительный системный анализ объекта исследования, с тем чтобы представить его расчлененным на качественно различные элементы, связанные воедино в некоторую гипотетическую систему.
Второй этап – формирование информационной базы социальных процессов: сбор, систематизация и анализ информации о состоянии социальных характеристик объекта. Центральная процедура социологического анализа – построение обобщенной (в виде социального описания или социального объяснения), отображающей все факты и взаимосвязи реальной ситуации, которые проявлялись в процессе исследования.
На третьем этапе полученная модель сравнивается с гипотетической и выявляется, за счет каких социальных параметров создаются резервы дальнейшего развития изучаемого объекта, а также какие социально-экономические и социально-психологические факторы тормозят это развитие. Определяется приоритетность воздействия на те или иные социальные факторы (исходя из приоритетных целей социального управления). В осуществлении процедурной части социологический анализ опирается на современные методы многомерного статистического анализа. Техническая основа социологического анализа – современные вычислительные машины с соответствующим программным обеспечением.
Лит.: Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. – М., 1973; Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978. Г. Н. Соколова

Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частно­сти, социологического. Социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию кон­кретными данными об интересах и запросах, мнениях и на­строениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга, состоя­нием морально-психологического климата.

Цели социологических исследований Каждое серьезное дело требует тщательной подготовки. И социологические исследования не составляют исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и цен­ность информации, полученной в результате проведенного ис­следования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методиче­ских и организационных приемов социологического анализа общественных явлений и процессов предшествует глубокое ов­ладение научными правилами, способными обеспечить высо­кий научный уровень анализа.

Подготовка социологического исследования — процесс, на­сыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инст­рументарии сбора информации, сформировать исследователь­скую группу.

Социологическое исследование, по мнению большинства серьезных специалистов-социологов, — это система логически последовательных методологических, методических и организа­ционно-технических процедур, подчиненных единой цели: по­лучить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Первенство в любом социологическом исследовании отдается методологии.




В научной литературе до сих пор не утихают споры, что считать теорией и что методологией. Между этими понятиями трудно провести разграничительную черту: так тесно они взаи­модействуют. Надо запомнить главные их признаки: теория да­ет объяснение тому или иному явлению и процессу, указывая на то, что надо исследовать, какую конкретную проблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает как на­до исследовать, т.е. дает объяснение ситуации и способы ее изучения.

Социологическое исследование — это процесс познания, в ко­тором проявляются два уровня социологического знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социологическое исследование начинается с его подготов­ки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.д. Это первый его этап.

Второй этап — сбор первичной социологической ин­формации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, от­дельные ответы опрашиваемых и т.д.

Третий этап — подготовка собранной в ходе социологи­ческого исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

И наконец, заключительный, четвертый этап — ана­лиз обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекоменда­ций для заказчика, субъекта управления.

Виды социологического исследования Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т.д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, ги­потезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Разведы­вательное исследование позволяет получить оперативную со­циологическую информацию.

2. Описательное исследование — более сложный вид социо­логического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая со­вокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где ра­ботают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрас­ту, профессии) дает возможность оценить, сравнить интере­сующие характеристики, выявить наличие или отсутствие свя­зей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обос­нованные рекомендации.

3. Самый серьезный вид социологического анализа — ана­литическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следствен­ных связей — главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между ха­рактеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выяс­няется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокуп­ность многих факторов, обусловливающих то или иное явле­ние. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируе­мые и т.д.

Аналитическое исследование невозможно без детально раз­работанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное ис­следования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По ис­пользуемым методам оно богаче, разнообразнее не только раз­ведывательного, но и описательного исследования.

2.

Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частно­сти, социологического. Социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию кон­кретными данными об интересах и запросах, мнениях и на­строениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга, состоя­нием морально-психологического климата.

Цели социологических исследований Каждое серьезное дело требует тщательной подготовки. И социологические исследования не составляют исключения. Можно считать, что надежность, а значит, и цен­ность информации, полученной в результате проведенного ис­следования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методиче­ских и организационных приемов социологического анализа общественных явлений и процессов предшествует глубокое ов­ладение научными правилами, способными обеспечить высо­кий научный уровень анализа.

Подготовка социологического исследования — процесс, на­сыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инст­рументарии сбора информации, сформировать исследователь­скую группу.

Социологическое исследование, по мнению большинства серьезных специалистов-социологов, — это система логически последовательных методологических, методических и организа­ционно-технических процедур, подчиненных единой цели: по­лучить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Первенство в любом социологическом исследовании отдается методологии.

В научной литературе до сих пор не утихают споры, что считать теорией и что методологией. Между этими понятиями трудно провести разграничительную черту: так тесно они взаи­модействуют. Надо запомнить главные их признаки: теория да­ет объяснение тому или иному явлению и процессу, указывая на то, что надо исследовать, какую конкретную проблемную ситуацию предстоит изучить, а методология показывает как на­до исследовать, т.е. дает объяснение ситуации и способы ее изучения.

Социологическое исследование — это процесс познания, в ко­тором проявляются два уровня социологического знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социологическое исследование начинается с его подготов­ки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.д. Это первый его этап.

Второй этап — сбор первичной социологической ин­формации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, от­дельные ответы опрашиваемых и т.д.

Третий этап — подготовка собранной в ходе социологи­ческого исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

И наконец, заключительный, четвертый этап — ана­лиз обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекоменда­ций для заказчика, субъекта управления.

Виды социологического исследования Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т.д. Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, ги­потезы, задачи, вопросы, их формулировка. Проводить такое исследование особенно важно в тех случаях, когда проблема изучена недостаточно или вообще ставится впервые. Разведы­вательное исследование позволяет получить оперативную со­циологическую информацию.

2. Описательное исследование — более сложный вид социо­логического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая со­вокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где ра­ботают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрас­ту, профессии) дает возможность оценить, сравнить интере­сующие характеристики, выявить наличие или отсутствие свя­зей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обос­нованные рекомендации.

3. Самый серьезный вид социологического анализа — ана­литическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следствен­ных связей — главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между ха­рактеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выяс­няется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокуп­ность многих факторов, обусловливающих то или иное явле­ние. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируе­мые и т.д.

Аналитическое исследование невозможно без детально раз­работанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное ис­следования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По ис­пользуемым методам оно богаче, разнообразнее не только раз­ведывательного, но и описательного исследования.


Оглавление

  • 1. Социология как наука
  • 2. Объект и предмет современной социологии
  • 3. Структура социологии
  • 4. Функции социологии
  • 5. Категории и законы социологии
  • 6. Социологическое исследование и его виды (начало)
  • 7. Социологическое исследование и его виды (окончание)
  • 8. Программа социологического исследования
  • 9. Социология в системе гуманитарных наук
  • 10. Теоретические предпосылки социологии
  • 11. Социальное знание в эпоху античности
  • 12. Социальная мысль Средневековья и эпохи Возрождения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социология. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Социологическое исследование и его виды (начало)

Социологическое исследование — это система логически последовательных, методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на получение точных объективных данных об изучаемом социальном явлении.

Социологическое исследование не имеет унифицированной формы, но всегда включает следующие этапы:

· подготовка: обдумывание целей, программы, плана, определение средств, сроков, способов обработки и т. д.;

· сбор первичной социологической информации: необобщенные сведения в различной форме, записи исследователя, выписки из документов и т. д.;

· подготовка собранной в ходе социологического исследования информации, ее обработка;

· анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Вид социологического исследования зависит от характера поставленных целей и задач, глубины анализа социального процесса и т. д.

Различают три основных вида социологических исследований:

1) разведывательное (или пилотажное, зондажное) — самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности, основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; используется для предварительного обследования определенного процесса или явления, для получения дополнительной информации о предмете и объекте. С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (зондаж общественного мнения), степень эффективности только что проведенных мероприятий;

2) описательное — более сложный вид социологического анализа, с помощью которого получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; позволяет произвести группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой. Выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить их оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а, кроме того, выявить наличие и степень развитости связей между ними;

Читайте также: