Социокультурные параметры человеческой деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

“Культура” в современном социогуманитарном знании — открытая категория. В самом широком смысле Культура понимается как оппозиция Природе. Природа и Культура соотносятся как “естественное” и “искусственное”. По мысли известного американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889 - 1968) культура есть “надприродное” явление.

Файлы: 1 файл

СОЦИОКУЛЬТУРА.docx

“Культура” в современном социогуманитарном знании — открытая категория. В самом широком смысле Культура понимается как оппозиция Природе. Природа и Культура соотносятся как “естественное” и “искусственное”. По мысли известного американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889 - 1968) культура есть “надприродное” явление. Наука, возникающая из естественной культурной потребности человека познать окружающую действительность, становится одним из самых эффективных механизмов “выхода человека” из мира естественного в мир искусственный (т.е. культурный) или преобразования мира естественного в соответствии со своими потребностями в культурную реальность.

Культура как деятельность

Категория “культура” обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.”

Таким образом, культуру можно представить в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности.

Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную, экологическую и т.д. Эти виды деятельности присущи всем культурам во все времена. Однако формы и способы социокультурной деятельности неодинаковы в различных культурах и культурных эпохах (технический уровень культур древних цивилизаций, античности, средневековья, современности; виды транспорта, способы обработки металла, технология изготовления одежды и т.д.). В этом смысле культура выступает как система внебиологически обретённых и внебиологически наследуемых форм человеческой деятельности, совершенствующихся в социокультурном процессе.

Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов объектов, на создание которых они направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающие физические объекты, и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.

В ходе совершенствования способов деятельности идёт становление, функционирование и развитие человеческой личности. Причём, личность одновременно выступает, во- первых, объектом культурного воздействия, то есть усваивает культуру в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного творчества, так как в той или иной форме включена в процесс созидания культуры; и, в-третьих, личность является носителем и выразителем культурных ценностей, поскольку её жизнедеятельность развёртывается в определённой культурной среде.

Материальные и духовные результаты социокультурной деятельности выступают не только как определённые достижения (ценности), но и как негативные последствия этой деятельности (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и т.п.). История культуры — это история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены как прогрессивные, так и реакционные явления. Более того, основания оценки со временем меняются, а сами ценности девальвируются.

Результаты человеческой деятельности проявляются как в специализированных областях культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так и на уровне обыденной культуры, культуры повседневности. Можно сказать, что бытие культуры реализуется как бы в двух планах: высоком, специальном, элитарном, и обыденном, повседневном, массовом. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующих сегодня культур обусловлены, в частности, пространственно-временными характеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельных народов.

В переносном смысле культура — уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi).

В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Философский энциклопедический словарь. М., 1997

1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История культуры. Культура. древних греков.

2. То же, что культурность. Человек высокой культуры.

3. Разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного (спец.). Культура льна. Культура шелкопряда.

4. Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические культуры. Культура органической ткани.

5. Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. Культура производства. Культура голоса (у певцов), Фиэическая культура (физкультура). Культура речи.

II прил. культурный, -ая, -ое (к 1, 3 и 4 знач.).

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991

ПОНЯТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОДА КАК

В статье представлена социокультурная интерпретация культурного ядра общественной жизни, имеющего определенное значение для понимания непосредственно наблюдаемых процессов происходящих в общественной жизни и прогнозирования тенденций последующего развития общества. Показано значение культурного ядра в анализе революционных процессов, поскольку в этих процессах ядро претерпевает значительные изменения.

В современных исследованиях, посвященных культурологической

проблематике, можно встретить термины, используемые скорее в биологии и естественных науках, чем в обществознании. Например, “культурное ядро” или “социальный генотип”, понимаемые в контексте “социальной анатомии” общества. Не являясь сторонником холистских или организмических теорий, необходимо признать, что использование подобной терминологии в достаточной степени отражает реалии социокультурных процессов. Использование понятия “культурное ядро” или “универсальный код культуры” позволяет зафиксировать некоторую” специфическую систему объективных значений”, которая раскрывает внутренний смысл и направленность локальной культуры . В этом смысле “ядро” культуры представляет собой “единство предметных и духовных характеристик” человеческой деятельности, обладающих устойчивостью и прочностью, а также передающихся от поколения к поколению в виде информации, правил и норм, гарантирующих историческую воспроизводимость и самоидентичность социума. Тот факт, что каждая культура обладает некоторым “старым запасом, - в терминологии Отто Бауэра/, - позволяющим воспринимать и перерабатывать новые явления, без которых, в свою очередь, немыслимо развитие практически любой страны, - становится достоянием исторического познания еще в Х1Х веке. “…Культурное богатство увеличивается благодаря влиянию самых различных наций, даже других частей света. И вопреки всему этому об исчезновении национального своеобразия не может быть и речи: этот факт объясняется национальной апперцепцией…” – отмечает Отто Бауэр в своей работе посвященной национальному вопросу. Процессы национальной апперцепции, или процессы восприятия и переработки национальных элементов в рамках той или иной конкретной культуры нашли отражение и в работах русских историков А.О.Ключевского и Костомарова. Любая культура представляется противоречивым системным единством традиционных и инновационных сторон. Причем и в традиции и в инновации культура проявляет себя как целостность, а то или иное их соотношение определяет динамику развития конкретных культур, задаваемых культурным ядром как системой социальных, поведенческих, нравственных и интеллектуальных реакций на все виды влияний внешней культурной среды. Примеры тому мы можем найти в конкретно-исторических исследованиях уже упомянутых исследователей, а также и в современных исследованиях, затрагивающих вопросы самобытного культурного развития стран в мировом сообществе. Вместе с этим, на наш взгляд, указанная проблематика представляет интерес и в философском плане. Какова природа этого универсального “кода” или “ядра” культур, которое действует, преломляясь через поведение масс и когнитивные установки исторических деятелей? Представляет ли собой “ядро” определенную совокупность устойчивых структур сознания или выражает социокультурные, национальные особенности менталитета индивидов и групп – вот круг вопросов, которые волнуют современных исследователей. Неудивительно, что отсюда возникают самые различные мнения и взгляды на указанную проблему.

Так, например, ряд исследователей полагают, что ядро культуры есть некий нравственный идеал жизни локальной общины. При этом подчеркивается, что определяющим аспектом любой культуры является нравственность. Изначально нравственные представления осознаются в форме дуальных оппозиций: добро – зло, полезно – вредно, хорошо – плохо и т.д. В таких оппозициях, относимых чаще всего к нравственным категориям, доминирует субъективная оценка того или иного проявления, как возможность объяснения действительности, заключенного между различными

смысловыми полюсами, культура функционирует через эти дуальные оппозиции, которые являются как бы “клеточками культурной ткани”. Индивид в процессе социализации воспринимает эти “клеточки”, которые, проходя сквозь призму общественного сознания, особым образом оформляются, канонизируются и надолго определяют характер, интенсивность и направленность общественных движений. Таким образом, нравственный идеал или ядро культуры определяет направленность, основные интенции и этапы эволюции того или иного конкретного общества, через систему ценностей и рациональную программу деятельности индивида. Говоря о конкретном выражении упомянутого понятия в истории, например, русской культуры, необходимо отметить, что оно формировалось вокруг нравственного идеала, понимаемого как “правда”. Понятие “правда” –подчеркивает автор, это целостное, нерасчлененное представление, охватывающее самые различные пласты и срезы бытия. Правда – это и определенный социальный идеал, и идеал межличностных отношений, и идеал образа жизни, очищенный от искажений, в которых виноваты, быть может идеология, иноземцы, собственная слабость и т.д., зиждется на вере в естественную жизнь, которая хотя частично и утеряна, но неизбежно торжествует

Если мы обратимся к другим исследованиям по истории Руси, то можем встретить указания еще на ряд устойчивых стереотипов сознания и поведения, выводимые непосредственно из конкретно-исторического контекста, Речь идет о национальных чертах русского характера в интерпретации Д.С.Лихачева. Мы говорим о национальном характере в соотнесении с ядром культуры в той мере, в какой в каждом из них присутствуют социокультурные автоматизмы поведения индивидов и социальных групп.

По мнению Д.С.Лихачева, черт русского национального характера очень много и их легче назвать, чем определить. Каждой черте противостоят противовесы и другие черты: доброте – злость, свободолюбию – стремление к деспотизму, т.е. по сути, мы говорим о тех же самых дуальных оппозициях в формировании и нравственного идеала. “Но, по счастью, реальной национальной черте противостоит по большей части призрачная, которая особенно заметна на фоне первой – настоящей и определяющей

историческое бытие”. Задача же определения “реальных” и “призрачных” черт национального характера в контексте русской истории представляется невероятно сложной и практически невыполнимой. В этом плане представляется интересной точка зрения, изложенная А.П.Огурцовым в рамках дискуссии о российском менталитете, Он подчеркнул, что идея национального характера на деле оказывается ничем иным, как натурализацией определенных социокультурных характеристик И.В.Матвеева

социальных групп и превращением их в антропологически- естественные или этнонациональные со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако это высказывание не отрицает необходимости научного изучения априорных структур сознания, коренящихся в ядре культуры и выражающихся в форме образов и представлений, а также в многообразных установках личности. Эти “архетипы” сознания формируются и сохраняются на протяжении длительных периодов в истории той или иной страны и обнаруживаются в поведении и деятельности человека.

“…Культурная общность эпохи, - отмечает Л.М.Баткин, - растворена в ее психических стереотипах, правах, лексике, логических процедурах, художественной стилистике и т.д., реализуясь во множестве ипостасей, вне которых она существует только в виде нашей генерализации”.

Изучение подобных “ ипостасей” признается большинством философов и историков. Тем более что общественное развитие, как закономерный процесс, имеющий направленность, представляет собой не заранее заданную форму, не жесткую неподвижную организацию, а совокупность тенденций и вариантов дальнейшего движения. При этом элементы сознания, “объективные мыслительные формы” или менталитет играет чуть ли не решающую роль в выборе того или иного направления, Нами уже отмечалось

каким образом социокультурные факторы влияют, например, на характер эволюции того или иного общественного явления или общества в целом.

Исходя из вышесказанного, возникает вопрос о формировании методологии изучения ментальных структур общества и механизмов их влияния на развитие общества. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, что фундаментальные структуры сознания обусловлены культурой, языком, религией воспитанием и социальным общением (социальными отношениями), а, с другой стороны, обладают большей устойчивостью и исторической длительностью относительно изменений общественно - политической жизни. Отсюда можно сделать предположение о невыводимости понятия “менталитет” из культурных, политических экономических и т.п. особенностей развития общества, т.е. из всего разнородного массива эмпирических фактов по истории подбираемых зачастую из личных пристрастий, “…И практика, и социально-экономические отношения, и все формы поведения личности должны быть рассмотрены как производные от тех инвариантных образов и представлений, с помощью которых индивиды осмысляют мир и свое место в нем. “…Менталитет потому и менталитет, что он определяет опыт и поведение индивида и социальных групп”. Представляется важным отметить тот факт, что существуют и другие подходы к пониманию ядра культуры не только через менталитет, как системы образов и представлений. Так, например, авторы уже упомянутой монографии “Развивающиеся страны:

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностьюИ т. д.

-характеризуется многообразием видов

- РФ располагает большим количеством институтов,

Создающих условия для СКД (музей, библиотека, клубИ т. д.)

Отличительные черты СКД: -Гуманистический характер

Функции СКД: -развивающая

превращение культурных ценностей и регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы.Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под Культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под Социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности.Процесс социокультурной деятельности включает в себя Культурную Трансмиссию, которая представляет собой механизм, с помощью которого идет передача накопленного опыта и знаний новым субъектам образования, и включает процессы инкультурации и социализации, т. е. интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальной роли. Инкультурация – это вхождение субъекта образования в культуру своего народа, а Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, в его социальную структуру и структуру личности.Социокультурная деятельность, как любая деятельность имеет свои Компоненты, характерные только для образовательного процесса, такими компонентами являются: отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию и самоизменению; отношение к педагогу как к посреднику между учащимся и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей; отношение к образованию, как социокультурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников, в достижении целей их творческого самовыражения; отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностьюИ т. д.

-характеризуется многообразием видов

- РФ располагает большим количеством институтов,

Создающих условия для СКД (музей, библиотека, клубИ т. д.)

Отличительные черты СКД: -Гуманистический характер

Функции СКД: -развивающая

превращение культурных ценностей и регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы.Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под Культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под Социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности.Процесс социокультурной деятельности включает в себя Культурную Трансмиссию, которая представляет собой механизм, с помощью которого идет передача накопленного опыта и знаний новым субъектам образования, и включает процессы инкультурации и социализации, т. е. интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальной роли. Инкультурация – это вхождение субъекта образования в культуру своего народа, а Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, в его социальную структуру и структуру личности.Социокультурная деятельность, как любая деятельность имеет свои Компоненты, характерные только для образовательного процесса, такими компонентами являются: отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию и самоизменению; отношение к педагогу как к посреднику между учащимся и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей; отношение к образованию, как социокультурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников, в достижении целей их творческого самовыражения; отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

· телеологический (исходные ценностные ориентации человека, определяющие смысл и цели существования).

Социализацияпредставляет собой процесс приобщения человека к социальной среде, овладения им необходимыми навыками и знаниями.

Основное значение в этом процессе принадлежит периоду раннего детства, когда осваивается язык, необходимые нормы поведения и общения. Особую роль играет семьякак исходная социальная группа, в миниатюре воспроизводящая все общественные связи и отношения. Формирование ценностных установок во многом зависит от опыта детского восприятия родителей и их отношений.

Ситуативность и стихийность социализации в рамках семьи корректируется обществом посредством такого специального института, как образование.

В широком смысле образование — это социально-исторический механизм целенаправленной, системной трансляции знаний от поколения к поколению. Образование регулирует процесс перехода от ребенка к взрослому, его цель — формирование необходимого для той или иной культуры уровня знаний и соответствующей системы мировоззрения.

Структура образования:

· социально-институциональные моменты (конкретные образовательные институты: школы, университеты, академии и т. п.);

Образование подчинено ценностным и инструментально-техническим требованиям эпохи. Например, современная общеобразовательная школа возникла не только благодаря тенденциям демократизации общества, но и как механизм обеспечения массового промышленного производства.

В современных футурологических моделях выдвигаются идеи о замене учителей компьютерами как более мобильными и эффективными источниками информации.

Образование подготавливает личность к реальному функционированию в социальных системах.

Основные функциональные характеристики человеческого бытия в обществе и культуре:

· деятельность (способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя);

· коммуникация (процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух и более субъектов взаимодействия).

Ядро деятельностного отношения к действительности составляет труд. Структура трудовой деятельности(по К. Марксу):

Причиной деятельности является необходимость удовлетворения потребностей, которые составляют реальные цели деятельности.

Постановка цели предполагает определение путей ее достижения, что отражается в понятии средств деятельности.

Предмет деятельности вносит существенные коррективы не только в окончательный продукт, но и в средства деятельности и сам механизм целеполагания.

В средствах деятельности фокусируется технический уровень эпохи, который определяет конкретный стиль жизни и тип личности.

Творчество — вид деятельности, связанный с созданием принципиально новых культурных феноменов и ценностей. Творчество всегда индивидуализировано и конкретно. В шедеврах творчества объективируются уникальный авторский опыт и мастерство.

Деятельность описывает способ отношения человека к объективной действительности, общение характеризует сферу межличностных (субъект-субъектных) отношений.

Коммуникация— понятие, обозначающее процесс обмена информацией.

В структуре коммуникации выделяют:

· двух как минимум субъектов взаимодействия;

· тему (предмет) коммуникации;

· средства их трансляции.

Особое значение имеют материальные средства передачи информации. Например, в доиндустриальных обществах доминирующее значение имела аудио-коммуникация. Изобретение печатного станка означало переход к видео-коммуникации. Для современной культуры характерна разветвленная система массовой коммуникации.

Новый характер коммуникационные связи получили в связи с созданием в 80-х гг. ХХ в. международной информационной сети — Internet.

Интернет способствует не только новым человеческим возможностям, но и новым проблемам, среди которых не последнее место занимает дефицит реального, а не виртуального общения.

Общение процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентированный на понимание. В общении акцент делается не столько на информационных, сколько на личностных аспектах. Собеседник представляет интерес как личность, способная понять и оценить твою жизненную позицию.

Общение всегда диалогично. Диалог порождает чувство сопричастности чужому опыту и чужой реальности. Одновременно диалог — это условие самопонимания и саморазвития личности, где посредством Другого мы конкретизируем собственные жизненные установки и ценности.

· стандартизированность мышления и существования;

· автономность, изолированность от Другого.

Объединение в массу рождает ощущение единства целей и интересов.

Одна из отличительных черт современной эпохи – повышение роли человеческого фактора, возрастание всех проблем, связанных с человеком. И конечно рядом с человеком неотделимо всегда существует и общество, в котором происходят все жизненные процессы, преобразования. К тому же мир, в котором мы живем, с каждым днем становиться все сложнее, растут потребности человека, увеличивается поток информации и, следовательно, мы тоже становимся сложнее. Это своего рода закономерность. Чем сложнее становятся задачи для человека, чем сложнее становиться он сам, чем в более сложную общественную систем он включен, тем более многоуровневым и многомерным должно быть его мышление и его мировоззрение.

Содержание

Глава 1. Деятельность как сущностная характеристика человека …………………………………………………. ……………………………. 6-11
1.1 Виды деятельности……….……………………………………. 11-15
1.2 Сущность и специфика управленческой деятельности……………………………………………………………………………..15-
Глава 2.Социализация и образование как важнейшие факторы формирования человека
2.1 Социализация студенческой молодежи
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Социокультурные характеристики человеческого бытия.doc

Глава 1. Деятельность как сущностная характеристика человека …………………………………………………. …………………… ………. 6-11

1.1 Виды деятельности……….…………………………………… . 11-15

1.2 Сущность и специфика управленческой деятельности……………………………………………… ……………………………..15-

Глава 2.Социализация и образование как важнейшие факторы формирования человека……………………………………………….……… . ….

2.1 Социализация студенческой молодежи…………………

Список использованных источников……………………………….

Одна из отличительных черт современной эпохи – повышение роли человеческого фактора, возрастание всех проблем, связанных с человеком. И конечно рядом с человеком неотделимо всегда существует и общество, в котором происходят все жизненные процессы, преобразования. К тому же мир, в котором мы живем, с каждым днем становиться все сложнее, растут потребности человека, увеличивается поток информации и, следовательно, мы тоже становимся сложнее. Это своего рода закономерность. Чем сложнее становятся задачи для человека, чем сложнее становиться он сам, чем в более сложную общественную систем он включен, тем более многоуровневым и многомерным должно быть его мышление и его мировоззрение. В этот момент и появляется понятие человеческого бытия.

Человеческое бытие – это существование конкретных живых индивидов, объединений людей, предметного человеческого мира. Это деятельность как способ бытия, общественные отношения, порождение новых потребностей, способностей, развитие всего богатства субъективной человеческой чувственности. Это непосредственное и социально-рациональное взаимодействия, существенные отношения и формы их проявления в повседневных отношениях. Это деятельность, побуждаемая социальными чувствами, настроениями, и деятельность, направляемая сознанием, различными его уровнями. Наконец, это практическая деятельность, практические отношения, в том числе духовно-практические.

Здесь уместным будет само понятие общество. Общество является одной из важнейших сфер реальности. Оно неразрывной цепью связано с человеческим бытием, которое в свою очередь есть процесс существования человека. Нельзя также оставить без внимания такое понятие, как общественное бытие, ведь оно определяет общественное сознание, т.е. понимание людьми их сосуществования в системе, в общей системе жизнедеятельности. Человек напрямую связан с социумом.

Можно выделить ряд характеристик, по которым можно четко и понятно выделить это самое человеческое бытие. Но самые важные факторы в сфере человеческого бытия представляют социокультурные характеристики.

Социум. Если сказать в общем, социум – это есть общество, которое в свою очередь является одной из важнейших сфер реальности. Общество строит все вокруг нас существующее в то числе и саму человеческую сущность.

В итоге, социокультурные характеристики – это те, которые тесно касаются общества, существуют неразделимо с ним и по своей сути относятся к человеку.

Можно выделить такие социокультурные характеристики человеческого бытия, как деятельность, которая тоже делится на разные виды, например, управленческая, материальная духовная, социальная, коммуникативная. Также характеристикой является социализация – процесс усвоения человеком знаний. И сюда необходимо отнести образование – процесс возникновение некого идеального образа.

Глава 1. Деятельность как сущностная характеристика человека

Один из основных функциональных модусов человеческого бытия в обществе и культуре – это деятельность. Под деятельностью принято понимать способность человека к активному, целенаправленному преобразованию объективной действительности и самого себя. Деятельность немыслима без коммуникативных процессов, так как общение основополагающая человека. Коммуникация в свою очередь может быть рассмотрена как особый вид деятельности. Коммуникация – это процесс обмена информацией, предполагающий активную взаимосвязь двух или более субъектов взаимодействия.

Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Системообразующим признаком деятельности является субъективная активность человека, направляемая на природный и социальный мир, на мир объектов и субъектов. Одна из основных социальных функций человека – деятельная. Причем деятельность выступает как форма человеческой активности, связанная с преобразованием природы, культуры, самого человека. В ее основу закладываются цели человека или социальной группы.

Деятельность в обществе предстает как целостная система, имеющая сложноорганизованную структуру с различными компонентами и такими характеристиками, как сложность, открытость, саморегулируемость, развитие. В качестве важнейших элементов всякой деятельности человека выступают следующие:

  • объект;
  • субъект;
  • цель;
  • средство;
  • результат (продукт) деятельности.

Для описания исторических особенностей человеческого существования особое значение имеют средства деятельности. Именно в них преимущественно фокусируется технический уровень эпохи, который, в свою очередь, определяет конкретный стиль жизни и тип личности. Существует устойчивая зависимость между доминирующими орудиями труда и содержательно-ценностными характеристиками самого человека. Труд может быть определен как основной аспект человеческого бытия – это существенное свойство человека состоит в том, что он преобразует мир природы в свой мир – мир культуры 1 .

Функции деятельности связаны непосредственно с удовлетворением таких человеческих потребностей, как производственные, познавательные, биологические, социальные, прогностические.

Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. В процессе своей деятельности он преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.

Важным фактом в процессе деятельности является психологическая культура – процесс усвоения человеком программ деятельности при его воспитании и обучении, благодаря которым осуществляется саморегуляция и жизнедеятельность в различных ситуациях социальной жизни. От этого зависит общее состояние человека в обществе.

Человеческая деятельность – целеполагающий процесс, который представляет собой социально-рациональное взаимодействие, осуществляющееся как стихийно, так и сознательно. И в ходе него вырабатываются законы, нормы, предписания, образцы поведения, долженствования, ценности, идеалы. Ядро деятельностного отношения к действительности составляет труд. Каждый индивид в повседневной жизни действует, стремясь удовлетворить свои насущные потребности. И в повседневной деятельности каждый отдельный производитель сознательно вступает в производство и обмен, но не осознает тех существенных отношений, которые при этом возникают. Существенные отношения невидимы, воспринимаются лишь опосредованно, через чувственные формы их появления. Говоря о феномене деятельности, следует различать сферу труда как устойчиво-типологическое основание жизнедеятельности общества, определяющее структуры повседневного опыта и доминирующий тип рациональности, и формы творчества.

В марксизме деятельность изучается как материальный процесс, который опосредуется сознанием. Марксистский подход к природе и сущности человека постоянно развивается. Современные философы-марксисты саму деятельность человека связывают с проблемами его самореализации как личности в трудовой деятельности, сложнейших общественных отношениях, в которые он включен и в которых проявляются индивидуальные особенности его сознания, характера, менталитета. Здесь человек проявляет себя не только в качестве продукта общественного бытия, но и своей активной деятельностью вносит в него новые разноплановые качественные характеристики.

В современном познании понятие деятельности играет ключевую, методологически центральную роль. Поскольку с его помощью дается универсальная характеристика человеческому миру. Однако определяющее понятие деятельности связано с выявлением определенного типа отношения к миру, определенного типа бытия в мире, который составляет средство деятельности и не может не быть философским.

Таким образом, деятельность – это фундаментальное философское по нятие, сопоставимое по своей общности с категориями общественного бытия и сознания. Она является родовым по отношению к конкретным видам деятельности.

Деятельность пронизывает все человеческое бытие, но не является ни единственным основанием, ни его самым глубинным уровнем. Деятельностный подход имеет и свои возможности и пределы. Деятельность может ограничиваться извне, иметь вынужденные, глубинные ограничения. Основой развития и понимания общественной жизни является единство действий и общественных отношений, а не только деятельность как таковая.

Рассматривая процесс деятельности, следует особо остановиться на одной из важнейших ее сторон – целеполагании. Достаточно распространенным является представление о том, что исходным пунктом и порождающим ее началом является цель. Исходный момент деятельности составляют не цели, а потребности людей. Ради удовлетворения потребностей они и действуют. Можно сказать, что в процессе деятельности сам человек воздействует на окружающий мир и приводит его в соответствии со своими потребностями.

Читайте также: