Методическое сопровождение игровой деятельности в доу

Обновлено: 06.07.2024

Методические рекомендации посвящены вопросам эффективной организации игровой деятельности детей дошкольного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Правильно организованная игровая деятельность для детей в виде сюжетно-ролевой игры способствует развитию их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности.

Методические рекомендации адресованы специалистам дошкольных учреждений: воспитателям, старшим воспитателям.

Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями и интересами родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, фильмы и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

С принятием ФГОС игра действительно становится содержанием и формой организации жизни детей. И сегодня игровые моменты, ситуации и приемы на протяжении всего образовательного процесса в режиме дня включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Современные требования и введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования предлагают нам осознанно переосмыслить подходы в организации образовательного процесса и определить особенности формирования игровой деятельности детей в режиме дня.

"Для реализации образовательной программы ДОУ, построенной в целом на игре, дети должны желать и уметь играть. Для того, чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств детей, сама игра должна иметь определённый уровень развития, соответствующий возрасту".

Стандарт в обязательном порядке требует от педагога обеспечения условий ". для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста", ". для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности "(пункт. 3.2.5 ФГОС ДО), что подразумевает "поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства".

Детство и игра – это две половинки единого целого. Проблема организации творческих игр детей дошкольного возраста всегда волновала воспитателей, но сегодня волнует по-особому. Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, что позволит педагогу достичь формирование целевых ориентиров, обозначенных в Стандарте. По данным Е.О.Смирновой уровень развития игры современных детей невысок – лишь 5% дошкольников имеют высокий уровень развития игровой деятельности. Прямым следствием недостаточного развития игровой деятельности является ряд проблем, которые фиксируются как специфические характеристики современных детей: - недостаточная социальная компетентность детей – неумение наладить отношения со сверстниками, невозможность самоорганизации детей; - трудности коммуникации: бессодержательное общение, детям неинтересно общаться друг с другом; - снижение энергичности детей, желания активно действовать; - не сформирована потребность играть, дети не проявляют инициативы в игровой деятельности; - несформированность воображения, детям трудно воспринимать информацию на слух, отмечается снижение любознательности; - недоразвитие воли и произвольности, ситуативность поведения; - несформированность психических процессов. Учитывая всё вышеуказанное, постараемся выстроить алгоритм встраивания игры в целостный образовательный процесс. В первую очередь нужно правильно определить место игры в режиме дня и структуре образовательной программы. Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность может продолжаться в течении всего времени пребывания ребёнка в ДОО. Образовательная деятельность в рамках занятий в обязательном порядке включает организацию дидактических игр (подвижные, музыкальные, математические, разнообразные обыгрывания предлагаемого материала и т.п.) в соответствии с содержанием работы по образовательным областям.

На прогулках. либо во вторую половину дня с отдельными детьми или небольшими подгруппами педагог может организовывать досуговые, подвижные, народные, театрализованные игры, игры с правилами и пр. Кроме того, выступая носителем игрового опыта, педагог передаёт его детям в ходе совместных сюжетных игр, которые лучше также организовывать не "фронтально" со всей группой, а с теми детьми, которые сами выражают желание поиграть. Подобная деятельность представляет собой организацию разнообразных культурных практик, о которых говорится в стандарте.

Во-вторых, следует понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей. В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Педагог, развёртывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку из двух-трёх многократно повторяющихся действий. По мере накопления впечатлений и игрового опыта у малышей формируются и развиваются игровые действия, они начинают словом обозначать свою роль, понимать условности игровой ситуации. Сюжет игры малышей несложен: в нём дети преимущественно отражают быт семьи, детского сада. Всё это способствует становлению сюжетно-ролевой игры. Руководство играми детей среднего возраста проявляется в обогащении содержания возникающих игр, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры; формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Возникают новые темы, связанные со знаниями, полученными ребёнком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из мультипликационных фильмов и др. Одна игра включает в себя несколько взаимосвязанных игр ("Путешествие с доктором Айболитом", "Мини маркет", "Морское путешествие", "Детское кафе", "Цирк"), что способствует расширению тематической направленности сюжетных игр, служит формированию высокого уровня игровой деятельности детей. У детей старшего дошкольного возраста обогащается игровой опыт, появляются более сложные игры. Их содержание развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни. В играх дети отражают специфику деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг другу в процессе труда ("Салон красоты", "Ветеринарная лечебница", "Ателье мод", "Фотостудия", "Олимпиада", "Исследователи", "Аэропорт", "ГИБДД", "Служба спасения", "Путешествие во времени" и др.),. Свободная игровая деятельность детей сопровождается организацией педагогической поддержки перехода к играм-диалогам, играм фантазированиям, играм в самодеятельной предметной среде. На данном этапе дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом, организовать собственное игровое пространство.

В-третьих, следует использовать грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности. Мы педагоги используем в своей работе традиционные методики: метод поэтапного формирования способов игры (Н.Я.Михайленко, Н,А,Короткова), метод комплексной поддержки самодеятельных игр (С.П. Новосёлова, Е.В. Зворыгина)

Комплексный метод включает в себя четыре компонента:

обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;

обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);

создание развивающей предметной среды;

активизирующее общение взрослых с детьми.

Непревзойдённой по своему развивающему эффекту и по влиянию на обогащение сюжетов детских игр была и остаётся хорошая детская художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные "миры" с удивительными персонажами и сюжетами.

Художественные тексты, а также мультфильмы заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и темой игры. Так, игровая комната может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей; в опушку леса, где живёт Вини-Пух или Баба-Яга. Требования современной жизни заставляют нас постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Но одних только знаний и впечатлений для появления игры будет недостаточно. Детям нужно освоить способы реализации, воплощения этого опыта в игровой форме. Эту задачу решает второй компонент метода.

Этапы развития игровых умений детей подробно раскрыты в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой: в 2-3 года - формирование у детей условного игрового действия, в 3-5 лет - формирование ролевого поведения; в 5-7 лет - формирование способов творческого сюжетосложения.

Обогащение игрового опыта детей реализуется в ходе совместных игр с носителями игровой культуры (старшими детьми или "играющими" взрослыми). Знакомя детей с разными играми, не следует форсировать события, предлагая каждый день всё новые и новые их варианты. Принцип "Дайте детям наиграться" применим не только к дошкольному возрасту, но и к каждой конкретной игре в отдельности. Этот принцип приводит в соответствие обучающую инициативу взрослого и возможности детского развития: индивидуальный темп усвоения тех или иных содержаний, проживание значимых событий. овладение теми или иными умениями в самых разнообразных играх.

Для реализации того или иного игрового опыта необходима соответствующая игровая предметная среда. Организация предметно-игровой среды в группе предполагает не только учёт возрастных особенностей детей, но и умелую трансформацию этой среды в зависимости от игровых интересов детей. В младших группах какие-то игрушки можно временно убрать, какие-то вовремя предложить; показать детям, как можно использовать в игре предметы-заместители. В старших - отказаться от стандартных игровых уголков, предоставив детям возможность обозначать или создавать среду своей игры самостоятельно, используя и модульные варианты, и традиционные игрушки, и игрушки - самоделки.

Большую помощь в пополнении предметной игровой среды могут оказать родители, вовлеченные в образовательный процесс через проектную деятельность.

Но даже в самой замечательной игровой среде детям бывает нужна вовремя оказанная помощь, подсказанная идея, предложенный сюжет, новый персонаж или новый поворот развития событий. Активизирующее общение со взрослым позволяет решать эти задачи.

Для обогащения содержания детских игр младшим детям лучше помогать, задавая вопросы, помогающие им ставить и решать новые игровые задачи, а в старших группах хорошей стратегией, которую отмечали Е.Е. Кравцова, Л.В. Логинова и др., будет - "мешать игре", т.е. создавать критические ситуации, разрушать привычные игровые шаблоны, провоцировать на поиск новых игровых задач.

Вообще в самодеятельные игры старших дошкольников вмешиваться, как правило, не стоит. Исключение составляют случаи, когда они сами приглашают взрослого в свою игру или игра "разваливается" на глазах. Всё, что нужно, дети перенесут в свою игру сами.

Именно проектная технология позволит на протяжении всего дня активно вовлекать детей в игровой процесс, где действительно обучающие дидактические игры, проблемные ситуации, активизирующее общение по настоящему связаны с формированием сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе. Любой проект включает в себя комплекс форм, методов и приёмов, направленных на повышение роли игр.

Основные этапы метода проектов включают:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра ("Играют мальчики. Играют девочки", "Наши сюжетно- ролевые игры", и др.), дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей. Понимая важность игровой деятельности в развитии детей наши родители - активные участники образовательного процесса и формирования сюжетно-ролевой игры.

Для вовлечения родителей в образовательный процесс следует использовать разнообразные формы работы: совместные мероприятия по физической культуре, день "Родитель-воспитатель", родительский день "Гость группы". конкурс семейных талантов "Минута славы мам и пап", "День матери", "ТВ-ШОУ счастливый миг", "В мастерской художника", дни добрых дел и др. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Это способствует развитию у родителей навыков играть со своими детьми.

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в различных видах детской деятельности необходимо для развития их собственного ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Итак, одним из главных условий становления и развития игры является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребёнком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую выполнение стандартов дошкольного образования.

3. Трифонова Е.В. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования //Детский сад от А до Я. 2015. №5. С.4.

Автор: Светлана Анатольевна Юрлова

Организация: МБДОУ детский сад №11 Светлячок

Населенный пункт: Нижегородская область город Сергач

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования заключается в модернизации дошкольного образования, реализации требований Профессионального стандарта к профессиональной компетентности педагогов, в едином подходе к пониманию профессиональных компетенций педагога ДОО, обеспечивающих его готовность не только к реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС, но и к созданию комплекса условий для полноценного психического и личностного развития детей.

Такие ученые, как Р.И.Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А.П.Усова, Е.В. Зворигинова, С. Л. Новоселова, Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко изучали игровую компетентность как вид профессиональной компетентности педагога.

Е.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова трактуют рассматриваемый феномен с точки зрения готовности и способности педагога эффективно применять методики обучения детей в игре. Для этого воспитателю необходимо понимать специфику игры, иметь представление о том, какая она должна быть на каждом возрастном этапе дошкольного детства, владеть практическими приемами организации игровой деятельности и самому уметь играть с детьми разного возраста.

Основная цель методического сопровождения педагогов ДОО это повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО в процессе игровой деятельности.

Основными задачами методического сопровождения педагогов выступают такие как:

  • получение информации о возможностях, потребностях и интересах педагогов, качестве их профессиональной деятельности;
  • проектирование и помощь в реализации маршрута профессиональной деятельности воспитателей в контексте решения общих задач дошкольного образовательного учреждения;
  • взаимодействие с воспитателями, координировать их взаимодействие друг с другом и с другими субъектами педагогического процесса;
  • процесс самообразования, повышать собственный уровень профессиональной компетентности.

Различные ученые выделяют следующие этапы методического сопровождения организации игровой деятельности:

  1. Аналитико-диагностический этап – предполагающий выявление проблемы в профессиональной деятельности воспитателя, осознание им необходимости ее решения с помощью более компетентного специалиста и последующее совместное формулирование вариантов дальнейших действий;
  2. Проектировочный этап, включающий совместное проектирование маршрута профессиональной деятельности воспитателя, раскрывающего механизма решения возникшей проблемы;
  3. Этап реализации маршрута профессиональной деятельности педагога, заключающийся в оказании систематической помощи старшим воспитателем педагогу при реализации маршрута профессиональной деятельности, путем использования наиболее адекватных профессиональным и личностным особенностям воспитателя методов и приемов.

В образовательной деятельности работа педагога подразделяется на несколько этапов, которые являются составной частью деятельностного аспекта личного вклада в развитие образования. Вот некоторые из них:

I этап это формирование мотивационно – ценностного отношения педагога к собственной профессиональной деятельности, приведении ее в полное соответствии с требованиями ФГОС ДО, изменение подходов к построению развивающего общения с детьми, создание условий в образовательном процессе для развития игры как деятельности и использованию ее как педагогической формы.

II этап заключается в формировании системы психолого-педагогических знаний педагогов, отражающих методологию развитие их игровой компетентности, но и обучение игровой деятельности: умениям играть, включаться в воображаемую ситуацию, управлять собственной игрой, произвольно конструировать профессиональную позицию.

Таким образом, основными видами деятельности методического сопровождения развития игровой компетентности педагогов являются организационно-подготовительный (подборка программно-методического обеспечения), рефлексивно – диагностический-проектировочный (подбор диагностического инструментария для изучения педагогом своих профессиональных возможностей, уровня родительской компетентности в проблеме игра), практический(анализ индивидуальных планов педагогов, участвующих в игре, обсуждение различных форм повышения квалификации педагога), заключительный (разработка рефлексивных листов, включающие вопросы по рефлексии и самоанализу игровой деятельности).

Список использованной литературы:

2. Андреева, А.Д. Особенности психического развития дошкольников в современных цивилизационных условиях/ А.Д.Андреева// Вестник Мининского университета, - 2013. -№2.

3.Асаева, И. Н. Развитие профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореф. дис…канд. Пед.наук/ И.И. Асаева. - Екатеринбург, 2009. – 23 с.

4.Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: дис….канд. пед. Наук/ Л.Н. Атмахова. - Екатеринбург, 2006. – 177 с.

5.Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы/ К.Ю. Белая. – М.: Перспектива, 2010. – 290 с.

6.Бичева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис. …канд. Пед. Наук/И.Б. Бичева. – Н.Новгород, 2003.-24 с

7.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка./Л.С. Выготский // Журнал Психологического общества имени Л.С. Выготского. – 200. - №1, - с.2 – 18

9. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. — М., 1975. — 111 с.

10. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника / под ред. А. В. За- порожца, А. П. Усовой. — М. : Просвещение, 1966. — с. 5—10.

11. Комарова, И. А. Исследование феномена профессионально-игровой компетентности будущих специалистов ДОУ / И. А. Комарова, А. А. Кулешова, Н. Г. Здорикова // Вектор науки. — 2010. — № 3.

12. Кравцов, Г. Г. Психологические проблемы начального образования / Г. Г. Кравцов. — Красноярск : Красноярский ун-т, 1994. — 142 с.

13. Кравцова, Е. Е. Развитие воображения / Е. Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 12. — с. 34—37.

14. Кравцова, Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е. Е. Кравцова. — М. : Просвещение, 1996. — 160 с.

15. Кравцова, Е. Е. Педагогика и психология / Е. Е. Кравцова. — М. : Форум, 2009. — 394 с.

16. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова; Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1991. — 152 с.

17. Кротова, Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. В. Кротова. — М., 2005. — 24 с.

Кротова, Т. В. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т. В. Кротова. — М., 2005. — 24 с.

18. Кузнецова, О. З. Методическая служба как фактор развития профессиональной компетентности педагогов : авто- реф. дис. . канд. пед. наук / О. З. Кузнецова. — Улан-Удэ, 2004. — 21 с.

19. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3. — с. 19—31.

20. Лосев, П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ/ П. Н. Лосев. — М., 2011. — 152 с.

21. Лотова, И. П. Формирование профессионально- игровой компетентности педагогов доо / и. П. Лотова // управление дошкольным образовательным учреждением. — 2015.- №8 – с.46-54.

22. Майер, А. А. Основания построения и реализации мониторинга профессионального становления педагога в вузе / А. А. Майер // Стратегия дошкольного образования в XXI веке: проблемы и перспективы : материалы научно- практ. конф., посв. 80-летию основания ф-та дошкольной педагогики и психологии МПГУ — М. : МПГУ, 2001. — с. 380—382.

24. Майер, А. А. Рефлексивный мониторинг формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования: автореф. дис. . канд. пед. наук / А. А. Майер. — Барнаул, 2002. — 24 с.

25. Майер, А. А. Структурно-функциональная модель профессиональной компетентности педагога // Вестник БГПУ: Психолого-педагогические науки. — 2002. — Выпуск 2. — с. 80—91.

26. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая. — М. : Просвещение, 1982. — 128 с. 27. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — М. : Просвещение,1990. — 160 с.

27. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — М. : Просвещение,1990. — 160 с.

28. Модина, И. А. Развитие игровой деятельности педагогов как условие психологической подготовки детей к школьному обучению : автореф. дис. . канд. психол. наук / И. А. Модина. — М., 2008. — 27 с.

29. Новицкая, В. А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения : автореф. дис. … канд. пед. наук / В. А. Новицкая. — сПб., 2007. — 20 с.

30. Новоселова, С. Л. Игра дошкольника / с. Л. Новоселова. — М. : Просвещение, 1989. — 286 с.

. Новикова, Т. С. Психологическое значение сюжетно- ролевой игры в онтогенезе личности : автореф. дис. … канд. психол. наук / Т. С. Новикова. — М., 2006. — 29 с.

32. Проблемы психологии развития//Материалы конференции «Психическое развитие в онтогенезе : закономерности и возможности периодизации. Москва, 19 – 22 октября 1999 года/ Е.Е.Кравцова, В.Ф.Спиридонова. – М.: Вера Медика, 2000, - 384 с.

34. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС ДО / ред., сост.: и. а. бурлакова, Г. в. дон, т. Л. кузьмишина. — М. : Гбоу вПо МГППу, 2014. — 158 с.

35. Разина, Н. В. Психологическое содержание кризиса трех лет : автореф. дис. . канд. психол. наук / Н. в. рази- на. — М., 2002. — 25 с.

36. Самолетова, Е. В. Преемственность в развитии пред- метно-манипулятивной деятельности на разных этапах он- тогенеза / е. в. самолетова // Проблемы преемственности и непрерывности образования в психическом развитии де- тей. — М. ; красноярск, 1999.— с. 47—57.

37. Смирнова, Е. О. игра в современном дошкольном об- разовании / е. о. смирнова // Психологическая наука и об- разование.— 2013. — № 3. — с. 92—97.

38. Третьяков, П. И. доу: управление по результатам / П. и. третьяков, к. Ю. белая. — М., 2011. — 290 с.

39. Тумакова, О. Е. Формирование личностно-профессиональной позиции воспитателя детского сада в процессе повышения квалификации : автореф. канд. … пед. наук / о. е. ту- Макова. — Тольятти, 2009. — 24 с.

40. Фомичева, Т. П. Психологические основы личностно- ориентированного педагогического образования в системе повышения квалификации : автореф. дис. … канд. психол. наук / т. П. Фомичева. — М., 2002. — 27 с.

41. Шарапова, С. А. игровая позиция воспитателя как условие развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников / с. а. Шарапова // современные наукоемкие технологии.— 2013. — № 7(2). — с. 176—177.

42. Усова, А. П. роль игры в воспитании детей / а. П. Усова. — М. : Просвещение, 1976. — 96 с. 43. Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов / о. а. Хохлова // справочник старше- го воспитателя. — 2010. — № 3. — с. 4—12.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическое сопровождение педагогов по игровой деятельности детей дошкольног.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методическое сопровождение педагогов по игровой деятельности детей дошкольног.

Методическое сопровождение педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста Подготовила: Хомутинина Татьяна Александровна МДОУ “Детский сад № 28”

Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс).

Методическое сопровождение – целостная, основанная на достижениях науки и пе.

Методическое сопровождение – целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на: Повышение профессионального мастерства каждого педагога. Развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива. Повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса. К.Ю. Белая

Методическое сопровождение педагогического процесса в современном ДОУ - это д.

Методическое сопровождение педагогического процесса в современном ДОУ - это деятельность, которая совершенствует и развивает профессиональную компетентность педагогов в вопросах качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса

Способы методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в.

Способы методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ: 1. Информационно-аналитический. Формирование банка данных о профессиональных качествах педагогов, выполнении программ, педагогическом опыте, новых исследованиях в педагогике, психологии, дидактике. 2. Мотивационно - целевой. Определение целей и задач научно- методической работы коллектива, самообразования педагогов, формы и методы учебно-воспитательной работы в детском саду. 3. Планово-прогностический. Организация открытых занятий, конкурсов, дней открытых дверей. Проведение диагностики детей, анкетирование педагогов, родителей. 4. Контрольно-диагностический. Осуществление внутреннего контроля, с целью оценки качества учебно-воспитательного процесса, предметно-развивающей среды. 5. Регулятивно - коррекционный. Корректировка и оперативная помощь педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, повышения квалификации, экспериментально-поисковой работе.

Формы организации методического сопровождения: 1.Групповые формы : Взаимопосе.

Формы организации методического сопровождения: 1.Групповые формы : Взаимопосещения, консультации, семинары - практикумы, творческие и рабочие группы, деловые игры, смотры-конкурсы, открытые показы, круглый стол, педагогические советы, участие педагогов в методических объединениях района, участие научно-практических конференциях, педагогические ринги, КВН, брифинги, коучинги, мозговые штурмы и т.д. 2. Индивидуальные формы : стажировка, собеседование,самообразование, наставничество, индивидуальные консультации, беседы, контрольно-аналитическая деятельность (тематический контроль, оперативный контроль, предупредительный и сравнительный контроль), методическая помощь в организации РППС, методическая помощь в организации работы с родителями.

Цель методического сопровождения педагогов: оказание помощи педагогу и всему.

Цель методического сопровождения педагогов: оказание помощи педагогу и всему педагогическому коллективу в повышении и развитии их профессиональной компетенции для достижения качественных результатов в своей педагогической деятельности. Цель методического сопровождения педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста: Разработать систему методических мероприятий, направленных на формирование профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации и руководству игровой деятельности детей в разных возрастных группах. Задачи: Активизировать знания педагогов о педагогическом сопровождении игровой деятельности дошкольников. Стимулировать педагогов на создание условий в группах ДОУ для организации культурных практик , ориентированных на проявление детьми самостоятельности, и творчества в игровой деятельности.

Педагогический совет №1 Тема:«Создание предметно-игровой среды и её влияние н.


Педагогический совет № 2 Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной соц.

Семинар практикум «Сюжетно-ролевая игра – основной вид ребёнка дошкольного во.

Презентация проектов развития сюжетно-ролевых игр Путешествие в страну музыка.

Презентация проектов развития сюжетно-ролевых игр

Презентация проектов развития сюжетно-ролевых игр

Педагогический совет № 3 Тема: «Роль театрализованных игр в развитии детей до.

Взаимопосещение педагогов «Игры-драматизации во второй половине дня в разных.

Смотр-конкурс центров для театрализованной деятельности

Смотр-конкурс центров для театрализованной деятельности

Важно! Методическая поддержка в: Работе с родителями по теме «Игровая деятель.

Преимущество перспективного планирования игровой деятельности Это дает возмож.

Преимущество перспективного планирования игровой деятельности Это дает возможность предусмотреть последовательное решение задач Имея план, воспитателю при формировании игры легче учитывать и использовать в игре знания, умения и навыки, получаемые детьми на занятиях и в повседневной жизни Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно усложнять способы игрового воспроизведения действительности Планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы

Участие в педагогических конференциях и фестивалях, а также участие в городск.

Методическое сопровождение педагогов по игровой деятельности детей дошкольно.

Методическое сопровождение педагогов по игровой деятельности детей дошкольного возраста – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий для оказания помощи в решении профессиональных задач, способствующих их развитию. Методическая помощь востребована, важна и эффективна!

Краткое описание документа:

Комплексный подход к сопровождению игровой деятельности дошкольников

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Методическое сопровождение воспитателя ДОУ
по обогащению игровой деятельности воспитанников

Комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей

Шамахова Марина Борисовна

Из истории педагогики известно, что мастерство игры передавалось ребенку от уже умеющего играть старшего ребенка в семье, во дворе. Дети естественным образом втягивались в мир игры. В современных условиях большого города дети лишены свободного межвозрастного общения. Таким образом, основная роль по формированию игрового опыта ребенка ложиться на педагога образовательного учреждения и родителей.

Первый этап - это обогащение жизненного опыта детей.

Формами работы с детьми могут быть экскурсии выходного дня, просмотр фотографий и иллюстраций, чтение книг, беседы о профессиях; совместный труд с взрослым и продуктивные виды деятельности.

Второй этап – это обогащение игрового опыта детей. Воспитатель стремиться развить умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. В совместной деятельности с дошкольниками педагоги используют дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные игры. Они должны быть близки по персонажам, содержанию к планируемой сюжетно-ролевой игре. Вместе с тем воспитатель стремиться передать свой игровой опыт в процессе общения с ребенком. Педагог берет на себя главную роль и учит ставить интересную воображаемую цель, показывает новые приемы отображения действительности. Взрослый создает проблемную ситуацию, направленную на сюжетосложение и учит детей комбинировать знакомые игры. Дети двигаются за воспитателем и учатся брать на себя разные роли. Игры такого обучающего характера вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры – это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому.

Третий этап - активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр. Воспитатель способствует развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения, развивает у детей навыки общения с взрослым и сверстниками. Воспитатель берет на себя роль и приглашает к игре детей. Взрослый ведет диалог и привлекает ребенка к цепочке последовательных действий необходимых для игры. Полезно разработать и написать примерные сценарии, алгоритм обучающих игр и включить в него проблемную ситуацию, профессиональные слова и действия. Этот алгоритм может измениться по замыслу играющих детей. Проблемные ситуации могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками. Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемных ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт. У воспитателя есть возможность наблюдать и анализировать умения детей.

Четвертый этап - создание развивающей предметно-игровой среды. Следует создать условия для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек, игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности.

Воспитатель меняет предметно-игровую среду с учетом практического и игрового опыта детей:

- сюжетные игрушки - предметы-заместители – воображаемые предметы;

- подсказывающие развернутые сюжетные ситуации – измененные сюжетные ситуации – самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми. Педагог привлекает детей к:

- совместному изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства;

- изменению игровой среды на основе общего замысла;

- совместному составлению алгоритмов игры (старший дошкольный возраст);

- решению игровых проблем, направленных на мотивацию детей к игре.

- использованию предметов – заместителей

Читайте также: