Анализ стихотворения пушкина няне 5 класс по плану кратко

Обновлено: 04.07.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.

История создания – было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.

Тема стихотворения – воспоминания о няне.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

История создания

А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, поэтому его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребенку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.

В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространенную в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве. Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Композиция

Композиция стихотворения не отличается оригинальностью. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.

Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.

История создания – было создано в 1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.

Тема стихотворения – воспоминания о няне.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная АВАВ.

История создания

А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребёнку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.

В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Няня доживает свои годы среди лесов в одиночестве. Её воспитанник уверен, что старая няня ждёт его, не отходя от окна светлицы. Она прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в её руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлён в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, герой заявляет, что всё ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Композиция

Композиция стихотворения простая, линейная. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.

Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности


Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

История создания

И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.

Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.

Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.

Поэлементный анализ

Тема стихотворения — тоска в разлуке с близким другом, более старшим и опытным, который был и поддержкой и мудрым советчиком. Поэт посвятил его любимой няне, почти матери, его Ангелу Хранителю и близкому другу.

Пушкин читает стихи

Лирический герой стихотворения, который также любит свою старую няню и тоскует по ней, но не имеет возможности часто видеться с ней.

Идея этого произведения: нельзя забывать своих близких и родных людей, время жестоко и наступит день, когда уже ничего нельзя будет изменить.

Если проводить анализ кратко, можно определить следующие моменты:

Средства художественной выразительности

Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.

Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.

В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.

Няня доживает свои годы среди лесов в одиночестве. Её воспитанник уверен, что старая няня ждёт его, не отходя от окна светлицы. Она прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в её руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлён в сторону дороги.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, герой заявляет, что всё ей только чудится.

В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Стихотворение, как признание в любви

Жанр стихотворения – послание. Произведение написано четырехстопным ямбом. Ритм музыкальный, почти песенный. Текст не разделен на строфы, что приближает его к разговорной речи.

Произведение небольшое, в нем всего пять предложений. Первое – восклицательное, содержит обращение к няне, второе — повествовательное. Следующие два предложения – сложные, длинные, они передают душевные терзания лирического героя, его взволнованность. Последняя строка обрывается, словно даря слабую надежду, дает читателю возможность думать, размышлять.

Стихотворение, написанное почти два столетия назад, вызывает восхищение пушкинским гением, оно стало признанием в любви всем женщинам, посвятившим себя воспитанию детей.

Размер и рифмовка

Длинные строки придают медленный ритм стихотворению. И это создает грустное настроение при прочтении. Частое употребление шипящих звуков придает некую мрачность, создают иллюзию звука шагов няни, звяканье спиц. Все это позволяет представить старушку, ожидающую своего воспитанника и готовую его выслушать.

Это лирическое послание, написанное четырехстопным ямбом. Здесь также можно проследить элегические мотивы.

Произведение относится к реалистическому литературному направлению. Ведь автор обращается к существующему человеку, описывая реальную жизненную ситуацию.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.

Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.

Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.

Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни, и поэта.

Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.

В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.

Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.

Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.

Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни. и поэта.

Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.

В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине- матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.

История создания

Няня поэта Александра Сергеевича Пушкина была для него самым родным и близким человеком. Мать маленького Саши — Надежда Осиповна — была светской женщиной и мало времени уделяла своим детям. С младенческих лет дворянские дети были отданы на руки мамок и нянек. Именно от простых русских женщин, чаще всего крепостных, они получали нежность и ласку. Поэт относится к крепостной крестьянке как к матери или близкому другу.

Пушкин в селе Михайловское

Конечно, став взрослым, Александр Сергеевич не имел возможности часто видеться со своей постаревшей няней, но в 1824 году он был отправлен в ссылку в родовое имение матери село Михайловское. Он очень страдал и скучал вдали от друзей, и именно Арина Родионовна умела скрасить его досуг своими песнями и сказками. Именно ее рассказы стали основой для замечательных поэтических сказок, написанных позднее. Александр Сергеевич смог записать их и создать настоящие шедевры.

Поэлементный анализ

Тема стихотворения — тоска в разлуке с близким другом, более старшим и опытным, который был и поддержкой и мудрым советчиком. Поэт посвятил его любимой няне, почти матери, его Ангелу Хранителю и близкому другу.

Пушкин читает стихи

Лирический герой стихотворения, который также любит свою старую няню и тоскует по ней, но не имеет возможности часто видеться с ней.

Идея этого произведения: нельзя забывать своих близких и родных людей, время жестоко и наступит день, когда уже ничего нельзя будет изменить.

Если проводить анализ кратко, можно определить следующие моменты:

План произведения

Стихотворение небольшое по размеру, но, как и все произведения А. С. Пушкина, мудрое и глубокое. Лирический герой стыдится, что не мог так долго встретиться с любимым человеком, который страдает от долгой разлуки. С присущим ему мастерством поэт рисует образ страдающей женской души. Любой женщине — матери известны эти чувства: беспокойство о детях, желание видеть их чаще, страдание в долгой разлуке. Монолог поэта, проникнутый тревогой и любовью, никого не оставит равнодушным, только гений великого поэта-философа мог создавать столь проникновенное произведение.

Уже почти два века творчество великого русского поэта находит самый горячий отклик в сердцах читателей и заставляет задуматься о близких людях, которые находятся в разлуке.

Читайте также: