Ребенок впервые пошел в детский сад вернувшись он заявил что там ему не понравилось

Обновлено: 05.07.2024

С наступлением сентября многие малыши первый раз пошли в садик, а кто-то даже стал первоклассником.
Я поздравляю всех детишек и их замечательных родителей с этим важным событием и новым этапом на пути взросления!

Видеть, как подрос ваш ребеночек, отмечать, насколько кроха стал самостоятельней, сообразительней, чем раньше, вызывает в душе массу прекрасных эмоций, от которых мамам, папам, бабулям и дедулям сложно не прослезиться.
Еще бы! Вот он, казалось бы, только вчера сказал вам первое слово, а сегодня этот маленький человечек стоит нарядный, с букетом, насупив бровки, внимательно слушает, что говорит учитель/воспитатель – это дорогого стоит.

Но случается, что на этом все восторги заканчиваются.
Становление малыша, как детсадовца или школьника не всегда сопровождается позитивными реакциями. Порой ребенком после перехода в новый этап жизни обуревает тревога, страх; начинаются регулярные истерики.
Ваш, когда-то тихий и позитивный малыш, вдруг, превращается в нервный комочек из слез и крика.

Нежелание идти в детский сад или в школу становится большой проблемой для всей семьи – малыш не отпускает маму, когда она его приводит в группу или класс. Воспитатели, учителя с трудом справляются с его реакциями , хотя делают все возможное, и делают это правильно; малыш плачет практически весь день и не хочет ни с кем контактировать, или мешает другим детям нормально заниматься.

А, приходя домой, вы видите, что ребенок не может быстро переключится на позитив, успокоиться – вот, как глубоки переживания вашей крохи по поводу новых условий жизни.
И так – изо дня в день.

Но не всегда ребенок может объяснить маме и папе причину нежелания идти в школу или детский сад, потому что не знает, как это сделать, или потому, что данная причина имеет глубинную природу.

Страх разлуки с мамой – причина нежелания ребенка идти в детский сад или школу

Дорогие, любящие мамы, вспомните сейчас, пожалуйста, себя в период, когда вашему ребеночку было полгода или меньше.

Вспомните свои чувства, когда вам по каким-либо причинам приходилось уходить и оставлять малыша с кем-то, разлучаться с ним (хоть, совсем и ненадолго).

То же самое может испытывать ваш ребенок (особенно эмоциональные, чувствительные детишки – очень горько переживают) при разлуке со своей единственной в мире мамой.

И, хоть, миллион раз ему скажите, что вы скоро вернетесь за ним, что тут все к нему хорошо относятся, и что ему будет тут интересно и весело, малыш все равно будет бояться разлуки.

Такая реакция полностью природообусловлена, но у кого-то пик проживания данного страха обозначается раньше (например, в 1-1,5 годика), а у кого-то значительно позже, что также является нормой.
Все индивидуально, особенно, когда речь идет о процессе взросления.

Сложный период пройдет. Поверьте.

Если опираться на вышеперечисленные мотивы, то есть риск получения малышом психологической травмы.

Генетическая, родственная связь также не дает права ориентироваться на свой опыт: допустим, вы не любили капустные котлеты в детстве, а ваш малыш просто обожает их; вы могли ответить на грубость сверстника в детстве, а ваш малыш – нет, и т.д.

Здесь нужен иной подход.

Что нужно делать, чтобы помочь адаптироваться ребенку в детском садике, в школе, если он боится расставаться с мамой?

Во-вторых, контролируйте себя, свои эмоции.
Я прекрасно понимаю и знаю, что чувствует родитель, в какую кровавую кашу превращается его сердце, когда он видит, что малыш боится разлуки с ним.
Но от вас, как от примерного, любящего и, главное, мудрого родителя требуется совсем малость – стойкость и контроль.

В-четвертых, смягчите процесс сепарации – с разрешения воспитателей какое-то время походите в группу вместе малышом, но сокращая с каждым разом время своего пребывания там.
Например, попроситесь сначала на 60 мин. Затем – на 45, потом – на 30 и т.д.

Ребенок будет постепенно привыкать к тому, что на время нужно расставаться с мамой, и что это не страшно. Он будет менее болезненно воспринимать разлуку, сможет расслабиться и поиграть с детьми в вашем присутствии и после вашего ухода (и, наверняка, вы будут там не единственным родителем, чей малыш недавно пошел в садик).

Если это возможно, то водите первое время малыша в садик не каждый день и не на весь день, а постепенно повышайте его время пребывания там – это еще лучше скажется на адаптации к детскому саду.

Можно превратить процесс адаптации в игру, придумав интересный сценарий.
Мальчику, к примеру, можно сказать, что он супер-аген, и его задача – придти в садик и сосчитать там все большие предметы синего цвета. А девочке можно дать любимую игрушку с собой и попросить ее познакомить ее с другими игрушками в садике.

Задания, которые понравятся ребенку, будут ему интересны, отвлекут его от плохих переживаний.

В-пятых, держите слово и не опаздывайте.
Я понимаю, что все мы взрослые люди, у всех работа, дела, но старайтесь никогда не допускать опоздания к ребенку после занятий.

Это очень важно, ведь малыш вас сильно ждет, остро чувствуя приближение счастливого момента встречи с мамой.
Хорошо, если ребенок так заиграется, заинтересуется учебным процессом, что забудет о времени и даже не заметит, как оно пролетело – и вы уже снова вместе.

Но если в течение дня в садике/школе (особенно в первые дни) он вспомнит, что мама – не здесь, мама – далеко, а он тут один, то будьте уверены, что все оставшееся время он посвятит чуткому ожиданию родного человека, игнорируя игры и веселье.

Мама ему – важнее всего. Быть с ней – его потребность №1.

Поэтому всегда обговаривайте детали вашего возвращения за ребенком и придерживайтесь их: приходите в одно и то же время за ним.

Если вы часто будете опаздывать, заставлять вас ждать малыша, оставляя его в неизвестности, то страх может усилиться.
Из-за этого у ребенка могут появиться и другие нежелательные реакции: новые, уже невротические страхи, тики, ночные кошмары, проблемы в поведении и т.д.

В-шестых, отследите свои эмоции, проанализируйте себя – рефлексия поможет понять вам, можете ли вы быть провокатором возникновения страха разлуки у ребенка.

Но когда малыш растет, то и мамина связь с ним потихоньку, помаленьку, сокращается, что является абсолютной нормой.
Но нередко в силу самых разных причин, этот процесс может быть эмоционально сложным и болезненным для обоих – для мамы и ребенка.

В таком случае, маме нужно будет постараться и, все-таки, переключиться с чрезмерной опеки о ребенке на другие задачи, помогая тем самым сепарации происходить безболезненно и естественно.
Нужно осознать, что малыш растет, и ему нужна свобода, ресурсы для дальнейшего развития, несмотря на то, что вы пока не готовы сделать следующий шаг , как наставник.

Светлана Нетесова

Примерная схема адаптации ребёнка 1,6 -2,5 лет в идеале:

Первая неделя
первый день - знакомство с группой 1,5 -2 часа с 8.30 - 10.00 ребенок без мамы, мама отлучается на это время.
второй день, третий день - до 11.00 час, в зависимости от поведения ребеночка.
МАМЫ, старайтесь не проходить в группу и не давать ребенку лишние надежды.
четвертый, пятый день - время пребывания без мамы увеличивается ребенок находиться в группе до 12.00,: и более.
Вторая неделя - ребенок переход на посещение полдня, к середине или концу недели может быть переведён на целый день.

Идем в детский сад!
Адаптация — это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• постоянный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
•уменьшение маминого внимания.

Светлана Нетесова

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом и готовить их к садику. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома.

Светлана Нетесова

Чем может помочь мама
Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
• В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
• В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
• Не отучайте ребенка от "дурных" привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
• Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
• Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
• Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
• Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете "проиграть" с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Спокойное утро
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
• И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
• Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
• Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

Светлана Нетесова

Пожалуйста, обратите внимание!
Мамы и папы! Как ребенок пошел в сад, Вы замечаете, что его поведение дома внезапно изменилось?

Вам покажется, что поведение ребенка внезапно меняется - он становится более капризным, по вечерам Вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швырянием предметов и валянием на полу. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик.
Причин же может быть несколько. Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для ребенка, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителей.

Как помочь ребенку на этом этапе?

1. Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы.

2. Набраться терпения самим мамам и папам на мин 30.

3. Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе, чтобы ему было комфортно.

4. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом.

Конечно, все дети проходят период адаптации к детскому саду. Но, похоже, в вашем случае адаптация затянулась, и малыш категорически отказывается привыкать к садиковскому режиму. Как понять, что ему там совсем не нравится — и пора принимать меры?


Ребенок плачет.

Утром он начинает плакать еще до того, как вы вышли из дома, в садике плачет и не хочет вас отпускать. Когда вы за ним приходите, вы снова застаеет его заплаканным, а воспитатель сообщает, что малыш был расстроен и в течение дня. Слезы в первые две-три недели посещения детского сада — это нормально, и хороший воспитатель обязательно найдет способ успокоить малыша и вовлечь его в общие игры и занятия (разумеется, без угроз и запугиваний). Если прошло уже больше месяца, а каждый поход в детский сад означает расстройство и плач, стоит поискать причину: может, малыш очень привязан к маме и не готов оставаться в садике полный день, или ему тут скучно, или воспитательница слишком строгая?

Ребенок разучился делать то, что раньше умел.

Ребенок дерется.

В садике воспитательница жалуется, что малыш агрессивный — задирает других детей, отнимает у них игрушки, не может спокойно играть — сразу начинаются конфликты. Да и дома вы заметили изменения: он может замахнуться на вас или бабушку, часто сердится, кричит. У маленьких детей пока маловато опыта, и им сложно разобраться в своих эмоциях, так что агрессия и драки — просто доступный способ выразить свои разочарование, злость и бессилие.

Он отказывается рассказывать, что было в садике.

Вы спрашиваете, что было интересного, он отвечает односложно. Вкусный ли был обед? С кем играл? Какие были занятия? Похоже, ребенок совсем не хочет обсуждать с вами события дня, даже кажется, что он не говорит про садик, потому что хочет поскорее забыть о нем. Скорее всего, что-то интересное все-таки происходило, но он так занят своими переживаниями, что просто не успевает этого заметить.

У него не появились друзья.


Ребенок стал часто болеть.

Ребенок стал хуже спать.

Что делать?

День, когда мой ребенок впервые отправился в детский сад, был счастливым и страшным одновременно. Странно, что моя девочка теперь будет где-то без меня, зато теперь у нас должны воцариться режим, порядок и спокойствие. Однако я даже предположить не могла, что все 3 года нахождения дочки в детском саду у меня постоянно будут возникать вопросы, на которые придется искать ответы.

Прошла 1-я неделя сентября. Я уже начала мечтать пить кофе горячим, а душ принимать без малолетней свидетельницы. Мне стало казаться, что детский сад придумал какой-то святой, а рассказам подруг об этом прекрасном учреждении я не особо верила.

Но потом оказалось, что все не так радужно: дочь устраивала истерики по утрам, в саду не хотела есть и ходить в туалет. Кроме того, стала часто болеть. Педиатр посоветовал не бояться микробов, но об этом ниже.

2. Ребенок часто болеет

В мире существует около 200 различных вирусов, которые мутируют и становятся все сложнее. Во время болезни у ребенка формируется иммунитет, на это уходят годы. В любом детском саду малыш будет подвергаться частому воздействию вирусов, так как закрытое пространство с кучей людей — идеальная среда для них. Для иммунной системы, приспособившейся к избранному кругу людей, новые 20–30 человек — серьезный вызов.

Есть и психологическая составляющая: даже если ребенку нравится в садике, расставание с родителями может даваться тяжело. Целый день с чужими людьми — ощутимый стресс для незрелой нервной системы.

Что я сделала: изначально морально подготовилась к тому, что дочь будет чаще болеть. Несколько месяцев мы действительно просто не вылезали из болезней. Однако несмотря ни на что я все же последовала совету педиатра не бояться микробов и прекратила все обеззараживать, отглаживать и стерилизовать. И действительно, это пошло ребенку на пользу: постепенно болезни начали отступать, дочь повеселела, а я стала меньше убираться.

3. В саду ребенок ведет себя идеально, а как только появляется мама, в него будто бес вселяется

Что я сделала: запаслась огромным терпением, постаралась как можно больше обнимать и целовать, проводить с дочкой после сада максимум времени вместе. Самое главное (и трудное) — помнить о том, что чем ужаснее ведет себя ребенок, тем сильнее он в нас нуждается.

4. Ребенок не ходит в туалет в саду

Первые недели у ребенка идет адаптация к новому месту, и у всех это проходит по-разному. Признаюсь, я удивилась и растерялась, когда выяснилось, что дочь отказывается ходить в туалет в саду и все время до прихода родителей терпит. Я поговорила с другими мамами и выяснила, что подобные случаи не редкость. Некоторые чувствительные дети пребывают в таком внутреннем напряжении из-за перемен, что физически не в состоянии расслабиться и спокойно сходить в туалет.

Что я сделала: первым делом зашла в туалет и посмотрела, что может быть не так: вдруг причина в чем-то очень простом, например внутри темно, а выключатель высоко. Я поговорила с воспитателями, и мы принесли из дома родной горшок. А дома мы несколько дней проигрывали эту ситуацию в ролевой игре с куклами. Оказалось, что дочь пугается того, что в туалете не 1, а 3 унитаза.

5. И к тому же не ест весь день

Дочь никогда не могла похвастаться хорошим аппетитом, однако в детском саду ситуация усугубилась. Сначала воспитатели ничего не говорили мне: многие дети в первые дни мало едят. Но потом сообщили, что ребенок весь день держится на куске хлеба или булки. А я-то, наивная, радовалась, что она дома стала лучше есть.

Воспитатели сказали, что так бывает часто. Сад — это стресс, ведь у ребенка весь уклад жизни, по сути, поменялся. Еда может казаться непривычной, невкусной, некрасивой, и самое главное — ее дает не мама.

Читайте также: