Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка в образовательном процессе детского сада

Обновлено: 01.07.2024

Автор: Горлова Лариса Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ № 41"
Населённый пункт: г. Братск
Наименование материала: семинар для педагогов ДОУ
Тема: Педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Семинар для педагогов

«Педагогическое сопровождение освоения ребенком основной

Горлова Лариса Валерьевна

г. Братск, 2018 год

План семинара:

процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.

слов, обобщая их понятия.

Введение в тему, понятийный словарь.

методы и приемы).

освоения ребенком содержания основной образовательной программы,

качестве и проблемах педагогического сопровождения освоения ребенком

директор школы, заботливая многодетная мама, уставшая от одиночества

домохозяйка, опытный воспитатель, подросток), игра начинается. Педагоги

А теперь настроимся на работу и выполним следующее упражнение. Нужно

найти такое слово или словосочетание, которое объединяло бы смысловые

значения слов, обобщая их понятия.

Яблоко, груша – это…

Земляника, малина – это…

Эхо, зеркало – это…(отражение)

Басня, рассказ – это…(литература)

Голод, жажда – это…(потребности)

Похвала, наказание – это…(оценка)

Понятие, суждение – это…(логика)

Подготовились, теперь приступаем к работе.

В рамках перемен в российском образовании, современных тенденций

квалифицированной помощи ребенку в образовательном процессе.

образование, помощь, взаимодействие, сотрудничество, сотворчество и т.п.)?

Педагогическая поддержка — это деятельность педагога, направленная на развитие свободоспособности ребенка.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.

Основные концептуальные положения о педагогической поддержке в России были разработаны О.С.Газманом.

Он определяет ее сущность как оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением - экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором.

Предметом педагогической поддержки , становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, "выращивание" субъектной позиции ребенка.

Задачами педагогической поддержки являются:

  • выявления и собственного понимания педагогом проблемы ребенка, осознания всей ситуации его саморазвития;
  • помощи ребенку в осознании им данной ситуации и коррекции собственного понимания;
  • совместной с ребенком рефлексии его проблемы, побуждение его к осознанию себя как суверенного

Педагогика поддержки - так назвал Олег Семенович Газман деятельность педагога принципиально отличную от обучения и воспитания, но необходимо дополняющую их. Эта деятельность направлена на развитие уникальности ребёнка, на становление его авторской позиции в жизни, поддержку его самостоятельности и взросления. В деятельности многих талантливых педагогов всегда незримо присутствует эта составляющая.

В своей работе с детьми использую наиболее приемлемые тактики педагогической поддержки развития детей: тактику помощи и тактику содействия.

Главным условием тактики является стабильное эмоциональное состояние ребенка, самооценка не занижена. В тактике содействия создаешь условия для того, чтобы ребенок вовлекался в процесс осмысления намерений, интересуешься мнением ребенка к отношениям к происходящему, расширяешь возможности выбора, предлагая новые варианты, не знакомые ребенку. В тактике содействия постоянно находишься с ребенком в диалоге, вместе размышляя, добиваясь до сути. Эта тактика развивает критические и аналитические способности ребенка, который учится осознавать то, что проблема может иметь как минимум 2 варианта решения.

Методы педагогической поддержки используются тогда, когда у ребенка с одной стороны, возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решить, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь их решать. Таковыми являются:

1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей (метод наблюдения, метод коллективного анализа деятельности, размышления);

4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей (ролевые игры, метод творческого поиска).

Главное в деятельности (совместной и самостоятельной) – ребенок, а воспитатель направляет его деятельность.

Использую следующие приемы:

- ход познания (от ребят),

- начало должно быть необычным,

- держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей,

- не оставлять без внимания ни одного ответа детей,

- помнить о развитии речи во всех видах деятельности,

- поддерживать ощущение успешности,

- осуществление работы в творческих тетрадях.

Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь ребенку устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем .

Успешность такого взаимодействия педагога иребенка возможна при соблюдении следующих условий .

1. Согласие ребенка на помощь и поддержку . Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.

3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия.

4. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

- он использует инверсию (перестановку, преобразование) как средство возвращения ребёнку противоречий, содержащихся в его намерениях (в утверждениях, в аргументации и т.д.), которые ребёнок или не заметил, или не захотел принимать во внимание;

По существу, содействие строится по типу интервью, которое описано в любом учебнике по педагогике как метод педагогического исследования.

При этом педагог действительно искренне заинтересован в том, чтобы понять, что же на самом деле произошло.

Итак, содействие - поддержка в какой-нибудь деятельности .

Итак, содействие - поддержка в какой-нибудь деятельности, направленной к успеху (способствовать успеху).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ, ПОМОЩИ Выполнила студентка 401 группы О.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ, ПОМОЩИ Выполнила студентка 401 группы О.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ, ПОМОЩИ Выполнила студентка 401 группы Очно - заочного обучения Новгородская Е.Ю.

Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педаго.

Актуальность и новизна использования данной технологии в модели психолого-пед.

Актуальность и новизна использования данной технологии в модели психолого-педагогической поддержки ребенка в условиях введения ФГОС дошкольного образования связана с возможной вариативностью работы педагога, которая будет обеспечена: содержательным наполнением работы по формированию базисных основ социальной культуры, как условие реализации образовательной программы дошкольного образования; вариативностью использования тактик педагогической поддержки, в зависимости от проблемных ситуаций, возникающих в ходе обучения и воспитания в условиях детского сада; вариативностью форм работы педагога при решении образовательных задач: групповая форма работы, работа с малыми группами, индивидуальная работа педагога с ребенком

Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей.

Создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей, посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности. Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать неповторимый колорит. С учетом всех требований развивающая предметная среда предполагает вариативность, возникающую на содержательно- педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях

Комфортность и безопасность обстановки - чаще всего достигается через сходств.

Комфортность и безопасность обстановки - чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. - Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира, т.е. это естественный природный, бросовый материал, разнообразные бытовые предметы. Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности - достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни. Обеспечение возможности для исследования и научения. - Детское экспериментирование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предмете (объекте). Функциональность предметной среды - означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию Организация предметов и оборудования в пространстве

Организация рациональна, целесообразно по возрасту дошкольников насыщение пре.

Организация рациональна, целесообразно по возрасту дошкольников насыщение предметно-развивающей среды детского сада Цель воспитателя: Сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно-развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. Организация во времени (изменения, вносимые в среду)

Задача педагога при овладении технологией педагогической поддержки продемонст.

Успешная реализация требований ФГОС предполагает наличие у педагога определен.

Успешная реализация требований ФГОС предполагает наличие у педагога определенных компетенций, которые определяют его готовность и умение: • обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка; • организовать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности и материалов; • выстраивать развивающее вариативное образование; • работать в зоне ближайшего развития ребенка; • выстраивать образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ поддерживать индивидуальность ребенка и обеспечивать развитие его потенциала, образовательных потребностей; • оказывать не директивную поддержку детской инициативе, обеспечивать игровое время и пространство трансформируемой полифункциональной среды.

Способность: • использовать в образовательном процессе формы и методы сотрудн.

Способность: • использовать в образовательном процессе формы и методы сотрудничества с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям; • выстраивать образовательный процесс на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребенка; • поддерживать положительное, доброжелательное отношение детей друг к другу, в том числе детей разных возрастов и эффективного взаимодействия детей в разных видах деятельности; выстраивать взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Организация педагогического взаимодействия способом поддержки предполагает (О.

Организация педагогического взаимодействия способом поддержки предполагает (О.С.Газман): рассмотрения педагогического процесса как процесса, основанного на принципах гуманизма взаимоотношений взрослого и ребенка; отношение к ребенку как к субъекту свободного выбора и деятельности; оказание ему, в случае необходимости, помощи и/или защиты в ситуациях осознанного затруднения, помощь в познании себя и своих возможностей

Успешность осуществления педагогической поддержки в общеразвивающих группах д.

Успешность осуществления педагогической поддержки в общеразвивающих группах детей с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей будет успешна при следующих условиях: осознание педагогом самоценности дошкольного детства и его существенного значения для последующего развития личности; ориентация педагога на индивидуальное своеобразие развития ребенка в период дошкольного детства; - создание предметно-развивающей образовательной среды, способствующей развитию ребенка во всех доступных ему видах деятельности и сохранению его индивидуальности; - осознанное и целенаправленное применение педагогом ДОУ тактик педагогической поддержки через реализацию конкретных приемов.

По Кругликову В.Н. «Методы активного обучения – совокупность педагогических д.

К основным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятель.

К основным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе. Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат, то есть ориентировка в поле видимых, но еще не реализованных возможностей, идей, гипотез.

Осуществление тактик педагогической поддержки будет осуществляться воспитател.

На современном этапе развития дошкольного образования на первый план выдвигаю.

На современном этапе развития дошкольного образования на первый план выдвигаются идеи личностно ориентированной педагогики. Одной из технологий личностно-ориентированной модели образования является педагогическая поддержка, включающая оперативную и превентивную (предупреждающая) деятельность профессиональных педагогов по созданию благоприятных условий для развития личности каждого ребенка в образовательном процессе. Педагогическая поддержка базируется на принципах индивидуализации и персонификации образовательных задач для дошкольника в режиме дня.

Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей. // Народное образова.

Краткое описание документа:

Педагогическая поддержка рассматривается учеными, как особая педагогическая деятельность, обеспечивающая развитие индивидуальности, его самоопределение и самореализацию, в процессе образования; ориентированная на создание условий для преодоления ребенком препятствий в интеллектуальном, нравственном, эмоционально-волевом, психологическом и физическом развитии; процесс совместного с ребенком определения его интересов, путей преодоления проблем, помогающих самостоятельно достигать желаемых результатов в различных областях жизнедеятельности.

Педагогическая поддержка требуется ребенку, когда он не осознает опасности и, следовательно, предполагает активное вмешательство педагога для ее устранения или осознания воспитанником.

Педагогическая поддержка — это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого, и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

Автор этой концепции О. С. Газман определил данное направление в педагогике как педагогика свободы, цель которой разработать средства для формирования свободоспособной личности.

Большинство определений педагогического сопровождения в своей основе содержат действия педагога по отношению к воспитанникам. Например, Н. Б. Крылова и Е. А. Александрова под педагогическим сопровождением понимают умение быть рядом, следовать за воспитанником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в обучении.

В. А. Айрапетова считает, что педагогическое сопровождение – это форма партнерского взаимодействия, в процессе которого создаются условия для индивидуального принятия решений.

В определении педагогического сопровождения И. А. Колесниковой и В. А. Сластенина напротив, перечислены методы педагогической деятельности сопровождающего педагога по отношению к обучающемуся. Педагогическое сопровождение, по их определению, это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности воспитанника в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Понятие сопровождение многозначно. Сопровождение кого-либо означает :

-создавать условия для самостоятельного освоения среды;

-оказывать необходимую помощь в устранении препятствий;

Высокий смысл педагогического сопровождения заключается в раскрытии жизненных сил ребенка. Педагог, следуя рядом, должен помогать ему увидеть свои возможности.

Результатом педагогического сопровождения является способность воспитанника действовать самостоятельно и продуктивно.

Ребенок живет и развивается в среде, поэтому педагогическое сопровождение следует рассматривать как сопровождение в среде дошкольного образовательного учреждения. Каждая среда обладает определенными возможностями: она богата и ограничена этим возможностями. Для того чтобы обучающийся максимально использовал возможности среды, нужна педагогическая помощь. Воспитанник проходит определенный путь:

1) Погружение в среду (адаптация)

2) Активное взаимодействие (освоение среды)

3) Обогащение среды

Педагогическое сопровождение ребенка в среде – это по сути дела процесс оптимизации связей ребенка со средой, что находит выход в развитии этого ребенка и среды.

В настоящее время активно развиваются концепции социально-педагогического, психолого-педагогического и валеолого-педагогического сопровождения. В нашей работе мы делаем акцент в педагогическом сопровождении на создании условий для самостоятельного освоения среды и оказании необходимой помощи в устранении препятствий.

Особенности процедуры медиации в дошкольном образовательном учреждении На мой взгляд, выбранная тема является довольно актуальной и значимой, так как в дошкольной среде возникает, порой, немало сложных конфликтных.

ИКТ в дошкольном образовательном учреждении ИКТ Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео,.

Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении Введение Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном.

Организация режимных процессов с детьми в дошкольном образовательном учреждении При организации режимных процессов в дошкольном образовательном учреждении нужно соблюдать разумное чередование совместной деятельности.

Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Аннотация: В статье рассматриваются основные структурные компоненты.

Уголок природы в дошкольном образовательном учреждении

Уголок природы в дошкольном образовательном учреждении Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность всех специалистов и воспитателей ДОУ, охватывающая все субъекты воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • анализ социальной ситуации развития ребенка в детском саду, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • гармонизация социально-психологического климата в педагогическом коллективе;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В рамках психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса осуществляется совместная деятельность всех специалистов (в нашем ДОУ объединенная в психолого – медико – педагогический консилиум (далее ПМПк)), что считается оптимальным условием по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

В нашем детском саду реализуются профилактические программы, охватывающие всех воспитанников, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с родителями, педагогами и администрацией.

Психолого-педагогические условия реализации ФГОС ДО:

  • уважение личности ребенка;
  • использование форм и методов работы с детьми в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
  • поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу, взаимодействие в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей;
  • защита от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей в воспитании и образовании детей;
  • мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы.

Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

Психологическое - педагогическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

В этом направлении решаются следующие задачи:

- формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;

- закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;

- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;

- формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.

Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах-практикумах, как очно, так и дистанционно в формате Zoom-конференции, через различные мессенджеры, сайты, соцсети.

Психолого-педагогическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.

Психопрофилактическая работа с детьми имеет пять основных направлений:

1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2) развитие познавательных процессов;

3) развитие произвольной регуляции поведения;

4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых и групповых занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.

Психолого - педагогический мониторинг включает в себя мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы, а также психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Кроме того, проводятся диагностические исследования адаптации к детскому саду и подготовки детей к школе.

Углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников для определения их потенциальных возможностей для дальнейшего развития проводится в рамках работы ПМПк ДОУ, при необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В соответствии с заключением ТПМПК для детей с ОВЗ разрабатываются адаптивные образовательные программы.

В работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений, в том числе исследуется творческий потенциал педагога, с целью правильной организации инновационной деятельности в ДОУ.

Психолого-педагогическая коррекция и развитие – это форма совместной профессиональной деятельности педагогов, психолога и родителей, основанная на системе психолого-педагогических воздействий, с целью осуществления системы коррекционных и развивающих мероприятий, с опорой на знание возрастных, социокультурных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Работа с детьми в данном направлении выстраивается с учетом результатов педагогического мониторинга и психологической диагностики, направленных на изучение психического развития и становления личности воспитанников (познавательные процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, межличностные отношения и коммуникативные способности, психологической готовности ребенка к обучению в школе).

Психологическая и педагогическая коррекционная развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на развитие эмоционально-волевой сферы (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль); познавательной и социально-коммуникативной сфер (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми); а также на речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Психолого-педагогическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования. Осуществляется систематически по результатам диагностики, по наблюдениям, по индивидуальным запросам для педагогов, родителей, администрации образовательной организации, представителей широкой общественности.

Таким образом, наличие эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития, воспитания и обучения детей на этапе дошкольного детства.

Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:

Психологическое - педагогическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и администрации потребности в психолого-педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

В этом направлении решаются следующие задачи:

- формирование устойчивой мотивации к саморазвитию;

- закрепление знаний о возрастных психологических особенностях детей;

- индивидуальное консультирование по вопросам обучения и воспитания детей, тактике взаимодействия с родителями;

- формирование способности к проектированию и конструированию эффективных средств и методов взаимодействия с ребёнком, умения прогнозировать его поведение, предвидеть результаты работы.

Основной целью работы с семьей является привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к формированию личности ребенка. В своей деятельности мы делаем особый акцент на взаимодействие с семьей, потому что в настоящее время наиболее актуальной проблемой в дошкольном образовании является привлечение родителей воспитанников к жизнедеятельности ДОУ, к процессу воспитания, образования и развития собственных детей. С родителями мы встречаемся на родительских собраниях, индивидуальных консультациях, семинарах-практикумах, как очно, так и дистанционно в формате Zoom-конференции, через различные мессенджеры, сайты, соцсети.

Психолого-педагогическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.

Психопрофилактическая работа с детьми имеет пять основных направлений:

1) развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей;

2) развитие познавательных процессов;

3) развитие произвольной регуляции поведения;

4) развитие эмоциональной сферы (знакомство с базовыми чувствами);

5) развитие способности к дифференциации эмоциональных состояний.

Все направления продиктованы актуальными для данного возраста проблемами, а также психофизиологическими особенностями детей. Работа проводится в форме подгрупповых и групповых занятий. При необходимости проводится индивидуальная работа с ребенком.

Психолого - педагогический мониторинг включает в себя мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы, а также психолого-педагогическое исследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей, а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации. Кроме того, проводятся диагностические исследования адаптации к детскому саду и подготовки детей к школе.

Углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников для определения их потенциальных возможностей для дальнейшего развития проводится в рамках работы ПМПк ДОУ, при необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В соответствии с заключением ТПМПК для детей с ОВЗ разрабатываются адаптивные образовательные программы.

В работе с педагогами и родителями проводится диагностика особенностей педагогического общения, особенностей детско-родительских отношений, в том числе исследуется творческий потенциал педагога, с целью правильной организации инновационной деятельности в ДОУ.

Психолого-педагогическая коррекция и развитие – это форма совместной профессиональной деятельности педагогов, психолога и родителей, основанная на системе психолого-педагогических воздействий, с целью осуществления системы коррекционных и развивающих мероприятий, с опорой на знание возрастных, социокультурных и индивидуальных особенностей развития ребенка.

Работа с детьми в данном направлении выстраивается с учетом результатов педагогического мониторинга и психологической диагностики, направленных на изучение психического развития и становления личности воспитанников (познавательные процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, межличностные отношения и коммуникативные способности, психологической готовности ребенка к обучению в школе).

Психологическая и педагогическая коррекционная развивающая работа с детьми проводится на всех возрастных этапах и направлена на развитие эмоционально-волевой сферы (повышенная тревожность, страхи, агрессивность, низкий самоконтроль); познавательной и социально-коммуникативной сфер (нарушения во взаимодействиях со сверстниками и значимыми взрослыми); а также на речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Психолого-педагогическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством психологического консультирования. Осуществляется систематически по результатам диагностики, по наблюдениям, по индивидуальным запросам для педагогов, родителей, администрации образовательной организации, представителей широкой общественности.

Таким образом, наличие эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития, воспитания и обучения детей на этапе дошкольного детства.

Читайте также: