Социальные технологии как способ решения жизненных проблем человека кратко
Обновлено: 02.07.2024
Социальная технология – это совокупность методов и средств, позволяющих добиваться результатов при решении задач по обеспечению эффективного взаимодействия между людьми.
Технология – это строго упорядоченная последовательность (алгоритм) организационных мер и операций с целью воздействия на предмет труда.
Технологии коммуникации – это совокупность методов и средств обмена сведениями при передаче информации.
Коммуникация – это передача сведений (информации) от кого-то или чего-то кому-то, или чему-то при помощи языка или других знаковых систем.
Корреспондент – это источник информации.
Респондент – это приёмник информации.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
- Технологии социальной работы / Под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА - М, 2003.
- Словарь справочник по социальной работе. / Под ред. Е. И. Холостовой. – М., 1997.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Социальные технологии осуществляются по таким направлениям:
- Социальное планирование;
- Разработка комплексных программ развития городов, регионов, отраслей;
- Социальное проектирование решения стандартных проблем;
- Управление.
Социальные технологии, быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально – педагогические, социально – психологические, социально – медицинские.
Методы социальных технологий согласуются с целями, предназначением и направлениями воздействия, личностными особенностями людей или сообществ и их потребностями.
Все социальные технологии делятся по сферам применения: производственно – экономическая деятельность; политика; государственное управление; система наказаний; социально – этническая среда; расселение людей в городах, сёлах; здравоохранение; образование; наука; культура и досуг; бытовое обслуживание населения; социальная работа.
Социальные технологии можно классифицировать по разным основаниям.
По масштабности: глобальные, региональные и локальные.
Целью глобальных социальных является решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает положительное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность. Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).
Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений. Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.
По типу социального процесса:
- Экономические, социальные, регулирующие социальную сферу общества
- Политические, оперирующие политическими процессами;
- Культурологические, представляющие явления и процессы в сфере культуры;
- Духовно – идеологические;
- Информационные, отражающие информационные процессы;
- Управленческие, ориентированные на оптимизацию управленческих процессов;
- Комплексные, отражающие явления во всех сферах их проявления.
По степени новизны: Инновационные и устаревшие.
По выполняемой функции:
- Познавательные;
- Диагностические, обеспечивающие диагностику социальных проблем;
- Информационные, ориентированные на получение, передачу, хранение и переработку информации;
- Обучающие, осуществляющие процесс обучение в аспекте той или иной педагогической доктрины;
- Игровые, являющиеся средством имитации реальной деятельности;
- Управленческие, осуществляющие процесс управления;
- Деятельностные, представляющие собой модели тех или иных видов деятельности;
- Технологии противоборства, обеспечивающие победу в борьбе;
- Миротворческие, ориентированные на мирное решение социальных проблем.
По характеру воздействия:
- Формирующие, направленные на формирование определенных социальных процессов;
- Стимулирующие, ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов;
- Сдерживающие, задающие определенные границы социальных процессов
- Разрушающие, направленные на подрыв и устранение определенных процессов.
К социальным технологиям относятся и технологии общения или коммуникации. Коммуникация – это передача сведений (информации) от кого – то или чего – то кому – то, или чему – то при помощи языка или других знаковых систем.
Эти технологии являются ведущими в социальных процессах.
Технологии коммуникации – это совокупность методов и средств обмена сведениями при передаче информации. Коммуникация может осуществляться в следующих четырёх вариантах:
- Обмен сведениями между людьми;
- Передача информации от человека к машине, например, введение программ в компьютер;
- Передача информации от машины к человеку, например, показ фильма по телевизору или чтение на планшете, электронной книге;
- Обмен информацией между машинами, например, между компьютером и принтером.
Общаясь друг с другом, люди пользуются речью, мимикой, жестами. Когда непосредственно общение невозможно, применяются такие средства связи как почта, телефон, телеграф, телевидение, электронная почта, Интернет.
Существует множество профессий, связанных с технологией коммуникации.
Это почтальоны, телефонисты, модераторы, операторы связи и другие. Одна из старейших профессий, связанных с передачей информации – почтальон, ей более 300 лет.
Почтальоны сортируют корреспонденцию, газеты и журналы и разносят их по адресатам. Почтальон должен обладать хорошей памятью, выносливостью, быть вежливым и аккуратным. С появлением интернета люди все реже стали писать друг другу письма и выписывать различные периодические издания, поэтому есть предположение, что эта профессия в скором времени прекратит свое существование.
Одной из ведущих профессий связи является оператор связи (телефонист, телеграфист). Основная деятельность связана с общением с людьми и со знаковой информацией (цифрами, расчётами, таблицами). Профессия связана с применением автоматизированных и автоматических систем. Специалист осуществляет работу по обслуживанию всех видов телефонной связи, по приёму и передаче телеграмм.
Социальные технология – это основа социального прогресса, создания благоприятных условий для воспроизводства жизни, реализации творческого потенциала каждой личности для обеспечения жизнедеятельности людей.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Варианты ответа:
- государственное управление
- система наказаний
- расселение людей в городах, сёлах
- культура и досуг
- все перечисленные
Правильный вариант ответа: 5.
Пояснение: Государственное управление, система наказаний, расселение людей в городах и сёлах, культура и досуг – все это сферы применения социальных технологий, т.е. технологий работы с людьми.
Задание 2. Установите соответствие между названием основания для классификации и направлениями социальных технологий.
Варианты ответа:
Правильный вариант ответа:
Пояснение: Масштабность технологий зависит от охвата территории: глобальные решают проблемы мира, человечества, региональные – страны или региона, локальные – небольшой территории. Новизна технологий оценивается по времени возникновения и значимости на данный момент времени: инновационные – новые и актуальные, рутинные – устаревшие.
Социальные технологии – совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели. В статье мы подробнее рассмотрим, что такое социальные технологии, зачем они нужны, какие они бывают и как их может использовать обычный человек.
Сущность социальных технологий
Помимо определения, которое было дано в первом предложении этой статьи, существуют и многие другие. Для более целостного представления рассмотрим ещё два из них:
- Социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата.
- Социальная технология– это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем, для проектирования и осуществления коммуникативных воздействий, изменяющих сознание людей, культурные, политические и/или социальные структуры, системы или ситуации.
Понятие социальных технологий применимо к управлению как обществом (экономика, социальная среда, культура), так и конкретными организациями (повышение эффективности труда или квалификации работников, формирование корпоративной культуры и т.д.), любыми другими социальными объектами.
Но если раньше эти принципы и правила выводились эмпирически, были относительно простыми и передавались от поколения поколению, то сейчас социальные технологии – предмет научных исследований.
Применительно к обществу, проведение анализа данной категории становится возможным, основываясь на примерах поиска рационального типа организации управления социальной средой, культурой и экономикой.
В рамках других уровней общественной организации, социальные технологии находят применение в области управления страной, отдельными областями, краями, городами и районами, что, в свою очередь, связано с разрешением вопросов жизненных проблем людей, как конкретных административных единиц.
В случае, когда рассматривается конкретная организация, принято говорить о последовательности (алгоритме) решений в разрешении определенных социальных задач: повышения уровня квалификации или эффективности труда работников, совершенствование системы мотивации труда работников, укрепление продуктивности взаимоотношений трудящихся, создание эффективной корпоративной культуры – то есть оптимизация рабочего пространства в соответствии с актуальными потребностями работников, благодаря которым происходит создание духовных и материальных ценностей.
На практике, осуществление данных важных методических и методологических требований не отработано на необходимом практическом уровне и научно-теоретической базе, в связи с чем, на всех уровнях управления социальными процессами существует ряд существенных недостатков, выражающихся в произвольных решениях, либо полным отсутствием целей для продумывания и последовательного осуществления конкретных организационных мер.
В настоящее время не существует эффективного механизма защиты, и конкретных гарантий, защищающих от возникновения произвольных решений и ошибок, что возникает вследствие отсутствия ясности в исходных принципах реализации управленческих полномочий.
Таким образом, можно резюмировать, что в современной России, управление социальной сферой не обладает достаточной научной основы, что проявляется в отсутствии необходимых алгоритмов политических и социально-экономических процессов, которые необходимо воплощать в социальных технологиях.
Определение социальной технологии
Также под технологией принято понимать определенную форму описания производственного процесса, совместно с инструкцией по введению в эксплуатацию, технологических правил, карт, графиков, поскольку для организации нормальных производственных форм необходимо соблюдение строгой последовательной операций, совместно с обеспечением стабильных критериев воздействия на предметы труда в рамках установленных пределов.
Благодаря научно-техническим и информационным преобразованиям появляются существенные изменения в общественной жизни, которые связаны с разработкой и последующим внедрением технологических новшеств в области биотехники, энергосбережения, выбросу отходов и иных.
При этом, изобретение социальных технологий было совершено много лет назад. Так, на протяжении многих веков людьми осуществлялось управление общественными делами, передача накапливаемых знаний и информации от одного поколения к другому. Вместе с тем, они всегда использовали технологии, которые чаще всего не были разработаны специально, и были весьма примитивными.
Непосредственно социальные контакты не нуждались в специальной технической модификации и могли осваиваться на интуитивном уровне, а также опытным и эмпирическим путем.
Развитие общества становилось возможным за счет следования апробированным правилам, предписаниям, традициям и культурным образцам, которые не были разработаны целенаправленно и осознанно, а также зачастую считались рутинными, однако их все же использовали на практике.
В ходе развития человеческого общества, происходило усложнение социальных связей, происходило увеличение их числа, в значительной мере возрастала динамика общественных процессов, что порождало возникновение новых требований в области совершенствования социальных технологий.
Вместе с тем, продолжали действовать общесоциологические закономерности, среди которых возрастание роли субъективных факторов в области развития мировых цивилизаций, что приводило к кардинальным переменам в практике и теории управления; а также внедрению методов социального воздействия, которые обеспечивают повышенный уровень качества социальных технологий.
Зачастую представленные требования вступали в противоречие с возникающими потребностями с одной стороны – в общественном развитии, а другой – с низким уровнем управленческого воздействия. Постепенно назрела острая необходимость использования некоторых последовательных формальных операций, основой которых является не только опыт, но также и научно обоснованные рекомендации, составляющие базу для социальной технологии.
Сущностью и предназначением любых технологий является оптимизация управленческих процессов, совместно с исключением из них всех видов операций и деятельности, не являющихся необходимыми для получения социальных результатов.
Применение технология является главным ресурсом, благодаря которому возможно снижение затрат на управление, совместно с повышением эффективности управленческой деятельности и ее значения в общественной жизни.
В обществе происходит непрерывный процесс поиска приоритетов не только в рамках технического прогресса, а также и в области социальных ориентаций, а также оптимизированного использования потенциала человеческих ресурсов.
Сущность и содержание социальных технологий
Российское социологическое сообщество, начиная от 1960-х годов активно начало исследовать проблемы социальных технологий, активно углубляясь в детали данной области. Согласно результатам проведенных исследований было выявлено, что введение социальных технологий, которые направлены на комплексное исследование интеллектуальных и творческих способностей человека могло бы способствовать увеличению промышленного производства на 20-25%, а в случае задействования резервов данные показатели увеличились бы на 40-60%.
В результате исследований было выявлено, что достижения Японии в большом количестве промышленных отраслей связаны с активным включением научных разработок в тщательное исследование социальных затруднений работников, эффективности коллективных форм организации работы трудящихся и иных организационных моментов.
Благодаря выполнению определенных мелких паттернов происходит формирование представлений о специфических элементах процесса технологизации в социальной сфере, среди которых: диагностика, последовательность операций, временные интервалы, предупреждение сбоев, возможность контроля всех действий в процессе реализации поставленных задач.
В представленных условиях возникает потребность в определении сущности и содержания социальных технологий. В ходе анализа предпринятых попыток было выявлено, что исследователи различным образом рассматривают сущность технологий.
Так, В. Г. Афанасьевым они определяются в качестве элементов управленческого механизма, а также способа перевода абстрактных научных определений во вполне конкретные понятия для того, чтобы достигнуть поставленных целей.
Согласно М. Маркову, технология – это средство осуществления конкретных сложных процессов средствами его разделения на комплекс взаимосвязанных и последовательных операций и паттернов, которые должны выполняться в строгом алгоритме.
А. К. Зайцев утверждает, что технология является совокупностью информации о средствах и способах организации различных социальных процессов, а также непосредственно этих действий, которые способствуют достижению поставленных целей.
В. Н. Иванов понимает технологии в качестве системы инновационных средств и методов решения сущностных противоречий между самореализацией и взаимодействием социальных субъектов в области коммуникации между природой и человеком.
Как утверждает В. В. Щербина, социальными технологиями можно называть такие средства упорядочения и организации целесообразных форм практических действий, совместно с системой приемов, которые будут направлены на преобразование, изменение, либо определение социальных объектов, а также на достижение заданных результатов.
Вместе с тем, можно также затронуть область специфических социальных средств. Особенностями технологий является то, что они алгоритмизируют все действия, исходя из чего могут использовать большое количество раз, а также растиражированы для разрешения схожих целей и получения необходимых результатов благодаря повышению профессиональной культуры.
Концепция зарубежного автора К. Поппера объясняет социальную технологию в качестве способа использования теоретических знаний в области практических действий. Исследователем она разделяется на две формы: утопическую (холистскую) и частичную.
В утопической (холистской) технологии происходят попытки разрешения поставленных задач с помощью социального преобразования в максимально сжатые сроки – с помощью одного алгоритма – революционного. Благодаря этому, согласно К. Попперу, в данной модели невозможен своевременный учет и предупреждение нежелательных вредных последствий необходимых мероприятий.
Частичная технология характеризуется не крупными целями и задачами, а реалистичностью и верной трактовкой того, что может быть выполнено благодаря имеющимся способам, методам и формам социального воздействия. В ее основе находится анализ реальных действий и процессов, совместно с последующим их осуществлением благодаря практическому преобразованию реальности.
При этом, согласно социологическим источникам, существует также и расширенное понятие, в которое включены вопросы проектирования, экспериментирования и проектирования элементов управленческих циклов.
Так, в рамках процесса управления существует определенная стадия, в которой необходимо воплощать на практике и организовывать процессы объективизации духовных и материальных идей.
Не во всех организационных процессах может осуществляться регламентация и алгоритмизация: в рамках процесса управления, деятельность руководителя и любого человека, который причастен к управлению всегда сопряжена с элементами творческой импровизации, а также предчувствия.
Из-за этого, деятельность руководителя и организатора может быть связана как наукой, так и с искусством. Вместе с тем, что не означает, что в данной масштабной области поисков рациональных форм организации управленческой деятельности существуют (или должны существовать) программы (алгоритмы) реализации последовательный действий для достижения заранее сформулированных целей.
Благодаря социальным технологиям создаются возможности тиражирования приемов и методов, совместно с многократным их повторением, а также применением в похожих ситуациях для других социальных ситуаций или в других процессах.
В алгоритмах управления, которые закреплены в технологиях, имеются также и негативные аспекты: они могут способствовать консервации приемов и методов, которые именно благодаря данным обстоятельствам на новых этапах могут обрекать разработчиков на неудачи и просчеты.
Великий создатель Г. Форд стал знаменитым благодаря собственным инновационным технологиям, которые успешно воплощались в жизнь на протяжении двадцати лет, включая 1930-е годы, что позволило разрешить большое количество различных социальных проблем. Благодаря консервации способов и методов достижения необходимых задач, к 1950-му году начался период существенных ошибок и просчетов, что в значительной мере стало снижать качество и эффективность производственной деятельности.
На основании обзора существующих позицию в данном вопросе, можно сделать вывод о том, что социальная технология представляет собой систему последовательных и целенаправленных действий, а также операций, которые могли бы воздействовать и реализовывать изначально сформулированные планы, программы и проекты для получения оптимальных социальных результатов.
Социальная технология является важнейшим элементом механизма управления, а также средством перевода с языка намерений на язык конкретно-прикладной язык. Это достигается во многом за счет формализации процессов социального управления, совместно с последующим расчленением на более мелкие элементы благодаря совершению процедур и операций.
Процедура – это комплекс действий, благодаря которым осуществляется управление конкретными процессами.
Операция – это форма непосредственных действий, а также путей решения конкретных задач в области определенной процедуры.
Резюмируя вышеописанное, можно сделать вывод о том, что социальные технологии представляют собой некоторое средство для достижения конкретной цели, который состоит из:
- поэтапной реализации конкретных видов деятельности;
- редварительной, сознательной и планомерной разработки операций с помощью использования научных фактов;
- учета специфики сферы общественной жизни, в рамках чего деятельность и реализуется.
При этом, социальная технология может выступать в двух формах: в качестве проекта, в котором содержатся операции процедуры, и в качестве организационной деятельности, которая выстраивается на основании данного проекта.
Возведение Саяно-Шушенской ГЭС имело значительные отличия от похожих механизмов строительства ГЭС в Красноярке, создание которой началось в конце 1950-х годов.
Через 15-20 лет, Саяно-Шушенскую ГЭС стали возводить с использованием иных технологий: в начале был возведен город и построены дороги, были созданы все основные условия для проживания и соответствующая инфраструктура для выполнения культурных и социальных функций, и только после выполнения всех описанных действий был начат процесс построения непосредственно гидроэлектростанции, а также основного потребителя ее энергии – масштабного алюминиевого комплекса.
Таким образом, особую значимость приобретают процессы выявления исходных теоретико-методологических основ, совместно с уточнением категориального аппарата, а также видов и форм для классифицирования социальных технологий, совместно с выявлением принципов их создания и внедрения.
Социальная технология — совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология — это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации.
В более широком смысле, социальная технология — последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии, как правило, используются в управленческом консалтинге.
Классификация
Социальные технологии различают в тесной зависимости от сфер общественной деятельности, в которых используются. Социальные технологии могут быть:
Социальные технологии, которым все более уделяется внимание на государственном уровне, в свою очередь, могут быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские.
Литература
- Шохов А. Сознание: инструкция пользователя. — Одесса, 2009. — 464 с.
См. также
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Социальная технология" в других словарях:
Социальная технология — совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем. По английски: Social technology См. также: Технологии Социальная… … Финансовый словарь
Социальная технология — система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, совокупность операций и процедур социального воздействия на объект на пути получения оптимального социального результата … Социологический словарь Socium
Социальная работа — Социальная работа профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет… … Википедия
Социальная программа МЖК — Социальная программа МЖК необходимое условие для проектирования и строительства МЖК в СССР 1971 1991 гг. В соответствии с Положением о МЖК (1987), молодёжным жилым комплексом (МЖК) могла стать только та (застраиваемая двумя и более… … Википедия
Социальная реабилитация — Социальная реабилитация это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс… … Википедия
социальная эпистемология — СОЦИАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (англ. social epistemology, нем. soziale Erkenntnistheorie) одна из современных областей исследования на стыке философии, истории и социологии науки, науковедения. Последние 30 лет она активно развивается,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — англ. technology, social; нем. Sozialtechnologie. 1. Совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе соц. планирования и развития, решения разного рода соц. проблем (повышение… … Энциклопедия социологии
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — специфич. и стандартное оперативное средство деятельности социолога практика в сфере управления. Термин Т.е. используется в соц. инже нерной деятельности и социологич. ветви консультирования управленческого (см.). Будучи разновидностью технологии … Российская социологическая энциклопедия
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Задача С. п. с помощью психотерапевтических воздействий не только лечить болезни, осуществлять психогигиенические и психопрофилактические мероприятия, но и улучшить социальное поведение индивида. При этом не делаются различия между… … Психотерапевтическая энциклопедия
Читайте также:
- Организация развивающего образовательного пространства как фактор готовности ребенка к школе
- В чем особенности раннего творчества блока и стихов цикла стихи о прекрасной даме кратко
- Чем вызвана необходимость совершенствования содержания образования в современной школе
- Как отказаться от коррекционной школы
- Анализ стихотворения ворон к ворону летит пушкина кратко