Социальный проект логопеда в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ проект Логопед у вас дома.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Педагогический проект

Составитель:

Учитель-логопед: M овчан Н.Г.

1 квалификационной категории

Выявление проблемы. 3 стр.

Участники проекта 4 стр.

Концептуальные основы 4 стр.

Цель, задачи, ожидаемые результаты проекта 5 стр.

Организация работы над проектом 6 стр.

Перспективный план реализации проекта 7 стр.

Список литературы. 9 стр.

Приложение № 1 10 стр.

Приложение № 2 11 стр.

Приложение № 3 12 стр.

Приложение № 4 13 стр.

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.

Анализ ситуации

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

В. А. Сухомлинский

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм.

Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.

В ходе логопедической работы необходимо:

• помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

• разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,

• подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта:

Учитель-логопед, дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Концептуальные основы

Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.

Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A . C . Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A . C . Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.

Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой, К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других).

Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ДОУ.

Цель проекта:

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

• выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

• выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

4. Заключены дополнительные договоры между родителями и учителем логопедом.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Возможные риски:

• трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ

(выход: подключение социального педагога и психолога).

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).

• выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

• выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса (см. Приложение 2).

2 этап – основной (практический).

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

• проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

• Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

Формы и
методы работы

Содержание работы

Ответственный

1. Подготовительный этап

1. Анкетирование родителей

2. Сбор дидактических
материалов

3. Заключение дополнительных договоров

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку, посещающего логогруппу

Анкета для родителей

2. Основной этап

Конкурс чтецов/скороговорщиков

Праздник красивой и правильной речи

Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Тематическая консультация с практической частью

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Проявление родителями ораторских и творческих способностей на интересном речевом материале

Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей

Протокол проведения консультации, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей
Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба

Картотека игр и упражнений по темам

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии

3. Заключительный этап

Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Выявление уровня речевого развития детей

Анкета для родителей

Сертификат об участии

Список литературы:

• Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.

• Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.

• Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.

• Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.

• Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм.

Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.

В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
  • подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления, достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта:

Учитель-логопед, дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Концептуальные основы

Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.

Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A.C. Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.

Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой, К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других).

Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ДОУ.

Цель проекта:

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

Ожидаемые результаты:

Путем анкетирования выявилась необходимость повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ

Практическая значимость проекта

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (информационно-аналитический)

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу.

2 этап – основной (практический)

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

• Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное образовательное учреждение

Ветлужская школа-интернат

(социальный проект)

Руководитель проекта:

Лесникова Ирина Евгеньевна,

учитель-логопед

2016 г.

Актуальность проблемы ………………………………………….. 4

Цели и задачи проекта ……………………………………………. 5

Этапы реализации проекта……………………………………….. 7

Ожидаемые результаты……………………………………. …… 10

Актуальность проекта

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Участники проекта: учитель-логопед, учащиеся и родители учащихся 1-4 классов, учителя начальных классов, воспитатели.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:
выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;
разъяснить и показать родителям, в чем заключается работа учителя-логопеда в школе;
повысить интерес родителей к вопросам речевого развития детей и предоставить необходимую информацию;
выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку, общего подхода к воспитанию;

Паспорт проекта

Название проекта

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

"Ветлужская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида"

Адрес: Нижегородская обл., г. Ветлуга, ул. Ленина д.48а

Класс, возраст учеников

1-4 класс, 7-10 лет

606860, Нижегородская область, г. Ветлуга

Лесникова Ирина Евгеньевна,учитель-логопед

учащиеся 1-4 классов и их родители

2015 – 2016 учебный год

Этапы реализации проекта:

сентябрь 2015 уч.года

Родители учащихся 1-4 классов

октябрь 2015 г. – май 2016 года

Мероприятия по реализации проекта

Перспективный план реализации проекта

Формы и методы работы

Содержание работы

1 этап. Подготовительный этап

Познакомиться с родителями учащихся;
собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка;
изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту;
изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития

2 этап. Основной

Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся. Наметить пути преодоления речевого дефекта.
Рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия.

Познакомить родителей с нормами речевого развития детей, с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта.

Публикация на сайте

Познакомить родителей с артикуляционными упражнениями.

Ответить на вопросы, волнующие родителей

День открытых дверей

Посещение индивидуальных и подгрупповых занятий родителями.

Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие

Январь, февраль, март, апрель

Рекомендации для учителя, работающего с детьми с нарушениями письма и чтения.
Рекомендации для родителей.
Рекомендации по учебному режиму для ребёнка, страдающего дисграфией.

Ответить на вопросы, волнующие родителей.

Публикация на сайте

Ответить на вопросы, волнующие родителей.

Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах.
Осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми.
Обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников.

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии речи детей.

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей
Отзывы родителей предложения и замечания

Выявление уровня речевого развития детей

Участие на МО логопедов

Ожидаемые результаты.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами.

Описание проекта:

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по вопросам речевого развития детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Цель: получение реальной картины, анализ особенностей семьи и семейного воспитания ребенка, выработка тактики своего общения с каждым родителем.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки "Домашний логопед";

выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку "Советы логопеда": методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса.

2 этап - основной (практический)

• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития школьников;

• пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей "Советы логопеда";

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

• проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, "круглых столов", "родительских гостиных", проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи;

• проведение индивидуальных консультаций;

• создание информационно-методического стенда "Советы логопеда" (ежемесячно);

• презентация копилки для родителей "Советы логопеда" (ежемесячно);

• ведение "Дневника успеха" (ежемесячно, родителями)

3 этап-заключительный (контрольно-диагностический).


Цель: анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективности коррекционной работы с детьми.

Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов города и района.

Практическая значимость проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса. Содержащиеся в Проекте рекомендации могут служить отправной точкой при планировании работы с родителями в условиях логопедического пункта. Практические рекомендации могут найти широкое применение в деятельности Консультативных пунктов для родителей, созданных в образовательных учреждениях.

Проект

Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.

Анализ ситуации

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

В. А. Сухомлинский

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.

Выделяется часть родителей, позиция которых также неадекватна. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект. Такие родители постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слово хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности. В результате может возникнуть комплекс явлений, обозначаемых в специальной литературе как поведенческий и речевой негативизм.

Родителям с гиперрефлексией на дефект ребенка важно объяснить, что коррекция будет результативнее, если ребенок почувствует себя более спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть поначалу небольших успехов.

В ходе логопедической работы необходимо:

• помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

• разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,

• подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта:

Учитель-логопед, дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, их родители, воспитатели.

Концептуальные основы

Вопросами семейного воспитания детей с проблемами в развитии речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Г.В. Гуровец, С.Т. Григорян, Л.Н. Ефименкова, Н.Л. Крылова, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, Э.В. Миронова, А.Г. Московкина, Н.В. Новоторцева, Л.П. Носкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подчеркивают роль ближайшего окружения (семьи) в процессе коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, и считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводят повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.

Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, A . C . Макаренко, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A . C . Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др.

Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения (М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, М.Ф. Фомичевой, К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других).

Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ДОУ.

Цель проекта:

Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

• выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников;

• выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Ожидаемые результаты:

3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

4. Заключены дополнительные договоры между родителями и учителем логопедом.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Возможные риски:

• трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ

(выход: подключение социального педагога и психолога).

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (информационно-аналитический).

• выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

• выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры между учителем логопедом и родителями.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу и заключение дополнительных договоров между двумя сторонами образовательного процесса (см. Приложение 2).

2 этап – основной (практический).

• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников;

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта:

• проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

• Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

N
п/п

Формы и
методы работы

Содержание работы

Ответственный

1. Подготовительный этап

1. Анкетирование родителей

2. Сбор дидактических
материалов

3. Заключение дополнительных договоров

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Установление единых требований родителей и логопеда к ребенку, посещающего логогруппу

Анкета для родителей

2. Основной этап

Конкурс чтецов/скороговорщиков

Праздник красивой и правильной речи

Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Тематическая консультация с практической частью

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Проявление родителями ораторских и творческих способностей на интересном речевом материале

Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей

Протокол проведения консультации, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей

Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей
Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Логопед
Муз. рук-ль
Воспитатели

Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба

Картотека игр и упражнений по темам

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии

3. Заключительный этап

Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Выявление уровня речевого развития детей

Анкета для родителей

Сертификат об участии

Список литературы:

• Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.

• Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.

• Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.

• Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.

• Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.

• Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.

Приложение 1

Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Чтобы ответить на ее вопросы, родители должны не только прислушаться к речи своего ребенка, но и подумать, что именно он произносит неправильно (звуки, слова или фразы) и как произносит.

Полученные анкетные данные говорят о том, ведется ли в семье работа по преодолению речевых недостатков и предупреждению трудностей, готовы ли к ней родители, хотят ли они сотрудничать с детским садом, продолжая совершенствовать речь своих детей.

1. Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________

2. Дата рождения________________________________________________________________

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.)___________________________________________________________________________

4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) _______________________________________________________________________________

6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) _____________________________

7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) ____________________________

8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ___________________________

9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? __________________________________________________________________________

10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?_______________________________________

11. Присутствуете ли на дет. праздниках?____________________________________________

12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_____________________________

Приложение 2

Договор о сотрудничестве логопеда и родителей.

• Предмет договора

• Ответственность сторон

Родители обязуются:

• Сотрудничать с логопедом и посещать консультационное занятие логопеда с ребенком не реже 1 раза в месяц (по желанию родителей можно чаще).

• Ежедневно заниматься с ребенком по заданию логопеда, записанному в тетрадь для индивидуальной работы (15-20 мин в день)

• Приносить тетрадь для логопедических занятий 1 раза в неделю, не забывать брать тетрадь домой (в рабочие дни и на выходные).

Логопед обязуется:

• Предоставлять высококвалифицированную коррекционную помощь по устранению дефектов речи у ребенка

• Проводить с родителями еженедельные консультации по устранению недостатков звукопроизношения и показу продвижения детей.

Логопед оставляет за собой право устанавливать и корректировать сроки исправления недостатков речи у детей.

В случае невыполнения родителями обязанностей, оговоренных в договоре, логопед не несет ответственности за своевременное исправление недостатков звукопроизношения и имеет право обратиться к администрации детского сада с просьбой о прекращении коррекционной работы.

Приложение 3

ДНЕВНИК УСПЕХА

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____

Читайте также: