Организация развивающего образовательного пространства как фактор готовности ребенка к школе

Обновлено: 04.07.2024

Описание материала: В публикации рассматриваются вопросы обеспечения преемственности ДОО и начальной школы через создание единой предметно-пространственной развивающей среды.

Но многие рассматривают преемственность, как подготовку ребенка к следующему этапу развития в школе. В дошкольный период развития у детей закладываются важнейшие черты личности ребенка. А значит, и важной задачей всех субъектов образовательных отношений, становится организация такого развивающего мира ребенка, который будет единым, то есть единый развивающий дошкольный и школьный мир.

Безусловно, важно создать для ребенка такие новые условия, чтобы переход к школьному обучению прошел мягко. Поэтому необходимо стремиться к преемственности во всех ее видах. Выделяют следующие виды преемственности:

Рассматривая преемственность ДОО и начальной школы, мы может видеть, что существуют определенные трудности. Но прослеживается связь и в задачах воспитания и обучения, и в содержании учебных программ, в формах и методах воспитания и обучения, и учет возрастных особенностей развития детей. В некоторых мегаполисах созданы комплексы, где общее руководство в ДОО и школе.

Образовательная среда в широком смысле безусловно благоприятствует развитию ребенка, и предметно-пространственная развивающая среда является фактором обеспечивания преемственности ДОО и школы. ФГОС ДО и начальной школы ставят акцент на создание условий среды и в ДОО, и в школе.

Мы проанализировали, наблюдается ли взаимосвязь, существует ли преемственность в создании предметно-пространственной развивающей среды дошкольной и школьной ступеней. Меняется ведущий вид деятельности, а значит среда, окружающая ребенка. В чем можно проследить взаимосвязь в ППРС ДОО и начальной школы? При создании ППРС детского сада выделяют требования, закрепленные ФГОС ДО (насыщенность, вариативность, трансформируемость, доступность, безопасность). Эти требования находят свою преемственность в Принципах построения предметно-пространственной развивающей среды начальной школы.

Итак, предметно-пространственная развивающая среда ДОО и начальной школы строится с учетом ФГОС ДО и ФГОС НО. Мы видим, что существует ряд проблем преемственности, но развитие и совершенствование ППРС обеих ступеней образования мы можем считать фактором обеспечения их преемственности.

Список литературы
1. Должикова Р.А., Федосимов Г.М. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе, М, 2008

2. Философская Энциклопедия. В 5-х т. М.: Под редакцией Ф. В. Константинова, 1970

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Стратегия развития дошкольного образования в контексте ФГОС ДО предусматривает формирование предпосылок учебной деятельности, как одно из приоритетных направлений работы ДОУ, а также обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального образования. Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

ВложениеРазмер
ППРС как средство подготовки к обучению в школе. 22.96 КБ
ППРС как средство подготовки к обучению в школе. 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель Головина О.В., воспитатель Яндубаева Н.В.

Организация предметно-развивающей среды для успешной подготовки детей к обучению в школе. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития.

Стратегия развития дошкольного образования в контексте ФГОС ДО предусматривает формирование предпосылок учебной деятельности, как одно из приоритетных направлений работы ДОУ, а также обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального образования.

И решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, нравственное.

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец), ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить : среда должна выполнять образовательную, развивающую , воспитывающую, стимулирующую, организованную , коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Другими словами, среда должна быть наполнена :

- содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития ;

-тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению;

-для отдельных еще и недостижимо.

Можно сделать вывод, что предметно- развивающая среда несет в себе огромные возможности и играет большую роль в развитии детей старшего дошкольного возраста при планомерном и целесообразном ее использовании.

Мы в своей группе попытались создать предметно-развивающую среду с учетом современных требований:

Среда организуется по тематическому принципу. Размещение элементов среды осуществляется бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать средовые ресурсы.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого зонирования (центрирования). Это позволит детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности: двигательной, музыкальной, рисованием, конструированием, игрой, экспериментированием и др. Так, возможен следующий подход к организации среды в группе: центр сюжетно-ролевой игры;

Игры, выполняют особую роль в развитии воли детей, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. В свободном игровом пространстве размещается игровое оборудование для всех видов игр, в которые дети могут играть по собственной инициативе, самостоятельно ). Взрослый в этом случае выступает или как режиссёр-постановщик или как зритель. Уровень самостоятельности ребенка в игре предполагает его независимость в реализации всех ее составляющих: игровом замысле, сюжетосложении, организации игрового пространства и т.д. Поэтому игровая среда организуется таким образом, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно переконструировать, видоизменить или организовать среду. (слайд В сюжетно-ролевой игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, поэтому оборудование необходимо размещать так, чтобы детям удобно было организовывать совместную деятельность.

Замечено, что главной проблемой в начале обучения дошкольников является их недостаточная мотивационная готовность к обучению, которая, в свою очередь, выражается в отсутствии устойчивого интереса к учению. Если какими-то способами удается обеспечить непосредственный интерес ребенка к обучению, то оно и развитие идут нормально. Преодолеть трудности мотивационного плана можно лишь сделав обучение интересным занятием для ребенка т.е. проводя его в форме специальных учебно – дидактических игр, рассчитанных на увлечения ребенка и на его обучение, путем пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Центр грамотности включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка должно соответствовать возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иными литературными формами. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

Также в центре грамотности находятся различные дидактические игры по развитию речи, различные виды образно-символического материала : наборы картин для установления родо-видовых отношений, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение , разрезные сюжетные картинки и т. д.

Центр театрализованной деятельности. В котором имеются различные виды театра, как традиционный, так м созданные своими руками для развития режиссерских игр. Дети сами становятся режиссерами и обыгрывают различные сюжеты, используя специальные атрибуты и декорации, с помощью которых ребенок сможет воспроизводить придуманную им ситуацию.

Центр строительно-конструктивных игр;

Необходимость данного вида игрового материала обусловлена его ролью в решении задач образовательного процесса, актуальностью и привлекательностью для детей, доступностью, значительным потенциалом для использования в реализации замыслов детей в разных видах деятельности. Данный материал применяется для решения задач формирования сенсорной культуры воспитанников, создания ими игрового пространства для разных видов игр, первоначального математического образования, патриотического воспитания, развития интеллектуальных способностей, подготовке к обучению в школе.

Свободное, бессюжетное размещение материала позволяет детям проявлять творчество и инициативность в создании конструктивных замыслов, быть самостоятельными в использовании оборудования. Для обогащения конструктивного опыта детей широко применяются дидактические материалы (схемы, фотографии, чертежи), которые находятся у педагога и предлагаются детям в том случае, когда проводятся специальные НОД по развитию конструктивной деятельности или у детей возникает потребность в таком дидактическом оснащении для реализации индивидуальных конструктивных замыслов.

Центр науки и познания включает в себя экологический уголок и зону экспериментальной деятельности.

Зона опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе представлена многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д., а также широким перечнем необходимых материалов для осуществления опытной деятельности : лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы (водяные, песочные) и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения.

Экологическое панно. Это дидактический элемент среды, предназначенный для моделирования экосистем и биоценозов. С этим элементом педагог проводит ежедневную работу перед прогулкой. Специфика и образовательные ресурсы этого компонента среды связана с возможностями систематизации экологических знаний и опыта детей, развития экологического отношения, потребностей. Достоинством данного элемента среды является возможность применения его как комплексного средства решения образовательных задач. На основе данного элемента среды осуществляется проектная деятельность воспитанников.

Физкультурно-оздоровительный центр содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов. Данное оборудование направлено на развитие ловкости, меткости, глазомера, силовых качеств.

При оформлении центра безопасности воспитатели также имеют возможность проявить творческие способности и авторский подход. Макеты могут быть настольные и напольные. Хранение напольного макета не представляет трудностей , т. к. все его составляющие мобильны и хранятся в отдельной коробке. С помощью этих макетов дети обыгрывают различные ситуации как по безопасности дорожного движения, так и для отработки порядка действий при пожаре .

Мы представили вам лишь часть возможности оформления предметно-развивающей среды.

В заключение хотелось бы сказать, что гармоничная предметно-развивающая среда способствует успешному формированию личности ребенка, дает ему возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы любознательность и позволит воспитанникам успешно адаптироваться в современном мире.

Таким образом правильно организованная предметно- развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения .


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1.1 Проблема развития готовности ребёнка к школе в теории
и практике дошкольного образования
1.2 Организация развивающего образовательного пространства
в условиях дошкольного образовательного учреждения
1.3 Индивидуально-дифференцированная модель развивающего образовательного пространства
дошкольного образовательного учреждения
1.4 Педагогические условия эффективной реализации индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ МОДЕЛИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Цель, задачи и этапы опытно-поисковой работы по реализации индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства дошкольного учреждения
2.2 Реализация индивидуально-дифференцированной модели двухуровневого развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения
2.3 Апробация индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства в дошкольном учреждении
в комплексе педагогических условий
Выводы по второй главе
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В настоящее время в системе дошкольного образования прослеживается тенденция снижения физического и психи­ческого здоровья дошкольников в силу откровенного форсирова­ния учебной деятельности, орга­низуемой вне соответствия с природой ребенка. Форсиро­ванная подготовка к школе часто вытесняет специфичес­кие формы деятельной жизни ребенка (от игры до разных ви­дов художественного творче­ства)

Учитывая это, при организации развивающей среды в подготовительной к школе группе мы ориентировались на то, что обучающее влияние не мо­жет осуществляться без реаль­ной деятельности самого ре­бенка. В старшем дошкольном возрасте таковой является игра.

Именно в ней формиру­ются и перестраиваются пси­ хические процессы, развивают­ ся школьно-значимые функции, рождается новый вид дея­ тельности — учебная, которая соответствует интересам ребенка и осуще­ ствляется в условиях опреде­ ленной предметно-развивающей среды, способной оказывать позитив­ное влияние на развитие спо­ собности ребенка к самообу чению, вселяет в него уверен­ ность в своих возможностях, позволяет проявить самостоя­ тельность, утвердить себя, как активного деятеля.

Организация развивающей среды в подготовительной к школе группе нами рассматривалась, прежде всего, в психологическом аспекте. При этом учитывалось то, что психологическая готов­ ность к школе — сложное об­ разование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, ин­теллектуальной сфер и сферы произвольности.

Нами выделены следующие аспекты психологи­ческой готовности к школе - интеллектуальная и социально-личностная. Оба аспекта необходимы, чтобы учебная де­ятельность ребенка была ус­пешной, также для успешной адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

К интеллектуальной готовности мы относим развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика. Так как познавательная активность является не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка для ее развития в подготовительной к школе группе нами были оборудованы:

Центр Науки, где дети могут самостоятельно проводить опыты, рассматривать и изучать свойства окружающего мира;

Центр Математики, деятельность в котором развивает у каждого ребенка начальные умения в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности;

Центр книги, где дети могут самостоятельно использовать полученные знания и умения.

Еще одной составляющей интеллектуальной готовности является и развитие способностей детей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих им быть успешными в разных видах деятельности, в том числе и учебной.

Для предоставления возможности детям реализовать свои творческие замыслы, оборудованы Центры Строительства и Моделирования, в которых находятся различные лего - конструкторы, мозаики, строительные материалы, пазлы ;

Центр Конструирования с различного вида бумагой, картоном, открытками, альбомами, трафаретами и всем материалом для работы с бумагой;

Центр Развития речи, в котором размещены сюжетные картинки, различные иллюстрации, дидактические игры, книги;

Центр Мелкой моторики с шишками, каштанами, морскими ракушками, пуговицами, камешками, различными шнуровками, мини-фланелеграфами с мелкими геометрическими и другими фигурами.

Следующей составляющей интеллектуальной готовности является развитие творческого воображения, как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В группе функционирует единый Центр Искусства, в него входят: (музыкальная, театрализованная и художественно-творческая зоны).

Одним из необходимых условий успешности учебной деятельности детей является их социально-личностная готовность, к которой относится развитие коммуникативности, то есть умение общаться с взрослыми и сверстниками.

Также, в группе оформлен Центр Уединения, где ребенок может уединиться от остальных детей, почитать книгу или рассмотреть альбом с фотографиями;

Деятельность каждого ребенка во всех Центрах осуществляется совместно с другими детьми при партнерских способах взаимодействия, которые направлены на обучение их средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты и взаимодействовать друг с другом.

Таким образом, свою работу по формированию развивающей среды группы мы строили так, чтобы она своим содержанием могла обеспечивать не только реализацию детской деятельности на том уровне, который актуален в данный момент, но и предоставляла потенциальную возможность для дальнейшего интеллектуального и социально-личностного развития каждого ребенка. Именно такая развивающая среда позволяет сформировать необходимые предпосылки для начала систематического обу­чения в школе, обеспечить в дальнейшем гармонию физическо­го и психического развития личности ребенка.

Автор: Орлова Наталья Викторовна
Должность: воспиталь
Учебное заведение: МДОУ детский сад №32 "Снежинка"
Населённый пункт: город Воскресенск, Московская область
Наименование материала: консультация
Тема: "Роль предметно-развивающей среды в ДОО в рамках подготовки детей к школе"
Раздел: дошкольное образование

Роль предметно-развивающей среды в ДОО в рамках подготовки детей к

материального характера для развития ребенка, предметных и социальных

необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с

дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются.

практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также

помогает поднять познавательную активность всех детей группы.

Главной задачей является стремление повысить самостоятельность и

самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной

является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на

предметно-развивающей среды включает важный аспект: смену элементов

декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной

деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые

Предметно-развивающая среда в ДОО дает малышам возможность

материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть

познавательными и занимательными и для мальчиков, и для девочек. Это

могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ.

Девочкам необходимы предметы, которые будут развивать их женственность,

Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая

открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой

Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие

Исходя из этого при создании данной среды для любых возрастных групп в

общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот

Читайте также: