Социальные проекты в школе по экологии

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Социально значимый проект

Когда ты делаешь добро,

Наград, не требуя за это,

Наградой будет лишь одно-

Твоя Земля в лучах рассвета!

Пусть чистым будет ЭкоДом!

В твоих руках судьба планеты!

Добром ответит на добро

Природа за заботу эту!

Современное развитие российского государства, становление гражданского общества требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну.

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков способствующих успешному сосуществованию личности в социальном пространстве.

Перед образовательными учреждениями теперь встает задача формирования гражданственности подрастающего поколения с помощью внедрения в педагогический процесс активных форм и методов обучения, способствующих развитию навыков решения разнообразных проблем. Одним из интенсивных методов включения молодого поколения в общественную жизнь является социальное проектирование.

Актуальность проекта:

Проблема проекта:

Каждый человек имеет право на обеспечение благоприятной окружающей среды. Все мы хотим оставить будущим поколениям чистый воздух, почву, незагрязненные водоемы, красивые города и села. Как научить людей, а особенно современных подростков и молодых людей поддерживать это зыбкое экологическое равновесие на нашей земле?

На пути решения данной проблемы встречается противоречие:

В рамках уроков и внеклассных мероприятий, проведенного опроса обучающиеся знают и понимают: что такое экология; экологические факторы; о мощном влиянии антропогенных факторов на экологию.

• эти знания поверхностны и малоинтересны для нас;

• об экологических проблемах села Ольховчик знают лишь на основе собственных наблюдений;

• экологическое самосознание обучающихся сформировано недостаточно;

• в большей степени превалирует потребительское отношение к природе;

развитие экологической культуры обучающихся и жителей села через личное участие в разных видах природоохранной деятельности

1. Акцентировать внимание участников проекта на экологических проблемах села и возможных путях их решения.

2. Развивать познавательные умения обучающихся при овладении исследовательскими методами познания природы.

3. Способствовать формированию:

• активной жизненной позиции обучающихся и жителей села в процессе практической деятельности по охране окружающей среды;

• инициативной, компетентной и деятельной личности с развитым чувством долга за состояние окружающей природной среды;

• практических навыков коллективной работы и взаимопомощи через организацию целенаправленных и продуктивных форм взаимодействия;

• чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

4. Способствовать созданию экологически благоприятной среды на территории села посредством организации практической природоохранной деятельности.

Участники проекта: обучающиеся школы, педагоги, родители, жители села.

Время реализации : 2016 - 2017 годы.

Тип проекта: социально значимый

Социальная значимость проекта:

● участие обучающихся в социально значимом деле;

● развития коммуникативных и личностных качеств обучающихся;

● накопление детьми опыта гражданского поведения в обществе;

● усвоение обучающимися социальных ролей;

● снижение напряженности межличностных отношений среди обучающихся;

● воспитание экологической культуры.

Формы реализации проекта:

Исследовательская и проектная деятельность.

Участие в различных акциях, конкурсах экологической направленности.

Условия реализации:

Включенность в реализацию мероприятий проекта различных слоев общества.

Личностная заинтересованность обучающихся в решении данной проблемы.

Неформальный подход к реализации проекта с целью оптимизации взаимодействия всех его участников.

Критерии эффективности проекта:

• реализуемость и жизнеспособность проекта,

• посильность задач для участников проекта,

• уровень активности участников проекта в его реализации,

• широта охвата проектом обучающихся, а также различных групп населения села.

Методы изучения результативности:

• фото- и видеоматериалы о ходе реализации проекта;

Ожидаемые результаты:

Социализация обучающихся, а точнее развитие социальной компетенции через включение их в социально значимую деятельность

Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры.

Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, предоставление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения.

Повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности, интерес.

Проявление гуманных чувств к природе и ко всему живому.

Повышение уровня владения обучающихся общепредметными и социальными компетенциями.


Введение

Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему [10].

Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.

Гипотеза проекта. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

  • Поисковый;
  • Исследовательский;
  • Аналитический;
  • Количественный приём статистического метода;
  • Анкетирование.

Территория реализации проекта: Рудничный район города Кемерово.

Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме экологии родного края, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.

Описание проекта

Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:

  • Организационные мероприятия;
  • Эколого-просветительские мероприятия;
  • Практические природоохранные мероприятия;
  • Исследовательская работа;
  • Участие в районных, городских конкурсах.

Распределение обязанностей среди участников проекта:

  • Журналисты - беседы с населением, учащимися;
  • Фотокорреспонденты - сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
  • Сценаристы - подбор, составление плана работы;
  • Художники - выпуск плакатов, листовок;
  • Рабочие (все) - уборка территории от мусора.

Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.

План работы над проектом:

I. Подготовительный этап

II. Информационный этап

III. Практический этап

Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)

IV. Заключительный этап

Ожидаемые результаты:

  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
  • благоустройство школьной и близлежащей территории;
  • создание в ходе проекта стенгазет, листовок;
  • привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
  • осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Освещение работы школы по экологическому направлению:

Пруд Отрадный. Экологическое состояние водоёма

В рамках проведения Всемирного Дня воды на одном из заседаний школьного ученического самоуправления была поднята тема состоянию водных объектов Рудничного района. Оксана Александровна познакомила нас с водоёмом, расположенном на границе Кировского и Рудничного района. Интересна история создания данного пруда: оказывается, дедушка Оксаны Александровны, участвовал в раскопках котлована для этого озера и запускал первую рыбу в чистый водоём.

С целью выявления состояния озера была организована экскурсия.

Оказалось, летом пруд Отрадный привлекает не только окрестных жителей, на озеро приезжают отдохнуть семьями со всего города. Всем дарит оно живительную прохладу, возможность искупаться, порыбачить под сенью изящных берез и просто хорошо провести время вдали от шумной суеты людской обители. На его тихих берегах находится множество пляжей и деревья, в тени которых можно укрыться от солнца и жары: тонкие осины, пушистые ели, могучие сосны. В осенние холода красочная природа этого места согревает сердце и душу, дает волю фантазии и служит пристанищем вдохновения юных поэтов, фотографов и художников. Но как же благодарят щедрый водоем люди? [1, 316].
Из года в год глазам предстает неприятная картина, стоит только ступить на территорию озера: огромное количество бытовых отходов прибивается к берегам, горы мусора оставляют после себя отдыхающие на суше… Местные жители безответственно превратили окрестности в место повышенной опасности. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воду, что очень опасно для здоровья человека и жизни братьев наших меньших, что задолго до нас облюбовали это озеро.

Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной системы, влияет на психологическое состояние, а, значит, вредит здоровью не меньше, чем ядовитые вещества [9, 271].

Исследование: опрос, анкетирование, интервью.

Социальная категория: 50% - рабочие, 10% - служащие, 40% - пенсионеры

  • 10 человек ответили, что это молодежь
  • 5 человек – что это подростки
  • 15 человек – указали на взрослых

Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:

  • 5 - пустую банку
  • 5 – обертку от жевательной резинки
  • 20 не выбрали никакие варианты. Мы считаем это показателем экологической культуры у части взрослого населения.

Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:

  • недостаточное количество контейнеров для мусора – 65%
  • низкий уровень культуры – 35%

Решение проблемы:

Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся [см. приложение 1].

Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.

Дамба встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м 3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.

Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.

Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой [см. приложение 5].

А ещё ребята увидели, как любят озеро его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега озера, построив скамейки и стол в зоне отдыха.

Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.

У нас появилось несколько предложений для департамента по охране природы г. Кемерово:

Зачем сажать деревья?

Озеленение – один из путей улучшения городской среды.

Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов

Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.

К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке [7].

Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.

Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.

Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.

Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город, твое село, твои поля, реки, озера. И, к сожалению, мусор тоже твой! Мы думаем, у каждого человека возникает внутреннее недовольство, вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт лесов, скверов, парков, да и просто жилых дворов. Малая Родина – место, где родился, где вырос и живешь. Место, о котором скучают, находясь вдали от дома и куда вновь хочется вернуться, с которым связаны добрые моменты жизни. Это тот уголок, который так дорог сердцу. И очень хочется, чтобы наша малая Родина была чистая и уютная, чтобы каждый житель мог гордиться своим селом. В данное время в селе Дуброво в центре - серо и скучно, не хватает цветов и ярких красок. Автобусная остановка – то, что первым видит гость села, – требует косметического ремонта. Местное население не совсем бережно относится к окружающей среде, бросают мусор себе под ноги и устраивают свалки на улице. Может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет и наведет чистоту в нашем селе, а попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого?

учащиеся 8 класса

2013-2014 учебный год

Сроки реализации и участники …. 6

Методы реализации………………. 9

Название проекта: "Экодесант"

География проекта: Пермский край, Еловский район, с.Дуброво.

Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2013 года

618173 Пермский край, Еловский район, с.Дуброво.улица Юбилейная 1-а

Аннотация проекта.

Проект будет реализован жителями Школьной Республики и представителями Совета дела Дубровской школы под руководством Кобелевой С.А и направлен на улучшение экологической ситуации в селе Дуброво, состоит из исследовательской и практической части. Исследовательская часть связана с социологическим опросами жителей села, интервьюированием отдельных представителей местного социума, обобщением полученных материалов.

Практическая часть связана с компанией по привлечению жителей села для решения экологических проблем, с привлечением благотворительных средств на реализацию проекта.

Обоснование проекта

Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город, твое село, твои поля, реки, озера. И, к сожалению, мусор тоже твой! Мы думаем, у каждого человека возникает внутреннее недовольство, вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт лесов, скверов, парков, да и просто жилых дворов.

Малая Родина – место, где родился, где вырос и живешь. Место, о котором скучают, находясь вдали от дома и куда вновь хочется вернуться, с которым связаны добрые моменты жизни. Это тот уголок, который так дорог сердцу. И очень хочется, чтобы наша малая Родина была чистая и уютная, чтобы каждый житель мог гордиться своим селом.

В данное время в селе Дуброво в центре - серо и скучно, не хватает цветов и ярких красок. Автобусная остановка – то, что первым видит гость села, – требует косметического ремонта. Местное население не совсем бережно относится к окружающей среде, бросают мусор себе под ноги и устраивают свалки на улице.

Может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет и наведет чистоту в нашем селе, а попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого?

Но только говорить о данной проблеме мало, от этого не становится вокруг чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями. Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию.

И пришла нам такая идея – привлечь местные власти и население села к решению этой проблемы. Мы сделаем это сами. А для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-взрослому. Мы разработаем самый настоящий проект.

Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения в селе, вести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь внимание всех жителей задуматься над проблемой мусора в село Дуброво. Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю проблему, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.

1. Загрязнение бытовыми отходами центра села.

2. Отсутствие экологической культуры у населения

У нас возникла идея организовать жителей Школьной Республики и жителей села на решение части экологических проблем. Свою работу мы решили вести в трех направлениях:

1) Просветительская деятельность среди учащихся, жителей села, направленная на осознание ими проблемы бытового загрязнения;

2) Активизация действий Администрации села;

3) Практическая деятельность по охране природы.

Цель: Очистить улицы и центральную площадь села Дуброво от бытовых отходов и покрасить остановку.

Проведение ряда мероприятий, направленных на очистку, и приведение в порядок территории центра села:


Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.

Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир претерпевают все большие изменения.

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для подростков технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет учащимся и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносить пользу окружающему миру.

Восьмиклассники попробуют себя в роли исследователей, попытаются помочь в решении экологических проблем в своём родном крае, школе и дома. В результате реализации проекта усваиваются основные понятия, навыки самостоятельной и коллективной работы, изучаются экологические проблемы, учащиеся учатся выполнять исследования по теме, применяют знания о природе в новой ситуации, выполняют правила личной экологической безопасности, учатся самостоятельно проводить опыты, делать математические расчёты по проблеме.

Содержимое разработки

Социально значимый проект

1. Руководитель проекта:Земцова Ирина Анатольевна,

3. Тип проекта: практико-ориентированный (социально значимый).

4. Классификация проекта: групповой.

5. Продолжительность проекта: 3 месяца (с 01.02.2016 г. по 30.04.2016 г.)

6. Девиз проекта:

На одной планете, дружно жили дети.
Не разоряли гнезда птиц ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы,
Травку не топтали, рек не загрязняли
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля, где живем и ты, и я!

7. Актуальность разработки и реализации проекта.

Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.

Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир претерпевают все большие изменения.

Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для подростков технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет учащимся и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносить пользу окружающему миру.

Восьмиклассники попробуют себя в роли исследователей, попытаются помочь в решении экологических проблем в своём родном крае, школе и дома. В результате реализации проекта усваиваются основные понятия, навыки самостоятельной и коллективной работы, изучаются экологические проблемы, учащиеся учатся выполнять исследования по теме, применяют знания о природе в новой ситуации, выполняют правила личной экологической безопасности, учатся самостоятельно проводить опыты, делать математические расчёты по проблеме.

8. Цели проекта:

- продолжать формирование у подростков экологической культуры, расширять представления о природе, взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения;

- прививать навыки культурного поведения в природе, продолжать воспитывать любовь к ней, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых;

- вызвать желание посильно помогать природе и защищать ее.

9. Задачи проекта:

формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

знакомить школьников с удивительными загадками и тайнами жизни птиц;

развивать познавательные умения учащихся и родителей;

организовывать практическую природоохранную;

развивать взаимопонимание и взаимопомощь между учащимися, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

воспитывать внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе;

развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе как активному субъекту окружающего мира;

развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

10. Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Как сберечь наш общий дом?

Проблемные вопросы:

2.Как происходит загрязнение окружающей среды?

3.Как сберечь природу?

Учебные вопросы:

4. Что называется окружающей средой?

5. Необходимо ли бороться с загрязнением окружающей среды?

7. Что значит бережно относиться к природе?

8. Какое влияние оказывает человек на природу?

9. Как надо вести себя в природе?

11. Пути реализации проекта:

Ознакомление с теоретическими основами экологии как науки, методами, основными закономерностями.

Организация работы по изучению местных экосистем, мониторингу их состояния.

Работа на экотропах.

Практическая природоохранная деятельность.

Социальное проектирование экологической направленности.

Пропаганда природоохранных идей. Разработка и проведение открытых мероприятий, организация выступлений агитбригад по данной тематике.

Сбор материала о местных традициях бережного отношения к природе с целью их сохранения.

Читайте также: