Социальные проекты доу и семьи

Обновлено: 07.07.2024

Участники: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.

Проект направлен на обеспечение единого пространства развития детей в ДОУ и в семье.

Основная идея проекта: социальное партнёрство ДОУ и семьи.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с изменением структуры семьи (много неполных семей либо семей в неузаконенных отношениях). Большинство семей воспитывает одного ребёнка, бабушки и дедушки часто проживают отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, так как они не видят образец общения поколений, умения уступать, уважать интересы других людей.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится цель: воспитывать культурного человека (субъекта культуры);свободного гражданина (субъекта истории, общества);творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

· воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

· развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

· развитие способности самоопределения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

· становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;

· Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников;

· Повышение уровня педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей;

· Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ так и в семье позитивного психологического климата;

· Поднятие престижа семьи, её традиций;

· Выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребёнку в ДОУ и дома, общего подхода к воспитанию.

Налаживание партнёрских взаимоотношений сделает процесс воспитания и развития ребёнка двусторонним и более качественным. Проблема партнёрства предполагает не только взаимодействие, взаимные обязательства, но и повышение социальной компетентности педагогов (в вопросах изучения семей, установления контактов с родителями, планирования и организации различных форм сотрудничества) и педагогической грамотности родителей.

Возможные риски: нежелание родителей идти на контакт, участвовать в совместных мероприятиях.

· создание положительного эмоционального микроклимата в ДОУ;

· повышение педагогической грамотности родителей;

· повышение профессиональной компетентности педагогов;

· обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

· продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Наличие в ДОУ специалистов даёт возможность осуществлять информационную поддержку родителей, оказывать квалифицированную консультативную помощь в вопросах воспитания и развития детей.

ДОУ посещают дети из 130 семей, среди которых:

7 - многодетные семьи;

– семей с двумя детьми

В 15 семьях за последние полтора года родились младшие братья и сестры.

В ДОУ созданы необходимые условия для организации совместных мероприятий с родителями, проведены индивидуальные консультации по их запросам: изолированные музыкальный и физкультурный зал, кабинет для индивидуальных занятий с специальным педагогом и педагогом - психологом, методический кабинет, обеспеченный литературой, пособиями, играми.

Таким образом, созданные в ДОУ условия должны способствовать успешной реализации проекта.

Наш детский сад имеет многолетний опыт социального партнерства с различными организациями и учреждениями социума. Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:

  • взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры

ü детской школой искусств ( дети школы искусств выступают у нас в детском саду, посещение воспитанниками ДОУ концертных мероприятий в школе, наши воспитанники занимаются в школе искусств);

ü Дворцом культуры и Домом детского творчества (просмотр театральных постановок);

ü краеведческим музеем и музеем камня, другими учреждениями города: проводятся встречи с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки.

· с семьями воспитанников детского сада

ü самая спортивная семья (фоторепортажи лучшего семейного опыта по укреплению здоровья детей семей Колесниченко, Архиповых и т.д.);

ü мастер-класс семьи (творческая мастерская с семьями Чкадуа, Белой т.д.);

ü день с семьей (прогулки выходного дня в семьях Вышегородцевых, Язевых и т.д.);

ü на даче с семьёй (интервьюирование семейных традиций Калининых, Быстровых, Петровых и т.д.);

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

· добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.

Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.

Задачи данного этапа:

ü анализ объектов социума для определения целесообразности установлениясоциального партнерства;

ü установление контактов с организациями и учреждениями города и т.д.;

ü определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

Следующий этап – практический .

Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума.

Задачи данного этапа:

ü формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;

ü разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада;

ü разработка методических материалов для реализации данных проектов;

ü разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.

И последний – заключительный этап.

Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

ü проведение анализа проделанной работы;

ü определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства, если оно заинтересовано:

ü в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;

ü в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;

ü в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимоотношения ДОУ и семьи. Воспитывать детей вежливости , уважению к семейным ценностям.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Социальное партнёрство детского сада и семьи

как средство приобщения дошкольников

к социокультурным нормам

Актуальность проекта

Актуальность инновационного проекта состоит в его социальной значимости, которая обусловлена современной государственной политикой в сфере образования. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы.

Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.

Данный проект нацелен на позитивное изменение отношений между субъектами образовательного процесса (педагогами, родителями и детьми) по взаимодействию детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. Не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать всё, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.

В соответствии с ФГОС ДО любая дошкольная организация должна создать такую образовательную среду, которая:

Стандарт направлен на решение следующих социальных задач (п. 1.6):

Поэтому, согласно требованиям ФГОС ДО, педагогическому коллективу нашего детского сада необходимо было пересмотреть всю работу с родителями ДОУ, найти инновационные подходы взаимодействия детского сада и семьи.

Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.

Участники реализации проекта:

- администрация МБДОУ с. Бобровка – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;

- педагоги и специалисты МБДОУ с. Бобровка– взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, в планировании и организации попечительского совета дошкольного учреждения, обмениваются опытом семейного воспитания;

- дети – участвуют в совместных мероприятиях.

Основная идея проекта: позитивное изменение отношения к социальному партнерству, как к взаимовыгодному сотрудничеству детского сада и семьи по усвоению дошкольниками социокультурных норм в рамках внедрения ФГОС ДО.

Цель проекта: позитивное усвоение социокультурных норм дошкольниками через развитие социального партнерства ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ с. Бобровка

Задачи проекта:

1. Создать условия для усвоения детьми социокультурных норм в совместной деятельности через установление отношений сотрудничества между субъектами образовательного процесса.

2. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через повышение уровня воспитательных умений и педагогической культуры родителей, пропаганду позитивного опыта семейного воспитания, лучших семейных традиций, здорового образа жизни.

3. Изменить формы и методы вовлечения родителей, как полноправных участников образовательного процесса, в деятельность ДОУ по усвоению дошкольниками социокультурных норм.

4. Проведение мониторинговых исследований по реализации проекта.

Ключевые понятия:

Социальное партнерство - взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Социокультурные нормы - относительно устойчивые образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого.

Социальная успешность – это сбалансированное равновесие личности и социума, устанавливающееся в процессе достижения личностно значимых целей, связанных с повышением качества жизни сообщества, которое обеспечивает индивиду адекватные вкладу социальные дивиденты [8]

Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Партнерство - взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат.

Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе МБДОУ ;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом и семьей.

- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.

Перспектива дальнейшего развития проекта:

- опыт деятельности МБДОУ с. Бобровка по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных образовательных учреждениях района.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

Цель – определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной;

Цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный;

Цель – подведение итогов социального партнерства ДОУ и семьи.

- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Критерии эффективности:

- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий;

- согласованность действий педагогов и родителей;

- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;

- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

1 этап – подготовительный.

Мероприятия

Адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка.

Изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.

Изучить предполагаемую роль родителя в организации совместных мероприятий.

Установление индивидуальных контактов с каждой семьей для определения направлений взаимодействия

Изучение предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий.

Создание творческой группы

Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта

Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета и региона

Формирование банка данных и банка методических идей по реализации проекта

Совещание при заведующей с

- анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов

- определение основных направлений деятельности по реализации проекта;

- организация творческой группы;

- определение тем для встреч с родителями младших групп в рамках работы ДОУ .

- разработка плана внедрения проекта.

- выработка единой системной и

последовательной работы по реализации проекта.

6. Подготовка нормативной базы для реализации проекта.

- издание Приказа заведующей о реализации проекта,

- подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста

2 этап – основной.

Мероприятия

Сотрудничество с родителями по управлению проектом

Заседание Родительского комитета

Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта

Ознакомление родителей ДОУ с нововведениями в правовом регулировании в системе образования.

Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОУ.

Координационное совещание администрации ДОУ, творческой группы педагогов и родителей

Промежуточное координирование деятельности участников проекта.

Создание совместных проектов

Социальный проект по благоустройству территории ДОУ

Включение родителей в совместные дела ДОУ и групп

Участие родителей в образовательной работе (в НОД, в кружковой деят-ти, в режимных моментах), в праздниках, развлечениях и тематических выставках.

День открытых дверей

Участие родителей совместно с детьми в конкурсах, фестивалях и конференциях

Пропаганда интересного опыта семейного воспитания, лучших семейных традиций, здорового образа жизни

Конкурсы рисунков, фотографий.

Использование интернет-ресурсов, в том числе и сайта ДОУ

Работа Центра игровой поддержки ребенка

Ознакомление родителей с темами встреч в ДОУ

Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ.

Предоставление памяток для родителей по темам встреч

Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам

Использование интернет-ресурсов, в том числе и сайта ДОУ

В течение реализации проекта

3 этап – заключительный.

Мероприятия

Совещание при заведующей с членами творческой группы.

Заседание Родительского комитета

Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными ранее

Семинар для ДОУ района

Представление результатов реализации проекта

Общее родительское собрание

Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проект.

Выставки для детей и родителей:

Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта

Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете

Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями


Содержимое разработки

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тема инновационного проекта:

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями.

Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МАДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства.

Цель проекта: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ.

Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.

Участники реализации проекта:

- администрация МБДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение;

- педагоги и специалисты МАДОУ – взаимодействуют с родителями и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

- дети – участвуют в совместных мероприятиях.

- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;

- установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами МАДОУ;

- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей;

- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей;

- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни;

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МАДОУ, как полноправных участников образовательного процесса;

- пополнить ресурсную базу ДОУ.

Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе МАДОУ;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.

- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.

Срок реализация проекта: с сентября 2015 г. по май 2016 г.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; срок реализации – сентябрь 2015 г.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

2 этап – основной; срок реализации - октябрь 2015 г. – апрель 2016 г.

Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

3 этап – заключительный; срок реализации – май 2016 г.

Цель – подведение итогов социального партнерства ДБОУ и семьи.

- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.

- согласованность действий педагогов и родителей;

- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;

- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ

1 этап – подготовительный. Срок реализации: сентябрь 2014 г.

- адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка.

- изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом.

2. Опрос родителей с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий.

- установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия

3. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий.

- формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта

4. Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета, региона и т.д.

- формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта

- анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов

- определение основных направлений деятельности по реализации проекта;

- организация творческой группы;

- разработка плана внедрения проекта.

- выработка единой системной и

последовательной работы по реализации проекта.

6. Подготовка нормативной базы для реализации проекта.

- издание Приказа заведующей о реализации проекта,

- подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании родительского клуба и педагогической гостиной

- заключение договора с Центром экологии

2 этап – основной. Срок реализации: октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.

Сотрудничество с родителями по управлению проектом

Заседание Родительского комитета

Донесение до родителей в группах членами родительского комитета начала внедрения проекта.

Ознакомление родителей ДОУ с нововведениями в правовом регулировании в системе образования.

Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОУ.

Координационное совещание администрации ДОУ, творческой группу педагогов и родителей.

Промежуточное координирование деятельности участников проекта.

Координационное собрание для родителей 2-х младших, средних групп

Беседа, обмен опытом, ответы на интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ.

Предоставление памяток для родителей по темам встреч.

Информатизация о ходе и результатах совместных встреч.

Создание тематических памяток для родителей.

Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам.

В течение реализации проекта

День открытых дверей.

Приглашение родителей на занятия по развитию речи.

Координационное собрание для родителей средних, старшей и подготовительных групп.

Активизация и привлечение родителей к совместной деятельности.

Участие в экологических акциях совместно с Центром экологии и туризма г. Калининграда.

Экологическое воспитание дошкольников.

Познавательное развитие дошкольников.

Создание фотоколлажей, семейных стенгазет по итогам индивидуальных поездок и посещения интересных мест Калининградской обл. родителей с детьми.

Обмен педагогическим опытом с родителями.

По итогам мероприятий

Посещение мест воинской славы. Участие в автопробеге, посвященном Дню Победы.

Патриотическое воспитание дошкольников.

Проведение тематических занятий с участием родителей.

Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализуемой в ДОУ программе.

По плану воспитателей

Создание учебных презентаций, по итогам совместных и индивидуальных походов, поездок и др.

Учебные тематические презентации создаются с целью дальнейшего использования в образовательном процессе с воспитанниками ДОУ.

В течение реализации проекта

В рубрике освещаются проводимые мероприятия в рамках партнерства детского сада и семьи.

В течение реализации проекта

Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства

В течение реализации проекта

3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2015 г.

1. Совещание при заведующей с членами творческой группы.

2. Заседание Родительского комитета

Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными

Семинар для ДОУ муниципалитета

Представление результатов реализации проекта.

Общее родительское собрание.

Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта.

Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете.

Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями.

Создание папки по итогам реализации проекта.

Обобщение опыта работы.


-75%


Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения. Эти изменения обусловливают как позитивные тенденции развития дошкольного образования, так и сложные проблемы, требующие решения: обеспечения качества образования, как главной задачи российской образовательной политики, а так же привлечения социально-педагогических сил в дошкольное образование как одного из факторов развития образовательной среды дошкольных организаций.

На современном периоде модернизации российского образования впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в 2013 году обеспечивает исполнение государственных гарантий и направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на первой ступени образования — дошкольном образовании.

Сегодня, впервые в истории нашей культуры, дошкольное детство стало особым, самоценным уровнем образования. Стандарт выступает как своего рода социальная матрица, что позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства.

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изменение нормативно — правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно — образовательные услуги дошкольного учреждения.

Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно — образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка — дошкольника.

Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи — это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители — это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.

В основу союза партнерства положено единство взглядов на воспитание детей: педагог не поучает, а советует и размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОО. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка. Пример открытости показывает педагог, вызывая родителей на общение, информируя о достижениях ребенка. Он дает почувствовать родителям, что их проблемы ему небезразличны. Это и есть открытость и доверительность. Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы внесёт разнообразие пребывание детей в детском саду.

Одна из действенных форм привлечения родителей к активному участию в воспитательно — образовательном процессе и сотрудничеству — встречи, родительские собрания за круглым столом с чаепитием. Они помогают сплотить родителей и сделать их союзниками в воспитании, активизировать потенциал семей. Многие родители испытывают определенные трудности во взаимодействии со своими детьми, потому что не могут найти время для занятий, игр и общения с ними. Тесное педагогическое взаимодействие позволяет вовлечь родителей в педагогический процесс, сделать его гибким, дифференцированным. Так педагоги и родители воспитанников постепенно объединяются в команду единомышленников, имеющих общую цель — вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей. [2]

Важнейшими критериями социального партнерства считаются общие интересы и равенство сторон. В дошкольных учреждениях советского периода, ни о каком равенстве родителей с администрацией и педагогическим коллективом не могло быть и речи условия пребывания в учреждении озвучивались исключительно со стороны учреждения. Однако жизнь диктует новые правила. И вот уже родители — полноправные партнеры, которые могут предъявлять свои требования учреждению, где воспитываются их дети. [3]

Система дошкольного образования, постепенно превращаясь в открытую педагогическую систему, закрепляет за родителями возможность быть полноправными участниками педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Такой подход позволяет педагогам и родителям совместно выстраивать единое образовательное пространство, характеризующееся общностью целей, задач, методов, требований по отношению к ребенку. Исходя из идеи установления отношений социального партнерства между педагогами и родителями, родители должны занять в воспитании и развитии дошкольников не только партнерскую позицию, но быть готовыми к осуществлению оценки качества дошкольного образования.

Тем не менее, сегодня можно говорить о ряде проблем в организации социального партнерства между педагогами и родителями в дошкольном образовании. И прежде всего эти проблемы связаны с готовностью педагогов и родителей к взаимодействию, к совместному решению задач воспитания и развития дошкольников.

Оценивая отношение родителей к взаимодействию, социальному партнерству с педагогами дошкольных учреждений, следует отметить, что к сожалению, большинство современных родителей к реализации этих задач не готовы или недостаточно готовы. [1]

1. Березина, Т. А. Социальное партнёрство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения/ Т. А. Березина //Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 10. — С.24 –33.

3. Рыбак Е. В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Е. В. Рыбак //Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 10. — С.16 –22.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, родитель, социальное партнерство, детский сад, педагог, Федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольная образовательная организация, дошкольное детство, единое образовательное пространство, педагогический процесс.

Похожие статьи

Организация социального партнерства дошкольной.

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных.

‒ вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи и строится на определённых принципах.

Проектирование развития открытого образовательного.

Ключевые слова: проектирование, открытое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, социальное партнерство.

Система установления социального партнерства дошкольной.

Ключевые слова: социальное партнерство, социальная активность, социальный диалог, дошкольная образовательная организация.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как.

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Организация образовательного процесса в дошкольной.

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Педагогические условия организации социального.

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Социальное партнерство — способ социализации здорового.

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, родитель, социальная действительность, массовая информация.

Организация социального партнерства дошкольной.

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных.

‒ вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи и строится на определённых принципах.

Проектирование развития открытого образовательного.

Ключевые слова: проектирование, открытое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, социальное партнерство.

Система установления социального партнерства дошкольной.

Ключевые слова: социальное партнерство, социальная активность, социальный диалог, дошкольная образовательная организация.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как.

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Организация образовательного процесса в дошкольной.

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Педагогические условия организации социального.

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Социальное партнерство — способ социализации здорового.

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, здоровый образ жизни, родитель, социальная действительность, массовая информация.

Читайте также: