Дневник экспериментальной деятельности в школе

Обновлено: 04.07.2024

Примерный дневник участника инновационной деятельности

Дневник участника инновационной деятельности – это:

* документ, определяющий стратегию и тактику решения конкретной педагогической или социальной проблемы средствами предмета или внеклассной работы при использовании учителем современных образовательных технологий или других новшеств;

* средство анализа и осмысления личного профессионального опыта учителя;

* средство разностороннего исследования и осмысления действий педагога и учащихся, выбора наиболее эффективных из них;

* краткий обзор того, что сделано, что надо сделать и чему еще надо научиться;

* средство рефлексивного, продуктивного, системного мышления;

* показывает, соответствуют ли виды деятельности учителя его ожиданиям и критериальной базе проекта;

* помогает увидеть, есть ли у педагога и учащихся прогресс, в чем и какие есть приращения, какова динамика позитивных изменений;

* помогает находить нестандартные решения возникающих проблем и преодоления затруднений, посмотреть на то или иное событие в перспективе.

  1. Тема инновационной деятельности педагога (в соответствии с темой инновационного проекта УО);
  2. Цель инновационной деятельности педагога (конкретно, измеримо, достижимо);
  3. Ожидаемые результаты (личные и творческие достижения учителя и учащихся и др.) и критерии их оценки, показатели эффективности инновационной деятельности педагога в разрезе критериальной базы проекта;
  4. План инновационной деятельности педагога, включая тематику исследований (что, где, когда, зачем, как);
  5. Учет работы (успехи и достижения, проблемы и неудачи);
  6. Факторы, способствующие и препятствующие достижению ожидаемых результатов;
  7. Выводы и предложения.

* Дневники ведут все участники инновационной деятельности;

* Дневники заполняются не реже 1-2 раз в 2 недели;

* Дневники анализируются постоянно, самостоятельно учителем или совместно с руководителем проекта, консультантом, руководителем методического объединения (творческой группы);

* Материалы анализа дневников важно использовать для повышения эффективности инновационной деятельности и самообразования, поиска более эффективных приемов и способов работы, организации дополнительных исследований, подготовки аналитических справок, методических разработок, статей и обобщения опыта, выдвижения новых целей и генерирования новых идей.

* Ведите дневники! Читайте дневники!

* Систематизируйте и анализируйте факты. Сравнивайте результаты.

* Исследуйте свои решения, действия, планы, учебные занятия, приемы и методы их проведения, выбирайте и используйте наиболее эффективные.

* Ускоряйте процессы инновационных преобразований и повышения качества образования учащихся.

* Ежедневно учитесь на собственном опыте!

* Помните, все гении человечества вели дневники. Именно дневниковые записи знаменитых педагогов легли в основу шедевров педагогической литературы!

Примерная структура дневника

ДНЕВНИК

В дневнике или в портфолио, где накапливаются материалы из опыта работы, иллюстрирующие процесс достижения цели и прогресс в решении конкретных задач инновационной деятельности учителя, четко определяется тема и цель инновационной работы учителя, критерии и показатели ее эффективности, проводится рефлексия процесса и прописываются меры по коррекции деятельности.

Так выглядит титульный лист дневника:

Министерство образования Республики Беларусь

педагога, осуществляющего инновационную деятельность

Памятка

педагогу, осуществляющему инновационную деятельность

1-я страница

Инновационная деятельность учителя по внедрению модели обучения, программы, научной идеи, образовательной технологии организуется в рамках общего проекта и с учетом специфики его предмета, класса и т. д.

Каждый учитель принимает участие в инновационной работе на добровольных началах и работает с четким соблюдением требований проекта, программы и принципов инновационной деятельности.

Обязательные условия успешной организации инновационной деятельности учителя:

принятие идеи, четкое осознание цели и задач проекта;

знание критериев и показателей эффективности процесса и результатов работы;

тщательная подготовка необходимых условий и выполнение всех действий согласно программе инновационной деятельности по достижению цели проекта;

постоянный социально-психолого-педагогический и валеологический мониторинг процесса и результатов эксперимента на основе самодиагностики и диагностики;

сотрудничество с психологической, методической и медицинской службами;

объективная фиксация промежуточных и итоговых результатов инновационной деятельности;

ответственность учителя за организацию и результаты инновационного процесса.

Необходимые коррективы в процесс работы вносятся по согласованию с консультантом проекта, психологом, методистом и администрацией школы.

Обязательным условием любой инновационной работы является отсутствие снижения качества образования и потерь здоровья учащихся и учителей.

Календарный план работы учителя по реализации программы инновационной деятельности

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Обложка исследовательского дневника.doc

Исследовательский дневник

Выбранный для просмотра документ Исследую бланк.doc

1. Тема исследования ____________________________________________________________

2. Приготовить ___________________________________________________________________

3. Рассмотреть ____________________________________________________________________

Выбранный для просмотра документ титульный лист Исследую.doc

Выбранный для просмотра документ титульный лист Наблюдаю.doc

Выбранный для просмотра документ экскурсия Весна.doc

1. Что я увидел________________________________________________________________________

2. Что я почувствствовал________________________________________________________________

3. Мой вывод_________________________________________________________________________

Выбранный для просмотра документ экскурсия Зима.doc

1. Что я увидел________________________________________________________________________

2. Что я почувствствовал________________________________________________________________

3. Мой вывод_________________________________________________________________________

Выбранный для просмотра документ экскурсия Лето.doc

1. Что я увидел________________________________________________________________________

2. Что я почувствствовал________________________________________________________________

3. Мой вывод_________________________________________________________________________

Выбранный для просмотра документ экскурсия Осень.doc

1. Что я увидел________________________________________________________________________

2. Что я почувствствовал________________________________________________________________

3. Мой вывод_________________________________________________________________________

Выбранный для просмотра документ Создаю бланк.doc

1. Что создаю ____________________________________________________________________

2. С помощью чего создаю ________________________________________________________

3. Результат ______________________________________________________________________

Выбранный для просмотра документ титульный лист Создаю.doc

Выбранный для просмотра документ Фантазирую бланк.doc

Выбранный для просмотра документ титульный лист Фантазирую.doc

Выбранный для просмотра документ Разделы исследовательского дневника.doc

Разделы исследовательского дневника

Выбранный для просмотра документ методическая разработка Исследовательский дневник.doc

Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего, дополнительного и дошкольного образования

Использование исследовательского дневника на уроках биологии в коррекционной школе

Автор: Соколова Мария Александровна,

учитель биологии и географии

СКО школы-интерната VIII вида

Миасский городской округ

Содержание

Содержание методической разработки ………………………………. 5

Разделы дневника и их содержание ……………………………………..7

Библиографический список …………………………….……………….11

Введение.

В современной педагогике особое место уделяется самостоятельному получению учащимися информации из различных источников. В образовательных учреждениях стали активно освещать вопрос использования исследовательской деятельности, как педагогами, так и учащимися. Человек, обладающий элементарными навыками научно-исследовательской работы, сможет применить и развить их в различных областях деятельности [Дереклеева Н.И., 2001].

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Методика использования исследовательской деятельности в области биологии представляет собой умение владеть экспериментальными методами и предполагает поэтапное, с учетом возрастных особенностей учащихся целенаправленное формирование всех компонентов научно-исследовательской культуры школьника:
• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
• специальных исследовательских умений и навыков [Никитина Р., 2006].

Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью процесс самостоятельного познания мира сложен и зачастую непонятен. Они не осознают значение изучения природы и её законов, поскольку не связывают их со своей жизнью.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью имеют конкретно-образное мышление. Они так же, как и нормально развивающиеся дети младшего возраста, мыслят формами, красками, звуками, ощущениями. Однако, в отличие от нормально развивающихся детей, такие дети имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Исследовательская деятельность в обучении помогает развить наблюдательность детей, обогатить их яркими образами, которые потом становятся элементами мысли.

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не умеют самостоятельно рассматривать, всматриваться, им необходимо постоянное побуждение [Никуленко Т.Г., 2006г. ]

Данной категории детей тяжело разглядеть природу и её красоту, познать её законы, а уж тем более связать со своей жизнью. Учащимся с интеллектуальной недостаточностью затруднительно анализировать, обобщать, делать выводы.

Так же труднодоступен для них и метод познания окружающей действительности с помощью исследования.

Исследовательских умений, посильных при работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью, можно выделить три:

1) умение работать с учебником;

2) умение проводить наблюдения;

3) умение организовывать и проводить исследования,

4) умение производить анализ результатов, делать простейшие выводы.

Поэтому необходим отбор исследовательских методов и форм исследовательской работы, посильных именно для данной категории детей. Необходимы простейшие приёмы и методы исследования на уроках биологии и чёткое структурирование и доступность таковых.

Содержание методической разработки.

За время работы учителем биологии я осознала, что большое значение в освоении программы играет практическая работа, которая позволяет работать с учащимися, иногда не ограничиваясь рамками учебной программы. Зачастую знания о природе дети получают по картинкам учебника, компьютера или со слов учителя. В ходе исследовательской работы происходит непосредственное общение, познание учащихся с интеллектуальной недостаточностью с природой. Учащиеся овладевают навыками научно-исследовательской деятельности, эксперимента. У детей активно начинают развиваться умение наблюдать и оценивать свои наблюдения. Появляется интерес к предмету и изучению природных законов и явлений. Применение в практической исследовательской работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у учащихся с интеллектуальной недостаточностью исследовательские наклонности.

Фактически все темы по биологии можно дополнить несложными к исполнению исследовательскими практическими работами, опытами, экскурсиями, способствующими более полному освоению учебной программы, умению применить свои знания на практике или рассмотреть объекты природы и проанализировать их.

От обычного дневника наблюдений его отличает эпизодичность его заполнения – по мере проведения того или иного практического задания.

Данный дневник является рабочим пособием для учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках биологии, также возможно его использование в начальной общеобразовательной школе на уроках окружающего мира.

Дневник удобен в использовании тем, что каждый раздел позволяет использовать различные виды деятельности на уроке: экскурсии, лабораторные работы, практические работы, начертание схем, составление таблиц, работу с природным материалом и т.д. Учитель самостоятельно решает, какое количество работ в том или ином разделе он будет проводить на уроках.

Каждый раздел отделён от последующего титульным листом. Разделы отличаются друг от друга по цвету, что помогает лучше ориентироваться в них. У каждого раздела есть своя картинка-символ, что также помогает различать разделы и виды работ.

Можно оформить дневник как книжку, скрепив страницы между собой. Но наиболее эффективным будет создать папку с файлами, куда будут помещаться листы каждого раздела. Такая форма дневника позволит варьировать как его наполняемость, так и содержание каждого раздела. Учитель может собрать определённый вид работ для проверки выполнения, например, лабораторной работы, или для оформления выставки в кабинете. После чего работы снова будут вложены в папку каждого учащегося.

1. Участники экспериментальной деятельности (педагогические работники, реализующие программу экспериментальной деятельности) обязаны вести дневник. Дневник экспериментальной деятельности – это документ, в котором фиксируются промежуточные и итоговые результаты апробации нововведения.

2. Структура и периодичность заполнения дневника согласовывается с руководителем экспериментального проекта (рекомендуется фиксировать в нем все проведенные мероприятия по апробации нововведения).

3. Дневник экспериментальной деятельности представляется для анализа руководителю экспериментального проекта в установленные им сроки.

Примерная структура

дневника экспериментальной деятельности

  1. Фамилия, имя и отчество педагогического работника, участвующего в реализации программы экспериментальной деятельности, место работы и должность.
  2. Название экспериментального проекта.
  3. Этап экспериментальной деятельности.
  4. Задачи экспериментальной деятельности, осуществляемой педагогом на данном этапе.
  5. Календарный план экспериментальной деятельности педагога на текущий учебный год (с указанием конкретных мероприятий, сроков их проведения и форм представления результатов).
  6. Содержание проведенных мероприятий по апробации нововведения и их анализ в соответствии с целями и задачами эксперимента, критериями и показателями эффективности экспериментальной деятельности.

Например.

Если в ходе эксперимента апробируется модель обучения с использованием ЭСО, то педагог фиксирует в дневнике:

– дату проведения урока (мероприятия), на котором использовались ЭСО;

– тему урока (мероприятия);

– на каких этапах урока (мероприятия) и с какой целью использовались ЭСО;

– время использования ЭСО на уроке (мероприятии);

– какие формы работы с ЭСО (индивидуальная, групповая) использовались на уроке (мероприятии);

– положительные аспекты использования ЭСО на уроке (мероприятии) (активность учебно-познавательной деятельности учащихся, качество усвоенных знаний и умений, мотивация учащихся и др.);

– проблемы (трудности), которые возникли в процессе использования ЭСО у учащихся и педагога, их причины;

– предложения по совершенствованию приемов использования ЭСО на уроке (мероприятии).

Примечание. Анализ проведенных уроков (мероприятий) может осуществляться в форме таблицы.


Организация НОУ позволяет осуществить раннее приобщение к исследовательской работе, определяет интерес к соответствующему профилю деятельности, формирует желание заниматься наукой [1]. По определению, проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска [4]. Проектное обучение - вид обучения, базирующийся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний [5].

Цель такого обучения для ученика:

- углубить свои знания, приобретая дополнительную информацию из различных источников;

- использовать приобретенные навыки для работы над проектом;

- приобретать умения работы в группах, парах;

- развивать умения сбора информации, анализа, синтеза, наблюдения, обобщения;

- формировать умения публичного выступления наглядного оформления результатов.

В современной педагогической практике при использовании проектного метода обучения решаются задачи личностно - ориентированного обучения. Этот метод позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлена на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач[2].

Особую актуальность исследовательские работы приобретают в предметах естественнонаучного цикла.

Сущность исследовательской работы сводится к тому, что:

- учащийся вместе с учителем формулирует актуальную проблему;

- учащийся под руководством педагога определяет методы, объекты, предметы исследования, средства для достижения результата;

Зачастую исследовательские работы учащихся остаются на уровне школы, поскольку не отвечают требованиям научной работы.

Целю создания дневника систематизация индивидуальной работы учащегося по научно – исследовательскому направлению в предметах естественнонаучного цикла. Основными задачами применения данного дневника являются:

1.Включение в научно-исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с их научными интересами.

2.Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

3.Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

4.Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.

5.Привлечение преподавателей ВУЗов к руководству научными работами учащихся.

6.Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

7.Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.

8.Редактирование и издание ученических научных сборников.

Дневник исследователя включает в себя:

- теоретический материал по правилам написания и оформления научных работ;

- индивидуальный график работы учащегося над проблемой;

- виды деятельности, которые выполняет учащийся;

- страницы по использованию литературы и интернет – ресурсов;

- консультации специалистов по выбранной проблеме исследования.

В рамках этой разработки был проведен эксперимент.

Группы начали работать над исследовательскими проектами с начала учебного года.

Учащиеся экспериментальной группы еженедельно согласно заранее составленному графику посещали консультации научного руководителя. На первой консультации были расписаны по месяцам учебного года основные направления работы (выбор объекта исследования, работа с научной литературой, Интернет-ресурсами, подбор методов выполнения практической части, правила оформления работы, списка использованной литературы). Благодаря систематической работе учителя и учащегося все возникающие вопросы решаются по мере их возникновения, не накапливаются, их решение отражается в работе (меньше ошибок и неточностей). Для оценивания работ были разработаны критерии.

Критерий оценивания

Максимальная оценка

Актуальность выбранной темы

Структура работы (титульный лист, содержание, главы, обзор литературы, практическая часть, результаты, выводы)

Формулировка цели, задач, гипотезы, выбор предмета и объекта исследования,

Полнота изученной литературы

Логичность и последовательность изложения материала

Наличие анализа, сравнения

Использование современных методов обработки данных эмпирического исследования

Новизны разрабатываемой методики

Наличие практической части

Наличие и качество графического материала(графики, таблицы и т.п.)

Наличие обобщений, выводов, их соответствие поставленным задачам

Оформление списка литература

Научно-практическая значимость работы

Сложность выполнения работы

Своевременность выполнения и представления работы научному руководителю

Наличие поэтапной, плановой работы с научным руководителем

Уровень самостоятельности при выполнении работы

Защита работы (точность, четкость, краткость, эмоциональность, логичность)

Оформление презентации

По результатам школьной конференции НОУ все учащиеся экспериментальной группы набрали больше 75 баллов, т.е. показали более стабильные результаты по сравнению с контрольной группой.

В итоге, работы экспериментальной группы отличаются своей научностью, четкостью, точностью и грамотностью оформления. Использование данного дневника значительно снижает нагрузку, которую испытывают учащиеся при подготовке к НОУ, особенно в период перед защитой работы. Все работы, начатые в начале года, были завершены к отчетному периоду. Это позволило учащимся получать дополнительные консультации не только у педагогов школы, но и других специалистов по теме исследования. Учащиеся более уверенно чувствовали себя и при защите работы, более грамотно были оформлены презентации.

Учителю использование данного дневника дает возможность реально оценить уровень выполненной работы, своевременно заметить и скорректировать ошибки и недочеты, помочь учащимся подготовиться к ее защите.

Таким образом, целесообразно говорить о необходимости введения данной методической разработки в практику подготовки учащихся к научно-исследовательской работе не только по предметам естественнонаучного цикла, но и по другим предметам.

  1. Латюшин В. НОУ вчера, сегодня, завтра/В.Латюшин//Народное образование, 1993.-№23.-С. 11-12.
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это?//Методист, № 1, 2004. С. 39-46.
  3. Подласый И.П. Педагогика: учебник.- М.: Высшее образование,2007.-С. 294.
  4. Советский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1981.
  5. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии/Авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова.-2-е изд.- М,2008.-С.65-66.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская работа, учащийся, экспериментальная группа, естественнонаучный цикл, защита работы, научный руководитель, практическая часть, работа, контрольная группа, научная литература.

Похожие статьи

К вопросу об исследовательской работе младших школьников.

Исследовательская работа младших школьников — это формируемая педагогами творческая деятельность, направленная на изучение и понимание законов развития окружающего мира и получение учащимися новых знаний и практических навыков.

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации.

Часто проектную работу путают с исследовательской. В школе исследование является учебным и цель учащегося — освоить исследовательские умения, развить свои способности, самостоятельно получить

Модульное обучение дисциплинам естественнонаучного цикла.

Организация исследовательской деятельности на занятиях.

Публичная защита исследовательских работ есть не что иное, как коммуникативная практика. Следует помнить, что общественное признание для учащегося имеет очень большое значение и служит важным стимулом в учении.

Проектная и исследовательская деятельность.

Ребята вместе с руководителем проектно-исследовательской работы ставят цель проекта, задачи, выдвигают гипотезу, проводят

Итоговым результатом работы над проектом для обучающегося является публичная защита проекта (исследовательской работы).

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Одной из форм такой работы является учебно–исследовательская работа (УИР) учащихся, которая гармонично дополняет

План работы КОД, ежегодно утверждаемый ежегодно членами КОД, совместно с научным руководителем определяет систему действий учитель-ученик.

Проектная исследовательская деятельность как один из.

Особо активные и одаренные дети могут вести научно-исследовательские работы по разным предметам. Научные общества объединяют учащихся, которые стремятся к знаниям, исследовательской, экспериментальной деятельности; творческой.

Построение педагогического эксперимента по формированию.

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): педагогический эксперимент, изготовление изделия, умение, творческая личность, учащийся, теоретический курс, III, практический курс, контрольная группа, учебная информация.

Формирование исследовательских умений у учащихся.

исследовательская работа, исследовательская деятельность, умение, познавательная активность, внеурочная деятельность, оригинальный подход, учащийся, контрольная группа.

Проектно-исследовательская деятельность школьников как.

Началом работы является контрольно-оценочная система.

На этом направлении учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской работы, проводятся 2–3 тренировочных занятия.

Читайте также: