Как отказаться от коррекционной школы

Обновлено: 05.07.2024

Поздно… Страшное слово. Время упущено, назад его не вернуть, и никакие консультации, развивающие занятия, и даже смена образовательной программы иногда не смогут коренным образом изменить жизнь ребёнка к лучшему.

Почему так происходит? Ведь проблемы возникают не вдруг, не на пустом месте? Неужели родители не видят трудностей, не замечают того, что с развитием, с общением у ребёнка, мягко говоря, не всё в порядке, и ему необходима помощь ?

Конечно, большинство родителей прекрасно видят такие проблемы. Другое дело, что далеко не все хотят их замечать, говорить о них и что-то делать для их преодоления.

Причин этому может быть огромное множество:

· Кто-то догадывается о трудностях, но не имеет достаточно собственных знаний и информации извне (от тех же педагогов), для того, чтобы обратить на них пристальное внимание.

· Кто-то, отлично понимая, что не всё в порядке, предпочитает закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в том, что проблема всё же есть, и ею надо заниматься (кстати, не всегда это происходит осознанно, чаще – бессознательно, просто такая защитная реакция).

· Бывает, что родители, видя проблемы ребёнка, не хотят верить в их существование и ищут любые, даже мизерные, доказательства их незначительности. Оно и понятно – ведь для каждого из нас своё дитя кажется самым лучшим.

Поэтому первейшая и главнейшая задача педагогов – это показать родителям, что определённые проблемы в обучении, развитии ребёнка существуют на самом деле, и мотивировать как можно скорее начать их решать всеми возможными методами. Этот шаг – самый важный, и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто невозможно.

Как же педагогам сделать так, чтобы родные ребёнка, наконец поняли, что трудности его – реальны, а не выдуманы, и вызвать у них жгучее желание в кратчайшие сроки обратиться за помощью в ПМПК?

Во-первых , не стоит умалчивать о том, что вас беспокоит. Часто случается, что педагоги не спешат рассказывать мамам и папам воспитанников, как на самом деле у тех обстоят дела, так как не хотят их расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно понимают. Поэтому, пока не будет открытым текстом сказано, в чём именно и какие неполадки у ребёнка, каких-либо конкретных шагов родители не сделают!

Для этого следует знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню освоения образовательной программой (т.е. они должны иметь чёткое представление, что нужно освоить ребёнку). Воочию убедиться в том, что ребёнок отстаёт в усвоении программы, родителям помогает присутствие на некоторых занятиях. Поняв требования педагога, послушав ответы других детей, самостоятельно сравнив их с тем, как отвечает собственный ребёнок, мамы и папы могут лучше увидеть проблему.

Да, детей нельзя сравнивать с другими. Но здесь не идёт речь о том, хуже ребёнок других или нет. Здесь речь о том, адекватна ли программа, по которой занимается ребёнок, его возможностям и способностям. Конечно, очень важно сказать не только о недостатках, но и о достоинствах ребёнка (в первую очередь – о достоинствах!). Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического сопровождения ученика.

Во-вторых, обязательно привлекайте родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их преодоления и к оказанию непосредственной помощи ему. Если вы будете стараться в одиночку, то велика вероятность, что ваши усилия не будут оценены по достоинству. Напротив, может случиться и так, что вас обвинят в некомпетентности и непрофессионализме. Поэтому разделяйте ответственность с родителями, чётко оговаривая свои и их конкретные действия по преодолению трудностей. Здесь нелишним будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными, любящими и неравнодушными они являются, и как сильно в их участии нуждается ребёнок.

На самом деле после обследования ребёнка специалисты комиссии не ставят никаких диагнозов, а дают рекомендации о том, какая образовательная программа будет под силу ребёнку (то есть которую он сможет успешно освоить). Таких программ несколько: для детей с задержкой психического развития, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для детей с умственной отсталостью и ряд других. После визита на ПМПК родители самостоятельно решают вопрос о переводе своего ребёнка на обучение по рекомендованной программе либо о продолжении обучения по прежней. Причём время принятия решения никем не ограничивается.

В случае если комиссия рекомендовала программу для детей с умственной отсталостью, и ребёнок в соответствии с этими рекомендациями закончил обучение по ней и получил свидетельство об образовании, у него всегда есть возможность продолжить учёбу в учреждениях начального профессионального образования и получить рабочую специальность. В настоящее время количество учебных заведений, принимающих выпускников коррекционных школ, неуклонно растёт.

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Право выбирать школу, форму обучения и язык

Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

См. также:

Право не платить за то, что должно быть бесплатным

Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.

Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.

Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.

Туда направляют только по показаниям.

В данном вопросе трудно дать заочный ответ, мало исходных данных. Кто направляет и с какой целью?


Лакшми, школа в которой сейчас обучается ребёнок, советует нам в коррекционную школе заполнить пробелы, подкорректировать знания, есть справка от ПМПК.

Вам, как матери, трудно принять правду.

Значит есть показания специалистов. Не нужно бояться, это необходимо значит для обучения и развития ребенка. Если коррекция требуется - значит надо принять помощь специалистов.


значит надо
занимайтесь с ребенком
делайте с ним домапшки, любите

Одноклассника сына ещё после первого класса перевели в эту школу. Мы даже не помним хорошо его. Честно говоря нам всем не повезло с первым учителем. Много времени уже прошло. Недавно узнали что тот мальчик очень хорошо учится , участвует в олимпиадах по математике,так в той школе и остался. А родители ребенка очень даже рады что в этой школе оказались, не собираются менять школу. Говорят там хорошие учителя.


Хорошего мало

Коррекционных школ ведь несколько, они кажется делятся по видам (например для детей 8,7 вида)
До какого класса
В этой школе после 11класса получают аттестат или справку
После коррекционной школы берут ли в обычную школу


Это же просто рекомендации. Можете остаться в своей школе. Это Ваш выбор. Больше занимайтесь с ребёнком. Если переведётесь,то в конце след. учебного года можете опять пойти на комиссию,и если наладится с учёбой,вернётесь в свою школу,свой класс. Ничего страшного в этом нет.


У нас тоже племянника направляли, он даже комиссию проходил. перед комиссией с ним побеседовали, чтоб никого не боялся если не знает ответа так и говорил что не знает.А если ответ скажут, поблагодарил. Прошёл комиссию, остался в об.школе. Но перед начал.учёбы за две недели начали заниматься все вспоминать, не долго около часу. По началу не много в перед заглядывали темы и пошли хор.оценки и он воспрял духом. Сейчас закончил 7кл. с 4 четверками остальные 5.


Это только рекомендации. Вы вправе отказаться, и с помощью репетитора устранить пробелы


маДама, на всю жизнь репетитра не наймешь.


марина, умейте правильно писать для начало .


Егор, так вам тоже не помешает научится писать правильно


ооо, у Вас тоже есть ошибки)))

уделяйте больше внимания своему ребенку , чаще смотрите вместе фильмы , читайте , разговаривайте . очень часто родители заняты своими делами , им не хватает времени на детей , всё на ходу , на лету . нужно хотя бы по 15 мин вдень уделять неформального внимания .


yspehnay-i, мой ребенок занимает все свободное мое время и не только свободное. Я не успеваю делать домашние дела, никуда не хожу. Делаю с ним уроки каждый день до 12 часов ночи (скорее за него). А он ничего делать не хочет. Стоит мне выйти из комнаты или отвернуться все бросает и начинает играть или читать книгу. Не убирается в своей комнате, даже постель не застелит. Игрушки валяются под ногами. Я давно ему игрушки не


я, ремня всыпьте пару раз. мальчики слишком расхалябанные бывают в этом возрасте. и то что вы видите адекватных взрослых мужчин не алкашей, не бездельников это как раз те мальчики которым всыпали в этом возрасте ремня. а те кому не всыпали и есть алкаши и бездельники.


Воспитанию надо уделять внимание и просто уделять внимание ребенку , любить его

говорить какой он молодец какой он особенный, талантливый, дети после похвалы и родительской ласки просто расцветают и развиваются быстрее.


Мне кажется, что надо исходить из общих данных: если у вашего ребенка есть неврологические проблемы, какой-то диагноз, то лучше идти в кор.школу. Если просто не успевает, педагогическая запущенность, то осьаваться в обычной и всеми силами нагонять.

у знакомой ребенок (с ДЦП) учится в такой школе

и она говорит, что после 1 класса к ним перевели кучу нормальных детей у которых нет отклонений в развитии, только в основном предагог. запущенные дети (плохо себя ведут, плохо читают и др.).
Если ребенок просто медленнее усваивает, может надо учителя (класс) поменять?


Учителям, видимо, не хочется заниматься с гиперактивными, неусидчивыми учениками, поэтому и избавляются от под надуманными предлогами. На кону вопрос судьбы вашего ребенка, родителям важно заниматься с ребенком, чтоб помочь учителю. Учительская работа очень трудная и учитель такой же человек со своими проблемам, у учителя тоже дети, дела семейные, квартирный вопрос и т.д. Родителям очень важно думать об интересах ребенка и заниматься с ребенком.

Да,поэтому ребенка отправляют в коррекционную школу.В интересах ребенка.Учителя молодцы.


Не отдавайте ребенка в коррекционку! Это ж клеймо на всю жизнь! У нас была такая школа, так все дети из обычных школ презирали и издевались над ними, обзывали дураками, дебилами и т.п. Не помню, какого вида была эта школа, но там, в основном были не инвалиды, а именно с задержкой УР и педагогически запущенные дети (из неблагополучных семей). Ради бога, занимайтесь ребенком. Каждый день. Сейчас уже можно начать проходить программу следующего года. Сами или нанять репетитора, если проблемы с речью, ходить к логопеду и пр. Ведь эти проблемы можно устранить.


Русалка, сколько же нужно заниматься?Ребенку и погулять некогда все учит ,учит ,путает, жалко.


Я причину так и не поняла? Почему отправляют??

Ваш ребенок вместо уроков и домашних обязанностей предпочитает книги читать? Видимо, речь идет не о задержке умственного развития. В каком он классе? Может, вам стоит проконсультироваться с независимыми специалистами, а не сразу принимать рекомендации школы.


как будто бы обычная школа это гарвард, ха не смешите. уровень образования там такой низкий, что все российские школы это коррекционные. пусть учиться в обычной, в дебилы не записывайте, он развит только в своем каком то направлении, это не будет видно до 17 лет, после 17 уже станет ясно


я против чтоб мою дочь отправляли в корикционку это уму не постижимо недельями не видить ребёнка подскажите пожалуйста как мне отстоять свою дочь

света, Вам самой туда неплохо бы попасть. Глядишь, научились бы писать грамотно.


Не знаю, как сейчас, но в 1990-е справка МПК

означала справка от Медико-педагогической комиссии - что ребёнок по состоянию здоровья не способен нормально учиться.
Вместо аттестата дают справку. Дорога в ВУЗ фактически закрыта.
Зато тянут за уши, переводят из класса в класс, усвоения знаний не требуют, на второй год никогда не оставляют.

Что значит "по состоянию здоровья не способен нормально учиться"?
Обычно подразумевается некое психическое отклонение, но вовсе не обязательно психическая болезнь, просто отставание в психическом развитии, последствия травмы головы или лёгкое слабоумие из-за пьянства (наркомании) родителей. В последнем случае может, дитё и не сделали в пьяном виде, просто пьянственные родаки вообще никак и никогда не воспитывали своё чадо и он рос как сорняк в поле, и не по своей вине отстаёт в развитии, а так он нормален. Или наоборот, не отстаёт, но вырос агрессивным и диким, как волчонок.

Но. Немалое, но всё же значительное число деток со справкой МПК - психически и в нервном отношении совершенно нормальны, но просто страдают терапевтическими болезнями. Например, гипертонией или гипотонией (такое есть и среди школьников) - у ребёнка голова раскалывается на уроках, сидит и ничего из-за этого не понимает.
Короче, родителям нужно заранее следить за здоровьем своего ребёнка, а не пускать дело на самотёк, если участковый педиатр или дохтур в подростковом кабинете не соображает ничего и доводит дело до хронической болезни. И искать нормального врача.

Кстати, бывают и родители, согласные на эту МПК чуть ли не с радостью. У них в башкы вбит стереотип - мы с его маманей - работяги, и из нашего чадунюшки интеллигента всё равно не выйдет, так шо пущай быстрей эти 8 классов без второго-третьего года кончает и устраивается куды-нито работать.

Закрытие специальных школ

Ведущие российские ученые–дефектологи говорят о необходимости развития двух направлений: сохранения специальной школы и развития инклюзивного образования. Однако на практике бывает и так, что под видом инклюзии закрывают специальные школы. Между тем, только там дети с особыми образовательными потребностями могут получить высокоспециализированную помощь.

Подготовка кадров

Переобучение на сегодня — проблема самого учителя. Большая часть курсов повышения квалификации, переобучения, курсы по дефектологическому образованию платные. Школы практически не имеют возможности организовать их за свой счет.

По мнению Аллы Анатольевнвы, проблема подготовки специалистов осложняется тем, что сокращаются бюджетные места на дефектологических направлениях. Это в условиях, что детей с различными типами нарушенного развития рождается всё больше.

Принятие обществом людей с особенностями

На западе давно внедрено инклюзивное образование. Назвать кого-то инвалидом чревато наказанием по закону. А у нас это повсеместно происходит. Хотя мы и говорим о толерантности и терпимости, общество очень разноплановое.

Родители детей с ОВЗ ищут престиж

Может ли педагог отказаться от инклюзии?

Сегодня педагоги заняты подготовкой к ЕГЭ и выполнением госстандартов, им проще дать отдельное задание или оставить ученика после уроков, чем включить ребенка с особенностями в общий образовательный процесс.

Читайте также: